Нетрадиционная изобразительная деятельность как средство развития творчества дошкольника.
статья по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Статья с анализом результатов применения в работе приемов нетрадиционной изобразительной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Нетрадиционная изобразительная деятельность, как средство развития творчества дошкольника.
Подготовила: Швецова Е.Р.
2019г.
…Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
и в трамвае на окне…
Э. Успенский
Неспособных детей, как известно, не бывает. Каждый ребенок талантлив по-своему. Надо лишь вовремя заметить этот талант и помочь малышу его раскрыть. Поэтому так важно с самого раннего возраста развивать в крохе творческое начало. Самое доступное творчество для маленьких детей – это рисование. Кроме того, рисование очень полезно для развития мелкой моторики, воображения, логики. А ведь изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности для дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей.
Поэтому одна из задач педагога – научить разнообразным техникам и приёмам изобразительной деятельности, чтобы разбудить потребность детей к художественному творчеству, чтобы рисование вызывало чувство радости и удовлетворения, чтобы каждый ребёнок, независимо от своих способностей, мог почувствовать себя художником.
Во время работы я столкнулась с проблемой, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится.
Особенно это заметно в средней группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы не достаточно. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Стимулом побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. И мне удалось найти то, что нужно - это нетрадиционные методы рисования.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
- Способствует снятию детских страхов;
- Развивает уверенность в своих силах;
- Развивает пространственное мышление;
- Учит детей свободно выражать свой замысел;
- Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
- Учит детей работать с разнообразным материалом;
- Развивает чувство композиции, ритма, колорита,
- Чувство фактурности и объёмности;
- Развивает мелкую моторику рук;
- Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
- Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Познакомившись с методической литературой различных авторов, поставила перед собой следующие задачи:
- Сформировать у детей технические навыки рисования.
- Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
- Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.
Познакомить дошкольников поближе с нетрадиционным рисованием.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
- Рисование пальчиками;
- Оттиск печатками из картофеля;
- Рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
- тычок жесткой полусухой кистью.
- печать поролоном;
- печать пробками;
- восковые мелки + акварель;
- свеча + акварель;
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошки;
- рисование ватными палочками;
- волшебные веревочки.
А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:
- рисование песком;
- рисование мыльными пузырями;
- рисование мятой бумагой;
- кляксография с трубочкой;
- монотипия пейзажная;
- печать по трафарету;
- монотипия предметная;
- кляксография обычная;
- пластилинография.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
В процессе работы над данной проблемой я убедилась, что овладение техникой нетрадиционного рисования доставляет детям истинную радость. У большинства воспитанников сформировался устойчивый интерес к изобразительной деятельности, вырос уровень изобразительных умений. Дети с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки, то плавно опускающиеся на землю снежинки. Они смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения работы. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
Таким образом, дети, даже не овладев достаточными навыками, могут выразить своё настроение, отношение к происходящему, приготовить подарок или сюрприз для близких людей.
Исходя из вышесказанного, считаю, что нетрадиционная изобразительная деятельность, как средство развития творчества дошкольника, должна входить в жизнь детей с раннего возраста, так как вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования и дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы.
Литература:
1.Аверьянова А.П. «Изобразительная деятельность в детском саду» – М., 2008г.
2.Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» -М.2009г.
3.Кожохина С.К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» – Ярославль, 2009г.
4.Лыкова И.А. «Цветные ладошки», – М., 1998г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники аппликации как средство развития творчества дошкольников» на тему «Мы не ели, мы не пили, бабу снежную лепили»
Познакомить родителей с нетрадиционными техникамиаппликации - из ватных дисков....
Мастер – класс для педагогов: «Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творчества дошкольников»
Мастер – класс для педагогов: «Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творчества дошкольников»...
Мастер-класс «Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творчества дошкольников»
Нетрадиционные виды аппликации– один из наиболее редко практикующихся видов изобразительной деятельности, так как не является обязательным в программах дошкольного образования. В связи с этим от...
Мастер-класс для воспитателей " Нетрадиционные виды аппликации как средства развития творчества дошкольников"
Познакомить педагогов с нетрадиционными видами аппликации, показать приемы и этапы выполнения аппликации....
Мастер – класс для педагогов на тему: «Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творчества дошкольников»
Цель: формирование представления о значении нетрадиционных видов аппликации в развитии творчества детей дошкольного возраста.Задачи: -познакомить с нетрадиционными видами аппликации, показать при...
Мастер – класс «Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творчества дошкольников».
Мастер – класс «Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творчества дошкольников».Цель: способствовать формированию у педагогов представлений о значении нетрадиционных ви...