Рабочая программа
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа)
Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_2_.docx | 32.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание :
1. Пояснительная записка ………………………………………………. 3
2. Учебно-тематическое планирование………………………………….6
3. Содержание работы………………………………………………… ..7
4. Методическое обеспечение программы……………………………....8
5. Список литературы……………………………………………… … 10
Пояснительная записка
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также
передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и
зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения
нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности.
Занятия направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Направленность программы – художественная.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность,
способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Практическая значимость программы. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"
Педагогическая целесообразность . Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование
нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.
Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования: Развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами . Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.
Новизна данной программы. «Разноцветные краски» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Цель программы – развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционного рисования.
Задачи программы:
Развивающие:
- развивать художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность
- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Воспитательные
- воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности
Образовательные:
-Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
-Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой,
скульптурой, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
-Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства,
-Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
-Формировать умение оценивать созданные изображения.
-Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
-Развивать творческие способности детей.
-Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
-Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Отличительные особенности данной программы: Данная программа дополняет государственный образовательный стандарт по художественно-эстетическому развитию; более подробное знакомство с различными нетрадиционными техниками рисования.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы от 6 до 7 лет. Целесообразная наполняемость групп 8-10 человек, состав детей переменный. Набор воспитанников в кружок свободный.
Сроки реализации программы – 1 год.
Режим занятий: общее количество часов: 1год – 36 часов. Занятие проводится во второй половине дня 1 раз в неделю.
Форма проведения занятий: групповая, индивидуальная.
Ожидаемые результаты: Различать виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно – прикладное и народное искусство.
Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.
Использовать в рисовании разные материалы и способы создания изображения.
∙ Называть основные выразительные средства произведений искусства.
∙ Выполнять узоры по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.
∙ Знать особенности изобразительных материалов.
∙ Выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит,
композиция).
∙ Использовать нетрадиционные техники рисования: оттиск, по-мокрому, восковые мелки+акварель, тычок жесткой полусухой кистью, рисование ватной палочкой, граттаж (черно-белый, цветной), монотипия.
∙ Рисовать пальцами, ладонью, кулаком, создавая композицию.
∙ Проявлять фантазию и творческое мышление дорисовывая предложенные пятна, линии,
точки.
∙ Различать и совмещать разные техники традиционного и нетрадиционнного изобразительного искусства.
∙ Различать основные виды ИЗО
∙ Знать имена и работы наиболее известных художников.
∙ Знать основные архитектурные достопримечательности родного города. Уметь передать особенности архитектурных строений.
∙ Уметь передавать особенности человеческого тела взрослого человека и ребенка.
Уметь передавать движение предметов и живых существ.
Учебно-тематический план
№ | Раздел программы | Общее количество часов | В том числе: | |||
теоретические | Практические | |||||
1 | Вводные занятие | 2 | 1 | 1 | ||
2 | Рисование методом тычка жесткой кистью | 2 | 1.5 | 0.5 | ||
3 | Пуантилизм (рисование ватными палочками) | 3 | 2 | 1 | ||
4 | Печатанье листьями | 3 | 2.5 | 0.5 | ||
5 | Сочетание техник рисования (акварель-восковые мелки) | 3 | 2.5 | 0.5 | ||
6 | Монотопия | 4 | 3.5 | 0.5 | ||
7 | Рисование пальчиками | 3 | 2.5 | 0.5 | ||
8 | Рисование сыпучим материалом | 3 | 2.5 | 0.5 | ||
9 | Кляксография | 3 | 2.5 | 0.5 | ||
10 | Рисование по трафаретам | 5 | 4 | 1 | ||
11 | Граттаж | 2 | 1.5 | 0.5 | ||
12 | Рисования свечой | 2 | 1.5 | 0.5 | ||
13 | Итоговое занятие | 1 | 1 | |||
Итого: | 36 | 28.5 | 7.5 |
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема | Содержание | Месяц | |
1 | Знакомство с нетрадиционной техникой рисования | Беседа : Знакомство с нетрадиционной техникой рисования. Правила безопасного труда при работе с ручными инструментами. | сентябрь | |
2 | Рисование методом тычка | Познакомит со способом рисования «тычок» | сентябрь | |
3 | Пуантилизм | Совершенствовать умение детей рисовать ватными палочками. Учить наиболее выразительно отображать в рисунке образ животных и птиц. | октябрь | |
4 | Печатанье листьями | Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя технику печатанья сухими листьями. Развивать чувство композиции, цвета. | ноябрь | |
5 | Сочетание техник рисования | Продолжать учить детей сочетать разные техники (акварель+восковые мелки). Развивать воображение, фантазию. | ноябрь | |
6 | Монотопия | Показать детям новый способ монотопии. Закрепить умение рисовать пейзаж , передавать изображение на переднем и заднем плане. | декабрь | |
7 | Рисование пальчиками | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалом. | декабрь | |
8 | Рисование сыпучим материалом | Учить дополнять рисунок способом рисования сыпучим материалом (манка, соль) | январь | |
9 | Кляксография | Познакомит детей с нетрадиционной техникой рисования – кляксография. Учить раздувать краску для получения рисунка. | январь | |
10 | Рисование по трафарету | Эта техника рисования позволяет детям проявлять фантазию, для создания рисунка, использовать разные техники рисования. | февраль | |
11 | Граттаж | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой граттаж. Упражнять в использовании таких средств, как линия, штрих. | март | |
12 | Рисование свечой. | Продолжать учить детей сочетать технику рисования свечой и акварелью. Развивать воображение, фантазию, цветовосприятие. | апрель | |
13 | Оформление выставки | Выставка работ, изготовленных в течение года | апрель - май | |
14 | Итоговое занятие «Чему мы научились за год» | Подведение итогов работы за год : «Чему мы научились на занятиях?» | май |
Методическое обеспечение программы. Для занятий нетрадиционной техникой рисования в детском саду оборудована групповая комната, оснащенная необходимым количеством столов и посадочных мест, шкафы стеллажного типа, в которых размещаются образцы, поделочные материалы, готовые изделия и др.
Формы проведения занятий:
- индивидуальная
-групповая (по подгруппам)
- фронтальная
При проведении практических занятий педагог следит за соблюдением техник безопасности на занятиях по художественной деятельности. После каждого занятия подводятся итоги, отмечается активность воспитанников, обобщается проделанная работа. В течение учебного года постоянно обновляется выставка детских работ. В конце учебного года в кружке проходит открытое занятие для родителей.
Основные методы работы с воспитанниками:
- наглядные: рассматривание, наблюдение и др.;
- словесные: объяснение, рассказ, беседа, художественное слово и др.;
- практические: упражнение, игровой, выполнение работы.
Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:
∙ акварельные краски, гуашь;
∙ простые карандаши, ластик;
∙ печатки из различных материалов;
∙ наборы разнофактурной бумаги;
∙ восковые и масляные мелки, свеча;
∙ ватные палочки;
∙ поролоновые печатки, губки;
∙ коктельные трубочки;
∙ палочки или старые стержни для процарапывания;
∙ матерчатые салфетки;
∙ стаканы для воды;
∙ подставки под кисти; кисти.
∙ место для выставки детских работ
∙ демонстрационная доска, дидактический материал в соответствии с темами занятий
∙ различные игрушки
∙ наглядный и раздаточный материал, в соответствии с темой занятия.
Список литературы:
1. Программа «От рождения до школы» Под ред Н.Е. Вераксы, Т.С.Комарова , М.А.Васильевой -2е изд. Испр. И доп – М: Мозаика-Синтез, 2011-332с
2. Разноцветный мир, М.Г. Смолякова, СПб, 1999
3. И учеба, и игра изобразительное искусство. М.В. Трофимова, Т.И. Тарабарина. Ярославль. 1987 г.
4. Дошкольникам о живописи. Р. М. Чумичева, М., 1992 г.
5. Обучение детей технике рисования. Т. С. Комарова, М., 1976 г.
6. Русское народное творчество в детском саду. А.П. Усова, М.,1961 г.
7. Изобразительная деятельность в детском саду. И.А. Легкова. М. 2007
8. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Т.С. Комарова, 1991 г.
9. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Г. С. Швайко, 2002 г.
10. Увлекательное рисование методом тычка с детьми. К. К. Утробина, М., 2000 г
11. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации, И.А. Лыкова, М. 2007
12. Энциклопедия рисования , В. Запаренко, СПб, 2000
13 Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 1, Пищикова Н.Г., М, 2006
14. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 2, Пищикова Н.Г., М, 2008
15. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3, Пищикова Н.Г., М, 2008
16. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. М, 2008
17. Семицветик. Игры на восприятие цвета. В.П. Матвеев, СПб, 1999
18. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» часть №1 , часть №2 , Москва 2008 г.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
1. Разноцветный мир, М.Г. Смолякова, СПб, 1999
2. Дошкольникам о живописи. Р. М. Чумичева, М., 1992 г.
3. Семицветик. Игры на восприятие цвета. В.П. Матвеев, СПб, 1999
4. Энциклопедия рисования , В. Запаренко, СПб, 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...