Творчество во всем
статья по рисованию (средняя группа)
В дошкольном возрасте мы закладываем в ребенка необходимее знания и умения, ибо то, что мы заложим в него с детства, останется с ним на всю его жизнь, поэтому так важно не упустить этот период и раскрыть творческий потенциал каждого ребенка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!».
Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
В этой статье описывается несколько нетрадиционных способов рисования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz_statya.docx | 25.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Творчество – во всем!
В конце 50-х гг. XX в. появилась наука ТРИЗ — теория решения изобретательских задач; автор ТРИЗ — отечественный изобретатель Г. С. Альтшуллер. С появлением ТРИЗ стало возможным массовое обучение технологии творчества.
В 80-е гг. возникло новое направление в образовании — ТРИЗ-педа-гогика. В центре внимания ТРИЗ-педагогики — человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение, владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательских задач и имеющий достойную жизненную цель.
В дошкольном возрасте мы закладываем в ребенка необходимее знания и умения, ибо то, что мы заложим в него с детства, останется с ним на всю его жизнь, поэтому так важно не упустить этот период и раскрыть творческий потенциал каждого ребенка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!».
Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Взрослые должны учить детей придумывать. Хотя многие взрослые скажут; зачем они так все фантазеры и выдумщики.
Однако как писал Л.С. Выгодский, никаких научных данных о том, что детская фантазия богаче и разнообразнее, чем у взрослого, нет. Детская фантазия более неприхотлива и нетребовательна, но работу воображения определяют взаимоотношения со средой, сложные и многообразные, которые могут быть только у взрослого человека.
Фантазирование говорит о том, что у ребенка есть потребность в этом, но он не умеет ее иначе варазить.
Работа с детьми намного труднее со взрослыми и требует больше усилий и методических приемов для развития их фаантазии.В наше время повышенных технологий необходимо развивать у детей инициативу и творческие способности . В России это приобрело особую актуальность, определяя преспективы и скорость выхода страны на новый образовательный уровень.
Детское воображение и фантазии развивают творческие способности
Понятие «творчество» очень широкое и поэтому неопределенное. Труд актера и изобретателя, писателя и рабочего – все это творчество. Только творчество разное. Решение задач тоже называют творчеством. Точнее, поиск решения, его процесс. Но если путь к ответу четко обговорен, если он обрисован конкретными правилами и примечаниями, если свернуть на этом пути некуда, если задана жесткая программа действий – это не творчество. Творческий путь к решению полон неожиданностей и неопределенностей.
Мир творчества удивительно многообразен, и классифицировать его можно по различным параметрам. Нас интересует главный признак – новизна. А конкретнее, новизна постановки задач и новизна их решения.
Так при рисовании не всегда нужно использовать кисточку, а при работе с бумагой ножницы. Можно показать детям, что рисовать можно различными материалами зубной щеткой и расческой поролоновой губкой, ладошкой, пальчиками и т.п.
А аппликацию можно сделать с помощью обрывания бумаги.
Для создания выразительных образов, т.е. для проявления и развития детской фантазии в рисовании или аппликации. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении надо начинать с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т. п.…, но в старшем дошкольном возрасте эти, же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных технологии; кляксография, монотипия и т.п.
Занятия с детьми надо усложнять постепенно, т.к. маленькие дети не могут, удерживать долго внимание на одном предмете и у них не хватает усидчивости. И не стоит давать ребенку цветовые штампы; придет время, и ребенок сам откроет для себя, какого цвета трава, солнышко и т.д., просто чаще называйте цвета красок, которые вы используете в рисунке.
Чем старше ребенок, тем более сложным становиться рисунок или аппликация, используются больше техник в одном рисунке или аппликации. Необходимо заинтересовать ребенка, можно придумать какую ни будь историю или сказку, для маленьких детей мы придумываем сами, а вот детей постарше можно вовлекать в придумывание истории и сказок. Это создаст игровой мотив, который позволит удержать внимание ребенка и освоить многие навыки: развивает силу, ловкость, координацию и мелкую моторику рук.
Сегодня я предлагаю вам несколько увлекательных занятий для совместного время проведения с детьми. Начнем с самых простых методик
Рисование пальчиками« Дождик»
Для работы нам необходимо альбомный лист « для малышей с изображение тучи» синяя краска, ванночки для краски.
Жило- было, облачко. Оно любило плыть по небу и радоваться солнышко. Давай с тобой нарисуем с помощью пальчика облачко. Окунем пальчик в синюю краску и поставим на облачко или с детьми постарше нарисуем облачко. Но вот однажды солнышко скрылось за тучу, облачко так расстроилось, что заплакало, и пошел дождик.
Рисование ладошкой « Бабочка»
Материалы; альбомный лист, широкие блюдечки с гуашью, салфетки.
Смотри дождик уже прошел, пойдем скорей гулять позвала медвежонка белка. На улице они увидели грустную бабочку, идущую по дороге. Почему ты грустишь, спросили они. Я попала под дождь и мои крылышки стали совсем белыми. Я хотела бы опять стать как цветок красивой и нарядной.
Окунем ладошку (всю кисть) или окрашиваем ее с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге.
Предложите ребенку самому доделать бабочку. С помощью пальчиков дорисуйте еще несколько деталей.
Оттиск пробкой « Рубашка для медвежонка»
Материалы; пробка, мисочка либо коробочка в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, контур рубашки, вырезанный из плотной бумаги.
Медвежонок Шишка мечтал научиться танцевать, ведь на танцорах такие красивые рубашки в горошек. Если бы у меня была такая красивая рубашка как на танцорах, я обязательно бы научился танцевать лучше всех. Вот только рубашки у меня нет.
А как это в горошек? – спросила белка Мила
Это когда на рубашке, разноцветные кружки – объяснил медвежонок.
Через несколько дней у медвежонка день рождение, давай подарим ему рубашку в горошек. Возьмем пробку, прижмем ее к штемпельной подушечке с краской и нанесем оттиск на рубашку.
Оттиск смятой бумагой « Елочка»
Материалы; пробка, мисочка либо коробочка в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, контур елочки.
Наступила зима. Медвежонок Шишка и белка Мила стали готовится к новому году. Они украсили свои дома мишурой и гирляндами. Приготовили праздничные наряды. Оставалось только поставить елки. Медвежонок уже собирался идти в лес за елкой, когда Мила его остановила.
- Если все срубят себе по елочке, то в лесу не останется ни одной елки? Как же мы будем тогда жить?
Медвежонок подумал и говорит: «А давай нарисуем елочки, и тогда их не надо будет рубить»
Мы с тобой тоже можем помочь медвежонку и белочки сделать елочки. Нужно прижать смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносить оттиск на бумагу. А с помощью, какой техники украсить елку шариками можно предложить ребенку.
Детям я предлагаю еще один вид творчества – аппликация без ножниц, конструирование изображений из кусочков цветной бумаги и скатывание бумаги. Эти занятия направлены на углубление интереса к аппликационной деятельности; развитие фантазии и умение выполнять аппликацию без ножниц. Ребенок будет разрывать цветную бумагу, а затем выкладывать из полученных кусочков простые изображения и приклеивать их к картинной основе. Такие способы аппликации способствуют развитию воображения, мелкой моторики, координации в системе глаз рука
Аппликация «Пушистый цветок»
Материал; клей ПВА, кисть, салфетка, клеенка, цветная двухсторонняя цветная бумага или салфетки. Контур цветка.
Приближался весенний праздник. Медвежонок Шишка и белочка Мила стали решать, что же подарить маме.
-Давай подарим мамам цветы, - предложил медвежонок.
- Где же мы их сейчас найдем!? Зима только закончилась! – возразила Мила
- Что же делать?! – огорчился Шишка
- А давай сделаем цветы из бумаги!!! – воскликнула Мила
Но как, же мы их сделаем, ведь у нас нет ножниц?- спросил Шишка
«Я тебя научу»– сказала Мила. Надо нарисовать цветок, потом мы будем обрывать бумагу, и наклеивать на цветок.
Аппликация «Осеннее дерево»
Что – то давно не видно нашего друга барсучонка – сказала Мила.- Надо его навестить. Они пошли к барсучонку и видят: лежит барсучонок больной и грустный.
-Почему ты грустишь и лежишь в кровати? – спросили его друзья.
- У меня очень болит горло, а так хочется посмотреть на красивый осенний лес. Пока я болею, все листья опадут, и я не увижу, как лес окрасился в желтые, красные и оранжевые цвета.
- Мы тебе поможем. И сделаем осеннее дерево.
- Дома медвежонок нарисовал осеннее дерево, а белочка скомкала бумагу оранжевого и красного цвета и приклеила их на дерево. А внизу нет листьев, как будто это снег, что же делать, как это исправить? ( Предложите ребенку самому придумать, как сделать осенние листья под деревом)
Детство – это пора когда дети находясь рядом со взрослыми, каждый день открывают для себя что – то новое и интересное. Мы помогаем им открывать мир удивительных фантазии и творчества, а чувственное восприятие мира толкает ребенка к поисковой деятельности, помогите ему в этом вместе с ребенком рисуйте, делайте аппликацию, используя различные материалы, раскрывайте творческие способности ребенка, заложенные в нем с рождения. И когда ребенок увидит результаты своего труда, у него загорятся глаза и лицо осветит радостная улыбка и всплеск положительных эмоции ему обеспечен.
Литература
- Казаковой Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники рисования./ Р.Г. Казаковой// Москва 2004 г С 5-125
- Селюцкий А.Б. Нить в лабиринте. /А.Б. Селюцкий//. Петрозаводск 1988 С 9-282
- Фатеева А.А. Рисуем без кисточек Ярославль Академия развития 2007 г. С 8-98
- Гераимчук И.М Гений это просто. Формирование творческой личности; /Гераимчук// И.М Монография ЭКМО 2010г С 19-20
- Шустерман М.Н , Колобок и все, все, все, или Как раскрыть в ребенке творца /З.Г.Шустерман, М.Н. Шустерман// СПб;Речь, 2006г С 4-144
- Е.Я. Янушко Аппликация без ножниц от 3-5 Москва – синтез 2009 г. С 2-18
- Гин С. Мир фантазии /С. Гин// Минск ИВЦ Минфина 2007г С 5-177
- Школа семи гномов « Рисуем пальчиками» Москва – синтез С 12 -22
- Ионова Ж.В. Инициатива поиск творчество./ Ж.В Ионова// С 3-45
- Сахарова О.М. Сказки и краски. 14 сказочных историй для развития речи и творческих способностей. /О.М Сахарова// Изд. С. Петербург 2006 г С 6-31
- Хордина Рос Большая книга развивающих занятий для детей. /Хордина Рос. Пере Эстанделла// Изд. Клуб семейного досуга Харьков Белгород 2009 г. С 23-127
- Гин, С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений: 3-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007 С 2-45
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сендовая консультация для родителей: Воспитывать и обучать ребенка под девизом "Творчество во всем!"
Интерактивная форма стендовой консультации для родителей. Позволяет не только ознакомиться с информацией, но и поучавствовать в своеобразном исследовании эффективности использования элементов технолог...
Конспект по формированию целостной картины мира с применением ручного художественного творчества. «Хлеб – всему голова»
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста с использованием мнемотехники по формированию целостной картины мира с применением ручного художественного творче...
Дополнительная общеразвивающая программа по развитию творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста «Творчество во всем!»
Пояснительная запискаВ современном образовании стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Поиск новых вари...
«Творчество во всем». Сборник дидактических игр для детей дошкольного возраста с использованием развивающих модулей.
Методическая разработка представляет собой оригинальную систему развития познавательной сферы и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. В основе предлагаемых материалов л...
Сценарий мастер – класса для родителей «Творчество во всем!»
Сценарий мастер – класса для родителей по ознакомлению с методами и приемами ТРИЗ – АРИЗ....
"Всем детям ровесница" - международный фестиваль детского творчества к юбилею со дня рождения А.Л.БАРТО.
Фестиваль детского творчества «Всем детям ровесница», посвященного 115-летию со дня рождения Агнии Львовны Барто, сразу показался нам интересным и ребята дошкольных групп ГБО...