Творчество во всем
статья по рисованию (средняя группа)

Наталья Александровна Остермиллер

В дошкольном возрасте мы закладываем в ребенка необходимее знания и умения, ибо то, что мы заложим в него с детства, останется с ним на всю его жизнь,  поэтому  так важно не упустить этот период и  раскрыть творческий потенциал каждого ребенка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обу­чать ребенка под девизом «Творчество во всем!».

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, под­вижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой активнос­ти, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

В этой статье описывается несколько нетрадиционных способов рисования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz_statya.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

Творчество – во всем!

   В конце 50-х гг. XX в. появилась наука ТРИЗ — теория решения изобретательских задач; автор ТРИЗ — отечественный изобретатель Г. С. Альтшуллер. С появлением ТРИЗ стало возможным массовое обучение технологии творчества.

     В 80-е гг. возникло новое направление в образовании — ТРИЗ-педа-гогика. В центре внимания ТРИЗ-педагогики — человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение, владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательских задач и имеющий достойную жизненную цель.

      В дошкольном возрасте мы закладываем в ребенка необходимее знания и умения, ибо то, что мы заложим в него с детства, останется с ним на всю его жизнь,  поэтому  так важно не упустить этот период и  раскрыть творческий потенциал каждого ребенка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!».

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Взрослые должны учить детей придумывать. Хотя многие взрослые скажут; зачем они так все фантазеры и выдумщики.

Однако как писал Л.С. Выгодский, никаких научных данных о том, что детская фантазия богаче и разнообразнее, чем у взрослого, нет. Детская фантазия более неприхотлива и нетребовательна, но работу воображения определяют взаимоотношения со средой, сложные и многообразные, которые могут быть только у взрослого человека.

    Фантазирование говорит о том, что у ребенка есть потребность в этом, но он не умеет ее иначе варазить.

   Работа с детьми намного труднее со  взрослыми и требует больше усилий и методических приемов для развития их фаантазии.В наше время повышенных технологий необходимо развивать у детей инициативу и творческие способности . В России это приобрело особую актуальность, определяя преспективы и скорость выхода страны на новый образовательный уровень.    

Детское воображение и фантазии развивают творческие способности

Понятие «творчество» очень широкое и поэтому неопределенное. Труд актера  и изобретателя, писателя и рабочего – все это творчество. Только творчество разное. Решение задач тоже называют творчеством. Точнее, поиск решения, его процесс. Но если путь к ответу четко обговорен, если он  обрисован конкретными правилами  и примечаниями, если свернуть на этом пути некуда, если задана жесткая программа действий – это не творчество. Творческий путь к решению полон неожиданностей и неопределенностей.

      Мир творчества удивительно многообразен, и классифицировать его можно по различным параметрам. Нас интересует главный признак – новизна. А конкретнее, новизна постановки задач и новизна их решения.

Так при рисовании не всегда нужно использовать кисточку, а при работе с бумагой ножницы. Можно показать детям, что рисовать можно различными материалами зубной щеткой и расческой поролоновой губкой, ладошкой, пальчиками и т.п.

А аппликацию можно сделать с помощью обрывания бумаги.

Для создания выразительных образов, т.е. для проявления и развития детской фантазии в рисовании или аппликации. Доступность использования нетрадиционных техник  определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу  в этом направлении надо начинать с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги  и т. п.…, но в старшем дошкольном возрасте эти, же техники дополнят художественный образ, создаваемый  с помощью более сложных технологии; кляксография, монотипия и т.п.  

Занятия с детьми надо усложнять постепенно, т.к. маленькие дети не могут, удерживать долго внимание на одном предмете и у них не хватает усидчивости.  И не стоит давать ребенку цветовые штампы; придет время, и ребенок сам  откроет для себя, какого цвета трава, солнышко и т.д., просто чаще называйте цвета красок, которые вы используете в рисунке.

  Чем  старше ребенок, тем более сложным становиться рисунок или аппликация,  используются больше техник в одном рисунке или аппликации. Необходимо заинтересовать ребенка, можно придумать какую ни будь историю или сказку, для маленьких детей мы придумываем сами, а вот детей  постарше  можно вовлекать в придумывание истории и сказок. Это создаст игровой мотив, который позволит удержать внимание ребенка и освоить многие навыки: развивает силу, ловкость, координацию и мелкую моторику рук.

Сегодня  я предлагаю вам несколько увлекательных занятий для совместного время проведения с детьми. Начнем с самых простых методик

Рисование пальчиками« Дождик»

Для работы нам необходимо альбомный лист « для малышей с изображение тучи» синяя   краска, ванночки для краски.

 Жило- было, облачко. Оно любило плыть по небу и радоваться солнышко. Давай с тобой нарисуем с помощью пальчика облачко. Окунем пальчик в синюю краску и поставим на облачко или с детьми постарше нарисуем облачко. Но вот однажды солнышко скрылось за тучу, облачко так расстроилось, что заплакало, и пошел дождик.

Рисование ладошкой « Бабочка»

Материалы; альбомный лист, широкие блюдечки с гуашью, салфетки.

   Смотри дождик уже прошел, пойдем скорей гулять позвала медвежонка белка. На улице  они увидели грустную бабочку, идущую по дороге. Почему ты грустишь, спросили они. Я попала под дождь и мои крылышки стали совсем белыми. Я хотела бы опять стать как цветок красивой и нарядной.

  Окунем ладошку (всю кисть) или окрашиваем ее с помощью кисточки     (с  5 лет) и делает отпечаток на бумаге.

Предложите ребенку самому доделать бабочку. С помощью пальчиков дорисуйте еще несколько деталей.

Оттиск пробкой « Рубашка для медвежонка»

Материалы; пробка, мисочка либо коробочка в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, контур рубашки, вырезанный из плотной бумаги.

Медвежонок Шишка мечтал научиться танцевать, ведь на танцорах такие красивые рубашки в горошек.  Если бы у меня была такая красивая рубашка как на танцорах, я обязательно бы научился танцевать лучше всех. Вот только рубашки у меня нет.

А как это в горошек? – спросила белка Мила

Это когда на рубашке, разноцветные кружки – объяснил медвежонок.

Через несколько дней у медвежонка день рождение, давай подарим ему рубашку в горошек. Возьмем пробку, прижмем ее к штемпельной подушечке с краской и нанесем оттиск на рубашку.

Оттиск смятой бумагой « Елочка»

Материалы; пробка, мисочка либо коробочка в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, контур елочки.

Наступила зима. Медвежонок Шишка и белка Мила стали готовится к новому году. Они украсили свои дома мишурой и гирляндами. Приготовили праздничные наряды. Оставалось только поставить елки. Медвежонок уже собирался идти в лес за елкой, когда Мила его остановила.

- Если все срубят себе по елочке, то в лесу не останется ни одной елки? Как же мы  будем тогда жить?

Медвежонок подумал и говорит: «А давай нарисуем елочки, и тогда их не надо будет рубить»

Мы с тобой тоже можем помочь медвежонку и белочки сделать елочки. Нужно прижать смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносить оттиск на бумагу. А с помощью, какой техники  украсить елку шариками можно предложить ребенку.

   Детям я предлагаю еще один вид творчества – аппликация без ножниц, конструирование изображений из кусочков цветной бумаги и скатывание бумаги. Эти занятия направлены на углубление интереса к аппликационной деятельности; развитие фантазии и умение выполнять аппликацию без ножниц. Ребенок будет разрывать цветную бумагу, а затем выкладывать из полученных кусочков простые изображения и приклеивать их к картинной основе. Такие способы аппликации способствуют развитию воображения, мелкой моторики, координации в системе глаз рука

Аппликация «Пушистый цветок»

Материал; клей ПВА, кисть, салфетка, клеенка, цветная двухсторонняя цветная бумага или салфетки. Контур цветка.

   Приближался весенний праздник. Медвежонок Шишка и белочка Мила стали решать, что же подарить маме.

-Давай подарим мамам цветы, - предложил медвежонок.

- Где же мы их сейчас найдем!? Зима только закончилась! – возразила Мила

- Что же делать?! – огорчился Шишка

- А давай сделаем цветы из бумаги!!! – воскликнула Мила

Но как, же мы их сделаем, ведь у нас нет ножниц?- спросил Шишка

«Я тебя научу»– сказала Мила. Надо нарисовать цветок, потом мы будем обрывать бумагу, и наклеивать на цветок.

Аппликация «Осеннее дерево»

Что – то давно не видно нашего друга барсучонка – сказала Мила.- Надо его навестить. Они пошли к барсучонку и видят: лежит барсучонок больной и грустный.

 -Почему ты грустишь и лежишь в кровати? – спросили его друзья.

- У меня очень болит горло, а так хочется посмотреть на красивый осенний лес. Пока я болею, все листья опадут, и я не увижу, как лес окрасился в желтые, красные и оранжевые цвета.

- Мы тебе поможем. И сделаем осеннее дерево.

- Дома медвежонок нарисовал осеннее дерево, а белочка скомкала бумагу оранжевого и красного цвета и приклеила их на дерево. А внизу нет листьев, как будто это снег, что же делать, как это исправить? ( Предложите ребенку самому придумать, как сделать осенние листья под деревом)

          Детство – это пора когда дети находясь рядом со взрослыми, каждый день открывают для себя что – то новое и интересное.  Мы помогаем им открывать мир удивительных фантазии и творчества, а чувственное восприятие мира толкает ребенка к поисковой деятельности, помогите ему в этом  вместе с ребенком рисуйте, делайте аппликацию, используя различные материалы, раскрывайте творческие способности ребенка, заложенные в нем  с рождения. И когда ребенок увидит результаты своего труда, у него загорятся глаза и лицо осветит радостная улыбка и всплеск положительных эмоции ему обеспечен.

Литература

  1. Казаковой Р.Г.  Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники рисования./ Р.Г. Казаковой// Москва 2004 г С 5-125
  2.  Селюцкий А.Б. Нить в лабиринте. /А.Б. Селюцкий//. Петрозаводск 1988 С 9-282
  3. Фатеева А.А.  Рисуем без кисточек  Ярославль Академия развития 2007 г. С 8-98
  4. Гераимчук И.М Гений это просто. Формирование творческой личности; /Гераимчук// И.М Монография ЭКМО 2010г С 19-20
  5. Шустерман М.Н , Колобок и все, все, все, или  Как раскрыть в ребенке творца /З.Г.Шустерман, М.Н. Шустерман// СПб;Речь, 2006г С 4-144
  6.  Е.Я. Янушко Аппликация без ножниц от 3-5 Москва – синтез 2009 г. С 2-18
  7.  Гин С. Мир фантазии /С. Гин// Минск ИВЦ Минфина 2007г С 5-177
  8. Школа семи гномов « Рисуем пальчиками» Москва – синтез С 12 -22
  9. Ионова Ж.В. Инициатива поиск творчество./ Ж.В Ионова// С 3-45
  10.  Сахарова О.М. Сказки и краски. 14 сказочных историй для развития речи и творческих способностей. /О.М Сахарова// Изд. С. Петербург 2006 г С 6-31
  11. Хордина Рос Большая книга развивающих занятий для детей. /Хордина Рос. Пере Эстанделла// Изд. Клуб семейного досуга Харьков Белгород 2009 г. С 23-127
  12. Гин, С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений: 3-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007 С 2-45

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сендовая консультация для родителей: Воспитывать и обучать ребенка под девизом "Творчество во всем!"

Интерактивная форма стендовой консультации для родителей. Позволяет не только ознакомиться с информацией, но и поучавствовать в своеобразном исследовании эффективности использования элементов технолог...

Конспект по формированию целостной картины мира с применением ручного художественного творчества. «Хлеб – всему голова»

Конспект  непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста с использованием мнемотехники по формированию целостной картины мира с применением ручного художественного творче...

Дополнительная общеразвивающая программа по развитию творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста «Творчество во всем!»

Пояснительная запискаВ современном образовании стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Поиск новых вари...

«Творчество во всем». Сборник дидактических игр для детей дошкольного возраста с использованием развивающих модулей.

Методическая  разработка представляет собой оригинальную систему развития познавательной сферы и интеллектуальных способностей детей  дошкольного возраста. В основе предлагаемых материалов л...

Сценарий мастер – класса для родителей «Творчество во всем!»

Сценарий мастер – класса для  родителей по ознакомлению   с методами и приемами ТРИЗ – АРИЗ....

"Всем детям ровесница" - международный фестиваль детского творчества к юбилею со дня рождения А.Л.БАРТО.

  Фестиваль детского творчества «Всем детям ровесница», посвященного 115-летию со дня рождения Агнии Львовны Барто, сразу показался нам интересным и ребята дошкольных групп ГБО...