Развитие творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
статья по рисованию (подготовительная группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viryazova_o.docx | 19.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Вирязова О.В. воспитатель
ГБДОУ детский сад №135 Выборгского района
Санкт-Петербурга
Развитие творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.
Л. С. Выготский
Та страна, которая будет учить своих детей
искусству, превзойдет все остальные
Д. Дидро.
Одной из главных ценностей является формирование творческого, свободно мыслящего, обладающего высокой культурой человека. Для того чтобы у детей сформировалась целостная картина мира, необходимо эту картину создавать постепенно, начиная с детского сада.
Именно в дошкольный период детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Творческие особенности личности начинают проявлять себя уже в раннем возрасте. На сегодняшний день все дошкольные учебные заведения переходят на новый стандарт дошкольного образования (ФГОС ДОУ). Стандарт для ДОУ - это требование нового закона об образовании, в котором дошкольное образование признано уровнем общего образования.
Одной из главных задач ФГОС является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала. Это достигается использованием индивидуального подхода к детям, который должен пронизывать всю образовательную и воспитательную среду дошкольного образовательного учреждения. Ребенка формирует окружающий мир и воспитание. Что касается врожденных задатков или наследственности, все зависит только от психологического влияния, которое оказывает на ребенка окружающая среда. Только этим определяются все его способности и таланты.
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте.
Наиболее эффективным средством достижения этого является изобразительная деятельность детей. Одной из задач образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» во ФГОС дошкольного образования является реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Реализация учебной программы художественно – эстетического развития дошкольников требует от воспитателей постоянного совершенствования своего педагогического мастерства.
Систематизирующим методом в художественно – эстетической деятельности является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: изобразительного, декоративного и конструктивного.
Развитие творческих способностей осуществляется в рисовании, лепке, аппликации, конструировании.
Изобразительная деятельность - важнейшее средство художественно-эстетического развития, а также специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком.
Изобразительная деятельность является одной из самых любимых видов деятельности детьми в дошкольном возрасте. Еще Аристотель отмечал, что занятия изобразительной деятельностью способствуют разностороннему развитию ребенка. Об этом писали и выдающиеся педагоги прошлого - А. Я Каменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель и многие отечественные исследователи.
Их работы свидетельствуют: занятия художественной деятельностью создают основу для всестороннего развития ребенка.
Каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом заключается суть детского изобразительного творчества, которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно придумывает тему своего рисунка, лепки, аппликации, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение и другие выразительные средства, внося интересные дополнения.
Изменение окружающей жизни, активное проникновение прогресса во все сферы жизнедеятельности человека диктуют нам необходимость выбирать наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Применение новых форм организации изобразительной деятельности, направленно на развитие творческих способностей и решает следующие задачи:
• формирование у детей алгоритма деятельности (на примере изобразительной деятельности);
• развитие основных психических процессов; удовлетворение потребности ребёнка в продуктивной творческой проектной деятельности;
• формирование и совершенствование технических умений и навыков; развитие способностей применять различные средства выразительности, дизайна продукта;
• развитие эмоциональной сферы.
Работа в данном направлении реализуется, в первую очередь, через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями, создания предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов.
Для изобразительной деятельности детей необходимы следующие условия:
• организация предметно-развивающей среды;
• создание ситуации успеха;
• сочетание индивидуальных и коллективных видов работы;
• выстраивание на занятии игрового сюжета;
• создание ситуации творческого поиска;
• стимулирование детского творчества занимательным содержанием;
• применение разнообразных художественных материалов и техник;
• наличие творческих заданий;
• проведение наблюдений перед рисованием с натуры;
• интеграция различных видов искусства;
• обеспечение позитивного отношения семьи к творчеству ребенка.
В работе по изобразительной деятельности используются следующие методы и приемы:
- Наглядный метод
- Словесный метод
- Игровой метод
- Метод стимулирования занимательным содержанием
- Метод «оживления» детских эмоций с помощью литературных и песенных образов.
- Метод создания ситуации творческого поиска.
В результате выполнения подобных заданий ребенок воспринимает взрослого не как контролера, который будет проверять правильность выполнения рисунка, а как помощника в достижении желаемого результата.
Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы все условия, которые используются в полном объёме. Работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.
«В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».
Таким образом, хочется сказать, что для организации изобразительной деятельности в ДОУ необходимо выполнение специальных условий, использование разнообразных методов и приемов и форм работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей " Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии с требованиями ФГОС "
Консультативный материал по изодеятельности для воспитателей детского сада...
Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Введение и реализация ФГОС дошкольного образования...
Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Изобразительная деятельность - важнейшее средство художественно-эстетического развития, а также специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительног...
Статья на тему: "Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии с требованиями ФГОС"
Статья на тему: "Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии с требованиями ФГОС"...
Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Творческий процесс, это настоящее чудо - дети расскрывают свои уникальные спорсобности и использууют радость, которую им доставляет созидание....
Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.
Статья...
Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Консультация для родителей " Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО....