Развиваем мелкую моторику
статья по рисованию на тему
Развитие мелкой моторики руки нетрадиционными техниками рисования
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
В нашем детском саду созданы условия для дополнительного образования детей по различным видам деятельности. Я веду кружок изобразительного искусства. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании в средней и старшей группах. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, самовыражаться. И конечно же развивает мелкую моторику руки.
Мелкая моторика – это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кистей рук. Для их развития нужны специальные тренировки. При недостаточном развитии речи у ребёнка, особое внимание надо уделить к тонкой моторике. Уровень развития речи и качество тонкой моторики тесно взаимосвязаны. Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования координированных и точных движений кистей рук, которые необходимы для множества бытовых и учебных действий. Высокий уровень развития у ребёнка мелкой моторики, свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности к школьному обучению.
На протяжении всего дошкольного возраста, огромное внимание уделяется развитию моторики руки. Важную роль в их развитии способствуют занятия по изобразительной деятельности, особенностью которой является то, что для её осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. Немаловажную роль для развития творчества детей имеет цвет. Яркие цвета стимулируют желание ребёнка взять в руки карандаш или краски. Наряду с традиционными материалами, существуют и много новых материалов - графитный и угольный карандаши, сангина, акварель, цветные восковые мелки, а также сочетания в одном рисунке разных материалов и техник. Исходя из разнообразия рисовальной техники в изобразительной деятельности, и учитывая возможности детей, я всегда стараюсь обогатить техническую сторону детского рисования средствами нетрадиционными способами рисования. Для каждого возраста придерживаюсь разных вариантов приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному. Нетрадиционные подходы к организации образовательной деятельности «Изобразительное искусство», вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, уверенными, у них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь. Дети ощущают положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. Для каждого возраста придерживаюсь разных вариантов приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному.
Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования я начинала с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Затем перешли к рисованию ладошками, печатание листьями растений. Очень нравятся детям эти техники рисования. С удовольствием освоили дети и другие техники. Такие как:
1. Использование печатки
Ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
2. Рисование пёрышком
Пёрышки различного размера опускаются в гуашь, проводится пером по листу. Для получения изображения разного цвета и размера пёрышки меняются
3. Монотипия.
Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
4. Рисование по трафарету тампоном.
Ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.
5. Рисование методом тычка.
Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку, либо жесткую кисть. Опускаем ватную палочку или кисть в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка.
6. Кляксография.
В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят.
7. Набрызг.
Ребенок набирает краску на зубную щётку и ударяет ею о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
8. Граттаж.
Ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Граттаж может быть цветным и чёрно – белым, это зависит от того, какая тушь нанесена на лист.
9. Рисование мыльными пузырями.
Опустить трубочку в смесь (гуашь, мыло, вода) и подуть так, что бы получились мыльные пузыри. Чистый лист бумаги прикасать к пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать детали.
10. Рисование мятой бумагой
Таким способом, например можно нарисовать стволы деревьев. Для этого смять тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и, осторожно примакивая нарисовать крону деревьев. Таким же способом можно нарисовать траву, небо, снег.
11. Ниткография.
Способ получения изображения: опускаем нитки в краску, что бы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Дорисовать необходимые элементы. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити.
По итогам года у детей значительно улучшились показатели по развитию мелкой моторики. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и таким образом преодолевая страх перед неудачей, ребенок становится увереннее в себе и в дальнейшем будет получать удовольствие от работы с кистью и красками. Занятия творчеством – это не только развивающее занятие, приносящее неоценимую пользу детям, но активно влияющее на развитие фантазии, воображения. Использование различных техник в рисовании,– это способ самовыражения, общение с самим собой. Оно развивает абстрактное мышление, тем самым позволяя нестандартно подходить к разрешению бытовых ситуаций и проблем. Соответственно нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, может поменять не только восприятие окружающего мира, но и коренным образом может изменить жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: «Развиваем мелкую моторику - развиваем речь.
игры и упражнения для развития мелкой моторики рук...
Развиваем мелкую моторику и координацию движения рук Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук.
В данном материале родители могут найти много полезной информации по развитию мелкой моторики рук малышей, познакомиться с подборкой развивающих игр и упражнений для развития пальчиков....
Развиваем мелкую моторику. Зачем необходимо развивать мелкую моторику?
Аудитория: родители (законные представители) воспитанников, воспитанники, учитель-дефектолог, воспитатель.Цели:1. Повысить педагогическую грамотность родителе...
Развивающие игры для детей 3, 4 лет, которые развивают чувствительность пальчиков, развивают мелкую моторику, развивают творческое воображение и целостное восприятие.
Развивающие игры для детей 3, 4 лет, которые развивают чувствительность пальчиков, развивают мелкую моторику, развивают творческое воображение и целостное восприятие.Наверняка вы уже слышали, что мышл...
Что же такое мелкая моторика? Почему же так важно и чем можно развивать мелкую моторику рук ребенка?
Что же такое мелкая моторика? Почему же так важно и чем можно развивать мелкую моторику рук ребенка? Наверное, мало кто из родителей, а тем более из педагогов, работающих с дошкольниками, не слыш...
Как развивать мелкую моторику у детей? Развитие мелкой моторики: массаж рук и пальчиков для самых маленьких (до1г.)
В статье приведён список и описаны игры и упражнения для массажа и развития мышц рук для самых маленьких деток (до 1 года)в впроцессе игры. Также даны советы по подготовке и технике проведения для род...
Дидактическая игра «Разноцветные ёжики» для детей 3-4 лет. Цель игры: Развивать у детей умение группировать предметы по цвету. Закрепить знание цветов (желтый, синий, зелёный, красный). Развивать мелкую моторику рук. Развивать у детей доброжелательное отн
Цель игры: Развивать у детей умение группировать предметы по цвету. Закрепить знание цветов (желтый, синий, зелёный, красный). Развивать мелкую моторику рук. Развивать у детей доброжелательное от...
- Мне нравится (2)