Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с книжной иллюстрацией.
консультация по рисованию (средняя группа) на тему
Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с книжной иллюстрацией.
Изобразительные средства иллюстрации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oznakomlenie_detey_s_knizhnoy_illyustratsiey.docx | 22.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с книжной иллюстрацией.
Изобразительные средства иллюстрации.
Что толку в книжке, – подумала Алиса
– если в ней нет ни картинок, ни разговоров?
«Приключения Алисы в стране чудес» Льюис Кэрролл
Дети 4–5 лет осознанно подходят к процессу рисования и стремятся достичь желаемого результата. Это обусловлено развитием психических процессов, приобретенным опытом познания окружающей действительности, формированием образных представлений в различных играх, конструировании, рисовании, лепке, аппликации. Благодаря этому образы, представления о предметах и явлениях, становятся более детализированными. В этом возрасте у детей продолжает развиваться воображение. С одной стороны, этому способствует изобразительная деятельность, а с другой стороны, развивающееся воображение ведет к обогащению образов, создаваемых детьми в рисунках
Рассматривание книжных иллюстраций – часто используемый метод в обучении детей изобразительной деятельности (в детском саду и дома). Это ступень в понимании детьми других видов изобразительного искусства, более сложных по средствам выразительности (живописи, скульптуры и др.). Благодаря высокопрофессиональной иллюстрации, учитывающей особенности детского восприятия, возникает интерес к книге и чтению. Художественно исполненная иллюстрация воздействует на ребенка, прежде всего, эстетически, дает ему познание жизни и познание искусства. Детские книги должны содержать иллюстрации высокого качества, так как именно из них будет создан массив шаблонов в голове ребенка. Это не только яркость и сочность рисунков, а общая гармония изображения. Более детальные и сложные иллюстрации и мультфильмы несут в себе более качественные шаблоны. Например, с детства мы, взрослые, любим книги с иллюстрациями Владимира Сутеева, Юрия Васнецова, Евгения Рачева, Леонида Владимирского, Ивана Билибина.
Принципы оформления и иллюстрирования книг в первую очередь обусловлены возрастными особенностями детского восприятия. Для каждого из возрастных этапов характерны определенные особенности усвоения информации, существенно влияющие на конструкцию книги, на качество иллюстраций, решение шрифтовых композиций и т.д. Исследователь И. Котова установила некоторые особенности узнавания детьми изображенного образа. В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. У ребенка пяти лет возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.
С детьми рассматривают картинки-иллюстрации приемом соотнесения фраз текста с рисунками. Например, перед повторным чтением сказки "Гуси-лебеди" дети пятого года жизни рассматривают картинки в книжке-игрушке (панораме). Можно прочитать ребенку небольшой отрывок (естественно, такой, к которому есть иллюстрация) и просить ребенка показать картинку, соответствующую прочитанному. Но возможен и обратный вариант: взрослый показывает картинку и просит ребенка вспомнить, какой момент из сказки здесь изображен. Этот же прием используется и при рассматривании обычных плоскостных иллюстраций. У ребенка начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста. Например, после чтения произведения Е. Чарушина "Медведица и медвежата" показывают рисунок, иллюстрирующий такие фразы: "А ну-ка, лезь на пенек, сорви ягодки! Хоть мы, медведи, косолапы, а ловкачи!" - и предлагает ребенку вспомнить их.
Приемы рассматривания художественных иллюстраций в среднем дошкольном возрасте (4-5 лет)
- узнавание ребенком персонажей, вещей ("Узнай, кто это?", "Покажи, где кто или что?"); ▪ соотнесение фраз текста с картинками ("Найди картинку к таким словам...", "Какие слова подходят к этой картинке?");
- оценка ребенком цвета нарисованных предметов, выразительности жеста героя, расположения фигур ("Почему нравится тебе эта картинка?");
- сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению;
- сравнение картинок: на одной петушок клюет зернышки, а на другой поет (покажи картинку, где петушок поет и т.д.);
- предложить ребенку поставить себя на место того, кто является действующим лицом в картине, ребенок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя;
- вопросы, устанавливающие связь между содержанием картины и прослушанным текстом, например, при анализе образа героя ("Дядя Степа", С. Михалкова) обращать внимание детей на передачу характерной внешности героя;
Задача взрослого – познакомить ребенка с созданным художником-иллюстратором миром линий и красок, научить видеть их красоту, понимать их язык. Книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает большое влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражающуюся, прежде всего, в стремлении к красоте во всех ее проявлениях, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству ребенка.
Источники:
- Колдина Д. Н.. Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий М., 2015.
- Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2017
- https://www.babyblog.ru/community/post/rannee_razvitie/3051007
- https://nsportal.ru/user/664283/page/metodika-raboty-s-knizhnymi-illyustratsiyami
- http://www.babyroomblog.ru/wp/luchsie-illustratori-detskix-knig.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с книжной графикой
Презентация на тему "Творчество художника иллюстратора А.Ф Пахомова - содержит фото художника и иллюстрации из книг иллюстрированных художником...
Консультация для родителей "Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с Урало-Сибирской росписью"
Консультайция для родителей "Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с Урало-Сибирской росписью"...
Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с жанром живописи пейзаж
В данной статье рассматриваются основные аспекты работы педагога по ознакомлению детей смреднего дошкольного возраста с пейзажем, как одним из жанров живописи. ...
Проект «Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с природой Родного края»
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельности в природных условиях. А ведь экологическое воспитание начинается со знакомства ...
Сборник дидактических игр по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с книжной графикой и художниками - иллюстраторами
В данном сборнике представлены материалы по ознакомлению детей с книжной графикой, творчеством художников – иллюстраторов Ю. Васнецове, И. Билибине, Е. Рачеве, Е. Чарушине, В. Сутееве, В. Назару...
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с книжной графикой
Книжная графика – это иллюстрации или рисунки, образно поясняющие литературный текст, одновременно украшающие книгу, обогащающие её декоративный строй....
Образовательный проект по формированию у детей среднего дошкольного возраста основ книжной культуры
Тема: Формирование у детей среднего дошкольного возраста интереса к произведениям детских писателей. Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.Срок реализации: 4 недели.Актуал...