Семинар -практикум для педагогов"Нетрадиционные техники рисования"
материал по рисованию на тему
нетрадиционные методы рисования с детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_praktikum_netraditsionnye_tehniki_risovaniya.docx | 24.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
№57 «Одуванчик»
Семинар-практикум для педагогов
Подготовила и провела
воспитатель Рябова Е.В.
п.Останкино
2018
Семинар-практикум для педагогов
«Нетрадиционные техники рисования»
Семинар-практикум для педагогов «Нетрадиционные техники рисования»
Цель: раскрыть значение нетрадиционных приемов рисования с дошкольниками для развития чувства красоты, а также, воображения, творческого мышления, творческой активности.
Познакомить педагогов с различными нетрадиционными техниками рисования.
Подготовительный этап:
1. Оформить выставку детских рисунков в различной технике рисования.
2. Предоставить материалы, используемые в нетрадиционном рисовании.
3. Цитаты. «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и развития прежнего опыта человека. Чем богаче опыт человека, тем богаче материал, которым располагает воображение». Л. С. Выготский.
Вступительное слово.
1. Общение с детьми – это великий полет души, мысли, фантазии. Если мы воспитаем человека с добротой, отзывчивой душой, он станет художником жизни. Если мы воспитаем человека мыслящего, он станет художником-творцом. Если мы разовьем в маленьком человеке умение фантазировать, он сделает мир сказочным. А если все это будет в одном человеке, это непременно будет великий человек. Я хочу, чтобы все дети были такими.
Для того, чтобы этого достичь, нужно развивать в детях творческую личность, начиная с дошкольного возраста. Поэтому необходимо вовремя заметить в ребенке талант, и постараться дать возможность проявить себя в реальной жизни, на практике. Но увы не все дети могут открыто проявить себя, многие очень скованны в ответах, действиях, не могут проявить фантазию, передать личное отношение к объекту изображения.
Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, а вот понять, что есть красота и научиться выражать себя в изобразительной деятельности дар о котором можно только мечтать, но этому можно и научиться.
Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисование, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво.
Нам взрослым необходимо развивать в ребенке чувство красоты. Чтобы этого достичь нужно вызвать интерес к изобразительному искусству, к рисованию с младшего дошкольного возраста, а способствует этому нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью, простотой. Необычные способы рисования так увлекают детей, что образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.
Мой небольшой опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его личность, характер, индивидуальность.
Теоретический этап
Итак, рисование нетрадиционными способами позволяет детям получить незабываемые положительные эмоции, благодаря которым появляется колоссальный интерес к изобразительному творчеству.
Мне бы хотелось рассказать о нескольких способах нетрадиционного рисования.
1. Один из любимых детьми способов - рисование солью. Она обладает не только интересными декоративными возможностями, но и весьма удобна в обращении. Предварительно надо сделать на бумаге набросок. Смочить его водой с помощью кисти, посыпать солью, подождать пока она вберет в себя воду, лишнюю соль ссыпать. Когда все подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить. Рисунок готов. Солью хорошо рисовать стрекоз дым, снег, медуз.
2. А вот еще один вариант, как можно рисовать при помощи соли. Нужно намочить лист водой. Нарисовать волны, используя голубой, синий, фиолетовый цвета. Пока краска не высохла, надо вдоль по волне посыпать кристаллики соли. Высыхая, соль будет «съедать» цвет акварели, образуя причудливые узоры в виде сверкающих огоньков. Когда работа высохнет, оставшуюся соль необходимо аккуратно стряхнуть.
3. Любят дети рисовать и мыльными пузырями. Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочки для коктейлей. В баночку с гуашью вливаем шампунь, добавляем немного воды и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Осталось к пене приложить лист бумаги, дорисовать детали и рисунок готов.
Также рисовать можно способом выдувания. Для этого надо приготовить трубочки, краску, лист бумаги и картинки, изображающие животных, людей, различные предметы. Трубочкой осторожно набирают (как бы вдыхают) краску, и также осторожно выдувают ее на лист бумаги. Затем на получившиеся разводы приклеивают картинку, а кистью дорисовывают все необходимые звезды, если это космический пейзаж, цветы и мордочки животных и т. д.
4. Также очень интересным получается путешествие волшебной капли. Для этого надо обильно смочить лист водой, нанести разными мазками любые цвета. Приподнять чуть-чуть лист над столом, наклоняя его то в одну, то в другую сторону. Цветная вода будет путешествовать по всему листу. Если поэкспериментировать с растекающейся каплей, то можно увидеть, насколько причудливым получится рисунок. В конце дорисовать его красками по своему усмотрению.
5. А как же дети любят рисовать, используя обычные макаронные изделия. Для этого нам понадобится лист бумаги, рожки, клей, краски, фломастеры.
Для начала, мы делаем набросок, например паровозик с вагонами или машины. Раскрашиваем его. А вместо колес приклеиваем круглые макароны.
6. А вот другая техника рисования - чудеса монотипии. Для этого нам потребуются: гуашевые краски, толстое стекло с закругленными краями или лист пластика, большие щетинные кисти, тонкие кисти для прорисовывания деталей.
Предложите малышу взять большую щетинную кисть, окунуть ее в краски и наносить на стекло любой формы мазки, линии, штрихи так, чтобы получилась разноцветная палитра. Не надо стараться делать что-то конкретное и понятное. Главное, наносить мазки густо и следить за тем, чтобы краска не высохла.
Пока краска на стекле еще сырая, положить на него лист бумаги. Плотно прижать его руками. Теперь можно произнести какие-нибудь волшебные заклинания. Например: «Крибли, крабли, бумс». Далее лист можно снять.
Предложить ребенку посмотреть на лист со всех сторон и постараться увидеть там что-то необычное и интересное. Увиденный образ дорисовывается тонкой кистью.
Данная технология развивает свободу и спонтанность взаимодействие с художественными материалами, способствует развитию воображению, фантазии и творческого мышления.
7. Очень красивые получаются работы в технике «по сырому». Например: «Утро», «Рассвет». Необходимо смочить лист водой. По сырому листу акварельными красками нарисовать нежными цветами небо до линии горизонта, на нем восходящее солнце. Затем светло-зелеными оттенками поверхность земли. Но нужно помнить, что внизу земля темнее, а чем ближе к линии горизонта, тем светлее.
8. А какие необыкновенные картины получаются из пластилина. Но, казалось бы, услышав слово пластилин, мы сразу же представляем, что нам предстоит лепить. Конечно же лепить, но не только. Рисование с помощью пластилина необычно мощная техника. Она способствует в первую очередь снятию мышечного напряжения и расслаблению. Во вторых, данная технология развивает художественное и пространственное мышление.
Для работы потребуется: пластилин, краски, кисти. Сначала мы рисуем набросок. Затем, отделяя маленькие кусочки пластилина нужного оттенка, приглаживаем его к рисунку. Далее делаем «колбаски» и прилепляем их по контуру изображения. Если нужно обозначить линию горизонта мы тоже используем пластилин. А в завершении работы краской закрашиваем оставшееся пространство. Получается своеобразно и очень красиво.
9. Хотелось бы рассказать еще об одной технике – «парафиновой» или рисование свечой. Конечно же, сама свеча рисовать не может, но с ее помощью можно отделить один слой изображения от другого. Этот прием чем – то похож на прием кулинара – кондитера, когда тот печет торт «Наполеон» и наносит слой крема между двумя коржами. Правда, у нашего торта «крем» прозрачный.
Итак, сначала мы делаем набросок, раскрашиваем его. Затем всю поверхность рисунка натираем свечой. Далее покрываем весь лист розовой краской. Краска будет скатывается каплями, образуя необычную фактуру. Когда розовая краска подсохнет, покрываем лист черной краской. И в этом случае краска будет ложиться, скатываясь каплями разной формы. Главное следить за тем, чтобы парафином был покрыт весь лист целиком. Только в этом случае краска с верхнего слоя не попадет на нижний.
10. Есть еще один способ рисовать при помощи свечи, используя технику процарапывания.
Так – как краска плохо ложится на слой парафина и все норовит куда – нибудь «убежать», то это можно использовать как художественный прием. Но значительно чаще нам хочется иметь дело с предсказуемой краской. Оказывается, достаточно добавить несколько капель жидкого мыла или шампуня в краску – и она перестает капризничать, становится послушной и очень ровно ложится поверх парафинового слоя.
Работу мы начнем с рисования фактурного рисунка. Это могут быть разнообразные цветовые пятна или полосы, расположенные по диагонали на всем листе бумаги. Затем, когда краска высохнет, рисунок нужно тщательно натереть свечой. Далее в ярко – синюю гуашь добавить пару капель шампуня или мыла. Хорошо перемешать. Краску с мылом нанести поверх парафинового слоя, покрывая изображение цветовых пятен. Когда краска хорошо просохнет, следует обыкновенной деревянной зубочисткой процарапать рисунок рыбки, медузы, водорослей, ракушек и т. д.
Таким образом, в работе с детьми можно использовать многообразные техники и приемы рисования. Главное, что дети, научившись выражать свои чувства на бумаге, смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие материала и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения рисунка. Они готовы многократно выполнять и повторять все те действия, которым они научились. И чем лучше у них получается, тем с большим удовольствием они занимаются изобразительной деятельностью. А способствуют этому нетрадиционные техники рисования.
Практический этап
Мне бы хотелось предложить вам еще один способ нетрадиционного рисования – чудеса из манки.
Что нам для этого нужно:
- листы бумаги зеленого, голубого цветов;
- фломастеры;
- мелкие ящички для сухой манки;
- простые карандаши;
- клей, клеевые кисточки или клеящие карандаши;
- клеенка или газета для застилания столов во время работы с манкой.
Я вам покажу один из вариантов проведения занятия в подготовительной группе.
Начать занятие можно с прочитывания стихотворения В. Шипуновой «Ладошки».
Я глажу ладошками
Теплый песок.
Рисую кораблик
А рядом цветок.
И мамина кошка,
И деда гармошка,
Летящий журавлик
И буква – Антошка.
Струятся песчинки.
Сижу, не дышу,
Ведь мира картинки
В ладошках держу.
Затем, нужно напомнить детям, как они рисовали палочками на песке, когда было лето, и предложить им новый способ создания «песчаных картин», т. е. Рисование манкой.
Вначале сообщаем, что на песке обычно рисуют палочкой или пальчиком, а мы будем использовать бумагу и клей.
Берем тонированный лист бумаги, рисуем фломастером простую контурную картинку. Затем, быстро проводим по всем линиям клеем и плашмя кладем (а можно и посыпать) картинку в ящик с манкой, изображением вниз. Слегка похлопываем, поднимая картинку над ящиком и получаем «песчаный» рисунок из манки.
По окончанию занятия можно оформить выставку детских работ «Картинки из манки». Прочитать шуточное стихотворение Е. Стеквашовой «Карандаш».
Я дрессирую карандаш –
Пытаюсь рисовать пейзаж,
Но он не слушает меня,
Выходит страшная мазня.
Петляет малый вкривь и вкось,
Где нужно вместе, стало врозь.
Но я такой, я не сдаюсь,
Упорно над картинкой бьюсь.
Испорчен лист, возьму другой –
И снова с прежним пылом в бой.
Вот карандашик мой устал,
Сопротивляться перестал.
Упрямства в нем в помине нет,
Он оставляет ровный след.
А теперь, уважаемые коллеги, я хочу вам предложить создать свои «песчаные картинки».
Спасибо за внимание. Успехов вам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов "Нетрадиционные техники рисования"
Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности....
Семинар-практикум для педагогов "Нетрадиционные техники рисования"
Представлена презентация семинара-практикума "Нетрадиционные техники рисования" с текстовым сопровождением....
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития художественно – творческих способностей дошкольников»
Семинар-практикум для педагогов...
Выступление на семинаре-практикуме для педагогов: «Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста»
Очень важно с самых ранних лет приучить человека к прекрасному. А что может быть более наглядным примером для постижения красоты, чем изобразительное искусство?Но порой заинтересовать ребенка не ...
Семинар- практикум для педагогов «Нетрадиционные техники рисования, и их роль в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста».
Жан Жак Руссо писал: «Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают на пользу его ума». Формирование творческой активности ...
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития художественно – творческих способностей дошкольников»
Семинар-практикум для педагогов...
Семинар – практикум для педагогов: «Нетрадиционные техники рисования, и их роль в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста».
Цель: расширить знания педагогов в вопросах использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности дошкольников; познакомить педагогов с одним примером из многообразных техник нетради...