«Нетрадиционные техники рисования»
план-конспект занятия по рисованию (младшая группа) на тему
Мастер-класс для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_netraditsionnye_tehniki_risovaniya.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Королёв Московской области
«Детский сад комбинированного вида № 43 «Академия детства»
(МАДОУ «Детский сад № 43»)
Юридический адрес: Московская область, г. Королёв, ул. М. Цветаевой, д. 10
Мастер-класс
на тему:
«Нетрадиционные техники рисования»
Работу подготовили воспитатели:
Толстая Наталья Васильевна (1 категория)
Бирюкова Марина Николаевна
Городской округ Королев, 2017 год
«Нетрадиционные техники рисования»
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
Цель:
Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.
Формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала.
Задачи:
- Познакомить с разными техниками рисования; научить сочетать на практике несколько нетрадиционных методов в рисовании.
- Развивать интерес различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге; повысить уровень мастерства педагогов.
- Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности.
Оборудование: столы, стулья для педагогов, влажные салфетки, коробочка для использованных салфеток, материал для практической деятельности – гуашь разного цвета, альбомные листы бумаги, картон, дощечки для лепки. Малярный скотч, акварельные краски, баночки с водой, кисти для рисования. Пищевая плёнка, свечка, соль, ватные палочки, ёмкости для использованных материалов.
Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной теме. Подготовка оборудования, создание компьютерной презентации.
Оформление выставки детских рисунков в нетрадиционной технике рисования.
Вступительное слово
Актуальность выбранной темы мастер-класса:
На занятиях по рисованию решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе.
- В процессе работы у детей формируются мыслительные операции, навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Наблюдения за эффективностью рисования в детском саду приводят к выводу о необходимости использования нетрадиционных техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.
Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды надо учитывать, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Дома у каждого из нас есть ненужные вещи (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д.). Гуляя по улице или в лесу можно найти много интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами возможно обогатить уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Использование нетрадиционных техник
- Способствует снятию детских страхов, развивает уверенность в себе,
- Развивает пространственное мышление,
- Учит детей свободно выражать свой замысел,
- Побуждает детей к творческим поискам и решениям,
- Учит детей работать с разнообразным материалом,
- Развивает чувство цветовосприятия, чувство фактурности и объёмности,
- Развивает мелкую моторику рук,
- Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии,
- Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
- рисование пальчиками;
- оттиск печатками из картофеля, моркови, пенопласта;
- рисование ладошками.
- рисование по мокрому листу бумаги
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
- тычок жесткой полусухой кистью.
- печать поролоном;
- печать пробками;
- восковые мелки + гуашь
- свеча + акварель;
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошки;
- рисование ватными палочками;
- волшебные веревочки;
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:
- рисование солью, песком, манкой;
- рисование мыльными пузырями;
- рисование мятой бумагой;
- кляксография с трубочкой;
- монотипия пейзажная;
- печать по трафарету;
- кляксография обычная;
- пластилинография;
- граттаж.
Практическая часть
Уважаемые педагоги! А сейчас я хочу рассказать вам о несколько методах нетрадиционных рисований и предложить вам выбрать тот метод, который вам больше понравился.
Метод «Рисование нитками» или «ниткография»
Данный метод рисования неоднозначен. Здесь есть несколько способов создания рисунков.
1-й способ. Нитки следует разрезать на отдельные части, длина которых, приблизительно, будет составлять от 7 до 10 сантиметров. Берется одна нить, обмакивается в краску и проводится в разных направлениях по листу. Получаются интересные линии. Затем берем следующую нить и повторяем действие, только используем другую краску.
2-й способ. Бумажный лист сворачивается пополам и разворачивается. На одну сторону выкладываются нити, окрашенные краской. Лист снова складывается как в предыдущем случае, прижимается. Быстрым движением выдергивают нити. После разворачивания бумаги, на ней остается замысловатый рисунок.
3-й способ. На подготовленной для рисования бумаге прорисовываются очертания любого объекта, животного и так далее, только разукрашивается оно не карандашами или красками, а нитками, которые приклеиваются. На каждом участке нужно клеить нить соответствующего цвета.
Метод «Кляксография»
На бумагу ставится краской клякса или несколько клякс. При помощи трубочки для напитков она раздувается. В результате можно получить очень интересные рисунки.
Метод «Отпечаток пробки или других печатей»
Для этого метода понадобится тонкий поролон, на который нанесена краска, печатка. Печатки могут быть сделаны с катушек, пробок, овощей и так далее. Печатку необходимо придавить к поролону с краской, а затем к бумаге, на которой останется отпечаток.
Метод «Рисование по сырой поверхности»
Мокрой губкой промакивают бумажный лист. Потом наносят на него краской рисунок. В итоге получается размытое изображение.
Метод «Расчесывание краски»
На бумаге необходимо сделать пятна краской любого цвета. После этого берется мелкая расческа и зубьями проводится по пятну. Остаются интересные мазки.
Метод «Граттаж»
Лист картона полностью покрывается воском или парафином, главное, чтобы не было пробелов. С этой целью используется обычная свеча. Затем на него наносится толстым слоем тушь и оставляется на сутки для высыхания. После высыхания берется острый предмет и на основе процарапывается тот или иной рисунок.
Метод «Восковые карандаши + акварель»
При помощи восковых карандашей нужно нарисовать рисунок, а затем разукрасить его акварельными красками.
А теперь я предлагаю вам из материалов, которые я приготовила на ваших столах, выбрать тот метод, который вам понравился и попробовать самостоятельно проделать свою работу.
Метод «Набрызг»
Можно использовать в аппликации из самоклеящейся бумаги. Это очень увлекательное занятие для детей. Простым карандашом на листе самоклеящейся бумаги нарисуем облака, парашют, фигурку человечка. Аккуратно вырезаем все детали. Снимаем защитную плёнку и наклеиваем детали на лист белой бумаги. Смачиваем зубную щётку водой и набираем немного акварельной краски на кончики щетины. Указательным пальцем проводим по щетине – со щётки брызнут капли краски. Добиваемся, чтобы брызги получались как можно мельче. Теперь приступаем к забрызгиванию листа с наклейками, чтобы создать небесный фон. Как только краска высохнет, нужно снимаем наклейки. К парашюту прикрепляем ниточки или дорисовываем их фломастером. Вот и все!
Метод»Фотокопия»
Поразительна для детей техника рисования парафиновой свечой. Нужно заточить свечку как карандаш. Дети рисуют парафиновым карандашом на бумаге какую-нибудь картинку. Ничего не видно? Теперь в дело пойдет акварель. Нужно закрасить краской весь лист. Желательно использовать побольше разных цветов. Что за чудо! На цветном фоне выступил первоначальный рисунок. Почему? И тут мы открываем ребятишкам маленький секрет.
Заключительный этап
- Посвящение воспитателей в художники, рисующие в нетрадиционной технике (вручение шуточных медалей).
- Памятки всем участникам мастер-класса.
В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимания на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!
Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.
Литература:
Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. /Дошкольное воспитание, 1991, №2.
Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия. /Дошкольное воспитание, 1991, №9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"
Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...
Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования.
В статье рассматривается роль нетрадиционного рисования как эффективное средство формирования личности, развитие и совершенствование психических процессов и творческих способностей детей...
Консультация на тему: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техник нетрадиционного рисования»
Виды техник нетрадиционного рисования...
Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Виды техники нетрадиционного рисования"
Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Виды техники нетрадиционного рисования"...
Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность. Нетрадиционные техники рисован
Цель: обучения рисованию. Познакомить детей с изобразительными материалами, инструментами Показать выразительные возможности цвета. Учить простым приёмам рисования (мазки: тычком, примакивание; заливк...
Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования".
Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования"....
Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования» (Нетрадиционные техники рисования для детей 4– 6 )
Применение нетрадиционных техник рисования не только реализует образовательные задачи в работе с детьми 4 -6лет, но также позволяет с минимальными материальными затратами провести интересное занятие п...