Консультация для родителей «Рисование нетрадиционными способами».
консультация на тему
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественной.
Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 29.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Рисование нетрадиционными способами».
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественной.
Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование.
Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.
Изображение в рисунках создается с помощью разнообразных материалов. Художники в своём творчестве используют различные материалы: разнообразные мелки краски, уголь, сангину, пастель и многое другое. И в детское творчество так же необходимо включать разные краски (гуашь, акварель), тушь, мелки, учить детей пользоваться этими изобразительными материалами в соотношении с их средствами выразительности.
Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить не забываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.
Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыграть в сложной ролевой игре эмоциональные различные состояния, а вот понять, что есть красота, и научиться выражать себя в изобразительной деятельности – дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и научить.
Нам взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Следует помнить: если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребёнка в созидании красоты, то, как считают, в ребёнке формируется «инфантильная восторженность».
Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию начиная с младшего дошкольного возраста, надо использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.
Какие нетрадиционные способы рисования можно использовать дома? Кляксография, рисование солью, рисование пальцами. Мыльными пузырями, разбрызгиванием т.д. Разве вам неинтересно узнать, что получится, если рисовать тряпкой или скомканной бумагой?
Рисовать можно как угодно и чем угодно! Лёжа на полу, под столом, на стол На листочке дерева, на газете… Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А из каракуль и мазни в конце концов вырисовывается узнаваемый объект –Я. Ничем незамутнённая радость удовлетворения от того, что и «это сделал Я – всё это моё!».
Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво. Овладевание различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни.
Разнообразие изобразительных материалов делает изобразительную деятельность более привлекательной, интересной, а по мере овладения разными материалами у детей формируется своя манера изображения.
Один из любимых детьми способов нетрадиционного рисования – рисование солью. Она обладает не только интересными декоративными возможностями, но и весьма удобна в обращении. Любят дети рисовать и…мыльными пузырями. Рисовать можно способом выдувания.
А ведь можно рисовать и зубной щёткой, и ватой, и пальцем, ладонью, тампоном, мятой бумагой, трубочкой гоняя краску (каплю) по листу бумаги, печатать разными предметами, создавать композиции свечкой, помадой, ступнями…
Дерзайте, фантазируйте! И к вам придёт радость – радость творчества, удивления и единения с вашими детьми.
Рисовальное искусство обладает многообразием техник и их нужно использовать в работе с детьми. Использование различных материалов обогащает детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, повысит эстетическую сторону рисунка.
"Как понимать и ценить детские рисунки"
Почему дети предпочитают рисование другим занятиям? Как понимать и оценивать детские рисунки?
Ответы на эти вопросы на первый взгляд кажутся затруднительными.
Авторитетные, знающие и понимающие люди: психолог, педагог, художник, часто дают абсолютно противоречивые оценки.
Нормальные рисунки, нормальный ребенок, но есть проблемы, скажет психолог. Ничего особенного, обычное стереотипное детское рисование. Способности есть, и если есть желание, то надо учить посоветует педагог.
Гениально! Сколько фантазии, какая смелость изображения, какая живость цвета! Не трогайте его, дайте полную свободу творчеству и ни в коем случае ничему не учите! - воскликнет художник.
Истинная ценность детского рисунка заключается не в том, какого качества рисунки создают дети, а в том, как через творчество они преодолевают свою личность, реализуют свой жизненный опыт.
Детское рисование в начальном периоде представляет собой пачканье. Постепенно непокорные каракули оформляются в более или менее определенные очертания. Начинается мощный подъем изобразительной деятельности ребенка, совершенствуется изобразительное рисование.
У разных детей это происходит в разное время. Но чаще всего - в возрасте около трех лет. В этом возрасте мышление предметное, поэтому и рисование предметное. Синим карандашом, оказавшимся в руке, может нарисовать солнце, дерево, птицу. Не надо огорчаться по этому поводу и думать, что ребенок не "чувствует" цвета, что не "живописец". Просто пока у него другие задачи, он рисует нужную форму.
Постепенно предметное рисование усложняется и совершенствуется. Единое серое, предметы, образы начинают взаимодействовать "Я и моя мама". Детям откроется много интересных наблюдений и все хочется нарисовать, рисунок становится сюжетным.
В рисунках детей нет перспективы и требовать от них этого бессмысленно и учить их этому пока незачем.
К пяти годам у детей уже прослеживается умение рисовать. Изображение на переднем и заднем плане за счет уменьшения их размеров, или разноуровневые поднятия над нижнем (переднем) краем рисунка.
И к 5-6 годам происходит взрыв рисовальной активности. Сами рисунки становятся реалистичнее, детальнее, информативнее. В их суждении появляется оценочная категория явлений жизни, искусства и творчества, "красиво".
Для ребенка в этом возрасте рисование - оптимальная форма душевной самореализации, которая часто предпочтительнее других игры, пение, танцы, поэтому необходимо создать удобные условия для свободного творческого рисования.
В 6-7 лет наступает "золотой век" детского рисования. У ребенка появился опыт изобразительной деятельности, умение работать разными материалами, опыт эмоциональной интеллектуальной обработки информации, знания.
Набрав силу, детское рисование активно реализуется, совершенствуется и усложняется.
А вот к возрасту 8-10 лет многие дети совсем теряют интерес к рисованию, компенсирую его интересом к суждению. Это естественный процесс, исчерпав себя и подготовив простейший качественный прогресс личности.
Детское рисование - это феномен детской активности. Необходимо, поэтому, при рассматривании и оценке детских работ:
а) обсуждать с ребенком, а не его самого (например: слабый, гениальный ребенок и т.д.);
б) оценивать нужно достижения ребенка относительно его личных возможностей и в сравнении с его же рисунками с учетом индивидуальных особенностей и динамики его развития, а не в сравнении с другими детьми;
в) необходимо точно определить цель, суть задачи, условия создания рисунка и в соответствии с этим обстоятельством оценивать работу (задана тема к выставке, подсказана извне или вызвана художественными побуждениями, использовал ли вспомогательный зрительный материал или работал по памяти, по воображению и т.д.);
г) выделять и оценивать его общее настроение, сюжет, композиционное решение (выбор размера рисунка, масштабные отношения, конфигурация форм, ритмичное и колористическое решение), свободное владение изобразительными средствами;
д) поддерживать, поощрять правомерно самостоятельность рисования, чуткость к природе изобразительных материалов и возможных инструментов, изобразительность в поиске приемов изображения, способов выражения образов и настроения;
е) важно определить и учитывать меру чужого влияния на рисунок, снижающего уровень творческого поиска. Нужно помнить, что такие виды рисования, как срисовывание с образца, калькирование с оригинала, закрашивание готовых контурных картинок не способствует творчеству и художественному развитию ребенка;
ж) в самой оценке должно быть явно доброе внимание, желание увидеть глубоко и полно все содержание рисунка. Оно должно быть обстоятельно аргументировано и иметь позитивный характер, чтобы даже при определение недостатков открыть ребенку возможность для их преодолений, исключая при этом прямую подсказку.
В оценке также может быть выражено напутствие к дальнейшему творчеству и формировании новых задач - тогда она будет интересна, полезна, желаема и принята с доверием.
Поэтому, рассматривание рисунков, начиная с младших групп, надо проводить очень умело. Важно, чтобы каждый ребенок в конце занятия порадовался, проявил положительные эмоции. Можно обратить внимание всех детей на хорошо переданную форму, цвет (не называя авторов), на появление изображений, которые дети ранее не учились создавать.
Дети среднего возраста проявляют все больший интерес к работам сверстников. Важно поддерживать интерес к успехам товарищей и умение видеть эстетические достоинства работ, умение рассказывать о своей работе.
Начиная со старших групп, следует приучать детей к анализу своих работ и работ товарищей. Дети начинают понимать, что рисунок оценивается в зависимости от поставленных задач, и видеть положительные стороны рисунка и указать на ошибки.
Анализируя детские работы (пусть это будет ребенок или взрослый) надо помнить, что дети творят соответственно собственным потребностям, а не "напоказ".
В оценке работ должно поощряться искреннее, оригинальное творчество ребенка, а не послушное репродуктирование.
Любя рисование и доверяя взрослым, рисующий ребенок может оказаться жертвой чужой воли. Так нарушается творческие права ребенка, неверно ориентируется его художественная деятельность и наносится ущерб по целостному личностному развитию. Это необходимо помнить и понимать всем взрослым, соприкасающимся с творчеством детей.
"Мы любим рисовать"
Рисование - одно из самых любимых занятий малышей. Их привлекает движение карандаша по листу бумаги и появление на нём следов. Всматриваясь в свой рисунок, ребёнок находит сходство в очертании линий с окружающими предметами, у него возникают ассоциативные образы, которые "оживают" машина едет и громко гудит, собачка лает. Для ребёнка рисование - путешествие в окружающий мир.
В начале обучения рисованию помните, что для малыша научится правильно держать карандаш - большой труд. Помогите ему, сами вложите карандаш в руку и предложите порисовать на листе бумаги.
Рисование малыш обычно сопровождает речью. Это происходит потому, что всё изобразить на листе ребёнок ещё не может, а речь помогает ему полнее передать "содержание" рисунка. Понаблюдайте за ним во время занятий. Изобразив какой-то только ему понятный предмет или живое существо, он начинает с ним разговаривать, смеяться, улыбаться. Взрослый должен поддержать стремление ребёнка рассказать о своём рисунке, он может сам продолжить разговор, спрашивая: "Куда пошла девочка?" , "Кто живёт в домике?", "Где растут цветы?". В процессе рисования происходит общение ребёнка и взрослого, что так важно для его умственного развития.
Проверяйте, как ребёнок пользуется карандашами, не разбрасывает ли их по столу. Во время рисования перед ним должна лежать открытая коробка, чтобы лучше были видны все цвета карандашей. После рисования предложите малышу убрать всё, чем он пользовался, в определённое место где хранятся материалы для изобразительной деятельности. Ему можно давать и простой графитный карандаш, а также набор цветных фломастеров (их целесообразно предлагать после того, как движения руки станут более координированными и ритмичными). Если фломастерами ребёнок начинает рисовать очень рано, он сильно нажимает на бумагу, прорывая её.
Дети младшего дошкольного возраста рисуют не только карандашами, но и красками, что доставляет им особую радость. Лучше всего предлагать для рисования краску гуашь. Её преимущество в том, что даёт яркое сочное пятно на любом цветовом фоне, путём смешения нескольких цветов можно получить различные оттенки.
Перед тем как предложить ребёнку порисовать краской, обратите внимание на её цвет, на гладкую поверхность бумаги, на мягкий ворс кисточки. Затем можете сами набрать на кисть краску и сделать два-три мазка на бумаге. Подражая вам, малыш начнёт повторять движения кистью: "И вот в воздухе закружились жёлтые, красные осенние листья или "Белый снежок на землю падает". Картина осеннего листопада или зимнего снегопада вызывает у ребёнка удивление: ничего не было, и вдруг полетели листья, белые снежинки. Этот процесс важен для развития эстетического восприятия. Обязательно рассмотрите с ребёнком рисунки и помогите ему найти сходство с предметами, живыми существами.
Занятия рисованием, в которых принимает участие взрослый, необходимы в младшем дошкольном возрасте. Благодаря им дети приобретают уверенность, стремятся показать взрослым, что у них получилось. Рисование носит характер "сотворчества".
Совместные занятия потребуют серьёзной подготовки, так, как надо вызвать у ребёнка желание самому нарисовать что-либо вместе с взрослыми.
"Сотворчество" ребёнка с художником является главным содержанием альбома "Я учусь рисовать". На страницах альбома изображены знакомые детям предметы, события, персонажи. Обратите внимание малышей на то, что они состоят из разных форм (круглых, овальных, квадратных, прямоугольных). Внимательно рассмотрите с ним рисунки в альбоме. На левой странице художник изобразил понятные детям картинки, на правой -ребёнок сам дорисовывает сюжет. "Сотворчество" с художником доставит большую радость: ребёнку предстоит чёрно-белый рисунок сделать ярким, красочным. Предложите ему самому выбрать материал (цветные карандаши или краску гуашь).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Рисование нетрадиционными способами».
Рисование нетрадиционными способами...
Консультация для родителей "Рисование нетрадиционными способами".
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослых ачинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественно...
Консультация для родителей «Рисование нетрадиционными способами».
Консультация для родителей «Рисование нетрадиционными способами»....
Консультация для родителей «Рисование нетрадиционными способами»
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественн...
Консультация для родителей "Рисование нетрадиционными способами"
Из данной консультации родители узнают о том как, где и чем можно рисовать с детьми и о пользе нетрадиционных техник рисования....
Консультация для родителей "Рисование нетрадиционными способами"
Консультация для родителей "Рисование нетрадиционными способами"...
Консультация для родителей "Рисование нетрадиционными способами"
консультация для родителей...