РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» (в соответствии с ФГОС ДО) на 2017 -2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» (в соответствии с ФГОС ДО) на 2017 -2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestv.estet_._6-7.doc | 592 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 13 «ВИШЕНКА»
ПРИНЯТО На педагогическом совете МБДОУ № 13 «Вишенка» от «___»____________2017 г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ № 13 «Вишенка» __________С.З.Тлехусеж ___«__»______2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
ПО НАПРАВЛЕНИЮ
«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
(в соответствии с ФГОС ДО)
на 2017 -2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Воспитатели подготовительной к школе группе №2:
Зенина М.В
Баяндурян А.С.
пгт. Яблоновский
2017 год
Составители программы:
- Заведующий МБДОУ № 13 «Вишенка» - С.З.Тлехусеж
- Заместитель заведующего по ВР МБДОУ № 13 «Вишенка» - Е.А.Абу Аль-Нади
3. Воспитатель второй младшей группы №1 МБДОУ № 13 «Вишенка» - Г.И.Левченко., А.Н.Макарова.
- Воспитатель второй младшей группы №2 МБДОУ № 13 «Вишенка» - А.Б.Ташу, О.Л.Антонова
- Воспитатель средней группы МБДОУ № 13 «Вишенка» - А.А.Кетух, О.О.Кузьменкова,
6.Воспитатель старшей группы МБДОУ № 13 «Вишенка» - Р.Р.Ловпаче, О.В.Куценко.
7.Воспитатель подготовительной группы №1 МБДОУ № 13 «Вишенка» - Р.Р.Уджуху, С.Г.Схаплок
8.Воспитатель подготовительной группы №2 МБДОУ № 13 «Вишенка» - М.В.Зенина, А.С.Баяндурян.
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка…………………………………….….4
2. Формы реализации рабочей программы..…………….………..10
3. Условия реализации рабочей программы………………………11
- Значимые для разработки и реализации ООП ДО МБДОУ № 13 «Вишенка». Характеристика особенностей развития детей четвёртого
года жизни…………………………………………………………….12
- Образовательная деятельность по реализации национально-регионального компонента………………………………………..16
- Содержание психолого-педагогической работы…………..24
- Учебно-тематический план…….…………………………….33
- Интеграция регионального компонента в непосредственную образовательную деятельность………………………………
- Ппрогнозируемые результаты, мониторинг достижения целевых ориентиров дошкольного образования……………………………37
- Паспорт функционального модуля «ознакомление с предметным и социальным миром»………………………………………………….44
- Часть, формируемая участниками образовательных отношений……………………………………………………………..45
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с Основной Образовательной Программой Дошкольного Образования МБДОУ
№ 13 «Вишенка». ООП ДО МБДОУ № 13 «Вишенка» определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.
ООП ДО разработана на основе:
- Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации;
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Закон Республики Адыгея от 27 декабря 2012 г. № 264 «Об образовании в Республике Адыгея»;
- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от17.10.2013г. № 1155;
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утверждённым постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26.
Цели и задачи реализации ООП ДО МБДОУ № 13 «Вишенка»
Ведущие цели ООП ДО МБДОУ № 13 «Вишенка»:
- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;
- формирование основ базовой культуры личности;
- всесторонне развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
- подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе;
- обеспечение жизнедеятельности дошкольника.
Особое внимание ООП ДО МБДОУ № 13 «Вишенка» уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:
- патриотизм;
- активная жизненная позиция;
- творческий подход в решении жизненных ситуаций;
- уважение к традиционным ценностям.
ООП ДО МБДОУ № 13 «Вишенка» направлены на решение следующих
задач:
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей ( в том числе ограниченных возможностей ребенка);
- обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка ка субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологиическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Принципы и подходы
К формированию ООП ДО МБДОО № 13 «Вишенка»
В ООП ДО МБДОО № 13 «Вишенка» на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.
ООП ДО МБДОО № 13 «Вишенка» построена на позициях гуманноличностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.
ООП ДО МБДОО № 13 «Вишенка» опирается на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность:
- комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей;
- всестороннее воспитание;
- обогащение развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.
Особая роль в ООП ДО МБДОО № 13 «Вишенка» уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве.
ООП ДО МБДОО № 13 «Вишенка» строится на принципе культуросообразности, реализация которого обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).
ООП ДО МБДОО № 13 «Вишенка»:
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие как важнейший результат успешности воспитания и образования ребенка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
- допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
- строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ:
- Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.
- Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе
- Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.
- Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора.
- Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.
- Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).
- Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
- Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников.
- Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способней.
- Совершенствование умений в лепке.
- Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
ЗАДАЧИ:
- Развивать творчество детей; учить свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее; продолжать учить передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой.
- Продолжать формировать умение передавать характерные движения человека и животных, создавать выразительные образы (птичка подняла крылышки, приготовилась лететь; козлик скачет, девочка танцует; дети делают гимнастику – коллективная композиция).
- Учить детей создавать скульптурные группы из двух-трех фигур, развивать чувство композиции, умение передавать пропорции предметов, их соотношение по величине, выразительность поз, движений, деталей.
ПРИНЦИПЫ:
Реализация рабочей программы по лепке основываются на основных принципах МБДОУ №13 «Вишенка», на общеобразовательной программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
- принцип культуросообразности, который обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры;
- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
- принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются ключевые качества в развитии дошкольников;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, где основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
- варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
- принцип преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ:
Занятия в подготовительной к школе группе по лепке проходят 1 раз в две неделе продолжительностью 30 минут.
На занятиях используются следующие способы лепки:
- конструктивный – лепка предмета из отдельных частей;
- пластический – детали вытягивают из целого куска;
- комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки;
- рельефная скульптура – объемное изображение, выступающее над плоскостью, образующей его фон.
На занятиях по лепке закрепляются умения лепить знакомые предметы, передавая их характерные признаки, дети учатся лепить фигуры человека и животного в движении, создавать несложные композиции. Детям предоставляется возможность использовать в процессе занятий разнообразные приемы лепки, сочетать в лепке пластилин с природным или дополнительным материалом.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Материально – техническое обеспечение
В группе имеется:
- Компьютер;
- DVD;
- Телевизор;
- Магнитофон.
Методическое обеспечение
Методическая литература для педагога:
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. 2014г;
- Комарова Т.Е. «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа (6-7 лет).»
ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ
ООП ДО МБДОУ № 13 «ВИШЕНКА»
Характеристика особенностей развития детей
седьмого года жизни
Основные достижения возраста:
- освоение мира вещей как предметов человеческой культуры;
- освоение форм позитивного общения с людьми;
- развитие половой идентификации;
- формирование позиции школьника;
- высокий уровень познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Игра
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.
Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нём может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.
Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее.
Изобразительная деятельность
Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.д.
Изображение человека становится еще более детализирован-ным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности в изобрази-тельной деятельности.
Конструирование
К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала:
- свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек;
- не только анализируют основные конструктивные особенно-сти различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами.
Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зри-тельной ориентировки.
Дети:
- быстро и правильно подбирают необходимый материал;
- достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка;
- способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям – он важен для углубления их пространственных представлений.
Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предвари-тельному замыслу, которые могут:
- передавать сложные отношения,
- включать фигуры людей и животных.
Восприятие
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Мышление.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Воображение
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить раз-личными влияниями, в т. ч. и средств массовой информации, при-водящими к стереотипности детских образов.
Внимание
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
Речь
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика; связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.
В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды моно-логической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст.
СПЕЦИФИКА НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЙ
Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами музыкального, декоративно-прикладного, литературного искусства народов, проживающих на территории Адыгеи, включает в себя:
- создание условий для проведения детьми своих способностей в национальной музыке, живописи, танцах и литературе;
- развитие продуктивной деятельности через приобщение детей к изобразительному, декоративно-прикладному искусству народов, проживающих в Республике Адыгея, родного аула;
- воспитание нравственно-патриотических чувств посредством знакомства детей с произведениями адыгского, русского и других народов.
Задачи психолого-педагогической работы по реализации национально-регионального компонента в тематическом блоке изобразительная деятельность
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
- развивать устойчивый интерес к адыгейскому народу и декоративному искусству;
- формировать представление о средствах его выразительности (элементы узора, их цвет, расположение на форме, ритме);
- элементов и др.);
- продолжать детей знакомить с историей адыгейских народных промыслов, материалом, из которого изготовлены изделия;
- воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к труду адыгейских народных мастеров и вызывать желание самим создавать работы для оформления ДОО.
Специфика климатических условий
Климат в Тахтамукайском районе достаточно умеренный и мягкий. Зима теплая. В среднем январская температура держится на уровне минус двух градусов. В июле – самом жарком месяце лета, по данным прогноза погоды, среднесуточная температура воздуха равна двадцати трем градусом. Все это позволяет организовать непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию детей на открытом воздухе практически круглогодично.
Специфика демографических условий
Тахтамукайский район – самый благополучный в Адыгее по уровню безработицы, в том числе среди молодежи, поэтому темпы роста потребности населения аула Шенджий в услугах дошкольного образования опережают темпы развития дошкольных образовательных учреждений поселка. Средняя переуплотненность поселка детского сада составяет26%.
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ОБРАЗОВАНИЯ
НА ЭТАПЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности.
- Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.
- Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
- Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.
- Обладает чувством собственного достоинства.
- Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.
- Участвует в совместных играх.
- Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.
- Адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
- Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
- Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
- Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
- Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
- Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре. - Владеет разными формами и видами игры.
- Различает условную и реальную ситуации.
- Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
- Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
- Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах.
- У ребенка складываются предпосылки грамотности.
- У ребенка развита крупная и мелкая моторика.
- Ребенок подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
- Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
- Проявляет ответственность за начатое дело.
- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.
- Склонен наблюдать, экспериментировать.
- Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы.
- Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.
- Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
- Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания. - Положительно относится к обучению в школе.
- Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
- Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).
- Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения.
- Имеет представление о географическом разнообразии России, многонациональности, важнейших исторических событиях.
- Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации.
- Проявляет уважение к своему и противоположному полу.
- Соблюдает элементарные общепринятые нормы.
- Имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо.
- Проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
- Имеет начальные представления о здоровом образе жизни.
- Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Художественно-эстетическое развитие предполагает:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.
Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
Формирование представления о значении органов чувств человека для художественной деятельности, формировать умение соотносить органы чувств с видами искусства (музыку слушают, картины рассматривают, стихи читают и слушают и т.д.).
Формирование интереса к классическому и народному искусству (музыке, изобразительному искусству, литературе, архитектуре).
Формирование основ художественной культуры. Развитие интереса к искусству. Закрепление знания об искусстве как виде творческой деятельности людей, о видах искусства (декоративно-прикладное, изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, театр, танец, кино, цирк).
Расширение знания детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства.
Продолжение знакомства детей с произведениями живописи: И. Шишкин («Рожь», «Утро в сосновом лесу»), И.Левитан («Золотая осень», «Март», «Весна. Большая вода»), А.Саврасов («Грачи прилетели»), А.Пластов («Полдень», «Летом», «Сенокос»), В.Васнецов («Аленушка», «Богатыри», Иван-Церавич на Сером волке») и др.
Обогащение представления о скульптуре малых форм, выделяя образные средства выразительности (форму, пропорции, цвет, характерные детали, позы, движения и др.).
Расширение представления о художниках – иллюстраторах детской книги (И.Билибин, Ю.Васнецов, В.Конашевис, В.Лебедев, Т.Маврина, Е Чарушин и др.).
Продолжение знакомства с народным декоративно-прикладным искусством (гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись), с керамическими изделиями, народными игрушками.
Продолжение знакомства с архитектурой, закрепление и обогащение знания детей о том, что существуют здания различного назначения (жилые дома, магазины, кинотеатры, детские сады, школы и др.).
Развитие умения выделять сходство и различия архитектурных сооружений одинаково назначения. Формирование умения выделять одинаковые части конструкции и особенности деталей. Познакомить со спецификой храмовой архитектуры: купол, арки, аркатурный поясок по периметру здания, барабан (круглая часть под куполом) и т.д. Знакомство с архитектурой с опорой на региональные особенности местности, в которой живут дети. Рассказывание детям о том, что, как и в каждом виде искусства, в архитектуре есть памятники, которые известны во всем мире: в России это Кремль, собор Василия Блаженного, Зимний дворец, Исаакиевский собор, Петергоф, памятники золотого кольца и другие – в каждом городе свои.
Развитие умения передавать в художественной деятельности образцы архитектурных сооружений, сказочных построек. Поощрять стремление изображать детали построек (наличники, резной подзор по контуру крыши).
Расширение представления детей о творческой деятельности, ее особенностях; формировать умение называть виды художественной деятельности, профессии деятелей искусства (художник, композитор, артист, танцор, певец, пианист, скрипач, режиссер, директор татра, архитектор и т.п.).
Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Знакомство с историей и видами искусства; Формирование умения различать народное и профессиональное искусство. Организовывать посещения выставки, театра, музея, цирка (совместно с родителями).
Расширение представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы страны и мира.). Воспитывать интерес к искусству родного края; любовь и бережное отношение к произведениям искусства.
Поощрение активного участия детей в художественной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого.
Приобщение к искусству
Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.
Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства.
Воспитание умения понимать содержание произведений искусства.
Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства.
Изобразительная деятельность
Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде.
Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства.
Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
Конструктивно-модельная деятельность
Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.
Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
Музыкально-художественная деятельность
Приобщение к музыкальному искусству; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами.
Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений. Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти. Формирование песенного, музыкального вкуса. Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности. Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей. Удовлетворение потребности в самовыражении.
СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Тематический блок
ПРИОБЩЕНИЕ К ИСКУССТВУ
Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему, к искусству и художественной деятельности.
Формировать интерес к классическому и народному искусству (музыке, изобразительному искусству, литературе, архитектуре).
Формировать основы художественной культуры. Развивать интерес к искусству. Закреплять знания об искусстве как виде творческой деятельности людей, о видах искусства (декоративно-прикладное, изобразительное искусство, литература, музыка, ар-хитектура, театр, танец, кино, цирк).
Расширять знания детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства.
Продолжать знакомить детей с произведениями живописи: И. Шишкин («Рожь», «Утро в сосновом лесу»), И. Левитан («Золотая осень», «Март», «Весна. Большая вода»), А. Саврасов («Грачи прилетели»), А. Пластов («Полдень», «Летом», «Сенокос»), В. Васнецов («Аленушка», «Богатыри», «Иван-царевич на Сером волке») и др.
Обогащать представления о скульптуре малых форм, выделяя образные средства выразительности (форму, пропорции, цвет, характерные детали, позы, движения и др.).
Расширять представления о художниках – иллюстраторах детской книги (И. Билибин, Ю. Васнецов, В. Конашевич, В. Лебедев, Т. Маврина, Е. Чарушин и др.).
Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись), с керамическими изделиями, народными игрушками.
Продолжать знакомить с архитектурой, закреплять и обогащать знания детей о том, что существуют здания различного на-значения (жилые дома, магазины, кинотеатры, детские сады, школы и др.). Развивать умение выделять сходство и различия архитектурных сооружений одинакового назначения. Формировать умение выделять одинаковые части конструкции и особенности деталей.
Познакомить со спецификой храмовой архитектуры: купол, арки, аркатурный поясок по периметру здания, барабан (круглая часть под куполом) и т.д. Знакомить с архитектурой с опорой на региональные особенности местности, в которой живут дети. Рассказать детям о том, что, как и в каждом виде искусства, в архитектуре есть памятники, которые известны во всем мире: в России это Кремль, собор Василия Блаженного, Зимний дворец, Исаакиевский собор, Петергоф, памятники Золотого кольца и другие – в каждом городе свои.
Развивать умения передавать в художественной деятельности образы архитектурных сооружений, сказочных построек. Поощрять стремление изображать детали построек (наличники, резной подзор по контуру крыши).
Расширять представления детей о творческой деятельности, ее особенностях; формировать умение называть виды художественной деятельности, профессии деятелей искусства (художник, композитор, артист, танцор, певец, пианист, скрипач, режиссер, директор театра, архитектор и т. п.).
Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; умение самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности.
Формировать представление о значении органов чувств чело-века для художественной деятельности, формировать умение соотносить органы чувств с видами искусства (музыку слушают, картины рассматривают, стихи читают и слушают и т. д.).
Знакомить с историей и видами искусства; формировать умение различать народное и профессиональное искусство. Организовать посещение выставки, театра, музея, цирка (совместно с родителями).
Расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы страны и мира). Воспитывать интерес к искусству родного края; любовь и бережное отношение к произведениям искусства.
Поощрять активное участие детей в художественной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого.
тематический блок
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, включать в процесс ознакомления с предметами движения рук по предмету.
Продолжать развивать образное эстетическое восприятие, образные представления, формировать эстетические суждения; учить аргументированно и развернуто оценивать изображения, созданные как самим ребенком, так и его сверстниками, обращая внимание на обязательность доброжелательного и уважительного отношения к работам товарищей.
Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художествен-но-творческой деятельности.
Воспитывать самостоятельность; учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке и аппликации, используя выразительные средства.
Продолжать учить рисовать с натуры; развивать аналитические способности, умение сравнивать предметы между собой, выделять особенности каждого предмета; совершенствовать умение изображать предметы, передавая их форму, величину, строение, пропорции, цвет, композицию.
Продолжать развивать коллективное творчество. Воспитывать стремление действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, как отдельные изображения будут объединяться в общую картину.
Формировать умение замечать недостатки своих работ и исправлять их; вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа.
Предметное рисование.
Совершенствовать умение изображать предметы по памяти и с натуры; развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги).
Совершенствовать технику изображения. Продолжать развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность. Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании (гуашь, акварель, сухая и жирная пастель, сангина, угольный карандаш, гелевая ручка и др.). Предлагать соединять в одном рисунке разные мате-риалы для создания выразительного образа.
Учить новым способам работы с уже знакомыми материалами (например, рисовать акварелью по сырому слою); разным способам создания фона для изображаемой картины: при рисовании акварелью и гуашью – до создания основного изображения; при рисовании пастелью и цветными карандашами фон может быть подготовлен как в начале, так и по завершении основного изображения.
Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, учить плавным поворотам руки при рисовании округлых линий, завитков в разном на- правлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально), учить осуществлять движение всей рукой при ри-совании длинных линий, крупных форм, одними пальцами – при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома), оживок (городец) и др.
Учить видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка; чувствовать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш.
Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты; учить создавать цвета и оттенки.
Постепенно подводить детей к обозначению цветов, напри-мер, включающих два оттенка (желто-зеленый, серо-голубой) или уподобленных природным (малиновый, персиковый и т. п.). Обращать их внимание на изменчивость цвета предметов (например, в процессе роста помидоры зеленые, а созревшие – красные). Учить замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды (небо голубое в солнечный день и серое в пасмурный). Развивать цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка.
Учить детей различать оттенки цветов и передавать их в рисунке, развивать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений (нежно-зеленые только что появившиеся листочки, бледно-зеленые стебли одуванчиков и их темно-зеленые листья и т. п.).
Сюжетное рисование.
Продолжать учить детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа – передний план или дальше от него – задний план); передавать различия в величине изображаемых предметов (дерево высокое, цветок ниже дерева; воробышек маленький, ворона большая и т.п.). Формировать умение строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра. Продолжать формировать умение передавать в рисунках как сюжеты народных сказок, так и авторских произведений (стихотворений, сказок, рассказов); проявлять самостоятельность в выборе те-мы, композиционного и цветового решения. Декоративное рисование. Продолжать развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др.). Учить детей выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида.
Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки.
Закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.
Лепка.
Развивать творчество детей; учить свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее; про-должать учить передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой. Продолжать формировать умение передавать характерные движения человека и животных, создавать выразительные образы (птичка подняла крылышки, приготовилась лететь; козлик скачет, девочка танцует; дети делают гимнастику – коллективная композиция). Учить детей создавать скульптурные группы из двух-трех фигур, развивать чувство композиции, умение передавать пропорции предметов, их соотношение по величине, выразительность поз, движений, деталей. Декоративная лепка. Продолжать развивать навыки декоративной лепки; учить использовать разные способы лепки (налеп, углубленный рельеф), применять стеку. Учить при лепке из глины расписывать пластину, создавать узор стекой; создавать из глины, разноцветного пластилина предметные и сюжетные, индивидуальные и коллективные композиции.
Аппликация.
Продолжать учить создавать предметные и сюжетные изображения с натуры и по представлению: развивать чувство композиции (учить красиво располагать фигуры на листе бумаги формата, соответствующего пропорциям изображаемых предметов). Развивать умение составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных элементов на листах бумаги разной формы; изображать птиц, животных по замыслу детей и по мотивам народного искусства.
Закреплять приемы вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое; несколько предметов или их частей из бумаги, сложенной гармошкой.
При создании образов поощрять применение разных приемов вырезания, обрывания бумаги, наклеивания изображений (намазывая их клеем полностью или частично, создавая иллюзию передачи объема); учить мозаичному способу изображения с предварительным легким обозначением карандашом формы частей и деталей картинки. Продолжать развивать чувство цвета, колорита, композиции. Поощрять проявления творчества.
Художественный труд: работа с бумагой и картоном. Закреплять умение складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях (пилотка); использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы (мишка физкультурник, клюющий петушок и др.).
Формировать умение создавать предметы из полосок цветной бумаги (коврик, дорожка, закладка), подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам. Формировать умение использовать образец. Совершенствовать умение детей создавать объемные игрушки в технике оригами.
Художественный труд: работа с тканью.
Формировать умение вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; пришивать пуговицу, вешалку; шить простейшие изделия (мешочек для семян, фартучек для кукол, игольница) швом «вперед иголку». Закреплять умение делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры (шелк для бабочки, байка для зайчика и т. д.), наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.
Художественный труд: работа с природным материалом. Закреплять умение создавать фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек, травы, веток, корней и других материалов, передавать выразительность образа, создавать общие композиции («Лесная поляна», «Сказочные герои»). Развивать фантазию, воображение. Закреплять умение детей аккуратно и экономно использовать материалы.
Тематический блок
КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Формировать интерес к разнообразным зданиям и сооружениям (жилые дома, театры и др.). Поощрять желание передавать их особенности в конструктивной деятельности. Учить видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное назначение. Предлагать детям самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений. Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с об-щим замыслом, не мешая друг другу.
Конструирование из строительного материала. Учить детей сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта). Определять, какие детали более всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать; продолжать развивать умение планировать процесс возведения постройки. Продолжать учить сооружать постройки, объединенные общей темой (улица, машины, дома).
Конструирование из деталей конструкторов. Познакомить с разнообразными пластмассовыми конструкторами. Учить создавать различные модели (здания, самолеты, поезда и т. д.) по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу.
Познакомить детей с деревянным конструктором, детали которого крепятся штифтами. Учить создавать различные конструкции (мебель, машины) по рисунку и по словесной инструкции воспитателя.
Учить создавать конструкции, объединенные общей темой (детская площадка, стоянка машин и др.).
Учить разбирать конструкции при помощи скобы и киянки (в пластмассовых конструкторах).
Тематический блок
МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественный вкус. Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Совершенствовать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух. Способствовать дальнейшему формированию певческого голоса, развитию навыков движения под музыку. Обучать игре на детских музыкальных инструментах. Знакомить с элементарными музыкальными понятиями.
Слушание.
Продолжать развивать навыки восприятия звуков по высоте в пределах квинты – терции; обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память. Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха. Знакомить с элементарными музыкальными понятиями (темп, ритм); жанрами (опера, концерт, симфонический концерт), творчеством композиторов и музыкантов. Познакомить детей с мелодией Государственного гимна Российской Федерации. Пение. Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию.
Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен в пределах от до первой октавы до ре второй октавы; учить брать дыхание и удерживать его до конца фразы; обращать внимание на артикуляцию (дикцию).
Закреплять умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него.
Песенное творчество. Учить самостоятельно придумывать мелодии, используя в качестве образца русские народные песни; самостоятельно импровизировать мелодии на заданную тему по образцу и без него, используя для этого знакомые песни, музыкальные пьесы и танцы.
Музыкально-ритмические движения.
Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание. Знакомить с национальными плясками (русские, бело-русские, украинские и т. д.). Развивать танцевально-игровое творчество; формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценированные песен, театральных постановок.
Музыкально-игровое и танцевальное творчество.
Способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение, танцевальные движения и т. п.). Учить детей импровизировать под музыку соответствующего характера (лыжник, конькобежец, наездник, рыбак; лукавый котик и сердитый козлик и т.п.). Учить придумывать движения, отражающие содержание песни; выразительно действовать с воображаемыми предметами. Учить самостоятельно искать способ передачи в движениях музыкальных образов. Формировать музыкальные способности; содействовать проявлению активности и самостоятельности. Игра на детских музыкальных инструментах. Знакомить с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и в оркестровой обработке.
Учить играть на металлофоне, свирели, ударных и электронных музыкальных инструментах, русских народных музыкальных инструментах: трещотках, погремушках, треугольниках; исполнять музыкальные произведения в оркестре и в ансамбле.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения 6 – 7 лет
Учебный план составлен в соответствии с расписанием НОД на 2017-2018 учебный год, утвержденным приказом заведующего от 01.09.2017.
Дата | Кол-во занятий | № занятия по программе | Вид и тема | Кол-во часов |
СЕНТЯБРЬ | ||||
11.09.2017 | 1 | 2 | Фрукты для игры в магазин | 30 мин |
25.09.2017 | 1 | 4 | Корзина с грибами | 30 мин |
ОКТЯБРЬ | ||||
09.10.2017 | 1 | 14 | Девочка играет в мяч | 30 мин |
23.10.2017 | 1 | 16 | Петушок с семьей (по рассказу К.Д.Ушинского) (коллективная композиция) | 30 мин |
НОЯБРЬ | ||||
13.11.2017 | 1 | 25 | Ребенок с котенком (с другим животным) | 30 мин |
27.11.2017 | 1 | 28 | Дымковские барышни | 30 мин |
ДЕКАБРЬ | ||||
11.12.2017 | 1 | 31 | Птицы (по дымковской игрушке) | 30 мин |
25.12.2017 | 1 | 38 | Дед Мороз | 30 мин |
ЯНВАРЬ | ||||
15.01.2018 | 1 | 43 | Звери в зоопарке (по рассказам Е.Чарушина) (коллективная лепка) | 30 мин |
29.01.2018 | 1 | 53 | Петух | 30 мин |
ФЕВРАЛЬ | ||||
12.02.2018 | 1 | 54 | Я с моим любимым животным | 30 мин |
26.12.2018 | 1 | 60 | Конек - Горбунок | 30 мин |
МАРТ | ||||
12.03.2018 | 1 | 64 | «По щучьему велению» (лепка сценки из сказки) | 30 мин |
26.03.2018 | 1 | 66 | Встреча Ивана-царевича с лягушкой | 30 мин |
АПРЕЛЬ | ||||
09.04.2018 | 1 | 73 | Персонаж любимой сказки | 30 мин |
23.04.2018 | 1 | 81 | Лепка по замыслу | 30 мин |
МАЙ | ||||
14.05.2018 | 1 | 84 | Доктор Айболит и его друзья | 30 мин |
28.05.2018 | 1 | 87 | Черепаха (лепка с натуры) | 30 мин |
ИТОГО: | 18 | 18 | 9 ч |
ИНТЕГРАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В НЕПОСРЕДСТВЕННУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Образовательная деятельность по реализации национально-регионального компонента
Национально-региональный компонент – педагогически отобранный материал из различных образовательных областей, раскрывающий культурное, национальное, природно-экологическое своеобразие республики; менталитет и духовную культуру Республики Адыгея.
Цель включения национально-регионального компонента в содержание психолого-педагогической работы по реализации основных направлений развития (образовательных областей) – приобщение детей к национальным традициям, особенностям национальной культуры своего народа, многообразному миру музыкального, изобразительного и литературного искусства Адыгеи.
Реализация НРК в МБДОУ № 13 «Вишенка» предусматривает следующие направления деятельности:
- приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих Республику Адыгея;
- формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях;
- создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям;
- ознакомление с природой Адыгеи, формирование экологической культуры;
- ознакомление детей с особенностями жизни и быта народов, населяющих Республику Адыгея, праздниками, событиями общественной жизни республики, её символикой, памятниками архитектуры, декоративно-прикладным искусством.
Виды детской деятельности, в которых осуществляется ознакомление детей с национальной культурой
- игровая деятельность ( игры с куклами в национальных костюмах, народные подвижные игры);
- экскурсии;
- организация выставок изделий национального декоративно-прикладного творчества;
- театрализованная деятельность, народные праздники.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами музыкального, декоративно-прикладного, литературного искусства народов, проживающих на территории Адыгеи, включает в себя:
- создание условий для проявления детьми своих способностей в национальной музыке, живописи, танцах и литературе;
- развитие продуктивной деятельности через приобщение детей к изобразительному, декоративно-прикладному искусству народов, проживающих в Республике Адыгея, родного посёлка;
- воспитание нравственно-патриотических чувств посредством знакомства детей с произведениями адыгского, русского и других народов.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
- развивать устойчивый интерес к адыгейскому народному и декоративному искусству;
- формировать представление о средствах его выразительности (элементы узора, их цвет, расположение на форме, ритм элементов и др.);
- продолжать знакомить детей с историей адыгейских народных промыслов, материалом из которого изготовлены изделия;
- воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к труду адыгейских народных мастеров и вызывать желание самим создавать работы для оформления ДОО.
Динамика усвоения национально-регионального компонента
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
- составляет узор в полосе на основе повтора мотива одного мотива в виде парного роговидного завитка с однолистником в центре.
МОНИТОРИНГ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕВЫХ ОРИЕНТИРОВ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке и не являются:
- основанием для формального сравнения с реальными достижениями детей;
- основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.
Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:
- аттестацию педагогических кадров;
- оценку качества образования;
- оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в т. ч. в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);
- распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников детского сада.
Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих задач:
- индивидуализации образования, в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории, профессиональной коррекции особенностей его развития;
- оптимизации работы с группой детей.
ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
1. Педагогическая диагностика строится в основном на анализе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на занятиях).
2. Педагогические оценки дают взрослые, которые проводят с ребенком много времени, хорошо знают его поведение, т. е. педагоги (воспитатели и специалисты), работающие в группе.
3. Педагогическая оценка должна быть максимально структурирована.
4. Родители могут стать партнерами педагога при поиске ответа на тот или иной вопрос.
Инструментарий для педагогической диагностики – нормативные карты наблюдений детского развития, разработанные Н. А. Коротко-вой и П. Г. Нежновым.
В основу нормативных карт положены два критерия оценки: интегральные показатели развития ребенка в дошкольном возрасте и активность, инициативность ребенка как субъекта деятельности в раз-личных жизненных сферах.
Первый критерий – это интегральные показатели развития ребенка в дошкольном возрасте, а именно – интеллектуальные и мотивационные характеристики его деятельности. Развитие ребенка фиксируется в двух крайних нормативных точках, соответствующих началу и концу дошкольного детства – в 3 года и в 6 – 7 лет, а также в точке качественного сдвига в психическом складе ребенка – между 4 – 5 годами.
В диапазоне дошкольного возраста выстраиваются три целостных «образа» ребенка, последовательная смена которых служит самым общим ориентиром для воспитателя в оценивании продвижения детей. Происходит переход от ситуативной связанности окружающим предметным полем и процессуальной мотивации к появлению замысла-цели (осознанного намерения делать что-то уже вне прямой зависимости от наличной предметной обстановки) с тенденцией к его воплощению, пока еще неустойчивой, и далее – переход к достаточно оформленным
в соотносимых с ними результатах (т. е. к смене процессуальной мотивации мотивацией достижения результата).
Качественные сдвиги в развитии ребенка в диапазоне дошкольного возраста предстают в виде трех ступеней (уровней):
I уровень – ситуативная связанность наличным предметным полем, процессуальная мотивация;
II уровень – появление замысла, не зависящего от наличной предметной обстановки, с частичным сохранением процессуальной мотивации (неустойчивость замысла, нет стремления к достижению определенного результата);
III уровень – четко оформленный замысел (цель), воплощающийся в продукте (результате), мотивация достижения определенного результата.
Второй критерий оценки, положенный в основу нормативной карты развития, – это активность, инициативность ребенка как субъекта деятельности в различных жизненных сферах.
Наблюдения за тем, что собственно делает ребенок, дают возможность выделить сферы его инициативы:
- сферы, обеспечивающие развитие наиболее важных психических процессов (психических новообразований возраста);
- сферы, обеспечивающие эмоциональное благополучие ребенка, его самореализацию, полноту «проживания» им дошкольного периода детства, включенность в те виды культурной практики, которые традиционно отведены обществом для образования дошкольника.
Нормативная карта развития задана как индивидуально-групповая, так как образовательный процесс в детском саду ориентирован на группу детей. Это позволяет видеть групповую картину:
- доминирующий уровень развития детей в группе,
- детей, развитие которых отклоняется в сторону запаздывания или опережения.
Наличие такой картины достаточно для принятия эффективных мер по индивидуализации образовательного процесса.
Поскольку речь идет об инициативе ребенка, воспитатель заполняет карту на основе наблюдений за детьми в свободной самостоятельной деятельности, а не на занятиях или в совместной партнерской деятельности со взрослым, где инициатива задается педагогом.
Воспитателю не нужно организовывать какие-то специальные ситуации наблюдения. Для оценки он использует те сведения, которые уже есть в его сознании (тот «образ» ребенка, который у него сложился).
Карта заполняется воспитателем три раза в год:
первый раз – по прошествии первого месяца учебного года;
второй раз – в середине года (в январе);
третий раз – в конце года, показывая итоговый результат продвижения детей группы.
Заполняя карту, воспитатель против фамилии каждого ребенка делает отметки во всех трех столбцах, используя три вида маркировки:
«обычно» (данный уровень – качество инициативы является типичным, характерным для ребенка, проявляется у него чаще всего):
«изредка» (данный уровень-качество инициативы не характерен для ребенка, но проявляется в его деятельности время от времени);
«нет» (данный уровень - качество инициативы не проявляется в деятельности ребенка совсем). Прежде всего, из описаний трех уровней на бланке воспитатель выбирает тот, который характеризует типичное для ребенка качество инициативы в данной сфере, и в данном столбце проставляет маркировку «обычно». Маркировка «обычно» проставляется только в одном столбце, но она обязательно должна быть. В двух других столбцах воспитатель проставляет маркировки «изредка» и «нет». Каждую из них допустимо ставить против фамилии ребенка один или два раза. Главное, чтобы все столбцы были заполнены. Оценивается именно данная сфера инициативы (ее уровень-качество), а не частота появления по сравнению с другими сферами инициативы. Если при заполнении карты воспитатель хочет проставить маркировку «обычно» сразу в двух или трех столбцах или проставить маркировки «изредка» и «нет» во всех трех столбцах, не используя маркировку «обычно», это означает, что относительно данного ребенка у него еще не сложился определенный «образ» и с оцениванием следует повременить, поставив перед собой задачу в ближайшую неделю понаблюдать за ребенком в данной сфере активности. В итоге заполнения карты развития у воспитателя появляется целостная наглядная картина уровня развития каждого ребенка по всем сферам инициативы и картина всей группы по отношению к обще-принятые возрастным нормативам. Заполнив бланк, воспитатель прежде всего ориентируется на маркировки «обычно». В результате для каждой сферы инициативы проявляется как бы «профиль» группы, означающий наличный уровень развития детей.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
- Лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения фигур; создавать сюжетные композиции из 2—3 и более изображений.
- Выполнять декоративные композиции способами налепа и рельефа.
- Расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства.
- Свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее; продолжать учить передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой.
- Уметь передавать характерные движения человека и животных, создавать выразительные образы (птичка подняла крылышки, приготовилась лететь; козлик скачет, девочка танцует; дети делают гимнастику – коллективная композиция).
- Уметь создавать скульптурные группы из двух-трех фигур, развивать чувство композиции, умение передавать пропорции предметов, их соотношение по величине, выразительность поз, движений, деталей.
Код | Сфера инициативы | ФИО | |||||||||||||||||
Т | Творческая инициатива | ||||||||||||||||||
1 уровень | |||||||||||||||||||
2 уровень | |||||||||||||||||||
2уровень | |||||||||||||||||||
Ц | Инициатива как целеполагание и волевое усилие | ||||||||||||||||||
1 уровень | |||||||||||||||||||
2 уровень | |||||||||||||||||||
2уровень | |||||||||||||||||||
К | Коммуникативная инициатива | ||||||||||||||||||
1 уровень | |||||||||||||||||||
2 уровень | |||||||||||||||||||
2уровень | |||||||||||||||||||
П | Познавательная инициатива | ||||||||||||||||||
1 уровень | |||||||||||||||||||
2 уровень | |||||||||||||||||||
2уровень | |||||||||||||||||||
Д | Двигательная инициатива | ||||||||||||||||||
1 уровень | |||||||||||||||||||
2 уровень | |||||||||||||||||||
2уровень | |||||||||||||||||||
обычно | |||||||||||||||||||
изредка | |||||||||||||||||||
нет |
КАРТА РАЗВИТИЯ
КАРТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФОНА РАЗВИТИЯ
Код | Составляющие психологического фона | Показатели благополучия | ФИО | ||||||||||||||||||
Б | Растущая независимость в бытовом плане | Уверенно справляется с бытовыми задачами | |||||||||||||||||||
стремиться к самообслуживанию | |||||||||||||||||||||
В | Контакты со взрослыми | Легко обращается за помощью | |||||||||||||||||||
Делится впечатлениями и эмоциями | |||||||||||||||||||||
С | Контакты со сверстниками | Легко вступает в контакты | |||||||||||||||||||
Имеет близких друзей | |||||||||||||||||||||
Я | Демонстрирует свои достижения | ||||||||||||||||||||
Защищает себя и свои права | |||||||||||||||||||||
обычно | |||||||||||||||||||||
изредка | |||||||||||||||||||||
нет |
Дата заполнения__________________________________________
ПАСПОРТ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Назначение функционального модуля | ||||||||||||||||
Для педагогов | Для родителей | |||||||||||||||
- развитие художественного восприятия дошкольников к различным видам искусств; - разыитие детского творчества; - развитие продуктивной деятельности детей – аппликация, рисолвание, лепка, художественное конструирование, труд и др. | - развитие творческой активности детей в различных видах деятельности | |||||||||||||||
Источник требований по организации модуля | ||||||||||||||||
Нормативные требования по организации развивающей предметно-пространственной среды | ||||||||||||||||
Реализуемые образовательные области | ||||||||||||||||
Социально-коммуникативн | Познавательное | Речевое | Художественно-эстетическ | Физическое | ||||||||||||
х | х | х | х | |||||||||||||
Реализуемые виды деятельности | ||||||||||||||||
игровая | коммуникативная | познавательно-исследовательская | изобразительная | музыкальная | двигательная активность | восприятие художеставенной литературы и фольклора | конструирование из различных материалов | трудовая | ||||||||
х | х | х | х | х | х | х | х | |||||||||
Целевой возраст детей | ||||||||||||||||
Возрастная группа | ||||||||||||||||
вторая группа раннего развития | младшая группа | средняя группа | старшая группа | Подготовительная группа | ||||||||||||
Возраст | ||||||||||||||||
2-3 | 3-4 | 4-5 | 5-6 | 6-7 | ||||||||||||
х | х | х | х |
ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнер, сотрудников.
Ведущие цели:
- создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка);
- обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
- изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
- знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
- информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
- создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
- привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
- поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
ВЗАИМОПОЗНАНИЕ И ВЗАИМОИНФОРМИРОВАНИЕ
Возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают:
- специально организуемая социально-педагогическая диагностика с использованием бесед, анкетирования, сочинений;
- посещение педагогами семей воспитанников; организация дней открытых дверей в детском саду;
- разнообразные собрания-встречи, ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями воспитывающих детей сторон.
Постоянное взаимоинфмормирование о разнообразных фактах из жизни детей в детском саду и семье, о состоянии каждого ребенка (его самочувствии, настроении), о развитии детско-взрослых (в том числе детско-родительских) отношений происходит:
- при непосредственном общении (в ходе бесед, консультаций, на собраниях, конференциях);
- опосредованно, при получении информации из различных источников:
стендов, газет, журналов (рукописных, электронных),
семейных календарей, разнообразных буклетов, интернет-сайтов (детского сада, органов управления образованием),
переписки (в том числе электронной).
ВЗАИМОПОЗНАНИЕ И ВЗАИМОИНФОРМИРОВАНИЕ
Возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают:
- специально организуемая социально-педагогическая диагностика с использованием бесед, анкетирования, сочинений;
- посещение педагогами семей воспитанников; организация дней открытых дверей в детском саду;
- разнообразные собрания-встречи, ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями воспитывающих детей сторон.
Постоянное взаимоинфмормирование о разнообразных фактах из жизни детей в детском саду и семье, о состоянии каждого ребенка (его самочувствии, настроении), о развитии детско-взрослых (в том числе детско-родительских) отношений происходит:
- при непосредственном общении (в ходе бесед, консультаций, на собраниях, конференциях);
- опосредованно, при получении информации из различных источников:
стендов, газет, журналов (рукописных, электронных),
семейных календарей, разнообразных буклетов, интернет-сайтов (детского сада, органов управления образованием),
переписки (в том числе электронной).
СТЕНДЫ
К стратегической относятся сведения:
- о целях и задачах детского сада на дальнюю и среднюю перспективы,
- реализуемой образовательной программе,
- об инновационных проектах дошкольного учреждения;
- дополнительных образовательных услугах.
К тактической информации относятся сведения:
- педагогах и графиках их работы;
- режиме дня;
- задачах и содержании воспитательно-образовательной работы в группе на год.
Оперативная стендовая информация включает сведения об ожидаемых или уже прошедших событиях в группе: акциях, конкурсах, репетициях, выставках, встречах, совместных проектах, экскурсиях выходного дня и т.д.
Информация (особенно оперативная) дублируется на сайте детского сада, а также в семейных календарях.
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ВЗРОСЛЫХ
Направления просвещения родителей: правовое, гражданское, художественно-эстетическое, национально-патриотическое, медицинское, научное, ориентированное на ознакомление воспитывающих взрослых с достижениями науки и передовым опытом в области воспитания дошкольников.
Просвещение ориентировано родителей и специалистов на саморазвитие и самосовершенствование.
Основные формы просвещения: конференции, родительские собрания, родительские и педагогические чтения.
Принципы разработки и реализации программ родительского образования:
- целенаправленность – ориентация на цели и приоритетные задачи образования родителей;
- адресность – учет образовательных потребностей родителей;
- доступность – учет возможностей родителей освоить предусмотренный программой учебный материал; - индивидуализация – преобразование содержания, методов обучения и темпов освоения программы в зависимости от реального уровня знаний и умений родителей;
- участие заинтересованных сторон (педагогов и родителей) в инициировании, обсуждении и принятии решений, касающихся содержания образовательных программ и его корректировки.
Основные формы обучения родителей: лекции, семинары, мастер-классы, тренинги, проекты, игры.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ
В современном быстро меняющемся мире родители и педагоги должны непрерывно повышать свое образование.
под образованием родителей понимается обогащение знаний, установок и умений, необходимых для ухода за детьми и х воспитания, гармонизация семейных отношений; выполнения родительских ролей в семье и обществе. При этом образование родителей строиться не на императивном принципе, диктующем, как надо воспитывать детей, а на принципе личностной центрированной.
Основные формы просвещения:
- родительские собрания;
- родительские и педагогические чтения.
Родителям предоставляется право выбора форм и содержания взаимодействия с партнерами, обеспечивающими их образование (педагогом-психологом, старшим воспитателем, группой родителей и пр.). Они привлекаются к участию в планировании и формировании содержания образовательных программ «родительской школы».
Программы родительского образования разрабатывается и реализуются исходя из следующих принципов:
- целенаправленности – ориентации на цели и приоритетные задачи образования родителей;
- адресности – учета образовательных потребностей родителей;
- доступности – учета возможностей родителей освоить предусмотренный программой материал;
- индивидуализации – преобразования содержания, методов обучения и темпов освоения программы в зависимости от реального уровня знаний и умений родителей;
- участия заинтересованных сторон (педагогов, родителей) в инициировании, обсуждении и принятии решений, касающихся содержания образовательных программ и его корректировки.
Основные формы обучения родителей:
- лекции;
- семинары;
- мастер-классы;
- тренинги;
- проекты;
- игры.
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ, ДЕТЕЙ
Определяющая цель разнообразной совместной деятельности в триаде «педагоги – родители - дети»: удовлетворение не только базисных стремлений и потребностей ребенка, но и стремлений и потребностей родителей и педагогов.
Формы совместной деятельности воспитывающих взрослых: акции, вечера вопросов и ответов, праздники (в том числе семейные), прогулки, экскурсии, проектная деятельность.
Семейные праздники
Традиционными для детского сада являются детские праздники, посвященные знаменательным событиям в жизни страны и Республики Адыгея. Семейный праздник в детском саду – это особый день, объединяющий педагогов и семьи воспитанников по случаю какого-либо события.
Проектная деятельность
Проекты помогают взрослым научиться работать в «команде», овладеть способами коллективной мыслительной деятельности; освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от потребностей ребенка; достичь позитивной открытости по отношению к коллегам, воспитанникам и родителям, к своей личности; объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта.
Идеями для проектирования становятся любые предложения, направленные на улучшение отношений педагогов, детей и родителей, на развитие ответственности, инициативности.
Образовательная деятельность
по реализации национально-регионального компонента
Национально-региональный компонент – педагогически отобранный материал из различных образовательных областей, раскрывающий культурное, национальное, природно-экологическое своеобразие республики; менталитет и духовную культуру Республики Адыгея.
Цель включения национально-регионального компонента в содержание психолого-педагогической работы по реализации основных направлений развития (образовательных областей) – приобщение детей к национальным традициям, особенностям национальной культуры своего народа, многообразному миру музыкального, изобразительного и литературного искусства Адыгеи.
Реализация НРК в МБДОУ № 13 «Вишенка» предусматривает следующие направления деятельности:
- приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих Республику Адыгея;
- формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях;
- создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям;
- ознакомление с природой Адыгеи, формирование экологической культуры;
- ознакомление детей с особенностями жизни и быта народов, населяющих Республику Адыгея, праздниками, событиями общественной жизни республики, её символикой, памятниками архитектуры, декоративно-прикладным искусством.
РАБОТА С СЕМЬЕЙ ПО ТЕМАТИЧЕСКОМУ БЛОКУ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»
- выставки семейного художественного творчества;
- совместная с детьми творческая деятельность, творческие проекты, экскурсии и прогулками;
- совместное рассматривание зданий, декоративно-архитектурных элементов, привлекших внимание ребенка на прогулках и экскурсиях;
- семейные посещения музея, выставочного зала, детской художественной галереи, мастерских художников и скульпторов;
- семейные праздники концерты, домашнее музицирование, занятия в театральной и вокальной кружках и др.;
- совместная музыкально-художественная деятельность с детьми в детском саду;
- на примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям актуальность развития интереса к эстетической стороне окружающей действительности, раннего развития творческих способностей детей;
- знакомить с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в художественно-эстетическом воспитании детей;
- поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома; организовывать выставки семейного художественного творчества, выделяя творческие достижения взрослых и детей;
- привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности. способствующим возникновению творческого вдохновения: занятиям, творческим проектам, экскурсиям и прогулкам;
- ориентировать родителей на совместное рассматривание зданий, декоративно-архитектурных элементов, привлекших внимание ребенка на прогулках и экскурсиях; показывать ценность общения по поводу увиденного и др.;
- организовывать семейные посещения музея изобразительных искусств, выставочных залов, детской художественной галереи, мастерских художников и скульпторов.
- раскрывать возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка;
- организовывать в детском саду встречи родителей и детей с музыкантами и композиторами, фестивали, музыкально-литературные вечера;
- информировать родителей о концертах профессиональных и самодеятельных коллективов, проходящих в организациях дополнительного образования и культуры;
- совместно с родителями планировать, а также предлагать готовые маршруты выходного дня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. «ПРЕДМЕТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» (в соответствии с ФГОС ДО) на 2017 - 201
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРЕДМЕТНЫМ И СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ» (в соответствии с ФГОС ДО) на 2017 -2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.«ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРЕДМЕТНЫМИ СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ» (в соответствии с ФГОС ДО) на 2017...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» (в соответствии с ФГОС ДО) на 2017 -2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» (в соответствии с ФГОС ДО) на 2017 -2018 УЧЕБНЫЙ ГОД...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ» (в соответствии с ФГОС ДО) на 2017 -2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ РЕДСТАВЛЕНИЙ»...
Рабочая программа воспитателя подготовительной к школе группе компенсирующей направленности 2020-2021 учебный год
Рабочая программа воспитателя подготовительной к школе группе компенсирующей направленности 2020-2021 учебный год...
Рабочая программа воспитателя подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (от 6 до 7 лет) на 2022 – 2023 учебный год
Ведущие цели реализации Программы — всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, построение системы коррекционно-развивающ...
Рабочая программа воспитателя Подготовительной к школе группы компенсирующей направленности "Детский сад № 198" 2022-2023 учебный год
Рабочая программа воспитателя подготовительной к школе группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи: Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный, организационный, в каждом из кото...