Взаимосвязь творчества и обучения на занятиях по рисованию
статья по рисованию на тему
Н. А. Ветлугина пишет, что предпосылкой к продуктивному творчеству является формирование художественно-образного начала. Самостоятельное сенсорное освоение детьми качества предметов является источником их творчества. Творчество дошкольника неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. В ранний период творчества ребенок представляет образ живым, конкретным. Ребенок сначала непреднамеренно комбинирует формы, он познает материалы. В случайно найденной форме принимают участие память, воображение, фантазия. Это можно считать первым этапом в развитии творчества. Все образы, создаваемые детьми, в основе имеют реальную действительность. Так, чтобы представить и изобразить жар-птицу, ему надо иметь правильное представление о птицах, существующих в действительности, а затем вообразить чем отличается жар-птица от других птиц. У старшего дошкольника формы предмета и его частей обобщены (округлая, продолговатая, без разнообразия вариантов, изгибов). Но дети этого возраста начинают отбирать детали, характерные для данного образа. Например, ребенок рисует Машу-растеряшу. Он тщательно изображает башмак девочки, рисуя даже на нем шнурки и дырочки, а Машу рисует обобщенно. Видимо, для ребенка было главным показать, что ищет Маша. Познакомившись со многими цветами, дети 4 – 5 лет часто используют их как выразительное средство, помогающее сделать изображение красивее. То, что нравится детям, они окрашивают в яркие тона, нелюбимые, страшные образы – в темные. (Бабу-Ягу дети рисуют черным, а Василису Прекрасную – яркими красками). Детское творчество характеризуется использованием композиционных средств ритма, симметрии. Особенно используются ритм и симметрия в декоративном рисовании, где выразительность во многом зависит, кроме цвета, от ритмичности построения. Таким образом, средства выразительности, используемые детьми, многообразны: цвет, форма, композиция. Они помогают передать характерные черты образа, отношение к нему. Степень выразительности зависит от развития образного видения ребенка, запаса впечатлений и от уровня развития изобразительных способностей. Единство учебных и творческих задач является основной задачей дидактики – в процессе обучения воспитывать инициативу и творческую активность детей. Творчество детей мы понимаем как умение, приобретаемое в процессе воспитания и обучения, не только воссоздать наблюдаемое, но и преобразовать воспринятое, внося свою инициативу в замысел, содержание, форму изображаемого, т.е. умение не только копировать, но и реконструировать. Правильное воспитание и обучение детей обеспечивает развитие творческих способностей. Творчество ребенка проявляется в игре, в слове, в рисовании, где он активно использует полученные знания и умения под руководством воспитателя, развивая их. При обучении дошкольников одни задания требуют подражания, точного выполнения по образцу, другие инициативного, творческого решения задачи. Творческие элементы при обучении детей рисованию повышают успехи любого учебного задания. Даже простая техническая задача должна включить в себя элементы творческой активности. Например, в старшей группе задание аккуратно заштриховать предмет в зависимости от его формы выполняется ребенком осмысленно. Форма диктует направление штриха. Мы заставляем ребенка понять, что, так как лепестки цветка все растут от середины и в разные стороны, то и заштриховывать каждый лепесток нужно в направлении от середины (либо в длину лепестка, либо поперек, но непременно соблюдая указанную форму цвета). Дети с интересом выполняют задание, и по окончании рассматривают работы товарищей, делая разумные замечания: „Один лепесток как-будто от другого цветка“ – заштриховал без учета центра цветка. Соотношение творческих и учебных задач должно быть различным в зависимости от степени усвоения детьми того или иного материала. Чем меньше умений, знаний и навыков, приобретенных ребенком, тем проще должна быть творческая задача, и наоборот. Например, детям старшей группы дано задание нарисовать многоэтажный дом, выделяя этажи ровными рядами окон. После объяснения и показа воспитателем приема разделения стены дома на несколько этажей прямыми линиями дети выполняют работу самостоятельно, решая, сколько окон на этаже будет у дома, какой формы окна, цвет крыши, стен. Творческий элемент здесь невелик. На последующих занятиях, где этот прием будет закрепляться, творческие задачи будут шире и сложнее: нарисовать красивый дом, высотное здание, магазин, театр или сказочный дворец. Здесь дети должны использовать приобретенные навыки в изображении многоэтажного здания, по своему желанию передавая архитектуру, количество этажей. Система обучения детей изобразительному искусству включает развитие творческой активности. Н. П. Сакулина рассматривала активность, самостоятельность как обязательные компоненты творчества. Она отмечала, что для творчества имеет значение не вообще активность, которая может быть чисто внешне (проявление эмоций, быстрота движений), а внутренняя активность, т.е. активность сенсорных и умственных действий. В своей работе по руководству изобразительной деятельностью детей педагог должен сочетать методы коллективного обучения с индивидуальным подходом к каждому ребенку. Педагогика считает бесспорным зависимость правильного развития всех сторон личности от обучения. Развитие творческих изобразительных способностей так же подчиняется этой закономерности. Большую роль на первом этапе обучения играет речь. Слово может вызвать образ предмета, работу памяти, способствовать процессу узнавания, вычисления предмета, его признаков. Слово выступает как возбудитель детской мысли начала анализа. Сначала элементы обучения включаются в практическую деятельность детей (обучение в быту, в игре, в труде). Знания обучения в процессе практической деятельности заключаются в том, что 1) ребенок приобретает большое количество практических знаний и умений, важных для последующего обучения.
2) идет развитие высшей нервной деятельности ребенка, протекающей на основе богатства чувственных восприятий. Новая форма обучения, более высокая и организованная и вычлененная в самостоятельную учебную деятельность, приобретает все большее значение. Учебный процесс является центром детского внимания. В обучении дошкольников должны занять определенное место игровые приемы. Чем моложе ребенок, тем большее место занимают игровые приемы обучения. Игровые приемы должны быть связаны с учебно-воспитательными задачами. В применении игровых приемов должно соблюдаться чувство меры. Характер игровых приемов изменяется по содержанию и форме в зависимости от возраста и развития детей. Обучая рисованию простейших форм, тем основным движениям руки, на которых они построены, воспитатель вместе с детьми „наматывает клубочек ниток“ (круговые движения в воздухе, затем на бумаге); широким движением руки по горизонтали в воздухе, а затем на бумаге рисует „дорожки, по которым бегают дети“. Указанные приемы, обеспечивая необходимые упражнения, делают осмысленным детское рисование. В средней группе игровые приемы имеют еще большее значение. В старшей группе игровые приемы ограничены ввиду перехода детей к сознательному обучению. Но игровые приемы оживляют детское восприятие. В системе обучения важную роль играет творческая активность детей в доступных им областях искусства. Развитие творческих способностей старших дошкольников связано с обогащением их сенсорного опыта формированием образных представлений. Дети учатся сравнивать предметы и сопоставлять их свойства (форму, высоту, длину, ширину, цвет). Детей учат при обследовании предметов перед изображением сравнивать их. Например, предлагают нарисовать маму или папу, которые ведут ребенка в детский сад. Дети решают эту задачу на различном содержании, каждый ребенок выражает его по-своему. Особый интерес у детей вызывает строение самолетов, ракет. Можно подсказать детям, что у самолета есть сходство с птицей, а у кораблей с рыбой. Надо подводить детей к пониманию того, что имеются конкретные особенности определенных групп предметов – зданий, машин, воздушного транспорта. Но в каждой группе предметов есть и различия. Воспитатель развивает наблюдательность и любознательность детей и наталкивает их на самостоятельные поиски способов изображения предметов. Помощь педагога заключается в наводящих вопросах, в предложении сравнить одни предметы с другими (менее знакомые с известными). Воспитатель не остается пассивным наблюдателем того, как дети используют цвета в рисовании, а побуждает задуматься, какого цвета краску, бумагу лучше подобрать. Почаще надо спрашивать детей о сочетании цветов: „А будет ли так красиво?“. Надо дать возможность детям выразить свое предпочтение одних цветов другими. Постоянное направление детей на поиски лучшего варианта при выборе цвета, при выборе фона, композиции будет способствовать их творческой активности и самостоятельности. На каждом занятии ставятся две задачи: научить детей чему-то новому и закрепить ранее полученные знания, умения, а так же создать условия для проявления творческой инициативы. Если перед детьми ставится творческая задача, воспитатель не напоминает и не показывает приемы изображения, а только в случае необходимости помогает определенным детям. Воспитатель проводит с детьми раз в месяц занятие по замыслу детей. О таком занятии дети должны знать заранее, чтобы решить какой предмет, сюжет они будут рисовать. Умение задумывать приобретается детьми не сразу. Одни дети более активны, наблюдательны, другие пассивны, не могут придумать содержание рисунка. Таким детям мы помогаем советом, напоминаем, учитывая их возможности и умения, их интересы. У большинства детей лучше сохраняется в памяти, то, что они рисовали раньше, что умеют рисовать. Дети часто повторяют содержание рисунков по заданию педагога. Можно посоветовать им изменить или дополнить изображение по сравнению с тем, что они делали раньше. Воспитатель, например, говорит: „Какую ты девочку рисуешь? Может быть, это у тебя Красная Шапочка или Мальвина – девочка с голубыми волосами? Постарайся нарисовать так, чтобы было похоже“. И в рисунке ребенка появляется новый образ. Рисунки, выполняемые детьми по замыслу, обогащаются и разнообразятся постепенно, по мере накоплений впечатлений, по мере овладения умения рисовать. Самостоятельность и творчество мы воспитываем, когда ведем с детьми наблюдение, читаем им книги, рассматриваем картинки, разговариваем о личных впечатлениях. Мы не будем упрекать ребенка за неправильность рисунка, выполненного по замыслу, если это не результат небрежной работы: пусть дети выражают то, что они задумали, как умеют, смело, активно. Можно предлагать детям бумагу различного размера и формы, давать белую гуашь для получения оттенков цветов. При обсуждении рисунков в конце занятия надо отмечать всякую удачу, всякое проявление инициативы, выразительность созданных изображений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimosvyaz_tvorchestva_i_obucheniya_na_zanyatiyah_po_risovaniyu.docx | 20.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимосвязь творчества и обучения на занятиях по рисованию
Н. А. Ветлугина пишет, что предпосылкой к продуктивному творчеству является формирование художественно-образного начала. Самостоятельное сенсорное освоение детьми качества предметов является источником их творчества. Творчество дошкольника неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. В ранний период творчества ребенок представляет образ живым, конкретным. Ребенок сначала непреднамеренно комбинирует формы, он познает материалы. В случайно найденной форме принимают участие память, воображение, фантазия. Это можно считать первым этапом в развитии творчества. Все образы, создаваемые детьми, в основе имеют реальную действительность. Так, чтобы представить и изобразить жар-птицу, ему надо иметь правильное представление о птицах, существующих в действительности, а затем вообразить чем отличается жар-птица от других птиц. У старшего дошкольника формы предмета и его частей обобщены (округлая, продолговатая, без разнообразия вариантов, изгибов). Но дети этого возраста начинают отбирать детали, характерные для данного образа. Например, ребенок рисует Машу-растеряшу. Он тщательно изображает башмак девочки, рисуя даже на нем шнурки и дырочки, а Машу рисует обобщенно. Видимо, для ребенка было главным показать, что ищет Маша. Познакомившись со многими цветами, дети 4 – 5 лет часто используют их как выразительное средство, помогающее сделать изображение красивее. То, что нравится детям, они окрашивают в яркие тона, нелюбимые, страшные образы – в темные. (Бабу-Ягу дети рисуют черным, а Василису Прекрасную – яркими красками). Детское творчество характеризуется использованием композиционных средств ритма, симметрии. Особенно используются ритм и симметрия в декоративном рисовании, где выразительность во многом зависит, кроме цвета, от ритмичности построения. Таким образом, средства выразительности, используемые детьми, многообразны: цвет, форма, композиция. Они помогают передать характерные черты образа, отношение к нему. Степень выразительности зависит от развития образного видения ребенка, запаса впечатлений и от уровня развития изобразительных способностей. Единство учебных и творческих задач является основной задачей дидактики – в процессе обучения воспитывать инициативу и творческую активность детей. Творчество детей мы понимаем как умение, приобретаемое в процессе воспитания и обучения, не только воссоздать наблюдаемое, но и преобразовать воспринятое, внося свою инициативу в замысел, содержание, форму изображаемого, т.е. умение не только копировать, но и реконструировать. Правильное воспитание и обучение детей обеспечивает развитие творческих способностей. Творчество ребенка проявляется в игре, в слове, в рисовании, где он активно использует полученные знания и умения под руководством воспитателя, развивая их. При обучении дошкольников одни задания требуют подражания, точного выполнения по образцу, другие инициативного, творческого решения задачи. Творческие элементы при обучении детей рисованию повышают успехи любого учебного задания. Даже простая техническая задача должна включить в себя элементы творческой активности. Например, в старшей группе задание аккуратно заштриховать предмет в зависимости от его формы выполняется ребенком осмысленно. Форма диктует направление штриха. Мы заставляем ребенка понять, что, так как лепестки цветка все растут от середины и в разные стороны, то и заштриховывать каждый лепесток нужно в направлении от середины (либо в длину лепестка, либо поперек, но непременно соблюдая указанную форму цвета). Дети с интересом выполняют задание, и по окончании рассматривают работы товарищей, делая разумные замечания: „Один лепесток как-будто от другого цветка“ – заштриховал без учета центра цветка. Соотношение творческих и учебных задач должно быть различным в зависимости от степени усвоения детьми того или иного материала. Чем меньше умений, знаний и навыков, приобретенных ребенком, тем проще должна быть творческая задача, и наоборот. Например, детям старшей группы дано задание нарисовать многоэтажный дом, выделяя этажи ровными рядами окон. После объяснения и показа воспитателем приема разделения стены дома на несколько этажей прямыми линиями дети выполняют работу самостоятельно, решая, сколько окон на этаже будет у дома, какой формы окна, цвет крыши, стен. Творческий элемент здесь невелик. На последующих занятиях, где этот прием будет закрепляться, творческие задачи будут шире и сложнее: нарисовать красивый дом, высотное здание, магазин, театр или сказочный дворец. Здесь дети должны использовать приобретенные навыки в изображении многоэтажного здания, по своему желанию передавая архитектуру, количество этажей. Система обучения детей изобразительному искусству включает развитие творческой активности. Н. П. Сакулина рассматривала активность, самостоятельность как обязательные компоненты творчества. Она отмечала, что для творчества имеет значение не вообще активность, которая может быть чисто внешне (проявление эмоций, быстрота движений), а внутренняя активность, т.е. активность сенсорных и умственных действий. В своей работе по руководству изобразительной деятельностью детей педагог должен сочетать методы коллективного обучения с индивидуальным подходом к каждому ребенку. Педагогика считает бесспорным зависимость правильного развития всех сторон личности от обучения. Развитие творческих изобразительных способностей так же подчиняется этой закономерности. Большую роль на первом этапе обучения играет речь. Слово может вызвать образ предмета, работу памяти, способствовать процессу узнавания, вычисления предмета, его признаков. Слово выступает как возбудитель детской мысли начала анализа. Сначала элементы обучения включаются в практическую деятельность детей (обучение в быту, в игре, в труде). Знания обучения в процессе практической деятельности заключаются в том, что 1) ребенок приобретает большое количество практических знаний и умений, важных для последующего обучения.
2) идет развитие высшей нервной деятельности ребенка, протекающей на основе богатства чувственных восприятий. Новая форма обучения, более высокая и организованная и вычлененная в самостоятельную учебную деятельность, приобретает все большее значение. Учебный процесс является центром детского внимания. В обучении дошкольников должны занять определенное место игровые приемы. Чем моложе ребенок, тем большее место занимают игровые приемы обучения. Игровые приемы должны быть связаны с учебно-воспитательными задачами. В применении игровых приемов должно соблюдаться чувство меры. Характер игровых приемов изменяется по содержанию и форме в зависимости от возраста и развития детей. Обучая рисованию простейших форм, тем основным движениям руки, на которых они построены, воспитатель вместе с детьми „наматывает клубочек ниток“ (круговые движения в воздухе, затем на бумаге); широким движением руки по горизонтали в воздухе, а затем на бумаге рисует „дорожки, по которым бегают дети“. Указанные приемы, обеспечивая необходимые упражнения, делают осмысленным детское рисование. В средней группе игровые приемы имеют еще большее значение. В старшей группе игровые приемы ограничены ввиду перехода детей к сознательному обучению. Но игровые приемы оживляют детское восприятие. В системе обучения важную роль играет творческая активность детей в доступных им областях искусства. Развитие творческих способностей старших дошкольников связано с обогащением их сенсорного опыта формированием образных представлений. Дети учатся сравнивать предметы и сопоставлять их свойства (форму, высоту, длину, ширину, цвет). Детей учат при обследовании предметов перед изображением сравнивать их. Например, предлагают нарисовать маму или папу, которые ведут ребенка в детский сад. Дети решают эту задачу на различном содержании, каждый ребенок выражает его по-своему. Особый интерес у детей вызывает строение самолетов, ракет. Можно подсказать детям, что у самолета есть сходство с птицей, а у кораблей с рыбой. Надо подводить детей к пониманию того, что имеются конкретные особенности определенных групп предметов – зданий, машин, воздушного транспорта. Но в каждой группе предметов есть и различия. Воспитатель развивает наблюдательность и любознательность детей и наталкивает их на самостоятельные поиски способов изображения предметов. Помощь педагога заключается в наводящих вопросах, в предложении сравнить одни предметы с другими (менее знакомые с известными). Воспитатель не остается пассивным наблюдателем того, как дети используют цвета в рисовании, а побуждает задуматься, какого цвета краску, бумагу лучше подобрать. Почаще надо спрашивать детей о сочетании цветов: „А будет ли так красиво?“. Надо дать возможность детям выразить свое предпочтение одних цветов другими. Постоянное направление детей на поиски лучшего варианта при выборе цвета, при выборе фона, композиции будет способствовать их творческой активности и самостоятельности. На каждом занятии ставятся две задачи: научить детей чему-то новому и закрепить ранее полученные знания, умения, а так же создать условия для проявления творческой инициативы. Если перед детьми ставится творческая задача, воспитатель не напоминает и не показывает приемы изображения, а только в случае необходимости помогает определенным детям. Воспитатель проводит с детьми раз в месяц занятие по замыслу детей. О таком занятии дети должны знать заранее, чтобы решить какой предмет, сюжет они будут рисовать. Умение задумывать приобретается детьми не сразу. Одни дети более активны, наблюдательны, другие пассивны, не могут придумать содержание рисунка. Таким детям мы помогаем советом, напоминаем, учитывая их возможности и умения, их интересы. У большинства детей лучше сохраняется в памяти, то, что они рисовали раньше, что умеют рисовать. Дети часто повторяют содержание рисунков по заданию педагога. Можно посоветовать им изменить или дополнить изображение по сравнению с тем, что они делали раньше. Воспитатель, например, говорит: „Какую ты девочку рисуешь? Может быть, это у тебя Красная Шапочка или Мальвина – девочка с голубыми волосами? Постарайся нарисовать так, чтобы было похоже“. И в рисунке ребенка появляется новый образ. Рисунки, выполняемые детьми по замыслу, обогащаются и разнообразятся постепенно, по мере накоплений впечатлений, по мере овладения умения рисовать. Самостоятельность и творчество мы воспитываем, когда ведем с детьми наблюдение, читаем им книги, рассматриваем картинки, разговариваем о личных впечатлениях. Мы не будем упрекать ребенка за неправильность рисунка, выполненного по замыслу, если это не результат небрежной работы: пусть дети выражают то, что они задумали, как умеют, смело, активно. Можно предлагать детям бумагу различного размера и формы, давать белую гуашь для получения оттенков цветов. При обсуждении рисунков в конце занятия надо отмечать всякую удачу, всякое проявление инициативы, выразительность созданных изображений.