РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
рабочая программа по рисованию (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_tsvetnye_ladoshki_koroleva_n._v._faleva_s._e.doc | 172 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель структурного дошкольного отделения ГБОУ «Школа с углубленным изучением естественных наук №1376» ____________/Коликова М.В./ «___»___________2016г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ГБОУ «Школа с углубленным изучением естественных наук №1376» ______________/ Чернышкова Н.С./ «___»____________2016г. | «Утверждено» Директор ГБОУ «Школа с углубленным изучением естественных наук №1376» ______________/ Ильина Н.В./ «___»___________2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Цветные ладошки»
для дошкольников 5-6 лет
срок реализации 1 года
Авторы-составители программы:
Воспитатель: Королева Наталья Владимировна
Фалева Светлана Евгеньевна
Москва
2016 - 2017 г.
Содержание
Учебно-тематический план обучения 8
Содержание учебно-тематического плана занятий 1 года обучения 8
Календарно-тематическое планирование на год обучения детей 6-7 лет 9
Содержание календарно-тематического планирование первого года обучения детей 4-6 лет 11
Критерии и параметры оценки 16
Условия реализации программы 17
Пояснительная записка
Направленность программы кружка «Цветные ладошки».
Кружок «Цветные ладошки» предполагает занятия по программе художественного воспитания, обучения и развития детей «Цветные ладошки» автор Лыкова И.А., которая представляет вариант реализации базисного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности, содержит интегрированную систему занятий по лепке, аппликации и рисованию.
Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно –эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
Актуальность, новизна. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности.
Занятия направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей, формирование представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, и понимании того, что рисунок- это плоскостное изображение объемных предметов.
Цель: Развитие у школьников художественно-речевых способностей и эмоционально-оценочного отношения, эстетического чувства к изобразительной деятельности.
Задачи:
- Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
- Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и и жанров, учить понимать выразительные средства искусства;
- Развивать творческие способности детей.
- Обогащать детей вариативными способами изображения, ориентируя его в условиях собственной практической изобразительной деятельности на личный опыт - представления, знания, умения, впечатления, замысел.
- Развивать у детей художественно-речевые способности, умения анализировать, сравнивать и находить новые способы и приёмы рисования.
- Воспитывать самостоятельность, уверенность в выборе художественных средств, способов и приёмов в рисовании.
Сроки реализации, режим и формы занятия
Данная программа рассчитана на один учебный год. Продолжительность занятия составляет 25 минут, периодичность в неделю 1 раза.
Занятия в основном проводятся по одному виду деятельности (рисование, лепка, аппликация) и по двум- трем видам (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд).
Интегрированность дает возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, учиться искать пути в творчестве, создание своего образа.
Ожидаемый результат: Дети должны свободно ориентироваться в получении новых цветов и оттенков. Самостоятельно выбирать средства выразительности для изображение более точного образа. Владеть навыками срисовывания. Владеть первичными навыками дизайнерского искусства. Свободно ориентироваться в жанрах живописи. А также получать эмоциональное удовлетворение от занятий рисования.
Формы работы
- беседы;
- чтение худ. литературы;
- индивидуальная работа;
- групповая работа;
- коллективно-творческая работа;
- работа с родителями.
- игра;
- оформление выставок.
Принципы: (принцип – основное правило)
- принцип творчества; развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;
- принцип единства развития и воспитания;
- принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения;
- принцип общедоступности;
- принцип преемственности;
- принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка;
- принцип успешности;
- принцип учета возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и развития.
- принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей.
- принцип системности.
Методы и приемы
Метод | Приёмы |
Словесный метод: | игровой момент, беседа, рассказ, художественное слово, вопросы, уточняющие наводящие проблемные познавательные. |
Информационно-рецептивный: | рассматривание, напоминание, частичный показ, образец, объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры, устные инструкции по выполнению работы. |
Репродуктивный: | выполнение действий с детьми, с проговариванием, совместное действие педагога с детьми. |
Эвристический: | работа по схемам, выполнение работ с опорой на личный опыт, |
Исследовательский: | самостоятельная работа детей. |
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план обучения
тема занятий | количество часов | ||
всего | теория | практика | |
1. Вводное занятие Знакомство с историей искусства оригами, со свойствами бумаги, разнообразием ее видов. | 1 | 1 | |
2. «Сказка Квадратика». Складывание базовых форм-заготовок. | 1 | 1 | |
3. Изготовления поделок. | 29 | 29 | |
4. Итоговое занятие. | 1 | 1 | |
Итого: | 32 | 1 | 31 |
Содержание учебно-тематического плана занятий 1 года обучения
Тема | Цель |
Вводное занятие (1 ч). | Теория: демонстрация поделок. Знакомство с историей искусства оригами. Материалы и инструменты необходимые при работе с бумагой. |
«Сказка Квадратика» (1ч). | Индивидуальная работа. Теория: Познакомить с работой кружка, поделками, которые они будут делать своими руками. Практика: Складывать базовые формы-заготовки и называть их правильно. |
Изготовления поделок (29ч). | Творческая работа. Теория: рассматривание поделок. Практика: Изготовление поделок на разную тематику. |
Итоговое занятие (1ч). | Контрольно-проверочное занятие. Теория: Занятие по обобщению и систематизации изученного. Практика: Работа по схемам. Выполнение и оформление работы. Подведение итогов за год. |
Календарно-тематическое планирование на год обучения детей 6-7 лет
месяц | № | тема занятия | часы |
октябрь | 1 | «Осенний натюрморт» | 1 |
2 | «Осенние листочки» | 1 | |
3 | «Игрушка дымковская» | 1 | |
4 | «Нарядные ладошки» | 1 | |
ноябрь | 5 | «Золотая хохлома» | 1 |
6 | «Белая березка» | 1 | |
7 | «Лиса-кумушка» | 1 | |
8 | «Чудесные превращения кляксы» | 1 | |
декабрь | 9 | «Белая берёза под моим окном» | 1 |
10 | «Волшебные снежинки» | 1 | |
11 | «Еловые веточки» | 1 | |
12 | «Кошка с котятами» | 1 | |
январь | 13 | «Весёлый клоун» | 1 |
14 | «Весело качусь под гору в сугроб» | 2 | |
15 | «Сказочная гжель» | 1 | |
февраль | 16 | «Наша группа» | 1 |
17 | «Волшебные цветы» | 1 | |
18 | «Папин портрет» | 1 | |
19 | «Милой мамочке портрет» | 1 | |
март | 20 | «Солнышко нарядись» | 1 |
21 | «Солнечный цвет» | 1 | |
22 | «Дымковская барышня» | 1 | |
23 | «Весеннее небо» | 1 | |
апрель | 24 | «Я рисую море» | 1 |
25 | «Морская азбука» | 1 | |
26 | «Превращения камешков» | 1 | |
27 | «Наш аквариум» | 1 | |
май | 28 | «Зелёный май» | 1 |
29 | «Радуга-дуга» | 1 | |
30 | «Неприбранный стол» | 1 | |
31 | «Рисуем музыку» | 1 | |
Итог: |
Содержание календарно-тематического планирование первого года обучения детей 4-6 лет
1 | Теория: | «Осенний натюрморт» |
Практика: | Рисование овощей по их описанию в загадках и шуточном стихотворении; развитие воображения. | |
2 | Теория: | «Осенние листочки» |
Практика: | Рисование осенних листьев с натуры, передавая их форму карандашом и колорит - акварельными красками. | |
3 | Теория: | «Игрушка дымковская» |
Практика: | Знакомство с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства. Декоративное оформление вылепленных лошадок по мотивам дымковской игрушки (кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами). | |
4 | Теория: | «Нарядные ладошки» |
Практика: | Продолжать знакомство с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства. Декоративное оформление вылепленных лошадок по мотивам дымковской игрушки (кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами). | |
5 | Теория: | «Золотая хохлома» |
Практика: | Знакомство детей с «золотой хохломой», рисование узоров из растительных элементов (травка, Кудрина, ягоды, цветы) по мотивам хохломской росписи. | |
6 | Теория: | «Белая березка» |
Практика: | Рисование осенней берёзки по мотивам лирического стихотворения; гармоничное сочетание разных изобразительных техник | |
7 | Теория: | «Лиса-кумушка» |
Практика: | Создание парных иллюстраций к разным сказкам: создание контрастных по характеру образов одного героя; поиск средств выразительности. | |
8 | Теория: | «Чудесные превращения кляксы» |
Практика: | Свободное экспериментирование с разными материалами и инструментами: опредмечивание -«оживление» необычных форм. | |
9 | Теория: | «Белая берёза под моим окном» |
Практика: | Изображение зимней (серебряной) берёзки по мотивам лирического стихотворения; гармоничное сочетание разных изобразительных техник. | |
10 | Теория: | «Волшебные снежинки» |
Практика: | Построение кругового узора из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или по концентрическим кругам. | |
11 | Теория: | «Еловые веточки» |
Практика: | Рисование еловой ветки с натуры; создание коллективной композиции «рождественский венок» Учить детей рисовать пушистый мех животного с помощью жёсткой кисти. Учить составлять композицию, учитывая передний и задний план. Развивать наблюдательность, самостоятельность, творческую активность | |
12 | Теория: | «Кошка с котятами» |
Практика: | ||
13 | Теория: | «Весёлый клоун» |
Практика: | Рисование выразительной фигуры человека в контрастном костюме -в движении и с передачей мимики (улыбка, смех). | |
14 | Теория: | «Весело качусь под гору в сугроб» |
Практика: | Развитие композиционных умений (рисование по всему листу бумаги с передачей пропорциональных и пространственных отношений). | |
15 | Теория: | «Сказочная гжель» |
Практика: | Познакомить детей с традиционным русским промыслом- «гжельская керамика»; освоить простые элементы росписи (прямые линии различной толщины, точки, сеточки). Воспитывать уважение к народным умельцам. | |
16 | Теория: | «Наша группа» |
Практика: | Отражение в рисунке личных впечатлений о жизни в своей группе детского сада; сотворчество и сотрудничество. | |
17 | Теория: | «Волшебные цветы» |
Практика: | Рисование фантазийных цветов по мотивам экзотических растений; освоение приёмов видоизменения и декорирования лепестков и венчиков. | |
18 | Теория: | «Папин портрет» |
Практика: | Рисование мужского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека (папы, дедушки, брата, дяди | |
19 | Теория: | «Милой мамочке портрет» |
Практика: | Рисование женского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека. | |
20 | Теория: | «Солнышко нарядись» |
Практика: | Рисование солнышка по мотивам декоративно-прикладного искусства и книжной графики (по иллюстрациям к народным потешкам и песенкам). | |
21 | Теория: | «Солнечный цвет» |
Практика: | Экспериментальное (опытное) освоение цвета; расширение цветовой палитры «солнечных» оттенков. | |
22 | Теория: | «Дымковская барышня» |
Практика: | Декоративное оформление вылепленных фигурок по мотивам дымковской игрушки (кругами, пятнами, точками, штрихами. | |
23 | Теория: | «Весеннее небо» |
Практика: | Свободное экспериментирование с акварельными красками и разными художественными материалами: рисование неба способом цветовой растяжки «по мокрому». | |
24 | Теория: | «Я рисую море» |
Практика: | Свободное экспериментирование с акварельными красками и разными художественными материалами: рисование неба способом цветовой растяжки «по мокрому. | |
25 | Теория: | «Морская азбука» |
Практика: | Изготовление коллективной азбуки на морскую тему: рисование морских растений и животных, названия которых начинаются на разные буквы алфавита. | |
26 | Теория: | «Превращения камешков» |
Практика: | Создание художественных образов на основе природных форм (камешков). Освоение разных приёмов рисования на камешках различной формы. | |
27 | Теория: | «Наш аквариум» |
Практика: | Составление гармоничных образов рыбок из отдельных элементов (кругов, овалов, треугольников). | |
28 | Теория: | «Зелёный май» |
Практика: | Экспериментальное (опытное) освоение цвета; развитие творческого воображения, чувства встреча и композиции; расшерение «весенней» палитры. Воспитание художественного интереса к природе, отображению представлений и впечатлений от общения с ней в изодеятельности. | |
29 | Теория: | «Радуга-дуга» |
Практика: | Самостоятельное и творческое отражение представлений о красивых природных явлениях разными изобразительно-выразительными средствами. Воспитание художественного интерес к природе, отображению представлений и впечатлений от общения с ней в изодеятельности. | |
30 | Теория: | «Неприбранный стол» |
Практика: | Закрепить знания о жанре живописи-натюрморте. Учить детей рассматривать натуру, сравнивая длину, ширину, цвет, форму предметов. Учить делать подготовительный набросок, т.е. стоить рисунок, намечая основные контурные очертания простым карандашом; затем закрашивать акварельными красками. | |
31 | Теория: | «Рисуем музыку» |
Практика: | Продолжать развивать творческую активность и воображение детей. Учить ассоциировать музыку со своим настроением, называть своё душевное состояние и выражать его на бумаге при помощи цветных пятен, линий, образов. Закрепить умение детей смешивать цвета. |
Методическое обеспечение
Методы и формы обучения
Для эффективности работы используют такие методы как:
- словесные (рассказ, объяснение, поощрение);
- наглядные (демонстрация образцов, показ, выполнение работ);
- практические (изготовление поделок).
Формы и типы занятий:
- вводное;
- практическое;
- индивидуальные;
- занятия закрепления;
- контрольно-проверочное занятие (итоговое).
Виды и формы контроля
Контроль полученных знаний умений и навыков проводится три раза в год: вводный, текущий, итоговый.
Виды и формы контроля | Деятельность |
Вводный | наблюдение, беседы, собеседование с детьми. |
Текущий | устный опрос, анализ допущенных ошибок, персональные выставки. |
Итоговый | итоговое занятие, выставки, коллективное творческое дело. |
Собеседование | форма вводного и текущего контроля. Проводится с целью обстоятельного выявления образовательного и творческого уровня детей, их интересов и особенностей, как при поступлении в образовательное объединение, так и на отдельных этапах усвоения программы. Собеседование может вестись в форме индивидуальной беседы, а также в коллективной форме: например, в форме опроса. |
Опрос | составная часть устной проверки знаний, осуществляемая в вопросно-ответной форме. |
Конкурс творческих работ | форма итогового (иногда текущего) контроля. Проводится с целью усвоения определенного уровня содержания образования, степени подготовленности к самостоятельной работе: выявление наиболее способных и талантливых детей. |
Выставка | форма итогового контроля, осуществляется с целью определения уровня мастерства, культуры. Техники исполнения творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей у детей. Выставка может быть персональной или коллективной по разным направлениям дополнительного образования. Выставка является инструментом поощрения детей. По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться диплом. |
Критерии и параметры оценки
Критерии:
Параметры:
Условия реализации программы
Для полноценной реализации программы «Цветные ладошки» необходимы материально-технические условия: отдельный кабинет с хорошим освещением, удобными столами, стульями по количеству детей. Демонстрационная доска, для показа образцов. Стеллажи для выставки образцов и готовых изделий. Из-за недостаточной материальной базы материал для работы детям приобретают родители (законные представители) на протяжении всего учебного года.
Занятия в кружке 1 года обучения проходят 1 раза в неделю по 25 минут, количество детей в группе 10-12 человек. В течении года проводится контроль ЗУН: вводный, текущий и итоговый.
Программу реализует педагог с дошкольным педагогическим образованием, имеющий квалификацию – воспитатель.
Используемая литература:
Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М.: Просвещение, Росмэн. 2008 г.
Иванова О.Л., Васильева И.И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011.
Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 5-6 лет». – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» – М.: «Просвещение», 1991.
Комарова Т. С., Сакулина «Изобразительная деятельность в детском саду».
Комарова Т. С. «Как научить ребенка рисовать».
Лыкова И.А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки».
Лыкова И.А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа (образовательная область «Художественное творчество»): учебно-методическое пособие – М.: ИД «Цветной мир», 2012.
Лыкова И.А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. «Аппликация в детском саду» – Ярославль: «Академия развития, Академия холдинг», 2002.
«Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т.С. Комаровой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...