РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
рабочая программа по рисованию (старшая группа) на тему

Королева Наталия Владимировна
Кружок «Цветные ладошки» предполагает занятия по программе художественного воспитания, обучения и развития детей «Цветные ладошки» автор Лыкова И.А., которая представляет вариант реализации базисного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности, содержит интегрированную систему занятий по лепке, аппликации и рисованию. Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно –эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_tsvetnye_ladoshki_koroleva_n._v._faleva_s._e.doc172 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель структурного дошкольного отделения

ГБОУ «Школа с углубленным изучением естественных наук №1376»

____________/Коликова М.В./

«___»___________2016г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

ГБОУ «Школа с углубленным изучением естественных наук №1376»

______________/ Чернышкова Н.С./

«___»____________2016г.

«Утверждено»

Директор

ГБОУ «Школа с углубленным изучением естественных наук №1376»

______________/ Ильина Н.В./

«___»___________2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Цветные ладошки»

для дошкольников 5-6 лет

срок реализации 1 года

Авторы-составители программы:

Воспитатель: Королева Наталья Владимировна

Фалева Светлана Евгеньевна

Москва

2016 - 2017 г.


Содержание

Пояснительная записка        3

Методы и приемы        7

Учебно-тематический план        8

Учебно-тематический план обучения        8

Содержание учебно-тематического плана занятий 1 года обучения        8

Календарно-тематическое планирование на год обучения детей 6-7 лет        9

Содержание календарно-тематического планирование первого года обучения детей 4-6 лет        11

Методическое обеспечение        15

Критерии и параметры оценки        16

Условия реализации программы        17


Пояснительная записка

Направленность программы кружка «Цветные ладошки».

Кружок «Цветные ладошки» предполагает занятия по программе художественного воспитания, обучения и развития детей «Цветные ладошки» автор Лыкова И.А., которая представляет вариант реализации базисного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности, содержит интегрированную систему занятий по лепке, аппликации и рисованию.

Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно –эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Актуальность, новизна. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности.

Занятия направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей, формирование представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, и понимании того, что рисунок- это плоскостное изображение объемных предметов.

Цель: Развитие у школьников художественно-речевых способностей и эмоционально-оценочного отношения, эстетического чувства к изобразительной деятельности.


Задачи:

  1. Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
  2. Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и и жанров, учить понимать выразительные средства искусства;
  3. Развивать творческие способности детей.
  4. Обогащать детей вариативными способами изображения, ориентируя его в условиях собственной практической изобразительной деятельности на личный опыт - представления, знания, умения, впечатления, замысел.
  5. Развивать у детей художественно-речевые способности, умения анализировать, сравнивать и находить новые способы и приёмы рисования.
  6. Воспитывать самостоятельность, уверенность в выборе художественных средств, способов и приёмов в рисовании.

Сроки реализации, режим и формы занятия

Данная программа рассчитана на один учебный год. Продолжительность занятия составляет 25 минут, периодичность в неделю 1 раза.

Занятия в основном проводятся по одному виду деятельности (рисование, лепка, аппликация) и по двум- трем видам (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд).

Интегрированность дает возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, учиться искать пути в творчестве, создание своего образа.

Ожидаемый результат: Дети должны свободно ориентироваться в получении новых цветов и оттенков. Самостоятельно выбирать средства выразительности для изображение более точного образа. Владеть навыками срисовывания. Владеть первичными навыками дизайнерского искусства. Свободно ориентироваться в жанрах живописи. А также получать эмоциональное удовлетворение от занятий рисования.

Формы работы

  • беседы;
  • чтение худ. литературы;
  • индивидуальная работа;
  • групповая работа;
  • коллективно-творческая работа;
  • работа с родителями.
  • игра;
  • оформление выставок.

Принципы: (принцип – основное правило)

  • принцип творчества; развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;
  • принцип единства развития и воспитания;
  • принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения;
  • принцип общедоступности;
  • принцип преемственности;
  • принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка;
  • принцип успешности;
  • принцип учета возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и развития.
  • принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей.
  • принцип системности.

Методы и приемы

Метод

Приёмы

Словесный метод:

игровой момент, беседа, рассказ, художественное слово, вопросы, уточняющие наводящие проблемные познавательные.

Информационно-рецептивный

рассматривание, напоминание, частичный показ, образец, объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры, устные инструкции по выполнению работы.

Репродуктивный:

выполнение действий с детьми, с проговариванием, совместное действие педагога с детьми.

Эвристический:

работа по схемам, выполнение работ с опорой на личный опыт,

Исследовательский:

самостоятельная работа детей.


Учебно-тематический план

Учебно-тематический план обучения

тема занятий

количество часов

всего

теория

практика

1. Вводное занятие

Знакомство с историей искусства оригами, со свойствами бумаги, разнообразием ее видов.

1

1

2. «Сказка Квадратика».

Складывание базовых форм-заготовок.

1

1

3. Изготовления поделок.

29

29

4. Итоговое занятие.

1

1

Итого:

32

1

31

Содержание учебно-тематического плана занятий 1 года обучения

Тема

Цель

Вводное занятие (1 ч).

Теория: демонстрация поделок. Знакомство с историей искусства оригами. Материалы и инструменты необходимые при работе с бумагой.

«Сказка Квадратика» (1ч).

Индивидуальная работа.

Теория: Познакомить с работой кружка, поделками, которые они будут делать своими руками.

Практика: Складывать базовые формы-заготовки и называть их правильно.

Изготовления поделок (29ч).

Творческая работа.

Теория: рассматривание поделок.

Практика: Изготовление поделок на разную тематику.

Итоговое занятие (1ч).

Контрольно-проверочное занятие.

Теория: Занятие по обобщению и систематизации изученного.

Практика: Работа по схемам. Выполнение и оформление работы.

Подведение итогов за год.


Календарно-тематическое планирование на год обучения детей 6-7 лет

месяц

тема занятия

часы

октябрь

1

«Осенний натюрморт»

1

2

«Осенние листочки»

1

3

«Игрушка дымковская»

1

4

«Нарядные ладошки»

1

ноябрь

5

«Золотая хохлома»

1

6

«Белая березка»

1

7

«Лиса-кумушка»

1

8

«Чудесные превращения кляксы»

1

декабрь

9

«Белая берёза под моим окном»

1

10

«Волшебные снежинки»

1

11

«Еловые веточки»

1

12

«Кошка с котятами»

1

январь

13

«Весёлый клоун»

1

14

«Весело качусь под гору в сугроб»

2

15

«Сказочная гжель»

1

февраль

16

«Наша группа»

1

17

«Волшебные цветы»

1

18

«Папин портрет»

1

19

«Милой мамочке портрет»

1

март

20

«Солнышко нарядись»

1

21

«Солнечный цвет»

1

22

«Дымковская барышня»

1

23

«Весеннее небо»

1

апрель

24

«Я рисую море»

1

25

«Морская азбука»

1

26

«Превращения камешков»

1

27

«Наш аквариум»

1

май

28

«Зелёный май»

1

29

«Радуга-дуга»

1

30

«Неприбранный стол»

1

31

«Рисуем музыку»

1

Итог:


Содержание календарно-тематического планирование первого года обучения детей 4-6 лет

1

Теория:

«Осенний натюрморт»

Практика:

Рисование овощей по их описанию в загадках и шуточном стихотворении; развитие воображения.

2

Теория:

«Осенние листочки»

Практика:

Рисование осенних листьев с натуры, передавая их форму карандашом и колорит - акварельными красками.

3

Теория:

«Игрушка дымковская»

Практика:

Знакомство с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства.

Декоративное оформление вылепленных лошадок по мотивам дымковской игрушки (кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами).

4

Теория:

«Нарядные ладошки»

Практика:

Продолжать знакомство с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства.

Декоративное оформление вылепленных лошадок по мотивам дымковской игрушки (кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами).

5

Теория:

«Золотая хохлома»

Практика:

Знакомство детей с «золотой хохломой», рисование узоров из растительных элементов (травка, Кудрина, ягоды, цветы) по мотивам хохломской росписи.

6

Теория:

«Белая березка»

Практика:

Рисование осенней берёзки по мотивам лирического стихотворения; гармоничное сочетание разных изобразительных техник

7

Теория:

«Лиса-кумушка»

Практика:

Создание парных иллюстраций к разным сказкам: создание контрастных по характеру образов одного героя; поиск средств выразительности.

8

Теория:

«Чудесные превращения кляксы»

Практика:

Свободное экспериментирование с разными материалами и инструментами: опредмечивание -«оживление» необычных форм.

9

Теория:

«Белая берёза под моим окном»

Практика:

Изображение зимней (серебряной) берёзки по мотивам лирического стихотворения; гармоничное сочетание разных изобразительных техник.

10

Теория:

«Волшебные снежинки»

Практика:

Построение кругового узора из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или по концентрическим кругам.

11

Теория:

«Еловые веточки»

Практика:

Рисование еловой ветки с натуры; создание коллективной композиции «рождественский венок»

Учить детей рисовать пушистый мех животного с помощью жёсткой кисти. Учить составлять композицию, учитывая передний и задний план. Развивать наблюдательность, самостоятельность, творческую активность

12

Теория:

«Кошка с котятами»

Практика:

13

Теория:

«Весёлый клоун»

Практика:

Рисование выразительной фигуры человека в контрастном костюме -в движении и с передачей мимики (улыбка, смех).

14

Теория:

«Весело качусь под гору в сугроб»

Практика:

Развитие композиционных умений (рисование по всему листу бумаги с передачей пропорциональных и пространственных отношений).

15

Теория:

«Сказочная гжель»

Практика:

Познакомить детей с традиционным русским промыслом- «гжельская керамика»; освоить простые элементы росписи (прямые линии различной толщины, точки, сеточки). Воспитывать уважение к народным умельцам.

16

Теория:

«Наша группа»

Практика:

Отражение в рисунке личных впечатлений о жизни в своей группе детского сада; сотворчество и сотрудничество.

17

Теория:

«Волшебные цветы»

Практика:

Рисование фантазийных цветов по мотивам экзотических растений; освоение приёмов видоизменения и декорирования лепестков и венчиков.

18

Теория:

«Папин портрет»

Практика:

Рисование мужского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека (папы, дедушки, брата, дяди

19

Теория:

«Милой мамочке портрет»

Практика:

Рисование женского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека.

20

Теория:

«Солнышко нарядись»

Практика:

Рисование солнышка по мотивам декоративно-прикладного искусства и книжной графики (по иллюстрациям к народным потешкам и песенкам).

21

Теория:

«Солнечный цвет»

Практика:

Экспериментальное (опытное) освоение цвета; расширение цветовой палитры «солнечных» оттенков.

22

Теория:

«Дымковская барышня»

Практика:

Декоративное оформление вылепленных фигурок по мотивам дымковской игрушки (кругами, пятнами, точками, штрихами.

23

Теория:

«Весеннее небо»

Практика:

Свободное экспериментирование с акварельными красками и разными художественными материалами: рисование неба способом цветовой растяжки «по мокрому».

24

Теория:

«Я рисую море»

Практика:

Свободное экспериментирование с акварельными красками и разными художественными материалами: рисование неба способом цветовой растяжки «по мокрому.

25

Теория:

«Морская азбука»

Практика:

Изготовление коллективной азбуки на морскую тему: рисование морских растений и животных, названия которых начинаются на разные буквы алфавита.

26

Теория:

«Превращения камешков»

Практика:

Создание художественных образов на основе природных форм (камешков). Освоение разных приёмов рисования на камешках различной формы.

27

Теория:

«Наш аквариум»

Практика:

Составление гармоничных образов рыбок из отдельных элементов (кругов, овалов, треугольников).

28

Теория:

«Зелёный май»

Практика:

Экспериментальное (опытное) освоение цвета; развитие творческого воображения, чувства встреча и композиции; расшерение «весенней» палитры. Воспитание художественного интереса к природе, отображению представлений и впечатлений от общения с ней в изодеятельности.

29

Теория:

«Радуга-дуга»

Практика:

Самостоятельное и творческое отражение представлений о красивых природных явлениях разными изобразительно-выразительными средствами. Воспитание художественного интерес к природе, отображению представлений и впечатлений от общения с ней в изодеятельности.

30

Теория:

«Неприбранный стол»

Практика:

Закрепить знания о жанре живописи-натюрморте. Учить детей рассматривать натуру, сравнивая длину, ширину, цвет, форму предметов. Учить делать подготовительный набросок, т.е. стоить рисунок, намечая основные контурные очертания простым карандашом; затем закрашивать акварельными красками.

31

Теория:

«Рисуем музыку»

Практика:

Продолжать развивать творческую активность и воображение детей. Учить ассоциировать музыку со своим настроением, называть своё душевное состояние и выражать его на бумаге при помощи цветных пятен, линий, образов. Закрепить умение детей смешивать цвета.

 


Методическое обеспечение

Методы и формы обучения

Для эффективности работы используют такие методы как:

  • словесные (рассказ, объяснение, поощрение);
  • наглядные (демонстрация образцов, показ, выполнение работ);
  • практические (изготовление поделок).

Формы и типы занятий:

  • вводное;
  • практическое;
  • индивидуальные;
  • занятия закрепления;
  • контрольно-проверочное занятие (итоговое).

Виды и формы контроля

Контроль полученных знаний умений и навыков проводится три раза в год: вводный, текущий, итоговый.

Виды и формы контроля

Деятельность

Вводный

наблюдение, беседы, собеседование с детьми.

Текущий

устный опрос, анализ допущенных ошибок, персональные выставки.

Итоговый

итоговое занятие, выставки, коллективное творческое дело.

Собеседование

форма вводного и текущего контроля. Проводится с целью обстоятельного выявления образовательного и творческого уровня детей, их интересов и особенностей, как при поступлении в образовательное объединение, так и на отдельных этапах усвоения программы. Собеседование может вестись в форме индивидуальной беседы, а также в коллективной форме: например, в форме опроса.

Опрос

составная часть устной проверки знаний, осуществляемая в вопросно-ответной форме.

Конкурс творческих работ

форма итогового (иногда текущего) контроля. Проводится с целью усвоения определенного уровня содержания образования, степени подготовленности к самостоятельной работе: выявление наиболее способных и талантливых детей.

Выставка

форма итогового контроля, осуществляется с целью определения уровня мастерства, культуры. Техники исполнения творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей у детей. Выставка может быть персональной или коллективной по разным направлениям дополнительного образования. Выставка является инструментом поощрения детей. По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться диплом.

Критерии и параметры оценки

Критерии:

Параметры:


Условия реализации программы

Для полноценной реализации программы «Цветные ладошки» необходимы материально-технические условия: отдельный кабинет с хорошим освещением, удобными столами, стульями по количеству детей. Демонстрационная доска, для показа образцов. Стеллажи для выставки образцов и готовых изделий. Из-за недостаточной материальной базы материал для работы детям приобретают родители (законные представители) на протяжении всего учебного года.

Занятия в кружке 1 года обучения проходят 1 раза в неделю по 25 минут, количество детей в группе 10-12 человек. В течении года проводится контроль ЗУН: вводный, текущий и итоговый.

Программу реализует педагог с дошкольным педагогическим образованием, имеющий квалификацию – воспитатель.


Используемая литература:

Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М.: Просвещение, Росмэн. 2008 г.

Иванова О.Л., Васильева И.И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011.

Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 5-6 лет». – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» – М.: «Просвещение», 1991.

Комарова Т. С., Сакулина «Изобразительная деятельность в детском саду».

Комарова Т. С. «Как научить ребенка рисовать».

Лыкова И.А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.

Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки».

Лыкова И.А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.

Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа (образовательная область «Художественное творчество»): учебно-методическое пособие – М.: ИД «Цветной мир», 2012.

Лыкова И.А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.

Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. «Аппликация в детском саду» – Ярославль: «Академия развития, Академия холдинг», 2002.

«Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т.С. Комаровой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...