Проект "Ознакомление с нетрадиционными техниками рисования"
методическая разработка по рисованию на тему

Проект на основе развивающей технологии "Нетрадиционные техники рисования". Этот проект интересен тем, что в нём предусмотрено много форм работы с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon проект нетрадицион114.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №9 комбинированного вида»

г. Сосногорска

ПРОЕКТ

Тема:

«Ознакомление с нетрадиционными техниками рисования»

Автор-составитель проекта: педагог МБДОУ №9

                                                     Ракевич З.Ю.

2015 – 2016 год.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.

В современной дошкольной педагогике приоритетными являются три направления образовательно-воспитательной работы с детьми: индивидуализации и социализация обучения и развитие детей дошкольного возраста. Развитие понимается как интенсификация развития личностного потенциала ребёнка посредством активной деятельности. В связи с этим, в  образовательной работе педагоги уделяют всё больше внимания активным, современным технологиям, предполагающим обучение детей, получение ими определённых ЗУН через деятельность, причём, максимально самостоятельного характера.

На сегодняшний день разработано большое количество развивающих технологий, и общепедагогических, и межпредметных. Одна из них – «Технология обучения нетрадиционным техникам рисования», позволяющая значительно повысить изобразительные возможности и способности дошкольников, создать дополнительные условия для самовыражения и самореализации развивающейся личности.  

Данный методический материал  является разработкой монотехнологии «Обучение нетрадиционным техникам рисования», изложенной в виде проекта. Технология является её содержанием, проект – формой.

В соответствии с принципом интегративности современной образовательной деятельности, отражённым в ФГОС ДО, в ведущую технологию включены:

  • Личностно-ориентированные технологии, в том числе технологии сотрудничества и сотворчества;
  • Развивающие технологии (частично-поисковая и исследовательская деятельности, игровые технологии, технологии развития критичности мышления, технологии мини-проектов, ИКТ);
  • Здоровьесберегающие технологии.

        Особенностью данного проекта является то, что в нём большое внимание уделено совместной работе с родителями  по развитию творческих способностей детей. В нём предлагается к реализации множество разнообразных форм работы с детьми по достижению конечной цели проекта, органично сочетающихся с последовательно осваиваемыми техниками нетрадиционного рисования. Проект рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста.

 

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тип проекта: творческий

По роду деятельности: изобразительная деятельность

Вид проекта: групповой

Временная характеристика проекта: долгосрочный (рассчитан на 1 год).

Участники проекта: педагог,  дети старшего дошкольного возраста  и их родители.

Цель проекта:

Формирование у дошкольников навыков самостоятельной творческой деятельности, развитие навыков художественного творчества и активизация творческого потенциала посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Задачи (педагогические):

1. Научить создавать свой неповторимый художественный образ в рисунках по нетрадиционному рисованию, используя различные техники рисования.

2. Поощрять инициативность и самостоятельность при выборе материала и техники изображения, помочь детям почувствовать радость творчества.

3. Создавать условия для развития экспериментальной, исследовательской деятельности.

4. Активизировать у детей развитие творческих способностей, художественной фантазии, эстетического вкуса посредством применения нетрадиционных техник рисования.

5. Привлечь внимание родителей к творческой деятельности детей.

Актуальность (проблема).

Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации. Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом.

 Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве и на листе бумаги, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Безусловно, освоение нетрадиционных техник рисования оказывает благотворное влияние на развитие и формирование творческой личности. К сожалению, в основных методических разработках и рекомендациях по обучению детей рисованию нетрадиционные техники не предусмотрены. Поэтому с целью повышения качества образовательного процесса и был разработан данный проект.

Ожидаемые результаты проекта

(гипотеза).

  • Увеличение динамики развития способностей детей по изобразительной деятельности.
  • Освоение нескольких нетрадиционных техник рисования для расширения творческих возможностей детей, более яркого самовыражения.
  • Создание условий для самореализации личности ребенка в художественном творчестве, стимулирование стремления быть оригинальным в выборе средств  для воплощения своего замысла.
  • Оптимизация совместной работы с родителями по воспитанию и развитию детей.
  • Создание конечного продукта данного проекта – фотоальбома и презентации «Нетрадиционные техники рисования».

Этапы реализации проекта (проектирование).

Подготовительный этап.

Изучение литературы, подбор методического материала (теоретическое обоснование), разработка конспектов и сценариев мероприятий, подбор подходящих педагогических статей, консультаций, комплексов пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, произведений художественной литературы для детей по данной тематике, дидактических игр, художественных альбомов; оборудование мини-лаборатории и «Центра воды и песка» в групповом помещении, подготовка ТСО, составление перспективного плана, нахождение и установление эффективных связей с родителями (в том числе с использованием сети Интернет).

Основной этап.

1. Ознакомление детей с нетрадиционными художественными техниками в процессе НОД (одно из двух недельных занятий по рисованию).

2. Привлечение детей к применению освоенных техник рисования в режимных моментах (в различных формах).                        

3. Развитие умений и навыков в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

4. Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми по выполнению творческих работ.

Формы работы с детьми

  • Организация развлечений совместно с музруководителем.
  • Использование средств ТСО и ИКТ (просмотр мультфильмов,  презентаций, фотоальбомов).
  • Индивидуальные беседы с детьми.
  • Привлечение детей к работе подгруппами по интересам.
  • Участие в творческих конкурсах различного уровня.
  • Использование дидактических и подвижных игр.
  • Творческие занятия и наблюдения во время прогулок.
  • Рассматривание образцов, фотографий, художественных и    фотоальбомов.
  • Самостоятельная деятельность в мини-лаборатории и «Центре воды и песка».
  • Организация и реализация мини-проектов с детьми.

Формы работы с родителями.

  • Организация и оформление показательных работ (фотоальбомы, выставки, панорамы, стенды, коллективные работы).
  • Создание и размещение на групповом сайте презентаций, фотографий, видеоматериалов, сообщений и объявлений.
  • Индивидуальные беседы с родителями.
  • Устные и печатные консультации для родителей.
  • Проведение родительских собраний и мастер-классов для родителей.
  • Участие в развлечениях для детей.
  • Реализация семейных мини-проектов.

Завершающий этап. Создание и презентация конечного продукта проекта: альбома и презентации «Нетрадиционные техники рисования»

Практическая значимость проекта:

Применение продукта проекта (альбом и презентация) в качестве методических пособий нашего ДОУ.

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА

Тема: «Ознакомление с нетрадиционными техниками рисования».

Цель (дидактическая):

Обучить детей нетрадиционным техникам рисования.

Задачи (дидактические):

1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.

2. Провести сопутствующие мероприятия для осознанного и максимально самостоятельного овладения различными техниками и применения их в творческой деятельности.

3. Создавать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами, в том числе и с природными.

4. Создавать условия для творческого самовыражения детей, для развития их творческих способностей.

5. Привлекать родителей к сотрудничеству в развитии творческих способностей и возможностей детей.

СОДЕРЖАНИЕ

Ознакомление с техниками в процессе НОД

Формы работы в режимных моментах

Работа с родителями

Сентябрь

Тема: «Листик, листик золотой».

Цель: освоение техники печатания листьями.

Физминутка «Листопад».

  1. Прогулка. Трудовая деятельность: сбор опавших листьев для рисования.
  2. Развлечение. Тема: «Осенины» (совместно с музруководителем).
  3. Прогулка. Подвижная игра «Такой листок, лети ко мне!»
  4. Прогулка. Трудовая деятельность: сбор листьев для гербария.
  5. Прогулка. Наблюдение листопада.
  1. Устная консультация для родителей «Как рисование сделать полезным и интересным».
  2. Презентация «Наш гербарий».

Октябрь

Тема: «Дерево в осеннем парке».

Цель: освоение техники печатания по трафарету.

Физминутка «Ветер и деревце».

  1. Работа подгруппой:        изготовление различных трафаретов.
  2. Дидактическая игра «Кто ты, деревце?» (настольно-печатная).
  3. Прогулка. Экскурсия в осенний лес.
  4. Прогулка. Подвижная игра «Раз, два, три – к дереву беги!
  1. Панорама работ, выполненных детьми совместно с родителями. Тема: «Осенний парк».
  2. Папка-передвижка «Развиваем мелкую моторику».

Ноябрь

Тема: «Забавные зверюшки».

Цель: освоение техники оттиска.

Физминутка «Хомка».

  1. Работа подгруппой: изготовление печаток из овощей (морковь, картофель), поролона, пенопласта.
  2. Пазлы «В зоопарке».
  3. Прогулка. Трудовая деятельность: «Создание зверюшек из небольших снежных сугробов».
  4.  Рассматривание художественного альбома «Гравюры» (технология оттиска).
  5. Самостоятельная исследовательская деятельность в групповой мини-лаборатории. Тема: «Окрашивание воды».
  1. Педагогическая статья. Тема: «Рисование и моделирование с использованием нетрадиционных материалов».
  2. Папка-раскладушка «Пальчиковая гимнастика» (комплексы).

Декабрь

Тема: «Витражи».

Цель: освоение техники рисования клеем.

Физминутка «Хлопья белые летят».

  1. Работа подгруппой: «Шаловливые котята» (нитками на картоне).
  2. Творческая мастерская. Тема: «В ателье» (батик).
  3. Развлечение «Подарки Деду Морозу» (совместно с музруководителем).
  4. Прогулка. Творческая самостоятельная деятельность: выкладывание узоров из замороженных разноцветных льдинок.
  5. Прогулка. Рассматривание снежинок.

  1. Краткосрочный семейный проект (три семьи). Тема: «Здравствуй, Новый год!» (оформление окон в приёмной с использованием освоенной техники).
  2. Художественный альбом «Витражи» (для совместного рассматривания детьми и родителями).

Январь

Тема: «Фантазёры».

Цель: освоение техники кляксографии.

Физминутка «Буратино».

  1. Чтение: Н.Носов «Фантазёры».
  2. Работа подгруппами: «Кляксография с трубочкой», «Кляксография воздушная», «Кляксография с ниточкой».
  3. Прогулка. Творческая самостоятельная деятельность: рисование красками на снегу.
  4. Гимнастика для глаз (с использованием ИКТ).

  1. Родительское собрание. Тема: «Как и чем мы рисуем».
  2. Мастер-класс для родителей (очно). Тема: «Кляксография».
  3. Фотоальбом «Удивительные кляксы» (работы детей.

Февраль

Тема: «Ниоткуда – чудо!». Цель: освоение техники рисования свечой (восковыми мелками).

Физминутка «Дружно папе помогаем».

  1. Творческая мастерская. Тема: «Мы – художники» (граттаж, цветной и чёрно-белый).
  2. Работа подгруппами «Необычный подарок папе» (рисование свечой).
  3. Дидактическая игра «Контуры» (настольно-печатная).
  4. Творческая самостоятельная деятельность: рисование палочкой (веточкой) на снегу.
  5. Развлечение. Тема: «Волшебный экран» (совместно с музруководителем).
  1. Презентация (ИКТ). Заочный мастер-класс для родителей. Тема: «Рисунок-невидимка» (рисование свечой).
  2. Оформление стенда «Наш вернисаж» (граттаж).
  3. Устная консультация. Тема: «Эффективность нетрадиционных техник для создания выразительных образов».

Март

Тема: «Необычные бабочки». Цель: освоение техники предметной монотипии.

Физминутка «Наши алые цветки».

  1. Работа подгруппами: «Волшебные цветы для мамы» (предметная монотипия).
  2. Творческая мастерская. Тема: «В художественной студии» (монотипия пейзажная).
  3. Рассматривание художественного альбома «Пейзажи» (ознакомление с произведениями живописцев).
  4. Прогулка. Подвижная игра «Цветы и бабочки».
  5. Просмотр мультфильма «Крошка Енот».
  1. Выставка детских работ, выполненных совместно с родителями. Тема: «Кто сидит в пруду?» (пейзажная монотипия).
  2. Папка-раскладушка «Гимнастика для глаз» (комплексы).

Апрель

Тема: «Мы – волшебники».

Цель: освоение техники водяных пятен.

Физминутка «Мы идём с тобой по лужам».

  1. Дидактическая игра «Метаморфозы» (коммуникативная).
  2. Прогулка. Творческая самостоятельная деятельность: «Дорисуй фигуру» (на песке).
  3. Работа подгруппами. Тема: «Волшебный мир космоса» (техника набрызга).
  4. Развлечение. Тема: «Проказница вода» (совместно с музруководителем).
  5. Прогулка. Наблюдение за лужами.
  1. Коллективная работа детей. Тема: «Аквариум» (техника водяных пятен).
  2. Психологическая консультация. Тема: «Особенности цветовосприятия у детей дошкольного возраста».

Май

Тема: «Я люблю пушистое». Цель: освоение техники рисования опилками (крупой, крупнозернистым песком).

Физминутка «Я - котёнок, ты - щенок».

  1. Дидактическая игра «Сенсорное полотно».
  2. Самостоятельная творческая деятельность в групповом «Центре воды и песка». Тема: «Рисование по песку (крупе, опилкам).

Оформление музыкального зала к выпускному (рисунки в нетрадиционных техниках).

Продукт.

  • Оформление фотоальбома «Нетрадиционные техники рисования»
  • Составление учебной презентации «Нетрадиционные техники рисования».

Презентация.

Альбом и учебная презентация были презентованы на родительском собрании и семинаре-практикуме для педагогов ДОУ. И воспитатели, и родители оценили их по достоинству.

Презентация получила признание и на республиканском уровне – III место в конкурсе «Моя презентация».

Итоги реализации проекта:

  1. Благодаря данному проекту дети освоили нетрадиционные техники рисования, повысился уровень изобразительной деятельности детей, возросла выразительность и творческая направленность детских рисунков.
  2. Достигнут высокий уровень совместной работы с родителями по развитию творческих способностей детей.
  3. В ходе реализации проекта созданы: фотоальбом «Нетрадиционные техники рисования», учебная презентация с тем же названием, которые будут в дальнейшем использоваться педагогами нашего ДОУ как методические разработки.

Список источников:

1. Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» 1,2 часть.

2. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»;

3. Е.В. Потапова «Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов в ДОУ»

4. В.А. Баймашова «Как научить рисовать».

5. Хабарова Т.В. «Педагогические технологии в дошкольном образовании» М, 2004.

6. Л.Г.Богословец «Современные педагогические технологии в ДОУ» Учебно-методиче6ское пособие, - СПб: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"

Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...

Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования.

В статье рассматривается роль нетрадиционного рисования как эффективное средство формирования личности, развитие и совершенствование психических процессов и творческих способностей детей...

Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Виды техники нетрадиционного рисования"

Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Виды техники нетрадиционного рисования"...

Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность. Нетрадиционные техники рисован

Цель: обучения рисованию. Познакомить детей с изобразительными материалами, инструментами Показать выразительные возможности цвета. Учить простым приёмам рисования (мазки: тычком, примакивание; заливк...

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования".

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования"....

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования» (Нетрадиционные техники рисования для детей 4– 6 )

Применение нетрадиционных техник рисования не только реализует образовательные задачи в работе с детьми 4 -6лет, но также позволяет с минимальными материальными затратами провести интересное занятие п...