Организация изобразительной деятельности
материал по рисованию (младшая группа)

Лукутцова Эльвина Кадимовна

младший дошкольный возраст

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №38 городского округа город Нефтекамск

Республики Башкортостан

Организация изобразительной деятельности в младшем дошкольном возрасте.

Воспитатель:

Лукутцова Эльвина Кадимовна

г. Нефтекамск 2018г.

Сегодня я хочу поделиться опытом работы с детьми по изобразительной деятельности в младшем дошкольном возрасте. В этом году в мою группу пришли дети из дома, которые мало знакомы с изобразительными материалами и поэтому этому вопросу я решила уделить особое внимание.

 В младшем дошкольном возрасте начинают формироваться продуктивные виды деятельности, которые требуют достаточно высокого уровня сенсорного развития, в частности восприятия и представлений.

Младшие дошкольники – являются и наблюдателями и деятелями. Это связанно с их возрастными особенностями.

В младших группах необходимо вызвать интерес к процессу рисования как деятельности, дающей результат.

Педагог ставит перед собой следующие задачи:

  • познакомить детей с материалами для рисования красками, кисточкой и приемами пользования;
  • развивать умение изображать предметы округлой и прямоугольной форм, передаче их строения, основных частей и деталей;
  • развивать умение использовать цвет как художественное выразительное средство; закреплять название основных цветов;
  • развивать композиционные умения, располагать предмет в центре листа.

Для решения поставленных задач создала развивающую предметно-пространственную среду, подобрала изобразительный материал соответствующий младшему дошкольному возрасту:

  • гуашь, разведенная до густоты сметаны, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, нейлоновые кисти № 8,6,4, щетинные кисти № 6, бумага разного формата, формы и фактуры; непроливайки двойные, тканевые салфетки, подставки под кисти, общие или индивидуальные клеенки на столы.
  • изделия народных промыслов (дымковская, филимоновская, матрешка);
  • набор иллюстраций (Ю. Васнецова, Е. Рачёва);
  • шаблоны, трафареты;
  • скульптуры малых форм.

Первые краски, с которыми знакомится малыш и которыми учится рисовать - гуашь. И она должна быть разведена до густоты сметаны.

Гуашевыми красками дети рисуют во всех возрастных группах. Мы знаем, что во второй младшей группе в начале года детям даются 2-3 краски, а к концу года их может быть 4-6. Но набрав детей 3-4 лет я столкнулась с  проблемой, что многие дети не рисовали  дома и не знают, что такое кисть и краски, поэтому изучив методику я решила для начала познакомить и начать рисовать краской одного цвета на одном занятии, но на других занятиях ее цвет мог меняться.

Прежде чем начать рисовать, развивала умение держать кисть свободно тремя пальцами, чуть выше железного наконечника. Применяла пошаговый метод. Дети выполняли за воспитателем.

Давала инструкцию

  • Первое: взять кисточки. Дети в этот момент вместе с воспитателем берут кисточки.
  • Второе: набираем краску на кисть: аккуратно обмакивая ее всем ворсом  в баночку с краской, снимаем лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса.

Далее формировала умение детей хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Приучала осушать промытую кисть о мягкую тканевую салфетку.

  • Как вы думаете, для чего мы осушаем кисть о салфетку? (чтобы убедиться, что она чистая).

Освоение изобразительных умений начинается с проведения прямых, вертикальных и горизонтальных линий, сначала при дорисовывании рисунка начатого воспитателем (например: ниточки к шарам, стебли к цветам и т. д.). Нарисованная часть предмета определяет направление линии, длина которой может быть различной. Затем детям предлагается самостоятельно проводить линии. В младшей группе дети учатся проводить вертикальные и горизонтальные линии без требования к четкости их направления (например: рисование ленточек, дорожек, карандашей, дождика, травки) Поэтому первой задачей здесь остается обучение рисованию прямых и округлых линий, но без опоры на рисунок воспитателя. Решение этой задачи связано с развитием движений руки, в указанных направлениях на основе восприятия различных предметов.

- Назовите, пожалуйста, каким приемом мы рисуем широкие линии? (плашмя, палочка скользит вперед, а ворс за ней).

Когда мы рисуем округлые линии и замкнутые формы, руку  надо подчинять точному движению и контролю зрения, так как окончание линии должно привести к соединению ее с началом. В изображении округлых форм от детей не требуем передачи правильного круга. Под округлой формой в данном случае понимается изображение, приближающееся к кругу (например, овалы или более неопределенные формы, образованные замкнутой линией, не имеющей углов). Для передачи формы предмета на занятиях развиваем формообразующие  движения:

  • Обследование предмета по форме (движение руки по предмету, воздуху). Например: сначала мы на занятиях лепкой изучаем, лепим предметы округлой формы, ну а после на занятиях художественное творчество «рисование» рисуем так же округлую форму (солнце, мяч, рисуем колечки)

Изображение прямоугольных форм требует развитой координации движений, способности в нужный момент изменить направление движения, создавая угол, или замкнуть линию в начальной точке. В соответствии с этой задачей подобрана и тематика заданий - рисование книжки, окон, флажков и других предметов, имеющих прямоугольные очертания.

Одновременно с усложнением формы усложняется и использование цвета, который начинает выделяться как один из основных признаков предмета. Дети учатся употреблять различные цвета в рисунке для изображения определенных предметов: красный - для флага, желтый - для солнца, зеленый - для елки, травки и т. д. Показ должен осуществляться эмоционально и живо.

Принцип построения работы по изобразительной деятельности строится от простого к сложному. Чем лучше ребенок овладеет элементарными знаниями и умениями в изобразительной деятельности, тем свободнее дети будут создавать изображения любых предметов в последующем. Не надо спешить предлагать детям изображение новых форм, прежде чем они не освоят предыдущие.

Уже с младшего возраста необходимо приучать детей к определенным правилам пользования материалом. Иначе дети будут привыкать к неправильной технике рисования, которая приведет к трудностям при выполнении в будущем более сложных рисунков.

В этом возрасте приучаем принимать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняясь низко над листом бумаги); развивать умения бережно относиться  к материалам.

Воспитатели, которые работают с младшими дошкольниками, должны понять, что для малышей важен сам процесс деятельности, а не его результат. Поэтому при анализе детских работ воспитатель отмечает, то, как дети поработали на занятии, хвалит, индивидуально обращаясь по имени и обязательно каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности организации изобразительной деятельности в детском саду".

Опыт дошкольного учреждения   по организации продуктивной деятельности детей, строящейся  в партнерстве с  включенным в  нее взрослым....

Консультация для родителей: «Методика организации изобразительной деятельности в первой младшей группе» (2-3 лет)

Консультация для родителей: «Методика организации изобразительной деятельности в первой младшей группе» (2-3 лет)...

Организация изобразительной деятельности в младшем дошкольном возрасте: специфика, особенности

Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности носит эмоциональный, творческий характер. Поэтому при её организации необходимо создать все условия для обеспечения эмоцио...

Реализация принципа интеграции при организации изобразительной деятельности с дошкольниками

Презентация по реализации принципа интеграции образовательтных областей в изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста...

Анкета для родителей по выявлению компетентности в организации изобразительной деятельности детей в условиях семьи

Выявление компетентности родителей  в организации изодеятельности детей в домашних условиях, помощи детям со стороны членов семьи....

Анкета для родителей по выявлению компетентности в организации изобразительной деятельности детей в условиях семьи

Выявление компетентности родителей  в организации изодеятельности детей в домашних условиях, помощи детям со стороны членов семьи....