Конспект НОД по ИЗО в старшей группе (набрызги) "Зимние напевы"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему
Цель: создание условий для ознакомления детей с новым способом изображения снега – «набрызги».
Образовательные задачи:
- создать условия для формирования у детей умения самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа;
- способствовать обогащению речи детей эмоционально окрашенной лексикой, эстетическими терминами.
Развивающие задачи:
- создать условия для развития воображения, зрительного восприятия;
- создать условия для развития речи – обогащения словарного запаса новыми словами (таинственный, загадочный, хрустальный, бахрома, очарован, опутан, окован и т.д.)
Воспитательные задачи:
- вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы;
- помочь почувствовать красоту зимней природы посредством музыки, живописи, поэзии;
- воспитывать любовь к природе родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimnie_napevy.docx | 21.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №37 Калининского района Санкт-Петербурга
Конспект непрерывной образовательной деятельности в группе детей старшего дошкольного возраста №9
«Зимние напевы»
Технология –эксперимент, нетрадиционная техника рисования
(Набрызги)
Составил:
Воспитатель группы №9
Маринычева Наталья Павловна
Санкт-Петербург
2018
Цель: создание условий для ознакомления детей с новым способом изображения снега – «набрызги».
Образовательные задачи:
- создать условия для формирования у детей умения самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа;
- способствовать обогащению речи детей эмоционально окрашенной лексикой, эстетическими терминами.
Развивающие задачи:
- создать условия для развития воображения, зрительного восприятия;
- создать условия для развития речи – обогащения словарного запаса новыми словами (таинственный, загадочный, хрустальный, бахрома, очарован, опутан, окован и т.д.)
Воспитательные задачи:
- вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы;
- помочь почувствовать красоту зимней природы посредством музыки, живописи, поэзии;
- воспитывать любовь к природе родного края.
Предварительная работа:
- Наблюдение за зимней природой во время прогулок;
- Чтение и разучивание стихов о зиме;
- Рассматривание репродукций картин, иллюстраций о зиме;
- Прослушивание музыкальных произведений на зимнюю тему (С.Прокофьев, П.Чайковский, А.Вивальди);
- Просмотр видеоматериалов «Зимняя природа»;
- Беседа на тему: «Какого цвета зима?»;
- Подготовка небесного фона для предстоящей работы.
Материалы и оборудование: репродукции с зимними пейзажами; альбомные листы с готовым фоном, набор гуашевых красок; кисти по количеству детей; стаканчики с водой; зубные щётки по количеству детей; карандаши (палочки); салфетки и фартуки по количеству детей.
Место проведения: групповое помещение
Время: январь, первая половина дня
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие; социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие.
ХОД
Дети играют в группе, звучит музыкальная пьеса С. Прокофьева «Утро».
Воспитатель: Ребята, слышите какое волшебство, какая красивая музыка! Давайте присядем на ковёр и я вам прочитаю стихотворение А.С.Пушкина, а вы попробуйте закрыть глазки и представить какое это время года:
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
Воспитатель: Какое время года вы представили? Как вы думаете, как называется стихотворение?
Дети отвечают на вопросы, придумывая названия стихотворению.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы почти угадали. Стихотворение называется «Волшебница-Зима». А какую музыку мы с вами прослушали? Как она звучала?
Дети отвечают на вопросы, описывая характер музыки, воспитатель дополняет ответы детей.
Воспитатель: Музыка звучала таинственно, загадочно и я думаю, что каждый из вас представил какую-то зимнюю картину. Скажите, пожалуйста, где вы оказались в своих фантазиях?
Дети отвечают (в поле, в парке, в лесу, на снежной дороге и т.д.)
Воспитатель: Что-то холодом повеяло. Да это же промчалась Зимушка-Зима в своё Снежное царство. Хотите полететь вслед за ней?
Дети: Да, хотим!
Воспитатель: Для этого нужно надеть шапки-невидимки и сказать волшебные слова:
Тар-бары, растабары
Елки-палки, каламбей,
Шуры-муры, шары-вары,
Самба-мамба, милки-вей.
Дети изображают, как они надевают шапки-невидимки, закрывают глаза, говорят волшебные слова и отправляются за волшебницей Зимой в её снежное царство. В это время педагог ставит на мольберт репродукцию картины с зимним пейзажем.
Воспитатель: Вот мы и в гостях у Зимушки-Зимы. Снимите свои шапки-невидимки и осмотритесь вокруг. Как вы думаете, куда мы попали?
Дети: в волшебный лес, в зимний лес, в зимнее царство….
Воспитатель: Да, мы с вами попали в сказочный зимний лес. Тише-тише! Слышите? Откуда-то доносится перезвон.
Звучит отрывок из пьесы П.Чайковского «На тройке». Дети слушают музыку.
Воспитатель: Ребята, что за звуки вы услышали?
Дети: колокольчики, бубенчики.
Воспитатель: Подумайте и скажите, у кого в царстве волшебницы-Зимы может быть такой легкий, хрустальный, звонкий голосок, который вначале еле слышен где-то высоко в небе, а потом звучит всё яснее и как будто опускается на землю?
Дети: у снежинок.
Воспитатель: Снежинки – служанки Зимушки-Зимы. Снежинки тихо переговариваются, касаясь друг друга хрустальными лучиками. Именно снежинки помогают своей королеве укрывать землю снежным покрывалом. Послушайте, как это происходит.
Под музыку А. Вивальди (концерт «Зима», 1-я часть) педагог читает отрывок из рассказа «Четыре художника» писателя Г .Скребицкого о волшебстве зимы:
«Растянула Зима по небу тучи и стала покрывать землю свежим пушистым снегом. Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.
Ходит Зима по горам, по долам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам – то тут, то там свою волшебную картину исправит… Заглянула Зима в лес. «Уж его-то я разукрашу: солнышко как глянет, так и залюбуется!».
Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела… А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их Зима тоже в белые шубки одела. И на рябинку, что у самой опушки растет, белое покрывало натянула. Так хорошо получилось! На концах ветвей гроздья ягод висят, точно красные серьги из-под белого одеяла виднеются…
Чудная получилась картина! Пожалуй, лучше не нарисуешь!».
Воспитатель: Ребята, представили вы, какую картину нарисовала Зима? Что вам представилось?
Дети отвечают на вопросы и делятся впечатлениями с воспитателем.
Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте погуляем по зимнему лесу.
Физкультминутка
Слова | Движения детей |
Мы пришли в зимний лес. Сколько здесь вокруг чудес! Справа березка в шубке стоит, Слева елка на нас глядит. Снежинки в небе кружатся, На землю красиво ложатся. Вот и зайка проскакал, От лисы он убежал. Это серый волк рыщет, Он себе добычу ищет! Мы вот спрячемся сейчас, Не найдет тогда он нас! Лишь медведь в берлоге спит, Так всю зиму он проспит. Пролетают снегири, Как красивы они! Красота здесь и покой, Ну а нам пора домой! | Ходьба на месте Разводят руки в стороны. Руку отводят в указанную сторону и смотрят на неё. Отводят руку и прослеживают взглядом. Движение «фонарики» и смотрят вверх. Кружась, приседают. Прыжки. Имитируют «волчью» походку. Приседают, прячась. Имитируют сон. Имитируют полет птиц. Разводят руки в стороны. Дети садятся за столы. |
Столы приготовлены для рисования.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете? Что мы сегодня будем рисовать?
Дети: зиму, зимний лес, зимнюю картину…
Воспитатель: правильно! Сегодня мы с вами нарисуем зимний пейзаж. Фон у вас уже готов, вы его приготовили заранее. Несмотря на то, что для зимы характерны холодные цвета, мы с вами добавили в наш фон немного теплых тонов, так как и зиме присущи розовато-сиреневые цвета, особенно в морозный денёк перед заходом солнца, когда в природе все искрится и переливается разноцветными огоньками. Это отражается в стихотворении И.Бунина «Первый снег»:
Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса,
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса...
Воспитатель: Ребята, подумайте, какие деревья будут у вас в зимнем лесу, как вы их расположите на рисунке. Вначале лучше нарисовать деревья и кусты на переднем плане листа бумаги, те, которые ближе к нам, поэтому они выше и больше, а потом те, которые будут казаться намного меньше, так как они далеко.
Дети рисуют, педагог в процессе работы помогает советом детям, которые испытывают затруднения. Поощряет внесение в рисунок интересных дополнений – птиц, животных, ягод рябины на ветках. После того, как дети нарисуют основную композицию, педагог обращается к детям.
Воспитатель: Ребята, в основном, вы уже закончили свой рисунок. Но так как мы с вами рисуем зимний пейзаж, мне кажется, что в рисунке чего-то не хватает. А вам как кажется?
Ответы детей.
Воспитатель: Например, моему рисунку не хватает, падающего снега. Деревья зимой должны быть покрыты снегом. Давайте вызовем снежную бурю заклинанием:
Заклинание зимы (отрывок)
… Лягте, мягкие снега,
На леса и на луга,
Тропы застелите,
Ветви опушите…
М. Пожарова
Физкультминутка
Слова | Движения детей |
С неба падают снежинки, Как на сказочной картинке Будем их ловить руками И покажем дома маме. А вокруг лежат сугробы, Снегом замело дороги. Не завязнуть в поле чтобы, Поднимаем выше ноги. Вон лисица в поле скачет, Словно мягкий рыжий мячик. Ну а мы идём, идём И к себе приходим в дом. | Дети подставляют ладошки снежинкам Дети «ловят» снежинки хлопками Потягивания – руки в стороны Руки двигаются из стороны в сторону Ходьба на месте, высоко поднимая колени. Прыжки на месте Ходьба на месте. Дети садятся на места. |
Педагог предлагает изобразить падающий снег способом «набрызгов», при помощи зубной щётки: направив щётку на лист бумаги, резко провести по ней карандашом (палочкой) по направлению к себе, в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду. После выполнения данной работы педагог предлагает белой гуашью с помощью кисточки покрыть сверху веточки деревьев, кустарников «снегом».
Воспитатель: Ребята, у вас получились чудесные зимние пейзажи. Глядя на ваши работы, мне хотелось бы вам предложить вспомнить стихотворения о зиме.
Дети рассказывают стихотворения о зиме.
Воспитатель: Я тоже хочу вам прочитать стихотворения Ф.Тютчева
(Под музыку П.Чайковского 1-я симфония, 2-я часть) педагог читает стихотворение:
Чародейкою-Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой,
Сном волшебным очарован
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…
Воспитатель: Ребята, сегодня вы все молодцы. Что мы сегодня с вами нарисовали? Чем же так хороши ваши пейзажи?
Дети отвечают на вопросы.
Воспитатель: У вас получилась настоящая зимняя сказка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Каша – матушка наша» (конспект совместной образовательной деятельности в старшей групп
в данном занятие интегрируются следующие области: развитие речи, социализация, познание, здоровье. Дается представление о крупах, какие каши можно из них готовить....
План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме: Конспект занятия в старшей группе по аппликации на тему: "Птица счастья".
Как сделать объемную аппликацию...
Конспект НОД по рисованию в старшей группе с использованием нетрадиционных техник на тему «Зимние напевы»
Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы....
Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10» Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10»
Ведущая образовательная область: познавательнаяЦель: Создать условия для закрепления порядкового счета до 10.Задачи:Образовательная: Совершенствовать навыки количественного и порядковог...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята"...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну"...