Развитие творческих способностей детей
консультация по рисованию на тему

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность детей в детском саду.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего личностного, эстетического, нравственного, трудового и познавательного развития детей. Изобразительная деятельность является важнейшим средством развития эстетического воспитания, развития художественно творческих способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_detey.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Развитие творческих способностей детей»

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок" - утверждал В. А. Сухомлинский.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность детей в детском саду.

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего личностного, эстетического, нравственного, трудового и познавательного развития детей. Изобразительная деятельность является важнейшим средством развития эстетического воспитания, развития художественно творческих способностей детей.

В современном мире, когда все острее ощущается потребность в новых, нестандартных способах мышления и все большую ценность приобретает умение находить неожиданные решения и любую ситуацию принимать, как возможность решить интересную задачу, особое значение имеет развитие творческого потенциала личности. Необходимым условием этого является духовное и практическое освоение человеком всего богатства культуры, в том числе художественной.

Уровень творческих выражений детской изобразительной деятельности не достаточно высок, для реализации творческих способностей детей   педагог должен целенаправленно использовать  разнообразные методы и приемы обучения дошкольников рисованию. Поэтому я считаю, что использование нетрадиционных техник рисования способствует развитию творчества в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Считаю, рисование нетрадиционным способом, интересным и доступным для детей. Сам вид материала, его простота стимулируют творческую активность ребенка, активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия.

Нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяют каждому ребенку более полно раскрыть свои чувства и способности. При использовании этих приемов ребенок учится не бояться проявлять свою фантазию, так как они не обращают ребенка к стандарту, не вводят его в какие-то рамки. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, благодаря рисованию он постигает, иногда моделирует действительность, легче воспринимает болезненные для него образы и события. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Освоение нетрадиционных методов рисования, позволяет наполнить занятие положительными эмоциями, сделать каждое занятие праздником. Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе. Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий.

В результате использования нетрадиционных способов рисования дети приобретают знания, умения, навыки изобразительной деятельности; учатся чувствовать и применять цвет, форму, линию, материал как средство выражения образа; не только замечать прекрасное в жизни, но и отражать это в своем творчестве; а также самостоятельно осуществляют поиск нешаблонных путей решения художественного образа. При использовании различных способов рисования осуществляется развитие чувственно-двигательной координации. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам. Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование нетрадиционными способами широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов у детей дошкольного возраста.

Для развития творческого воображения в совместной деятельности с детьми использую моделирование образов из геометрических фигур и шаблонов. Сначала в черном цвете, потом цветные. Например: «Инопланетянин», «Составь из треугольников (любая другая геометрическая форма) фигуру» и т. д. Задания можно варьировать количеством, формой, размером или условием. Можно предложить нарисовать карандашом вместо готовых фигур. В развитии умения создавать образы использую упражнения на дорисовывание до определенного образа- кляксография. Предлагаю детям листы с причудливыми кляксами, которые заранее совместно приготовили. Сначала одну кляксу и с усложнением до нескольких пятен на листе. Дети прорисовывают пятна на определенную тему и учатся объединять их в композицию.

А также предлагаю линии разной формы для дорисовки: «Кто спрятался? » Упражнение «Знакомая форма – новый образ» помогает изменять знакомую форму предмета на новую. Необходимо обвести предмет и дорисовать детали. Дети учатся преобразовывать. Существует и другая игровая техника получения клякс – раздувание краски по листу бумаги с помощью коктейльной трубочки. Необходимо дуть на каплю в разных направлениях. Интереснее выполнять на цветном фоне – разыгрывается воображение, клякса уже куда-то попадает. Но чаще всего дети делают деревья, для персонажей необходимо увеличить каплю. Усложнение – количество клякс, развивается сюжет.

Наиболее трудное, но увлекательное упражнение для детей старшего возраста это грифонаж, т. е. каракули. Это произвольное рисование каракуль, можно с закрытыми глазами. В каракулях нужно узнать образ знакомого предмета или животного и прорисовать. Похоже на знакомую всем игру «На что облако похоже». Чаще всего в этом упражнении требуется помощь взрослого или другого ребенка. В дальнейшем можно устроить соревнование - кто больше увидит предметов. Очень интересно будет, если найденный в каракулях образ обвести простым карандашом, вырезать и дорисовать цветными карандашами детали, а потом наклеить на подготовленный фон или накопив несколько фигур, сделать коллаж - это творческое экспериментирование с изобразительным материалом и различным материалом декорирования. Главное подобрать необходимый материал и предметы по выбранной теме и составить композицию, подготовить фон, который можно подготовить с помощью печатанием губкой, щетинной кистью, штампами, срезами овощей, листьями, а также пищевой пленкой – получается эффектная фактура. Фон можно использовать для рисования, поделок и аппликации.

Для создания графических отпечатков и нахождение в них образов использую прием рисующая нить. Это обычная швейная нить, пропитанная краской или тушью, которая кладется на лист и накрывается вторым листом. Нить вытягиваем за кончик и убираем второй лист, полученный отпечаток превращаем в образ и прорисовываем. На занятиях по изодеятельности использую различные техники:

  • Цветовая заливка по сырому листу губкой или широкой кистью.
  • Граттаж черно – белый, цветной – процарапывание поверхностного черного слоя с воском. –
  • Монотипия предметная – рисование половинки симметричного предмета. Монотипия пейзажная – отпечаток на мокрой второй части листа.
  • Отпечаток цветных мыльных пузырей, лучше использовать пищевой краситель - пузыри будут ярче.  
  • Заливка акварелью с солью. Влажная краска посыпается солью эффект зернистости, если не стряхивать – получается шероховатость.
  • Акварель, восковые мелки или масляная пастель.

 Вместе с детьми на занятиях часто выполняем работы в смешанной технике, придаем в работе объемность. Используем ватные палочки и штампы. Ребятам очень нравится. Например, если скомкать кусочек бумаги, потом ее распрямить и намочить в синей воде, дать стечь- получится льдина с изломами. Краска прокрасит места изломов. Используем обрывание, скручивание, скатывание бумаги. А также графические материалы – пастель для фактурного изображения (мех) и ее растушевка – эффект воздушности, черную гелевую ручку - характерные линии, штриховки для украшения графического изображения узорами, прорисовка. Всем известно, что развитие у детей способностей не одинаково. А на занятиях ребенок активно и самостоятельно проявляет себя. Так как нетрадиционные техники рисования интересны, увлекательны и доступны ребенку, позволяют сочетать необычные материалы, открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект: «Развитие творческих способностей детей посредством танца»

1. Технологическая карта проекта2. Приложение 1 разминки по проекту3. Приложение 2 коммуникативные игры и танцы4. Приложение 3 ориентировка в пространстве5. Приложение 4 игры импровизации 6. Прил...

Выступление на педсовете: "Развитие творческих способностей детей посредством художественно - творческой деятельности".

В выступлении даны рекомендации педагогам по использованию различных техник изобразительной деятельности, для развития творчества у детей....

творческий отчет по теме "Развитие творческих способностей детей посредством конструирования и ручного труда"

Эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, по мысли ученых, являются продуктивные виды деятельности, в частности ручной труд и конструирование. В моей практике работы дан...

Коллективный творческий проект «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных форм продуктивной деятельности (аппликации, рисования и лепки)» для детей разновозрастной группы от 5 до 7 лет

Коллективный творческий проект предназначен для детей 5-7 лет. Он направлен на развитие творческих способностей старших дошкольников и разработан на материале нетрадиционных форм продуктивной деятельн...