Сохраним традиции "роспись по дереву"
презентация к уроку по рисованию (старшая, подготовительная группа) на тему
Роспись по дереву: хохлома, гжель, городец, мезенская. Народная культура и традиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sohran.tr_.pptx | 1.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сохраним традиции Традиционные народные росписи: хохломска, городецкая, мезенская
Целевая аудитория: родители и дети подготовительной группы Форма проведения: семинар-практикум Актуальность в соответствии с ФГОС: У детей подготовительной к школе группы необходимо продолжать развивать декоративное творчество, учить уметь создавать узоры по мотивам народных росписей уже знакомых детям и новых(городецка, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская росписи и др.).Учить детей выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида.
Задачи: воспитывать интерес к русскому народному творчеству; развивать творчество, как детей, так и их родителей; продолжать знакомить с произведениями народного творчества хохломских, городецких,мезенских мастеров, их особенностями; познакомить родителей и детей с элементами написания мезенской росписи. Развитие мелкой моторики у детей.
В современной культуре народное искусство живёт в своих традиционных формах. Благодаря этому изделия народных мастеров сохраняют свои устойчивые особенности и воспринимаются как носители целостной художественной культуры. Предметы народного творчества многообразны. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружево, лаковая миниатюра и т.д. Каждое изделие несёт в себе добро, радость, фантазию, увлекающую и детей, и взрослых. Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. С давних времён людям нравилось украшать своё жилище коврами, расписными подносами и шкатулками, потому что народное изобразительное искусство несёт в себе тепло рук мастера, тонкое понимание природы, умение просто, но с большим чутьём к форме и цвету отбирать для своих изделий только то, что необходимо, то, что поистине прекрасно. Неудачные образцы отсеиваются, живёт только ценное, великое, идущее из глубины души. Народное искусство тем и ценно, что каждый раз, создавая одну и ту же вещь, мастер вносит что-то новое в узор, да и форма не может получиться абсолютно одинаковой. Народный мастер создаёт разные изделия. Неудачные образцы отсеиваются, живёт только ценное, великое, идущее из глубины души. Народное искусство тем и ценно, что каждый раз, создавая одну и ту же вещь, мастер вносит что-то новое в узор, да и форма не может получиться абсолютно одинаковой. Народный мастер создаёт разные изделия. « Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучший системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Но кроме того, только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития … Народ без народности – тело без души, которому остается только подвергнуться закону разложения и уничтожиться в других телах, сохранивших свою самобытность». К.Д. Ушинский
Родина хохломы – Лесное Заволжье. По берегам рек Керженец и Узола издавна жили мастера, изготавливающие и расписывающие посуду из дерева. Выточенные из легкой сухой древесины чашки, братины (Бра́тина — сосуд для питья, предназначенный, как указывает и само название, для братского, товарищеского питья; братина имела вид горшка с покрышкою; была медной или деревянной), солонки мастера делали похожими на драгоценные золотые изделия и украшали орнаментом. Красочные узоры из трав, цветов, плодов придавали особую прелесть строгим лаконичным формам деревянных вещей. Из поколение в поколение оттачивалось мастерство народных художников, форма изделий приобретала большую простоту и лаконичность, совершенствовалась графическая культура исполнения орнамента. Происхождение названия промысла связано с местом скупки изделий. Хохлома – крупнейшее торговое село, откуда поставляли расписную деревянную посуду на Макарьевскую и Нижегородскую ярмарки. Со временем и сами изделия, расписанные в характерной технике, характерной лишь для этих мест, стали именовать хохломой. Наиболее вероятно, что временем возникновения искусства хохломской росписи была вторая половина XVII – начало XVIII в., когда глухие керженские леса стали местом поселения старообрядцев, спасавшихся от преследования царского правительства и церкви. Среди раскольников-переселенцев были иконописцы и мастера рукописной миниатюры. Хохлома весьма разнообразна, однако по приему письма ее принято делить на три основных вида росписи – «верховую», «фоновую» и «кудрину» . Хохломская роспись
Верховая Фоновая
Кудрина
Городецкая роспись Родиной городецкой росписи стало Поволжье, а именно села и деревни Хлебаиха, Курцево, Косково, Савино, Букино и другие, расположенные по берегам притока Волги чистой и светлой речушки Узолы. Там крестьяне нескольких деревень расписывали прялки и отвозили продавать свои изделия на нижегородскую ярмарку. Поэтому и роспись сперва называлась нижегородской. Точнее, еще до появления этой росписи прялки украшались резьбой. Со временем резьбу стали слегка подкрашивать — для большей нарядности, а позже резьба на прялках была полностью вытеснена росписью. Название "городецкая" зазвучало лишь в 1930-х годах после появления работ однго из самых известных исследователей народной культуры В.М. Василенко. В более ранних изданиях речь идет о "нижегородской росписи" или о "курцевских красильщиках". Новое название закрепилось, поскольку Городец был главным рынком сбыта узольской расписной утвари и также имел мастерские по росписи дерева. Но самое главное: именно с ним, его бытом, нарвами, образами начиная с середины XIX века связано само содержание росписи. Знаменитая узольская роспись выросла на основе всей художественной культуры Городца и его окрестностей, история которой насчитывает более восьми столетий. Позже начали расписывать не только прялки, но и всевозможные предметы из крестьянского быта - лукошки, солонки, деревянные игрушки, короба для хранения пряжи и многие другие изделия. Цвета Городецкой росписи всегда были яркими, сочными, все изделия обязательно украшались пышными букетами цветов, напоминавших розы, ромашки. В процессе развития промысла (к концу девятнадцатого века в нем были задействованы жители десятка деревень), рисунок росписи также дополнялся новыми сюжетами. Появились персонажи из народных сказок, сцены из городской жизни, всевозможные "чаепития" и гуляния".
К началу XX века промысел потихоньку пришел в упадок, а вскоре и вовсе прекратил свое существование. Восстанавливаться Городецкая роспись начала только в 30-х годах, когда открылась мастерская живописцев. Позже, уже в 50-е годы, образовалась артель. В наши дни наследие старых мастеров и их лучшие традиции стремятся возродить художники, работающие на фабрике «Городецкая роспись» в г. Городце, которая была создана в 1960 году. К счастью, старинная поволжская роспись сейчас находится в надежных руках талантливых современных художниц. Пятеро из них - Лауреаты премии имени Репина. Это - высшая награда для художников нашей страны. Имена этих художников: Беспалова Л.Ф., Кубаткина Л.А., Касатова Ф.Н., Рукина Т.М., Соколова А.В .
Мезенская роспись Как и большинство других народных промыслов свое название эта роспись получила от местности в которой зародилась. Река Мезень находится между Северной Двиной и Печорой, двумя самыми крупными реками Северной Европы, на границе тайги и тундры. Мезенская роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ее истоки теряются в отдаленных веках первоначального формирования славянских племен. Пика своей популярности промысел достиг в XIX веке. Мезенские прялки и короба широко распространялись по реке Пинеге, вывозились на Печору, Двину и Онегу. Тематика мезенских росписей и стилизация рисунка, лаконичность и выразительность, сближает их с древними наскальными рисунками русского Севера; сдержанный колорит, где черный контур подчеркивает напряженное звучание коричневато-красного цвета, невольно напоминает палеолитические пещерные росписи Франции... В мезени нет обычной русской народной яркости, многоцветности. Орнаменты имеют скупую, примитивно-условную графическую форму. Мезень писалась сажей и глиной, которые растворяли в настое смолы лиственницы. Выполнялась роспись размоченной на конце щепкой и пером тетерева, что указывает на очень древние традиции. Доска имела свои четкие пропорции. Ширина должна были три раза укладываться в ее длине. Древесина пропитывалась льняным маслом. От этого ее структура становилась яснее и ярче. Характер рисунка волокон во многом определяет и сам орнамент, который состоит из символов, как слова из букв. Внутреннее содержание символов, точное происхождение, взаимная связь уже практически утрачены.
Практическое занятие Начать изучение мезенской росписи лучше всего с освоения простейших приемов, элементов, которые будут необходимы при составлении композиции. Это различные виды линий: горизонтальные, вертикальные, наклонные, волнистые, спиральные, затем овалы, кружочки, крестики, звездочки. Эти упражнения необходимы для того, чтобы натренировать руку и уверенно проводить линии. Если нет тонкой кисти, можно использовать металлическое перо. В старину же мастера выполняли роспись глухариными перьями. Контур всех квадратов расписывался красным цветом самодельной кисточкой (по-местному тиской), которая делалась из пряди волос, или "тиску" заменяла деревянная палочка, заостренная с одного конца и размочаленная. В настоящее время пользуются обычной кисточкой. Узоры, помещенные в квадраты, поражают многообразием, сложностью и оригинальностью. Необходимый для работы материал: альбомные листы, простой карандаш, стирательная резинка, краски, кисточки, деревянная линейка. Начнем рисовать с простых элементов: линий, точек, скобочек, капелек. Анализируя элементы орнамента мезенской росписи, обращаем внимание на их геометрический характер, повторяющий узор резьбы по дереву, характерной для этого края. Вполне возможно, что деревенские резчики под влиянием живописного искусства жителей соседних деревень сменили резец на кисть, сохранив по традиции в узоре элементы геометрического орнамента: круги, ромбы, розетки, квадраты и треугольники, вписывая в них волнистые линии, скобки, спиральки, овалы и т.д.
Потренировавшись на бумаги рисовать простые элементы орнамента, можно детям, совместно с родителями, предложить украсить простую деревянную линейку ленточным орнаментом.
Готовые работы
Рекомендуемая литература: 1. Ю.Г. Дорожин. Искусство детям. Городецкая роспись 2. Искусство детям. Мезенская роспись 3.Искусство детям. Хохломская роспись
Используемая литература: 1. Палащельская роспись 2. С. Чуянов «Городецкие Празники» 3. Ю.Г. Дорожин. Искусство детям. Городецкая роспись 4. Искусство детям. Мезенская роспись 5.Искусство детям. Хохломская роспись
Спасибо за внимание! Творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое открытое занятие по проекту "Сохраним деревья"
Цель: Сформировать представление детей о важной функции деревьев и о необходимости их сохранять, закрепить правила поведения на природе, воспитывать защитников природы. В начале занятия вспомнили р...
"Посади дерево и сохрани его"
Проект , принимавший участие в ежегодной Губернаторской премии"Наше подмосковье."...
Сохраним деревья.
Задачи педагогической деятельности: дать возможность детям осознать и применять самостоятельно способы сохранения деревьев; осуществлять экспериментальную деятельность по выращиванию деревьев; учить у...
Презентация проекта "Сохрани дерево - сдай макулатуру!"
Это грустно и печально.В каждом листике бумагислышен сердца стук прощальный.Сердце дерева в бумаге –поскорей очнитесь, люди!Если вы не прекратите,сгинет лес, и вас не будет!Актуальность: С кажды...
Презентация проекта "Сохрани дерево - сдай макулатуру!"
Это грустно и печально.В каждом листике бумагислышен сердца стук прощальный.Сердце дерева в бумаге –поскорей очнитесь, люди!Если вы не прекратите,сгинет лес, и вас не будет!Актуальность: С кажды...
Проект «Сохраним деревья»
Проект «Сохраним деревья»...