Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей
рабочая программа по рисованию (старшая группа) на тему
Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr_po_izo_2.docx | 41.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание.
- Пояснительная записка…………………………………………………………. 2.
- Цель и задачи программы………………………………………………………. 3.
- Основные принципы работы по данному направлению……………………... 3.
- Методы и приемы, используемые в работе…………………………………… 4.
- Возрастные особенности развития детей в изобразительной деятельности.. 5.
- Сущность нетрадиционной техники изобразительной деятельности………. 6.
- Планируемые результаты……………………………………………………… 8.
- План работы кружка с детьми 3-7 лет………………………………………… 9.
Пояснительная записка.
Каждый ребенок по своей природе – творец. Творческое начало — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прекрасному. Вот почему оно так значимо для человека. В дошкольном возрасте проблема творчества всегда была одной из актуальных, т. к. развитие творчества – одна из важных задач педагогики. Бесспорно, изобразительная деятельность является одним из самых интересных видов детской деятельности и позволяет ребенку выразить в создаваемых образах свои впечатления, свое отношение к окружающему миру. Но, как правило, творческие возможности дошкольников находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются в процессе освоения образовательной программы. Начиная свою педагогическую деятельность, я заметила, что детские рисунки несут на себе отпечаток «шаблонности» и однотипности. Кроме того, развитие изобразительных навыков у детей находится на разном уровне. У одних – они развиты в достаточной мере, и ребенок легко может отобразить на листе бумаги объект или явление. У других детей не получается нарисовать даже самые характерные признаки предмета или явления. И при взаимооценке детских работ встает проблема: как не допустить необоснованной критики, как помочь малышу раскрыть творческие возможности и поверить в свои силы? Для решения этих вопросов я стала изучать методическую литературу. Чётко определила критерии руководства по изобразительной деятельности: знание возрастных особенностей развития детей, наличие творческого потенциала, индивидуальные склонности и предпочтения. Одной из самых интересных форм для меня стала организация изобразительной деятельности детей с использованием нетрадиционных техник рисования.
Из моих наблюдений стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи изображения недостаточно. А нетрадиционные техники рисования позволяют использовать любые, порой даже самые неожиданные материалы в изобразительной деятельности: бумагу, поролон, зубные щетки, нитки, пальцы и ладони рук и др. Расширяется диапазон способов передачи изображения: кляксография, выдувание, набрызг и др. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Актуальность кружка в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей. В настоящее время проблема развития детского творчества является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.
Идея использования нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей подразумевает работу с дошкольниками, имеющими как повышенную, так и низкую мотивацию к изодеятельности и различный уровень художественно-творческого развития.
Цель и задачи программы.
Цель:
Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
- расширить представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
- познакомить с приемами нетрадиционных техник рисования и способами изображения с использованием различных материалов.
- развивать художественно – творческие способности детей.
-формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
- создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.
- приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности (самовыражение ребёнка).
- развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования;
-развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию, чувство композиции и колорита.
- подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
Основные принципы, заложенные в основу работы.
- Принцип доступности (тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей отбор материала).
- Принцип интеграции ( различные направления образовательной работы и виды деятельности детей).
- Принцип творчества (заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей).
- Принцип научности (дети получают знания о форме, цвете, композиции и др.).
- Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей).
- Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий).
- Принцип динамичности (от самого простого до сложного).
- Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала).
- Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений).
- Принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода).
- Принцип сотрудничества (совместная работа с педагогическим коллективом детского сада, родителями, школьниками).
Ресурсы:
- Бумага разного формата и цвета
- Акварельные краски
- Трафареты
- Гуашь - Печатки (пробки, деревянные резные фигурки, овощи-фрукты и др) -зубные щетки
-Трубочки для коктейля - Ванночки с поролоном
- Баночки для воды
- Кисти круглые и плоские разного размера
- Салфетки
- Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов
- Клей ПВА
- Опилки
- Воск
- Иллюстрации
Методы и приемы, используемые в работе.
- метод наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
- игровой метод
- метод обследования (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);
- метод проблемного изложения (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия. Метод направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.) - частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти). - метод сотворчества (создание коллективных работ, экспозиций, объединенных общей темой).
В основу работы кружка положена идея обучения без принуждения, основанная на искреннем интересе ребенка в выполнении задания. Это придает малышу уверенности в своих силах, ставит его в позицию творца. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности. Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, - немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, могучее дерево, морское чудище. Ребенку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.
Возрастные особенности развития детей в изобразительной деятельности.
Вводить ребенка в мир искусства следует как можно раньше. С детьми в возрасте 2-3 лет, можно использовать самые простые техники – печатание пальчиками, ладошками, постепенно усложняя приемы и используя другие техники. К 4-5 летнему возрасту, дети уже обретают навыки применения различных материалов в изображении объектов окружающего мира. А к 6-7 летнему возрасту у дошкольников формируется навык моделирования композиции рисунка с использованием различных техник рисования.
В возрасте 3-4 лет ребенок с удовольствием знакомится с элементарными средствами выразительности (цвет, звук, форма, движения, жесты), проявляется интерес к произведениям народного и классического искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки), к исполнению и слушанию музыкальных произведений.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В 3-4 года они только начинают формироваться. Графические образы бедны, предметны, схематичны. У одних дошкольников в изображении отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Замысел меняется по ходу изображения. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития моторики в этом возрасте имеет лепка. Ребенок может вылепить под руководством взрослого простые предметы. В 3-4 года из-за недостаточного развития мелких мышц руки, дети не работают с ножницами, апплицируют из готовых геометрических фигур. Ребенок способен выкладывать и наклеивать элементы декоративного узора и предметного схематичного изображения из 2-4 основных частей.
В изобразительной деятельности 5-6 летний ребенок свободно может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, состоящих из частей разной формы и соединений разных линий. Расширяются представления о цвете (знают основные цвета и оттенки, самостоятельно может приготовить розовый и голубой цвет). Старший возраст – это возраст активного рисования. Рисунки могут быть самыми разнообразными по содержанию: это жизненные впечатления детей, иллюстрации к фильмам и книгам, воображаемые ситуации. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Рисунки отдельных детей отличаются оригинальностью, креативностью. В лепке детям не представляется трудности создать более сложное по форме изображение. Дети успешно справляются с вырезыванием предметов прямоугольной и круглой формы разных пропорций.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, переданные детьми 6-7 лет в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки обретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.д. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно -творческие способности в изобразительной деятельности. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
Сущность нетрадиционной техники изобразительной деятельности.
Поддерживать интерес детей к рисованию помогает игра, как основной и любимый вид деятельности дошкольника. Любой материал, попадающий в руки ребёнка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Этими материалами могут быть краска, бумага, зубная щётка, поролон, парафин и многое другое. Работа по использованию нетрадиционных техник рисования носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием и др. Приобщая детей к искусству, я использую разные техники. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию. Так, например, техники – родственницы: “припечатка поролоном, ватой, бинтом, деревянной печаткой” привлекают детей своей простотой. Именно на таких занятиях дети не переживают, что сделают что-то не так. Ещё, я использую доступную технику – акварельную монотипию. Самое главное в ней попытаться увидеть в этом цветовом пятне основу реального изображения и доработав это “пятно”, превратить в сюжетный рисунок. Следующая техника – “ волшебные нити”. Нити пришли в гости к волшебным краскам. Что же произошло? Краски учат нити играм на бумаге. “Размытый рисунок” - оказывается, плавать любят не только дети, но и краски тоже не прочь поиграть на воде (влажном листе бумаги). Некоторые краски могут быстро плавать, превращаться в другие цвета. И при этом никаких четких очертаний, все словно в дымке. “Печать растений” или “Путешествие красок на осенних листочках” очень нравится детям. Посадим на осенний лист краску, перевернем, прижмем пальчиками, уберем листочек. Можно отправить в путешествие несколько красок на одном листочке, чтобы им не было скучно.
В организации кружка по использованию нетрадиционных техник рисования большое значение имеет интеграция образовательной области «Художественное творчество» с образовательными областями «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественная литература», «Труд», «Музыка». Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только в НОД по изодеятельности, но и в свободное время. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему рисования. Этот опыт работы требует большого внимания и сосредоточения со стороны детей. Важно обратить внимания на обоснованность выбора детьми техники и материала. Малыши сами должны объяснить, почему облака лучше нарисовать ваткой, а не поролоном. Для достижения этого необходимо включить в работу элемент экспериментирования. Опыт использования нетрадиционных техник рисования универсален в том плане, что позволяет включать элементы других видов художественной деятельности и искусства для результативного процесса и получения более яркого продукта детского творчества.
Для успешной реализации поставленных задач необходимо тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.
Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию нетрадиционных техник рисования, проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, показ открытых занятий по нетрадиционным техникам рисования, изготовление самодельных инструментов (печаток).
При организации работы с родителями предусмотрено проведение тематических родительских собраний, индивидуальные консультации и беседы, рекомендации, информационные выставки детского творчества, выставки совместного творчества (родители, дети) и анкетирование по вопросам художественного развития детей.
Планируемые результаты.
Планомерная работа кружка по нетрадиционным техникам рисования «Кисточка» предполагает достижение следующих результатов в развитии детского изобразительного творчества:
- у дошкольников повышается мотивация заниматься художественной деятельностью (всегда интересно попробовать что-то новое, необычное и посмотреть, что из этого получится. Новые возможности удивляют ребенка, вызывают восторг);
- дети «заряжены» на успех (исчезает страх критики со стороны сверстников и взрослых. Малыши уверены в своих силах);
- развивается мышление, воображение («от простого к сложному» дети постепенно учатся моделировать композицию, сочетая разные техники и приемы, способы и материалы в одном рисунке);
- развиваются художественно-творческие способности дошкольников.
План работы кружка с детьми 3-7 лет.
месяц | тема | Техника выполнения работы | Задачи |
Сентябрь | «Осень» | Печатание листьями. | Познакомить с новой техникой рисования печать листьями. Учить детей наносить краску на осенний лист и делать отпечаток на бумагу. Развивать творческие способности при создании композиции рисунка. |
«Осеннее дерево» | Рисование ладошками | Продолжать знакомить с техникой рисования ладошками. Учить составлять коллективную композицию. Развивать мелкую моторику рук. | |
«Весёлый дождик» | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками. Формировать умение комбинировать данную технику с традиционными способами рисования. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик, передавая его характер (мелкий, капельками, ливень) используя точку и линию как средство выразительности. Воспитывать аккуратность. | |
«Весёлые мухоморы» | Рисование пальчиками | Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. Закрепить умение комбинировать разные техники рисования. | |
Октябрь | «Ягоды и яблочки» | Оттиск пробкой, печаткой из картофеля | Продолжать знакомить с техникой печатания пробкой, печаткой из картофеля. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать ягоды и яблочки рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета. Развивать чувство композиции при составлении натюрморта. |
«Рябина» | Рисование пальчиками | Закрепить знание техники «рисование пальчиком» рисовать на ветках ягодки (пальчиком) и листья (примакиванием кисти). | |
«Осенняя берёзка» | Обрывная мозаика | Закрепить название времени года и сезонных изменений в природе, закрепить названия деревьев и уметь соотносить лист с деревом; продолжить знакомство детей с техникой обрывной мозаики; учить работать с природным материалом, комбинируя его с бумагой. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. | |
«Плюшевый медвежонок» | Оттиск поролоном | Помочь детям освоить новый способ изображения рисование поролоновой губкой, позволяющей наиболее ярко передавать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объём, пушистость).Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой с детства игрушки; закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение, цвет. Развивать творческое воображение детей. | |
Ноябрь | «Сказочное дерево» | Кляксография | Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом – кляксография. Развивать дыхательную систему. Развивать воображение, используя метод дорисовки. |
«Шубка для белочки» | Оттиск сжатой бумаги | Овладение навыком рисования с использованием нетрадиционной техники (сжатая бумага). Закрепить умения правильно сжимать бумагу, набирать краску и оставлять оттиск. Закрепить умение располагать изображение на определённом месте. Развивать у детей мелкую моторику рук и пальцев. Воспитывать доброе отношение к лесным жителям. | |
«Волшебная страна – подводное царство» | Рисование по мокрому листу | Учить детей рисовать нетрадиционным способом по мокрому листу. Учить передавать композицию в сюжетном рисунке. Развивать разнонаправленные движения руки. Воспитывать у детей стремление к достижению результата. | |
«Щенок» | «Тычок» жёсткой полусухой кистью | Познакомить с техникой рисования тычком полусухой кистью. Учить имитировать шерсть животного, т. е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. Воспитывать любовь к животным. | |
Декабрь | «Подарок для кошки Мурки» | Рисование ватными палочками. | Упражнять детей в выкладывании и наклеивании изображения из геометрических фигур; закрепить названия фигур; совершенствовать умение рисовать шарики ватными палочками. Воспитывать аккуратность при работе с клеем и красками, желание помочь другу. |
«Мои рукавички» | Оттиск печатками из картофеля, пробкой, рисование пальчиками | Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет несложной формы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать аккуратность. | |
«Я слепил снеговика» | Обрывание и скатывание бумаги | Упражнять в комбинировании двух различных техник при объёмном изображении выразительных образов снеговиков. | |
«Загадочные струйки» | Кляксография | Упражнять детей в кляксографии. Развивать дыхательную систему. Развивать воображение и мышление. | |
Январь | «Ёлочка» | Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования тычком полусухой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение укркшать рисунок используя рисование пальчиками. |
«Морозный узор» | Рисование свечой | Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своём творчестве. Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования. Развивать воображение, творчество. | |
«Звёздное небо» | Оттиск мятой бумагой | Продолжать учить комкать бумагу. Продолжать знакомить с приёмом рисования мятой бумагой, развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность при работе с красками. | |
«Снег» | Рисование пальчиками, оттиск печатками | Закрепить умения рисовать большие снежинки с помощью печаток или рисования пальчиками. Развивать чувство к прекрасному. | |
Февраль | «Петушок» | Рисование ладошкой | Совершенствовать умение в рисовании от пальцев до ладошки. Учить дорисовывать детали (гребешок). Развивать воображение, творчество. |
«Волшебный лес» | Чёрно- белый гратаж, печать поролоном по трафарету | Совершенствовать умение в нетрадиционных графических техниках гратаж, печать поролоном по трафарету. | |
«Белая берёза» | Рисование пальчиками | Учить рисовать веточки, упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить навыки рисования и чувство композиции. | |
«По замыслу» | Свободное экспериментирование | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельную технику и тему. | |
Март | «Открытка для мамы» | Печать по трафарету, объёмное изображение с использованием опилок; рисование ватным и палочками. | Учить детей украшать цветами и рисовать при помощи опилок (смешивать клей ПВА и опилки, нанести на трафарет). Закреплять умение пользоваться знакомыми техниками. Учить располагать изображение на листе по- разному. |
«Ёжики на опушке» | Тычок жёсткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой. | Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жёсткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями. | |
«Весеннее дерево» | Рисование свечой | Закрепить умение рисовать свечой и акварелью. Учить создавать выразительный образ. Развивать чувство композиции. | |
«По замыслу» | Свободное экспериментирование | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельную технику и тему. | |
Апрель | «Улитки» | Рисование кулачком | Учить выполнять отпечаток плотно прижимая кулачок к бумаге. Учить располагать предметы по всему листу, развивать чувство композиции. |
«Цветы под дождём» | Рисование по мокрому листу бумаги | Учить детей рисовать нетрадиционным способом по мокрому листу. Учить передавать композицию в сюжетном рисунке. Развивать разнонаправленные движения руки. Воспитывать у детей стремление к достижению результата. | |
«Улитка» | Волшебные нити | Познакомить с новой техникой волшебные нити. Показать детям как правильно окунать нить в краску и выкладывать из её узор на листе бумаги. | |
«По замыслу» | Свободное экспериментирование | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельную технику и тему. | |
Май | «Лесная полянка» | Сухая кисть | Развивать у детей умение выразительно передавать образы из окружающего мира. Развивать умение рисовать одуванчик новой техникой сухая кисть. |
«Салют» | Набрызг | Познакомить с новой техникой набрызг. Учить равномерно разбрызгивать краску по всему листу. | |
«Бабочка» | Монотипия | Уточнить представления о бабочках. Дать представление о новой технике изображения – монотипии. | |
«Гусеница» | Рисование пальчиками | Продолжать учить детей рисованию пальчиками. Учить детей располагать отпечатки пальцев о цепочке слева направо. Воспитывать аккуратность. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов. «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста».
Цель этого материала: раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать а...
Мастер - класс для педагогов "Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей младшего дошкольного возраста"
Раскрывается значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Педагоги знакомятся с многообразием нетрадиционных техник рисования ....
Семинар-практикум для педагогов «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
Форма проведения: семинар-практикум.Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Пока...
Семинар-практикум для педагогов «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
Раскрывает значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать актуальность кружковой работы в дет...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ / «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
«Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»...
Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста
различные техники рисования...
Нетрадиционная техника рисования и её роль в развитии детей дошкольного возраста.
Нетрадиционная техника рисованияи её роль в развитии детей дошкольного возраста....