Нетрадиционная техника рисования в детском саду и ее роль в развитии детей дошкольного возраста.
материал по рисованию (младшая, средняя, старшая группа) на тему
Современное общество требует от человека применения широкого спектра способностей, развития индивидуальных качеств личности. Одно из первых мест в ряду целей образовании принадлежит подготовке подрастающего поколения к творческому труду.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Учхозская средняя общеобразовательная школа» Краснослободского муниципального района Республики Мордовия
ул. Садовая, д. 4, посёлок Преображенский Краснослободский район Республика Мордовия, 431290 тел., факс: (83443)20-3-00, uchsch@mail.ru, сайт: http://uchhoz-school.ucoz.ru Нетрадиционная техника рисования в детском саду и ее роль в развитии детей дошкольного возраста
Актуальность темы: …Это правда, это правда!
Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, дети любят,
Очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне!... Э. Успенский.
Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость). Современное общество требует от человека применения широкого спектра способностей, развития индивидуальных качеств личности. Одно из первых мест в ряду целей образовании принадлежит подготовке подрастающего поколения к творческому труду. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал, основой которого является творческое воображение.Актуальность моей работы связана с тем, что жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, творческого мышления. Поэтому в современном мире востребованы творческие личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Именно таких творчески активных людей и должны воспитывать современные педагоги, что отражено в федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: «…содержание и организация образовательного процесса для детей дошкольного возраста должна быть направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность…»
Цель: Целью моей работы является использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Необычные способы рисования так увлекают детей, что образно говоря в группе, разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.
Нетрадиционные способы рисования я использую в своей работе: рисование пальцами, «восковые мелки, свеча, акварель», «оттиск смятой бумагой», «печать по трафарету», «рисование по точкам», «пластилиновое рисование», «кляксография обычная», «набрызг», «отпечатки листьев», «тычкование», «рисование опилками, манкой» .
На этом и основано активное внедрение моей педагогической работы по теме: «Нетрадиционная техника рисования в детском саду и роль в развитии детей дошкольного возраста»
Задачи :
-образовательные
1. Учить детей пользоваться карандашами, красками, кисточкой.
2. Знакомить детей с цветовой гаммой.
3. Знакомить детей со свойствами материалов.
4. Формировать у детей умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- воспитательные:
1. Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом .
2. Побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе техники нетрадиционного рисования.
3. Воспитывать умение и желание организовать своё рабочее место и убрать его.
-развивающие:
1. Развивать у детей художественно – творческие способности художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание.
2. Помогать ребенку познавать и открывать мир рисунка.
3. Развивать мелкую моторику рук.
Объектом считается: художественная деятельность дошкольников.
Предметом является: процесс развития творческих и художественных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования.
Гипотеза: всестороннее развитие детей младшего дошкольного возраста в нетрадиционном рисовании будет эффективно, если обеспечить: систему использования нетрадиционных форм рисования на специально организованных занятиях и в повседневной жизни, максимально-познавательную активность детей, комплексное решение всех задач относительно развития психически познавательных процессов, целесообразную частность планирования в течение года нетрадиционного рисования в пределах задач всестороннего развития, учитывая принципы индивидуализации и дифференциации..
Концептуальность: (своеобразие и новизна опыта , обоснование выдвигаемых принципов и приемов.Для совершенствования методов и форм воспитательного процесса я творчески использую дидактические идеи педагогов-новаторов: опорные сигналы В. Ф. Шаталова, на зону ближайшего развития Л. С. Выготского, принципы развивающего обучения. Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались: А. В. Бакушинский, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, В. И. Киреенко, Т. С. Комарова, Н. В. Рождественская и др. Известны исследования в этой области Г. Г. Григорьевой, Н. А. Дудиной, Т. В. Лабунской, Т. Я. Шпикаловой и др.Использование компонентов информационно-коммуникационных технологий, коммуникативно - деятельностного подхода в воспитании дошкольников позволяет строить такое воспитание, которое способствует творческому развитию личности. Воспитатель призван пробудить в ребенке потребность к творчеству, открытиям, поиску нестандартных решений той или иной задачи или проблемы, общению на деловом уровне, а также формированию личностных качеств. В. А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка».
Ведущая педагогическая идея:
Ведущей педагогической идеей я вижу в развитии индивидуальности каждого ребенка, от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей.
Оптимальность и эффективность средств: Детская фантазия рождается в игре, и поэтому я соединяю нетрадиционную технику рисования с разнообразными игровыми приемами, которые вызывают у ребят эмоциональный отклик и такие чувства как радость, изумление, удивление, сопереживание и др. Считаю, что рисование - это не только обучение, это и воспитание эстетического художественного вкуса и развитие дизайнерских способностей в свою очередь это игра. И в моих играх есть определенные правила: ребенок должен знать, что результат его труда необходим какому-нибудь игровому персонажу, следовательно, у него должно появиться желание помочь одному из обитателей игрового мира. Например: «Поможем Мухе-Цокотухе! Нарисуем для нее большой самовар, чтобы она могла напоить чаем всех своих гостей!». Тем самым ставлю детей в позицию помощников, защитников, что особенно важно для решения воспитательных задач. Чем разнообразнее условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми действуют дети, тем интенсивнее развиваются детские художественно-творческие способности. Новизна обстановки, игровые приемы, сюрпризное начало работы, интересные неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – всё это помогает мне в работе не допускать в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия в деятельности!
Результативность опыта: Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками. Положительным результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня.
Наличие обоснованного числа приложений:
В моей работе представлено достаточное количество приложений, которые наглядно иллюстрируют эффективность использования различных материалов и пособий в формировании у дошкольников представления о художественном искусстве, и развития творческих способностей средствами нетрадиционного рисования.
В своей работе я использую пособие Т. С. Комаровой «Детское художественное творчество», А. В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Т. Н. Дороновой - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей», Р. Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду», Журналы «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ», «Ребенок в детском саду», И. А. Лыкова «Цветные ладошки», А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Т. Н. Давыдова «Рисуем ладошками»
Анализ эффективности применения нетрадиционных техник рисования:
Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников. Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок и т. д.), познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира. В процессе рисования формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести ее до конца. На формирование этих моральных качеств должны быть направлены все методические приемы, используемые воспитателем на занятии. В процессе изобразительной деятельности воспитывается у дошкольников чувство товарищества, взаимопомощи. Работая над изображением, дети нередко обращаются друг к другу за советом, помощью. У детей формируется эстетическое отношение к предметам, животным, природе и их художественным изображениям. Формируются эстетические чувства передачей художественного образа различными техниками нетрадиционного рисования. У дошкольников развивается фантазия и творчество при выборе содержания и способов изображения разными художественными техниками. При свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках у дошкольников развивается пространственное мышление и эстетическое восприятие колорита природы, воспитывается чувство удовлетворенности от художественной деятельности. При использовании нетрадиционной техники рисования у детей возникают положительные эмоции.
Приложение: Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям.
ООД: «Кисточка в гостях у малышей», «Ах, эти яркие краски», «В гостях у акварели», «Чудо-ложки», «Наш веселый карандаш», «Путешествие в страну красок».
Досуги: Беседы, праздники, занятия, выставки, конкурсы.
Беседы: «Знакомство со сказочными героями», «Знакомства с произведениями художников», «Декоративно-прикладное искусство», «Картины бывают разные» и др.
Игры и упражнения: «Возьми и передай», «Клякса», «Групповая картина», «Отыщи сходство», «Хорошие и плохие поступки», «Перевирание
сказки», «Отгадай, что мы задумали», «Волшебные слова», «Весёлые перевёртыши». «Мы можем изобразить и нарисовать вкус»; «Потрогай, вообрази и нарисуй»; «Путешествие».
Консультации для родителей: Сентябрь-Адаптация детей к детскому саду. Октябрь – Волшебные краски. «Роль нетрадиционного рисования в развитии детей раннего возраста» (консультация для родителей). Ноябрь-Как часто рисует ваш ребёнок? Декабрь – Рисуем солью.(семинар-практикум для родителей) . Январь-Особенности изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста. Февраль – Особенности изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста.(публикация на нашем сайте). Март-Все маленькие дети-художники. Апрель – Рисование без препятствий самыми необычными вещами. (мастер-класс). Май – Полезные советы по развитию творческих способностей детей. (памятки для родителей на сайте ДОУ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
влияние нетрадиционных техник рисования на развитие изобразительной деятельности дошкольников...
"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"
Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...
Из опыта работы детского сада «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста».
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом...
Консультация на тему: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техник нетрадиционного рисования»
Виды техник нетрадиционного рисования...
: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Виды техники нетрадиционного рисования»
научить детей пользоваться разнообразной техникой рисования, с целью формирования у них положительных эмоций, побуждать активность в обсуждении работ и желании говорить о своих чувствах.научить видеть...
Тема: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Виды техники нетрадиционного рисования»
Тема: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Виды техники нетрадиционного рисования»...