Конспект занятия по нетрадиционным техникам рисования
план-конспект занятия по рисованию на тему

Токарева Мария Леонидовна

Обучение детей нетрадиционным техникам рисования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

организованной образовательной деятельности на тему:

«Ветка рябины» (рисование пальчиками)

Цель занятия: помочь детям осознать ритм как изобразительно-выразительное средство, учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности, закрепить прием примакивания, учить технике пальчикового рисования, развивать мелкую моторику рук.

Материал для занятия: альбомный лист бумаги; дополнительный лист, размер 1/2 А4; набор гуашевых красок или акварели; кисть; стаканчик с водой; влажная салфетка, фартук; гроздь рябины — натура или фотоиллюстрация, наглядные пособия – картинки с изображением осеннего леса, дерева рябины.

Предварительная работа: наблюдения за рябиной во время прогулок, рассматривание иллюстраций, прочтение стихов.

Ход образовательной деятельности:

1. Организационная часть

Воспитатель: Наступила поздняя осень: чаще идут дожди, ночью случаются заморозки, последние перелетные птицы покинули наши края. Листья с деревьев практически все опали, и лес уже не радует нас разноцветным нарядом. Но все не так печально, как кажется. Если внимательно оглядеться, можно еще увидеть яркие краски.

Осень

Осыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтевшие по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

А. Толстой

Воспитатель: Словно девушка-молодушка, тонкоствольная и стройная, стоит рябина в осеннем одеянии. Накинула на плечи шаль из разноцветных резных листиков, надела алые бусы из ягод. Рябина — не только украшение осеннего пейзажа, без нее никак не обойтись зимующим птицам. Ранней осенью рябиновые ягоды горькие и кислые, но, стоит только ударить первым морозам, они становятся приятными на вкус, и нет лучшего угощения птицам, чем ягоды рябины.

Загадка

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, его клюют (рябина)

Птицы стаей садятся на дерево и склевывают ягоды, часть ягод падает в снег. Пролежат они под снегом всю зиму, а весной, только снег начинает таять, птицы вновь находят для себя вкусную еду. И хорошие хозяйки время даром не теряют: из рябины варят варенье и джемы, делают лекарственные настои, которые спасают от ряда недугов. Детям ягоды рябинки тоже нравятся, из них они с удовольствием делают себе украшения: бусы и браслеты.

2. Практическая часть

(Воспитатель предлагает детям рассмотреть ветку рябины и украсить группу красивыми рисунками с ее изображением).

Воспитатель: Ягоды у рябины собраны в красивую гроздь, по своей форме напоминающую овал, внутри которого собраны ягоды-кружочки. Они практически одного размера, как сестры-близнецы. Кисточкой, пожалуй, сложно будет их сделать такими похожими. Но я знаю один способ, который поможет нам с вами успешно справиться с этой задачей. Мы попробуем напечатать ровные и одинаковые кружочки при помощи своих пальчиков. Для этого нужно кончик (подушечку) пальчика окунуть в красную краску, а затем примакнуть его к поверхности листа. Атак как ягоды у рябинки собраны в гроздь, отпечатки следует наносить рядышком, близко друг к другу. (Дети упражняются в приеме примакивания пальчиков на дополнительном листе, затем вытирают палец влажной салфеткой).

Воспитатель: Листики у рябины сложные, на одном черенке их несколько: все они парные, а один на конце пары не имеет. Осень раскрасила листики самыми разными красками, цвета как бы вливаются один в другой, и границ перехода одной краски в другую увидеть практически невозможно, как ни приглядывайся. Чтобы изобразить листочки, мы воспользуемся кисточкой и вспомним приём примакивания кистью. Берём кисть, обмакиваем её, например, в желтую краску и прикладываем к листу бумаги. Получаем одноцветный мазок. Можно использовать и приём двухцветного мазка – всю кисть обмакнуть в жёлтый цвет, а её кончик в оранжевый и приложим к бумаге. Сначала печатаем листики с одной стороны черенка, а затем с другой добавляем им парные и один непарный – наверху черенка. (Дети упражняются в приеме примакивания кисти на дополнительном листе, затем моют кисть).

Физкультминутка

«Рябинка»

На холме стоит рябинка, Потягивания — руки вверх.

Держит прямо, ровно спинку.

Ей не просто жить на свете — Вращение туловищем вправо-влево.

Ветер крутит, крутит ветер.

Но рябинка только гнется, Наклоны в стороны.

Не печалится — смеется.

Вольный ветер грозно дует Дети машут руками, изображая ветер.

На рябинку молодую.

(Устраивается мини-выставка детских работ).

(Отработка приема выполнения ягод и листочков. Далее дети выстраивают композицию на подготовленном листе, первоначально кистью нарисовав веточки-черенки, затем приемом примакивания кисти изображают листики, пальчиками – ягоды. В процессе работы воспитатель следит за тем, как рисуют дети. Напоминает, чтобы они аккуратно рисовали, и правильно использовали краски, своевременно вытирали пальцы влажной салфеткой).

3. Итог занятия

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы отлично справились с работой. Кажется, будто сама Осень побывала у нас в гостях и оставила свой разноцветный след. Да и рябинка у вас получилась как настоящая!

(Устраивается мини-выставка детских работ).

Конспект

организованной образовательной деятельности на тему:

«Зимние напевы» (нетрадиционная техника рисования – набрызги)

Цели: помочь почувствовать красоту зимней природы посредством музыки, живописи, поэзии; вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы; учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа; познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги»; обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой, эстетическими терминами.

Материал для занятия: репродукции с зимними пейзажами; альбомный лист, с заранее нарисованным фоном; набор красок (гуашь); кисть, зубная щётка; блюдце, стаканчик с водой; салфетка, фартук.

Предварительная работа: наблюдение за зимней природой во время прогулок, рассматривание репродукций картин, иллюстраций о зиме, чтение и разучивание стихов, прослушивание музыкальных произведений на зимнюю тему, беседа с детьми на тему: «Какого цвета зима?». Подготовка фона для предстоящей работы на предварительном занятии.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Организационная часть

(Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Волшебница-зима».).

Воспитатель: Ребята, а каком времени года вы прослушали стихотворение и музыкальное произведение? (Ответы детей) Музыка звучала таинственно и загадочно. Я думаю, что каждый из вас представил какую-то зимнюю картину. Скажите, где вы оказались в своих фантазиях? (Ответы детей) Что-то холодом повеяло. Да это же промчалась Зимушка-зима. Хотите полетать вслед за ней? (Ответы детей) Для этого нужно надеть шапки-невидимки и сказать волшебные слова: Тары-бары, растабары

Ёлки-палки, каламбей,

Шуры-муры, шары-вары,

Самба-мамба, милки-вей.

(Дети изображают, как они надевают шапки-невидимки, закрывают глазки, говорят волшебные слова, и отправляются за волшебницей-Зимой в её снежное царство. В это время я ставлю репродукцию картины с зимним пейзажем на мольберт).

Воспитатель: Вот мы и в гостях у Зимушки-Зимы. Снимите свои шапки-невидимки и посмотрите вокруг. Мы с вами попали в сказочный зимний лес. Тише-тише! Слышите? Откуда-то доносится перезвон (за спиной звоню колокольчиком) Подумайте и скажите, у кого в царстве волшебницы-Зимы может быть такой лёгкий, хрустальный, звонкий голосок, который вначале еле слышен, где-то высоко в небе, а потом звучит всё яснее и как будто опускается на землю? (Ответы детей) Снежинки – слуги Зимушки-Зимы. Снежинки тихо переговариваются, касаясь друг друга хрустальными лучиками. Именно снежинки помогают своей королеве укрывать землю снежным покрывалом. Послушайте, как это происходит. Читаю отрывок из рассказа Г. Скребицкого о волшебстве зимы: «Четыре художника». Вот какую чудесную картину нарисовало Зимушка-Зима. А теперь давайте погуляем по зимнему лесу.

Физкультминутка

«Зимний лес»

Мы пришли в зимний лес. Ходьба на месте.

Сколько здесь вокруг чудес! Разводят руки в стороны.

Справа берёзки в шубе стоит, Руку отводят в указанную

Слева ёлки на нас глядит. сторону и смотрят.

Снежинки в небе кружатся, Руки в стороны и кружатся,

На землю красиво ложатся. Руки вниз и присели.

Вот и зайка проскакал, Имитируют прыжки зайца,

От лисы он убежал. Присели и руками закрыли голову.

Серый волк по лесу рыщет,

Он себе добычу ищет. Имитируют «волчью» походку.

Лишь медведь в берлоге спит,

Так всю зиму он проспит. Имитируют сон.

Пролетают снегири,

Как красивые огни. Имитируют полёт птиц.

В лесу красота и покой, Оглядываются по сторонам.

Ну, а нам пора домой. Садятся на свои места.

Воспитатель: Сегодня мы нарисуем зимнюю картину – зимний пейзаж. Фон у вас уже готов, вы его приготовили заранее. Несмотря на то, что для зимы характерны холодные цвета, мы с вами добавили в наш фон немного тёплых тонов, так как и зиме присущи розовато-сиреневые цвета, особенно в морозный денёк перед заходом солнца, когда в природе всё искрится и переливается разноцветными огоньками.

(Читаю отрывок И. Бунина «Первый снег»)

Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса,

Ярким пурпуром зажглися

Пред закатом небеса…

Ваша задача – подумать, какие деревья будут у вас в зимнем лесу, как вы их расположите на рисунке. Вначале лучше нарисовать деревья и кусты на переднем плане листа бумаги, те, которые ближе к нам, поэтому они выше и больше, а потом дальние объекты, которые будут казаться намного меньше.

Практическая часть

(В процессе работы помочь детям, которые испытывают затруднения. Поощрять внесение в рисунок интересных дополнений (птиц, животных, ягод рябины на ветках).

Воспитатель: Ребята, в основном вы закончили свой рисунок. Но так как мы с вами рисуем зимний пейзаж, мне кажется, что в рисунке чего-то не хватает. (Ответы детей) Предлагаю изобразить падающий снег способом «набрызгов», при помощи зубной щетки: направив щётку на лист бумаги, резко провести по ней по направлению к себе, в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду. (После выполнения данной работы предлагаю белой гуашью с помощью кисточки покрыть сверху веточки деревьев и кустарников – снегом).

Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, у вас получились чудесные зимние пейзажи. Глядя на ваши работы, мне сразу вспомнилось стихотворение, которое очень точно отражает то, что вы нарисовали. Читаю стихотворение: Ф. Тютчева под музыку П. Чайковского .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования с детьми подготовительной группы "Морское путешествие" (рисование ладошками)

Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования с детьми подготовительной группы "Морское путешествие" (рисование ладошками)...

Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования с детьми подготовительной группы "Новогодняя елочка" (рисование по-мокрому)

Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования с детьми подготовительной группы "Новогодняя елочка" (рисование по-мокрому)...

Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования в средней группе "Летняя полянка". Рисование мыльными пузырями.

Познакомить детей с новой нетрадиционной техникой, рисование мыльными пузырями...

Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования ( рисование солью.) Тема: Бабочка.

Продолжать знакомить с различными нетрадиционными техниками рисования (рисование солью)....

Конспект занятия по нетрадиционные техники рисования. Рисование вилкой. «Подсолнух»

Конспект занятия по нетрадиционные техники рисования. Рисование вилкой.«Подсолнух»...

Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования ,рисование штрихом «Колючая история»

Развивать у  детей умения наносить длинные и короткие штрихи в одном и разных направлениях....