Кружок "Красочный мир"
рабочая программа по рисованию (средняя группа) на тему

Горбунова Татьяна Николаевна

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krasochnyy_mir.docx118.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное   дошкольное образовательное учреждение

«Туровский детский сад «Кораблик»

                                                                                                                         «Утверждаю»    

                                                              Заведующий МДОУ «Кораблик»

Е.Н. Чистюхина __________

        «___» ___________ 20 ___ г.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа кружка по ИЗО

«КРАСОЧНЫЙ МИР».

 

 

 

 

 

 

                     Возраст обучающихся: 4 - 5 лет

                     Срок реализации: 1 год

 

 

 

 

 

   Воспитатель:

Горбунова Татьяна Николаевна

 

 

 

 

 

 

с.Турово, 2017.

Пояснительная записка.

 

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов дошкольного образования относится создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.  

Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.  

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия.

Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изо-деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Организация деятельности кружка.

Кружок посещают дети средней группы. Занятия проводятся 1 раза в неделю. Продолжительность занятия 20 – 25 минут.

Цель:

 Развитие коммуникативных, языковых, интеллектуальных и художественных способностей в процессе комментированного рисования, формирование всех психических процессов, развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.

Задачи: 

Обучающая: учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.

Развивающая: развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.

Воспитательная: формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.  

Методы организации занятий:  

  •  Использование музыкальных произведений;
  •  Упражнения;
  •  Игры;
  • Рассказы;
  • Беседы;
  • Художественное слово;
  • Объяснение;
  • Пояснение;
  • Наблюдение;
  • Рассматривание;
  • Показ образца;
  • Показ способов выполнения и др.

Все методы используются в комплексе.

Ожидаемые результаты: овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому даем возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому даём возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.  

 

Перспективное планирование.

Тема занятия

Программное содержание

Методические приемы 

 

Оборудование

Сказка про краску

 

Познакомить со свойства-ми различных художестве-нных материалов; вызвать у детей интерес к изо-бразительному искус-

ству; научить отдельным приемам работы кистью и карандашом.

  1. Рассказ педагога.
  2. Худ. слово.
  3. Беседа.

4.Физминутка

5.Практическая     работа.

6.Итог.

Различные виды бумаги, краски, цвет карандаши

Сентябрь

Осенние

деревья

Рисунки из

ладошек

Познакомить с техникой рисования с помощью руки. Развивать пространственное мышление.

 1.Беседа по картине И.Левитана «Золотая осень.

2.Показ рисования. 3.Самостоятельное рисование детей. 4.Итог.

  Бумага, краски, гуашь, кисти.

Гостинцы

Осени

 

 

Закрепить понятия об основных и

дополнительных цветах, создать эмоционально

приподнятое настроение при решении

изобразительных загадок. 

1.Вступительная беседа.

2.Худ. слово.

3.Физминутка 4.Самостоятельная деятельность детей.

5.Итог.

 

Различные овощи, бумага, краски.

Теплая картина

 

 

Формировать умение смешивать основные

цвета и получать новые.

Изображать по замыслу с учетом теплого цвета. Различать холодные и теплые цвета.

1.Игра «Хоровод красок».

2.Худ. слово.

3.Физминутка 4.Самостоятельная деятельность детей

5.Итог

 

бумага, краски, гуашь, кисти

Волшебные листья.

 

Печатание листьями

Формировать умение создавать рисунки путем

прикладывания листьев, формировать

эстетическое отношение к действительности, развивать

наблюдательность.

1.Вступительная беседа.

2.Худ. слово.

3.Физминутка 4.Самостоятельная деятельность детей.

5.Итог.

Рисунки – образцы листья, гуашь, кисти, бумага.

Нарисуй портрет на

ладошке

 

Рисунок из ладошки

Формировать умение обводить свою ладонь.

Развивать творческую фантазию. Изображать настроение человека.

1.Рассматривание картинки с эмоциями. 2.Рассматривание ладони.3.Пальчиковая гимнастика.

3.Беседа

4.Самостоятельная деятельность детей.

5.Итог.

Рисунки – образцы, гуашь, кисти, бумага.

Разноцвет-

ные зонты.

 

Печать по трафарету

Познакомить с новым методом – печатанью по трафарету. Развивать чувство ритма.

1.Загадывание загадок 2.Вступительная беседа.

3.Физминутка 4.Самостоятельная деятельность детей.

5.Итог.

Силуэты зонтов, краски,

трафареты

узоров, поролон, гуашь.

Кто спрятался?

 

Рисунок из ладошки

(животные)

Познакомить с техникой рисования с помощью руки.

Развивать пространственное

мышление, воображение, фантазию.

1. Загадывание загадок 2.Вступительная беседа.

3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Пальчиковая гимнастика.

5.Итог.

Бумага, краски, простые

карандаши кисти

Осенний лес

 

Монотопия

Формировать умение детей рисовать на одной половине бумаги,

сворачивать лист бумаги пополам и получать

отпечаток на второй

половине предварительно смоченной водой.

 

1.Чтение стихотворения 2.Беседа.

3.Физминутка 4.Самостоятельная деятельность детей.

7.Итог.

Бумага, краски, простые

карандаши кисти, поролон.

Мамин компот

 

Штамп яблоком

Формировать умение компоновать изображения в ограниченном

пространстве,

формировать видение

композиции, развивать воображение и фантазию.

1.Беседа

2.рассматривание картинки.

3.Пальчиковая гимнастика.

4.самостоятельная деятельность детей.

5.итог

Шаблон банки из бумаги, краски, яблоки

Путешествие по радуге 

Познакомить с чудесным свойством цвета преображать

окружающий мир, с

теплыми и холодными цветами.

1.Рассматривание картинки с эмоциями. 2.Рассматривание ладони. 3.Физминутка 4.Худ. слово.

5.Самостоятельная деятельность детей.

6.Итог

Бумага, краски,

Ежик

 

(пластикова я вилка)

Познакомить с новым методом – рисование вилкой. Развивать внимание, воображение.

1.Загадывание загадки.

2.Чтение         рассказа Е. Чарушина «Еж». 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Пальчиковая гимнастика

5.Итог

Краски, кисти, бумага,

карандаши, пл. вилка

Осенняя фантазия

 

Паспарту 

Предоставить детям возможность для самореализации, творения.

Настраиваем группу на положительные эмоции. 

1.Беседа.

2.Чтение рассказа В.

Берестова

3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Физминутка 5.Итог. 

Заготовленные шаблоны, клей, краски, кисти, бумага. 

Дерево колдуньи (фантазия)

 

рисование + аппликация

Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои

впечатления, полученные ранее. Воспитывать

самостоятельность в создании образа.

Развивать творческую фантазию.

1.Вводная беседа.

2.Рассматривание.

3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Пальчиковая гимнастика

5.Итог

Цвет бумага, краски, бумага, клей

Зимний лес

 

На мятой бумаге

Учить эстетическому восприятию природы,

средствам передачи

выразительности пейзажа проявлять творчество, фантазию.

1.Беседа

2.ознакомление         с готовой работой.

3.Подготовка рабочего листа.

4.Физминутка 5.Самостоятельная деятельность детей.

6.Итог

Бумага, влажная салфетка, краски, кисти

Как прекрасен

этот мир 

 

Рисование

Развивать воображение, творчество, учить

передавать образ природы в рисунках, использовать различные способы.

1.Рассказ педагога.

2.Худ. Слово.

3.Беседа.

4.Пальчиковая гимнастика.

5.Практическая работа.

6.Итог.

Бумага, краски, карандаши, иллюстрации

Первый снег.

 

Рисование пальчиками

Формировать умение рисовать дерево без

листьев, снег изображать

пальчиками, развивать инициативу, учить составлять композицию.

1.Вступительная беседа.

2.Худ. слово.

3.Самостоятельная деятельность детей.

4.Итог.

Бумага, краски, карандаши,илюс трации

Снежинки.

 

Набрызг

Формировать умение с помощью трафарета

снежинок делать набрызг

с помощью зубной щетки.

Развивать чувство композиции.

Развивать длительный плавный выдох.

1.Беседа 2.Чтение стихотворения

«Снежинка»

3.Рассматривание.

4.Самостоятельная деятельность детей.

5.Итог.

Бумага, трафарет, зубная щетка, палочка

Елочка – нарядная.

 

Оттиск поролоном, рисование пальчиками

Формировать умение рисовать ель, закрепить умение изображать елочные игрушки с

помощью печаток.

Воспитывать эстетическое восприятие природы.

1.Чтение стихотворения.

2.Показ         приемов рисования.

3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Пальчиковая гимнастика «Елочка» 5.Итог.

гуашь, печатки,

кисти, бумага.

Узоры на окне.

 

Отрабатывать технику закрашивания.

Продолжать закреплять правильно держать кисть и набирать краску,

развивать творческие способности и воображение.

1.Чтение стихотворения.

2.Показ         приемов рисования.

3.Самостоятельная деятельность детей.

4.Итог.

Ватман, краски, кисти.

Зимняя сказка 

 

(рисование пальцами, печать по трафарету)

Упражняться в печати по трафарету. Закреплять умение рисовать

пальчиками. Развивать чувство композиции.

1.Загадывание загадки.

2.Показ         приемов рисования

3.Самостоятельная деятельность детей.

4.Итог.

 

Трафарет, краски, бумага

Узоры на тарелочке

 

Точки ватными палочками

Познакомиться с элементами росписи

«Гжель». Составлять узор в круге. Развивать чувство композиции.

Совершенствовать умения в техниках.

1.Показ изделий народного промысла.

2.Объяснение.

3.Самостоятельная деятельность детей.

4.Итог.

Ватная палочка,

Изделия в росписи

«Гжель», бумага, гуашь, кисти.

Сказочная  Жар – птица

 

(коллектив-ная работа)

Раскрасить заранее заготовленное перо для

жар-птицы, не выходя за контур. Отрабатывать

технику закрашивания.

Продолжать закреплять правильно держать кисть и набирать краску,

развивать творческие способности и

воображение.

 

1.Показ иллюстрации жар-птицы из сказки

        Ершова          «конек-

горбунок» и чтение отрывка о ней.

2.Объяснение

3.Самостоятельная деятельность детей.

4.Итог.

Карандаши, гуашь, кисти, книга со сказкой

Волшебни-

ца-зима.

 

Учить эстетическому восприятию природы,

средствам передачи

выразительности пейзажа проявлять творчество, фантазию.

 

1.Чтение отрывков из стихов.

2.Описание         детьми леса.

3.Показ рисунка.

4.Самостоятельная деятельность детей.

5.Итог.

Бумага, гуашь, кисти, карандаши.

Воздушный шарик в небе.

 

Восковые мелки + акварель

Развивать воображение, творчество.

Совершенствовать умения в техниках, Вызвать

интерес к рисованию, стремление 

1.Чтение

стихотворения         про воздушный шарик.

2.Беседа.

3.Самостоятельная деятельность детей.

4.Итог.

Бумага, восковые мелки, акварель, кисти

Ветка мимозы

 

Ватные палочки\же сткая кисть

Формировать умение изобразить веточку мимозы более

реалистично, применяя и тем самым закрепляя технику Пуантилизм

(рисование точками) и рисование жесткой кистью, передавая рельефность листьев.

1.Чтение стихотворения 2.Самостоятельная деятельность детей

3.Игра

4.Итог.

 

Бумага, краски, кисти, жесткая кисть, карандаши.

Ранняя весна.

 

Формировать умение рисовать состояние погоды,

совершенствовать

цветовосприятие отбором оттенков. Научить

складывать лист пополам, на одной стороне

рисовать пейзаж, на

другой получать его отражение в озере.

1.Загадывание загадок. 2.Рассматривание картин.

3.Беседа.

4.Самостоятельная деятельность детей.

5.Итог.

Бумага, краски, кисти.

Ветка с первыми

листьями

 

Жесткая кисть

Формировать умение рисовать с натуры,

передавать форму вазы и ветки, учить рисовать листья.

1.Показ модели ветки. 2.Чтение стихотворения.

3.Самостоятельная деятельность детей.

4.Итог.

Бумага, краски, кисти,

карандаши, ветки в вазе.

Весеннее Солнце.

 

(коллективн ая работа)

 

Рисунки ладошками

 

Вызвать положительные эмоции у детей от

собственного вклада и от общей коллективной работы.

1.Рассматривание иллюстраций.

2.Чтение

стихотворения         по солнце.

3.Пальчиковая гимнастика.

4.Самостоятельная деятельность детей.

5.Итог.

Ватман, краски, кисти.

Грачи прилетели.

 

Штамп из картошки

Развивать чувство композиции, упражнять в комбинировании

различных техник рисования

1.Загадывание загадок.

2.Показ картинок.

3.Беседа.

4.Самостоятельная деятельность детей.

5.Итог.

Штампы,

бумага, краски, кисти.

В гостях у народных

мастеров.

 

 

Расширить эстетическое представление о мире природы на примере

изделий народных

мастеров. Дать

графические умения и навыки о новой технике.

1.Беседа – рассказ. 2.Рассматривание росписей.

3.Показ         приемов рисования.

4.Самостоятельная деятельность детей.

5.Итог.

Народные изделия, бумага, карандаши, краски,

Шаблон ложка.

Мой маленький друг 

 

(техника тычка)

Формировать умение рисовать собак,

расширять знания о

домашних животных.

Познакомить с техникой рисования тычком

полусухой жесткой

кистью. Формировать умение имитировать шерсть животного,

используя создаваемую

тычком фактуру как средство

выразительности.

Формировать умение наносить рисунок по всей поверхности бумаги.

1.Чтение стихотворения

2.Показ         картинку. рассматривание.

3.Самостоятельная деятельность детей 4.Итог.

Краски, кисти,

Жесткая кисточка, бумага

Одуванчик

 

Пластикова я вилка

Закрепляем навык рисования пл. вилкой.

1.Чтение стихотворения

2.Показ         картинку. рассматривание.

3.Самостоятельная деятельность детей 4.Итог.

Бумага, карандаши,

краски, кисти, пл.вилка

Бабочка

 

Предметная монотопия

Совершенствовать умение детей в технике

предметной монотопией, формировать умение

соблюдать симметрию.

Развивать пространственное мышление

1.Загадывание загадок.

2.Беседа.

3.Самостоятельная деятельность детей.

4.Итог.

Бумага, гуашь, кисти.

Подводный мир –

осьминожк

и

(коллектив ная работа)

 

Формировать умение обводить ладони и пальцы простым карандашом, дорисовывать детали.

1.Загадывание загадок.

2.Беседа.

3.Самостоятельная деятельность детей.

4.Итог.

Рулон обоев, картинки

морского дна,

краски, кисти, карандаши.

Русские матрешки

Познакомить с особенностями русской

игрушки, расписывания

их; развивать творчество, фантазию.

1.Беседа.

2.Рассматривание матрешек.

3.Самостоятельная деятельность детей.

4.Итог.

Силуэты, образцы, кисти, краски.

Итоговая выставка

рисунков.

 

Рассмотреть с детьми рисунки. Рисование по замыслу.

 

1.Беседа.

2.Самостоятельная деятельность детей

3.Итог

Рисунки детей за год

Итого: 36 часов.

 

 

 

                               

 

Формы и способы проверки результатов.

  • Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
  • Тематические выставки в ДОУ.
  • Участие в городских и выставках, и конкурсах в течение года.
  • Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
  • Оформление эстетической развивающей среды в группе.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение:

 

  1. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
  2. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие.

Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.– 256с.

  1. Ветрова Т. Н. ТРИЗ в изодеятельности. – Наб. Челны. 2007. – 80с
  2. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
  3. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
  4. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004  – 128с.
  5. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
  6. Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство «МозаикаСинтез», 2007г.
  7. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
  8. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
  9. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
  10. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через искусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.
  11. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
  12. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
  13. Микляева Н. В. Комментированное рисование в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
  14. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду - /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.
  15. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
  16. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 37 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001.

– 64с.

  1. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с. 20. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.

21. Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2006.

– 128с.

 


Учебно-тематический план (средняя группа) 

Наименование обучения

 

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Рисование нестандартными техниками

36

6

30

1.1

Вводное занятие

6

2

4

1.2

Учимся применять нестандартные техники рисования, совмещать их друг с другом

26

2

24

1.3

Итоговое диагностическое занятие

2

-

2

 

Календарно - учебный график  

Дополнительная общеразвивающая программа по ИЗО  

«Рисование нестандартными техниками»

 

п/п

Месяц

Число

Время проведе ния занятия

Форма занятия

 

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

I.

сентябрь

2017- май 2018

По календарю.

16.20-

16.40

Игровые упражнения, конструирование

Согласно плану.

Группа

Просмотры индивидуальных

и коллективных работ