Кружок "Красочный мир"
рабочая программа по рисованию (средняя группа) на тему
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krasochnyy_mir.docx | 118.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Туровский детский сад «Кораблик»
«Утверждаю»
Заведующий МДОУ «Кораблик»
Е.Н. Чистюхина __________
«___» ___________ 20 ___ г.
Рабочая программа кружка по ИЗО
«КРАСОЧНЫЙ МИР».
Возраст обучающихся: 4 - 5 лет
Срок реализации: 1 год
Воспитатель:
Горбунова Татьяна Николаевна
с.Турово, 2017.
Пояснительная записка.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов дошкольного образования относится создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия.
Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изо-деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Организация деятельности кружка.
Кружок посещают дети средней группы. Занятия проводятся 1 раза в неделю. Продолжительность занятия 20 – 25 минут.
Цель:
Развитие коммуникативных, языковых, интеллектуальных и художественных способностей в процессе комментированного рисования, формирование всех психических процессов, развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.
Задачи:
Обучающая: учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.
Развивающая: развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательная: формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.
Методы организации занятий:
- Использование музыкальных произведений;
- Упражнения;
- Игры;
- Рассказы;
- Беседы;
- Художественное слово;
- Объяснение;
- Пояснение;
- Наблюдение;
- Рассматривание;
- Показ образца;
- Показ способов выполнения и др.
Все методы используются в комплексе.
Ожидаемые результаты: овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому даем возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому даём возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Перспективное планирование.
Тема занятия | Программное содержание | Методические приемы |
Оборудование | |
Сказка про краску
| Познакомить со свойства-ми различных художестве-нных материалов; вызвать у детей интерес к изо-бразительному искус- ству; научить отдельным приемам работы кистью и карандашом. |
4.Физминутка 5.Практическая работа. 6.Итог. | Различные виды бумаги, краски, цвет карандаши | |
Сентябрь | Осенние деревья Рисунки из ладошек | Познакомить с техникой рисования с помощью руки. Развивать пространственное мышление. | 1.Беседа по картине И.Левитана «Золотая осень. 2.Показ рисования. 3.Самостоятельное рисование детей. 4.Итог. | Бумага, краски, гуашь, кисти. |
Гостинцы Осени
| Закрепить понятия об основных и дополнительных цветах, создать эмоционально приподнятое настроение при решении изобразительных загадок. | 1.Вступительная беседа. 2.Худ. слово. 3.Физминутка 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Итог. |
Различные овощи, бумага, краски. | |
Теплая картина
| Формировать умение смешивать основные цвета и получать новые. Изображать по замыслу с учетом теплого цвета. Различать холодные и теплые цвета. | 1.Игра «Хоровод красок». 2.Худ. слово. 3.Физминутка 4.Самостоятельная деятельность детей 5.Итог |
бумага, краски, гуашь, кисти | |
Волшебные листья.
Печатание листьями | Формировать умение создавать рисунки путем прикладывания листьев, формировать эстетическое отношение к действительности, развивать наблюдательность. | 1.Вступительная беседа. 2.Худ. слово. 3.Физминутка 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Итог. | Рисунки – образцы листья, гуашь, кисти, бумага. |
Нарисуй портрет на ладошке
Рисунок из ладошки | Формировать умение обводить свою ладонь. Развивать творческую фантазию. Изображать настроение человека. | 1.Рассматривание картинки с эмоциями. 2.Рассматривание ладони.3.Пальчиковая гимнастика. 3.Беседа 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Итог. | Рисунки – образцы, гуашь, кисти, бумага. | |
Разноцвет- ные зонты.
Печать по трафарету | Познакомить с новым методом – печатанью по трафарету. Развивать чувство ритма. | 1.Загадывание загадок 2.Вступительная беседа. 3.Физминутка 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Итог. | Силуэты зонтов, краски, трафареты узоров, поролон, гуашь. | |
Кто спрятался?
Рисунок из ладошки (животные) | Познакомить с техникой рисования с помощью руки. Развивать пространственное мышление, воображение, фантазию. | 1. Загадывание загадок 2.Вступительная беседа. 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Пальчиковая гимнастика. 5.Итог. | Бумага, краски, простые карандаши кисти | |
Осенний лес
Монотопия | Формировать умение детей рисовать на одной половине бумаги, сворачивать лист бумаги пополам и получать отпечаток на второй половине предварительно смоченной водой.
| 1.Чтение стихотворения 2.Беседа. 3.Физминутка 4.Самостоятельная деятельность детей. 7.Итог. | Бумага, краски, простые карандаши кисти, поролон. | |
Мамин компот
Штамп яблоком | Формировать умение компоновать изображения в ограниченном пространстве, формировать видение композиции, развивать воображение и фантазию. | 1.Беседа 2.рассматривание картинки. 3.Пальчиковая гимнастика. 4.самостоятельная деятельность детей. 5.итог | Шаблон банки из бумаги, краски, яблоки |
Путешествие по радуге | Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами. | 1.Рассматривание картинки с эмоциями. 2.Рассматривание ладони. 3.Физминутка 4.Худ. слово. 5.Самостоятельная деятельность детей. 6.Итог | Бумага, краски, | |
Ежик
(пластикова я вилка) | Познакомить с новым методом – рисование вилкой. Развивать внимание, воображение. | 1.Загадывание загадки. 2.Чтение рассказа Е. Чарушина «Еж». 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Пальчиковая гимнастика 5.Итог | Краски, кисти, бумага, карандаши, пл. вилка | |
Осенняя фантазия
Паспарту | Предоставить детям возможность для самореализации, творения. Настраиваем группу на положительные эмоции. | 1.Беседа. 2.Чтение рассказа В. Берестова 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Физминутка 5.Итог. | Заготовленные шаблоны, клей, краски, кисти, бумага. | |
Дерево колдуньи (фантазия)
рисование + аппликация | Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления, полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа. Развивать творческую фантазию. | 1.Вводная беседа. 2.Рассматривание. 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Пальчиковая гимнастика 5.Итог | Цвет бумага, краски, бумага, клей | |
Зимний лес
На мятой бумаге | Учить эстетическому восприятию природы, средствам передачи выразительности пейзажа проявлять творчество, фантазию. | 1.Беседа 2.ознакомление с готовой работой. 3.Подготовка рабочего листа. 4.Физминутка 5.Самостоятельная деятельность детей. 6.Итог | Бумага, влажная салфетка, краски, кисти |
Как прекрасен этот мир
Рисование | Развивать воображение, творчество, учить передавать образ природы в рисунках, использовать различные способы. | 1.Рассказ педагога. 2.Худ. Слово. 3.Беседа. 4.Пальчиковая гимнастика. 5.Практическая работа. 6.Итог. | Бумага, краски, карандаши, иллюстрации | |
Первый снег.
Рисование пальчиками | Формировать умение рисовать дерево без листьев, снег изображать пальчиками, развивать инициативу, учить составлять композицию. | 1.Вступительная беседа. 2.Худ. слово. 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Итог. | Бумага, краски, карандаши,илюс трации | |
Снежинки.
Набрызг | Формировать умение с помощью трафарета снежинок делать набрызг с помощью зубной щетки. Развивать чувство композиции. Развивать длительный плавный выдох. | 1.Беседа 2.Чтение стихотворения «Снежинка» 3.Рассматривание. 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Итог. | Бумага, трафарет, зубная щетка, палочка | |
Елочка – нарядная.
Оттиск поролоном, рисование пальчиками | Формировать умение рисовать ель, закрепить умение изображать елочные игрушки с помощью печаток. Воспитывать эстетическое восприятие природы. | 1.Чтение стихотворения. 2.Показ приемов рисования. 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Пальчиковая гимнастика «Елочка» 5.Итог. | гуашь, печатки, кисти, бумага. | |
Узоры на окне.
| Отрабатывать технику закрашивания. Продолжать закреплять правильно держать кисть и набирать краску, развивать творческие способности и воображение. | 1.Чтение стихотворения. 2.Показ приемов рисования. 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Итог. | Ватман, краски, кисти. |
Зимняя сказка
(рисование пальцами, печать по трафарету) | Упражняться в печати по трафарету. Закреплять умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. | 1.Загадывание загадки. 2.Показ приемов рисования 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Итог. |
Трафарет, краски, бумага | |
Узоры на тарелочке
Точки ватными палочками | Познакомиться с элементами росписи «Гжель». Составлять узор в круге. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умения в техниках. | 1.Показ изделий народного промысла. 2.Объяснение. 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Итог. | Ватная палочка, Изделия в росписи «Гжель», бумага, гуашь, кисти. | |
Сказочная Жар – птица
(коллектив-ная работа) | Раскрасить заранее заготовленное перо для жар-птицы, не выходя за контур. Отрабатывать технику закрашивания. Продолжать закреплять правильно держать кисть и набирать краску, развивать творческие способности и воображение.
| 1.Показ иллюстрации жар-птицы из сказки Ершова «конек- горбунок» и чтение отрывка о ней. 2.Объяснение 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Итог. | Карандаши, гуашь, кисти, книга со сказкой | |
Волшебни- ца-зима.
| Учить эстетическому восприятию природы, средствам передачи выразительности пейзажа проявлять творчество, фантазию.
| 1.Чтение отрывков из стихов. 2.Описание детьми леса. 3.Показ рисунка. 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Итог. | Бумага, гуашь, кисти, карандаши. | |
Воздушный шарик в небе.
Восковые мелки + акварель | Развивать воображение, творчество. Совершенствовать умения в техниках, Вызвать интерес к рисованию, стремление | 1.Чтение стихотворения про воздушный шарик. 2.Беседа. 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Итог. | Бумага, восковые мелки, акварель, кисти |
Ветка мимозы
Ватные палочки\же сткая кисть | Формировать умение изобразить веточку мимозы более реалистично, применяя и тем самым закрепляя технику Пуантилизм (рисование точками) и рисование жесткой кистью, передавая рельефность листьев. | 1.Чтение стихотворения 2.Самостоятельная деятельность детей 3.Игра 4.Итог. |
Бумага, краски, кисти, жесткая кисть, карандаши. | |
Ранняя весна.
| Формировать умение рисовать состояние погоды, совершенствовать цветовосприятие отбором оттенков. Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. | 1.Загадывание загадок. 2.Рассматривание картин. 3.Беседа. 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Итог. | Бумага, краски, кисти. | |
Ветка с первыми листьями
Жесткая кисть | Формировать умение рисовать с натуры, передавать форму вазы и ветки, учить рисовать листья. | 1.Показ модели ветки. 2.Чтение стихотворения. 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Итог. | Бумага, краски, кисти, карандаши, ветки в вазе. | |
Весеннее Солнце.
(коллективн ая работа)
Рисунки ладошками
| Вызвать положительные эмоции у детей от собственного вклада и от общей коллективной работы. | 1.Рассматривание иллюстраций. 2.Чтение стихотворения по солнце. 3.Пальчиковая гимнастика. 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Итог. | Ватман, краски, кисти. | |
Грачи прилетели.
Штамп из картошки | Развивать чувство композиции, упражнять в комбинировании различных техник рисования | 1.Загадывание загадок. 2.Показ картинок. 3.Беседа. 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Итог. | Штампы, бумага, краски, кисти. |
В гостях у народных мастеров.
| Расширить эстетическое представление о мире природы на примере изделий народных мастеров. Дать графические умения и навыки о новой технике. | 1.Беседа – рассказ. 2.Рассматривание росписей. 3.Показ приемов рисования. 4.Самостоятельная деятельность детей. 5.Итог. | Народные изделия, бумага, карандаши, краски, Шаблон ложка. | |
Мой маленький друг
(техника тычка) | Формировать умение рисовать собак, расширять знания о домашних животных. Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Формировать умение имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Формировать умение наносить рисунок по всей поверхности бумаги. | 1.Чтение стихотворения 2.Показ картинку. рассматривание. 3.Самостоятельная деятельность детей 4.Итог. | Краски, кисти, Жесткая кисточка, бумага | |
Одуванчик
Пластикова я вилка | Закрепляем навык рисования пл. вилкой. | 1.Чтение стихотворения 2.Показ картинку. рассматривание. 3.Самостоятельная деятельность детей 4.Итог. | Бумага, карандаши, краски, кисти, пл.вилка | |
Бабочка
Предметная монотопия | Совершенствовать умение детей в технике предметной монотопией, формировать умение соблюдать симметрию. Развивать пространственное мышление | 1.Загадывание загадок. 2.Беседа. 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Итог. | Бумага, гуашь, кисти. | |
Подводный мир – осьминожк и (коллектив ная работа)
| Формировать умение обводить ладони и пальцы простым карандашом, дорисовывать детали. | 1.Загадывание загадок. 2.Беседа. 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Итог. | Рулон обоев, картинки морского дна, краски, кисти, карандаши. | |
Русские матрешки | Познакомить с особенностями русской игрушки, расписывания их; развивать творчество, фантазию. | 1.Беседа. 2.Рассматривание матрешек. 3.Самостоятельная деятельность детей. 4.Итог. | Силуэты, образцы, кисти, краски. | |
Итоговая выставка рисунков.
| Рассмотреть с детьми рисунки. Рисование по замыслу.
| 1.Беседа. 2.Самостоятельная деятельность детей 3.Итог | Рисунки детей за год | |
Итого: 36 часов. |
Формы и способы проверки результатов.
- Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
- Тематические выставки в ДОУ.
- Участие в городских и выставках, и конкурсах в течение года.
- Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
- Оформление эстетической развивающей среды в группе.
Методическое обеспечение:
- Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
- Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие.
Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.– 256с.
- Ветрова Т. Н. ТРИЗ в изодеятельности. – Наб. Челны. 2007. – 80с
- Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
- Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
- Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004 – 128с.
- Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
- Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство «МозаикаСинтез», 2007г.
- Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
- Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
- Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
- Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через искусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.
- Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
- Микляева Н. В. Комментированное рисование в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
- Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду - /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.
- Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
- Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 37 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001.
– 64с.
- Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с. 20. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.
21. Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2006.
– 128с.
Учебно-тематический план (средняя группа)
№ | Наименование обучения
| Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Рисование нестандартными техниками | 36 | 6 | 30 |
1.1 | Вводное занятие | 6 | 2 | 4 |
1.2 | Учимся применять нестандартные техники рисования, совмещать их друг с другом | 26 | 2 | 24 |
1.3 | Итоговое диагностическое занятие | 2 | - | 2 |
Календарно - учебный график
Дополнительная общеразвивающая программа по ИЗО
«Рисование нестандартными техниками»
№ п/п | Месяц | Число | Время проведе ния занятия | Форма занятия
| Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
I. | сентябрь 2017- май 2018 | По календарю. | 16.20- 16.40 | Игровые упражнения, конструирование | Согласно плану. | Группа | Просмотры индивидуальных и коллективных работ |