Нетрадиционные техники рисования
консультация по рисованию на тему

Веревкина Жанна Евгеньевна

Художественное развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства изобразительного мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; реализацию самостоятельной изобразительной деятельности детей.

В настоящее время современными педагогами и психологами разрабатываются нетрадиционные техники рисования, в которых ставятся новые задачи обучения и воспитания ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_tehniki_risovaniya_opisanie_raboty.docx27.24 КБ

Предварительный просмотр:

«Нетрадиционные техники рисования»

Цель работы:

Выявление и развитие творческих способностей у детей старшей группы путём проведения занимательных занятий рисования красками.

Задачи работы:

Обучающие:

-Познакомить детей с некоторыми видами нетрадиционной техники рисования.

-Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках выбирая материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.

Развивающие:

-Развивать творчество, фантазию.

-Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти, на помощь друг другу.

Воспитательные:

-Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними;

Для родителей:

Ориентировать родителей на развитие у детей изобразительного творчества путём совместного участия.

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования».

Тип работы: Творческая

Участники: Воспитатели, дети , родители.

Используемые виды деятельности:

-Продуктивная

-Игровая

-Коммуникативная

-Трудовая

-Познавательно- исследовательская

-Чтение

Прогнозируемый результат:

-Увеличить динамику высокого уровня развития изобразительной деятельности;

-Умение применять усвоенные техники рисования;

-Стремиться быть оригинальным в выборе средств своего замысла;

-Давать оценку продуктам своей и чужой деятельности.

Продукт: Выставки детских работ.

Актуальность:

Одной из современных проблем дошкольной педагогики является воспитание творческой личности.

Творческая деятельность - это свободная деятельность по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «Я»..

Именно творческая деятельность ребенка делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.

Проблема детского творчества - одна из актуальных проблем педагогики и психологи

Детское творчество - это создание ребёнком субъективно (значимого прежде всего для него) нового продукта (рисунка, лепки и т.д.); и объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического развития ребенка в процессе творческой деятельности; результата (придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ).

К основным видам творческой деятельности относятся; художественная творческая деятельность (изобразительное искусство, декоративно-прикладное и т.д.)

Деятельность по изобразительному искусству даёт возможность насладиться положительными эмоциями, почувствовать себя хозяином своего творчества. Дети изучают и учатся познавать окружающий мир, копируя его. В их рисунках отражается личное отношение ко всему происходящему вокруг. Разнообразие форм, методов и приемов работы по изобразительной деятельности развивает художественные способности ребенка .

Нетрадиционное рисование - это такое искусство, которое не основывается на традициях, не придерживается их, а отличается необычностью, оригинальностью. Рисование в нетрадиционном стиле увлекает, завораживает, восхищает и удивляет детей. Ведь здесь используются необычные материалы, а самое главное, нет места слову «нельзя». Можно изображать что хочешь, как хочешь и чем хочешь. Более того, не возбраняется самому придумать новую технику изображения образа.

Нетрадиционные техники рисования в детском саду учат ребят выражать задуманное свободно, без всяких ограничений. Детские страхи отступают, появляется уверенность в себе.

Необычность нетрадиционного рисования заключается в том, что оно дает возможность детям быстро получить желаемый результат.

Художественно-эстетическое развитие тесно связано с различными разделами работы, включёнными в педагогическую систему дошкольного воспитания. В процессе деятельности по ознакомлению с окружающим миром, с природой, по развитию коммуникативных навыков, при чтении произведений художественной литературы дети получают разнообразные впечатления, испытывают разнообразные чувства. Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки), одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.

Мне очень близка именно эта образовательная область. Я люблю рисовать, и очень люблю учить этому детей. Мною разработан проект "Нетрадиционные техники рисования в детском саду", который я предлагаю вам, уважаемые коллеги.

У себя в группе мы часто используем нетрадиционные техники такие как:

Младшая группа(3-4 года)

-Рисование жесткой полусухой кистью.

-Пальчиком.

-Рисование ладошкой.

-Рисование ватной палочкой.

-Печатками из картофеля оттиск пробкой.

Средняя группа (4-5 лет)

-Оттиск поролоном.

-Оттиск печатками из ластика, листьев.

-Восковые мелки + акварель.

-Свеча +акварель.

-Рисование мятой бумагой.

-Монотипия предметная.

Старшая и подготовительная группа (5-7 лет)

-Монотипия пейзажная.

-Рисование зубной щеткой.

-Набрызг.

-Кляксография с трубочкой.

-Рисование нитками.

-Рисование солью.

Пластилинография.

Виды и техники нетрадиционного рисования

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

Кляксография.

  Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» – эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, можно переходить перейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

Тычок  жесткой полусухой кистью.

   Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом,  заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. Детям для тренировки можно предложить нарисовать сначала салют.

Рисование пальчиками.

   Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Самое простое упражнение для такого рисование – это рисование листочков и ягод.

Рисование ладошкой.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.                      

«Я рисую маму»…

Рисование с натуры или рисование по памяти (объектами для такого изображения стали члены семьи, родственники и друзья). В качестве вспомогательного материала были фотографии, беседы о характерных особенностях внешнего вида отсутствующих родственников. Проводится беседа: «Какая бабушка Валя? Какие у нее волосы? Прическа? Любимое платье? Улыбка?» И начинается процесс сотворчества.

Оттиск смятой бумагой.

   Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель.

   Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Свеча + акварель.

   Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой. Не нужно беспокоиться, если при рисовании начнут крошиться свечи или мыло. Это зависит от их качества.

Точечный рисунок.

   Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.

Набрызг

    Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Рисование по трафарету

Применяя нетрадиционную технику - рисование по трафарету - дети научились не только изображать снежинку,тюльпаны, но и готовить собственные трафареты. Последовательность выполнения была такова, что детям сначала необходимо было придумать образ снежинки, цветка вырезать их из бумаги (то есть изготовить сам трафарет), и только потом изобразить. Причем, при изображении важным аспектом выступало и желание подобрать варианты цветового решения при работе с трафаретом.

Отпечатки листьев.

   Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Поролоновые рисунки.

   Почему-то мы все склонны думать, что , если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Далеко не всегда. На помощь может прийти поролон. Мы сделали из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепили их тонкой проволокой к палочке.Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать фигуры. А затем предложите сделать из них картины: «зимний пейзаж», « букет для любимой мамы».

Разрисовка маленьких камешков.

Росписьморских камешек очень интересна и забавна. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать. Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок или клубничка. На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками.

Метод  ниткографии.

На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса.

Рисование на мокрой бумаге.

   До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например если мы хотим изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

Учимся делать фон.

   Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требую фона. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.

Коллаж.

   Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, один из детей 5-6 лет нарисовал лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Формы работы с детьми.

-Дидактические игры. Для развития воображения и фантазии.

-Чтение загадок.

-Рассматривание картин, изображений, иллюстраций.

-Чтение художественной литературы.

-Тестовые задания (дорисовывание кругов).

-Беседы.

-Занятия с использованием нетрадиционной и не стандартной  изотехнологии.

Формы работы с родителями.

-Консультации.

-Беседы.

-Наглядная информация: буклеты, памятки.

-Привлечение родителей к пополнению среды (нетрадиционные метериалы).

-Участие в конкурсах, выставках.

Итог.

В результате целенаправленной и систематической работы по изобразительной деятельности  вы заметите положительные результаты: дети приобретают знания о свойствах и особенностях традиционных и нетрадиционных изобразительных материалов, дети станут использовать в работе различные техники и приёмы, с расширением спектра изобразительных техник и приёмов, работы детей станут более выразительными и богатыми по тематике, улучшится качество изображения,  станет  заметен более творческий подход к изобразительной деятельности.

Хочется отметить, что работа в рамках творческого проекта не только способствует формированию у детей навыков рисования с применением нетрадиционных методик, но и позволяет успешно справляться с общеобразовательной программой «От рождения до школы».

Пройдет немного времени, и каждый ребёнок, овладев техникой изображения, разнообразными графическими средствами и нетрадиционными способами рисования, будет свободно и творчески создавать изображения любых заинтересовавших его предметов и явлений, переживать радость творчества, радость создания выразительных образов. Конечно же, не все станут художниками. Это дело таланта и осознанного выбора. Но можно и не быть художником, а любить и понимать  прекрасное, постигая волшебный мир творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"

Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...

Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования.

В статье рассматривается роль нетрадиционного рисования как эффективное средство формирования личности, развитие и совершенствование психических процессов и творческих способностей детей...

Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Виды техники нетрадиционного рисования"

Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Виды техники нетрадиционного рисования"...

Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность. Нетрадиционные техники рисован

Цель: обучения рисованию. Познакомить детей с изобразительными материалами, инструментами Показать выразительные возможности цвета. Учить простым приёмам рисования (мазки: тычком, примакивание; заливк...

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования".

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования"....

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования» (Нетрадиционные техники рисования для детей 4– 6 )

Применение нетрадиционных техник рисования не только реализует образовательные задачи в работе с детьми 4 -6лет, но также позволяет с минимальными материальными затратами провести интересное занятие п...