Рабочая программа "Разноцветный мир"
рабочая программа по рисованию (младшая группа) на тему

Московкина Татьяна

Рабочая программа по нетрадиционной техники рисования для второй младшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_izo_raznotsvetnyy_mir.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 174 «Микроша»

Программа

Дополнительная образовательная услуга

по нетрадиционной технике рисования

«Разноцветный мир».

Воспитатель:

Московкина Т.И.

г.Чебоксары

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………………2
  2. Цели и задачи……………………………………………………………2
  3. Режим занятий…………………………………………………………..3
  4. Нетрадиционные художественные техники……………………………3
  5. Ожидаемый результат……………………………………………………4
  6. Форма, содержание занятий……………………………………………..4
  7. Актуальность программы..........................................................................5
  8. Литература……………………………………………………………… 6
  9. Календарно – тематическое планирование……………………………...6

Пояснительная записка

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. задач художественно-творческого развития детей. В силу Занятия по программе «Разноцветный мир» направлены на реализацию базисных индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Учитывая все это, я решила организовать кружок «Разноцветный мир», где занимаются ребята с раннего возраста.

2. Цели и задачи

 Цель: 

Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

 Развивающие:

- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;

-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Образовательные:

- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.

- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразие художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

Воспитательные:

- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

самореализацию.

3. Режим занятий

 Занятия проводятся с группой детей 3-4 лет 1 раз в неделю с сентября по май,  продолжительность занятия 20 минут.

Общее количество занятий в год -36.

4. Нетрадиционные художественные техники

-Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.

-Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.

-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

-Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

-Скатывание бумаги:ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика).

-Рисование манкой:ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку) .

5. Ожидаемый результат

Дети: развитие интегративных качеств: сравнивают предметы , выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; плавно и ритмично изображают формообразующие линии; изображают предметы по памяти; используют цвет для создания различных образов; создают композиции на листах бумаги разной формы; передают настроение в творческой работе; используют разные приёмы нетрадиционного рисования; развёрнуто комментируют свою творческую работу;

6. Форма, содержание занятий

Техническое оснащение.

1.Листы бумаги.

2.Гуашь.

3.Трафареты.

4.Кисточка с коротким ворсом (тычок).

9.Крупа.

10.Подносы.

11.Использованные фломастеры.

12.Печатки, штампы (подручный материал, растения, листья).

В процессе работы обеспечивается интеграция всехобразовательных областей:

Познание: игры по художественному творчеству, игры -моделирование композиций.

Чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе.

Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.

Коммуникация:развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.

Здоровье:физкультминутки.

Музыка:прослушивание музыкальных произведений.

Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;

Формы работы:

Игры.

Беседы, работа с наглядным материалом.

Практические упражнения для отработки необходимых навыков.

Чтение и заучивание художественной литературы.

Рассматривание репродукций картин.

Начиная с трёхлетнего возраста, я побуждаю детей к творчеству, учу видеть мир в живых красках. Потому что именно в этом возрасте закладывается фундамент личности, и можно зажечь в ребенке огонёк творчества.В этом поможет игра, как основной и любимый вид деятельности дошкольника. Любой материал, попадающий в руки ребёнка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Этими материалами могут быть - краска , гуашь, фломастеры, бумага, зубная щётка, поролон, картофель, морковь, пробки, ватные палочки, пластмассовые трубочки, восковые мелки, свечи, цветной скотч, шерстяные нитки, ткань, открытки. Приобщая детей к искусству, я использую разные техники нетрадиционного рисования. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок к детскому воображению и фантазированию. Все они пришлись по душе мне и детям.

Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Не ограничиваю так же желания детей дополнить рисунок своими элементами. Они самостоятельно выбирают материалы и техники для рисования в свободное время.

Неотъемлемым стимулом для ребят является организация групповых выставок детских работ с (каждого проведённого занятия) и фотоподборок с занятий кружка.

Устраивая выставки, родители знакомятся с достижениями и умениями каждого ребёнка за прошедшее время обучения.

Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции в оформлении работ. Работы получаются красочные и веселые.

7. Актуальность программы

Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной).

Актуальность программы заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.

Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование самое любимое и доступное занятие у детей. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес. Именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы.

8. Литература

1.« Рисование с детьми дошкольного возраста» под редакцией Р.Г.Казаковой  Москва 2005

2.«Ознакомление с окружающим миром» Г.В.Морозова Москва 2010

3.«Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева  Академия развития 2006

4.«Яркие ладошки» Н.В.Дубровская  «детство-пресс» 2004

5.« Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н.В. Дубровская «детство-пресс» 2003

9. Календарное планирование

Сентябрь

Тема занятия

Нетрадиционная техника

Программное содержание

Оборудование

1

Вкусный компот

Оттиск яблоком

Упражнять в технике печатания. Воспитывать аккуратность.

Лист с контурным изображением банки, пальчиковая краска красная, желтая, салфетки, яблоки натуральные или муляжи

2

Осеннее дерево

Рисование ладошкой

Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования –« рисование ладошкой» .Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. Учить видеть красоту осенней природы; развивать ритм и цветовосприятие навыки коллективной деятельности.

Лист ватмана тонированный с изображенным на нем стволом дерева; доска; пальчиковая краска желтая, оранжевая, салфетки, засушенные листья знакомых детям деревьев.

3

Снегирь на ветке рябины

Скатывание салфеток, оттиск пучком из ватных палочек, рисование ладошкой

Познакомить с новой нетрадиционной техникой. Учить изображать на ветке ягоды, делать отпечаток ладошкой Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции и цвета Закрепить знания и представления о цвете (красный), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много).

Гроздь рябины,изображение снегиря пальчиковая краска красного цвета, салфетки, листы с изображением ветки рябины без ягод, иллюстрация дерева рябины.

4

«Букет из осенних листьев».

Печатание листьями

Познакомить с техникой печатания листьями. Учить окунать лист в краску и оставлять след на бумаге. Воспитывать аккуратность.

Сухие листики, гуашь в мисочках, плотные листы, салфетки.

Октябрь

5

«Вот ёжик - ни головы, ни ножек…»

Оттиск смятой бумагой, Рисование вилкой, набрызг ом с использованием трафарера листьев

Познакомить с новым способом рисования. Учить рисовать животных способом оттиск смятой бумагой. Дорисовывать иголки ежика вилкой. Изображать лес путем набрызга с использованием листьев

Бумага размером 1\2 альбомного листа, газета, гуашь серая, коричневая, вилка, зубная щетка, сухие листья

6

Нарядные матрешки

Оттиск печатками

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции.

Матрешки, вырезанные из бумаги, разные печатки, пальчиковая краска , салфетки

7

«Воробушек»

Рисование крупами

Знакомить с техникой рисования крупой

Изображение воробья, крупа  (рис,гречка, манка, семечки), клей, салфетки

8

 «Цыпленок»

Рисование поролоном с использованием трафарета, ватных дисков

Упражнять в рисовании поролоновым тампоном,  использовать ватные диски

Развить умение дорисовывать детали с помощью прастилина

Поролон, ватные диски, пластилин, семечки, гуашь желтого цвета

Ноябрь

9

Дерево

Рисование с помощью кляксографии (выдувание через трубочку) и тычком кистью

Познакомить с рисованием методом «кляксографией», закреплять умение рисовать листья тычком полусухой кистью, получать оранжевую краску путем смешивания красной и желтой краски

Трубочки для коктейля, разведенна гуашь коричкевого цвета, желтая, красная гуашь, кисть.

10

Плюшевый медвежонок

Рисование поролоном

Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой игрушки, закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение, цвет. Учить рисовать крупно. Развить творческое воображение

Альбомный лист, гуашь, кисти, поролон.

11

Кактус в горшке

Пластинография

Учить рисовать пластилином, изображать колючки с помощью зуботычек.

Пластилин, зуботычки

12

Мой любимый дождик

Рисование пальчиками

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство воспитывать интерес к познанию природы и отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности.

Листы с изображением грядки с репкой и контуром тучки. Синяя пальчиковая краска в мисочках, салфетки, зонтик для игры, иллюстрации и эскизы.

Декабрь

13

Звездное небо

Рисование с использованием кристалликов соли и целофановых пакетов

Учить изображать звезды с помощью крупинок соли, льдины с помощью пакета

Тонированная бумага, гуашь, соль, пакет

14

Совы

Рисование салфетками и с помощью  примакивания поролоном

Учить примакивать салфетками и поролоновым тампоном

Тонированная бумага, гуашь, салфетки , поролон

15

Снежинки.

Свеча + акварель

Познакомить с новой техникой рисования свечой. Учить наносить рисунок на всей поверхности листа, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов.

Свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

16

Пингвины на льдине

Учить рисовать оттиском из картофеля, и смятой бумагой

Продолжать рисовать оттиском, прорисовывать детали. Учить делать льдины из смятой бумаги

Печатка из картофеля, гуашь, белая бумага

Январь

17

Елочка пушистая, нарядная

Разные

Упражнять в рисовании пальчиками, ватными палочками, в нанесении рисунка по всей поверхности листа (снежинки в воздухе и на веточках дерева). Познакомить с новым нетрадиционным изоматериалом — губкой, и способом рисования ею (тампонирование сугробов на земле). Развивать чувство ритма.

Маленькая ёлочка, вырезанная из плотной бумаги, Бумага серого цвета, губка, ватные палочки, гуашь

18

Шарики на елке

Рисование узоров на шариках с помощью восковыхмелков, манки, акварели

Знакомить с техникой рисования с помощью восковых мелков , манки

Тонированная бумага, восковые мелки, манка, клей

19

Рыбки в аквариуме

Рисование с помощью мыльных пузырей, ладошкой, пальчиками

Познакомить с рисованием мыльными пузырями.Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

Разведенные гуашью мыльные пузыри, трубочки для коктейля, пальчиковая краска, салфетка, иллюстрации.

20

Зайчишка

Тычок жесткой полусухой кистью, набрызгом

Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить наиболее выразительно отображать в рисунке облик животных, придавать шерсти пушистость. С помощью набрызга изображать снежинки Развивать чувство композиции.

Листы тонированные (светло-голубые) с трафаретом зайчика, гуашь белая, жесткие кисти, салфетки, зубная щетка

Февраль

21

Мои рукавички

Оттиск печатками

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания.

Вырезанные из бумаги рукавички разных форм и размеров, печатки, пальчиковая краска в мисочках, выставка рукавичек, салфетки

22

Снежный шар со снеговиком

Тычок жесткой полусухой кистью

Учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей. Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура

Вырезанный затонированный снежный шар. Гуашь белая, жесткая кисть, салфетки

23

Кораблик для папы

Скатывание бумаги

Закрепить технику - скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение. Воспитывать аккуратность.

Салфетки, изображение кораблика, клейстер, салфетки

24

Вьюга

Рисование хаотичных узоров в технике -по мокрому

Раскрепощение рисующей руки : свободное проведение кривых линий. Развитие чувства цвета (восприятие и создание   разных оттенков синего). Выделение и обозначение голубого цвета

Бумага для акварели, акварель. кисточки

Март

25

Ветка мимозы

Скатывание салфеток

Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. Закрепить знания и представления о цвете (жёлтый) , форме (круглый), величине (маленький), количестве (много), качестве (пушистый) предмета; формировать навыки аппликационной техники.

Листы с изображением ветки, желтые салфетки, ветка мимозы.

26

Тюльпаны в подарок маме

Рисование ладошкой

Упражнять в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. Развивать цветовосприятие.

Ватман , пальчиковая краска красная, салфетки. Иллюстрации с изображением тюльпанов

27

Пушистые котята играют на ковре

Рисование техникой тычкования

Продолжать знакомство с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного). Наклеивание фигурок котят на тонированный лист ватмана (ковёр).

Тонированный лист ватмана, вырезанные из бумаги котята, кисти, гуашь , клей

28

Одуванчики

Рисование набрызгом, с использованием трафарета

Учить передавать образ цветка, его строение и форму используя набрызг. Закрепить знания цвета (зеленого, желтого). Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. Воспитывать бережное отношение к природе

Альбомные листы, краска желтая и зеленая, зубная щетка, иллюстрации с изображением одуванчиков, салфетки.

Апрель

29

Ночь и звезды

Рисование манкой, скатывание салфеток

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба.

Лист с контурным изображением ночного неба, клей, манная крупа, салфетки

30

Высоко летит ракета

Рисование свечой и солью

Познакомить детей с техникой рисования свечой, кристалликами соли.

Свеча, крупная соль, акварель, кисточки

31

Закат

Рисование пальчиками

Показать прием получения коротких линий. Закрепить данный прием рисования. Развивать цветовосприятие.

Листы бумаги с контурным изображением, пальчиковая краска, салфетки

32

Веселая птичка в гнезде

Рисование пальчиками по бумажной тарелке

Учить рисовать оперение птицы пальчиками. Развивать цветовосприятие. Воспитывать аккуратность. Учить украшать гнездо ватными дисками (яйцо), веточками, перышками, шишками

Бумажная тарелка с контурным изображением птицы, пальчиковая краска, салфетки, бросовый материал

Май

33

Сиреневый букет

Рисование тампонированием

Упражнять в нанесении изображения с помощью поролонового тампона. Учить создавать разные оттенки сиреневого Развивать чувство композиции.  

Лист с наклеенным изображением корзинки, поролон, гуань ветка сирени.

34

Салют

Рисование набрызгом и разрезанной трубочкой

Знакомить с техникой печатания  трубочкой и набрызгом

Трубочки для коктейля, зубная щетка, тонированная бумага

35

Бабочка

Рисование ватными пальчиками, тампонирование

Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы.

Ватные палочки, гуашь, изображения бабочек.

36

Цветочная поляна

Прастинография, рисование ватными палочками

Учить изображать цветы и ягоды с помощью пластилина, ватными палочками прорисовывать траву

Тонированная бумага, ватные палочки, пластилин.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ (к плану)

***

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер - полетели,

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

***

Ветер дует нам в лицо

(Машут руками на лицо)

Закачалось деревцо

(Качаются из стороны в сторону)

Ветер тише, тише, тише.

(Приседая, машут руками вверх- вниз)

Деревцо всё выше, выше.

(Тянутся вверх)

***

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенёчки.

Кто высоко так шагал ─

Не споткнулся, не упал.

***

Птички в гнёздышке сидят

И на улицу глядят.

Погулять они хотят

И тихонько все летят.

***

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки - балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе все в кружок -

Получается снежок.

***

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнусь.

 

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (к плану)

 

***

Вот помощники мои,

(Руки вперёд, пальцы выпрямить и разжать)

Их как хочешь поверни.

(Ладони повернуть вниз)

Хочешь эдак, хочешь так

(Пальцы сжимать и разжимать в такт стиха)

Не обидятся никак.

***

Дерево

У дерева ствол, на стволе много веток,

А листья на ветках зеленого цвета.

Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.

***

Зайка и ушки

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат

Он и прыгает и скачет,

Веселит своих зайчат.

Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательные пальцы. Ими шевелить в стороны.

***

Строим дом

Целый день тук да тук -

Раздается звонкий стук.

(Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам)

Молоточки стучат,

(Стучать кулаком о кулак)

Строим домик для ребят (зайчат, бельчат).

(Пальцы соединить, показать «крышу»)

Вот какой хороший дом,

(Сжимать-разжимать пальцы)

Как мы славно заживем.

(Вращать кисти рук)

*** 

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

***

Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь.

Подойдет ко мне мороз,

Тронет руку, тронет нос.

Значит, надо не зевать,

Прыгать, бегать и играть.

***

Лодка

Лодочка плывет по речке,

Оставляя на воде колечки.

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).

***

Елка

Елка быстро получается,

Если пальчики сцепляются.

Локотки ты подними,

Пальчики ты разведи.

Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.

***

Собака

У собачки острый носик,

Есть и шейка, есть и хвостик.

Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

***

Пароход

Пароход плывет по речке,

И пыхтит он, словно печка.

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

***

Упражнение - игра «Зайчик»

Цель: развитие общей моторики, пространственной ориентировки, произвольного внимания.

Обращение взрослого к ребенку: «Прыгай на двух ножках, как зайчик, на шарики-цветочки по моей команде (справа, слева, вперед, назад, указание цвета)».

***

Игра «Стань птицей»

Если у детей накоплено достаточно представлений о повадках птиц, им можно предложить «стать птицами», выполняя задания:

- ходим важно, как голубь;

- прыгаем, как воробей;

- сели на дерево, стучим, как дятел, ищем червяков;

- полетели, как синички на кормушку, сели, посмотрели вокруг, взяли зернышко, полетели, сели на ветку, смотрим по сторонам;

- летим, как сова, бесшумно между деревьями, высматриваем мышек;

- ходим, как ворона.

 

РЕЛАКСАЦИИ (к плану)

 

Цель релаксаций: выполнение релаксационных упражнений способствует успокоению, ребёнок становиться уравновешенным, а также позволяет ребенку отдохнуть после мышечной и умственной деятельности. В результате ребенок лучше владеет собой, контролирует свои деструктивные эмоции и действия. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние.

***

Упражнение на релаксацию «Погреем руки»

Эстафетная палочка в руках. Соединить ладони и катать палку. Это упражнение оказывает положительное воздействие на внутренние органы.

***

Упражнение на релаксацию «Золотая рыбка»

Ход: Первый вариант - ребенок лежит на животе, второй вариант - на спине. Руки выпрямлены, вытянуты вверх. Играющий выполняет синхронные движения ногами и руками - как-будто плывет.

***

Упражнение на релаксацию «Звездочка»

Цели: мышечное расслабление; развитие общей моторики, пространственной ориентировки.

Условия для занятия: ребенок лежит на напольном мягком покрытии.

Дополнительный материал для занятия: звезды, вырезанные из бумаги.

Обращение взрослого к ребенку: «Посмотри на небо. На небе очень много звезд. Представь, что ты тоже звездочка и тебе надо подружиться с другими звездами, чтобы с ними играть. (Фигуры звезд взрослый располагает на расстоянии таким образом, чтобы ребенок смог до них дотянуться левой/правой рукой/ногой, сделав определенное усилие.) Дотянись до звезды правой/левой рукой/ногой, не меняя положения тела».

***

Упражнение на релаксацию «Путешествие»

Цели: улучшение эмоционального состояния; развитие произвольного внимания и воображения; развитие словаря и устной речи, умения прислушиваться к своим ощущениям; закрепление умения передавать свои чувства и ощущения в связной речи.

Условия для занятия: ребенок сидит на детской подушечке с гранулами

Обращение взрослого к ребенку: «Перед тобой небо со звездами. Одна из звездочек приглашает тебя в гости к себе на небо. Представь, что ты сидишь на этой звездочке. Почувствуй, как ты удобно на ней расположился. Звездочка медленно поднимается в небо, ветер обдувает твое лицо, волосы. Дыши легко и глубоко. Тебе нравится лететь и смотреть на звезды: большие и маленькие, яркие и мерцающие, белые и желтые, синие и оранжевые. Но скоро наступит утро, и звездочка везет тебя домой. Скажи «спасибо» звездочке за путешествие, помаши ей рукой. Теперь потянись и выпрямись. Расскажи, что ты представил во время своего путешествия на звездочке. Какие чувства и ощущения ты испытал? Что волшебное или чудесное с тобой произошло?»

***

Упражнение на релаксацию «Лучики солнца»

Цели: создание психологического комфорта, положительного эмоционального состояния; снижение уровня тревожности.

Условия для занятия: ребенок лежит на напольном мягком покрытии.

Обращение взрослого к ребенку: «Представь, что ты лежишь на мягком теплом песке. Тебе от песка тоже тепло. Лучики солнышка гладят тебя по лицу, шее, рукам, ногам. Руки отдыхают, ноги отдыхают. Дыши легко и глубоко. Лучики солнца скользят по коже. Тебе очень приятно. Но пришла пора вставать, потянись и улыбнись».

***

Релаксация «Апельсин (или лимон)»

Ход: Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к их правой руке подкатили апельсин, пусть они возьмут апельсин в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.). «Разожмите кулачок, откатите апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок), ручка теплая... мягкая…отдыхает…). Затем апельсин подкатили к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнение 2 раза (при этом поменять фрукты).

***

Релаксация «Цветочек»

Ход: Потянуться вверх, подняв руки и напрягая мышцы всего тела, изображая, как «цветочек растет и тянется к солнышку». Затем последовательно уронить кисти, изображая, что «солнышко спряталось, и головка цветка поникла», расслабить предплечья, согнув руки в локтях - «стебелек сломался», и, сбросив напряжение с мышц спины, шеи и верхнего плечевого пояса, пассивно наклониться вперед, подогнув колени - «цветочек завял».

***

Релаксация «Сосулька»

Ход: Из положения «сидя на корточках» медленно подниматься вверх, представив, что сосулька «растет», поднять руки вверх и, привстав на носочки, стараться как можно сильнее вытянуться, напрягая все тело, — сосулька «выросла». После команды логопеда: «Солнышко пригрело и сосулька начала таять» медленно опускать руки, расслабляя все тело, опускаться вниз, сесть на пол, а затем и лечь, полностью расслабившись, — «сосулька растаяла и превратилась в лужу». Обратить внимание на приятное ощущение расслабления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Циклограмма распределения рабочего времени учителя-логопеда в течение рабочей недели

Циклограмму распределения рабочего времени учителя-логопеда необходимо поместить в рабочую программу....

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...