Консультация для родителей "Нетрадиционная техника рисования"
материал по рисованию (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему
«Нетрадиционная техника рисования»
Каждый ребёнок с 2-3 лет и до подросткового возраста рисует грандиозные, многофигурные со сложным переплетением сюжетов композиции, рисует всё, что слышит и знает, даже запахи. Дети одного возраста на континентах в своих рисунках обязательно проходят одни и те же стадии: «каракули», «прозрачность», «добавочные носы детской логики». Их фантазия удивительно схожа.
Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни, развитие навыков рисования прекращается в раннем возрасте. Если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах.
Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Изобразительная деятельность - один из немногих видов художественных занятий, где ребёнок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то стихотворения, песни, танцы.
Каждый ребёнок по своей природе - творец. Творческие возможности детей находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребёнка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие творческие наклонности.
Вводить ребёнка в мир искусства следует как можно раньше. Особое значение в развитии воображения имеет изобразительная деятельность.
В изобразительной деятельности ребёнок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но, прежде всего, обогащает его представления о мире. Именно поэтому психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а, наоборот, подавляют развитие личности.
Традиционные программы не развивают воображения, не побуждают детей к экспериментированию с красками, бумагой, пластилином, а вынуждают механически выполнять то, что предлагает педагог.
Авторская программа «Цветные ладошки» И.А.Лыковой открывает новые подходы в работе с детьми по изобразительной деятельности, основанные на новых целях, которые стоят перед педагогом:
- Приобщать детей к наблюдению за действительностью;
2. Развивать важнейшие для художественного творчества умения видеть мир глазами творца- художника;
3. Формировать наблюдательность и внимательность;
4. Предоставить свободу в отражении - доступными для ребёнка художественными средствами - своего видения мира.
Новые подходы раскрепощают ребёнка. Он уже не боится, что у него что-то не получится,- немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дуб, морское чудище...
Ребёнок видит мир в его целостности и художественный образ, создаваемый им, так же предстаёт целостным, то есть цвет, форма, величина и другие свойства предметов существуют в его восприятии вместе с самим предметом.
Если педагог стремится развивать ребёнка как творческую личность, он должен вводить его в «большое искусство», становясь посредником между ним и нежной, хрупкой, эмоциональной на всё новое, удивительное, яркой душой ребёнка.
Приобщаясь к искусству, дети постепенно учатся понимать язык художников, привыкают к терминам, понятиям, учатся понимать их смысл.
Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности - играх, рисовании, лепке, рассказах. Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельность, так по существу своему она носит преобразующий и созидательный характер.
Развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности, главное - самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике.
Рисование - это отражение душевной заботы. Чувства, разум, глаза и руки- инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновение», отобразив своё отношение к действительности на листе бумаги.
Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким, неповторимым, непринуждённым.
Нетрадиционное рисование позволяет не ограничивать проявления творческих способностей детей, не ставя их в рамки «образца и показа» приёмов рисования и их последовательности; не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир, даёт им возможность реализации своего творческого потенциала.
Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребёнка; позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. И совсем не страшно, если маленький художник перепачкался, главное - чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.
Используя новые и интересные программы и педагогические технологии, стараемся не навязывать свою точку зрения на окружающий мир и даём возможность самореализации, реализации творческого потенциала.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Память, мышление, воображение строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.
Нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Необходимо создание положительного эмоционального настроя в группе, снятие напряжения и скованности, знакомство с нетрадиционной техникой рисования, развитие интереса к цвету, краскам, мелкой моторики рук, наблюдательности, внимания.
Одним из приёмов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребёнка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.
Рисование нетрадиционными материалами даёт самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию.
Рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые, положительные эмоции. Эмоции, как известно,- это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, индивидуальность.
Дошкольники способны сочувствовать литературному герою, разыграть различные эмоциональные состояния, тяжелее научиться выражать себя в изобразительной деятельности.
Нетрадиционное рисование раскрывает возможность использования хорошо знакомых им приоритетов в качестве художественных материалов.
Рисовать можно чем угодно и как угодно! Лепка на полу, под столом, на полу, на кусочке дерева, на листе... Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет всё время что-нибудь придумывать. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получиться; он уверен, что получится, и получится красиво.
Учёными изучено и освоено более 30 различных техник рисования:
- техника «тычка»,
- рисование пальчиками,
- рисование ладошкой,
- оттиск пробкой, печатками, ластиком,
- оттиск поролоном, пенопластом,
- оттиск смятой бумагой,
- обрывание бумаги,
- скатывание бумаги,
- рисование восковыми мелками и акварелью,
- рисование свечой и акварелью,
- монотипия приоритетов,
- монотипия пейзажная,
- кляксография,
- набрызг,
- тиснение,
- тычкование,
- цветной граттаж,
- чёрно- белый граттаж,
- рисование акварельными мелками,
- рисование нитками,
- рисование с помощью мыльных пузырей,
- рисование пластилином,
- рисование солью,
- рисование опилками.
Нетрадиционные приемы рисования.
Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это и процесс, и результат этической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его сущность, актер, индивидуальность.
Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыграть в сложной ролевой игре различные эмоциональные состояния, а вот понять, что есть красота, и научиться зажать себя в изобразительной деятельности - дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и научить.
Нам, взрослым, необходимо развить в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой - богатой или бедной - будет его духовная жизнь. Следует помнить: если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребенка в создании красоты, то, как считают, в ребенке формируется «инфантильная восторженность».
Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Необычные способы рисования так увлекают детей, что образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.
Рисовать можно чем угодно и как угодно! Лежа на полу, под столом, на столе... На листочке дерева, на газете... Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А из каракуль и мазни, в конце концов, вырисовывается узнаваемый объект - Я. Ничем не замутненная радость, удовлетворения от того, что и «это сделал Я - все это мое!».
Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учиться преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится и получится красиво.
Один из любимых детьми способов нетрадиционного рисования - рисование СОЛЬЮ. Она обладает не только интересными декоративными возможностями, но и весьма удобна в обращении. Предварительно надо сделать на бумаге набросок. Смочив его водой с помощью кисти, посыпать солью, подождать, пока она вберет в себя воду, лишнюю соль ссыпать куда- нибудь. Когда все подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить. Рисунок готов. Солью хорошо рисовать стрекоз, дым, снег, птичек, медуз, бабочек.
Любят дети рисовать и ... мыльными пузырями. Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля. В баночку с гуашью вливаем шампунь, добавляем немного воды, все хорошо размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Осталось к пене приложить лист бумаги, дорисовать детали - и рисунок готов.
Рисовать можно способом выдувания. Для этого надо приготовить трубочки, краску, лист бумаги и картинки, изображающие животных, людей, различные предметы. Трубочкой осторожно набирают (как бы вдыхают) краску и так же осторожно выдувают ее на лист бумаги. Малышам работу можно облегчить и сделать ее более безопасной - налить чуть-чуть краски на лист бумаги, и пусть они дунут на нее из трубочки. Затем на получившиеся разводы приклеивают соответствующую картинку, а пальцем дорисовывают все необходимое: звезды, если это космический пейзаж; цветы и мордочки животных, если это лес.
А вообще рисовать можно везде и чем угодно: печатать разными предметами, создавать композиции свечкой, руками, пальцами, зубной щеткой, помадой, ступнями...
Дерзайте, фантазируйте! И к вам придет радость - радость творчества, удивления единения с нашими воспитанниками.
Консультация для родителей на тему
«Подготовка детей к школе посредством изобразительной деятельности»
Проблема готовности детей к обучению в школе – это очень жизненная и острая задача, от решения которой зависит многое, в конечном счете судьба наших детей, их настоящее и будущее.
Все родители хотят, чтобы их дети в школе хорошо учились, были послушными, активными, жизнерадостными. Однако школьные трудности неизбежны, но кто-то справиться с ними легко, а кому-то будет трудно, и от взрослых потребуется большой запас терпения, чтобы понять и помочь ребенку.
Для того, чтобы дети безболезненно входили в школьную жизнь, необходимо чтобы они были подготовлены к предстоящим изменениям. Готовность к школе предполагает не только наличие определенных знаний, но и умение учиться, то есть стремление сразу понять учебную задачу, запомнить, удержать ее в ходе выполнения, проверить, оценить результат свей деятельности.
Не менее важные показатели это развитие речи, познавательных способностей, произвольного внимания, а также умение общаться, понимать, и выполнять правила поведения в школе и главное это желание учиться. В школу приходят разные дети, с разным кругозором. Что должен знать ребенок до школы обязательно, а какие знания еще совсем не актуальны для будущих первоклассников. Важно, чтобы ребенок мог назвать день своего рождения, свой возраст, адрес. Хорошо если ребенок знает профессии родителей. Многие дети говорят, что бывали у мамы и папы на работе, но не знают кем они работают. О чем могут говорить пробелы в этих совершенно элементарных знаниях.
Во-первых, о недостаточном взаимодействии родителей и ребенка. Как правило, у взрослых нет времени, они заняты, разговоры с детьми ограничены в основном бытовыми проблемами. Он чаще всего бывает один, занят играми или смотрит телевизор. В любом случае развитие активности, наблюдательности, любознательности ребенка происходит в контакте со взрослыми. Многие родители приобрели книги или тетради по дошкольной программе: - игровые задания; раскраски, картинки.
Дети в подготовительной группе уже более уверенно держат карандаш, хорошо ориентируются на листе бумаги. Им не составляет большого труда, используя в качестве опоры клеточки, зарисовать в них какое-нибудь насекомое или животное. Из отдельных рисунков они могут составить большую сюжетную картину. Но, задания должны выполняться в присутствии родителей, более того, каждое задание сопровождается пояснением для ребенка.
Помните! Активным, любознательным детям легче учиться. Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и для его родителей. Понимая важность подготовки детей к школе, даже за несколько месяцев до начала учебного года можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут м на этом новом этапе жизни. Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители – первые и самые важные его воспитатели. Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Прежде всего у ребенка должно быть желание идти в школу, то есть на языке психологии – мотивация к обучению. У него должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение. Важно, чтобы ребенок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течении урока и всего учебного года. И, пожалуй, самое главное – у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками.
Совместными усилиями, мы взрослые, должны сделать все от нас зависящее, чтобы дети могли успешно учиться в школе и стать достойными гражданами нашей страны. Все дети испытывают трудности в обучении письму.
С целью предотвращения возникновения нарушений письма, необходимо проводить профилактическую работу с дошкольниками, которая должна основываться на продуктивных видах деятельности. Продуктивная деятельность включает в себя изобразительную и конструктивную, которые являются эффективным средством подготовки детей к овладению письмом.
Рисование и лепка развивает не только творческие способности, но благотворно влияет на развитие мелкой моторики, пространственного мышления. При рисовании и изготовлении поделок ребенок учиться концентрироваться и сосредотачиваться, развивается его усидчивость. Лепка и рисование благоприятно влияют на нервную систему в целом. Все это в дальнейшем стимулирует процесс овладения письмом. Рисование для детей – малоизведанный и привлекательный мир.
Дети очень любят свои рисунки, гордятся ими, хвастаются, узнают свои «произведения искусства» среди множества других. Рисование тоже оказывает благотворное воздействие на развитие графических навыков, зрительного восприятия, необходимых для овладения процессом письма. На занятиях по изобразительной деятельности наряду с развитием творчества и подготовки руки к письму мы решаем и коррекционные задачи:
- развитие мелкой мускулатуры кисти рук;
- формирование сенсорных эталонов;
- навыков использования эталонов при анализе качеств и свойств предметов окружающего мира.
Для того, чтобы совершенствовать изобразительные умения и навыки, используем нетрадиционные техники рисования. Это дает возможность детям думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Чтобы научить детей нетрадиционным техникам рисования мы используем различные технологии изображения:
- рисование по-сырому;
- контурную живопись палочками, пером;
- восковую живопись;
- пластилиновое рисование;
- технику завитка, клубочка, спиральки;
- монотипию;
- «ладонь-помощницу»
- кляксографию;
- рисование по точкам.
За счет использования различных способов изображения, новых технических приемов, создаются условия для развития мелкой моторики и подготовки руки ребенка к письму.
Консультация для родителей на тему
«Рисование в жизни ребёнка»
Нашу встречу я хочу начать стихотворением Давида Самойлова, очень точно охарактеризовавшего особенности детского изобразительного творчества.
Как весело рисуют дети
Доверчивые чудеса
Не Истину и Добродетель,
А человечка или пса
И пес неистов и оранжев,
В зубах зелёное: «Гав! Гав!»
И радуги разбудоражив,
Конь скачет о шести ногах
А над конем летит сорока,
Летит дорога под коня,
Хохочет солнце кособоко,
И улыбается луна
И человечек - огуречик
С овальным розовым брюшком
Так беззаботен, так доверчив,
На том коне сидит бочком!
Он твердо знает, что доскачет,
Застенчивый до немоты,
И в руки маленьких циркачек
Положит красные цветы
Дитя! От мыслей безрассудных
Меня чертою отдели
Пусти, пусти меня в рисунок
И в добром мире посели.
Рисование - это любимое детское занятие. Ему мало занятий рисованием, проводимых в детском саду. Очень важно, чтобы вы родители стали помощниками своим детям у себя дома. Ведь через изобразительную деятельность, ребенок само выражается как личность. В рисунке ребенок выплескивает как положительные, так и отрицательные эмоции. Неоценимую услугу рисование оказывает для подготовки руки ребенка к письму.
Вот ряд основных правил, для того, чтобы поддерживать интерес ребенка к рисованию:
1. Ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психологическое пространство..
2. У ребенка не должно быть недостатка в цветных карандашах, фломастерах, красках и бумаге.
3. Сюжет рисунка не должен подвергаться критике
4. Рисунок, выбранный ребенком, нужно повесить, где-нибудь в удобном для ребенка месте и попросить юного художника прокомментировать его.
Рисуя то, что его интересует и волнует, ребенок получает уникальную возможность перенести на бумагу свои переживания, а не хранить их в себе. Любое переживание малыша травмирует детскую психику и, поэтому возможность пережить их в рисунке имеет терапевтический эффект и способствует успокоению ребенка. Это же самое действие может оказать положительный эффект, если ребенок получил сильное впечатление от какого-то яркого события. И если это новое впечатление захватывает ребенка, он очень дорожит им и хочет снова испытать его. Изображение предмета или явления позволяет ребенку ещё раз пережить то, что когда-то взволновало его.
Предоставив детям возможность рисовать то, что они хотят, мы видим, что специально не обучавшиеся малыши необыкновенно точно и выразительно передают в рисунке характерные черты занимающего их мысли предмета. Однако эта способность не распространяется на изображение других объектов. Причина в том, что предметы, поразившие мысли и чувства ребенка, как бы стоят у него перед глазами, а изобразить нечто другое, без специального обучения, они не в состоянии. Следовательно, для полноценного развития детей необходимо своевременное обучение на всех возрастных этапах его жизни.
Маленькому ребенку, как и человеку любого возраста, нужно знать, что он трудится не напрасно: то, что он делает, не обязательно ему самому, а ещё кому-то необходимо.
В процессе целенаправленного обучения у детей вырабатывается смелость действий, уверенность, свобода владения инструментами и материалами. Они приобретают техническую легкость, свободу, которая является побудителем рисования. Впоследствии это сказывается на почерке ребенка.
Если ребенок не правильно держит карандаш: щепоткой, в кулаке, скрюченными пальчиками, то рука быстро устает, изображение искажается, и как правило, результат неудовлетворенность, огорчение и потеря интереса, а в процессе занятия (не получилась та или иная линия, растеклась краска) ребенок бросает кисть или карандаш, более эмоциональные дети могут даже заплакать, отказаться рисовать. Если им вовремя не помочь, то рисование превращается для них в муку, и, как правило, - в результате плохой, корявый почерк в школьные годы.
Овладение разнообразными движениями рук, способами действия с различными инструментами, имеет важное значение не только для развития ребенка в изобразительной деятельности, но и для всестороннего развития ребенка. Как сказал Сухомлинский: «Способности детей на кончиках пальцев»
Пусть дети рисуют то, что поразило их воображение, вызвало восторг, удивление или чувство страха. Задача взрослого помочь ребенку овладеть теоретическими и практическими навыками рисования, чтобы дети знали, как элементарно, легко, доступно можно нарисовать тот или иной предмет. Дети, в свою очередь, уже с полученными навыками, будут фантазировать, творить самостоятельно, раскрепощаться и выражать на бумаге свои эмоции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация по нетрадиционным техникам рисования для воспитателей и педагогов дополнительного образования на тему: «Рисование с детьми 3-7 лет методом тычка»
Нетрадиционная техника рисования для воспитателей и педагогов дополнительного образования...
Консультация по нетрадиционным техникам рисования для воспитателей и педагогов дополнительного образования на тему: «Рисование с детьми 3-7 лет методом тычка»
Метод тычка не требует от детей профессионального изображения тонких линий. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем необязательно правильной формы и то...
Консультация по нетрадиционным техникам рисования для воспитателей и педагогов дополнительного образования на тему: «Рисование с детьми 3-7 лет методом тычка»
Консультация по нетрадиционным техникам рисования для воспитателей и педагогов дополнительного образования на тему:«Рисование с детьми 3-7 лет методом тычка»Несформированность графических ...
Консультация по нетрадиционным техникам рисования дополнительного образования на тему: «Рисование с детьми 3-7 лет методом тычка»
Консультация по нетрадиционным техникам рисования дополнительного образования на тему:«Рисование с детьми 3-7 лет методом тычка»...
Консультация по нетрадиционным техникам рисования для педагогов на тему: «Рисование с детьми 3-7 лет методом тычка».
Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Она понимание его и отношение к нему. Поэтому овладение изобразительной деятельнос...
Консультация по нетрадиционным техникам рисования для воспитателей и педагогов дополнительного образования на тему: «Рисование с детьми 3-7 лет методом тычка»
Консультация по нетрадиционным техникам рисования для воспитателей и педагогов дополнительного образования на тему: «Рисование с детьми 3-7 лет методом тычка»...
Консультация по нетрадиционным техникам рисования для воспитателей и педагогов дополнительного образования на тему: «Рисование с детьми методом тычка»
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия...