мастер-класс для педагогов ДОУ "От линии к художественному образу"
методическая разработка по рисованию по теме
Анализ раздела «Художественно-эстетической развитие» ОО программы «Детство», выделение задач, направленных на формирование графических навыков у дошкольников. Обобщение собственного опыта работы воспитателя, методика обучения владения графическими материалами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dlya_pedagogov_dou_graficheskie_navyki.docx | 369.23 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР – КЛАСС «ОТ ЛИНИИ К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ОБРАЗУ»
(методика формирования графических навыков у детей дошкольного образа
в контексте примерной основной общеобразовательной программы «ДЕТСТВО»)
Цели:
- Анализ раздела «Художественно-эстетической развитие» ОО программы «Детство», выделение задач, направленных на формирование графических навыков у дошкольников.
- Обобщение собственного опыта работы воспитателя, методика обучения владения графическими материалами.
Теоретическая часть. Понятие «Графика».
«Графика» - вид изобразительного искусства. Слово графика происходит от греческого слова «графо», которое означает писать, чертить, процарапывать, т.е. оставлять след, линию. Следовательно, графика - это царство линий.
Графикакак вид изобразительного искусства появилась не сразу. Графические изображения создавались уже тогда, когда люди жили в пещерах, добывали огонь трением, шли на охоту с каменным топором. Рисунки процарапывались или наносились красками на стены пещер, были контурными, силуэтными. Краски вплоть до 13-14 веков выполняли в изобразительном искусстве второстепенную роль, лишь подчеркивая контуры рисунка, и носили декоративный характер.В старину художники рисовали на папирусе, позднее - на пергаменте, с XIV в. - на бумаге. До нашего времени сохранилась традиция рисовать на ткани. Папирус – материал для письма, изготовленный из болотного растения папируса. Пергамент – материал для письма, изготовленный из кожи животных.
Начало теоретического обоснования правил рисования принадлежит египтянам. Обучение технике рисования осуществлялось по двум направлениям. С одной стороны, отрабатывалось свободное движение руки, чтобы главные контурные линии легко наносились кистью на поверхность доски или папируса. С другой стороны, ученик должен был иметь крепкую и твердую руку, чтобы уверенно выцарапывать контур на стене для фрески, на камне для барельефа. Среди рисунков древних египтян наряду с религиозными сюжетами можно увидеть рисунки, отражающие жизненные впечатления: кошки гуляют среди зарослей папируса; девушка ловит рыбу; люди играют на музыкальных инструментах.
Графика – это вид изобразительного искусства, включающий изображение, рисунок, выполненный художником на бумаге или картоне карандашом, пером, углем, пастелью, кистью, а также с помощью специальных приспособлений и машин, печатающих большое количество экземпляров (гравюра на дереве, на металлической доске,линолеуме, литография, монотипия и др.)
Выразительные средства графики — контурная линия, штрихи, точки, пятно (иногда цветовое), фон листа (обычно белой бумаги), с которым изображение образует контрастное или нюансное соотношение.
Графические техники. Изображение может быть создано карандашом, углем, тушью, сангвиной (красно-коричневым карандашом, изготовленным из особого сорта глины) и другими средствами. О работе, созданной цветными мелками, мы скажем: выполнена в технике пастели.
Графические произведения, в отличие отживописных, передают самое главное без лишних деталей. Они будто отображают идею произведения. Графические работы могут быть черно-белыми, иногда цветными. В результате окружающий мир в графике очень выразительный, но несколько условный, образный.
Формирование графических навыков письма начинается задолго до поступления ребенка в школу.
1 мл.гр. (с 2 до 3 лет)В преддошкольном возрасте (приблизительно до 3 лет) дети берут в руки карандаш или ручку и чертят на бумаге прямые линии или замкнутые каракули, еще не контролируя, не направляя зрением свою руку.
На первых этапах работы уместно использовать фломастеры: они оставляют четкий, яркий след и не вызывают напряжения руки ребенка при проведении линий разной конфигурации. Цветные карандаши позволяют выполнять изображения в цвете. Сочетание в изображении цветных карандашей и фломастеров формирует у детей опыт работы с различными материалами с учетом их изобразительных особенностей, закрепляет навыки регуляции силы нажима.
2 мл.гр. (с 3 до 4 лет)В возрасте трех лет ребенок переходит от каракулей к ассоциативному рисованию — обнаруживает сходство своих каракуль с каким-нибудь предметом. Позднее начинает включаться зрительный контроль – ребенок что-то рисует (домик, солнце, дерево и другое). Следующий шаг – предметное рисование, ребенок стремится изобразить определенный предмет, в процессе рисования он может изменить первоначальный замысел, добавить новые детали. Рисование для него – игра, поэтому процесс сопровождается мимикой, звукоподражанием, движениями. Сначала трехлетнего ребенка не смущает то, что он не умеет держать карандаш и рисовать им, но со временем он осознает свои возможности, и в ответ на предложение что-то изобразить отвечает — «не умею». В этом возрасте нужно научить ребенка проводить горизонтальные, вертикальные и замкнутые линии. В последующем с помощью этих навыков дети смогут изобразить несложные формы. Упражнения нужно постепенно усложнять и предлагать их в качестве игры – рисуем травку, дождик, солнышко и т.д.
Средняя гр. (с 4 до 5 лет)
В четыре года интересы ребенка выходят за рамки детского сада и семьи. В этом возрасте нужно привлекать внимание к различным признакам предметов, что повысит интерес к рассматриванию. Изображая эти признаки, рисунок ребенка становится более красочным и интересным, это принесет ему эстетическую радость.
У дошкольника улучшается координация движений рук, используя умение изображения замкнутых линий, они способны рисовать предметы. Ребенок продолжает изображать их так, как он представляет, а не так, как видит. Стоит предлагать ему дополнять рисунки, например, нарисовать не просто домик, а праздничный домик или домик зимой и при этом использовать разные цвета. В этом возрасте формируется навык правильного закрашивания цветными карандашами: в одном направлении, плотно, без пробелов, не выходя за контур.
Старшая гр. (с 5 до 6 лет)
В пять лет у дошкольников интенсивно развивается внимание, память, интерес к окружающему. Возрастают и их возможности. Нужно научить ребенка располагать предметы согласно задуманному содержанию, чтобы рисунок был понятным и выразительным. В этом возрасте он уже способен уверенно держать карандаш, что способствует обучению техники письма.При выполнении графических упражнений также уместно использовать простой карандаш повышенной мягкости. Легкость и четкость штриха, оставляемого карандашом на бумаге, упрощает контроль движений при письме, кроме того, сохраняется возможность коррекции неточных линий, штрихов, контуров. Ребенок пишет карандашом отдельные печатные буквы.Карандаши должны быть хорошо заточены, иметь достаточную длину. Ручку использовать не рекомендуется
Подготовительная гр. (с 6 до 7 лет)
Дошкольника нужно научить нескольким навыкам: правильному расположению рук при рисовании горизонтальных и вертикальных линий, тонких и широких полос, правильно держать инструмент, регулировать силу нажима, плавности, соблюдать пропорции. В овладении изобразительными движениями у каждого ребенка имеются индивидуальные особенности. Поэтому нужно подбирать индивидуальный подход к каждому, например, одним достаточно увидеть форму, другим нужно для начала помочь ее изобразить, взяв руку ребенка в свою. Главное повторять упражнения до тех пор, пока основные навыки и умения не закрепятся. Овладев разными материалами и техникой работы дошкольники будут использовать их по-своему, выражая в рисунке свой характер. Воспитателю важно не призывать детей к однообразному решению задачи.
Содержание графических упражнений разнообразно: штриховка, обведение заданных линий и контуров, проведение линий разной конфигурации, выполнение изображений в цвете, воспроизведение графических узоров по клеточкам и без опоры на них, самостоятельное создание разных вариантов декоративных композиций по опорным знакам (точкам, палочкам) и без них с учетом принципов ритма, симметрии, написание графем (отдельных элементов буквенных знаков)
Учебные задания подготовительного периода способствуют развитию координации движений, пространственных отношений, глазомера, укреплению мышц руки, усвоению гигиенических правил письма. При проведении занятий необходимо следить за освещенностью рабочего места, осанкой ребенка, его умением правильно держать карандаш,
не переворачивать тетрадь при выполнении графических упражнений. Во время графической деятельности детей можно делать паузы, используя упражнения для пальцев, рук, спины, глаз (произвольное сжимание и разжимание пальцев; элементы психогимнастики и пальчиковой гимнастики; переключение близкого и дистантного зрения).
Анализ раздела «Художественно-эстетическое развитие» ОО программы «Детство» происходит одновременно с выполнением практического задания по картам, представленным в Приложении № 1.
Анализ раздела «Художественно-эстетическое развитие» ОО программы «Детство».
Задачи, направленные на формирование графических навыков | Формирование графических умений и навыков | Изобразительные материалы | Темы | |
1 младшая группа (2 -3 г.) | 1 квартал: освоение первых приемов пользования карандашом, фломастером. 2 квартал:создание образов линейным контуром, формообразующими движениями. 3квартал: становление координации руки и глаза. | 1.Правильное положение карандаша в руке! 2.Выработка умений и навыков в использовании карандаша, фломастера: изображение линий - прямых и криволинейных | Фломастеры, мягкие толстые трехгранные карандаши (4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый) | «Ниточки для шариков» |
- горизонтальных и вертикальных | «Дорожка и травка для зайчат» | |||
- коротких и длинных | «Дождик кап, кап, кап» | |||
- линий в разном направлении | «Гнездышко для птички» | |||
- пересечение линий | «Лесенка для зайчат» | |||
- округлые линии | «Клубочки для котят» | |||
2 младшая группа (3-4 года) | 1 квартал:изображение предметов с прямыми и округлыми линиями. 2 квартал: освоение умения изображать рисунок на всей площади листа бумаги, передавать пропорции отдельных характерных деталей. 3 квартал: освоение способов изображения простейших предметов и явлений действительности. | 1.Продолжать учить правильно держать карандаш в руке! Свободное движение руки с карандашом (не напрягая сильно мышц, не сжимая сильно пальцы). 2.Умение изображать прямые, наклонные, длинные, короткие, дугообразные линии в разных направлениях, перекрещивать их. | фломастеры, восковые мелки, цветные карандаши 6цветов. | «Рельсы для паровоза» «Заборчик для Петушка» «Дорожки вокруг грядок» «Норка для мышонка» |
3.Изображение несложных предметов разной формы (округлая, прямоугольная). | «Воздушные шарики для Винни - Пуха», «Яблоки», «Веселый поезд» | |||
4. Умение изображать предметы, состоящие из комбинации подобных форм. | «Пирамидки» «Мой друг Снеговичок» | |||
5. Умение создавать несложные сюжетные композиции. | «Колобок катится по дорожке», «Жучки и червячки ползают в траве» | |||
Средняя группа (4-5 лет) | 1 квартал: овладение умением располагать изображение на листе бумаги, строить планы по всему листу. 2 квартал: изображение в рисунке типичных индивидуальных, характерных признаков предметов. 3 квартал: владение умением выделять главное цветом, положением на листе бумаги. Использовать для большей выразительности образа изображения позы, движения, жестов, различных деталей. | 1.Закреплять умение правильно держать карандаш в руке! | фломастеры, восковые мелки, цветные карандаши 12цветов. | |
2. Совершенствование умений и навыков в использовании карандаша, фломастера: - создание контура предмета, - правильное закрашивание (не выходя за контур, плотно, в определенном направлении или формообразующими движениями) | «Кошкин дом» «Летят самолеты сквозь облака» | |||
3. Умение изображать знакомые предметы, состоящие из комбинации разных форм: здания и транспорт, диких и домашних животных, человека в длинной одежде. | «Дом, в котором ты живешь» «Грузовик» «Утка с утятами» «Белочка» «Снегурочка» | |||
4. Передавать в рисунке отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей. Умение передавать позу, движение, жесты, мимику. Дополнять рисунок различными деталями. | «Зайчик» «Матрешка танцует» «Веселый и грустный клоун» | |||
Старшая группа (5-6 лет) | 1 квартал: создание орнаментов и узоров растительного и предметного характера. 2 квартал: создание выразительных образов через форму, пропорции, характерные позы, жесты, существенные детали. | 1.Правильное положение карандаша в руке! 2. Совершенствование умений и навыков в использовании карандаша, фломастера: - создание линейного контура предмета, - закрашивание по форме (плотность, направление, контур) | фломастеры цветные карандаши 18 цветов, восковые мелки | «Узор в полосе по мотивам дымковской росписи» «Птицы на кормушке» «Какие животные живут в жарких странах» «Наш аквариум» «Наша армия родная» |
3.Умение получать более яркие и более светлые оттенки путем регулирования нажима на карандаш. | «Щучий хвост» | |||
2. Создание наброска графическим карандашом. | графический карандаш, | «Зоопарк» «Портрет…» | ||
3. Изображение вспомогательных схем графическим карандашом. | «Дети на зарядке» | |||
3квартал: расширение и углубление представлений о разных видах и жанрах изобразительного искусства: графика (станковая, прикладная, эстамп, плакат) | 4. Освоение способа работы новыми графическими материалами. | сангина, пастель, уголь | «Жизнь первобытных людей» | |
Подготовительная группа (6- 7 лет) | 1 квартал: формирование умений изображать линию горизонта, линейную перспективу в сюжетном рисовании. 2 квартал: передача признаков сказочности с помощью различных средств выразительности – рисунок, цвет, композиция. 3 квартал: совершенствование художественных навыков в сюжетных работах: соблюдение взаимосвязи между объектами построения композиции. Отражение в рисунке своеобразия архитектурного стиля и назначения сооружений, зданий. | 1. Совершенствование техники изображения: - свобода и одновременно точность движений руки под контролем зрения. Плавность при рисовании округлых линий, завитков в разном направлении. Движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами – при рисовании мелких деталей, штрихов, коротких линий. | фломастеры, восковые мелки цветные карандаши 24 цвета, Разные виды бумаги: белая, тонированная, линованная, в клетку. | «Хмурая осень» «Ранняя весна» |
2. Создание эскизов графическим карандашом. Умение строить композицию рисунка. | графический карандаш | «Любимое занятие моей семьи», «Моя группа» | ||
3. Создание наброска графическим карандашом. | «Портрет мамы» «Сказочный образ» | |||
4. Изображение вспомогательных схем графическим карандашом. | «Лыжная прогулка» | |||
5. Освоение способа работы разными графическими материалами. | разнообразные изоматериалы: гелевые ручки, маркеры, текстовыделители, блопены и т.д. | «Сказочный лес» «Космос» «Мой сон» | ||
- штриховка, тушевка | сангина, пастель, уголь, | «Котенок» «Совушка - сова» | ||
- работа пером (изменение толщины линий) | тушь и перо | «Сорока оглянулась», «Улица города», «Здания различной архитектуры» | ||
- гратография. | восковые дощечки и палочки для граттажа | «Архитектура Санкт – Петербурга» «В космосе» |
Виды графики: | Художественно – творческая деятельность детей | |
книжная и газетная графика | Знакомство с книжной графикой: Узнавание знакомых рисунков художников (Ю. Васнецов, В. Сутеев) в иллюстрациях к детским книгам. Добрый сказочник Васнецов. Художник – иллюстратор Е.И. Чарушин. Знакомство с книжной графикой Е.Рачева. | Книжка в картинках «Усатый - полосатый». Книжка – малышка. Создание коллажей к тематическим неделям. |
плакат (театральный, торговый, политический) | «Театральная афиша». Выпуск стенгазет. «Визитная карточка города – герб» | |
прикладная графика или промышленная (пригласительные билеты, открытки, марки и т.д.) | Поздравительные открытки, пригласительные билеты декорации к праздникам, оформление групп, участков. | |
станковые рисунки и гравюра, | Печатанье, штампы. | |
уникальная(рисунки, эскизы, наброски, зарисовки) | Художественно – творческая деятельность детей. |
Приложение № 1
Карты для практической работы участников мастер-класса.
1 младшая группа (с 2 до 3 лет)
2 младшая группа (с 3 до 4 лет)
Изображение предметов округлой формы.
| Изображение предметов прямоугольной формы.
| ||||
Предметы из комбинации подобных форм.
| Несложные сюжетные композиции.
|
Средняя группа (от 4 до 5 лет).
Создание контура предмета, правильное закрашивание. | Предметы, состоящие из комбинации разных форм. |
Изображение позы, движения, жестов. | Передача разного выражения лица. Желание дополнять рисунок различными деталями. |
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Создание линейного контура предмета, закрашивание по форме. | Регулирование нажима на карандаш. |
Создание наброска и вспомогательных схем графическим карандашом. | Освоение способа работы новыми материалами, штриховка. |
Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)
Создание эскизов графическим карандашом. Умение строить композицию рисунка. | Разные виды штриховки. |
Работа пером и тушью. | Освоение способа работы графическими материалами: штриховка, тушевка, нажим. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла
В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...
Мастер-класс: «Инновационная деятельность в ДОУ по формированию здорового образа жизни»
Мастер-класс проведен для воспитателей ДОУ на РМО...
Мастер-класс по ознакомлению педагогов с нетрадиционной техникой рисования на стекле «Художественный витраж»
Цель: Способствовать повышению профессионального мастерства педагогов через использование нетрадиционных техник рисования.Задачи:Образовательные:1. Донести до педагогов важнос...
Мастер-класс для молодых педагогов "Здоровый образ жизни - личный успех каждого"
В данном мастер-классе представлены основные компоненты здорового образа у дошкольников. Для молодых педагогов подобран материал и нормативно-правовые материалы, с которыми можно ознакомиться через QR...
Мастер класс по ИЗО "Точки и линии Яёи Кусама"
Мастер клас предназначен для воспитателей и педагогов ИЗО...
МАСТЕР-КЛАСС: «Формирование у педагогов здорового образа жизни»
МАСТЕР-КЛАСС: «Формирование у педагогов здорового образа жизни»...
Мастер класс для молодых специалистов (по линии наставничества).
Мастер – класс для молодых специалистов В год наставничества провела мастер – класс с начинающими педагогами. С целью оказания помощи молодым специалист...