«Влияние на развития творческих способностей детей по нетрадиционной изо деятельности.»
консультация по рисованию на тему
В связи с введением в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования модернизируется сама система образования в России; идет поиск эффективных путей, средств и методов развития детского изобразительного творчества; появляются новые вариативные педагогические программы и технологии; меняются точки зрения на проблему художественного развития и условия формирования художественных способностей; появление новых художественных приемов и техник.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rmo.docx | 33.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему:
«Влияние на развития творческих способностей детей по нетрадиционной изо деятельности.»
Подготовила воспитатель
МБДОУ ДС № 28
Бажанова А.Ф.
Цель - развивать умения видеть свои работы, фантазировать, создавать интересные композиции. Развитие яркой индивидуальности ребенка, оригинальности в творчестве..
В связи с введением в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования модернизируется сама система образования в России; идет поиск эффективных путей, средств и методов развития детского изобразительного творчества; появляются новые вариативные педагогические программы и технологии; меняются точки зрения на проблему художественного развития и условия формирования художественных способностей; появление новых художественных приемов и техник.
Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Оно позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.
Рисование для детей – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать ребенка, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. При действии кисточкой и красками работают пальцы – развивается мелкая моторика рук, а значит, улучшается развитие речи.
В практике с дошкольниками мною применяются классические и неклассические (нетрадиционные) техники рисования.
Классическими принято называть техники, которые определены в соответствии с используемым материалом (карандаши, фломастеры, гуашь, акварель и др.), способствующие решению программных задач. Нетрадиционные техники связаны с использованием различных нетрадиционных для рисования материалов и инструментов (расчески, трубочки, печатки, мыло, соль, манка и др.).
Анализ собственного опыта работы и опыта других педагогов позволил сделать вывод о необходимости использования в комплексе традиционных и нетрадиционных техник рисования, так как первые помогают решить задачи в соответствии с образовательной программой, а последние дают ощущение новизны и повышают интерес к изобразительной деятельности.
В работе с детьми по нетрадиционному рисованию используются следующие материалы:
- поролон;
- зубные щетки;
- нити;
- песок;
- соль;
- манку;
- листья деревьев, кустарников;
- пластилин и др.
В процессе работы также применяю бросовый материал как изобразительное средство:
- бусины;
- пуговицы;
- пробки и т.д.
Использую разные техники и приемы нетрадиционного рисования:
- рисование пальчиками рук;
- ладошками;
- водой;
- поролоном;
- набрызги (с помощью зубной щетки);
- кляксография;
- монотипия.
Нетрадиционные техники и приемы рисования благотворно влияют на состояние детей, а также развивают их творчество. Дети изображают свое мастерство свободно, ярко, неповторимо. Каждый ребенок незаметно для себя старается наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать.
Из практической деятельности замечено, что те дети, которые хоть один раз поработали с нетрадиционными приемами рисования, никогда уже не расстаются с ними. Нетрадиционное рисование играет важную роль в развитии ребенка. Ведь главное не конечный результат, а развитие личности и его здоровья: формирование уверенности в себе, своих способностях в творческой деятельности. Ведущая роль в становлении личности ребенка, формирование его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики дошкольника связана высокая сила воздействия на него искусства – явления эмоционально - образного по своей сути.
Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых всем предметов в качестве художественных материалов. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновение», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги с помощью нетрадиционного рисования.
Использования различных изобразительных материалов развивают образное и пространственное мышление, ловкость рук и точность глазомера. Оказывают активное педагогическое воздействие на развитие изобразительных творческих способностей детей через изобразительную деятельность.
Поощряю стремления детей дополнить, изменить, преобразовать уже знакомое, создать новую комбинацию из освоенных старых элементов, подвожу к самостоятельным поискам, развиваю стремление находить оригинальные приемы решения творческих заданий. Стараюсь направлять и развивать скрытые возможности детей к индивидуальной манере исполнения работы – индивидуальному почерку. Любой ребенок выражает свои мысли, переживания, эмоции, тем самым учится воображать, думать, фантазировать.
Используя инновационные методы обучения стараюсь, чтобы для ребенка изобразительное искусство стало радостным, вдохновенным трудом, к которому не нужно принуждать. Такое оригинальное обучение расковывает творческие возможности , позволяет почувствовать используемый материал (вата, соль, свеча, краски, листочки, и т.д.), их характер и настроение.
Рисование помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире. Детство держит в своих слабых пальцах истину, которую не могут удержать люди своими мужественными руками и открытие которой составляет гордость дальнейших лет.
Будучи на прямую связанным с важнейшими психическими функциями (зрением, двигательной координацией, речью и мышление), рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой. Наконец, рисование – это важный информационный и коммуникативный канал.
Для успеха в образовательном процессе нужна постоянная заинтересованность родителей воспитанников и их тесное сотрудничество.
В нашем ДОУ организована постоянно действующая выставка, а также периодические тематические выставки совместных работ детей и родителей.
Развитие творческих способностей дошкольников в изо деятельности в соответствии с требованиями ФГОС. «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности ребенка» Аристотель Творчество (креативность) - активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное. Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Современное дошкольное образование нацелено на введение ребёнка в широкое социально-культурное пространство, поэтому художественно-эстетическое воспитание становится чрезвычайно важным для развития ребёнка, начиная с раннего возраста. Согласно ФГОС ДО, образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» определяет задачи развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира, природы, становления эстетического отношения к окружающему миру, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. По мнению ряда современных психологов, лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. «Рисование,- отмечает Л.С. Выготский ,- является типичным творчеством раннего возраста, особенно дошкольного. Освоение возможностей изображения имеет для ребёнка особое значение: в нём объединяются главные проявления его творческой индивидуальности - эмоциональное, интеллектуальное, и деятельностное (практическое)». Занятия изодеятельностью способствуют развитию воображения, наблюдательности, художественного, наглядно-образного и словесно-логического мышления и памяти детей, умению эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках. Занятия по рисованию в детском саду могут и должны стать встречей с прекрасным: природой, человеком, миром искусства. Для того, чтобы дети почувствовали красоту, необходимо превратить занятие в любование и привлечь к этому все органы чувств.Чем больше органов чувств участвуют в восприятии окружающего мира, тем полнее будут представления, более глубоким познание. В процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) ребенок испытывает разнообразные чувства. Но самое главное - создавая изображение, ребенок не только приобретает различные знания, умения, но и формируется его ценностное отношение к миру, к окружающей его социальной и культурной среде, к своей индивидуальности, углубляется его эстетическое восприятие мира. Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию. Художественное творчество - один из любимых видов детской деятельности. Развивать творческие способности дошкольника – задача взрослого. А это значит, что руководство изодеятельностью требует от воспитателя переориентироваться в выборе методов организации занятий по разным видам деятельности детей: перейти от репродуктивных методов к творческим, исследовательским. Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования. Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними. Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы .А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности. Учитывая важность развития творческих способностей в раннем возрасте, необходимо использование в педагогической деятельности новых подходов к решению этого вопроса. Для достижения цели ставим следующие задачи: 1. Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования, сочетая различный материал и технику изображения, самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения, технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования, понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от творческой работы. 2. Развивать детское творчество и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности, умение ориентироваться на листе бумаги. 3. Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образы. 4. Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка. Для того чтобы изобразительная деятельность на занятиях проходила наиболее эффективно, нужно придерживается принципа интегральности, который заключается в том, что детям предлагаются темы занятий, которые могут совместить разные области науки, искусства. Также следует создать психологические условия, чтобы сформировать у ребёнка чувства собственной безопасности, раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми их творческих начинаний. Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы ,и, конечно, не следует забывать про наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними .Всё это помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творческую деятельность. Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Обратимся к современной классификации методов, авторами которой являются И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин. Для развития детского творчества можно применить следующие методы обучения:1) информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя; 2) репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой; 3) эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно; 4) исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и фантазию и творчество. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую - либо часть, а всю работу. Но, следует заметить, что во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть: - игра, которая является основным видом деятельности детей; - сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие; - просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми; - живая, эмоциональная речь воспитателя. Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения. Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Для каждого возраста придерживаемся разных вариантов приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному. Так для детей младшего дошкольного возраста подходит пальцевая живопись. Если говорить научным языком, это один из видов нетрадиционных техник рисования, представляющий собой рисование красками при помощи пальцев (одного или нескольких) или всей ладони. Автором картины может стать любой человек, не зависимо от возраста, пола, профессии и социального статуса. Раскрытие творческих способностей идет в обход сознания человека по короткому пути – «сердце - кончики пальцев».Наукой доказано, что пальцевая живопись оказывает терапевтический эффект. Это, безусловно, так, творческие люди меньше болеют, легче справляются со стрессовыми ситуациями, так как во время творческого акта происходит трансформация негативных мыслей и эмоций в созидательные чувства, которые находят материальное воплощение в картине. Терапевтический эффект наблюдается не только в момент создания полотна (нормализация пульса и артериального давления, антистрессорный эффект, гармонизация внутреннего состояния), но и в последующем, являясь мощной позитивной доминантой. Как заверяют психологи, у ребенка этот процесс стимулирует развитие свободы мысли, воображения. Дети в большей степени стремятся заявить о себе, показать свое «Я» окружающим, преодолевать препятствия и решать разнообразные проблемы. В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев, кисти), зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей. Существует несколько приемов рисования в технике пальцевой живописи: рисование ребром ладони, ладошкой, пальчиком. Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками . В этом возрасте они легко справляются с рисованием методом тычка.Для этого достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку, опустить в краску и точным движением сверху вниз делать тычки по альбомному листу, в соответствие с задуманным рисунком. С удивлением и восторгом дети воспринимают такую технику, как проступающий рисунок. Это смешанная техника рисования различными материалами. Основная цель - ознакомиться со свойствами и особенностями материалов. Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами(мелками), затем, поверх рисунка наносится акварель. Акварельные краски скатываются с рисунка и он проявляется. Осенью, гуляя в парке с детьми, можно собрать листья различной формы, окраски. Используя технику печати листьями можно создавать различные композиции букетов, деревьев и т.д. В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные техники, такие как кляксография, когда в отпечатке обычной кляксы можно увидеть разнообразие сюжетов и образов. Далее следует предложить технику монотипии (получения изображения путем перевода его с одной поверхности на другую, т.е. оттиск изображения). Монотипия – уникальная техника, сочетающая в себе качества эстампа (оттиска на бумаге с печатной формы - матрицы), живописи и рисунка. Её можно назвать и графической живописью, и живописной графикой. Существует ещё одна разновидность данной техники - монотипия пейзажная, когда для её выполнения лист бумаги складывается вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). С удовольствием и нескрываемым восторгом дети выполняют рисунки в технике граттаж (рисование на восковой основе).Это способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью .В дальнейшем можно несколько разнообразить эту технику и получить цветной граттаж. Сначала протонировать лист бумаги цветной акварелью, а затем нанести воск и тушь. Тогда штрихи будут цветными. Хотите изобразить праздничный салют? Тогда на бумагу следует нанести цветные пятна акварелью, затем слой воска, слой туши. Теперь процарапать рисунок. И вот уже темное ночное небо расцвело красными, зелеными, синими огнями. Это лишь несколько вариантов применения нетрадиционных форм в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Именно в свободной изобразительной деятельности выражается и развивается наиболее заметно уровень творческих способностей ребёнка. Применение нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно.
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально- благоприятное отношение к деятельности у детей. Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы все условия, которые используются в полном объёме. Работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима. «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ педагогической деятельности: «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»
Задачи:uприобщение детей к театральному искусству;uобогащение и активизация словаря детей;uстимулирование желания искать выразительные средства для создания игрового образа (мимика, движения, жесты, и...
Проект «Влияние живописи и музыки на развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности»
В проекте отражены совместный план и формы работы по развитию творческих способностей детей посредством музыки и живописи...
Городской семинар. Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами театрализованной деятельности. Мастер класс "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность в условиях билингвальной среды"
программа модульного практико-ориентированного семинара для педагогов муниципальных дошкольных образовательных организации города Улан-Удэ Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников с...
Нетрадиционные техники аппликации и её влияние на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.
Нетрадиционные техники аппликации и её влияние на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста....
«Совместная деятельность воспитателя и специалистов в дошкольном учреждении по развитию творческих способностей детей в досуговой деятельности»
Совместная деятельность воспитателя и специалистов в нашем дошкольном учреждении по развитию творческих способностей детей в досуговой деятельности строится по нескольким направлениям:Совместная деяте...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТРУДА «Творческая мастерская» ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА "СОЛНЫШКО"...