Нетрадиционная техника рисования для развития детского творчества с 6-7 лет
методическая разработка по рисованию на тему

Чебыкина Наталья Борисовна

Сегодня мне хотелось бы поделиться с вами опытом работы по теме: "Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей 6-7 лет"

Как известно, рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. В. А. Сухомлинский писал«Общение с искусством – одна из больших радостей жизни».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon netraditsionnaya_tehnika.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа на тему: «Нетрадиционная техника рисования для развития детского творчества с 6-7лет».

Пояснительная записка. 


Актуальность:
Программа разработана для воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, развитие мышления, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей. Развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности . Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. 
Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных художественных техник рисования, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развитию творческого потенциала. Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании также способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности. 
При реализации программы ежемесячно организуются выставки работ детей.

 Цель: 
Создание условий для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребенке, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность. 
Задачи: 
1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними. 
2. Побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе техники нетрадиционного рисования. 
3. Развивать у детей художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание, устойчивый интерес к художественной деятельности. 
4. Формировать у детей умения и навыки, необходимые для создания творческих работ. 
5. Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом и творческую самореализацию.

 
Возраст детей, участвующих в реализации рабочей программы подготовительная  группа(6-7 лет) .


Срок реализации: программа рассчитана на 1 год обучения. 

Форма и методы реализации программы:
-Групповая и индивидуальная работа с детьми;
-Выставки творческих работ в группе и в ДОУ; 
-Тематические развлечения;
-Мастер-классы с педагогами и родителями;
-Консультации для родителей и педагогов;
-Родительские собрания с использованием ИКТ;
-Публикация информации на сайте ДОУ;
-Оформление предметно-окружающей среды. 

 


Методическое обеспечение программы:– словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ) ; 
– наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки) ;
– метод наблюдения (экскурсии, прогулки, походы) ;
– игровые (дидактические, развивающие, подвижные) ;
– метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание) .


Программа обеспечивается 
все образовательные области:

  • Социально-коммуникативное развитие 
  • Познавательное развитие
  •  Речевое развитие 
  • Художественно-эстетическое развитие 
  • Физическое развитие 


Предполагаемый результат реализации программы:

-Инициативность;
-Самостоятельность;
-Любознательность;
-Наблюдательность;
-Воображение, фантазия, образное мышление;
-Творческие способности;
-Склонность к экспериментированию;
-Способность к принятию решений.

Методики для диагностики.

Методика «Круги»

Цель: выявление творческих способностей

Задание:

Ребенку предлагается лист с 20 нарисованными кружочками диаметром не менее 2 см и дается задание: «Преврати кружочки в какие-нибудь необычные предметы (нарисуй их, используя эти круги)». На выполнение задания дается 5 мин

Методика »Дорисуй»

Цель: выявление творческих способностей.

Задание:

Ребенку предлагается лист ,на котором изображены разные фигуры. Нужно превратить данные фигуры в предмет. На задание дается 5 мин.

Изучение особенностей творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе констатирующего эксперимента позволило получить качественные характеристики творческих способностей и выделить три качественно различных уровня их сформированности: низкий, средний, высокий. Качественные характеристики уровней творческих способностей.

Низкий уровень – потребность в пополнении знаний, умений и навыков не проявляется. Отсутствует познавательный интерес к творческой деятельности. Дошкольники низкого уровня творческой деятельности не стремятся к выполнению заданий нестандартного характера. В процессе творческой деятельности такие дети не проявляют высокой умственной деятельности, склонны к репродуктивной деятельности. От заданий на перенос знаний, умений на новые ситуации отказываются. При возникновении трудностей преобладают отрицательные эмоции. Не могут порой и не желают преодолевать трудности в поисках способов деятельности. Живая эмоциональная реакция на задания творческого характера почти всегда отсутствует.

Средний уровень – потребность в пополнении знаний, и навыков проявляется редко. Познавательный интерес не постоянен, ситуативен. Неустойчивый интерес к творческой деятельности. Дошкольники среднего уровня развития творческих способностей стремятся к выполнению заданий нестандартного характера, но решить их самостоятельно могут редко, необходима помощь взрослого. В процессе специфической деятельности они стремятся проявлять умственную активность: могут находить новые способы или преобразовать известные им, придумывать интересные идеи, при сильной заинтересованности осуществляют поиск нового решения. Преодолевают трудности только в группе со сверстниками или с помощью взрослого. В случае получения искомого результата испытывают радость.

Высокий уровень – стремятся постоянно удовлетворять потребность в пополнении знаний, умений и навыков. Устойчивый познавательный интерес. Всегда самостоятельны в выполнении работ творческого характера. Часто предлагают оригинальные решения. Поиск ответа на нестандартные задания, как правило, завершается успешно.

Показатели

Высокий

Средний

Низкий

Маша

+

Катя

+

Вася

+

Петя

+

На основании полученных результатов данного эксперимента можно сделать следующий вывод: в экспериментальной группе высокий уровень развития творческих способностей показал 1 ребенок Катя. Девочка всегда очень активна. Живо откликается на все, что привлекает ее внимание. Любая, даже самая скучная информация, способна увлечь ее. Любит общаться со взрослыми. Главный мотив такого общения – получение информации о мире явлений и предметов. Задает много вопросов. Любит поиск решений. Особенно интересны нестандартные задания. Успех побуждает выбирать трудные задания, но при неудачах интерес к ним не ослабевает, а растет. Все задания выполняет самостоятельно. Очень редко обращается за помощью. У девочки высокая степень ответственности. Начатую работу доводит до конца. Хорошо развито воображение. В изобразительной, конструктивной, сочинительской деятельности преобладают обычно оригинальные решения. Сюжеты ее работы разнообразны. Проявляет интерес к рисованию, музыке. С удовольствием участвует в мероприятиях и может продемонстрировать свои исполнительские способности. В группе высокий уровень творческой деятельности показал тоже один ребенок Вася. Все вышесказанное о Кате можно также сказать и о Васе . Оба ребенка проявили высокую творческую деятельность на занятии, были активны и ответственны, проявили инициативность, повышенную эмоциональность, интерес к творческой деятельности. Рисунки этих детей отличаются оригинальностью, содержание замысла было доведено до образа. Средний уровень творческой деятельности в экспериментальной группе показал Петя.  Мальчик подвижный, эмоциональный. В общении со взрослыми еще может контролировать свои эмоции, в общении со сверстниками нередко ведет себя развязано. Предпочтительный вид деятельности – игра. Любит игровые и занимательные формы работы на занятиях. Удачное преодоление трудностей при выполнении заданий вызывает радость, энтузиазм, стремление попробовать свои возможности в более трудном задании. Но при первой же неудаче охладевает к выполнению задания, хотя и берется за него с энтузиазмом. Не всегда может самостоятельно поставить цель деятельности, удерживать ее. Планирование деятельности вызывает затруднения. Не всегда активен на занятиях. Однако в свободное от занятий время пытается себя проявить. Всегда живо откликается на то, что привлекает его внимание. Охотно берется за работу, но в его творческой деятельности преобладаю стереотипы. Часто не уверен в себе. Любит выполнять задания, работу либо в паре, либо в группе. Очень редко может быть лидером в группе детей своего уровня. Любит конструировать, но творчество проявляет недостаточно. Хотя его поделки разнообразны Типичный представитель группы детей с низким уровнем творческой деятельности – Маша. Девочка пассивная, медлительная. С трудом сосредотачивает свое внимание. На занятиях чаще всего вяла и апатична. Очень трудно переключается с одного вида деятельности на другой. Трудно привыкает к другому виду деятельности и обстановке. В числе последних улавливает суть заданной проблемы, при поиске использует только известные решения. Не стремиться к самостоятельному поиску ответов на вопросы. При первой же неудаче отказывается от дальнейших стремлений найти решение. В случае непонимания не задает вопросы, а в ответах и действиях обычно подражает другим детям. Не проявляет самостоятельности и инициативы.

Чебыкина Наталья Борисовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей"

Рисование - язык внутренне­го мира маленького ребенка.Дети любят рисовать, потому что рисование доступно.Они рисуют пальчиками, ладошками, мелками, пастой на зеркале, водой…То есть всем тем, что о...

Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества дошкольников

Статья об использовании нетрадиционных техник рисования на занятиях в ДОУ....

Мастер - класс для родителей «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»

Расширить знания родителей в вопросах об использовании нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей....

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»...

Мастер – класс для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии художественного творчества детей. Применение методики Погодиной С.В.»

laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, че...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»

расширить знания педагогов в вопросах об использовании нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей....

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ«Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»Цель: расширить знания педагогов в вопросах об использовании...