Проект «Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства».
проект (старшая, подготовительная группа) по теме
Тема проекта: «Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства».
Проект разработан: Алексеенко Галина Михайловна, воспитатель
Паспорт проекта
Тип проекта: информационно-практический
Продолжительность проекта: долгосрочный
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги групп, родители воспитанников.
Образовательная область: художественно-эстетическое творчество.
«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено,
что народ пронес через столетие».
Б. М. Немецкий.
Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А. П.Усова, Т. С.Комарова, Т. Я.Шпикалова, Н. Б.Халезова, Т. Н.Доронова, А. А.Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском дошкольном учреждении.
За годы работы в детском саду мы убедились, что декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития ребенка дошкольного возраста, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Ведь декоративно-прикладное искусство - составная часть этого опыта, а народное творчество-источник чистый и вечный, оно идет от души. Душа народная добра и красива, именно поэтому необходимым условием развития личности является использование народного искусства в работе с детьми.
Выбранная мной тема актуальна, так как произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей дошкольного возраста: в развитии их воображения , фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2.docx | 493.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образованием Администрации города Юрги
«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«ДСКВ №31 «Берёзка»
«Декоративно-прикладное искусство»
Проект разработан:
Алексеенко Галина Михайловна,
воспитатель высшей квалификационной категории
Управление образованием Администрации города Юрги
«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«ДСКВ №31 «Берёзка»
«Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства».
Проект разработан:
Алексеенко Галина Михайловна,
воспитатель высшей квалификационной категории
Содержание
- Паспорт проекта……………………………………....... 3
- Актуальность.....................................................................3
- Цели и задачи проекта...................................................... 4
- Условия реализации проекта............................................5
- Формы работы....................................................................6
- Ожидаемый результат…………………………………....6
- Реализация проекта по этапам..........................................7
- План реализации проекта...................................................8
- аключение............................................................................10
- Библиографический список……………………………....11
- Приложение …………………………………….................12
Тема проекта: «Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства».
Проект разработан: Алексеенко Галина Михайловна, воспитатель
Паспорт проекта
Тип проекта: информационно-практический
Продолжительность проекта: долгосрочный
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги групп, родители воспитанников.
Образовательная область: художественно-эстетическое творчество.
«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено,
что народ пронес через столетие».
Б. М. Немецкий.
Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А. П.Усова, Т. С.Комарова, Т. Я.Шпикалова, Н. Б.Халезова, Т. Н.Доронова, А. А.Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском дошкольном учреждении.
За годы работы в детском саду мы убедились, что декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития ребенка дошкольного возраста, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Ведь декоративно-прикладное искусство - составная часть этого опыта, а народное творчество-источник чистый и вечный, оно идет от души. Душа народная добра и красива, именно поэтому необходимым условием развития личности является использование народного искусства в работе с детьми.
Выбранная мной тема актуальна, так как произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей дошкольного возраста: в развитии их воображения , фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ.
Проблема:
Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек.
И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством. Поэтому я перед собой поставили цель:
Цель:
• Развитие художественно- творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством: дымковской, хохломской, городецкой, гжельской росписью.
• Учить детей составлять узоры по мотивам народных росписей, используя разнообразные приёмы рисования и получать удовольствия от своей работы.
• Научить детей ориентироваться в различных видах росписи.
Развивающие:
• Развивать познавательную активность детей.
• Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
• Развивать художественно - творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к декоративно-прикладному искусству, к народному творчеству, уважение к работе народных мастеров.
• Воспитывать эстетические и этические чувства.
Объект: процесс формирования и развития основ художественной культуры ребенка через народное декоративно – прикладное искусство.
Предмет: декоративно – прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей.
Гипотеза:
Если в работе с дошкольниками для развития художественно – творческих способностей использовать декоративно – прикладное искусство, то это будет способствовать повышения уровня развития эстетического вкуса у детей, а также воспитанию патриотических чувств.
Условия реализации проекта:
• Интеграция работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;
• Активное включение детей в различные виды деятельности: продуктивную, игровую, художественно – речевую, коммуникативную;
• Учет индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов детей;
• Использование разнообразных методов и приемов работы с детьми;
• Бережное, уважительное отношение к детскому творчеству; создание положительного эмоционального климата на занятиях художественно-творческой деятельности;
• Создание эстетически-развивающей среды.
Чем разнообразнее условия, в которых протекает изобразительная деятельность, а также материалы, с которыми действуют дети, тем интенсивнее развиваются детские художественно-творческие способности.
Для повышения интереса в работе использую различные
Методы и приемы:
•Наглядный (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц и др. наглядных пособий).
•Словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения).
• Практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий.
• Эвристический (развитие находчивости и активности).
•Метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе).
• Мотивационный (убеждение, поощрение).
•Жест руки (ребенок показывает элементы узора, дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).
Методическое обеспечение проекта:
•Предметно-развивающая среда: выставки по каждой теме, подготовка материала.
•Включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей.
•Создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения.
• Моральное поощрение инициативы и творчества.
• Продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности.
• Регулирование активности и отдыха (расслабления) .
Формы работы с детьми в процессе реализации проекта:
• Индивидуально-творческая деятельность .
• Учебно-игровая деятельность: (игры, беседы, познавательная деятельность).
•Рассматривание иделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, таблиц.
• Просмотр видеофильмов.
•Роспись шаблонов дымковской, хохломской, городецкой, гжельской росписью.
•Заучивание считалок, закличек, прибауток, стихов.
•Дидактические игры.
• Самостоятельная творческая деятельность детей.
• Выставка детского творчества.
Формы работа с родителями по реализации проекта:
•Папки-передвижки .
• Консультации, рекомендации.
• Обогащение предметно-развивающей среды.
Формы работы с педагогами по реализации проекта:
• Методические рекомендации.
•Консультации.
•Открытые занятия.
Ожидаемый результат с детьми:
•Знают и называют знакомые виды декоративно-прикладного искусства.
•Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходства и различия.
•Умеют создавать узоры по мотивам народных росписей, используя разнообразные приёмы рисования.
•Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях.
Результат:
• Оформление альбома «Виды росписей».
•Оформление мини-музея народного декоративно-прикладного искусства «Город мастеров»
•Выставка детских творческих работ «Ярмарка талантов»
•Презентация проекта в видеофильме для родителей и педагогов.
Этапы проведения и реализации проекта:
- Подготовительный этап (сентябрь)
- Основной этап (октябрь – апрель)
- Заключительный (май)
Реализация проекта по этапам:
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 этап | 1.Поиск, анализ, систематизация имеющейся литературы по декоративно-прикладному искусству, 2. Разработка планирования по изобразительной и продуктивной деятельности. 3. Подбор и подготовка наглядного материала и технического обеспечения . | Рассматривают иллюстрации по декоративно-прикладному искусству; Закрепляют знания о характерных признаках, особенностях узоров и элементов. |
2 этап | 1. Организация деятельности детей: Проведение НОД по художественно-эстетическому развитию на основе метода интеграции. • Познавательная, • Речевая, • Художественно-эстетическая, • Физическая, •Социально-коммуникативная. 2. Совместная работа с родителями. Пополнение и обогащение предметно-развивающей среды в группе. Папки-раскладушки по народному декоративно-прикладному искусству. Консультации, рекомендации. 3. Совместная работа с музыкальным руководителем. | Принимают активное участие в изобразительной и продуктивной деятельности. Заучивают стихи, заклички. Учавствуют в беседах о декоративном-прикладном искусстве. Знакомятся с новыми народными играми, дидактическими играми по ДПИ. Рассматривание фотоальбомов, открыток совместно с детьми. Прослушивание русских народных песен, разучивание песни «Гжель», хороводных игр. |
3 этап | 1.Создание альбома «Виды росписей». 2.Оформление мини-музея декоративно-прикладного искусства «Город мастеров». | Принимают активное участие в создании выставок , в оформлении мини-музея. |
План реализации проекта:
Заключение:
По окончании данного проекта у детей развились такие качества, как: эстетический вкус, умение определять виды промыслов, умение создавать рисунок, используя цветовое сочетание. Самостоятельно выбирать элементы орнамента при создании композиции.
Проект позволил расширить и углубить знания и использовать приобретенные навыки и умения в повседневной жизни и выполнении продуктивной деятельности.
Библиографический список
1. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Москва. Просвещение, 1998.
2.Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. Москва. Педагогика, 1983.
3.Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников. Москва.
Педагогическое общество России, 2005.
4. Комарова Т.С. Дети в мире творчества . Москва. Мнемоина, 1995.
5. Соломенникова О. А. Радость творчества. М. : Мозаика-Синтез, 2008.
6. Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Дымковская игрушка.
Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М. : Мозаика, Синтез,
7. Шпикалова Т. Я., Величкина Г. Я. Городецкая роспись. 2005.
Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М. :Мозаика, Синтез,
2005.
8.Шпикалова Т. Я., Величкина Г. Я. Хохломская роспись.
Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М. :Мозаика, Синтез,
2005.
9. Шпикалова Т.Я., Величкина Г.Я. Сказочная Гжель.
Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.:Мозаика - Синтез,
2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект эстетического содержания «Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства» (гжельская, хохломская росписи)
Творческий проект эстетического содержания с детьми старшего дошкольного возраста, направленный на развитие художественного творчества средствами ДПИ. Цель данного проекта: формирование у детей ...
«Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства»
Отчет по творческому проекту эстетического содержания на тему:...
Проект «Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами мультипликационного кино »
Мы живем в современном мире, где нас всюду окружают инновационные технологии. Мы постоянно сталкиваемся с мультимедийными объектами- большую часть из которых занимает телевизионная систе...
Проект «Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства"
Развитие творческих способностей детей требует обновления содержания образовательной деятельности, поиска новых подходов. Актуализируется проблема создания дополнительных условий для адапт...
Творческая работа на тему: «Развитие художественного творчества детей среднего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства (Ознакомительное занятие по рисованию на тему «Филимоновская игрушка»)»
Важное место в современном воспитании детей принадлежит художественно-эстетическому развитию.Творчество в детстве , несет в себе огромную роль в развитии и ребенка . Через творчество, ребенок зн...
Развитие художественного творчества детей среднего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства
Паспорт проектаТворческий проект эстетического содержания на тему: «Развитие художественного творчества детей среднего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства» (г...
«Русское народное декоративно-прикладное искусство в развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста»
ПРОЕКТ Тема: «Русское народноедекоративно-прикладное искусство в развитиехудожественного творчествадетей старшего дошкольного возраста»...
- Мне нравится (1)