"Кляксы,кляксы,клякы"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
В течении почти целого столетия детское рисование привлекает к себе
внимание многочисленных исследователей.
Философы, историки и искусствоведы стремятся через детские рисунки заглянуть в истоки творческой художественной деятельности человека.
Педагоги обсуждают проблемы в обучении детей рисованию, ищут пути обучения. Дошкольное детство-очень важный период в жизни детей. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне., копируя окружающий мир ,они изучают его. Чем разнообразнее детская деятельность ,тем лучше развивается ребенок.
В дошкольном возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя ,который открывает для себя окружающий мир. И перед нами стоит задача помочь ему в этом , научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения. Это и рисование пальчиками ,рисование методом тычка, монотипия, раздувание краски. С одним из этих методов я познакомила детей своей группы, это метод клякс графии. Детям было очень интересно, они познакомились и овладели еще одним из видов нетрадиционного рисования.
Кляксография
Основой данной техники рисования является клякса. В понимании многих клякса ассоциируется с неряшливостью, неаккуратностью. Поэтому задачей педагога является сделать кляксографию обучающим, развивающим средством в художественно-творческой деятельности детей. Задачей данного вида рисования является понимание детьми симметричности-зеркального оттиска половинки рисуемого объекта.
Тема: «Кляксы, кляксы, кляксы»
Цели :
1.Познакомить детей с таким способом изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности.
2.Формировать умение передавать силуэтное отражение, отрабатывать навыки работы красками и кистью.
Образовательные задачи:
Обучающие:
1.Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами.
Развивающие:
- Развивать творчество, фантазию, воображение.
- Развить глазомер, координацию.
Воспитательные:
1. Воспитывать эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства.
2.Воспитывать сопереживание.
3.Воспитывать интерес к данному виду рисования.
4.Поощрять детское творчество, инициативу.
Предшествующая работа:
1.Чтение художественной литературы: Н.Н.Носов «Про кляксу»
2.Дидактическая игра «Угадай пару»
3.Упражнение игра «Незаконченный рисунок» -развитие фантазии и образного мышления.
4.Упражнение: Найди на листе с изображением предметов два одинаковых (развитие внимания, быстроты реакции, аналитического мышления)
5.Игра «Минутка» . Два одинаковых на первый взгляд рисунка-найти различия.
6.Игра «Силуэт»
7.Рассмотреть с детьми графические формы детского рисунка.
8.Просмотр мультфильма (1969г выпуска) – «Мы ищем кляксу».
Материал для занятия:
- Альбомный лист, размер А-4
- Дополнительный лист для тренировочного упражнения;
- Гуашь;
- Набор фломастеров;
- Кисть;
- Салфетка;
- Перо, баночка с тушью;
- Готовые работы по кляксографии для образца.
Конспект
1.Организационная часть
Педагог. Ребята ,а вы знаете что такое клякса?
Предположения детей.
Педагог:
Клякса-это след, пятно, оставленные чернилами, краской. Вы уже знакомы с шариковой ручкой, которой пишут в школе, пользуются взрослые на работе и дома. Писать такой ручкой удобно, она не оставляет неаккуратных пятен на листе бумаги. До ее изобретения люди писали пером, обмакивая его в чернила- особую окрашенную жидкость. Слово чернила образовалось от слова черный, то есть оставляющий видимый след. Первые чернила были черного цвета, а потом научились делать их цветными. Для их изготовления использовали разные вещества: сажу, которая оседала на стенках печи при сгорании дров, сок некоторых растений. На Руси тоже было известно много разных способов изготовления чернил. Их делали даже из кваса и кислых щей, которые несколько дней держали в ржавой железной посуде. Чернила наливали в специальную бутылочку, которая называлась чернильницей. Детям того времени часто снижали оценку за то, что, выполняя работу в тетради пером и чернилами, они делали кляксы.
Чернильная клякса
Начал Тимошка пером рисовать.
Чернильная клякса упала в тетрадь.
Заплакала капля, с обидой сказала:
-Ты так торопился, я кляксою стала.
Тимошка, подумав, ответил:
- не плачь.
И сделал из кляксы голубенький мяч.
Н. Винокуров.
Педагог :
Но оказывается , клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а , наоборот, еще и похвалят. При этом не нужно мучиться с пером и чернилами, а можно использовать разноцветные кляксы из краски. Если сложить листик пополам, на одну сторону накапать несколько капель жидкой краски и плотно прижать другую сторону, то можно получить необычные, причудливые узоры. А потом в полученных кляксах постараться рассмотреть деревья, цветы, водоросли. Для начала пробуем работать с одной краской, потом с несколькими.
Педагог предлагает вниманию детей несколько готовых рисунков, сделанных приемом клякс графии.
Дети тренируются на дополнительном листе бумаги одной краской.
Детям предлагается физкультминутка
«Дети любят рисовать»
Вот мы взяли краски в руки, (руки в замок )
И не стало в доме скуки.
Чтобы было веселей, (хлопки в ладоши)
Яркой краски не жалей!
Это правда!
Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать! (повороты туловища влево - вправо)
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне!
Это что же за зверюшка, (наклон туловища вперёд).
Много ног, одна макушка?
То ли зверь – сороконог, (прыжки на месте)
То ли очередь в ларёк,
Это правда! (хлопки в ладоши).
Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать! (прыжки на месте)
На бумаге, на асфальте, на стене ,
И в трамвае на окне!
Э. Успенский.
2.Практическая часть
1.Сложить лист пополам по длинной стороне и тщательно прогладить линию сгиба, раскрыть лист.
2.Набрать на кисточку побольше краски любого цвета и капнуть на одну половину листа.
3. Сложить лист пополам и хорошенько разгладить.
4.Раскрыть лист, посмотреть, что получилось в результате данных манипуляций.
Обратить внимание детей на то, что пятно на другой половине листа симметрично как отражение в зеркале.
5.Предложить детям всмотреться в то ,что у них получилось и предложить дорисовать свой рисунок.
6.Развивать у детей творческое воображение и фантазию.
Рефлексивный анализ:
Для привлечения внимания детей вначале я рассказала детям историю о кляксе, и небольшой рассказ о происхождении чернил.
Использование нетрадиционных техник в рисовании , позволили создать ситуацию успеха для каждого из ребят, комфортные условия для проявления их способностей и возможностей. Кроме того, свободный выбор краски для работы, способствовал развитию самостоятельности. Получились разные и необычные образы.
Конечно у некоторых детей не все получилось , кто то неправильно использовал в своей работе кисть , краски, в результате получилось много брызг , что привело к неаккуратности. В своей работе я буду больше использовать индивидуальный метод.
Но в целом, на мой взгляд, большинство детей справились с поставленной задачей, им было интересно, и даже очень весело.
Образец своей работы я представила детям в виде коллажа из клякс, это привлекло их внимание. В дальнейшем буду продолжать знакомить детей с другими методами нетрадиционного рисования ,чтобы расширить их кругозор ,а также научить детей применять эти методы для совместного и коллективного творчества.
Заключение
Развитие детской изобразительной деятельности (рисование) выступает как определенная сторона целостного психического развития ребенка, в которой обнаруживаются как общие, так и частные, специфические закономерности. Овладение рисованием является усвоением одного из видов знаковой деятельности и в этом своем качестве должно рассматриваться в контексте общего развития знакового сознания ребенка, в соответствии с формированием других видов знаковой деятельности.
Детское рисование как целостная деятельность, не может быть сведена к проявлению какой- либо одной психической способности. Оно имеет синтетический характер, выражая особенности зрительного восприятия и представлений ребенка, его двигательного развития, его мышления и отношения к действительности. Поэтому очень важно в дошкольном возрасте развивать способности детей , и знакомить их с нетрадиционными методами рисования.
Литература:
1.Арцишевская Н.А. работа психолога с генеративными детьми в детском саду.- Книголюб, 2005
2.Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Наша Родина: пособие для воспитателя детского сада. Просвещение 1984.
3.Журнал «Дошкольное просвещение» №2,:№6,-М.Просвещение 1985,1994
4.Комарова Т.С. Рисование для среднего и старшего возраста из серии «Страна чудес» М.АСТ, 1998
5.Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, (Под редакцией Казаковой Р.Г.)- М.ТЦ Сфера 2004
6.Топалова Е.П. Художники с пеленок-М Айрис-Пресс, 2004
Рисунки детей техника «Кляксография» - старшая группа