"Кляксы,кляксы,клякы"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме

Хабарова Марина Анатольевна

Нетрадиционные техники рисования .Кляксография

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klyaksografiya.docx361.93 КБ

Предварительный просмотр:

В течении почти целого столетия детское рисование привлекает к себе

 внимание многочисленных исследователей.

Философы, историки и искусствоведы стремятся через детские рисунки заглянуть в истоки творческой художественной деятельности человека.

Педагоги обсуждают проблемы в обучении детей рисованию, ищут пути обучения. Дошкольное  детство-очень важный период в жизни детей. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне., копируя окружающий мир ,они изучают его. Чем разнообразнее детская деятельность ,тем лучше развивается ребенок.

В дошкольном возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя ,который открывает для себя окружающий мир. И перед нами стоит задача помочь ему в этом , научить детей  манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения. Это и рисование пальчиками ,рисование методом тычка, монотипия, раздувание краски. С одним из этих методов  я познакомила  детей своей группы, это метод клякс графии. Детям было очень интересно, они познакомились и овладели еще  одним из видов нетрадиционного рисования.

Кляксография 

Основой данной техники рисования является клякса. В понимании многих клякса ассоциируется с неряшливостью, неаккуратностью. Поэтому задачей педагога является сделать кляксографию обучающим, развивающим средством в художественно-творческой деятельности детей. Задачей данного вида рисования является понимание детьми  симметричности-зеркального оттиска половинки рисуемого объекта.

Тема: «Кляксы, кляксы, кляксы»

Цели  :

1.Познакомить детей  с таким способом изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности.

2.Формировать умение передавать силуэтное отражение, отрабатывать навыки работы красками и кистью.

Образовательные задачи:

Обучающие:

1.Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного  изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами.

Развивающие:

  1. Развивать творчество, фантазию, воображение.
  2. Развить глазомер, координацию.

 Воспитательные:

1. Воспитывать эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства.

 2.Воспитывать сопереживание.

3.Воспитывать интерес к данному виду рисования.

4.Поощрять детское творчество, инициативу. 

Предшествующая работа:

1.Чтение художественной литературы: Н.Н.Носов  «Про кляксу»

2.Дидактическая игра «Угадай пару»

3.Упражнение игра «Незаконченный рисунок» -развитие фантазии и образного мышления.

4.Упражнение: Найди на листе с изображением предметов два одинаковых (развитие внимания, быстроты реакции, аналитического мышления)

5.Игра «Минутка» . Два одинаковых на  первый взгляд рисунка-найти различия.

6.Игра «Силуэт»

7.Рассмотреть с детьми графические формы детского рисунка.

8.Просмотр мультфильма (1969г выпуска) – «Мы ищем кляксу».

Материал для занятия:

  • Альбомный лист, размер А-4
  • Дополнительный лист для тренировочного упражнения;
  • Гуашь;
  • Набор фломастеров;
  • Кисть;
  • Салфетка;
  • Перо, баночка с тушью;
  • Готовые работы по кляксографии  для образца.

Конспект

1.Организационная часть

Педагог. Ребята ,а вы знаете что такое клякса?

Предположения детей.

Педагог:

 Клякса-это след, пятно, оставленные чернилами, краской. Вы уже  знакомы с шариковой ручкой, которой пишут в школе, пользуются взрослые на работе и дома. Писать такой ручкой удобно, она не оставляет неаккуратных пятен на листе бумаги.  До ее изобретения  люди писали пером, обмакивая его в чернила- особую окрашенную жидкость.  Слово чернила образовалось от слова черный, то есть оставляющий видимый след. Первые чернила  были черного цвета, а потом научились делать их цветными. Для  их изготовления использовали разные вещества: сажу, которая оседала на стенках печи при сгорании дров, сок некоторых растений. На Руси тоже было известно много разных способов изготовления чернил. Их делали даже из кваса и кислых щей, которые несколько дней держали в ржавой железной посуде. Чернила наливали в специальную бутылочку, которая называлась чернильницей. Детям того времени часто снижали оценку за то, что, выполняя работу в тетради пером и чернилами, они делали кляксы.

Чернильная клякса

Начал Тимошка пером рисовать.

Чернильная клякса упала в тетрадь.

Заплакала капля, с обидой сказала:

-Ты так торопился, я кляксою стала.

Тимошка, подумав, ответил:

- не плачь.

И сделал из кляксы голубенький мяч.

Н. Винокуров.

Педагог :

Но оказывается , клякса может быть и способом рисования,  за который никто не будет ругать, а , наоборот, еще и похвалят. При этом не нужно мучиться с пером и чернилами, а можно использовать разноцветные кляксы из краски. Если сложить листик пополам, на одну сторону накапать несколько капель жидкой краски и плотно прижать другую сторону, то можно получить необычные, причудливые узоры. А потом в полученных кляксах постараться рассмотреть деревья, цветы, водоросли. Для начала пробуем работать с одной краской, потом с несколькими.

Педагог предлагает вниманию детей несколько готовых рисунков, сделанных приемом клякс графии.

Дети тренируются на дополнительном листе бумаги одной краской.

Детям предлагается физкультминутка

«Дети любят рисовать»

Вот мы взяли краски в руки, (руки в замок )

И не стало в доме скуки.

Чтобы было веселей, (хлопки в ладоши)

Яркой краски не жалей!

Это правда!

Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать! (повороты туловища влево -  вправо)

На бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне!

Это что же за зверюшка, (наклон туловища вперёд).

Много ног, одна макушка?

То ли зверь – сороконог, (прыжки на месте)

То ли очередь в ларёк,

Это правда! (хлопки в ладоши).

Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать! (прыжки на месте)

На бумаге, на асфальте, на стене ,  

 И в трамвае на окне!                          

Э. Успенский.

2.Практическая часть

1.Сложить лист пополам по длинной стороне и тщательно прогладить линию сгиба, раскрыть лист.

2.Набрать на кисточку побольше краски любого цвета и капнуть на одну половину листа.

3. Сложить лист пополам и хорошенько разгладить.

4.Раскрыть лист, посмотреть, что получилось в результате данных манипуляций.

Обратить внимание детей на то, что пятно на другой половине листа симметрично как отражение в зеркале.

5.Предложить детям всмотреться в то ,что у них получилось и предложить дорисовать свой рисунок.

6.Развивать у детей творческое воображение и фантазию.

 Рефлексивный анализ:

Для привлечения внимания детей вначале я рассказала детям историю о кляксе, и небольшой рассказ о происхождении чернил.

 Использование нетрадиционных техник в рисовании , позволили создать ситуацию успеха для каждого из ребят, комфортные условия для проявления их способностей и возможностей. Кроме того,  свободный выбор краски для работы, способствовал развитию самостоятельности. Получились разные и необычные образы.

 Конечно  у некоторых детей не все  получилось , кто то  неправильно использовал в своей  работе кисть , краски, в  результате получилось  много брызг , что привело к неаккуратности. В своей работе я буду больше использовать индивидуальный метод.

Но в целом, на мой взгляд, большинство детей справились с поставленной задачей, им было интересно, и даже очень весело.

Образец своей работы я представила детям в виде коллажа из клякс, это привлекло их внимание. В дальнейшем   буду продолжать знакомить детей с другими методами нетрадиционного рисования  ,чтобы расширить их кругозор ,а также научить детей  применять эти методы  для совместного и коллективного творчества. 

Заключение

Развитие детской изобразительной деятельности (рисование) выступает как  определенная сторона целостного психического развития ребенка, в которой обнаруживаются как общие, так и частные, специфические закономерности. Овладение рисованием является усвоением одного из видов знаковой деятельности и в этом своем качестве должно рассматриваться в контексте  общего развития знакового сознания ребенка, в соответствии с формированием других видов знаковой деятельности.

Детское рисование как целостная деятельность, не может быть сведена к проявлению какой- либо одной психической способности. Оно имеет синтетический характер, выражая особенности зрительного восприятия и представлений ребенка, его двигательного развития, его мышления и  отношения к действительности. Поэтому очень важно в дошкольном возрасте развивать способности детей , и знакомить их с нетрадиционными методами рисования.

Литература:

1.Арцишевская Н.А. работа психолога с генеративными детьми в детском саду.- Книголюб, 2005

2.Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Наша Родина: пособие для воспитателя детского сада. Просвещение 1984.

3.Журнал «Дошкольное просвещение» №2,:№6,-М.Просвещение 1985,1994

4.Комарова Т.С. Рисование для среднего и старшего возраста из серии «Страна чудес» М.АСТ, 1998

5.Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные  техники, (Под редакцией Казаковой Р.Г.)- М.ТЦ Сфера 2004

6.Топалова Е.П. Художники с пеленок-М  Айрис-Пресс, 2004

D:\Desktop\рис\бабочка.jpegD:\Desktop\рис\зайц.jpegD:\Desktop\рис\инопланетяне.jpegD:\Desktop\рис\кузнечики.jpegD:\Desktop\рис\маки.jpegD:\Desktop\рис\лошадка.jpeg

Рисунки  детей техника «Кляксография» - старшая группа