Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и рисованию в старшей группе Тема: «Художник-маринист И. К. Айвазовский»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему
Программное содержание:
Познакомить детей с жизнью и творчеством И. К. Айвазовского. Учить детей понимать содержание картины, ее основную мысль и чувства, переданные художником. Продолжить знакомство детей с морским пейзажем. Показать, что изображение изменчивой стихии моря – труднейший мотив живописи.
Совершенствовать навыки рисования акварелью по тонированному листу бумаги.
Продолжать развивать связную речь, побуждать детей использовать в своей речи эпитеты и сравнения. Обогащать словарь детей словами: маринист, соотечественник, репродукция, девятый вал.
Развивать у детей интерес к изобразительному искусству.
Воспитывать эстетический вкус.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ayvazovskiy.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и рисованию в старшей группе
Тема: «Художник-маринист И. К. Айвазовский»
Программное содержание:
Познакомить детей с жизнью и творчеством И. К. Айвазовского. Учить детей понимать содержание картины, ее основную мысль и чувства, переданные художником. Продолжить знакомство детей с морским пейзажем. Показать, что изображение изменчивой стихии моря – труднейший мотив живописи.
Совершенствовать навыки рисования акварелью по тонированному листу бумаги.
Продолжать развивать связную речь, побуждать детей использовать в своей речи эпитеты и сравнения. Обогащать словарь детей словами: маринист, соотечественник, репродукция, девятый вал.
Развивать у детей интерес к изобразительному искусству.
Воспитывать эстетический вкус.
Оборудование:
Репродукция картины «Девятый вал», портрет И. К. Айвазовского, открытки с изображением городских достопримечательностей, связанных с именем И. К. Айвазовского, альбом с репродукциями с картин Айвазовского, аудиозапись музыкальных произведение морской тематики.
Тонированные листы бумаги, акварельные краски, оборудование для рисования.
Предварительная работа:
Тонирование листов бумаги (акварельными красками заливается небо и море).
Рассматривание альбомов, репродукций с изображением морских пейзажей.
Ход занятия:
Наверное, среди ваших родных или знакомых встречаются женщины или девочки, которых зовут Маринами? (Ответы детей). «Марина» - значит морская. А художника, который изображает море, называют «маринист». Повторите это слово и постарайтесь запомнить.
Мы с вами рисовали осенний пейзаж. И это было не так-то легко. Вам пришлось хорошенько постараться, чтобы получилось красиво и похоже на настоящую осень. А писать пейзажи с изображением моря еще труднее. Ведь море очень изменчиво, оно бывает очень разным. Давайте вспомним, каким мы видели море. В разные времена года, в разную погоду.
1
Тихое, спокойное, как стекло, бушующее, страшное. Очень трудно нарисовать такое изменчивое море. Но зато и очень интересно. Многие художники пытались передать в своих картинах красоту морской стихии. Но самым известным маринистом в мире стал наш соотечественник – Иван Константинович Айвазовский. Взгляните на его портрет. (Показ)
Почему я назвала художника нашим «соотечественником»? Что значит это слово? Иван Константинович Айвазовский родился и жил в нашем городе. Вот почему он наш соотечественник: у нас с ним общее Отечество, общая Родина, общий город.
Рассказ об И. К. Айвазовском
Когда художник был еще маленьким мальчиком, больше всего он любил рисовать. Бумаги и карандашей у него не было, поэтому он рисовал углем на белых стенах крымских домов. Эти рисунки заметил феодосийский градоначальник Казначеев. С его помощью мальчик был отправлен учиться в Петербургскую Академию художеств. После ее окончания молодой художник Айвазовский решил навсегда поселиться в Феодосии. Он построил на берегу моря дом, в котором жил и писал картины.
За свою долгую жизнь Иван Константинович Айвазовский написал множество картин и сделал много добрых дел, благодаря которым наш город стал лучше и красивее. В Феодосии не было железной дороги и морского порта. Они были построены благодаря усилиям Айвазовского. В городе не хватало питьевой воды, и Айвазовский подарил горожанам воду из источника своего загородного имения. Благодаря Ивану Константиновичу в Феодосии были открыты Музей древностей, библиотека и художественная школа. После смерти художника-мариниста его дом и все картины в нем были подарены городу. В скором времени мы с вами отправимся на экскурсию в картинную галерею Айвазовского и познакомимся с домом художника и его картинами. (В ходе рассказа воспитатель показывает открытки и фотографии с изображением городских достопримечательностей, связанных с именем Айвазовского)
Динамическая пауза «Прогулка к морю»
Что мы видим на просторе?
(Дети поочередно прикладывают ладони ко лбу, вытягиваясь и вглядываясь вдаль)
Волны плещут в Черном море.
(Волнообразные движения руками с покачиванием туловища)
Вот и мачты кораблей.
(Встать на носки, вытянуть руки вверх)
Пусть плывут сюда скорей!
(Приветственные махи руками)
Мы по берегу гуляем,
2
Мореходов поджидаем.
(Ходьба на месте)
Что-то жарко стало, братцы,
Не пора ли искупаться.
(Обмахивание руками)
Чтобы плыть еще скорей,
Надо нам грести быстрей.
Гребем руками и ногами.
Кто угонится за нами?
(Имитация плавательных движений)
Все. На берег вылезаем
И на песочке отдыхаем.
(Сесть на ковер)
Ракушки щем мы в пеське.
Их сжимаем в кулаке.
(Наклоны из положення сидя, имитация поиска ракушок, сжимание кулака)
Рассматривание картины «Девятый вал»
А теперь давайте рассмотрим репродукцию с одной из картин художника-мариниста Айвазовского. Это не настоящая картина, а всего лишь отпечатанный на бумаге фотографический снимок картины. Такой снимок называется «репродукция». После занятия вы сможете рассмотреть альбом репродукций с картин Айвазовского. (Показ альбома).
(Рассматривание картины сопровождается аудиозаписью музыкальных произведений)
Перед вами репродукция с картины Айвазовского «Девятый вал» Девятым валом моряки называли самую огромную и страшную волну. Девятый вал ломал мачты кораблей, рвал паруса, разбивал в щепки и переворачивал корабли. Девятый вал нес разрушения и гибель. «Девятый вал». Так назвал свою картину маринист Айвазовский. И нам станет понятно почему, когда мы внимательно ее рассмотрим.
Что изобразил художник в верхней части картины? Каким изображено небо? Какую погоду хотел изобразить художник?
Что изображено в нижней части картины? Что вы можете сказать об изображенном море? Какое оно? Почему вы решили, что на море бушует ураган? Когда на море большие волны, бушует ветер – это шторм – морская буря.
Присмотритесь внимательно, что изобразил художник в самой нижней части картины? На чем плывут эти люди? Как вы думаете, шторм продолжается уже долго, или только начался? Почему вы так решили? Что случилось с кораблем?
Взгляните на людей, потерпевших кораблекрушение. Как вы думаете, какие чувства они испытывают, о чем думают посреди бушующего моря?
3
Шторм продолжается уже долго. Корабли разбили волны. Почти вся команда погибла. Лишь несколько моряков спаслись, успев привязать себя веревками к обломку мачты. Иначе волны их просто бы смыли. Обратите внимание на этого моряка. Что он делает? Зачем он машет платком? На что надеется? Он надеется, что его с товарищами заметят с какого-нибудь уцелевшего корабля и спасут.
Но вот на потерпевших кораблекрушение надвигается самая большая, самая разрушительная волна. Вы запомнили, как она называется? Девятый вал. Что же случится с моряками? Удастся ли им спастись? Как вы предполагаете? Наверняка мы не знаем. Художник предоставил нам возможность самим придумать окончание этой истории.
Рисование «Морской пейзаж»
А сейчас, ребята, я хочу предложить вам попробовать себя в роли художников-маринистов. Мы с вами уже умеем рисовать море и небо акварельными красками. Теперь вам предстоит завершить свой морской пейзаж. Перед тем, как приступить к работе, хорошенько продумайте сюжет вашей картины. О чем вы хотели бы рассказать в своей работе?
Кто-то нарисует морской бой,
Кто-то – кораблекрушение,
Кто-то удачное плаванье корабля по тихому, спокойному мор.
Когда вы окончательно определитесь с сюжетом картины – приступаете к рисованию.
Готовые работы вывешшиваются на выставку «Галлерея морского пейзажа».
4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и рисованию для средней группы.
«День Победы»Познакомить детей с понятием «война», о горе, которое она принесла, о героической защите наших воинов, о значении Праздника Победы для нашего народа.Развивать умение подбирать слова по за...
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и рисованию для младшего возраста ко Дню Победы «Взрослым и детям нужен мир на всей планете»
К 70-ти летию Победы в Великой Отечественной войне много конспектов образовательной деятельности, много проектов, сценариев развлечений и праздников... и все это для детей старшего возраста. Ведь имен...
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и рисованию для среднего возраста «День Победы»
Формирование духовно-нравственного отношения, чувства сопричастности и любви к семье, городу, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.Познакомить детей с приемом рис...
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и рисованию для младшего возраста ко Дню Победы, «Взрослым и детям нужен мир на всей планете»
Авторы разработки: Кузнецова Людмила Владимировна, воспитатель МБОУ СОШ № 27 г.о. Самара, Грибанова Елена Геннадьевна, педагог-психолог МБОУ СОШ № 27 г.о. Самара.Цель: знакомство детей младшего дошкол...
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и рисованию для второй младшей группы ко Дню Победы Тема: «Всем нужен Мир на Земле».
Познакомить детей с понятием «война»....
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и рисованию для второй младшей группы Тема: « День Победы».
Воспитывать чувство гордости, любви и уважения к Родине, Армии, дать понятие выражению «День Победы»....
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и рисованию для младшего и среднего возраста ко Дню Победы, тема: «Вpрослым и детям нужен мир на всей планете»
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и рисованию для младшего и среднего возраста ко Дню Победы, тема: «Вpрослым и детям нужен мир на всей планете»Цели:Познакомить детей с поняти...