"Королева Гжель"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Киба Ирина Николаевна

Данное занятие помогает  старшим дошкольникам  почувствовать себя  настоящими мастера промысла Гжели, окунуться в удивительный мир сине-голубой росписи, знакомит с интересной историей возникновения Гжельского промысла. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_1.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД  «Королева Гжель»

                         (ОО «Художественно-эстетическое  развитие»)  

 в старшей группе  

Цель: обогатить знания старших дошкольников об искусстве гжельских мастеров.

Задачи:

Образовательные:  

- Познакомить детей с искусством гжельских мастеров;

-  Учить детей составлять узор по мотивам гжельской росписи;

-  Закрепить навык рисования двойным мазком;

- Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.

Развивающие:

-  Формировать практические умения и навыки рисования;

-  Развивать  усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками;

-  Способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии;

- Совершенствовать навыки работы с красками.

Воспитательные:

-  Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров;

- Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Оборудование:

Предметы народного прикладного искусства «Гжель» (тарелки, чашки, чайники и т.д.), открытки, репродукции, трафареты чайного сервиза.

ЦОР - Аудиозапись «Незабудковая Гжель» муз.  Ю.Чичкова,

сл.  П. Синявского.

Ход ОД:

Воспитатель: - Сегодня, ребята, я предлагаю вам отправиться в интересное путешествие, в далёкое прошлое, в деревушку под названием Гжель.  Вы хотели бы туда отправиться?

(Ответы детей)

Звучит красивая спокойная мелодия, ребята отправляются в прошлое.

Воспитатель: - Ребята, вот мы и оказались в деревне Гжель. Послушайте, пожалуйста, удивительную историю. Но расскажу я вам не сказку, а быль.

Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.

Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.

Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Стали дальше думу - думать.  Как бы украсить такую затейливую посуду?

Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.

Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

До сих пор сохранился  старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

- Русский живописец Б.М.Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут “колдовскими синими цветами”. И действительно, знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне – исключительная гжельская традиция, которой не найдешь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи синей краской  использует тридцать различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета. Но оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок синей краской  выглядит серо-черным.

Поверить трудно: неужели

Всего два цвета? Чудеса!..

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса! (Л. Куликова).

 Пожалуй, самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, - тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности.

Какие розы и пионы

На чашках пишут мастера.

И сине-белые бутоны

Прекрасны нынче, как вчера! (Л. Куликова).

- Используются завитки, дуги, сеточки, полосочки, травинки, точки.

 - Часто изображают сказочных животных и птиц. На больших изделиях нередко можно увидеть пейзаж.

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

Известно всем в народе ее название – Гжель. (И.Кадухина).

- Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок “мазок на одну сторону” или “ мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному.

Физкульминутка.

Наши синие цветки, распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши синие цветки закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают.

(Ребята выполняют  упражнения согласно тексту).

Воспитатель: - Что украшают гжельскими узорами?

(Ответы детей).

Воспитатель: - А сейчас мы с вами тоже побываем в сказке и почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами. А кто из вас скажет, что же такое сервиз?

(Ответы детей).

Воспитатель (показывает детям чайный сервиз):  - Посмотрите, ребята, есть у меня набор чайного сервиза, но только они белые, не раскрашенные. Поможете мне расписать их?

(Ответы детей).

А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству.

В процессе самостоятельной работы детям предоставляется полная творческая свобода, оказывается индивидуальная помощь.

Итог занятия:

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какие красивые работы у вас получились. Какая красота! Я предлагаю вам сделать выставку и полюбоваться на это чудо!

 Воспитатель вместе с детьми рассматривает работы, подчёркивает индивидуальную красоту каждой и хвалит детей. 

Воспитатель: - Ребята, вот и подошло к концу наше занятие. Чем мы с вами сегодня занимались?

(Ответы детей)

Воспитатель: - О каком промысле мы сегодня беседовали?

(Ответы детей)

Воспитатель: - Какого цвета гжельские узоры?

(Ответы детей)

Воспитатель: - Что больше всего понравилось?

(Ответы детей)

Воспитатель: - Потрудились вы на славу. Я вижу, вы - умелые ребята! Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут!

Тёмно-синее чудо, соловьиная трель.

Всем ты в душу запала,

Наша русская Гжель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

гжель.сказочная гжель.

презентация занятия на 1 категорию.прошло отлично....

Тема: «Снегурочка в стиле «Гжель» (Декоративное рисование в стиле «гжель»)

Программные задачи: Продолжать знакомить детей с разнообразием русских народных промыслов. Продолжать знакомить детей с искусством гжельских мастеров. Учить расписывать платье снегурочки. Учить р...

Новогодний утренник «Снежная Королева» Новогодний утренник «Снежная Королева»

Педагог дополнительного образования Плотникова О.Л.НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИКПО СКАЗКЕ «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»(старшая и средняя группы)В зале приглушенный свет. На сцене ёлка, камин, кресло, сто...

«Снежная королева» Снежная королева Вариация сказки Г. Х. Андерсена

laquo;Снежная королева»Конец формыСнежная королеваВариация сказки Г. Х. Андерсена...

Проект: «Сказочная гжель» (создание настольного театра по РНС с использованием народной росписи «Гжель»)

Дошкольный возраст - возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе ...