"Королева Гжель"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему
Данное занятие помогает старшим дошкольникам почувствовать себя настоящими мастера промысла Гжели, окунуться в удивительный мир сине-голубой росписи, знакомит с интересной историей возникновения Гжельского промысла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_1.docx | 22.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ОД «Королева Гжель»
(ОО «Художественно-эстетическое развитие»)
в старшей группе
Цель: обогатить знания старших дошкольников об искусстве гжельских мастеров.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с искусством гжельских мастеров;
- Учить детей составлять узор по мотивам гжельской росписи;
- Закрепить навык рисования двойным мазком;
- Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.
Развивающие:
- Формировать практические умения и навыки рисования;
- Развивать усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками;
- Способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии;
- Совершенствовать навыки работы с красками.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров;
- Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
Оборудование:
Предметы народного прикладного искусства «Гжель» (тарелки, чашки, чайники и т.д.), открытки, репродукции, трафареты чайного сервиза.
ЦОР - Аудиозапись «Незабудковая Гжель» муз. Ю.Чичкова,
сл. П. Синявского.
Ход ОД:
Воспитатель: - Сегодня, ребята, я предлагаю вам отправиться в интересное путешествие, в далёкое прошлое, в деревушку под названием Гжель. Вы хотели бы туда отправиться?
(Ответы детей)
Звучит красивая спокойная мелодия, ребята отправляются в прошлое.
Воспитатель: - Ребята, вот мы и оказались в деревне Гжель. Послушайте, пожалуйста, удивительную историю. Но расскажу я вам не сказку, а быль.
Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.
Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.
Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.
Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.
Стали дальше думу - думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?
Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.
Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.
Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
До сих пор сохранился старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
- Русский живописец Б.М.Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут “колдовскими синими цветами”. И действительно, знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне – исключительная гжельская традиция, которой не найдешь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи синей краской использует тридцать различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета. Но оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок синей краской выглядит серо-черным.
Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса!..
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса! (Л. Куликова).
Пожалуй, самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, - тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности.
Какие розы и пионы
На чашках пишут мастера.
И сине-белые бутоны
Прекрасны нынче, как вчера! (Л. Куликова).
- Используются завитки, дуги, сеточки, полосочки, травинки, точки.
- Часто изображают сказочных животных и птиц. На больших изделиях нередко можно увидеть пейзаж.
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
Известно всем в народе ее название – Гжель. (И.Кадухина).
- Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок “мазок на одну сторону” или “ мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному.
Физкульминутка.
Наши синие цветки, распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши синие цветки закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.
(Ребята выполняют упражнения согласно тексту).
Воспитатель: - Что украшают гжельскими узорами?
(Ответы детей).
Воспитатель: - А сейчас мы с вами тоже побываем в сказке и почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами. А кто из вас скажет, что же такое сервиз?
(Ответы детей).
Воспитатель (показывает детям чайный сервиз): - Посмотрите, ребята, есть у меня набор чайного сервиза, но только они белые, не раскрашенные. Поможете мне расписать их?
(Ответы детей).
А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству.
В процессе самостоятельной работы детям предоставляется полная творческая свобода, оказывается индивидуальная помощь.
Итог занятия:
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какие красивые работы у вас получились. Какая красота! Я предлагаю вам сделать выставку и полюбоваться на это чудо!
Воспитатель вместе с детьми рассматривает работы, подчёркивает индивидуальную красоту каждой и хвалит детей.
Воспитатель: - Ребята, вот и подошло к концу наше занятие. Чем мы с вами сегодня занимались?
(Ответы детей)
Воспитатель: - О каком промысле мы сегодня беседовали?
(Ответы детей)
Воспитатель: - Какого цвета гжельские узоры?
(Ответы детей)
Воспитатель: - Что больше всего понравилось?
(Ответы детей)
Воспитатель: - Потрудились вы на славу. Я вижу, вы - умелые ребята! Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут!
Тёмно-синее чудо, соловьиная трель.
Всем ты в душу запала,
Наша русская Гжель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
гжель.сказочная гжель.
презентация занятия на 1 категорию.прошло отлично....
Тема: «Снегурочка в стиле «Гжель» (Декоративное рисование в стиле «гжель»)
Программные задачи: Продолжать знакомить детей с разнообразием русских народных промыслов. Продолжать знакомить детей с искусством гжельских мастеров. Учить расписывать платье снегурочки. Учить р...
Встреча королевы музыки и королевы Математики
Развлечение в старшей группе...
Новогодний утренник «Снежная Королева» Новогодний утренник «Снежная Королева»
Педагог дополнительного образования Плотникова О.Л.НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИКПО СКАЗКЕ «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»(старшая и средняя группы)В зале приглушенный свет. На сцене ёлка, камин, кресло, сто...
Тема: «Снегурочка в стиле «Гжель» (Декоративное рисование в стиле «гжель») Подготовительная группа «Колокольчик»
Тема: «Снегурочка в стиле «Гжель»...
«Снежная королева» Снежная королева Вариация сказки Г. Х. Андерсена
laquo;Снежная королева»Конец формыСнежная королеваВариация сказки Г. Х. Андерсена...
Проект: «Сказочная гжель» (создание настольного театра по РНС с использованием народной росписи «Гжель»)
Дошкольный возраст - возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе ...