консультации для родителей "О пользе рисования"
консультация по рисованию на тему

Дусбабаева Анастасия Леонидовна

консультации для родителей по ИЗО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_roditeley_po_izo.docx430.4 КБ

Предварительный просмотр:

http://kidstopics.com/attachments/473d1377953520-risovanie2.jpg.htmlКонсультация для родителей.

Научим малыша рисовать по-взрослому! 

Ну, кто сказал, что в прописях могут писать и рисовать только первоклашки?!? А почему бы не позаимствовать у наших юных школьников эти интересные тетрадки и не приспособить их для обучения письму двухгодовалого малыша?

Давайте попробуем!

         Любая мама с уверенностью скажет, что ее малыш просто обожает рисовать! Правда, у одних на это занятие ребенком отводится 5-10 минут, а другие малыши могут часами сидеть за столом и вырисовывать каляки-маляки фломастером или карандашом. В любом случае рисунок ребенка – не просто набор кривых линий и кружочков, это очень важное средство самовыражения маленького человечка, раскрытые его внутреннего духовного мира.

         Но ведь так хочется, чтобы ребенок не просто водил по листу закорючки, а еще и умел осознанно пользоваться инструментом для рисования. Ну что же, только в силах родителей научить письменному ремеслу маленького ученика. Конечно, можно подождать до трех лет, пока ребенок не отправиться в детский сад – там то его точно научат рисовать! Но ведь важно, чтобы ребенок развивался и совершенствовался еще сидя с мамой дома. Тем более, что каждому родителю хочется видеть в своем крохе талантливого и способного ребенка, который будет уже в 3-4 года семимильными шагами опережать в развитии своих сверстников! И вот именно в такие моменты мамы и папы могут гордиться своими чадами и радоваться тому, что многому их научили именно они, а не воспитатели.

         Итак, начнем! Что по вашему лучше всего подойдет для начального обучения крохи пишущему инструменту? Для первых занятий идеальными «помощниками» станут книжки-раскраски для самых-самых маленьких. У таких книжек основная цель – познакомить малыша с такими изображениями, как точка, палочка, галочка, кружок и др.

         В основном все задания в таких книжках выстроены по принципу «от простого к сложному». Следовательно, развитие детской ручки происходит плавно и последовательно.                      

Что рисуют дети?

         Самыми распространенными фигурками у малышей являются:

         Палочки. Всем взрослым известно, что палочки бывают горизонтальными, вертикальными, наклонными. Начинать обучать ребенка лучше всего с вертикальных палочек, проводя их сверху вниз.  Старайтесь, чтобы штришки были прямыми, а расстояние между ними – одинаковым.  Во время рисования следует рассказывать малышу, что таким вот образом выглядит травка, солнечные лучики, дождик и др.

         После вертикальных можно начать изучение и наклонных черточек. Здесь малышу также важно объяснять, что все палочки по длине должны быть одинаковыми, с одинаковым расстоянием между ними и с одинаковым наклоном.

         Родителям во время рисования можно комментировать происходящее и немного руководить ребенком, но только не настойчиво и не навязчиво, а в форме игры. «Пусть травка растет не слишком густо, потому что курочки не увидят в ней зернышек» и т. д.

         Горизонтальные палочки следует рисовать слева направо. Ребенку важно продемонстрировать предназначение каждой палочки (горизонтальной, вертикальной, наклонной). Ведь малышу будет непонятно, без объяснения родителей, для чего нужны горизонтальные палочки. А вот если нарисовать домик и объяснить, что он состоит из горизонтальных и вертикальных палочек, то малышу уже станет все намного яснее и понятнее.  Тем более после обучения ребенку и самому будет интересно нарисовать самостоятельно человечка, или травку на лужайке.

         Галочки и крестики. Они представляют собой комбинации уже знакомых малышу палочек. Две наклонные черточки представляют собой галочку, а вот горизонтальная вместе с вертикальной – крестик. Несмотря на то, что и крестик и галочка кажутся на первый взгляд простыми элементами, на самом деле от ребенка во время рисования потребуется максимум внимания и сосредоточенности. Выполнение этих заданий по начертанию элементов во многом зависит от качества пространственной ориентировки малыша на листе бумаги.

         Галочку можно рисовать, отрывая карандаш от листа бумаги и не отрывая его. В первом случае рисовать следует черточку сверху вниз с наклоном вправо, а затем, не отрывая карандаша от листа бумаги, поднимать вверх с наклоном влево. Если хочется нарисовать галочку с отрывом от листа, то для начала следует нарисовать палочку с наклоном вправо (рисовать следует сверху вниз), а затем нарисовать палочку справа налево (также сверху вниз). При этом две палочки должны в нижней части сомкнуться.

         Крестик считается не только самым необычным элементом для рисования малышом, но и самым сложным. Чтобы нарисовать его следует провести одну черточку поперек другой, предварительно наметив глазом середину первой нарисованной черты.

         Не стоит думать, что ребенок в считанные секунды научится рисовать крестики, для усвоения этого элемента, возможно, потребуется не один день. Самым лучшим вариантом будет постепенное рисование вертикальных и горизонтальных палочек в один ряд, т. е. вертикальная палочка, а рядом с ней горизонтальная и так до конца листа. Затем можно попробовать соединить две палочки в один элемент. На первых порах такое задание должен сделать взрослый, а затем уже предложить нарисовать малышу. Очень важно, чтобы и горизонтальная, и вертикальная палочки были одинаковой длины и ширины.

         Дужка. Этот элемент является самым необычным из всех имеющихся. Ведь это уже не простая палочка или галочка, это самая настоящая фигура, посредством которой можно изобразить волны на воде, горы и другие выпуклости. Для ребенка дужка – это еще один интереснейший графический элемент, который дает возможность вовсю проявить свою фантазию во время рисования. Конечно, сразу у ребенка не получится нарисовать идеально красивую дужку, но и художники же не сразу начинали рисовать свои шедевры!

         Точка. Считается самым «скромным» графическим элементом в рисовании. Хотя эта скромность перекрывается достаточной сложностью, ведь так тяжело заставить карандаш замереть, но в тоже время быть подвижным! Поэтому у ребенка, прежде чем начать рисовать точки, должны быть отлично развиты навыки очень четких  микродвижений. Ведь сначала ребенок должен просто коснуться кончиком карандаша бумаги, а затем начать крутить его вокруг своей оси, практически на одном месте. Но и это еще не все. Здесь важно еще и правильно оторвать карандаш от листа бумаги в тот момент, когда точка будет нарисована. Отрывать кончик следует быстро, но не слишком резко, чтобы точка не превратилась нечаянно в запятую или штришок.

         Изучая такие графические элементы, как точка, дужка, палочка, галочка и другие, ребенок познает мир в совершенно другом формате, нежели раньше. Теперь малыш будет четко понимать, что, соединив несколько элементов, можно нарисовать очень красивые изображения, выражать на бумаге свои мысли и фантазии, свои желания и мечты. Теперь малышу будет несложно нарисовать открытку бабушке на день рождения, изобразить на листе бумаги всю свою семью.

Ведь теперь он юный художник, и может этим гордиться!

http://5psy.ru/images/stories/img3/%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0-%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BA-%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%B5%D1%82-2503-2.jpgКонсультация для родителей.

«Польза рисования».

         Бесспорно, изобразительную деятельность дети дошкольного возраста считают самой интересной. Только разрисовав себя фломастерами или испачкав акварелью, ребенок понимает — есть в жизни счастье…

Мы взрослые порой этого счастья не разделяем, и даже возмущаемся до глубины души, разглядывая художества малыша на стенах в квартире. А ведь рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Поэтому перед тем, как ругать малыша, постарайтесь направить его творчество в нужное русло.

От рисования малыш получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Согласитесь, разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша.

В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определенными умениями. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству — желание получить результат, создать определенное изображение.

Помните, каждый ребенок — это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее. "Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В.А.Сухомлинский.

Воображение и фантазия — это важнейшая сторона жизни ребенка. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.

От каракулей к картинам.

Значительный скачек в развитии, как самого ребенка, так и рисования происходит в дошкольном возрасте. Это период доизобразительной деятельности. При этом действия малыша условно можно разделить на стадии:

         1. Подражая действиям взрослых, ребенок уже в раннем детстве начинает использовать карандаши и бумагу, создавая каракули. Постепенно ребенок уходит от бездумных чирканий по бумаге. Он начинает понимать функцию карандашей, его движения становятся более точными и разнообразными. Появляются "головоноги". Стадия каракуль длится по-разному, иногда проходит достаточно быстро, но всегда в это время ребенок ищет и осваивает три линии: горизонталь, вертикаль, учится замыкать круг. Самый известный тип каракулей — бесконечная спираль. Взрослые пытаются ее по-своему интерпретировать, говоря: "Это он рисует звук, движение…". На самом деле ребенок просто пытается вернуться в ту точку, с которой рука начала движение.

         В своей деятельности воспитатель использует различные методы и приемы в рисовании, лепке, аппликации и конструировании. Так, в рисовании основной прием для первой младшей группы — показать, как следует пользоваться карандашами и красками. Наиболее эффективный прием — пассивные движения, когда ребенок действует не самостоятельно, а с помощью взрослого. Эффективны игровые изобразительные движения однородного, ритмичного характера с проговариванием слов: "туда — сюда", "сверху — вниз" и так далее. Такой прием дает возможность связать образ предмета с изобразительным движением.

         2. Вторая стадия доизобразительного периода — от 2-х до 3-х лет. Но если ребенок раньше получал удовольствие от движений как таковых, то здесь он начинает связывать свои движения с окружающим внешним миром. В целом, рисование каракулей во второй стадии дает возможность ребенку создавать линии и формы, овладевать моторной координацией, строить образное отражение окружающей действительности. Стадия каракулей важна как раз тем, что ребенок овладевает движениями своей руки.

         3. До 3-х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом. Во второй младшей группе на занятиях по рисованию активно используется информационно — рецептивный метод. Особенно полезен перед занятием действенный способ знакомства с формой предмета: дети обводят форму рукой, играют с флажками, мячами, шарами, ощупывают их очертания. Такое обследование предмета создает более полное представление о нем.

         4. В 4 — 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

         5. В 6 — 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.

         6. В возрасте 7-10 лет ребенок и создает самые интересные свои рисунки. Спонтанный рисунок сходит на нет или сменяется профессиональным.

         Методы обучения

         Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности. В традиционной классификации такими методами считаются наглядные, словесные, практические.

         В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин. Она включает следующие методы обучения:

· информативно — рецептивный,

· репродуктивный,

· исследовательский,

· эвристический,

· метод проблемного изложения материала.

         В информационно — рецептивный метод включаются следующие приемы: рассматривание, наблюдение, экскурсия и прочее. Словесный метод включает в себя беседу, рассказ. Репродуктивный метод — это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работу на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой. Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком-либо моменте работы на занятии, педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно. Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую–либо часть, а всю работу. Метод проблемного изложения не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников. Он применим только лишь для старших школьников.

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/12c9/00002650-1de7b2b9/hello_html_763c161e.jpg

Консультация для родителей «Как воспитать у детей интерес к рисованию»

         Ежедневно ребенок открывает для себя новое в окружающем его мире. Этим открытием он стремится поделиться с близкими: родителями, бабушкой, дедушкой, братьями и сестрами. Все, что увидел, что взволновало его, малыш отражает в игре, речи, рисовании... Он берет карандаш и на листе бумаги пытается показать увиденное. Когда ребенок поймет, что в рисунке можно передать то, что увидел, что понравилось, взволновало, рисунок станет средством отражения полученных впечатлений и выражения своего отношения к окружающему.

Интерес к рисованию у детей появляется рано. Видя, как дома родители, старшие дети действуют ручкой, карандашами, малыши тоже пытаются водить ими по бумаге. У разных детей потребность взять в руку карандаш и «рисовать» возникает в разное время — от 1 года до 1,5 лет. Появлению интереса к рисованию часто способствует графическая деятельность взрослых. Рисуют почти все дети. Одни больше, другие меньше. Но профессиональным художником становится лишь один из нескольких тысяч. «В таком случае, может быть, не стоит тратить время, бумагу, краски, карандаши?» — подумают взрослые? Нет, стоит! Рисование в детстве оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка и прежде всего на его эстетическое развитие. Важно в этом возрасте подвести малыша к пониманию прекрасного, сформировать умение самому создавать красивое, воспитывать эстетические чувства (чувства формы, цвета, композиции). Занятия рисованием приучают малыша действовать самостоятельно, быть занятым делом.

Занятия рисованием способствуют и умственному развитию детей. Они узнают инструменты, которыми можно рисовать (фломастер, карандаши, кисть), их свойства, выделяют эти предметы как специфические для этого вида деятельности. На основе формирующихся представлений о предметах и явлениях окружающей жизни в штрихах, линиях, очертаниях стремятся передать изображения реальных предметов. Это требует таких мыслительных операций, как анализ, сравнение.

В процессе рисования складываются и простейшие обобщения. Так постепенно дети научаются одним каким-то способом передавать в рисунке разные предметы, сходные по направленности, по форме. Например, линиями ребенок может изображать дорожки, палочки, ниточки. А научившись замыкать линию в круг, при помощи этого движения он рисует шарики, мячик, солнышко и т. п. Занятия рисованием полезны детям по многим причинам.

Поэтому даже если сам малыш не проявляет интереса к рисованию, то после полутора лет надо направлять его внимание на рисование, и оно принесет ему радость. Для этого надо показать ему чистый лист бумаги, затем карандаш, поводить им по бумаге, не создавая пока никаких отчетливых изображений. Обратить его внимание на то, что получилось: «Вот как нарисовали! А теперь ты порисуй».

Маленькому ребенку целесообразнее давать для рисования не карандаши (они твердые и при малом нажиме слабой еще детской ручки оставляют едва видные штрихи и линии), а фломастеры, которые оставляют отчетливо видный, яркий след даже при легком касании бумаги. Это очень важно. Рисование фломастерами не вызывает напряжения руки, как это происходит при рисовании карандашами. Когда же рука малыша окрепнет, можно использовать и карандаши. Естественно, вначале у ребенка ничего не получается: рука его не слушается, карандаш часто выпадает из руки. И здесь на помощь должны прийти взрослые.

Вопрос, как учить маленьких детей, должен решаться осторожно. Ведь излишняя дидактизация, навязывание содержания рисунка, стремление во что бы то ни стало скорее получить отчетливое изображение, похожее на какой-то предмет внешнего мира, снижают интерес к рисованию, так как ребенок не может сделать то, что от него требуют взрослые. Не получим известной свободы действия с карандашами, которая так важна на первых норах развития рисовальных движений, малыш теряет к ней интерес; эта деятельность, приносящая радость, перестает его привлекать. Вот почему надо знать, как относиться к действиям ребенка, что в них поощрять, на что направлять внимание, в чем помогать.

Очень важно, чтобы взрослые были внимательны к желаниям малыша порисовать. Часто, из-за того что ребенок не может ничего изобразить, а лишь чиркает карандашом по бумаге, взрослые относятся к его действиям и рисункам снисходительно-насмешливо: «Что это ты нарисовал, каляку-маляку?» Ребенок начинает понимать и насмешливое отношение к его занятиям, и отрицательную оценку его результата: «нарисовать каляку-маляку», значит, ничего хорошего не нарисовать. И у него складывается мнение о рисовании как о пустом занятии.

Поэтому нужно всячески поддерживать интерес детей к действию карандашом и создавать хорошие условия для занятий, обеспечивая его всем необходимым. Если есть возможность, нужно в светлой части комнаты поставить стол и стул по росту ребенка, за которым он мог бы играть, рисовать. Если такой возможности нет, можно усаживать ребенка за большой стол, на высокий стул или подложить на обычный стул что-то твердое, чтобы ему было удобно сидеть и чтобы он хорошо видел свой рисунок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Польза рисования"

   Мы взрослые порой этого счастья не разделяем, и даже возмущаемся до глубины души, разглядывая художества малыша на стенах в квартире. А ведь рисование имеет огромное значение в фор...

Консультация для родителей «Польза рисования для развития ребенка 2-3 лет»

Консультация для родителей «Польза рисования для развития ребенка 2-3 лет»...

Консультация для родителей «Польза рисования для развития ребенка 2-3 лет».

К 2 годам ребёнок уже способен не только различать цвета, но и сравнивать их. Зрительный анализатор детей к этому возрасту хорошо сформирован, поэтому важно развивать умение рисовать...

Консультация для родителей "Польза рисования для развития ребенка 2-3 лет".

Консультация для родителей "Польза рисования для развития ребенка 2-3 лет".К 2 годам ребёнок уже способен не только различать цвета, но и сравнивать их. Зрительный анализатор детей к этому в...

Консультация для родителей "Польза рисования и раскрашивания" или "Чем занять ребёнка в свободное время"

Рисование – первый вид творческой деятельности ребенка. С раннего возраста дети берутся за карандаши и краски, создавая пока еще непослушными ручками свои живописные «шедевры». К нач...