Декоративное творчество.
материал по рисованию на тему

Вера Николаевна Садовникова

Памятка для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_vospitatelya_mamka.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для воспитателя.

«Дымковская игрушка»

Свое название получила от села «Дымково» в котором и зародился промысел.

Материал.

        Изготовляется игрушка из глины, обжигают в печи и покрывают белой краской в 2-3 слоя. Используют в работе белую водоэмульсионную краску для фона, а роспись наносят гуашью.

Мир дымковской игрушки - это мир сказочных нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок животных, людей, птиц.

Наиболее популярные свистульки: уточки, птички.

       Барышни, крестьянки, кони, барашки, козлики, олени, индюк, различные фигурки диких и домашних животных.

Цветовая гамма: используется все цвета и сусальное золото.

Элементы росписи : точки, кольца, черточки, круги, прямые и пересекающие линии, волнистые линии, используется прием при макивания.

Выполнения росписи.

Узор наносится сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. Рисование узоров начинают с крупных элементов.

Памятка для воспитателя.

« Искусство Жостово»

      Жостовские подносы. Не далеко от Москвы , в очень живописном месте находится село Жостово. Знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на подносах. На Руси возник целый ритуал- чаепитие. Тульские мастера едва поспевали изготавливать самовары. Непременным участником чаепития стали подносы. Однако долгое время в ходу были подносы из папье- моше. Их изготавливали в местах традиционных лаковых промыслов наряду с табакерками, шкатулками.

     В Москве, в богатых домах, были и металлические расписные подносы, но делали их на Урале или Санкт- Петербурге. Но вот с чей – то легкой руки превосходно разработанная подмосковными мастерами технология лаковой обработки коробочек из папье – маше была полностью перенесена на железо. И это время и принято считать началом лакового дела в селе Жостово ,которое раньше славилось своими кузнецами.

Материал: железо.

Форма подноса: круглые, овальные, квадратные или прямоугольные с фигурными краями.

Цветовая гамма:  «классический» черный цвет подноса, но бывает зеленого, красного, бежевого, бирюзового цвета.

Техника росписи: мазок.

Мотивы росписи: процесс росписи распадается на два самостоятельных этапа.

Первый этап замалевок.

Цель замалевки- наметить силуэт букета. После чего поднос сушат, а затем покрывают светлым лаком.

Второй этап.

Выправка- это проработка, при которой получается окончательный рисунок. Она выполняется при помощи нескольких приемов.

Тенежка

Полупрозрачными красками наносятся цветовые тени. У цветов появляется объем, обозначаются теневые места растений.

Прокладка

Уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй композиции.

Бликовка

Наложение бликов выявляет свет и объем. Она создает настроение и колорит.

Чертежка

Это заключительная часть работы с букетом. Наносятся небольшие, но очень значительные штрихи- рисуют прожилки и кружевные края на листочках.

Привязка

В готовый букет как бы вживается фон изделия. При помощи стебельков, травинок, усиков букет оформляется в единое целое и связывается фоном.

Уборка

Украшение борта подноса, состоящие из геометрических или растительных узоров. Без уборки изделие выглядит незаконченным.

Памятка для воспитателя.

Филимоновская игрушка.

Филимоновская игрушка родилась в селе Филимонове в Тульской области.

Материал: изготавливают из глины, обжигают в печи при температуре до (800гр. С) в течение 12 часов. Местная глина после обжига приобретает ярко – белый цвет.

Игрушки: свистульки, барышни, козлики, всадники.

Особенность игрушки в вытянутой  и удлиненной форме (вытянутые шеи).

Цветовая гамма: красный, зеленый, желтый, синий, черный, фиолетовый. Элементы росписи: полоски, елочки, ягодки, звездочка, солнышко.

Выполнение росписи.

Расписывают игрушки не кисточкой, а гусиным пером, используя анилиновые краски разведенные на яйце. Используют прием наложения одного цвета на другой (ложится синий мазок на желтый- получается зеленый). Круг обозначает в росписи солнце, треугольник – землю, елочка и ростки – символ растительности и жизни. Лица фигурок всегда оставляют белыми, и лишь небольшими штрихами  и точками намечают глаза, рот ,нос.

Памятка для воспитателя.

Полхов- Майданская роспись.

Полховские мастера делали игрушки для детей разных возрастов на любой вкус: пирамидки, грибочки – капилки, птички – свистульки, матрешки, каталки на палочке, детские балалайки. Все эти изделия называли забавным словом «таратушки». А уж потом если оставалось время , точили посуду. Но и она получалась у мастеров забавная, по детски смешная, с «бомбощечками» наверху. Начался промысел на юге Нижегородской области, в селе Полховский Майдан. С начала контор выжигали, позже заменили черной линией, которую наносили стальным пером и тушью. Чтобы  тушь не растекалась по волокнам древесины. « Точенку» обмазывали тонким слоем крахмального клея.

Материал: дерево.

Элемент росписи: ягоды, цветы, бутоны, листья.

Цветовая гамма: при росписи применяют чистые  яркие краски, синюю, красную, желтую, которые при смешивании и наложении друг на друга дают яркие и красивые цвета ( красные, зеленые, фиолетовые).

Техника росписи: мазок.

Мотивы росписи: цветочные и бывают пейзажные зарисовки, которые могут представлять собой  пейзажи с зарей на небе  или маленькими домиками. При этом характерной чертой росписи является изображение домиков под кустами. Например , земляничными. Что придает росписи непосредственность.

Выполнение росписи: роспись выполняется по предварительному контуру,  который наносят при помощи туши. Краски при росписи следует наносить в один слой, не допуская многократного движения кистью по одному и тому же месту. Для получения цвета путем наложения  красок их наносят в такой последовательности: сначала раскрашивают более светлыми цветами, затем – более темными. Так для получения зеленого цвета поверхность сначала покрывают желтой краской, а затем – синий. После изделие сушат, а затем лакируют.  

Памятка для воспитателя.

Полхов- Майданская матрешка

Роспись матрешки выполняется при помощи минимальных выразительных средств. Лицо рисуют очень схематично: нос изображают в виде двух маленьких точек. Контур глаз и брови наносят тонкими линиями, причем нижний и верхний контур глаз по бокам не смыкаются. Губы матрешки маленькие, по ширине не превышающие расстояние между точками ноздрей. На щеках румянец два небольших кружка. Волосы изображают осень схемотично. В виде двух черных фрагментов. Расположенных рядом с платком.

Спинку матрешки примерно на две трети окрашивают одним цветом. Руки изображают  посредством полукругов, а кисти рук часто скрывают фартуком. На  фартуке или платке рисуют цветы, как правило розы, листики, ягоды.

Памятка для воспитателя.

Гжельская роспись.

           Под Москвой в Раменском районе ( село Гжель) еще в 19 веке изготавливалась из знаменитой гжельской глины разные гончарные изделия и игрушки. Само название « Гжель» выводят из глагола «жечь», обжигать глину.

Материал: глина, посуду формировали на гончарном круге и в гипсовых формах, а скульптурки и игрушки  лепили из глины.

Цветовая гамма: белый фон, голубая и темно- синяя краска.

Элементы росписи: прямые линии различной толщины, точки и сеточки, кружочки, волнистые линии, спирали, дуги.

Техника Гжельского письма: мазок с тенями.

Мотивы росписи: цветочный узор.

Выполнение росписи.

        Узоры легко выполненные кистью, то еле заметным голубым, то насыщенным темно- синим цветом с переливами предают необыкновенный сказочный вид кувшинам, чайникам, и прочим керамическим изделиям, которые кажутся воздушными и радуют глаз.

Памятка для воспитателя.

Хохломская роспись.

         Зарождение хохломского промысла искусствоведы относят ко второй половине 17 века, связывая его со старообрядцами, бежавшие в заволжские леса. На берегу реки Волги выросли села, где и стали устраивать первые ярмарки. Где продавали чаши, чашки, миски, служившие для питья и вторых блюд. Блюда, ложки, чарки,  ковши, солонки. Свое название промысел получил от большого торгового села Хохлома, куда крестьяне привозили свой товар на продажу. Особенности орнаментных узоров Хохломы возникли в результате слияния двух традиционных линий русского декоративного искусства, одно из которых восходила к орнаменту иконописи и рукописной миниатюры, а другая к ремеслам Древней Руси. Произошло формирование уже нового искусства, связанного в своей дальнейшей судьбе с формированием предметов быта.

Материал: дерево.

Элементы росписи : «травка», «осочки», «криуля», «капельки», « усики», « завитки», « кустик».

Техника росписи: мазок.

Мотивы росписи: « Травная роспись» используют в основном черный и красный цвет. « Под ягодку» и « Под листок» пишут листочки зеленые, а также в сочетании с коричневым и желтым.

Выполнение росписи.

Узор наносят тонкими линиями черной или красной краской. Упругость кисти позволяет сделать мазок то широким, то тонким, изящным. Выбор элементов орнамента определяется назначением предмета.

Два типа письма: « Верховое» и «Фоновое».

Роспись « под фон» начинается с наведения общего контура орнамента. Затем прорисовывают листики и цветочки, разрабатывая их детали – прожилки, тычинки. Когда контур готов, закрашивают фон. Обычно его делают черным. После этого разными цветами разрисовывают те части, которые остались не закрашенными, расписывают листики, цветы и ягодки.

Роспись « кудринка» элементы распологаются более тесно, поэтому фон закрашивают сразу, как был наведен контур. Иногда контур обводят цветом, контрастным по отношению к цвету контора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по декоративному творчеству "Вологодские кружева"

Занятие проводится с детьми старшшего дошкольного возраста в целях расширеняи знаний о вологдских кружевах...

Комплекс дидактических игр, направленных на ознакомление старших дошкольников с народно-декоративным творчеством.

Комплекс дидактических игр направлен на развитие зрительного восприятия формы, цвета, величины предметов народного творчества, на совершенствованиеинтелектуальных операций(анализ, синтез, сравнение ра...

Презентация на тему:"Народное декоративное творчество".

Предлагаю посмотреть презентацию на тему: "Народное декоративное творчество"....

Дымковская игрушка. Знакомство с декоративным творчеством.

Данна презентация познакомит родителей и детей с промыслом Дымковских мастеров....

декоративное творчество из бумаги " Глобус"

Изысканное искусство – создание декоративных  композиций – в принципе доступно каждому, кто имеет вкус, фантазию и хорошие руки. Но, как и во многом другом, здесь важно желание....

Знакомство с декоративным творчеством

Знакомство детей с декоротивным творчеством.Учить рисовать элементы филимоновской,дымковской,петриковской росписи....