Осенний лес
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 79»
муниципального образования города Братска
ПЛАН-СЦЕНАРИЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
с детьми старшего дошкольного возраста
на тему: «Осенний лес»
/интеграция образовательных областей: Музыка, Изобразительная деятельность, Познание,Социализация. /
Подготовила: Никитина Юлия Сергеевна
Воспитатель гр. « Радуга».
ДСОВ№79 «Русалочка»
Г.Братск.2014г
Цель: Формировать у детей музыкальный вкус и творческие способности.
Задачи:
1.Формировать у детей представления о пейзажной живописи, развивать творческие способности; 2. Продолжать учить детей передавать в рисунках характерные особенности деревьев, осенней листвы, осенней погоды; 3.Закреплять умение детей изображать деревья в ветреную и дождливую погоду; 4.Закреплять навык детей располагать деревья на широкой полосе земли на разном расстоянии («далеко» и «близко»), небольшими группами;
5.Учить использовать полученные представления изобразительные и технические для самостоятельного выбора содержания рисунка в пределах предложенной темы; 6.Обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, прослушивая произведения П. И. Чайковского (цикл «Времена года»); 7.Закреплять умение петь коллективно с музыкальным сопровождением, точно интонировать мелодию, закреплять навыки эмоционального, выразительного исполнения;
Предварительная работа: Экскурсия в парк; Беседы об осени; Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И. Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А.С. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Толстова, И. Бунина; Рассматривание репродукций картин И. Левитана «Золотая осень», И .Остроухова «Золотая осень», книжных иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы; Пение песен об осени и слушание музыки П. И. Чайковского из цикла «Времена года»; Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных пород деревьев; Тонированние бумаги; изображение на ней дополнительных деталей рисунка, которые могут встретиться в парке.
Материалы и оборудование: Декорация зала: осенний лес;
Репродукции картин художников об осени.
Тонированная бумага с изображением земли, неба и дополнительных деталей рисунка, которые могут встретиться в парке.
Краски акварель, кисти мягкие № 2, 4, кисти щетина №4, тычки из поролона, банки с водой, салфетки, палитры для смешивания красок, зубные щетки;
Аудиозапись П .И. Чайковского из цикла «Времена года» (сентябрь, октябрь, ноябрь); песни «Дождик» муз. Перцхаладзе, сл. Соловьевой; Vangelis «Настроение», Тосио Масуда «Музыка дождя»
Ход НОД:
В зале стоят декорации осеннего леса.
Под музыку Vangelis « Настроение» дети входят в зал и попадают в «осенний лес».
Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами пришли не просто в музыкальный зал, а попали в лес. Какое время года в этом лесу? (Осень) Как вы догадались? (Дети называют признаки, по которым они догадались, что в лесу осень) Давайте, прочтем стихи об осени.
1 ребенок: 3 ребенок: Полюбуйтесь – маскарад!
Бродит в роще листопад , Лес меняет свой наряд. По кустам и кленам. Снял зеленый, мерит новый Вот и заглянул к нам в сад Красный, желтый и лиловый. Золотистым звоном.
2 ребенок: Осень все позолотила, Золотое все кругом И березы, и рябины Золотым горят огнем.
Воспитатель: Очень красивые стихи. Осенью нас часто посещают два гостя. Отгадайте что это за гости:
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задевает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет. ( ветер)
Ветер бывает очень сильный, он гнет деревья и срывает с них листья и тогда в лесу и в парке начинается настоящий листопад. Вот загадка про следующего гостя:
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле. (дождь)
Воспитатель: Правильно это дождь. Давайте споём песню, про веселый осенний дождик.
Дети поют песню «Осень наступила» сл. и муз. С. Насауленко.
Воспитатель: И стихи, и песни об осени вы знаете, и загадки отгадывать умеете, а вот нарисовать осень сможете? (Да) Перед тем как приступить к работе, давайте посмотрим, как изображают осень художники.
Дети подходят к выставке «Осенние пейзажи» и рассматривают репродукции картин, дают комментарии к увиденному. Отвечают на вопросы: Репродукции каких картин не подходят к теме нашего вернисажа? Найдите две одинаковых репродукции.
Воспитатель: Сегодня мы с вами превратимся в художников, и попробуем нарисовать осень в парке, когда идет дождь и дует сильный осенний ветер. Какие деревья можно увидеть в парке? (Дети называют деревья) Много деревьев вы знаете. Теперь давайте их нарисуем, но помните, что все деревья отличаются друг от друга. Они как люди могут быть низкие и высокие, старые и молодые. Стволы у них могут быть прямые, а могут быть изогнутые или сильно наклоненные к земле, толстые и тонкие.
Ветки, как руки у людей, длинные и тонкие, когда светит солнышко ветки, поднимаются вверх и тянутся к нему, когда дует ветер ветки, наклоняются в ту сторону, куда он дует, когда идет холодный, осенний дождь мокрые ветки опускаются вниз.
Листья на деревьях, словно красивая одежда: желтая, красная, оранжевая, багряная. Ветер срывает листья с веток, носит их по воздуху и поэтому поздней осенью на деревьях мало листьев.
Воспитатель: Мы с вами уже рисовали и осенний дождь, и сильный ветер, а сегодня все это объединим в одном рисунке. Вспомните, краски какого цвета можно использовать для изображения стволов, веток деревьев и кустарников, какие краски используют при рисовании осенних листьев. Подумайте, какие деревья вы нарисуете в своем парке, и как они будут расположены на вашем рисунке.
Дети начинают рисовать. Воспитатель уточняет приемы рисования. Звучит музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года» (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Воспитатель: Пока сохнут ниши работы давайте погуляем по лесу. (проводится игра «В лесочке мы гуляли» 2-3 раза)
Звучит аудиозапись песни «Дождик» муз. Перцхаладзе, сл. Соловьевой.
Воспитатель: О чем была эта песня? (дожде) Давайте его нарисуем в нашем лесу.
Дети рисуют дождь под музыку Тосио Масуда «Музыка дождя»
В конце занятия воспитатель показывает детям рисунок, на котором деревья изображены при слабом ветре, спрашивает, у кого на рисунке ветер дует сильнее. Показывает такой рисунок. Отмечает рисунки с интересным композиционным решением. Отмечает, что одно и то же можно изобразить по-разному, по-своему и такие рисунки всегда интересно рассматривать.
Педагог предлагает детям поместить их рисунки на стенде и тогда получится один большой осенний лес в дождливую погоду.
Приложение.
«Осень наступила» сл. и муз. С. Насауленко.
Осень, осень наступила,
Листья осыпаются.
Солнца нет и потемнело,
Дождик начинается.
Припев: Кап-кап на дорожки,
Кап-кап на ладошки.
Дождик землю поливай,
С нами поиграй.
Паучки, жучки и мошки
Прячутся, скрываются,
И в далекую дорогу
Птички собираются.
Припев: Кап-кап на дорожки,
Кап-кап на ладошки.
Дождик землю поливай,
С нами поиграй.
Речевая ритмическая игра «В лесочке мы гуляли.»
Задачи: развитие чувства ритма, развитие пения с движением, развитие воображения, развитие умений напрягаться и расслабляться.
Дети встают в хоровод.
В лесочке мы гуляли, Коряги там видали. Раз, два, три- И замри! Вот ветерок играет, Деревья все качает. Раз, два, три- И замри! Здесь бегают зверушки И в небе птичка вьется Раз, два, три- И замри! | Идут по кругу хороводом. Прыгают Замирают в виде «коряг» Качают руками над головой. Прыгают Замирают в виде деревьев Легкий бег Машут «крыльями» Прыгают Замирают в виде зверей и птиц. |
Левитан «Золотая осень»
И .Остроухова «Золотая осень»,
Е.Волков « Осень»
Е. Волков «Октябрь»
Пояснения: Музыка.
Vangelis, полное имя Эва́нгелос Одиссе́ас Папафанаси́у, (29 марта 1943, Волос) — греческий композитор, один из первых исполнителей электронной музыки, автор саундтреков ко многим известным фильмам.( Призрак оперы, Огненные колесницы, Бегущий по лезвию, Пропавший без вести)
Масуда Тосио - японский композитор, автор музыки к многочисленным телевизионным шоу и аниме. Родился 28-го октября 1959 года в Токио, научился играть на гитаре от своего кузена, и начал играть в, организованной его друзьями, группе ещё в старших классах, будучи школьником. Наиболее известен благодаря саундтрекам к начавшему выходить в 2002 году аниме , где он совместил звучание таких традиционных инструментов, как сямисэн и сякухати, со звуками гитары, фортепиано и другими клавишными.
Изобразительная деятельность.
Приемы изображения ствола: начинают изображать ствол сверху вниз кончиком кисти и постепенно опускают её в положение плашмя.
Приемы изображения веток в ветреную погоду: с одной стороны ветки прижаты к стволу, а с другой отклонены от него. На основных, больших ветках необходимо нарисовать тонкие ответвления, которые склоняются от ветра, так же как и большие ветки.
Дополнительные средства для изображения листвы: техника рисования тычком и жесткой кистью.
Тычком: слегка намочить тычок, набрать на него краску, держа тычок вертикально быстрыми, отрывистыми движениями нанести изображение.
Жесткой кистью: намочить кисть, набрать на неё краску, просушить излишки воды о газету и полусухой щетиной нанести быстрые вертикальные мазки изображающие летящие листья, вертикальными мазками можно придать живость траве.
«набрызг».- Намочить зубную щетку, набрать на неё краску, держа её горизонтально над листом бумаги быстрыми движениями проводить пальцем по щетине по направлению к себе. Для того чтобы разместить капли дождя равномерно по всей работе необходимо перемещать щетку над всей плоскостью листа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Осенний праздник "Осень, осень в гости просим."
Праздник для детей среднего возраста....
«Осень. Осенние месяцы. Периоды осени».
Итоговое тематическое занятие Осень. Приметы осени....
Праздник Осени в детском саду "Осень, Осень в гости просим!"
«Осень, Осень, в гости просим!» Чего в детском саду обычно ждут дети? Конечно, праздника! Пусть в календаре и нет никакой знаменательной даты, но почему бы не устроить праздник в честь другого со...
Осенние сценарии "Что у осени в корзинке?", "Чудеса в осеннем лесу" (для младшей, средней и старшей дошкольной возрастной группы)
Данные осенние сценарии - это увлекательные осенние путешествия, с песнями, танцами, играми, загадками, и конечно же встреча со сказочными героями......
логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй
«Осень. Осенние месяцы.Периоды осени. Деревья осенью»Звук Ц], буква ЙйКоррекционно-образовательные цели. Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе. Формирование ...
Логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй
Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе. Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенност...
«Осень, осень снова к нам пришла! Осень, осень чудная пора!»
Осень - это не только слякоть, пронизывающий холод. Осень - это золотая пора, богатая своей цветовой палитрой, и невозможно не восхищаться работой этой художницы. Крона деревьев, багрян...