Рабочая программа кружка по рисованию
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа) по теме

Митина Ирина Васильевна

Нетрадиционные  техники рисования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_platnoy_obr._uslugi.docx70.17 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТА                                                                                                                                                                УТВЕРЖДЕНА

на методическом совете                                                                                                                                          приказом заведующего

МАДОУ «ДС КВ №16»г. Усинска.                                                                                                                        МАДОУ«ДС КВ № 16» г.Усинска                                                                                                                                                                                                                                                      

 Протокол №1от 01.09.2015г.                                                                                                                                  от 01.10.2015 года  № 280                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Рабочая учебная программа

«Обучение изобразительному искусству»

для  детей   старшего дошкольного возраста

Срок реализации:2 года

Автор-составитель:

 Воспитатель :  Митина И.В.                                                        

 Усинск 2015г.

           

Пояснительная записка.

Направленность программы: Художественно - развивающая  программа  по изобразительной деятельности  разработана  для  детей 5-7 лет дошкольного  возраста .

 Программа ориентирована    на  формирование  целостного и  полноценного   художественно-эстетического  опыта детей,  приобщение  их  к  национальной и  мировой  художественной  культуре, изобразительному  искусству  и  народным  традициям, развитие эмоционально -эстетических и познавательных  способностей, творчества,  стимулирование  их личностных  проявлений,  формирование субъектной  позиции « Я-творец» и  в определенном смысле  формирование  основ «эстетической  картины  мира»  и  эстетического отношения  к  действительности.                                                                          

 

Цель: Развитие  творческих  способностей  детей дошкольного возраста посредством  использования  нетрадиционных  художественных  техник.

Большинство  занятий направленно  на  изучение  различных  нетрадиционных  техник (монотипия, техника «по- сырому», живопись  по «мятой бумаге», акварель и  восковые мелки, граттаж, оттиск, набрызг, метод выдувания, рисование ватными  палочками. Необычность изображения,  получается  за счет  использования дополнительных  материалов ( губка,  трубочка, щетинная кисть, расческа  и  т.д.),  позволяет  активизировать детей,  повышает  их интерес к  занятиям, а  также развивает творчески- интеллектуальные  и  мыслительные  способности  ребенка.                                    

Задачи:

  •  Прививать  интерес и любовь к изобразительному  искусству,  развивая эстетические чувства и понимание  прекрасного;
  • Вызывать  интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
  • Расширять изобразительные возможности  путем знакомства с различными  техниками;
  •  Учить  изображать объекты реального и фантазийного мира с натуры и по представлению, точно передавая строение, форму,  пропорции, характерные признаки.  
  • Воспитывать самостоятельность, учить активно и творчески применять ранее     усвоенные способы  изображения в рисовании .

Актуальность программы:   дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного, нравственного, умственного и физического развития ребенка, формируется личность.                                                                                                                                                      Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка . Дошкольники рисуют много и с большим желанием .                                        В процессе рисования у детей  совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает  у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
  Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.      

Методы проведения занятия:

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные

-практические

-игровые

Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Форма занятий –  тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.                                                                                                                                                                                         

Организация занятий кружка.

               Занятия  кружка  проводит  воспитатель. Используя современные и классические методы и приемы.

Воспитатель осуществляет педагогическую работу :  подготавливает необходимый материал к занятиям, подбирает  методический и дидактический  материал, дидактические игры, физминутки.

В кабинете  имеется : методический, дидактический материал, предметы  народных промыслов, малые формы, картотека дидактических игр, физминуток,  мультимедийная  техника.

Занятия проводятся по подгруппам по - 12 человек,  2 раза в неделю.

  Продолжительность занятий:

Старший дошкольный возраст- 25 минут;

Подготовительный дошкольный возраст-30 минут.

Представления, изобразительные навыки и умения, отношение.

Ребенок должен:

- иметь представление об особенностях  изобразительной деятельности: изображении, украшении, постройке;

-знать общие, типичные, характерные и некоторые индивидуальные  признаки  предметов и явлений  природы и человека; проявление в них сенсорных , эстетических качеств и свойств(разнообразие  форм, размеров, пропорций, фактуры; цветовые тона и их свойства; теплая и холодная, контрастная  гамма; изменение цвета в зависимости  от  сезона, времени дня, состояния освещенности);

- уметь в рисунке   выразительно   передавать образ объектов окружающего мира; изображать типичные  и некоторые индивидуальные , характерные признаки  предметов и явлений;

-видеть общее и отличное в похожих объектах изображения( петушок и курочка, воробей и  синичка, елочка маленькая и старая ель);

-уметь применять обобщенные способы, лежащие в основе изображения  ряда образов( у бегущих животных –зайчика, белки, лисички, кошечки и др.-туловище может быть изображено в виде дуги; у сидящих – в виде  овала);

- применять цвет  как средство передачи состояния, характера образа (добрый-злой, теплый – холодный и др.) и своего отношения  к герою или  явлению (нравится-не нравится);

-уметь правильно располагать  изображение на  листе, строить планы, выделять главное цветом, положением  на листе бумаги, размером;

- рисуя  сказочные  образы, передавать  признаки  сказочности;

- в сюжетном изображении передавать взаимосвязь  пространственную, временную; в декоративном  изображении  нарядно  украшать  предметную основу( шарфик, шапочку и др.), геометрическую, обозначаемую предметно, с помощью ритма, чередования и простейшей  симметрии цветовых  пятен, геометрических  элементов узора;

-приобретать навыки и умения собственной творческой  изобразительной  деятельности.

Технические  навыки и умения.

-отбирать материалы, инструменты и способы  изображения в соответствии  с создаваемым  образом( например, при изображении одуванчика его легкость, воздушность лучше передать цветными карандашами, мелком;

-правильно использовать формообразующие движения, соотносить качество движений с создаваемым  образом (легкость, плавность, размах на различные инструменты), проводить узкие и широкие полосы (концом кисти и плашмя), кольца, точки, дуги, мазки, трилистик;

-уметь рисовать контур предмета простым карандашом, создавать набросок;

-уметь подбирать фон бумаги и сочетание  красок, цвет  пластических  материалов  для передачи настроения, создания выразительного образа;

- уметь создавать изображение по представлению, памяти, а также  с натуры, анализировать  объект, его свойства, устанавливать пространственные , пропорциональные отношения, передавать и их в работе;

-уметь создавать новые  цветовые тона и оттенки путем составления, разбеливания водой или разбеливания , добавления черного тона в другой, пользоваться палитрой.

-уметь выполнять работы  в различных техниках, отбирать соответствующие материалы.

 

Перспективное  планирование  ( первый год обучения)

Тема занятий

Планируемые  результаты

Методическое обеспечение

Октябрь

1.

«Осеннее дерево». Метод выдувания.

Освоил    новую   нетрадиционную  технику   и  приемы  работы  в  этой технике. Создает  оригинальные изображения по белому и цветному  фону, сделанными  в технике монотипия.

Акварель, кисти,  листы,  трубочка, образец  работы, произведения  живописи.

2.

«Осень в гости просим». Техника цветные карандаши, мелки.

Умеет  работать   с графическими материалами (прием штриховки); принимать замысел будущей  работы; правильно располагать  изображение на листе; выделять планы (небо, земля); выделять главное  используя средства выразительности.

Цветные  карандаши, листы, образец работы, произведения живописи.

3.

«Деревья любуются своим отражением». Техника «Мелки и акварель»

 Рисует  двойные (зеркально симметрические) изображения  графическими  материалами; составляет  гармоничную цветовую композицию; выполняет  работу  в смешанной  технике.

Мелки, акварель, кисти,  листы,  образец  работы, произведения  живописи.

4.

«Морская  черепашка». Акварель, соль.

 Работает  в различных техниках; создает  фактурную поверхность при помощи дополнительных материалов; правильно  держит кисть ;  закрашивает  сверху  вниз  не  выходя  за  контур.

Рисунок черепашки, акварель, кисти, соль, образец работы.

5

«Летят  перелетные  птицы». Аист (цветная бум, гуашь)

  Рисует кистью и гуашью; аккуратно закрашивает  в пределах контура; накладывает   одну краску на  другую по высыханию; создает  выразительный  образ.

Гуашь, заготовки с рисунком  аиста, кисти, методические  таблицы, картинки птиц.

6.

«Веселый  щенок».  Штриховка.

 Рисует  животных  графическим   способом, передавая окраску  и фактуру  шерстки.

Рисунок собачки, карандаши, образец  работы.

7.

«Подводный  мир». Золотая  рыбка.

 Работает в нетрадиционной технике (восковые мелки и акварель),  изображает   рыб на основе геометрической формы. Располагает  композицию   на листе.

Мелки, акварель, кисти,  листы,  образец  работы, произведения  живописи.

8.

«Дельфины любуются закатом». Цветные  мелки.

  Рисует  дельфина при помощи схемы, передает   отношения  по величине; продумывает    композицию  рисунка;  рисует   мелками (закрашивает   фон широкой  плоскостью  мелка); передает   колорит  заката.

Мелки, листы, методические таблицы, образец  работы.

Ноябрь.

9.

«Здравствуй гостья зима». Зимнее  дерево.

 Передает   красоту зимней природы,  ее колорит.    Рисует  дерево,  используя  разные  цвета  красок  для стволов и различные  приемы  работы кистью (всем ворсом, концом кисти); композиционно располагает  изображение  на  листе.

Гуашь, кисти, листы,  произведения  живописи,  детские рисунки.

10.

«Иней  покрыл деревья». Техника монотипия.

Умеет   эмоционально откликаться   на  красоту  зимней  природы.  Смешивает   цвета с целью получения холодных оттенков.   Рисует  концом  кисти  (мелкие  детали,  контур).  Создает   интересные,  выразительные  композиции.

Цветной фон, гуашь, кисти, образец работы, произведения живописи.

11.

«Веселые  снеговики». (Гуашь, цвет. бумага)

 Рисует   окружность  концом кисти,  формообразующими  мазками; аккуратно закрашивает   в пределах контура;   дополняет  изображение по собственному  замыслу.

Цветные листы, гуашь, кисти, образец работы, метод. таблицы.

12.

«Снегири на ветках». (Ватные  палочки).

Имеет  обобщенное представление о внешнем  облике птиц, понимание, что все птицы , несмотря на различия в окраске, форме и величине частей, сходны  по строению;  умеет  передавать характерные особенности снегиря;    правильно выполняет   работу     ватными палочками.

Рисунок  снегиря, акварель, гуашь, ватные палочки, презентация.

13.

«Пушистые  детеныши животных». Метод тычка.

Изображает  животных   «методом тычка»;   выразительно, отображает  в рисунке облик  детенышей животных,  передавая характерные особенности,  шерстку ;  композиционно  располагает   на  листе.

Кисти,  гуашь, листы, метод. таблицы,  презентация.

14.

«Пингвины  на  льдине». Метод тычка.

Имеет  представление об окружающем мире: о пингвинах, среде их обитания;   рисует  пингвинов,  используя   метод тычка;  выделяет   главное  используя  средства выразительности (цвет, форму, размер, расположение  на листе).

Гуашь, кисти, тычки, листы, метод. таблицы, презентация.

15.

«Морозные узоры».

 (по мотивам кружевоплетения)

  Рисует  узоры в стилистике  кружевоплетения;  проявляет  фантазию,  самостоятельность;  выполняет  работу  в  смешанной  технике;  композиционно  располагает  по  всей  плоскости листа.

Листы бумаги фиолетового, тёмно-синего, вишнёвого, сиреневого цвета, гуашь, кисти разных размеров.

16.

«Зимняя композиция». Акварель,  мелки.

 Рисует  дома,  снег на крышах, земле графическими материалами; композиционно размещает  на листе;  выполняет  композицию  в смешанной технике.

Листы , акварель, мелки, кисти, метод. таблицы, образец работы.

Декабрь

17.

«Жилище разных народов». Изображение тайги, чума. Смешанная   техника.

Рисует  различные  жилища;  передает   колорит  холодного зимнего дня;  композиционно размещает  на листе.

Листы, акварель, кисти, графические  материалы, метод. табл. Образец работы. Презентация.

18.

«Северный  олень». Техника «Восковые мелки»;  «Пастель».

Рисует  животных  на  основе  овала,  круга,  передает  характерные  особенности оленя   через   детали;  передает  шерстку  животных  при помощи  штриха;  аккуратно  закрашивает  в  пределах  контура; строит композицию  по  собственному  замыслу.

Листы  (тонированные  листы),  мелки,  пастель,  метод. таблицы.

19.

«Новогодняя елка». Смешанная  техника.

Рисует  ветку  ели  графическими  материалами при помощи  штриха;  украшает  игрушками  самостоятельно  продумывая  форму  игрушки;  подбирает  яркие  цветовые  отношения.

Листы, акварель, кисти, графические  материалы, метод. табл. Образец работы.

20.

21.

«Дед мороз и Снегурочка». Техника «Гуашь»

 Рисует  фигуру   человека кистью. Доступными приемами передает  образ сказочности,  передавая  характерные особенности сказочных героев.

Листы белой бумаги,  акварель, гуашь, кисти.

22.

Изображение символов  нового года.

Вызывать эмоционально – эстетический  отклик на выразительные  образы – символы года.

Фигурки-символы,  различные художественные  материалы, образец работы

Январь

23.

«Стоит в  поле  теремок». Смешанная  техника.

Проявляет  интерес  к  русскому  народному  творчеству;  рисует  сказочные  постройки  передавая  характер постройки,  через  цветовое  решение, через  декор;  выполняет  работу  в смешанной  технике;  закрашивает  в  пределах  контура.

Презентация,  образец  работы, листы,  карандаши,  мелки,  акварель.

24.

«Путешествие  по  сказкам». (рисуем  сказочных  зверей)

Рисует  животных  на  основе  овала,  круга,  передает  сказочный  образ  через  одежду,  детали;  передает  шерстку  животных  при помощи  штриха;  аккуратно  закрашивает  в  пределах  контура.

Презентация,  метод. таблицы,  листы,  графические  материалы, образец  работы.

25.

26.

Иллюстрация  к  сказке «Колобок»

Передает в рисунке один  из  эпизодов сказки с двумя  персонажами;  изображает  животных при помощи схемы, одетых  в  одежду;  передает в  композиции определенное  место  действия  и  время  суток;  композиционно  располагает на листе.

Презентация,  иллюстрации к  сказке, метод. таблицы, листы,  графические  материалы,  акварель.

27.

28.

Рисование и конструирование  «Расписные  птицы»

Проявляет  интерес к  народному  творчеству; расписывает  силуэты  игрушек  узором  близким по  композиции, элементам цветосочетанию  дымковским  птицам; изготавливает полу объемные игрушки.

Иллюстрации, дымковские  игрушки, метод. таблицы, заготовки птиц

Февраль.

29.

Графика. Техника «черный  фломастер»

Имеет  представление  о  новом  виде искусства;  использует основные  средства художественной выразительности  в  графике:  линия, пятно, силуэт,  фактура; строит композицию с учетом  ближнего и дальнего  плана.

Образцы работ,  листы, фломастер черного цвета.

30.

Техника  «мятая  бумага»  Зимний  лес.

Проявляет  интерес  к  явлениям  природы  их  отражению  в  искусстве; строит композицию  рисунка,  передает колорит  зимней  природы.

Произведения  живописи,  листы, акварель, кисти.

31.

«Веселые  клоуны».

Передает  несложные  движения  человека;  изображает  характерные  особенности костюма, передает  различное  выражение  лица, используя  разные  художественные  средства.

Презентация,  метод. таблицы,  листы  кисти,  гуашь,  палитра.

32.

Рисунок слона,  лошадки, льва.

Изображает  животных  в движении при  помощи  схемы;  передает характерные  особенности; закрашивает  в  пределах  контура.

Схемы, иллюстрации животных, листы, карандаши.

33.

34.

«Веселый  цирк»

Самостоятельно составляет  композицию,   соблюдая  композиционное   равновесие  листа;  изображает  животных  в  различных позах;  изображает шерстку  животных  методом «сухая  кисть».  

Презентация,  детские  работы, листы, гуашь, кисти, метод  таблицы.

35.

Поздравительная открытка  для  мамы.

«Букет весенних  цветов».

Рисует цветы  разной формы; композиционно  размещает  на  листе;  подбирает  яркие  цветовые  сочетания; выполняет  рисунок  в  смешанной технике.  

Графические  материалы, фломастеры, акварельные  краски, листы, кисти.

36.

Техника «Мятая бумага». Букет цветов. Тюльпаны

Выполняет  работу в  новой  технике «мятая бумага».   Рисует цветы, передавая   форму и колорит цветов.  

Мятая бумага, кисти, акварель, образец  работы, наглядность.

Март

37.

Техника «Мятая  бумага».

«Медвежонок».

Выполняет  работу  в технике «мятая бумага».   Рисует  концом кисти (мелкие детали, контуры).  Передает  нежные цветовые нюансы,  строит  композицию по  собственному  замыслу.

Мятая  бумага с контурным рисунком, кисти, акварельные  краски,  образец  работы

38.

«Птицы  жарких стран». Розовый  фламинго.

Изображает различных птиц, среду их  обитания; создает  выразительный образ  птицы,  подбирает  нужные  цветовые  тона  при  помощи  белой,  черной  краски.

Гуашь, акварель, кисти,  графические материалы, листы. Метод. Таблицы, фотографии птиц.

39.

«Животные жарких стран». (тигр, гепард, пантера).

Техника- гуашь

Изображает  животных  жарких стран в их  среде  обитания, среди  лесов  и  степей.  Рисует концом  кисти, использует  тычок, поролон для  создания  пушистой  шерстки. Составляет  композицию,  рисует дополнительные   детали.

Гуашь, кисти, листы.  Методические  таблицы, схемы, иллюстрации животных,  растений.

40.

«Животные  жарких стран». (верблюд, жираф, зебра). Техника – цветные  карандаши.

Использует в работе выразительные  возможности цветного  карандаша; передает фактуру и окраску шерсти, характерные особенности животного.

Листы, цветные карандаши, методические таблицы, образец. Изображения  животных  жарких стран.

41.

«Деревья проснулись».

Изображает  различные  деревья передавая  характер дерева через линию.   Изображает цветущее,  весеннее дерево  методом «тычка».

Зарисовки деревьев, образцы работ. Произведения  художников. Листы, акварельные  краски.

42.

«Весна в технике «по сырому».

Продолжаем знакомиться  с произведениями изобразительного искусства (Левитана, Саврасова, Юона).   Использует основные   цвета  в получении  нового  цвета путем их  смешивания. Проявляет  эмоциональную  отзывчивость  на красоту весенней  природы, бережное отношение к ней.

Листы, акварельные  краски, кисти, палитра. Произведения  художников, метод. таблицы по цветоведению, образцы работ.

43.

Освоение  техники «гротаж». «Космический корабль».

Освоил  новую   нетрадиционную  технику  и приемы  работы. Составляет  композицию по  собственному  замыслу,  проявляя творчество, фантазию.

Заготовка фона в технике « Граттаж». Худ. Материалы, образцы работ. Фотографии космических  караблей

44.

«Пасха красная».  Композиция  по замыслу.

Составляет композицию  по  собственному  замыслу. Умеет  рисовать  храм, собор,  аккуратно  закрашивает   в  пределах  контура,  регулирует   силу  нажима.

Листы,  мелки, цв. карандаши, фломастеры. Детские работы, метод. таблицы,  

Апрель

45.

Изобразительная техника «пуантилизм».  

«Чудесное  превращение точки». Золотая  рыбка.

Проявляет  интерес к произведениям  живописи. Рисует   композицию  при помощи  цветных  точек, подбирая  яркие  цветовые  сочетания.  Аккуратно  в  работе  использует новый  инструмент.

Листы, гуашь, тычки разных  размеров, палитра, мелки светлых тонов, жесткие кисти для смешивания  красок. Репродукции картин   Ж. Сера,  П. Синьяка.

46.

«Бабочка-красавица»

Техника «Монотипия».

Освоил  технику  «монотипия»; изображает  бабочку  в  новой  технике;  симметрично  украшает  крылья;  проявляет  воображение,  фантазию.

Листы, акварель, гуашь, кисти, образцы  работ, иллюстрации бабочек.

47.

«Зеленая  сказка весны».  Пейзаж в  технике - гуашь.

Эмоционально откликается на  произведения  живописи,  высказывает  свою  точку  зрения;  создает  новые  цветовые тона и оттенки  путем  составления;  составляет  композицию  с учетом  воздушной и  линейной  перспективы.

Листы, гуашь, кисти, метод.  таблицы, произведения  живописи.

48.

«Цветущий  сад».

 Продумывает  расположение рисунка на листе. Использует способ рисования тычком  - для повышения выразительности рисунка. Создает композицию  по  представлению.

Листы белой бумаги, акварель, гуашь, кисти разных размеров, жесткая кисть.

49.

«Море – море».  Изображение   заката  на  море.

Расширять знания детей  о  жанрах живописи. Познакомить с  творчеством  художника - мариниста  Айвазовского . Закреплять и уточнять  знания  детей  о  композиции,  перспективе, линии горизонта.  Упражнять в  создании  цветовых  оттенков  воды во  время  заката.  Развивать  эмоционально  эстетические  чувства,  воображение.

Листы, акварель, кисти, метод. таблицы, произведения  живописи.

50.

«Танец  бабочек-красавиц».

Закреплять  умения  рисовать симметричные  фигуры, украшать  их  узорами. Развивать  творческое  воображение, воспитывать  бережное  отношение  к  природе.

Листы, графические  материалы,  фотографии  бабочек.

51.

«Лето красное  пришло».

Учить детей  создавать  гармоничную цветовую  композицию,  передавая  впечатления  о лете . Совершенствовать  технику рисования  акварельными  красками.

Листы, акварельные  краски, кисти. Произведения художников. Образцы  работ.

                                                                     

                                                                              Перспективное  планирование  (второй  год обучения)

Тема занятий

Планируемые  результаты

Методическое обеспечение

Октябрь

1.

«Осенний  лес». Техника  «По мокрой бумаге».

Работает  в  новой   технике «по – сырому»;   определяет замысел будущей работы; создает  изображение по представлению, по собственному  замыслу; композиционно располагает  на листе.

Листы , кисти, акварель, образец работы, произведения живописи.

2.

«Осень в гости просим». Техника цветные карандаши, мелки.

Выполняет   работу  в технике «цветные карандаши»; правильно располагает  на листе бумаги,  выделяет  планы, выделяет главное цветом, размером, расположением  на листе.

Листы, карандаши, образец работы, метод. таблицы,  произведения живописи.

3.

Рисунок  осени  на наждачной  бумаге.

Эмоционально откликаться  на художественные образы  живописи,  понимает  выразительность  художественного образа, имеет  собственное суждение;  композиционно располагает  на  листе, создает изображение  по представлению.

Наждачная бумага, мелки, метод. таблицы, произведения  живописи.

4.

«Деревья любуются своим отражением». Техника  акварель.

Рисует двойные (зеркально симметрические) изображения  акварелью; составляет  гармоничную цветовую композицию; рисует деревья  концом кисти  и  всем  ворсом.

Листы  сложенные  пополам, акварель, кисти, произведения живописи.

5.

«Летят перелетные птицы».  (Аист, лебедь).

 Рисует  птиц кистью, на основе схемы; создает  новые цветовые  тона и оттенки путем  составления (разбеливания); передает  характерные особенности  птиц.

Цветной фон, гуашь, кисти, метод. таблицы, картинки птиц.

6.

«Эти забавные  животные».  Штриховка. (домашние, дикие)

Умеет  поддерживать беседу  о  животных;   классифицирует  животных  по  видам;  рисует животных  графическим   способом, передавая окраску  и фактуру  шерстки.

Листы, карандаши, метод. таблицы, рисунок кошки, тигра, льва.

7.

«Мир нашего аквариума». Красивые  рыбки на основе треугольника. (гуашь)

Рисует  рыб на основе треугольника тонкой кистью; декорирует  изображение полосками, точками, дополняет изображение по собственному  замыслу; создает  композицию.

Листы, гуашь, кисти, презентация, образец работы.

8.

«Морские коньки играют в прятки среди кораллов».

  Создает образ морского конька на основе  фигурной  линии по ассоциации с цифрой  3; передает  особенности  внешнего вида морского конька  доступными  изобразительными  средствами; создает  сюжетную  композицию.

Листы, гуашь, кисти, презентация, образец работы.

9.

«Здравствуй гостья зима». Рисование манкой.

 Создает образ зимней  природы, передает  ее красоту  различными   материалами;   композиционно располагает на  листе, создает  изображение  по представлению.

Картон, клей ПВА, кисти, манка, образцы работы, произведения живописи.

Ноябрь.

10.

«Снежная сказка пейзажа». Техника цветные карандаши, мелки.

Воспитывать любовь  к  природе и  умение  восхищаться ее красотой. Развивать умения  замечать  в  природе  прекрасное и  анализировать  свои  впечатления.  

Закреплять  умения рисовать цветными карандашами, мелками, составлять  цветовые  сочетания  в  холодной  гамме,  строить композицию  с  учетом  перспективы.

Листы, карандаши, мелки, детские работы, метод. таблицы, презентация.

11.

«Зимушка-зима снег нам принесла!» Техника мятая бумага.

Формирование навыков работы на мятой бумаге; закреплять умение оформлять свой замысел,  композиционно располагать на листе бумаги; составлять цветовые сочетания в холодной  гамме.

Листы  фактурные, акварель, кисти, метод. таблицы, образец работы.

12.

«Веселые  снеговики». (Гуашь, цвет. бумага)

Закреплять  умения рисовать  окружность концом кисти, формообразующими  мазками; аккуратно закрашивать в пределах контура; дополнять изображение по собственному  замыслу.

Цветные листы, гуашь, кисти, образец работы, метод. таблицы.

13.

«Совушка- сова». Мелки, акварель.

Закреплять умение рисовать птиц при помощи схемы;  передавать характерные особенности совы, филина графическими материалами; дополнять композицию по собственному замыслу.

Листы, мелки, акварель, метод. таблицы, образец работы, картинка совы.

14.

«Пушистые  детеныши животных». Метод тычка. (кошка)

Формирование  навыков работы  в технике «метод тычка»; закреплять  умения  наиболее выразительно отображать в рисунке облик  детенышей  животных, их характерные  особенности.

Листы, поролон, гуашь, кисти, метод. таблицы, образец работы, презентация.

15.

«Пингвины  любуются северными звездами». Акварель, мелки.

Формировать умения  рисовать  пингвинов и их среду обитания графическими  материалами; закреплять умения оформлять свой  замысел, композиционно располагать изображение  на листе.

Листы, мелки, акварель, кисти, метод. таблицы, образец работы, картинка  с изображением пингвина

16.

Графика. «Зимняя композиция»

Ознакомление с новым видом изобразительного искусства; совершенствовать моторные характеристики  умений (линия, пятно, фактура материала); закреплять умения составлять композицию по собственному  замыслу.

Листы,  уголь (черный мелок), метод. таблицы, образец работы, произведения живописи.

17.

«Северное  сияние над лесом» Техника «Восковые  мелки»

Совершенствовать приемы работы острым краем (штриховка) и плашмя (тушевка); уметь передавать нежные цветовые  нюансы, развивать чувство цвета и композиции.

Листы, мелки, фото композиции, образец работы.

Декабрь 18.

«Жилище разных народов». Изображение чума,  оленя.

Смешанная  техника

Закреплять умения  рисовать животных  при помощи схемы;  составлять  сюжетную композицию; использовать разные  материалы для создания выразительного рисунка.

Листы, мелки, акварель, кисти, презентация, зарисовки чума, метод. таблицы.

19.

«Коми  деревенька». Сюжетная  композиция.

Уметь  создавать сюжетную композицию, развивать умения  работать разными художественными материалами и использовать  различные приемы  рисования; изображать предметы на близком, среднем, дальнем планах, обозначать линию  горизонта  согласно создаваемому  образу.

Презентация, листы, гуашь, акварель, мелки, кисти, метод. таблицы, образцы  работы.

20.

«Белый  медведь  на  льдине»

Рисует  медведя с опорой  на  схему;  передает белую шерстку медведя  графическими материалами;  строит композицию по собственному  замыслу;  подбирает  цветовые  сочетания.

Предметные  картинки  белого медведя  и  других  северных  животных , листы , графические  материалы.

21.

«Дворец  для  Снегурочки (Деда Мороза).

Формировать умения   создавать архитектурные  сооружения  на основе геометрических  форм, передавать характер и настроение дворца через форму, украшение и цвет; создавать новые цветовые  тона и оттенки  путем  составления.

Листы, гуашь, палитра, кисти. Метод. Таблицы,  иллюстрации сказочных  замков.

22.

  1. «Новогодняя  композиция»
  2. Изготовление  снежинок

Закреплять  умения  создавать композицию по собственному  замыслу; самостоятельно отбирать материалы; изображать предметы на близком, среднем, дальнем планах, обозначать линию  горизонта  согласно создаваемому  образу.

Январь

23.

12.01

«Старинная  постройка – терем»

Имеет  представление о старинных  русских  постройках,   с  их  украшениями;  изображает  сказочный  деревянный  терем  со  светелкой с узорами на  наличниках , ставнях,  на  досках, обрамляющих  треугольник  фронтона;  передает  фактуру  дерева тонкими линиями.

Иллюстрации царских  палат,  теремов,  метод. таблицы, листы, графические  материалы.

24.

14.01

25.

19.01

«Сказочный  дворец»

Рисует  сказочный  дворец  передавая  его общий  облик, причудливое  сочетание основного  здания  с пристройками,  башнями,  увенчанными крышами разной  формы, арочными  окнами;  проявляет  самостоятельность  и  творческие способности  в  выборе  архитектуры  дворца, цветовой  гаммы  и  декоративных  украшений.

Иллюстрации сказочных  дворцов из  сказок «Сивка-бурка»,  «Аленький  цветочек» и других» , листы, графические  материалы, акварель, кисти,  метод. таблицы.

26.

21.01

«Сестрица  Аленушка и братец  Иванушка»

Передает в  рисунке  сказочный  образ героев сказки – сестрицы Аленушки и братца  Иванушки;  изображает их в  национальных русских  костюмах;  смешивает краски  для  получения  нужного оттенка  для  лица  и  рук.

Иллюстрации с изображением  сказочных героев, тонированные  листы, гуашь,  кисти, метод. таблицы.

27. 28.

26.01

28.01

Рисование и конструирование «Барыня-франтиха»

Расписывает  более  сложные  по  форме  изделия; располагает элементы  узора в  шахматном  порядке;  сочетает  крупные  элементы с мелкими; наносит одни элементы  поверх  других;  подбирает  яркие  цветовые  сочетания.

Иллюстрации  дымковских игрушек,  дымковские игрушки,  заготовки  форм,  гуашь, кисти.

Февраль

29.

«Какого  цвета   снег». Техника  гуашь.

Эмоционально откликается на  красоту зимнего  леса  через  восприятие  цвета; передает  образ  белой  зимы,  богатой  оттенками  различных  цветов;  композиционно располагает  на  листе.

Презентация, детские  работы, листы, гуашь, кисти.

30.

4.02

Техника мятая бумага. «Идет  волшебница  зима»

Проявляет  интерес  к  явлениям  природы  их  отражению  в  искусстве; строит композицию  рисунка,  передает колорит  зимней  природы.

Произведения  живописи,  листы, акварель, кисти.

31.

«Мы в цирке»

Имеет представление  о  работе  художника в цирке;  изображает  клоуна  передавая  характерные  особенности  через  детали, костюм;  проявляет  творчество, самостоятельность;  смешивает цвета,   получая    разные  цветовые  отношения; передает  различное   выражение лица, используя  разные  художественные  средства.

Презентация, детские  работы, метод. таблицы, гуашь, кисти, палитра,  листы.

32.

Рисунок слона,  лошадки, льва.

Изображает  животных  в движении при  помощи  схемы;  передает характерные  особенности; закрашивает  в  пределах  контура.

Схемы, иллюстрации животных, листы, карандаши.

33.

34.

Цирк! Цирк!  Цирк!

Самостоятельно составляет  композицию,   соблюдая  композиционное   равновесие  листа;  изображает  животных  в  различных позах;  изображает шерстку  животных  методом «сухая  кисть».  

Презентация,  детские  работы, листы, гуашь, кисти, метод  таблицы.

35.

Поздравительная открытка  для  мамы. «Букет весенних  цветов».

Рисует цветы  разной формы; композиционно  размещает  на  листе;  подбирает  яркие  цветовые  сочетания; выполняет  рисунок  в  смешанной технике.  

Графические  материалы, фломастеры, акварельные  краски, листы, кисти.

36.

Техника «Мятая бумага». Букет цветов. Подснежники.

Выполняет  работу в  новой  технике «мятая бумага».   Рисует цветы, передавая   форму и колорит цветов.  

Мятая бумага, кисти, акварель, образец  работы, наглядность.

Март

37.

Техника «Мятая  бумага». Слоненок.

Выполняет  работу  в технике «мятая бумага».   Рисует  концом кисти (мелкие детали, контуры).  Передает  нежные цветовые нюансы,  строит  композицию по  собственному  замыслу.

Мятая  бумага с контурным рисунком, кисти, акварельные  краски,  образец  работы

38.

«Птицы  жарких стран». Павлин.

Изображает различных птиц, среду их  обитания; создает  выразительный образ  птицы,  подбирает  нужные  цветовые  тона  при  помощи  белой,  черной  краски.

Гуашь, акварель, кисти,  графические материалы, листы. Метод. Таблицы, фотографии птиц.

39.

«Животные жарких стран». (тигр, гепард, пантера).

Техника- гуашь

Вызывать у детей желание нарисовать животных  жарких стран в их  среде  обитания, среди  лесов  и  степей. Закреплять  полученные  навыки рисования  (рисовать  концом  кисти, использование  тычка, поролона для  создания  пушистой  шерстки. Составлять  композицию,  рисовать  дополнительные детали.

Гуашь, кисти, листы.  Методические  таблицы, схемы, иллюстрации животных,  растений.

40.

«Животные  жарких стран». (верблюд, жираф, зебра). Техника – цветные  карандаши.

Продолжаем знакомить детей с выразительными возможностями цветного  карандаша; учимся передавать фактуру и окраску шерсти, характерные особенности животного.

Листы, цветные карандаши, методические таблицы, образец. Изображения  животных  жарких стран.

41.

«Деревья проснулись».

Продолжаем  совершенствовать умения изображать деревья, передавая  характер дерева через линию. Учимся изображать цветущее,  весеннее дерево  методом «тычка».

Зарисовки деревьев, образцы работ. Произведения  художников. Листы, акварельные  краски.

42.

«Весна в технике «по сырому».

Продолжаем знакомиться  с произведениями изобразительного искусства (Левитана, Саврасова, Юона); упражнять  в использовании основных  цветов и получении  нового  цвета путем их  смешивания. Воспитывать эмоциональную  отзывчивость  на красоту весенней  природы, бережное отношение к ней.

Листы, акварельные  краски, кисти, палитра. Произведения  художников, метод. таблицы по цветоведению, образцы работ.

Апрель

43.

Освоение  техники «граттаж». «Космический корабль».

Знакомимся с новой   нетрадиционной техникой и приемами работы. Закрепление  полученных навыков  о  композиции. Развитие  творческой  фантазии  и  воображения.

Заготовка фона в технике « Граттаж». Худ. Материалы, образцы работ. Фотографии космических  кораблей

44.

«Пасха красная».  Композиция  по замыслу.

Формировать  навыки  составления композиции по  собственному  замыслу. Учить рисовать  храм, собор. Закреплять навыки работы  графическими  материалами. Развивать фантазию,  воображение.

Листы,  мелки, цв. карандаши, фломастеры. Детские работы, метод. таблицы,  

45.

Изобразительная техника «пуантилизм».  

«Чудесное  превращение точки».

Знакомить детей  с разнообразием изобразительных приемов. Закреплять навыки  работы с гуашью. Развивать  фантазию  и  воображение.

Листы, гуашь, тычки разных  размеров, палитра, мелки светлых тонов, жесткие кисти для смешивания  красок. Репродукции картин   Ж. Сера,  П. Синьяка.

46.

«Бабочка-красавица»

Техника «Монотипия».

Знакомить детей с техникой- монотипия. Развивать  творческое  воображение,  фантазию. Ознакомить  с законом симметрии,  расширять знания  о  бабочках,  научить  видеть красоту в  природе.

Листы, акварель, гуашь, кисти, образцы  работ, иллюстрации бабочек.

47.

«Зеленая  сказка весны».  Пейзаж в  технике - гуашь.

Продолжаем  знакомиться  с  произведениями  изобразительного искусства.  Упражнять  в использовании   основных  цветов и  получении  нового  цвета  путем  их  смешивания.  Формировать  навыки  составления  композиции с  учетом  воздушной и  линейной  перспективы.

Листы, гуашь, кисти, метод.  таблицы, произведения  живописи.

48.

«Цветущий  сад».

Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Совершенствовать умение использовать способ рисования тычком  - для повышения выразительности рисунка. Развивать чувство композиции.

Листы белой бумаги, акварель, гуашь, кисти разных размеров, жесткая кисть.

49.

«Море – море».  Изображение   заката  на  море.

Расширять знания детей  о  жанрах живописи. Познакомить с  творчеством  художника - мариниста  Айвазовского . Закреплять и уточнять  знания  детей  о  композиции,  перспективе, линии горизонта.  Упражнять в  создании  цветовых  оттенков  воды во  время  заката.  Развивать  эмоционально  эстетические  чувства,  воображение.

Листы, акварель, кисти, метод. таблицы, произведения  живописи.

50.

«Танец  бабочек-красавиц».

Закреплять  умения  рисовать симметричные  фигуры, украшать  их  узорами. Развивать  творческое  воображение, воспитывать  бережное  отношение  к  природе.

Листы, графические  материалы,  фотографии  бабочек.

51.

«Лето красное  пришло».

Учить детей  создавать  гармоничную цветовую  композицию,  передавая  впечатления  о лете . Совершенствовать  технику рисования  акварельными  красками.

Листы, акварельные  краски, кисти. Произведения художников. Образцы  работ.

Литература:

  • Вербенец. А. М   Образовательная  область «Художественное  творчество»  «Детство»: Учебно – методическое  пособие/ науч. ред. А. Г. Гогоберидзе. –СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», М. :ТЦ «СФЕРА», 2012г.

  • Курочкина  « Знакомство с натюрмортом», «Портретная живопись детям»,  «Детям о пейзаже».
  • А.А Фатеева  «Рисуем без кисточки» -   Ярославль: Академия  развития  2009 г.