Рабочая программа кружка по рисованию
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
на методическом совете приказом заведующего
МАДОУ «ДС КВ №16»г. Усинска. МАДОУ«ДС КВ № 16» г.Усинска
Протокол №1от 01.09.2015г. от 01.10.2015 года № 280
Рабочая учебная программа
«Обучение изобразительному искусству»
для детей старшего дошкольного возраста
Срок реализации:2 года Автор-составитель: Воспитатель : Митина И.В. |
Усинск 2015г.
Пояснительная записка.
Направленность программы: Художественно - развивающая программа по изобразительной деятельности разработана для детей 5-7 лет дошкольного возраста .
Программа ориентирована на формирование целостного и полноценного художественно-эстетического опыта детей, приобщение их к национальной и мировой художественной культуре, изобразительному искусству и народным традициям, развитие эмоционально -эстетических и познавательных способностей, творчества, стимулирование их личностных проявлений, формирование субъектной позиции « Я-творец» и в определенном смысле формирование основ «эстетической картины мира» и эстетического отношения к действительности.
Цель: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных художественных техник.
Большинство занятий направленно на изучение различных нетрадиционных техник (монотипия, техника «по- сырому», живопись по «мятой бумаге», акварель и восковые мелки, граттаж, оттиск, набрызг, метод выдувания, рисование ватными палочками. Необычность изображения, получается за счет использования дополнительных материалов ( губка, трубочка, щетинная кисть, расческа и т.д.), позволяет активизировать детей, повышает их интерес к занятиям, а также развивает творчески- интеллектуальные и мыслительные способности ребенка.
Задачи:
- Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству, развивая эстетические чувства и понимание прекрасного;
- Вызывать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
- Расширять изобразительные возможности путем знакомства с различными техниками;
- Учить изображать объекты реального и фантазийного мира с натуры и по представлению, точно передавая строение, форму, пропорции, характерные признаки.
- Воспитывать самостоятельность, учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании .
Актуальность программы: дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного, нравственного, умственного и физического развития ребенка, формируется личность. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка . Дошкольники рисуют много и с большим желанием . В процессе рисования у детей совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Методы проведения занятия:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые
Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Форма занятий – тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Организация занятий кружка.
Занятия кружка проводит воспитатель. Используя современные и классические методы и приемы.
Воспитатель осуществляет педагогическую работу : подготавливает необходимый материал к занятиям, подбирает методический и дидактический материал, дидактические игры, физминутки.
В кабинете имеется : методический, дидактический материал, предметы народных промыслов, малые формы, картотека дидактических игр, физминуток, мультимедийная техника.
Занятия проводятся по подгруппам по - 12 человек, 2 раза в неделю.
Продолжительность занятий:
Старший дошкольный возраст- 25 минут;
Подготовительный дошкольный возраст-30 минут.
Представления, изобразительные навыки и умения, отношение.
Ребенок должен:
- иметь представление об особенностях изобразительной деятельности: изображении, украшении, постройке;
-знать общие, типичные, характерные и некоторые индивидуальные признаки предметов и явлений природы и человека; проявление в них сенсорных , эстетических качеств и свойств(разнообразие форм, размеров, пропорций, фактуры; цветовые тона и их свойства; теплая и холодная, контрастная гамма; изменение цвета в зависимости от сезона, времени дня, состояния освещенности);
- уметь в рисунке выразительно передавать образ объектов окружающего мира; изображать типичные и некоторые индивидуальные , характерные признаки предметов и явлений;
-видеть общее и отличное в похожих объектах изображения( петушок и курочка, воробей и синичка, елочка маленькая и старая ель);
-уметь применять обобщенные способы, лежащие в основе изображения ряда образов( у бегущих животных –зайчика, белки, лисички, кошечки и др.-туловище может быть изображено в виде дуги; у сидящих – в виде овала);
- применять цвет как средство передачи состояния, характера образа (добрый-злой, теплый – холодный и др.) и своего отношения к герою или явлению (нравится-не нравится);
-уметь правильно располагать изображение на листе, строить планы, выделять главное цветом, положением на листе бумаги, размером;
- рисуя сказочные образы, передавать признаки сказочности;
- в сюжетном изображении передавать взаимосвязь пространственную, временную; в декоративном изображении нарядно украшать предметную основу( шарфик, шапочку и др.), геометрическую, обозначаемую предметно, с помощью ритма, чередования и простейшей симметрии цветовых пятен, геометрических элементов узора;
-приобретать навыки и умения собственной творческой изобразительной деятельности.
Технические навыки и умения.
-отбирать материалы, инструменты и способы изображения в соответствии с создаваемым образом( например, при изображении одуванчика его легкость, воздушность лучше передать цветными карандашами, мелком;
-правильно использовать формообразующие движения, соотносить качество движений с создаваемым образом (легкость, плавность, размах на различные инструменты), проводить узкие и широкие полосы (концом кисти и плашмя), кольца, точки, дуги, мазки, трилистик;
-уметь рисовать контур предмета простым карандашом, создавать набросок;
-уметь подбирать фон бумаги и сочетание красок, цвет пластических материалов для передачи настроения, создания выразительного образа;
- уметь создавать изображение по представлению, памяти, а также с натуры, анализировать объект, его свойства, устанавливать пространственные , пропорциональные отношения, передавать и их в работе;
-уметь создавать новые цветовые тона и оттенки путем составления, разбеливания водой или разбеливания , добавления черного тона в другой, пользоваться палитрой.
-уметь выполнять работы в различных техниках, отбирать соответствующие материалы.
Перспективное планирование ( первый год обучения)
№ | Тема занятий | Планируемые результаты | Методическое обеспечение |
Октябрь 1. | «Осеннее дерево». Метод выдувания. | Освоил новую нетрадиционную технику и приемы работы в этой технике. Создает оригинальные изображения по белому и цветному фону, сделанными в технике монотипия. | Акварель, кисти, листы, трубочка, образец работы, произведения живописи. |
2. | «Осень в гости просим». Техника цветные карандаши, мелки. | Умеет работать с графическими материалами (прием штриховки); принимать замысел будущей работы; правильно располагать изображение на листе; выделять планы (небо, земля); выделять главное используя средства выразительности. | Цветные карандаши, листы, образец работы, произведения живописи. |
3. | «Деревья любуются своим отражением». Техника «Мелки и акварель» | Рисует двойные (зеркально симметрические) изображения графическими материалами; составляет гармоничную цветовую композицию; выполняет работу в смешанной технике. | Мелки, акварель, кисти, листы, образец работы, произведения живописи. |
4. | «Морская черепашка». Акварель, соль. | Работает в различных техниках; создает фактурную поверхность при помощи дополнительных материалов; правильно держит кисть ; закрашивает сверху вниз не выходя за контур. | Рисунок черепашки, акварель, кисти, соль, образец работы. |
5 | «Летят перелетные птицы». Аист (цветная бум, гуашь) | Рисует кистью и гуашью; аккуратно закрашивает в пределах контура; накладывает одну краску на другую по высыханию; создает выразительный образ. | Гуашь, заготовки с рисунком аиста, кисти, методические таблицы, картинки птиц. |
6. | «Веселый щенок». Штриховка. | Рисует животных графическим способом, передавая окраску и фактуру шерстки. | Рисунок собачки, карандаши, образец работы. |
7. | «Подводный мир». Золотая рыбка. | Работает в нетрадиционной технике (восковые мелки и акварель), изображает рыб на основе геометрической формы. Располагает композицию на листе. | Мелки, акварель, кисти, листы, образец работы, произведения живописи. |
8. | «Дельфины любуются закатом». Цветные мелки. | Рисует дельфина при помощи схемы, передает отношения по величине; продумывает композицию рисунка; рисует мелками (закрашивает фон широкой плоскостью мелка); передает колорит заката. | Мелки, листы, методические таблицы, образец работы. |
Ноябрь. 9. | «Здравствуй гостья зима». Зимнее дерево. | Передает красоту зимней природы, ее колорит. Рисует дерево, используя разные цвета красок для стволов и различные приемы работы кистью (всем ворсом, концом кисти); композиционно располагает изображение на листе. | Гуашь, кисти, листы, произведения живописи, детские рисунки. |
10. | «Иней покрыл деревья». Техника монотипия. | Умеет эмоционально откликаться на красоту зимней природы. Смешивает цвета с целью получения холодных оттенков. Рисует концом кисти (мелкие детали, контур). Создает интересные, выразительные композиции. | Цветной фон, гуашь, кисти, образец работы, произведения живописи. |
11. | «Веселые снеговики». (Гуашь, цвет. бумага) | Рисует окружность концом кисти, формообразующими мазками; аккуратно закрашивает в пределах контура; дополняет изображение по собственному замыслу. | Цветные листы, гуашь, кисти, образец работы, метод. таблицы. |
12. | «Снегири на ветках». (Ватные палочки). | Имеет обобщенное представление о внешнем облике птиц, понимание, что все птицы , несмотря на различия в окраске, форме и величине частей, сходны по строению; умеет передавать характерные особенности снегиря; правильно выполняет работу ватными палочками. | Рисунок снегиря, акварель, гуашь, ватные палочки, презентация. |
13. | «Пушистые детеныши животных». Метод тычка. | Изображает животных «методом тычка»; выразительно, отображает в рисунке облик детенышей животных, передавая характерные особенности, шерстку ; композиционно располагает на листе. | Кисти, гуашь, листы, метод. таблицы, презентация. |
14. | «Пингвины на льдине». Метод тычка. | Имеет представление об окружающем мире: о пингвинах, среде их обитания; рисует пингвинов, используя метод тычка; выделяет главное используя средства выразительности (цвет, форму, размер, расположение на листе). | Гуашь, кисти, тычки, листы, метод. таблицы, презентация. |
15. | «Морозные узоры». (по мотивам кружевоплетения) | Рисует узоры в стилистике кружевоплетения; проявляет фантазию, самостоятельность; выполняет работу в смешанной технике; композиционно располагает по всей плоскости листа. | Листы бумаги фиолетового, тёмно-синего, вишнёвого, сиреневого цвета, гуашь, кисти разных размеров. |
16. | «Зимняя композиция». Акварель, мелки. | Рисует дома, снег на крышах, земле графическими материалами; композиционно размещает на листе; выполняет композицию в смешанной технике. | Листы , акварель, мелки, кисти, метод. таблицы, образец работы. |
Декабрь 17. | «Жилище разных народов». Изображение тайги, чума. Смешанная техника. | Рисует различные жилища; передает колорит холодного зимнего дня; композиционно размещает на листе. | Листы, акварель, кисти, графические материалы, метод. табл. Образец работы. Презентация. |
18. | «Северный олень». Техника «Восковые мелки»; «Пастель». | Рисует животных на основе овала, круга, передает характерные особенности оленя через детали; передает шерстку животных при помощи штриха; аккуратно закрашивает в пределах контура; строит композицию по собственному замыслу. | Листы (тонированные листы), мелки, пастель, метод. таблицы. |
19. | «Новогодняя елка». Смешанная техника. | Рисует ветку ели графическими материалами при помощи штриха; украшает игрушками самостоятельно продумывая форму игрушки; подбирает яркие цветовые отношения. | Листы, акварель, кисти, графические материалы, метод. табл. Образец работы. |
20. 21. | «Дед мороз и Снегурочка». Техника «Гуашь» | Рисует фигуру человека кистью. Доступными приемами передает образ сказочности, передавая характерные особенности сказочных героев. | Листы белой бумаги, акварель, гуашь, кисти. |
22. | Изображение символов нового года. | Вызывать эмоционально – эстетический отклик на выразительные образы – символы года. | Фигурки-символы, различные художественные материалы, образец работы |
Январь 23. | «Стоит в поле теремок». Смешанная техника. | Проявляет интерес к русскому народному творчеству; рисует сказочные постройки передавая характер постройки, через цветовое решение, через декор; выполняет работу в смешанной технике; закрашивает в пределах контура. | Презентация, образец работы, листы, карандаши, мелки, акварель. |
24. | «Путешествие по сказкам». (рисуем сказочных зверей) | Рисует животных на основе овала, круга, передает сказочный образ через одежду, детали; передает шерстку животных при помощи штриха; аккуратно закрашивает в пределах контура. | Презентация, метод. таблицы, листы, графические материалы, образец работы. |
25. 26. | Иллюстрация к сказке «Колобок» | Передает в рисунке один из эпизодов сказки с двумя персонажами; изображает животных при помощи схемы, одетых в одежду; передает в композиции определенное место действия и время суток; композиционно располагает на листе. | Презентация, иллюстрации к сказке, метод. таблицы, листы, графические материалы, акварель. |
27. 28. | Рисование и конструирование «Расписные птицы» | Проявляет интерес к народному творчеству; расписывает силуэты игрушек узором близким по композиции, элементам цветосочетанию дымковским птицам; изготавливает полу объемные игрушки. | Иллюстрации, дымковские игрушки, метод. таблицы, заготовки птиц |
Февраль. 29. | Графика. Техника «черный фломастер» | Имеет представление о новом виде искусства; использует основные средства художественной выразительности в графике: линия, пятно, силуэт, фактура; строит композицию с учетом ближнего и дальнего плана. | Образцы работ, листы, фломастер черного цвета. |
30. | Техника «мятая бумага» Зимний лес. | Проявляет интерес к явлениям природы их отражению в искусстве; строит композицию рисунка, передает колорит зимней природы. | Произведения живописи, листы, акварель, кисти. |
31. | «Веселые клоуны». | Передает несложные движения человека; изображает характерные особенности костюма, передает различное выражение лица, используя разные художественные средства. | Презентация, метод. таблицы, листы кисти, гуашь, палитра. |
32. | Рисунок слона, лошадки, льва. | Изображает животных в движении при помощи схемы; передает характерные особенности; закрашивает в пределах контура. | Схемы, иллюстрации животных, листы, карандаши. |
33. 34. | «Веселый цирк» | Самостоятельно составляет композицию, соблюдая композиционное равновесие листа; изображает животных в различных позах; изображает шерстку животных методом «сухая кисть». | Презентация, детские работы, листы, гуашь, кисти, метод таблицы. |
35. | Поздравительная открытка для мамы. «Букет весенних цветов». | Рисует цветы разной формы; композиционно размещает на листе; подбирает яркие цветовые сочетания; выполняет рисунок в смешанной технике. | Графические материалы, фломастеры, акварельные краски, листы, кисти. |
36. | Техника «Мятая бумага». Букет цветов. Тюльпаны | Выполняет работу в новой технике «мятая бумага». Рисует цветы, передавая форму и колорит цветов. | Мятая бумага, кисти, акварель, образец работы, наглядность. |
Март 37. | Техника «Мятая бумага». «Медвежонок». | Выполняет работу в технике «мятая бумага». Рисует концом кисти (мелкие детали, контуры). Передает нежные цветовые нюансы, строит композицию по собственному замыслу. | Мятая бумага с контурным рисунком, кисти, акварельные краски, образец работы |
38. | «Птицы жарких стран». Розовый фламинго. | Изображает различных птиц, среду их обитания; создает выразительный образ птицы, подбирает нужные цветовые тона при помощи белой, черной краски. | Гуашь, акварель, кисти, графические материалы, листы. Метод. Таблицы, фотографии птиц. |
39. | «Животные жарких стран». (тигр, гепард, пантера). Техника- гуашь | Изображает животных жарких стран в их среде обитания, среди лесов и степей. Рисует концом кисти, использует тычок, поролон для создания пушистой шерстки. Составляет композицию, рисует дополнительные детали. | Гуашь, кисти, листы. Методические таблицы, схемы, иллюстрации животных, растений. |
40. | «Животные жарких стран». (верблюд, жираф, зебра). Техника – цветные карандаши. | Использует в работе выразительные возможности цветного карандаша; передает фактуру и окраску шерсти, характерные особенности животного. | Листы, цветные карандаши, методические таблицы, образец. Изображения животных жарких стран. |
41. | «Деревья проснулись». | Изображает различные деревья передавая характер дерева через линию. Изображает цветущее, весеннее дерево методом «тычка». | Зарисовки деревьев, образцы работ. Произведения художников. Листы, акварельные краски. |
42. | «Весна в технике «по сырому». | Продолжаем знакомиться с произведениями изобразительного искусства (Левитана, Саврасова, Юона). Использует основные цвета в получении нового цвета путем их смешивания. Проявляет эмоциональную отзывчивость на красоту весенней природы, бережное отношение к ней. | Листы, акварельные краски, кисти, палитра. Произведения художников, метод. таблицы по цветоведению, образцы работ. |
43. | Освоение техники «гротаж». «Космический корабль». | Освоил новую нетрадиционную технику и приемы работы. Составляет композицию по собственному замыслу, проявляя творчество, фантазию. | Заготовка фона в технике « Граттаж». Худ. Материалы, образцы работ. Фотографии космических караблей |
44. | «Пасха красная». Композиция по замыслу. | Составляет композицию по собственному замыслу. Умеет рисовать храм, собор, аккуратно закрашивает в пределах контура, регулирует силу нажима. | Листы, мелки, цв. карандаши, фломастеры. Детские работы, метод. таблицы, |
Апрель 45. | Изобразительная техника «пуантилизм». «Чудесное превращение точки». Золотая рыбка. | Проявляет интерес к произведениям живописи. Рисует композицию при помощи цветных точек, подбирая яркие цветовые сочетания. Аккуратно в работе использует новый инструмент. | Листы, гуашь, тычки разных размеров, палитра, мелки светлых тонов, жесткие кисти для смешивания красок. Репродукции картин Ж. Сера, П. Синьяка. |
46. | «Бабочка-красавица» Техника «Монотипия». | Освоил технику «монотипия»; изображает бабочку в новой технике; симметрично украшает крылья; проявляет воображение, фантазию. | Листы, акварель, гуашь, кисти, образцы работ, иллюстрации бабочек. |
47. | «Зеленая сказка весны». Пейзаж в технике - гуашь. | Эмоционально откликается на произведения живописи, высказывает свою точку зрения; создает новые цветовые тона и оттенки путем составления; составляет композицию с учетом воздушной и линейной перспективы. | Листы, гуашь, кисти, метод. таблицы, произведения живописи. |
48. | «Цветущий сад». | Продумывает расположение рисунка на листе. Использует способ рисования тычком - для повышения выразительности рисунка. Создает композицию по представлению. | Листы белой бумаги, акварель, гуашь, кисти разных размеров, жесткая кисть. |
49. | «Море – море». Изображение заката на море. | Расширять знания детей о жанрах живописи. Познакомить с творчеством художника - мариниста Айвазовского . Закреплять и уточнять знания детей о композиции, перспективе, линии горизонта. Упражнять в создании цветовых оттенков воды во время заката. Развивать эмоционально эстетические чувства, воображение. | Листы, акварель, кисти, метод. таблицы, произведения живописи. |
50. | «Танец бабочек-красавиц». | Закреплять умения рисовать симметричные фигуры, украшать их узорами. Развивать творческое воображение, воспитывать бережное отношение к природе. | Листы, графические материалы, фотографии бабочек. |
51. | «Лето красное пришло». | Учить детей создавать гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления о лете . Совершенствовать технику рисования акварельными красками. | Листы, акварельные краски, кисти. Произведения художников. Образцы работ. |
Перспективное планирование (второй год обучения)
№ | Тема занятий | Планируемые результаты | Методическое обеспечение |
Октябрь 1. | «Осенний лес». Техника «По мокрой бумаге». | Работает в новой технике «по – сырому»; определяет замысел будущей работы; создает изображение по представлению, по собственному замыслу; композиционно располагает на листе. | Листы , кисти, акварель, образец работы, произведения живописи. |
2. | «Осень в гости просим». Техника цветные карандаши, мелки. | Выполняет работу в технике «цветные карандаши»; правильно располагает на листе бумаги, выделяет планы, выделяет главное цветом, размером, расположением на листе. | Листы, карандаши, образец работы, метод. таблицы, произведения живописи. |
3. | Рисунок осени на наждачной бумаге. | Эмоционально откликаться на художественные образы живописи, понимает выразительность художественного образа, имеет собственное суждение; композиционно располагает на листе, создает изображение по представлению. | Наждачная бумага, мелки, метод. таблицы, произведения живописи. |
4. | «Деревья любуются своим отражением». Техника акварель. | Рисует двойные (зеркально симметрические) изображения акварелью; составляет гармоничную цветовую композицию; рисует деревья концом кисти и всем ворсом. | Листы сложенные пополам, акварель, кисти, произведения живописи. |
5. | «Летят перелетные птицы». (Аист, лебедь). | Рисует птиц кистью, на основе схемы; создает новые цветовые тона и оттенки путем составления (разбеливания); передает характерные особенности птиц. | Цветной фон, гуашь, кисти, метод. таблицы, картинки птиц. |
6. | «Эти забавные животные». Штриховка. (домашние, дикие) | Умеет поддерживать беседу о животных; классифицирует животных по видам; рисует животных графическим способом, передавая окраску и фактуру шерстки. | Листы, карандаши, метод. таблицы, рисунок кошки, тигра, льва. |
7. | «Мир нашего аквариума». Красивые рыбки на основе треугольника. (гуашь) | Рисует рыб на основе треугольника тонкой кистью; декорирует изображение полосками, точками, дополняет изображение по собственному замыслу; создает композицию. | Листы, гуашь, кисти, презентация, образец работы. |
8. | «Морские коньки играют в прятки среди кораллов». | Создает образ морского конька на основе фигурной линии по ассоциации с цифрой 3; передает особенности внешнего вида морского конька доступными изобразительными средствами; создает сюжетную композицию. | Листы, гуашь, кисти, презентация, образец работы. |
9. | «Здравствуй гостья зима». Рисование манкой. | Создает образ зимней природы, передает ее красоту различными материалами; композиционно располагает на листе, создает изображение по представлению. | Картон, клей ПВА, кисти, манка, образцы работы, произведения живописи. |
Ноябрь. 10. | «Снежная сказка пейзажа». Техника цветные карандаши, мелки. | Воспитывать любовь к природе и умение восхищаться ее красотой. Развивать умения замечать в природе прекрасное и анализировать свои впечатления. Закреплять умения рисовать цветными карандашами, мелками, составлять цветовые сочетания в холодной гамме, строить композицию с учетом перспективы. | Листы, карандаши, мелки, детские работы, метод. таблицы, презентация. |
11. | «Зимушка-зима снег нам принесла!» Техника мятая бумага. | Формирование навыков работы на мятой бумаге; закреплять умение оформлять свой замысел, композиционно располагать на листе бумаги; составлять цветовые сочетания в холодной гамме. | Листы фактурные, акварель, кисти, метод. таблицы, образец работы. |
12. | «Веселые снеговики». (Гуашь, цвет. бумага) | Закреплять умения рисовать окружность концом кисти, формообразующими мазками; аккуратно закрашивать в пределах контура; дополнять изображение по собственному замыслу. | Цветные листы, гуашь, кисти, образец работы, метод. таблицы. |
13. | «Совушка- сова». Мелки, акварель. | Закреплять умение рисовать птиц при помощи схемы; передавать характерные особенности совы, филина графическими материалами; дополнять композицию по собственному замыслу. | Листы, мелки, акварель, метод. таблицы, образец работы, картинка совы. |
14. | «Пушистые детеныши животных». Метод тычка. (кошка) | Формирование навыков работы в технике «метод тычка»; закреплять умения наиболее выразительно отображать в рисунке облик детенышей животных, их характерные особенности. | Листы, поролон, гуашь, кисти, метод. таблицы, образец работы, презентация. |
15. | «Пингвины любуются северными звездами». Акварель, мелки. | Формировать умения рисовать пингвинов и их среду обитания графическими материалами; закреплять умения оформлять свой замысел, композиционно располагать изображение на листе. | Листы, мелки, акварель, кисти, метод. таблицы, образец работы, картинка с изображением пингвина |
16. | Графика. «Зимняя композиция» | Ознакомление с новым видом изобразительного искусства; совершенствовать моторные характеристики умений (линия, пятно, фактура материала); закреплять умения составлять композицию по собственному замыслу. | Листы, уголь (черный мелок), метод. таблицы, образец работы, произведения живописи. |
17. | «Северное сияние над лесом» Техника «Восковые мелки» | Совершенствовать приемы работы острым краем (штриховка) и плашмя (тушевка); уметь передавать нежные цветовые нюансы, развивать чувство цвета и композиции. | Листы, мелки, фото композиции, образец работы. |
Декабрь 18. | «Жилище разных народов». Изображение чума, оленя. Смешанная техника | Закреплять умения рисовать животных при помощи схемы; составлять сюжетную композицию; использовать разные материалы для создания выразительного рисунка. | Листы, мелки, акварель, кисти, презентация, зарисовки чума, метод. таблицы. |
19. | «Коми деревенька». Сюжетная композиция. | Уметь создавать сюжетную композицию, развивать умения работать разными художественными материалами и использовать различные приемы рисования; изображать предметы на близком, среднем, дальнем планах, обозначать линию горизонта согласно создаваемому образу. | Презентация, листы, гуашь, акварель, мелки, кисти, метод. таблицы, образцы работы. |
20. | «Белый медведь на льдине» | Рисует медведя с опорой на схему; передает белую шерстку медведя графическими материалами; строит композицию по собственному замыслу; подбирает цветовые сочетания. | Предметные картинки белого медведя и других северных животных , листы , графические материалы. |
21. | «Дворец для Снегурочки (Деда Мороза). | Формировать умения создавать архитектурные сооружения на основе геометрических форм, передавать характер и настроение дворца через форму, украшение и цвет; создавать новые цветовые тона и оттенки путем составления. | Листы, гуашь, палитра, кисти. Метод. Таблицы, иллюстрации сказочных замков. |
22. |
| Закреплять умения создавать композицию по собственному замыслу; самостоятельно отбирать материалы; изображать предметы на близком, среднем, дальнем планах, обозначать линию горизонта согласно создаваемому образу. | |
Январь 23. 12.01 | «Старинная постройка – терем» | Имеет представление о старинных русских постройках, с их украшениями; изображает сказочный деревянный терем со светелкой с узорами на наличниках , ставнях, на досках, обрамляющих треугольник фронтона; передает фактуру дерева тонкими линиями. | Иллюстрации царских палат, теремов, метод. таблицы, листы, графические материалы. |
24. 14.01 25. 19.01 | «Сказочный дворец» | Рисует сказочный дворец передавая его общий облик, причудливое сочетание основного здания с пристройками, башнями, увенчанными крышами разной формы, арочными окнами; проявляет самостоятельность и творческие способности в выборе архитектуры дворца, цветовой гаммы и декоративных украшений. | Иллюстрации сказочных дворцов из сказок «Сивка-бурка», «Аленький цветочек» и других» , листы, графические материалы, акварель, кисти, метод. таблицы. |
26. 21.01 | «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | Передает в рисунке сказочный образ героев сказки – сестрицы Аленушки и братца Иванушки; изображает их в национальных русских костюмах; смешивает краски для получения нужного оттенка для лица и рук. | Иллюстрации с изображением сказочных героев, тонированные листы, гуашь, кисти, метод. таблицы. |
27. 28. 26.01 28.01 | Рисование и конструирование «Барыня-франтиха» | Расписывает более сложные по форме изделия; располагает элементы узора в шахматном порядке; сочетает крупные элементы с мелкими; наносит одни элементы поверх других; подбирает яркие цветовые сочетания. | Иллюстрации дымковских игрушек, дымковские игрушки, заготовки форм, гуашь, кисти. |
Февраль 29. | «Какого цвета снег». Техника гуашь. | Эмоционально откликается на красоту зимнего леса через восприятие цвета; передает образ белой зимы, богатой оттенками различных цветов; композиционно располагает на листе. | Презентация, детские работы, листы, гуашь, кисти. |
30. 4.02 | Техника мятая бумага. «Идет волшебница зима» | Проявляет интерес к явлениям природы их отражению в искусстве; строит композицию рисунка, передает колорит зимней природы. | Произведения живописи, листы, акварель, кисти. |
31. | «Мы в цирке» | Имеет представление о работе художника в цирке; изображает клоуна передавая характерные особенности через детали, костюм; проявляет творчество, самостоятельность; смешивает цвета, получая разные цветовые отношения; передает различное выражение лица, используя разные художественные средства. | Презентация, детские работы, метод. таблицы, гуашь, кисти, палитра, листы. |
32. | Рисунок слона, лошадки, льва. | Изображает животных в движении при помощи схемы; передает характерные особенности; закрашивает в пределах контура. | Схемы, иллюстрации животных, листы, карандаши. |
33. 34. | Цирк! Цирк! Цирк! | Самостоятельно составляет композицию, соблюдая композиционное равновесие листа; изображает животных в различных позах; изображает шерстку животных методом «сухая кисть». | Презентация, детские работы, листы, гуашь, кисти, метод таблицы. |
35. | Поздравительная открытка для мамы. «Букет весенних цветов». | Рисует цветы разной формы; композиционно размещает на листе; подбирает яркие цветовые сочетания; выполняет рисунок в смешанной технике. | Графические материалы, фломастеры, акварельные краски, листы, кисти. |
36. | Техника «Мятая бумага». Букет цветов. Подснежники. | Выполняет работу в новой технике «мятая бумага». Рисует цветы, передавая форму и колорит цветов. | Мятая бумага, кисти, акварель, образец работы, наглядность. |
Март 37. | Техника «Мятая бумага». Слоненок. | Выполняет работу в технике «мятая бумага». Рисует концом кисти (мелкие детали, контуры). Передает нежные цветовые нюансы, строит композицию по собственному замыслу. | Мятая бумага с контурным рисунком, кисти, акварельные краски, образец работы |
38. | «Птицы жарких стран». Павлин. | Изображает различных птиц, среду их обитания; создает выразительный образ птицы, подбирает нужные цветовые тона при помощи белой, черной краски. | Гуашь, акварель, кисти, графические материалы, листы. Метод. Таблицы, фотографии птиц. |
39. | «Животные жарких стран». (тигр, гепард, пантера). Техника- гуашь | Вызывать у детей желание нарисовать животных жарких стран в их среде обитания, среди лесов и степей. Закреплять полученные навыки рисования (рисовать концом кисти, использование тычка, поролона для создания пушистой шерстки. Составлять композицию, рисовать дополнительные детали. | Гуашь, кисти, листы. Методические таблицы, схемы, иллюстрации животных, растений. |
40. | «Животные жарких стран». (верблюд, жираф, зебра). Техника – цветные карандаши. | Продолжаем знакомить детей с выразительными возможностями цветного карандаша; учимся передавать фактуру и окраску шерсти, характерные особенности животного. | Листы, цветные карандаши, методические таблицы, образец. Изображения животных жарких стран. |
41. | «Деревья проснулись». | Продолжаем совершенствовать умения изображать деревья, передавая характер дерева через линию. Учимся изображать цветущее, весеннее дерево методом «тычка». | Зарисовки деревьев, образцы работ. Произведения художников. Листы, акварельные краски. |
42. | «Весна в технике «по сырому». | Продолжаем знакомиться с произведениями изобразительного искусства (Левитана, Саврасова, Юона); упражнять в использовании основных цветов и получении нового цвета путем их смешивания. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту весенней природы, бережное отношение к ней. | Листы, акварельные краски, кисти, палитра. Произведения художников, метод. таблицы по цветоведению, образцы работ. |
Апрель 43. | Освоение техники «граттаж». «Космический корабль». | Знакомимся с новой нетрадиционной техникой и приемами работы. Закрепление полученных навыков о композиции. Развитие творческой фантазии и воображения. | Заготовка фона в технике « Граттаж». Худ. Материалы, образцы работ. Фотографии космических кораблей |
44. | «Пасха красная». Композиция по замыслу. | Формировать навыки составления композиции по собственному замыслу. Учить рисовать храм, собор. Закреплять навыки работы графическими материалами. Развивать фантазию, воображение. | Листы, мелки, цв. карандаши, фломастеры. Детские работы, метод. таблицы, |
45. | Изобразительная техника «пуантилизм». «Чудесное превращение точки». | Знакомить детей с разнообразием изобразительных приемов. Закреплять навыки работы с гуашью. Развивать фантазию и воображение. | Листы, гуашь, тычки разных размеров, палитра, мелки светлых тонов, жесткие кисти для смешивания красок. Репродукции картин Ж. Сера, П. Синьяка. |
46. | «Бабочка-красавица» Техника «Монотипия». | Знакомить детей с техникой- монотипия. Развивать творческое воображение, фантазию. Ознакомить с законом симметрии, расширять знания о бабочках, научить видеть красоту в природе. | Листы, акварель, гуашь, кисти, образцы работ, иллюстрации бабочек. |
47. | «Зеленая сказка весны». Пейзаж в технике - гуашь. | Продолжаем знакомиться с произведениями изобразительного искусства. Упражнять в использовании основных цветов и получении нового цвета путем их смешивания. Формировать навыки составления композиции с учетом воздушной и линейной перспективы. | Листы, гуашь, кисти, метод. таблицы, произведения живописи. |
48. | «Цветущий сад». | Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Совершенствовать умение использовать способ рисования тычком - для повышения выразительности рисунка. Развивать чувство композиции. | Листы белой бумаги, акварель, гуашь, кисти разных размеров, жесткая кисть. |
49. | «Море – море». Изображение заката на море. | Расширять знания детей о жанрах живописи. Познакомить с творчеством художника - мариниста Айвазовского . Закреплять и уточнять знания детей о композиции, перспективе, линии горизонта. Упражнять в создании цветовых оттенков воды во время заката. Развивать эмоционально эстетические чувства, воображение. | Листы, акварель, кисти, метод. таблицы, произведения живописи. |
50. | «Танец бабочек-красавиц». | Закреплять умения рисовать симметричные фигуры, украшать их узорами. Развивать творческое воображение, воспитывать бережное отношение к природе. | Листы, графические материалы, фотографии бабочек. |
51. | «Лето красное пришло». | Учить детей создавать гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления о лете . Совершенствовать технику рисования акварельными красками. | Листы, акварельные краски, кисти. Произведения художников. Образцы работ. |
Литература:
- Вербенец. А. М Образовательная область «Художественное творчество» «Детство»: Учебно – методическое пособие/ науч. ред. А. Г. Гогоберидзе. –СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», М. :ТЦ «СФЕРА», 2012г.
- Курочкина « Знакомство с натюрмортом», «Портретная живопись детям», «Детям о пейзаже».
- А.А Фатеева «Рисуем без кисточки» - Ярославль: Академия развития 2009 г.