ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
консультация по рисованию ( группа) на тему
Консультация для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_samostoyatelnoy_izobrazitelnoy_deyatelnosti_detey.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Организация самостоятельной изобразительной
деятельности детей»
Самостоятельная изобразительная деятельность - это такая практика детей, которая возникает по их инициативе, мотивируется их художественными запросами, интересами, их стремлением выразить свои жизненные впечатления, свою потребность в художественных переживаниях, и протекает без видимого руководства взрослого.
Основные педагогические условия, способствующие развитию самостоятельной изобразительной деятельности, следующие:
- целенаправленное обучение на занятиях изобразительной деятельности, рассматривание репродукций картин, беседы;
- обогащение детей жизненными впечатлениями, создание зон по изобразительной деятельности в помещениях групп;
- тесный контакт воспитателей и родителей в становлении и развитии творческих наклонностей ребенка в детском саду и дома.
Руководство самостоятельной изобразительной деятельностью детей основано, главным образом, на использовании косвенных методов, важнейшими из которых являются:
- творческие задания, способствующие развитию детских замыслов (например: «Придумай и нарисуй декоративный узор для ткани»);
- поисковые ситуации, побуждающие детей к творчеству и самостоятельным действиям (например: «Подумай, как нарисовать дремучий лес»);
- приемы, направленные на самообучение детей (например: «Научись рисовать котенка, а потом научишь Лену рисовать его» и т. п.);
- анализ детьми самостоятельной деятельности.
Основная задача воспитателей - содействовать развитию инициативы, выдумки, проявлению художественных наклонностей, интересов, вкусов детей.
Все материалы, используемые для изобразительной деятельности, вносятся в зону по мере прохождения программы, постоянно обновляются, варьируются.
Оборудование зоны по изобразительной деятельности.
Средняя группа
1. Листы бумаги разного размера.
2. Цветные карандаши (12 цветов) - 4-5 коробок.
3. Пластилин - 3-4 набора.
4. Доски для лепки - 3-5 штук.
5. Коробка с природным материалом.
Краски и глина не предлагаются детям, так как работа с ними сложна, требует постоянного контроля со стороны воспитателя.
Старшая и подготовительная группы
Материалы для рисования:
1. Мольберт или стол
2. Листы бумаги разного цвета, величины и формы.
3. Цветные карандаши - 2-3 коробки (24 цвета).
4. Краски акварельные - 2-3 набора.
5. Краски гуашь- 1 набор.
6. Кисти щетинные - 2-3 штуки.
7. Кисти беличьи или пони - № 2, 3, 5, 6, 8 - 5 штук.
8. Цветные восковые мелки - 1 набор.
9. Сангина - 1 набор.
10. Угольный карандаш - 1 коробка.
11. Пастель - 1 набор.
12. Палитры - 3-4 штуки.
13. Доска для рисования мелом.
14. Салфетки для высушивания кисточек.
15. Банки для воды - 2-3 штуки.
Материалы для лепки:
1. Пластилин - 2-3 набора (12 цветов).
2. Стеки - 2-3 штуки.
3. Доски - 2-3 штуки.
4. Коробка с природным материалом.
Материал для аппликации:
1. Ножницы с тупыми концами 4-5 штук.
2. Клей 1-2 флакона (можно клеящий карандаш).
3. Глянцевая бумага (нарезанная) 1-2 набора.
4. Листы цветной бумаги большие и маленькие.
5. Кисточки для клея 2-3 штуки.
6. Салфетки для придерживания.
7. Клеенки для намазывания бумаги клеем.
В зону по изобразительной деятельности периодически вносят репродукции картин, произведения декоративно-прикладного искусства (наборы художественных открыток, альбомы, изделия из стекла, керамики, дерева и т. д.).
Организуются просмотры диафильмов, кинофильмов. В зоне определяется место пособиям, с которыми дети будут действовать самостоятельно.
Самостоятельная изобразительная деятельность детей
Начальные художественные проявления детей облечены в доступные для них формы выражения - детский рисунок, лепка, первые вырезки и игры с мозаикой. Воспитателю следует учитывать то, что становление самостоятельной изобразительной деятельности происходит в том случае, когда у ребенка накопился запас эстетических впечатлений и практический опыт рисования, лепки, аппликации. Одним из мотивов ее возникновения является желание ребенка нарисовать, слепить или сделать игрушки для определенного лица (в подарок маме, товарищу) или группы лиц (например, для детей младшей группы).
Хорошо если во время работы ребенок комбинирует несколько видов работ. Например, делая игрушку для елки, он сочетает конструирование с рисованием или аппликацией.
Рисунки, лепка, аппликация, выполняемые детьми в свободное время, не обязательно используются в играх. Самостоятельная изобразительная деятельность дошкольников проходит большей частью в помещении. Однако воспитатель должен заботиться о том, чтобы такая деятельность развертывалась и на свежем воздухе. Это может быть выкладывание узоров из листьев на земле, выкладывание мозаики из керамической плитки, рисование на асфальте цветными мелками, лепка из глины, выкладывание изображений из шишек, камешков на песке (солнышко, животные, люди), изготовление изделий из папье-маше, плетение из соломки, поделки из сучьев и веток растений, зимой - создание поделок из снега с использованием цветного льда для украшения.
Методы педагогического руководства зависят от этапов становления детского творчества.
На I этапе воспитатель учит детей ориентироваться в самостоятельных направлениях. В этом случае он направляющими вопросами помогает детям понять цель работы и варианты ее исполнения (Что ты задумал? Как будешь делать? Что хочешь изменить? Что нравится?).
На II этапе воспитатель учит детей более полно осмысливать творческий характер деятельности. Методы руководства несколько меняются. Здесь уместна совместная деятельность воспитателя и детей, их «сотворчество». Тему работы предлагает воспитатель или задумывает ее совместно с детьми. Обсуждают нужные изобразительные материалы, которые помогут более полно выразить задуманное. Одновременно обсуждают, что следует изобразить, где разместить, какой цвет использовать и т. д. Направляющими вопросами воспитатель помогает детям осмыслить связь замыслов и выразительных средств, последовательность выполнения работы.
На III этапе дети могут полностью проявить свои умения и навыки. Воспитатель может использовать деятельность для индивидуального подхода к ребенку, которого решили приобщить к художественной деятельности, предложить что-нибудь нарисовать, вылепить для игры (предложить, но не настаивать). Планируя изобразительную деятельность, воспитатель должен учитывать разнообразие видов изобразительной деятельности, которые дети предпочитают вне занятий, по возможности дозировать нагрузку, предупреждая переутомление дошкольников. Он может предложить выполнить не всю работу, а какую-то ее часть, завершить начатое на следующий день. При таком руководстве у детей создается заинтересованность любимым делом, возникает желание его продолжить.
Время от времени воспитатель предлагает рассмотреть работы, выполненные в свободное время, вместе отобрать удачные, более выразительные и вместе сделать выставку.
Следовательно, заботясь о становлении самостоятельной изобразительной деятельности детей вне занятий, воспитатель использует самые разнообразные средства и косвенные методы руководства. Выполнение всех педагогических условий организации самостоятельной художественной деятельности детей, правильное использование воспитателем методов руководства, несомненно, окажут положительное влияние на становление художественных интересов и способностей дошкольников.
Подготовила воспитатель по изодеятельности Ибрагимова И.Х.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организации самостоятельной изобразительной деятельности детей в процессе внедрения инновационных техник и технологий развития дошкольника.
Cовременным детям не достаточно стандартных способов рисования и материалов. Работая с дошкольниками, я заметила, что дети выполняют программные задачи по изодеятельности, но в их работах нет индивиду...
Консультация для родителей "Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей"
Основная задача родителей и педагогов - совместно содействовать развитию инициативы, выдумки, проявлению художественных наклонностей, интересов, вкусов детей. Дети наиболее полно проявляют...
Консультация для родителей "Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей дошкольного возраста дома"
Повышение педагогической культуры родителей.Консультировать по вопросам организации художественно-творческой деятельности в домашних условиях, расширять представления о разнообразии изобразител...
Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей »
laquo;Консультация для родителей.Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей »...
Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей дома
Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей дома...
Консультация для родителей на тему «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей дошкольного возраста дома»
Консультация для родителей на тему«Организация самостоятельной изобразительной деятельностидетей дошкольного возраста дома»Цель: познакомить родителей с организацией самостоятельной и...
- Мне нравится (1)