Приложение 2
методическая разработка по рисованию на тему

Ерохина Ольга Ивановна

Программа студии "Разноцветные фантазии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_studii_raznotsvetnye_fantazii_5-6_let.docx46.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Лесниковский детский сад общеразвивающего вида №1»

Согласовано

на заседании педагогического совета

Протокол  № ___

 от «       » ____________20__г.

Утверждаю

Заведующий МКДОУ

«Лесниковский детский сад общеразвивающего вида №1»

________________М.А. Рявкина

«_____»________________ 20___г.

Программа

студии

«Разноцветные фантазии»

для детей дошкольного возраста

Автор программы:

Ерохина О.И. – воспитатель

срок реализации  программы 1 год

возраст обучающихся 5-6 лет

Актуальность.

«Истоки способностей и дарования детей –

на кончиках их пальцев...»

В.А. Сухомлинский

 Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.

Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.

Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов - служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.

Пояснительная записка.

Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально- волевой сферы и мелкой моторики.

Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания.

Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети работают с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами, учатся владеть ножницами, развивают графические навыки: обводка, штриховка, рисование по точкам.

Программа описывает курс по развитию мелкой моторики для детей дошкольного возраста 5-6 лет. В ДОУ ведется кружковая работа по данной теме. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 минут. Всего 32 занятий. Диагностика проводится 2 раза в год (в сентябре и мае).

Цель: Создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев рук ; развитие двигательных и познавательных способностей детей; развитие мелкой моторики, ручной умелости через выполнение предметно- практических действий.

Задачи:

Обучающие:

1.Учить детей владеть графическими навыками:

а) штриховка в разных направлениях по образцу : сверху вниз, слева направо.

б) обводить контуры предмета по точкам,

в) дорисовывать предметы,

г) раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не заходя за контур, не оставлять незакрашенных мест.

2. Учить работать с бумагой, осваивать различные виды сгибания (оригами).

3.Обучать приемам работы с пластилиновой техникой.

4. Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы.

Развивающие:

1.Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.

2. развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

3.Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

4. Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий;

Воспитывающие:

1.Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.

2.Воспитывать внимательность к выполнению заданий.

3.Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.

 

Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и координации движений

Пальчиковый игротренинг

Массаж кистей рук.

Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

Ручная умелость.

Рисование пластилином.

Конструирование из бумаги в технике оригами.

Аппликация.

Развитие графических навыков

Рисование по трафаретам.

вырезание ножницами.

Штриховка.

Дорисовка.

Игры и действия с мелкими предметами.

Узнавать предметы на ощупь.

Работа с крупой, фасолью, горохом.

Нанизывание бус, пуговиц на проволоку.

Выкладывание фигур из геом. фигур, палочек. Семян.

В разделе «Пальчиковый игротренинг» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают ловкость, подвижность. На пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.

В разделе «Ручная умелость» дети знакомятся с техникой рисования пластилином, знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной геометрии (техника оригами), с различными видами аппликации. Здесь создаются условия для проявления творчества, способностей, развития воображения.

В разделе «Графические навыки» дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать карандаш.

В разделе «Игры с предметами». У детей совершенствуются двигательные навыки, развивается моторная координация и оптико-пространственные представления, используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

Результатом работы по данной программе должно стать:

1.Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.

2.Овладение разными видами ручной умелости.

3.Овладение приемами работы с разными инструментами.

4.Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности.

5.Овладение нормами этики поведения.

Перспективное планирование

Тема занятий

Цель занятий

Содержание

  1. Диагностика

Выявление ведущей руки.

2. «Детский сад и игрушки».

Октябрь.

Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность. Формировать графические умения и навыки.

1. Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики».

2. Катание ребристого карандаша между ладонями (массаж)

3. Раскрашивание игрушек.

3. Детский сад и игрушки»

Развивать мелкую моторику пальцев; Учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри контура.

1.        Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики»,

2.        Игра «Что это?». Определить плоские игрушки на ощупь: кубик, мяч, пирамидка.
З. Пластилинография: «Мой веселый, звонкий мяч».

4. «Осень»

Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности. Закрепить умение придавливать шарики, добиваясь изображения листьев.

1. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».

2. «Листопад»- лист желтой, оранжевой бумаги порвать на мелкие кусочки.

3. Пластилинография. «Осеннее дерево».

5.«Огород. Овощи».

Развивать координацию движений пальцев рук. Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур.

1.Дидактическая  игра «Чудесный мешочек». Выбрать только овощи.

2..Пальчиковая гимнастика «Капуста».

3. Работа с трафаретом «Обведи и раскрась овощи»

6. «Сад. Фрукты». Ноябрь.

Развивать мелкую моторику пальцев. Учить наносить пластилин на основу.

1. Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».

2. «Сушка фруктов». Нанизывание на проволоку кружков из толстого картона с дырочкой посередине.

3. Работа с трафаретами «Обведи и раскрась фрукты»

7. «Ягоды»

Развивать мелкую моторику пальцев, учить выкладывать фигуру по контуру.

Продолжать учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри.

1. Пальчиковая игра «По ягоды»

2. Выложить горохом по нарисованному  контуру (ягоды)

З. Пластилинография «Клубника»

8. «Дом. Семья»

Развивать мелкую моторику пальцев; ориентировку на плоскости.

Продолжать формировать графические навыки.

1. Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая»

2.»Мой дом» Выкладывание из геометрических фигур домов различной высоты

3. «Семья» Обвести фигуру человека и раскрасить.

9. «Мебель, квартира».

Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности. Развитие ориентировки на плоскости. Совершенствовать зрительную память.

1.»Мебель для гостиной». Выкладывание из палочек шкафа, дивана.

2 Массаж   ребристым карандашом между ладонями. 3.»Продолжи узор». Раскрась геометрические фигуры.

10. «Зима». Декабрь.

Развивать мелкую моторику пальцев; развивать ручную умелость.

1.«Построим горку для зверушек из снежных комков»- изготовление

снежных комков из бумаги

путем ее сжатия и скатывания

между ладонями

2.Игра «Что лишнее и

почему?»

3. Рисование пальчиками, ладошками «Снежок», «Следы невиданных зверей»

11. «Зимние забавы»

Упражнять в координации

движений с речью. Продолжать работать над развитием мелкой

моторики. Научить скатывать шарики из салфеток.

1.Хороводная игра «Снежная

баба»

2.Игра с пробками «Лыжи»

3. «Веселый снеговик»

Аппликация из комочков,

сделанных из салфеток

12. «Новый год».

Развивать координацию движений руки и глаза, внимание; учить отрывать небольшие кусочки бумаги

1.Игра «Наведем порядок».

(группировка предметов по

признаку)

2. «Бусы на елку» Выкладывание геометрических фигур в

Определенной последовательности

3.Аппликация обрыванием «Заснеженный домик»

13. «Новый год»

Развивать мелкую моторику пальцев; зрительно-двигательную координацию; творческие способности. Закрепить умение складывать базовую форму треугольник.

1.Пальчиковая игра «Елочка» «В лесу родилась елочка»

2.Рисование по точкам «Елочка»

3.Нарядная елочка (оригами)

14. «Зимующие птицы».

Январь.

Развивать мелкую моторику пальцев. Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги, закреплять навыки штриховки разными способами.

1.Угощение для птиц.

Сортировка семян: фасоль,

горох

2.Пальчиковая игра «Снегири»

3.«Птица» - обводка трафарета, штриховка по показу в разных направлениях.

15. «Домашние животные»

Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Совершенствовать графические умения и навыки, закреплять умение обводить рисунок по точкам и штриховать мелкими штрихами.

1. «Маленький конструктор»-

выкладывание из геометрических фигур животных.

2.Пальчиковая игра «На ладошку села кошка».

3. Обвести котенка по точкам

и штриховать мелкими

штрихами.

16. «Домашние птицы»

Развивать мелкую моторику пальцев рук. Продолжать учить штриховать мелкими штрихами.

1. «Накормим птичек»-

скомкать бумагу в маленькие

комочки.

2.»Птицы хотят пить»- работа с

водой и пипеткой.

3. «Цыпленок» (штриховка)

№17 «Транспорт» Февраль

Развивать зрительно-двигательную координацию движений и моторику пальцев рук, чувство ритма. Закрепить назначение транспорта.  

1.Рисуем машину пальчиками

на крупе.

2.Игра «Назови вид транспорта

и его назначение»

3.Открытка к 23 февраля (аппликация из салфеток, бумажная пластика).

№18. День Святого Валентина.

Учить действовать по словесной инструкции. Продолжать работать над развитием мелкой

моторики. Учить работать с бумагой.

1.Пальчиковая гимнастика

«Солнышко»

2. Массаж ладошек.

Прокатывание колючего мяча

между ладошек.

3.Изготовление Валентинки из

бумаги.

№19. Наша Армия».

Продолжать развивать зрительно моторные функции. Учить штриховать в разных направлениях.

1.Из риса выложить салют по

нарисованному контуру.

2.Пальчиковая игра

«Солдаты».

3.Штриховка «Танк».

№20. «Весна»

Продолжать работать над

развитием мелкой

моторики, координацией

движений.

Учить работать с крупой.

1.«Потекли ручейки» -рисование пальцами на крупе. 2.Нанизывание пуговиц- называние (чередование: маленькая, большая и т.д.)

3. Аппликация из пшена «Солнышко»

№21. «Мамин праздник»

Март

Развивать мелкую моторику.

Учить действовать по словесной инструкции. Познакомить с техникой «Тычкование», закреплять представление о симметрии, развивать координацию обеих рук.

1.Завязываем бантик на подарке

2.Смотать клубок для бабушки.

3.Открытка для мамы (в технике «Тычкование»).

№22. «Комнатные растения»

Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

Учить штриховать в разных

направлениях.

1.П \и «На окошке в горшочке»

2. 0брывание цветка по контуру.

3.Штриховка цветка в горшке.

№23. «Дикие животные»

Продолжать работать над развитием зрительно-моторных функций. Продолжать учить работать с ножницами. Познакомить с новым видом штриховки: клубок.

1. Игра «Кто, где живет?»

Обвести трафарет животного,

вырезать его и поместить туда,

где он живет.

2.Игра «Кто, чем питается?» В

сухом бассейне определить на

ощупь предмет, назвать и сказать, кто это ест.

3.Штриховка диких животных. Показать новый вид: клубок.

№24.

«Перелетные

птицы»

Упражнять в выкладывании фигур из палочек.

Работать над развитием зрительно моторных функций.

Продолжать учить складывать фигуры из бумаги.

1.Пальчиковая игра «Встреча

птиц.

2. «Домик для скворца»-

выкладывание из палочек по

принципу «колодца»

3. «Птицы» (оригами).

№25. «Весенние

цветы»

Апрель.

Учить работать с трафаретами и шаблонами. Продолжать учить работать с бумагой.

1.Упражнение «Мотылек». 2.Работа с трафаретами (в парах), изготовление зашумленных картинок. 3.Коллективная аппликация «Весенний луг».

№26. «Мой город»

Упражнять в работе с трафаретами.

Учить ориентироваться на микроплоскости.

1.Что спряталось в комочке»-

разглаживание смятых в комочек трафаретов автобусов из бумаги, обводка, штриховка.

2.Пальчиковая гимнастика «Дом».

3.Выложить дом пластилиновыми жгутиками по контуру.

№27.   «Правила

дорожного

движения»

Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Учить работать с ножницами. Продолжать учить прикладывать пластилиновые колбаски по контуру.

1.Пальчиковая гимнастика «Лодочка».

2.Обвести транспорт по трафарету и вырезать.

З.Пластилинография . «Светофор»

№28. «Рыбы».

Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

Развивать зрительное внимание, память. Продолжать учить работать с пластилином.

1.Пальчиковая игра «Рыбка».

2. Упражнение «Чего не ватает»

З.Пластилинография. Коллективная работа «Рыбки в аквариуме»

Диагностический инструментарий

Обследование мелкой моторики рук

СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Цель обследования — проверить стабильность выполнения детьми движений, напряжение мышц.

Во время выполнения упражнений педагоги смотрят, как долго каждый ребенок может сохранять напряжение мелкой моторики (пальцев).

Проверку можно провести как экспресс-исследование в форме игры «Замри». Педагог предлагает детям (ребенку) поиграть в игру; дает соответствующие каждому упражнению инструкции; затем произносятся слова «Раз, два, три! Замри!». Дети (ребенок) выполняют упражнение. Педагог следит за выполнением каждого упражнения, считая про себя или смотря на часы. По истечении 2 мин педагог дает команду «Отомри!».

Проверку можно проводить подгруппами. Количество детей в подгруппах может быть разным (3—7 человек).

Упражнения проводятся без наглядности (картинок). Воспитатель дает словесную инструкцию и следит за выполнением упражнения.

Каждое упражнение выполняется три раза. При этом сначала идет инструкция педагога, сопровождающаяся показом. Затем ребенок выполняет упражнение под счет в следующем порядке:

1-й раз выполнение упражнения (под счет до 15); расслабление — отдых (около 5 с);

2-й раз — выполнение упражнения (под счет до 15); расслабление — отдых;

3-й раз — выполнение упражнения (под счет до 15).

1. «Кольцо». Соединить большой и указательный пальцы вместе; остальные пальцы поднять вверх . Пальцы в данном положении удерживать под счет до 15.

2. «Коза». Вытянуть вперед указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется под счет до 15 (дети 5-6 лет до 10)

3. «Заяц». Вытянуть вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется под счет до 15 (дети 5-6 лет до 10)

ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

 4. Вырезание ножницами. Работа с ножницами показывает, как ребенок может быстро сменить напряжение мелкой мускулатуры руки на расслабление. Педагог предлагает вырезать из бумаги круг. При выполнении задания обращается внимание на быстроту и ловкость руки ребенка.

5.Обрывание листа бумаги. Обрывание листа бумаги показывает содружество обеих рук в работе. Педагог раздает листы бумаги, показывает квадрат-образец и спрашивает, что он показал. Далее воспитатель просит детей сделать такой же квадрат (по форме) способом обрывания.

ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ

6.Узнавание предмета и качества. Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу разные предметы определенного качества. Оборудование: ложки (деревянная, металлическая, пластмассовая); линейки (деревянная, металлическая, пластмассовая). Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там предметы и вытащи деревянную ложку (ложку, сделанную из дерева)».

7.Узнавание формы и качества. Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу геометрические фигуры разной формы и определенного качества. О б о р у д о в а н и е : т реугольники (деревянный, пластмассовый, резиновый картонный); прямоугольники (деревянный, пластмассовый, резиновый (картонный). Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там фигуры и вытащи пластмассовый треугольник

КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ

8. Вдевание шнурка в дырочки.. Педагог предлагает ребенку шнурок и фигуру с дырочками.

9. Упражнение «Ладонь — ребро — кулак». Ребенок сидит за столом, его рука(и) расположена(ы) на краю стола. При выполнении упражнения необходимо выдерживать четкую последовательность. В отличие от старшей группы темп выполнения упражнения задает воспитатель посредством счета (один, два, три). Темп приблизительно следующий: на каждое упражнение дается 1 с, на три упражнения — 3 с Все полученные данные заносятся в таблицу 9 (см. приложение) Графические навыки.

10.«Езда по дорожке». Ребенку предлагается «проехать по дорожке», соединив с помощью карандаша изображения машины и дома (они нарисованы на листе бумаги, соединены «дорожкой», которая огибает различные препятствия (деревья, реку, колодец и т.п.). Дом изображается в верхнем правом углу листа А-4, машина – в нижнем левом. Инструкция: «Представь, что ты водитель. Тебе надо проехать вот к этому домику (взрослый указывает на дом). Ты поедешь вот так (на рисунке – образце психолог показывает, как надо ехать по дорожке с помощью карандаша). Карандаш должен все время двигаться по нарисованной на бумаге дорожке, иначе получится, что машина взлетела как самолет или произошла авария. Езжай аккуратно, чтобы твоя машина не съезжала с дороги.

11. Обведи рисунок по линиям. Ребенку предлагается обвести карандашом рисунок точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги.

Все полученные данные заносятся в таблицу.

Условные обозначения:

если ребенок справился с заданием — 1 балл;

если ребенок справился с заданием частично — 0,5 балла;

если ребенок не справился с заданием — 0 баллов.

 В последней графе выставляется группа (А, Б, В), которая показывает степень развития мелкой моторики руки ребенка на момент обследования.

Характеристика групп

Группа «А». К группе относятся дети, набравшие в процессе обследования 14—12 баллов. У этих детей мелкая моторики развита хорошо. Группа «Б». К группе относятся дети, набравшие 11 - 8 баллов. Мелкая моторика у этих детей развита недостаточно. Для достижения положительного результата в наследующей работе необходим тесный контакт педагогов с родителями. Группа «В». К группе относятся дети, набравшие 7 баллов и менее. У этих детей мелкая моторика развита плохо.

 Условные обозначения:

«+» - правильное выполнение задания

« - » - задание выполнено неверно;

«V» - неустойчивое выполнение задания.

Диагностическая карта развития мелкой моторики

возраст 5-6 лет

№п/п

Фамилия Имя ребенка

Статические упражнения

Работа с бумагой

Тактильные ощущения

Координация движений

Графические навыки

Количество баллов

Группа

К

О

Л

Ь

Ц

О

К

О

З

А

З

А

Я

Ц

Вырезывание ножницами

Обрывание листа бумаги

Узнавание качества предмета

Узнавание формы предмета

Ладонь-ребро-кулак

Тест «Едем по дорожке»

Тест «Обведи по линиям»

Вдевание шнура в дырочки

1

Литература

  1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.
  2. Гаврилова С.Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет. Ярославль: Академия развития, 2009.
  3. Новиковская О.А. .: АСТ; СПб.; Сова 2007.
  4. Сахарова О. М. Готовим руку к письму. Москва. РОСМЭН. 2008.
  5. Н. Рымчук «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики» Ростов н/Д: Владис: РИПОЛ классик, 2008
  6. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Изд. «Карапуз» 2005.
  7. Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких». Детство-пресс 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение 1. Презентация авторской технологии обучения детей дошкольного возраста завязыванию шнурков на узел и бант

А здесь, как ни покажется странным, представлен самый тяжкий труд моих бессонных ночей: фотосессию для презентации мне пришлось организовывать собственными силами. Причем, раньше я...

Приложение 2. Анализ результатов освоения детьми практических действий завязывания шнурка на узел и бант

Здесь отражены основные сравнительные данные, подтверждающие эффективность предлагаемой мною технологии:  http://docme.ru/Oa9 ...

"Музыкально-ритмическая деятельность для детей с задержкой психического развития" (методический материал, приложение к опыту работы)

                   Моя тема по самообразованию: «Музыкально-ритмическая деятельность для детей с задержкой психического развития». Эту тему я в...

Приложения к годовому плану

В этом разделе вы найдете примерные названия кружков, время проведения кружковой работы (по программе "Детство"), работа со школой и перечень педсоветов на год....

приложение № 3

Зрительная гимнастика  обязательна на занятиях с применением ИКТ....

Интересные факты о клене. Приложение к проекту"Наше деревце-Кленок"

Приложение к проекту "Наше деревце - Кленок"...

Приложение к проекту "Это все моя Сибирь-моя родинамой мир!"

В приложении составлено несколько конспектов занятий и театрилизованного представления,иллюстрирующих каждый блок  проекта "Это все моя Сибирь- моя родина,мой мир!"...