Приложение 2
методическая разработка по рисованию на тему
Программа студии "Разноцветные фантазии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_studii_raznotsvetnye_fantazii_5-6_let.docx | 46.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Лесниковский детский сад общеразвивающего вида №1»
Согласовано на заседании педагогического совета Протокол № ___ от « » ____________20__г. | Утверждаю Заведующий МКДОУ «Лесниковский детский сад общеразвивающего вида №1» ________________М.А. Рявкина «_____»________________ 20___г. |
Программа
студии
«Разноцветные фантазии»
для детей дошкольного возраста
Автор программы:
Ерохина О.И. – воспитатель
срок реализации программы 1 год
возраст обучающихся 5-6 лет
Актуальность.
«Истоки способностей и дарования детей –
на кончиках их пальцев...»
В.А. Сухомлинский
Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.
Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.
Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов - служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.
Пояснительная записка.
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально- волевой сферы и мелкой моторики.
Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания.
Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети работают с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами, учатся владеть ножницами, развивают графические навыки: обводка, штриховка, рисование по точкам.
Программа описывает курс по развитию мелкой моторики для детей дошкольного возраста 5-6 лет. В ДОУ ведется кружковая работа по данной теме. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 минут. Всего 32 занятий. Диагностика проводится 2 раза в год (в сентябре и мае).
Цель: Создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев рук ; развитие двигательных и познавательных способностей детей; развитие мелкой моторики, ручной умелости через выполнение предметно- практических действий.
Задачи:
Обучающие:
1.Учить детей владеть графическими навыками:
а) штриховка в разных направлениях по образцу : сверху вниз, слева направо.
б) обводить контуры предмета по точкам,
в) дорисовывать предметы,
г) раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не заходя за контур, не оставлять незакрашенных мест.
2. Учить работать с бумагой, осваивать различные виды сгибания (оригами).
3.Обучать приемам работы с пластилиновой техникой.
4. Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы.
Развивающие:
1.Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.
2. развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
3.Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
4. Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий;
Воспитывающие:
1.Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.
2.Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
3.Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.
Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и координации движений
Пальчиковый игротренинг
Массаж кистей рук.
Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
Ручная умелость.
Рисование пластилином.
Конструирование из бумаги в технике оригами.
Аппликация.
Развитие графических навыков
Рисование по трафаретам.
вырезание ножницами.
Штриховка.
Дорисовка.
Игры и действия с мелкими предметами.
Узнавать предметы на ощупь.
Работа с крупой, фасолью, горохом.
Нанизывание бус, пуговиц на проволоку.
Выкладывание фигур из геом. фигур, палочек. Семян.
В разделе «Пальчиковый игротренинг» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают ловкость, подвижность. На пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.
В разделе «Ручная умелость» дети знакомятся с техникой рисования пластилином, знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной геометрии (техника оригами), с различными видами аппликации. Здесь создаются условия для проявления творчества, способностей, развития воображения.
В разделе «Графические навыки» дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать карандаш.
В разделе «Игры с предметами». У детей совершенствуются двигательные навыки, развивается моторная координация и оптико-пространственные представления, используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
Результатом работы по данной программе должно стать:
1.Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.
2.Овладение разными видами ручной умелости.
3.Овладение приемами работы с разными инструментами.
4.Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности.
5.Овладение нормами этики поведения.
Перспективное планирование
Тема занятий | Цель занятий | Содержание |
| Выявление ведущей руки. | |
2. «Детский сад и игрушки». Октябрь. | Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность. Формировать графические умения и навыки. | 1. Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики». 2. Катание ребристого карандаша между ладонями (массаж) 3. Раскрашивание игрушек. |
3. Детский сад и игрушки» | Развивать мелкую моторику пальцев; Учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри контура. | 1. Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики», 2. Игра «Что это?». Определить плоские игрушки на ощупь: кубик, мяч, пирамидка. |
4. «Осень» | Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности. Закрепить умение придавливать шарики, добиваясь изображения листьев. | 1. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья». 2. «Листопад»- лист желтой, оранжевой бумаги порвать на мелкие кусочки. 3. Пластилинография. «Осеннее дерево». |
5.«Огород. Овощи». | Развивать координацию движений пальцев рук. Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур. | 1.Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Выбрать только овощи. 2..Пальчиковая гимнастика «Капуста». 3. Работа с трафаретом «Обведи и раскрась овощи» |
6. «Сад. Фрукты». Ноябрь. | Развивать мелкую моторику пальцев. Учить наносить пластилин на основу. | 1. Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин». 2. «Сушка фруктов». Нанизывание на проволоку кружков из толстого картона с дырочкой посередине. 3. Работа с трафаретами «Обведи и раскрась фрукты» |
7. «Ягоды» | Развивать мелкую моторику пальцев, учить выкладывать фигуру по контуру. Продолжать учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри. | 1. Пальчиковая игра «По ягоды» 2. Выложить горохом по нарисованному контуру (ягоды) З. Пластилинография «Клубника» |
8. «Дом. Семья» | Развивать мелкую моторику пальцев; ориентировку на плоскости. Продолжать формировать графические навыки. | 1. Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая» 2.»Мой дом» Выкладывание из геометрических фигур домов различной высоты 3. «Семья» Обвести фигуру человека и раскрасить. |
9. «Мебель, квартира». | Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности. Развитие ориентировки на плоскости. Совершенствовать зрительную память. | 1.»Мебель для гостиной». Выкладывание из палочек шкафа, дивана. 2 Массаж ребристым карандашом между ладонями. 3.»Продолжи узор». Раскрась геометрические фигуры. |
10. «Зима». Декабрь. | Развивать мелкую моторику пальцев; развивать ручную умелость. | 1.«Построим горку для зверушек из снежных комков»- изготовление снежных комков из бумаги путем ее сжатия и скатывания между ладонями 2.Игра «Что лишнее и почему?» 3. Рисование пальчиками, ладошками «Снежок», «Следы невиданных зверей» |
11. «Зимние забавы» | Упражнять в координации движений с речью. Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Научить скатывать шарики из салфеток. | 1.Хороводная игра «Снежная баба» 2.Игра с пробками «Лыжи» 3. «Веселый снеговик» Аппликация из комочков, сделанных из салфеток |
12. «Новый год». | Развивать координацию движений руки и глаза, внимание; учить отрывать небольшие кусочки бумаги | 1.Игра «Наведем порядок». (группировка предметов по признаку) 2. «Бусы на елку» Выкладывание геометрических фигур в Определенной последовательности 3.Аппликация обрыванием «Заснеженный домик» |
13. «Новый год» | Развивать мелкую моторику пальцев; зрительно-двигательную координацию; творческие способности. Закрепить умение складывать базовую форму треугольник. | 1.Пальчиковая игра «Елочка» «В лесу родилась елочка» 2.Рисование по точкам «Елочка» 3.Нарядная елочка (оригами) |
14. «Зимующие птицы». Январь. | Развивать мелкую моторику пальцев. Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги, закреплять навыки штриховки разными способами. | 1.Угощение для птиц. Сортировка семян: фасоль, горох 2.Пальчиковая игра «Снегири» 3.«Птица» - обводка трафарета, штриховка по показу в разных направлениях. |
15. «Домашние животные» | Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Совершенствовать графические умения и навыки, закреплять умение обводить рисунок по точкам и штриховать мелкими штрихами. | 1. «Маленький конструктор»- выкладывание из геометрических фигур животных. 2.Пальчиковая игра «На ладошку села кошка». 3. Обвести котенка по точкам и штриховать мелкими штрихами. |
16. «Домашние птицы» | Развивать мелкую моторику пальцев рук. Продолжать учить штриховать мелкими штрихами. | 1. «Накормим птичек»- скомкать бумагу в маленькие комочки. 2.»Птицы хотят пить»- работа с водой и пипеткой. 3. «Цыпленок» (штриховка) |
№17 «Транспорт» Февраль | Развивать зрительно-двигательную координацию движений и моторику пальцев рук, чувство ритма. Закрепить назначение транспорта. | 1.Рисуем машину пальчиками на крупе. 2.Игра «Назови вид транспорта и его назначение» 3.Открытка к 23 февраля (аппликация из салфеток, бумажная пластика). |
№18. День Святого Валентина. | Учить действовать по словесной инструкции. Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Учить работать с бумагой. | 1.Пальчиковая гимнастика «Солнышко» 2. Массаж ладошек. Прокатывание колючего мяча между ладошек. 3.Изготовление Валентинки из бумаги. |
№19. Наша Армия». | Продолжать развивать зрительно моторные функции. Учить штриховать в разных направлениях. | 1.Из риса выложить салют по нарисованному контуру. 2.Пальчиковая игра «Солдаты». 3.Штриховка «Танк». |
№20. «Весна» | Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. Учить работать с крупой. | 1.«Потекли ручейки» -рисование пальцами на крупе. 2.Нанизывание пуговиц- называние (чередование: маленькая, большая и т.д.) 3. Аппликация из пшена «Солнышко» |
№21. «Мамин праздник» Март | Развивать мелкую моторику. Учить действовать по словесной инструкции. Познакомить с техникой «Тычкование», закреплять представление о симметрии, развивать координацию обеих рук. | 1.Завязываем бантик на подарке 2.Смотать клубок для бабушки. 3.Открытка для мамы (в технике «Тычкование»). |
№22. «Комнатные растения» | Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. Учить штриховать в разных направлениях. | 1.П \и «На окошке в горшочке» 2. 0брывание цветка по контуру. 3.Штриховка цветка в горшке. |
№23. «Дикие животные» | Продолжать работать над развитием зрительно-моторных функций. Продолжать учить работать с ножницами. Познакомить с новым видом штриховки: клубок. | 1. Игра «Кто, где живет?» Обвести трафарет животного, вырезать его и поместить туда, где он живет. 2.Игра «Кто, чем питается?» В сухом бассейне определить на ощупь предмет, назвать и сказать, кто это ест. 3.Штриховка диких животных. Показать новый вид: клубок. |
№24. «Перелетные птицы» | Упражнять в выкладывании фигур из палочек. Работать над развитием зрительно моторных функций. Продолжать учить складывать фигуры из бумаги. | 1.Пальчиковая игра «Встреча птиц. 2. «Домик для скворца»- выкладывание из палочек по принципу «колодца» 3. «Птицы» (оригами). |
№25. «Весенние цветы» Апрель. | Учить работать с трафаретами и шаблонами. Продолжать учить работать с бумагой. | 1.Упражнение «Мотылек». 2.Работа с трафаретами (в парах), изготовление зашумленных картинок. 3.Коллективная аппликация «Весенний луг». |
№26. «Мой город» | Упражнять в работе с трафаретами. Учить ориентироваться на микроплоскости. | 1.Что спряталось в комочке»- разглаживание смятых в комочек трафаретов автобусов из бумаги, обводка, штриховка. 2.Пальчиковая гимнастика «Дом». 3.Выложить дом пластилиновыми жгутиками по контуру. |
№27. «Правила дорожного движения» | Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Учить работать с ножницами. Продолжать учить прикладывать пластилиновые колбаски по контуру. | 1.Пальчиковая гимнастика «Лодочка». 2.Обвести транспорт по трафарету и вырезать. З.Пластилинография . «Светофор» |
№28. «Рыбы». | Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Развивать зрительное внимание, память. Продолжать учить работать с пластилином. | 1.Пальчиковая игра «Рыбка». 2. Упражнение «Чего не ватает» З.Пластилинография. Коллективная работа «Рыбки в аквариуме» |
Диагностический инструментарий
Обследование мелкой моторики рук
СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Цель обследования — проверить стабильность выполнения детьми движений, напряжение мышц.
Во время выполнения упражнений педагоги смотрят, как долго каждый ребенок может сохранять напряжение мелкой моторики (пальцев).
Проверку можно провести как экспресс-исследование в форме игры «Замри». Педагог предлагает детям (ребенку) поиграть в игру; дает соответствующие каждому упражнению инструкции; затем произносятся слова «Раз, два, три! Замри!». Дети (ребенок) выполняют упражнение. Педагог следит за выполнением каждого упражнения, считая про себя или смотря на часы. По истечении 2 мин педагог дает команду «Отомри!».
Проверку можно проводить подгруппами. Количество детей в подгруппах может быть разным (3—7 человек).
Упражнения проводятся без наглядности (картинок). Воспитатель дает словесную инструкцию и следит за выполнением упражнения.
Каждое упражнение выполняется три раза. При этом сначала идет инструкция педагога, сопровождающаяся показом. Затем ребенок выполняет упражнение под счет в следующем порядке:
1-й раз выполнение упражнения (под счет до 15); расслабление — отдых (около 5 с);
2-й раз — выполнение упражнения (под счет до 15); расслабление — отдых;
3-й раз — выполнение упражнения (под счет до 15).
1. «Кольцо». Соединить большой и указательный пальцы вместе; остальные пальцы поднять вверх . Пальцы в данном положении удерживать под счет до 15.
2. «Коза». Вытянуть вперед указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется под счет до 15 (дети 5-6 лет до 10)
3. «Заяц». Вытянуть вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется под счет до 15 (дети 5-6 лет до 10)
ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
4. Вырезание ножницами. Работа с ножницами показывает, как ребенок может быстро сменить напряжение мелкой мускулатуры руки на расслабление. Педагог предлагает вырезать из бумаги круг. При выполнении задания обращается внимание на быстроту и ловкость руки ребенка.
5.Обрывание листа бумаги. Обрывание листа бумаги показывает содружество обеих рук в работе. Педагог раздает листы бумаги, показывает квадрат-образец и спрашивает, что он показал. Далее воспитатель просит детей сделать такой же квадрат (по форме) способом обрывания.
ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ
6.Узнавание предмета и качества. Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу разные предметы определенного качества. Оборудование: ложки (деревянная, металлическая, пластмассовая); линейки (деревянная, металлическая, пластмассовая). Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там предметы и вытащи деревянную ложку (ложку, сделанную из дерева)».
7.Узнавание формы и качества. Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу геометрические фигуры разной формы и определенного качества. О б о р у д о в а н и е : т реугольники (деревянный, пластмассовый, резиновый картонный); прямоугольники (деревянный, пластмассовый, резиновый (картонный). Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там фигуры и вытащи пластмассовый треугольник
КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ
8. Вдевание шнурка в дырочки.. Педагог предлагает ребенку шнурок и фигуру с дырочками.
9. Упражнение «Ладонь — ребро — кулак». Ребенок сидит за столом, его рука(и) расположена(ы) на краю стола. При выполнении упражнения необходимо выдерживать четкую последовательность. В отличие от старшей группы темп выполнения упражнения задает воспитатель посредством счета (один, два, три). Темп приблизительно следующий: на каждое упражнение дается 1 с, на три упражнения — 3 с Все полученные данные заносятся в таблицу 9 (см. приложение) Графические навыки.
10.«Езда по дорожке». Ребенку предлагается «проехать по дорожке», соединив с помощью карандаша изображения машины и дома (они нарисованы на листе бумаги, соединены «дорожкой», которая огибает различные препятствия (деревья, реку, колодец и т.п.). Дом изображается в верхнем правом углу листа А-4, машина – в нижнем левом. Инструкция: «Представь, что ты водитель. Тебе надо проехать вот к этому домику (взрослый указывает на дом). Ты поедешь вот так (на рисунке – образце психолог показывает, как надо ехать по дорожке с помощью карандаша). Карандаш должен все время двигаться по нарисованной на бумаге дорожке, иначе получится, что машина взлетела как самолет или произошла авария. Езжай аккуратно, чтобы твоя машина не съезжала с дороги.
11. Обведи рисунок по линиям. Ребенку предлагается обвести карандашом рисунок точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги.
Все полученные данные заносятся в таблицу.
Условные обозначения:
если ребенок справился с заданием — 1 балл;
если ребенок справился с заданием частично — 0,5 балла;
если ребенок не справился с заданием — 0 баллов.
В последней графе выставляется группа (А, Б, В), которая показывает степень развития мелкой моторики руки ребенка на момент обследования.
Характеристика групп
Группа «А». К группе относятся дети, набравшие в процессе обследования 14—12 баллов. У этих детей мелкая моторики развита хорошо. Группа «Б». К группе относятся дети, набравшие 11 - 8 баллов. Мелкая моторика у этих детей развита недостаточно. Для достижения положительного результата в наследующей работе необходим тесный контакт педагогов с родителями. Группа «В». К группе относятся дети, набравшие 7 баллов и менее. У этих детей мелкая моторика развита плохо.
Условные обозначения:
«+» - правильное выполнение задания
« - » - задание выполнено неверно;
«V» - неустойчивое выполнение задания.
Диагностическая карта развития мелкой моторики
возраст 5-6 лет
№п/п | Фамилия Имя ребенка | Статические упражнения | Работа с бумагой | Тактильные ощущения | Координация движений | Графические навыки | Количество баллов | Группа | ||||||
К О Л Ь Ц О | К О З А | З А Я Ц | Вырезывание ножницами | Обрывание листа бумаги | Узнавание качества предмета | Узнавание формы предмета | Ладонь-ребро-кулак | Тест «Едем по дорожке» | Тест «Обведи по линиям» | Вдевание шнура в дырочки | ||||
1 |
Литература
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.
- Гаврилова С.Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет. Ярославль: Академия развития, 2009.
- Новиковская О.А. .: АСТ; СПб.; Сова 2007.
- Сахарова О. М. Готовим руку к письму. Москва. РОСМЭН. 2008.
- Н. Рымчук «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики» Ростов н/Д: Владис: РИПОЛ классик, 2008
- Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Изд. «Карапуз» 2005.
- Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких». Детство-пресс 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приложение 1. Презентация авторской технологии обучения детей дошкольного возраста завязыванию шнурков на узел и бант
А здесь, как ни покажется странным, представлен самый тяжкий труд моих бессонных ночей: фотосессию для презентации мне пришлось организовывать собственными силами. Причем, раньше я...
Приложение 2. Анализ результатов освоения детьми практических действий завязывания шнурка на узел и бант
Здесь отражены основные сравнительные данные, подтверждающие эффективность предлагаемой мною технологии: http://docme.ru/Oa9 ...
"Музыкально-ритмическая деятельность для детей с задержкой психического развития" (методический материал, приложение к опыту работы)
Моя тема по самообразованию: «Музыкально-ритмическая деятельность для детей с задержкой психического развития». Эту тему я в...
Приложения к годовому плану
В этом разделе вы найдете примерные названия кружков, время проведения кружковой работы (по программе "Детство"), работа со школой и перечень педсоветов на год....
приложение № 3
Зрительная гимнастика обязательна на занятиях с применением ИКТ....
Интересные факты о клене. Приложение к проекту"Наше деревце-Кленок"
Приложение к проекту "Наше деревце - Кленок"...
Приложение к проекту "Это все моя Сибирь-моя родинамой мир!"
В приложении составлено несколько конспектов занятий и театрилизованного представления,иллюстрирующих каждый блок проекта "Это все моя Сибирь- моя родина,мой мир!"...