Приложение 1
методическая разработка по рисованию на тему
Программа саморазвития педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_samorazvitiya_erohina.docx | 58.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Лесниковский детский сад общеразвивающего вида № 1»
ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ
по теме:
«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
на занятиях по изобразительной деятельности»
Автор программы:
Ерохина О.И. – воспитатель
срок реализации программы 2 года
КГСХА - 2015 г.
Паспорт программы
Тема программы по саморазвитию | «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности» |
Составитель программы | Ерохина Ольга Ивановна, воспитатель по изобразительной деятельности, первая квалификационная категория. |
Основание для реализации программы |
|
Цель и задачи программы | Цель программы создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук. Задачи: Воспитательные: 1. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость. 2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий. 3. Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду. Развивающие: 1. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук. 2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием. 3. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию. Образовательные: 1. Научить детей владеть графическими навыками письма 2. Формировать навыки исполнительского мастерства. 3. Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ. |
Содержание программы |
|
Механизм реализации программы | Реализация воспитательных мероприятий осуществляется через использование педагогических технологий:
|
Участники реализации программы |
|
Предполагаемый результат | В ходе реализации программы дети должны научиться:
|
Срок реализации программы | 2 года |
I.Пояснительная записка
Программа по развитию пальчиковой моторики предназначена для правильного развития мелкой моторики детей старшего возраста (5-7 лет), оказания своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук.
Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь и он может приступать к приобретению навыков письма.
1.1. Актуальность программы
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
1.2. Новизна программы
• обучение детей проводится с пятилетнего возраста;
• подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики;
• занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Для достижения желаемого результата предполагается работа по трем блокам:
1 блок. Специально организованная НОД. Включаются цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми в строгой последовательности специальных заданий, которые отвечают логике развития (сенсорных, мыслительных и мелкой моторики).
2 блок. Совместная деятельность воспитателя по изобразительной деятельности с детьми, которая осуществляется в рамках студии «Разноцветные фантазии». Сюда входят задачи по развитию изобразительных навыков, освоение разных видов деятельности (пластилинография, работа с бумагой, нетрадиционные техники, пальчиковые и дидактические игры). Создается микроклимат, основой которого является уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребенком.
3 блок. Самостоятельная и совместная деятельность детей. Обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который сам выбирает вид деятельности, отвечающий его способностям и интересам.
1.3. Отличительные особенности данной программы
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Программа составлена с учетом возрастных особеностей детей, отличается индивидуальным подходом, занятия направлены на развитие всех необходимых познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
Отличительная особенность программы состоит в использовании нетрадиционных техник для развития ручной умелости: скатывание бумажных шариков, обрывание бумаги, работа с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами и другими материалами.
Одним из важных направлений программы является работа с родителями. Основной задачей на начальном этапе является - формирование у родителей мотивации к работе с детьми.
Проводятся индивидуальные беседы с родителями. Цель бесед – налаживание контактов, определение уровня наблюдательности, степень понимания ребенка взрослым, сообщения о диагностических данных.
В качестве эффективного средства знакомства родителей с особенностями мелкой моторики предлагается их участие на занятиях, где они могут познакомиться с методами и приемами работы. Таким образом, из зрителей родители превращаются в активных участников.
II. Цель и задачи Программы
Цель программы создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук.
Задачи:
Воспитательные:
1. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость.
2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
3. Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
Развивающие:
1. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
3. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
Образовательные:
1. Научить детей владеть графическими навыками письма
2. Формировать навыки исполнительского мастерства.
3. Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.
III. Предполагаемый результат
Обучаясь по данной программе, к концу первого года обучения дети
должны знать:
- виды бумаги (цветная, неокрашенная, гофрированная, бархатная);
- свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);
- понятие “оригами”, “шаблон”;
- виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, по диагонали);
- основные правила склеивания;
должны уметь:
- применять простейшие приемы складывания бумаги (пополам, вчетверо, гармошкой);
- пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стекой;
- работать с трафаретами;
- изготавливать детали по шаблону;
- уметь делать поделки в разнообразных нетрадиционных техниках;
- завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.
К концу второго года обучения дети
должны знать:
- виды аппликации (обрыванием, фито-дизайн, с использованием природного и бросового материала);
- виды штриховки (простая и комбинированная);
- понятия “диагональ”, “сторона”, “центр”, “раскрывающийся угол”, “нераскрывающийся угол”, “симметрия”, “трафарет”;
- понятия “шар”, “цилиндр”, “куб”, “диск”;
должны уметь:
- изготавливать поделки в технике “аппликация”, “оригами” по образцу;
- пользоваться ножницами, вырезать простейшие детали по контуру;
- вырезать симметричные детали;
- выполнять поделки в технике «пластилинография»;
- освоить плетение из бумаги
IV. Содержание программы
Работа с детьми
Перспективный план работы
по развитию мелкой моторики рук
старшая группа
Октябрь
- Знакомство с работой по развитию мелкой моторики рук.
Цель: Познакомить и заинтересовать родителей, привлечь к совместной работе.
- Обследование руки детей
Цель: Выявить отклонения для дальнейшей работы.
- Игры с мелким строительным материалом
Цель: Развивать ручную умелость, координацию движений, воображение.
- Дидактические игры: «Подбери по форме», «Домино», «Составные картинки».
Цель: Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность.
- Пальчиковые игры: «Человечки», «Мои веселые пальчики», «Цветок», «Лодочка».
Цель: Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук.
Литература:Венгер И.Б., Венгер А.А. Сенсорное воспитание культуры ребенка
Ноябрь
- Знакомство с карандашом.
Цель: Учить детей правильно держать карандаш.
- Работа с карандашом + готовые формы (закрашивание): «Овощи- фрукты», «Грибы», « Домашние и дикие животные».
Цель: Закрепить навык закрашивания без пробелов, не выходя за контур.
- Игры: «Лепка из твердого материала», « Нанизывание бус, пуговиц», «Цветные ниточки»
Цель: Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность.
- Пальчиковые игры: «Зарядка для пальчиков», «Зайки», « Речка и рыбка».
Цель: Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук.
Литература: Щербина С.В. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и правильно рисовать.
Декабрь
- Знакомство с элементами дымковской росписи
Цель: Учить выкладывать орнамент из полосок, кружочков, палочек - закрепить цвета.
- Шнуровка: «Платье», «Сапожок», «Сумка»
Цель: Развивать ручную умелость, фантазию
- Рисование пальчиками, ладошками «Снежок», «Следы невиданных зверей»
Цель: Развивать тактильную чувствительность.
- Пальчиковые игры: «А на горке снег, снег...», «Гармошка».
Цель: Развивать чувство ритма, координацию движений
Литература: Щербина С.В. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и правильно рисовать.
Январь
- Дорисовка до образа, работа с трафаретом.
Цель: Учить доводить образ до конца, закрашивать фигуру цветными карандашами.
- Выкладывание фигур из счетных палочек
Цель: Развивать воображение, сообразительность.
- Игры: «Дом и ворота», «Елочка», «Качели», «Засолка овощей».
Цель: Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность.
- Пальчиковые игры: «Замок», « Собака», « Кошка».
Цель: Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук
Литература:Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.
Февраль
- Трафареты геометрические и предметные.
Цель: учить дорисовывать до образа; развивать работу обеих рук, мышление, фантазию.
- Работа с ножницами (ленточки, дорожки)
Цель: Развивать конструктивные способности, пространственную ориентацию, мелкую моторику рук.
- Пальчиковые игры: «Мышка», «Зайка»
Цель: Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук.
- Изготовление праздничной открытки к 23 февраля (аппликация из салфеток, бумажная пластика).
Цель: Развивать умение вырезать на глаз мелкие детали.
Литература: Никитин Б.П. Ступени творчества или развивающие игры
Март
- Оригами «Сложи квадрат, прямоугольник», «Цветок».
Цель: Развивать сообразительность, мышление, конструктивные и творческие способности.
- Творческая работа с бумагой «Мимоза», «Цыпленок», «Облако».
Цель: Учить комкать, отщипывать, вырезать бумагу (доведение до образа), развивать творческие способности.
- Пальчиковые игры: «Дом с трубой», «Бабочка», «Одуванчик»
Цель: Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук
- Подарок для мамы к празднику в технике тычкование.
Цель: Познакомить с техникой тычкование, закреплять представление о симметрии, развиваьб координацию обеих рук.
Литература:Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги
Апрель
- Ориентировка на листе бумаги, «Укрась платочек», «Кто нарисует больше».
Цель: Развивать координацию движений, сформировать внимание, глазомер.
- Ручной труд «Робот из спичечных коробков».
Цель: Развивать планирующую функцию сознания.
- Рисование в нетрадиционной технике (трафарет - набрызг) «Звездное небо»
Цель: Развивать мелкую моторику рук, упражнять в сочетании различных техник.
- Пальчиковые игры: «Зеркальце», «Лягушка», «Сороконожка».
Цель: Развивать мелкую моторику рук, внимание, оптико – пространственное восприятие.
Литература: Дьяченко О.М. Игры и упражнения на развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста.
Май
- Знакомство с силуэтами
Цель: Учить рисовать с помощью силуэтов, закрашивание их и вырезание по контуру.
- Рассказывание сказки пальцами «Заюшкина избушка»
Цель: Развивать работу обеих рук, сообразительность.
- Пальчиковые игры: «Влез опенок на пенек», «Птички в гнезде».
Цель: Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук.
- Обследование руки
Цель: Выявление изменений.
Литература:Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.
Перспективный план работы
по развитию мелкой моторики рук
подготовительная группа
Октябрь
- Обследование руки
Цель: Выявить отклонения для дальнейшей работы.
- Раскраски.
Цель: Закрепить умения правильно держать карандаш и закрашивать без пробелов в определенном направлении.
- Пластилинография «Осеннее дерево» (изготовление панно).
Цель: Развитие мелкой моторики.
- Пальчиковые игры « Встреча», «Спит на льдинке целый день».
Цель: Развитие тонких моторных координаций, чувство ритма.
Литература: Никитин Б.П. Ступени творчества или развивающие игры. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.
Ноябрь
- Художественный труд «Волшебное фруктовое дерево».
Цель: Учить работать по шаблонам.
- Нетрадиционные техники, отпечатки осенними листьями «Осенний пейзаж».
Цель: Развивать изобразительных навыков.
- Аппликация из мятой и фактурной бумаги, бумажная пластика «Тихо ночь ложиться на вершины гор».
Цель: Развивать мелкую моторику, координировать работу обеих рук.
- Пальчиковые игры: «В гости к пальчику большому», «Веточки на яблоньках»
Цель: Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук.
- Оригами «Цветы в подарок маме».
Цель: Учить делать поделку по образцу с опорой на схему.
Литература: Щербина С.В. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать.
Декабрь
- Рисование пальцами, ладошкой «Забавные зверушки», «Снежинки».
Цель: Развивать творческое воображение, тактильную чувствительность.
- Елочные украшения изготовление игрушек, гирлянд, снежинок своими руками, с помощью трафаретов, силуэтов, ножниц.
Цель: Развивать репродуктивное и творческое воображение, память, мышление, зрительно - моторную координацию, глазомер
- Ручной труд «Зверушки и человечки из природного материала».
Цель: Совершенствовать навыки работы с природным материалом.
- Аппликация обрыванием «Снеговики».
Цель: Развитие мелкой моторики.
- Пальчиковые игры: «Заводные машинки», «Утречко», «Ножки идут по дорожке».
Цель: Развитие тонких моторных координаций, чувство ритма
Литература: Венгер И.Б., Венгер А.А. Сенсорное воспитание культуры ребенка
Январь
- Бумажные фантазии «Зимние цветочки».
Цель: Совершенствовать разные приемы бумажной пластики, продолжать развивать сенсомоторику.
- Учимся лепить птиц по мотивам народной игрушки.
Цель: Побуждать к самостоятельному поиску приемов декоративного украшения изделия.
- Пальчиковые игры: «Цветные ниточки», « В огороде за забором», «Колокольчик».
Цель: Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук.
Литература: Гаврилова С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать.
Февраль
- Оригами «Пингвины на льдине».
Цель: Закрепить умение изготавливать поделки из бумаги, формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога.
- Аппликация «Плывет, плывет кораблик» (бумажная пластика + обрывание + оригами)
Цель: Учить сочетать различные изобразительные техники.
- Рисование в нетрадиционной технике «Иней покрыл деревья».
Цель: Учить сочетать различные изобразительные техники (с манной крупой).
- Художественный труд «Плетение коврика из бумаги».
Цель: Учить детей оплетающему движению, развивать зрительную моторную координацию.
- Пальчиковые игры: «Цепочка», «Пекарь», «Скакалка»
Цель: Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук
Литература: Дошкольное воспитание №9,11.1998.
Март
- Подарок маме (тестопластика) «Красивые кулоны».
Цель: Совершенствование приемов лепки.
- Изготовление панно «Сердечко» (фитодизайн).
Цель: знакомство со способами работы в технике фитодизайна, развитие осязания.
- Игры: «Цветок», «Составные картинки», « Нанизывание пуговиц», «Шнуровка».
Цель: Развивать репродуктивное и творческое воображение, зрительно - моторную координацию, глазомер
- Пальчиковые игры: «Четыре братца», « Волчок», « Где живет сапожник?».
Цель: Развитие тонких моторных координаций, чувство ритма
Литература: Щербина С.В., Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. Никитин Б.П. Ступени творчества или развивающие игры
Апрель
- Закладки способом плетения из бумаги.
Цель: Учить детей оплетающему движению, развивать зрительную моторную координацию.
- Занятие в нетрадиционной технике (набрызг +трафарет) «Лети ракета к звездам».
Цель: Развивать мелкую моторику рук, упражнять в сочетании различных техник.
- Пришивание петелек и пуговиц к поясу (работа с иголкой).
Цель: Развивать внимание и мелкую моторику.
- Оригами «Птицы»
Цель: Учить делать птиц по образцу, по схеме, путем сгибания квадрата бумаги, развивать ручную умелость.
- Пальчиковые игры: «Зайчики и волк», « Строим дом», «Мальчик-пальчик, где ты был?»
Цель: Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук
Литература: Щербина С.В., Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. Никитин Б.П. Ступени творчества или развивающие игры
Май
- Составление книжки раскраски «Фотоателье для игрушек»
Цель: Закрепить умение штриховать различными способами и видами штриховки.
- Работа с ножницами
Цель: Закрепить умение работать с ножницами, вырезать фигуры по контуру, делить фигуры на части
- Пальчиковые игры: «Вера Веревочка», « Часы», «Лакомка»
Цель: Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук
- Обследование руки.
Цель: Выявление изменений.
Литература:Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь.
Работа с педагогами
Этапы | Сроки реализации | Содержание деятельности | Формы представления |
I | сентябрь-октябрь | «Развиваем руки, чтобы красиво писать и рисовать» | консультация |
II | ноябрь-декабрь | Работа с педагогами по оснащению полочек красоты, центров изобразительной деятельности) | рекомендации |
III | в течение года | Ведение тетрадей по взаимодействию. | тетради по взаимодействию |
IV | февраль | «Расскажи стихи руками». | консультация |
V | апрель | «Талантливые умельцы, вековые традиции». | консультация |
Работа с родителями
Этапы | Сроки реализации | Содержание деятельности | Формы представления |
I | сентябрь-ноябрь | Проект «Тактильная картина» подготовительные группы. | реализация проекта |
II | октябрь | «Как поддержать интерес ребенка к изобразительному творчеству». | информация на стенде |
III | ноябрь | «Загадки страны аппликации». | информация на стенде |
IV | январь | «От скуки на все руки». | рекомендации |
V | февраль | «Развитие мелкой моторики рук с помощью нетрадиционных видов изобразительной деятельности, как средство подготовки руки к письму» старшие группы. | консультация |
VI | март | «Подготовка руки к письму» | консультация |
VII | октябрь | «Осенние деревца». | выставка |
VIII | декабрь | «Лучшая рукавичка Деда Мороза». | выставка |
IX | март | «Изобретаем бусы». | выставка |
X | апрель-май | Выставка «Пасхальных яиц». | выставка |
V. Механизм реализации Программы
Работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста проводится в рамках непрерывной образовательной деятельности, на занятиях студии «Разноцветные фантазии» и в свободной самостоятельной деятельности детей.
Реализация воспитательных мероприятий осуществляется через использование педагогических технологий:
- Проектно – исследовательская деятельность;
- Коллективно - творческое дело;
- Индивидуальный подход в воспитании;
- Педагогика сотрудничества;
- ИКТ.
Направленность программы:
Программа направлена на развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму и включает в себя следующие разделы:
- пальчиковая гимнастика
- оригами
- графические упражнения
- игры и действия с предметами
- лепка
- аппликация.
В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
В разделах «Оригами»дети знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной и пространственной геометрии.
В разделе «Графические упражнения» игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память, кроме этого ребенок учится правильно держать ручку и карандаш, что очень важно в процессе деятельности.
В разделе «Игры и действия с предметами»для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
Раздел «Лепка» (пластилинография). Занятия лепкой способствуют развитию чувства осязания обеих рук. Лепка подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к освоению некоторых математических и геометрических представлений.Занимаясь пластилинографией, дети получают знания, умения, навыки, так же происходит закрепление информации полученной в непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим, коммуникации, рисованию, осуществляется знакомство с миром разных предметов в процессе частичного использования бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей. В ходе создания лепных картин у детей развивается мелкая моторика, координация движения рук, глазомер.
Формы подведения итогов реализации программы:
В течение всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном, промежуточном, итоговом этапах. Для проведения мониторинга образовательного процесса используются разные формы:
самостоятельные работы,
выставки работ,
участие в конкурсах.
Нормативно-правовые документы
1. Закон Российской Федерации «Об образовании»№ 273 от 29.12.2012;
2. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ);
3. ФГОС ДО согласно приказуМинобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155;
4. Устав МКДОУ «Лесниковский детский сад общеразвивающего вида № 1».
Литература
- Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: «Фким», 2010.207с.
- Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО «Дрофа», 2009.
- Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: «Астрель», 2008.
- Бадулина О.И. Готовимся к школе// прописи – Смоленск: «Ассоциация 21 век», 2013. 48 с.
- Богатырёва З. Н. «Чудесные поделки из бумаги». - М., Педагогика, 1987.
- Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: «Академия Холдинг», 2009. 200с.
- Журнал «Дошкольное воспитание», 2005 г., №3, №5, №6, статьи Е. Плутаевой и П. Лосева «Развитие мелкой моторики у детей 5-6 лет».
- Журнал «Дошкольное воспитание», 2006 г., №11, статья О. Жуковой «Развитие руки: просто, интересно, эффективно».
- Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников.- М., 1990.
- Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: «Родничок», 2010.
- Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки // прописи. «РОСМЭН – ПРЕСС», 2008.
- Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: «Карапуз», 2008.
- Лыкова И. "Изодеятельность в детском саду"Москва, "ТЦ Сфера", 2004г.
- Максимова Е. Готовим пальчики к письму. – М.: «Обруч», 2011.
- Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Астрель», 2008.
- Развитие мелкой моторики рук у детей 5-7 лет. Журнал «Дошкольное воспитание» №3, 2005 г.
- Упражнения для правильного развития мелкой моторики рук. Журнал «Дошкольное воспитание» №9, 1998г.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.– Санкт – Петербург: 2010.40 с.
- Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. «Радуга», 2007.
Интернет-ресурсы
1. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.baby2000.ru/um/motorika.html
2. Развитие мелкой моторики [Электронный ресурс]. –
3. Развитие мелкой моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://proigrushku.ru/razvitie-melkoj-motoriki-u-detej
4. Развитие мелкой моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://malutka.net/razvitie-melkoi-motoriki-u-detei
5. Развитие моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://adalin.mospsy.ru/l_01_11.shtml
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приложение 1. Презентация авторской технологии обучения детей дошкольного возраста завязыванию шнурков на узел и бант
А здесь, как ни покажется странным, представлен самый тяжкий труд моих бессонных ночей: фотосессию для презентации мне пришлось организовывать собственными силами. Причем, раньше я...
Приложение 2. Анализ результатов освоения детьми практических действий завязывания шнурка на узел и бант
Здесь отражены основные сравнительные данные, подтверждающие эффективность предлагаемой мною технологии: http://docme.ru/Oa9 ...
"Музыкально-ритмическая деятельность для детей с задержкой психического развития" (методический материал, приложение к опыту работы)
Моя тема по самообразованию: «Музыкально-ритмическая деятельность для детей с задержкой психического развития». Эту тему я в...
Приложения к годовому плану
В этом разделе вы найдете примерные названия кружков, время проведения кружковой работы (по программе "Детство"), работа со школой и перечень педсоветов на год....
приложение № 3
Зрительная гимнастика обязательна на занятиях с применением ИКТ....
Интересные факты о клене. Приложение к проекту"Наше деревце-Кленок"
Приложение к проекту "Наше деревце - Кленок"...
Приложение к проекту "Это все моя Сибирь-моя родинамой мир!"
В приложении составлено несколько конспектов занятий и театрилизованного представления,иллюстрирующих каждый блок проекта "Это все моя Сибирь- моя родина,мой мир!"...