Учебно - исследовательский проект «Узоры хохломы»
проект
Учебно-исследовательский проект посвящен русскому народному промыслу «Хохломе». Практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovateoskiy_proekt_zolotaya_hohlomay.docx | 284.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»
Учебно - исследовательский проект
«Узоры хохломы»
Подготовила
педагог-организатор
Мальцева Марианна Сергеевна
г.Покачи
Учебно - исследовательский проект «Узоры хохломы»
Хохлома ты моя золотая,
Твой характер цветист без прикрас,
Над Россией жар-птицей взлетая,
Ты волнуешь придирчивый взгляд.
Чтоб светлели суровые лица,
Украшай вдохновенно дома,
Чудодействуй в веках, мастерица,
Золотая моя Хохлома!
П. Синяковский
Учебно-исследовательский проект посвящен русскому народному промыслу «Хохломе». Однажды, на занятии по изобразительной деятельности нас познакомили с народными промыслами: мы посмотрели фильм о народных промыслах, альбомы, работы мастеров. Больше всего нам понравились узоры хохломской росписи - они очень яркие, теплые. Нам захотелось узнать больше о том, как создавался этот вид искусства и нужна ли сегодня хохломская роспись.
Актуальность проекта: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей.
Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа подчинены единственной цели: всесторонне развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Цель исследования: изучение возникновения русского народного промысла «Хохлома».
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством хохломской росписью.
- Вызвать интерес у детей к народному творчеству.
- Учить видеть красоту и своеобразие хохломской росписи.
- Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей.
- Учить использовать растительные элементы.
Развивающие:
- Развитие познавательной активности детей.
- Развивать чувство цвета, композиционные умения.
- Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
- Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома».
Воспитательные:
- Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству.
- Воспитывать любовь к народному творчеству.
- Воспитывать эстетические и этические чувства.
Методы:
- Изучение и анализ литературных источников и интернет-ресурсов;
- Наблюдения;
- Анкетирование;
- Беседы;
- Посещение библиотеки;
- Практическая работа.
В ходе работы над проектом мы познакомились с историей возникновения росписи «Хохломы». Как изготавливаются предметы народного промысла, как создаются изделия с хохломской росписью.
План исследований
Проблема исследования: дети не имеют знаний о народной культуре, не знают отличие хохломской росписи от других видов; не умеют использовать знания в изобразительной деятельности.
Объект исследования: росписи хохломы.
Предмет исследования: создание изделий с хохломской росписью.
Гипотеза исследования: Мы предположили, что реализация данного проекта даст большой толчок для дальнейшего знакомства к русскому декоративно - прикладному искусству.
Этапы реализации проекта
Название этапов | Пути реализации проекта |
Первый этап подготовительный | Сбор информации. Работа со специальной литературой, интернет-ресурсами. Работа с художественной литературой. |
Второй этап реализации проекта | Наблюдения: «Как изготавливаются предметы народного промысла», «Как создаются изделия с хохломской росписью». Чтение художественной литературы: Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома», Легенда о Хохломе. Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен, загадывание загадок. Просмотр мультфильма «Хохлома». Просмотр учебных фильмов о народном промысле «Хохломе». Беседы с детьми на тему: «Золотая хохлома». Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц; «Узоры Хохломы». |
Третий этап - заключительный | Оформление продуктов проекта - информационного материала для детей и родителей (буклеты, информационные листы, памятки, мультимедийная презентация). Подготовка презентации по деятельности проекта. |
Описание работы.
I. Основная часть.
Для выяснения, что ребята знают о декоративно - прикладном творчестве, мы провели опрос среди воспитанников группы общеразвивающей направленности 6-7 лет «Мишутка» (25 воспитанников) и проанализировали собранные данные.
По результатам опроса у детей группы «Мишутка» на тему «Что мы знаем о Хохломе?» были получены следующие результаты:
№ | Вопросы | Результаты |
1 | Какие окружающие нас предметы можно назвать произведениями декоративно-прикладного творчества? | Разделочные доски, посуда, вязаные изделия - 3 |
2 | Какие художественные ремесла характерны для ДПИ? | Хохлома - 5 Гжель - 7 Дымка - 3 Не знают - 10 |
3 | Какие народные промыслы известны росписью по дереву? | Хохлома - 5 Гжель - 7 Дымка - 3 Не знают - 10 |
4 | Считаете ли Вы необходимым украшать предметы быта и почему? | Да, потому что они становятся красивыми, яркими |
5 | Хотели бы вы иметь вещи, украшенные хохломской росписью? | Да - 25 Нет - 0 |
Выделив проблему, мы начали подробно изучать декоративно-прикладное творчество «Хохлома» и вот что мы узнали.
1. История зарождения Хохломы.
Легенда о Хохломе
Еще совсем недавно в сёлах Нижегородской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю «хохлома» и где она взяла свои огненные краски.
Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь, поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.
Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.
Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом. Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.
Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем о счастье свободы, о жаре любви к людям и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей.
Такова легенда. Рассказывают её всегда чуть-чуть по-разному, и каждый любознательный сможет прочитать её в сборниках легенд и сказок Нижегородской области. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику. Так и случилось с «хохломой».
Хохлома - старинный русский народный промысел, возник в 17 в. в Заволжье (селе Семино Нижегородской губернии). А название происходит от села Хохлома.
Это, пожалуй, самый известный вид русской народной живописи. Он представляет собой декоративную роспись тонким растительным узором по деревянной посуде и мебели, выполненную красным и черным, золотом (реже зеленым) и по золотистому фону. Посуда с росписью хохломы создаёт ощущение жаркого пламени. Она практична и нарядна. Она поражает своей удивительной красотой. Не случайно Хохлома так любима не только туристами, но и самими россиянами.
В моду сейчас постепенно возвращается искусство Древней Руси с ее характерными самобытными элементами.
Русский народный промысел считается легендарным не только в Русской культуре, но и во всё мире и существует он более трёхсот лет. Нам захотелось самим, создать какое - либо изделие с росписью Хохлома. Конечно же, для этого надо знать технологию производства. Мы изучали её вместе с педагогом.
II. Практическая часть
1. Как создаются изделия с хохломской росписью?
Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски – заготовки из дерева. Затем мастер встаёт за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придаёт заготовке нужную форму. Так получается основа – «бельё» (неокрашенные изделия) – резные ковши и ложки, поставцы и чашки.
После сушки бельё грунтуют жидкой очищенной глиной – вапой, как её называют мастера. После грунтовки изделие сушат 7-8 часов и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы. Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирают в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность её росписи. В течение дня изделие покроют олифой 3-4 раза.
Следующий этап – лужение, то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном. После лужения предметы приобретают красивый бело – зеркальный блеск, и готовы для росписи. В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи – красный и чёрный, но для оживления узора допускаются и другие – коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию. Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком.(с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160. До образования масляно – лаковой плёнки золотого цвета. Так получается знаменитая «Золотая хохлома».
Когда мы узнали о технологии изготовления изделий, приступили к собственному созданию изделий с росписью Хохломы. Деревянную заготовку нам сделали родители. Теперь нужно загрунтовать изделие. У нас была смесь белой гуаши с клеем ПВА. Далее нужно было приступать к росписи. А как расписать? Так мы узнали, что выделяют роспись «верховую» (когда сначала закрашивается фон, а сверху остаётся серебряный рисунок) и «под фон» (сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон).
Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов Узор из цветов, трав и ягод называется растительным орнаментом. Хохломские художники так и говорят: «Пишу под растительный орнамент». Но видов этого орнамента в хохломской росписи несколько.
Самый любимый и стародавний из них – «травный орнамент», или просто «травка». Это удлинённые, слегка изогнутые былинки, написанные по три, по пять и больше – кустиком.
«Травка» отдалённо напоминает жительницу заливных лугов, прибрежий озёр и рек – осоку. Один из видов этого орнамента так и называется «осочка». Но всё-таки напоминает он эту живую травку очень отдалённо, или, как говорят художники, форма настоящей травки в этом орнаменте обобщена – художником сохранены только самые общие и главные её признаки.
Травка обычно пишется красным и чёрным цветом. Её основные широкие и длинные листья сочны, потому что на кисточку берётся много краски, и она ложится плотно на поверхность предмета. Кончики листьев написаны тонко, они кудрявятся, словно гнутся от ветра. Тонкие и частые штрихи-травинки по сторонам основного кустика и бусины-ягодки на длинных стебельках делают эту роспись особенно живой и изящной. «Травка» – самостоятельный тип росписи, но она обязательная часть любого растительного орнамента «хохломы». Очень часто среди кустиков и веточек чёрной, красной, зелёной или жёлтой травки художник помещает ягодки, цветы, птиц и рыбок.
Такой орнамент тоже называется «травным», или именем ягодки или цветка.
Словно огненное колесо, катится по дну чаш красивейший орнамент «пряник». Он состоит из ромба с розеткой и действительно похож на старинный узорный печатный пряник. Вокруг ромба вихрятся травки.
Узор из одиночных травок, бегущий по внутренней поверхности тарелок и больших чаш, называется «рыжиком»; а кустики трав, исходящие из одного центра по кругу, образуют розетку.
Хохломские узоры и похожи на живые растения, и не похожи на них. Их внешний вид и все многочисленные свойства их формы и строения никогда не изображаются в орнаменте подробно и абсолютно точно. Так песня отличается от подробного рассказа, а рассказ – от записи наблюдения.
Художник в строении и форме растений показывает только самое заметное или, как говорят, самое характерное. Вы всегда узнаете травку, хотя написана она красным или чёрным цветом, и мастер не нарисовал прожилок, которые, если присмотреться внимательно, узорной сеточкой покрывают листья.
Самые затейливые узоры называются «Кудрины». Травки превратились здесь в крупные кудри-завитки. Мелкою дробью колечек окружены причудливые цветы. Цветы и завитки «Кудрины» всегда золотые; словно перья сказочной жар-птицы, загораются они на чёрном или красном фоне.
Когда мы с педагогом собрали материал о предмете своего исследования, то выяснили, что существовало время, когда хохломской промысел стал затухать. У людей стал пропадать интерес к деревянной посуде, на её место пришла посуда современная. В 20-30 годы XX века благодаря стараниям неравнодушных к искусству мастеров, народное ремесло не умерло, а получило дальнейшее развитие.
В наше время изделия из хохломы из повседневных превратились в декоративные. Это прекрасные сувениры, которые можно подарить к любому празднику.
Современная хохломская роспись по металлу
1. | 2. | 3. | 4. |
Современная хохломская роспись по фарфору
1. | 2. | 3. | 4. |
III. Вывод.
В конце проекта мы спросили себя: «Что нового мы узнали о хохломе?», «Для чего нужна наша работа?».
Главное, мы глубже познакомились с русским прикладным искусством, нам стали ближе и дороже традиции нашего народа и страны. Мы испытываем чувство гордости, потому что именно в России создана такая милая сердцу хохлома.
Традиции этого искусства живы и находят своё применение в современном мире: с любовью мастера расписывают хохломской росписью предметы быта, машины, мебель. И нет такого человека, который бы остался равнодушным к русской сказке!
Список использованной литературы:
- Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.
- Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2006.
- Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М.: Скрипторий, 2008.
- Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент, 1997.
- Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С.. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2006.
- Соломенникова О.А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез,2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План исследования учебно - исследовательского проекта «Выше, дальше, быстрее»
В учебно-исследовательском проекте "Выше, дальше, быстрее" подробно описаны цели,задачи,план исследования,историография вопроса. ...
Учебно - исследовательский проект «Выше, дальше, быстрее»
Актуальность проекта,проблемный вопрос и текст к защите проекта....
Учебно-исследовательский проект "Волшебный песок"
Передача готовых знаний о мире - далеко не главная задача в воспитании ребенка. Гораздо важнее научить его самостоятельному исследованию жизни. Поэтому цель проведения совместных экспериментов - это д...
Учебно-исследовательский проект "Полезные башмачки"
Проведенная исследовательская работа, позволила выявить интерес ребенка к обуви: изучена история возникновения обуви, рассмотрены различные ее виды, типы, изучено качество различных матери...
учебно-исследовательский проект "Мир динозавров"
Проблема, рассмотренная в данной работе, не только знакомит нас с прошлым, но и дает возможность задуматься о будущем. Ведь если каждый человек, каждый ребенок будет беречь нашу планету, то у нас не б...
учебно-исследовательский проект "Кисельные берега"
Каждый человек в нашей стране в детстве лакомился киселями, приготовленными заботливой бабушкой или мамой. Кисель еще совсем недавно был очень популярным напитком, однако в наше время о нем постепенно...
Учебно-исследовательский проект «Золотая Хохлома».
Учебно-исследовательский проект посвящен русскому народному промыслу «Хохломе». Практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творчес...