Декоративное рисование. Тема: «Конь вороной»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Тверскова Ирина Анатольевна

Цель: Обогащать представления о Городецкой росписи, особенностях орнамента, цвета, формы.

Задачи:

 «Познавательное развитие»

            Познакомить детей с русским народным декоративно-прикладным искусством Городецкой росписи: историей возникновения, содержанием, закреплять знания детей о её характерных особенностях: колорите, элементах, композиции.

Познакомить со стихотворениями о Городецкой росписи, пословицами о труде и дружбе. «Художественно-эстетическое развитие»

         Формировать эстетическое восприятие, эмоционально-эстетические чувства, вкусы, оценки и суждения. Учить понимать содержание произведений искусства (яркость, нарядность, декоративность, которая проявляется как в цветовом декоре, так и в конструкции изделия), выделять средства выразительности (элементы узора, колорит, композиция).Формировать умение узнавать Городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки. Закреплять технические приёмы рисования гуашью, смешивания красок на палитре. Самостоятельно придумывать узор и его расположение надоске; закрепить умение рисовать прямые и закругленные цветочные гирлянды из самостоятельно подобранных элементов с соблюдением характерных цветосочетаний Городецкой росписи. Усилить восприятие материала, звучанием и исполнением народной лирической музыки и песен, тематики современных композиторов, художественным словом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portal1.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

Декоративное рисование. Тема: «Конь вороной»

Цель: Обогащать представления о Городецкой росписи, особенностях орнамента, цвета, формы.

Задачи: 

 «Познавательное развитие»

            Познакомить детей с русским народным декоративно-прикладным искусством Городецкой росписи: историей возникновения, содержанием, закреплять знания детей о её характерных особенностях: колорите, элементах, композиции.

Познакомить со стихотворениями о Городецкой росписи, пословицами о труде и дружбе. «Художественно-эстетическое развитие»

         Формировать эстетическое восприятие, эмоционально-эстетические чувства, вкусы, оценки и суждения. Учить понимать содержание произведений искусства (яркость, нарядность, декоративность, которая проявляется как в цветовом декоре, так и в конструкции изделия), выделять средства выразительности (элементы узора, колорит, композиция).Формировать умение узнавать Городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки. Закреплять технические приёмы рисования гуашью, смешивания красок на палитре. Самостоятельно придумывать узор и его расположение надоске; закрепить умение рисовать прямые и закругленные цветочные гирлянды из самостоятельно подобранных элементов с соблюдением характерных цветосочетаний Городецкой росписи. Усилить восприятие материала, звучанием и исполнением народной лирической музыки и песен, тематики современных композиторов, художественным словом.

«Социально-коммуникативное развитие»

             Воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории.

            Развивать речь как средство коммуникации, обогащать вербальный опыт.

«Речевое развитие»

            Совершенствовать умение отвечать на вопросы сложным развернутым предложением; составлять небольшие рассказы по определенной тематике.

Предварительная работа:

           Рассматривание альбома «Городецкая роспись» И.А. Лыковой, изделий, расписанных городцом, слушание рассказа педагога об истории происхождения промысла, рассматривание особенностей орнамента и цвета, просмотр учебного фильма «Этапы городецкой росписи» и слайдов «Посуда Городца», разучивание песен, стихов данной тематики.

Оборудование и материалы:

           Изделия с городецкой росписью, картинки и фото с изображением городецких коней; техническая карта изображения Городецкого коня, таблица с элементами цветочных узоров; детские рисунки лошадей с прошлых занятий; гуашь, кисти, палитры, банки с водой, тряпочки, вырезанные из картона и тонированные жёлтой краской разделочные доски; записи с русской народной музыкой, инструменты для народного оркестра (ложки, трещотки, балалайки, синтезатор), кокошники и кепочки, короб с изделиями народных промыслов для хозяюшки.

Ход НОД:

            В горнице сидит хозяйка и что-то мастерит. Входят дети в русских народных головных уборах (у мальчиков — кепочки, у девочек — кокошники).

Воспитатель: Здравствуй, хозяюшка, встречай гостей!

Хозяюшка: Здравствуйте, дорогие гости, прошу в мою избу. У меня изба просторная, светлая, всем места хватит. Сижу, работу делаю для продажи на ярмарке.

Воспитатель: А расскажи-ка нам, хозяюшка, откуда пошла Городецкая роспись?

Хозяюшка: (использование мультимедиа) Городец — город в нижегородском Заволжье, на левом берегу Волги. Он принадлежит к числу древнейших русских городов–крепостей. Городец — родина самых разнообразных промыслов. Он славился резьбой по дереву, украшением прялок городецкой росписью, резными пряничными досками. На ярко-желтом фоне синий, зеленый, розовый, голубой узор. Яркая, городецкая роспись изображает фигурки коней, петухов, цветочные узоры, украшает прялки, мебель, ставни, двери. Особенности городецкой росписи - чистые, яркие краски, белые штрихи, создающие живописность.

     Скоро ярмарка, а изделий мало, коли в гости пришли, помогите мне. Как на Руси водится: «Вместе дело спорится, а врозь — хоть брось».

Воспитатель: Да, мы пришли специально помочь. Правда, ребята? Давайте тогда приниматься за работу. Делу — время, а потехе — час.

Звучит русская народная мелодия, дети проходят и садятся за стол.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие у нас на выставке изделия. Какая на них роспись? (Деревянные изделия с городецкой росписью.)

Воспитатель: Назовите элементы городецкой росписи, по которым вы её отличаете от других. (Бутон, ромашка, розан, купавка...)

Воспитатель: Очень красивые, яркие изделия с городецкой росписью, украсят любой дом! Даже стихи вы знаете про них.

Из липы доски сделаны,        Там лихо скачут всадники,

И прялки, и лошадки...           Жар-птицы ввысь летят

Цветами разрисованы,            И точки черно-белые

Как будто полушалки.          На солнышке блестят.

Воспитатель: А как называются эти «точки черно-белые»? (Оживка.)

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами будем учиться рисовать самый сложный элемент этой росписи - городецкого коня.

В этом году мы с вами уже рисовали лошадей, Конька-Горбунка... Поэтому вам будет несложно нарисовать декоративного коня. Он украсит наши разделочные досочки. Какого цвета городецкие кони? (Чёрного цвета, как и птицы.) Иногда их рисуют красной краской.

Начнём так же, как рисовали обычную лошадку. Рассмотреть с детьми сюжеты, в которых присутствует изображение коня. Величавость и грациозность коня выражаются в плавности и ритмичности формы, в которой органично уравновешены красота и сила. Дети рассматривают и запоминают последовательность выполнения росписи. Существует несколько способов рисования — здесь показан лишь один из них. Городецкого коня обычно рисуют черной краской. Вначале наносится изображение, похожее на большую каплю — это грудь и шея, затем наводят изображение перевернутой капли размером поменьше —это круп и задняя нога городецкого коня. После этого дописывают ноги, голову и, на заключительном этапе работы над контуром, прорисовывают гриву и хвост После этого приступают к оживке, которая заключается в прорисовке сбруи и седла. А сбрую на груди выполняют в форме цветка. Голова, плавная линия шеи переходит в линию спины. Второй линией дорисуем шею впереди, грудь и живот. Оживку можно выполнять только по высохшему слою краски. А чтобы не ждать, в это время украсьте уголки доски гирляндами из цветов и листьев. Приступайте к работе. Старайтесь делать её аккуратно. Каков мастер, такова и работа.

Хозяюшка: Вот мы сейчас посмотрим, как работают наши мастера. Повезём ли их товар на ярмарку Дети работают под негромкую русскую народную музыку. По окончании вешают свои досочки на приготовленный мольберт.

Воспитатель: Ребята, а какие доски вам понравились? Почему? В это время звучит народная мелодия "Коробейники" и заходит хозяюшка с коробом, на нём товары - различные изделия народного промысла

Хозяюшка:

Вдоль ярмарки во конец

Шел удалый молодец.

Не товар продавать—

Себя людям показать.

1-й Коробейник (ребенок):

Эй, честные господа!

К нам пожалуйте сюда!

Как у нас ли, тары-бары,

Всяки разные товары.

2-й Коробейник

Вот конь!

Он копытами бьет.

Удила грызет!

3-ё Коробейник

Голосисты эти птицы

И нарядны словно ситцы!

Фью-ти,фью-ти, фью-ти, фью!

Фью-ти,фью-ти, гнёзда вью!

Птицам просо не дают,

И они брусок клюют.

Кушать курочки хотят,

Громко клювами стучат!

Воспитатель: Ребята, вы же знаете стихи про все эти поделки! Давайте одни из вас будут их читать, а другие - находить описанные в стихах изделия и называть, откуда их привезли на нашу ярмарку.

Гжельская посуда

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно, издали пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими —

Нежными, красивыми.

Матрёшки

Ростом разные подружки,

Все похожи друг на дружку.

Раз, два, три, четыре, пять...

Даже всех не сосчитать.

Жостовские подносы

Круглые, железные,

В хозяйстве полезные.

Чёрные, жёлтые и красные,

Удивительно прекрасные!

Дымковская игрушка

Дымковские барыни

В нарядах удивительных:

В клеточку, кружок, полоску

Тоненько расписанных.

Хохломская роспись

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой,

Красоту такую люди

Называют Хохломой!

Филимоновская игрушка

Нас слепили мастера,

Нас раскрашивать пора.

Кони, барышни, барашки –

Все высоки и стройны.

Сине-красные полоски

На боках у нас видны.

Хозяюшка: Ложки, ложки,

расписные ложки,

Кто хочет поиграть немножко?

Коробейник раздает детям ложки. Звучит оркестр ложкарей.

Воспитатель: Музыканты, выходите,

Инструменты вы берите!

Ну-ка, спойте для гостей,

Чтобы было веселей!

Дети берут трещотки, балалайки и выходят петь частушки.

                Воспитатель: Солнце закатилось,

                       Наша ярмарка закрылась.

Дети прощаются с гостями и уходят под музыку в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия с детьми подготовительной к школе группе по аппликации с элементами декоративного рисования Тема: «Вы поедите на бал?» (моделирование одежды, дизайн машин)

Конспект комплексного занятия с детьми подготовительной к школе группе по аппликации с элементами декоративного рисования Тема: «Вы поедите на бал?» (моделирование одежды, дизайн машин)...

Конспект занятия по декоративному рисованию. Тема: "Сказочный теремок"

Конспект занятия по декоративному рисованию на тему: "Сказочный теремок"...

Декоративное рисование. Тема: «Городецкие доски»

Цель:             Обогащать представления о Городецкой росписи, особенностях орнамента, цвета, формы.Задачи:«Познавательное развитие»...

ОО «Художественно-эстетическое развитие» Конспект занятия – декоративное рисование Тема: «Роспись дымковской барышни»(подготовительная группа)

Программное содержание:·        закрепить знания детей о народных промыслах;·        учить детей раскрашивать полностью фигуру дым...

Совместная деятельность воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста. Декоративное рисование. Тема: «Дымковская уточка».

Совместная деятельность воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста. Декоративное рисование. Тема:  «Дымковская уточка»....