Декоративное рисование. Тема: «Конь вороной»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему
Цель: Обогащать представления о Городецкой росписи, особенностях орнамента, цвета, формы.
Задачи:
«Познавательное развитие»
Познакомить детей с русским народным декоративно-прикладным искусством Городецкой росписи: историей возникновения, содержанием, закреплять знания детей о её характерных особенностях: колорите, элементах, композиции.
Познакомить со стихотворениями о Городецкой росписи, пословицами о труде и дружбе. «Художественно-эстетическое развитие»
Формировать эстетическое восприятие, эмоционально-эстетические чувства, вкусы, оценки и суждения. Учить понимать содержание произведений искусства (яркость, нарядность, декоративность, которая проявляется как в цветовом декоре, так и в конструкции изделия), выделять средства выразительности (элементы узора, колорит, композиция).Формировать умение узнавать Городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки. Закреплять технические приёмы рисования гуашью, смешивания красок на палитре. Самостоятельно придумывать узор и его расположение надоске; закрепить умение рисовать прямые и закругленные цветочные гирлянды из самостоятельно подобранных элементов с соблюдением характерных цветосочетаний Городецкой росписи. Усилить восприятие материала, звучанием и исполнением народной лирической музыки и песен, тематики современных композиторов, художественным словом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Декоративное рисование. Тема: «Конь вороной»
Цель: Обогащать представления о Городецкой росписи, особенностях орнамента, цвета, формы.
Задачи:
«Познавательное развитие»
Познакомить детей с русским народным декоративно-прикладным искусством Городецкой росписи: историей возникновения, содержанием, закреплять знания детей о её характерных особенностях: колорите, элементах, композиции.
Познакомить со стихотворениями о Городецкой росписи, пословицами о труде и дружбе. «Художественно-эстетическое развитие»
Формировать эстетическое восприятие, эмоционально-эстетические чувства, вкусы, оценки и суждения. Учить понимать содержание произведений искусства (яркость, нарядность, декоративность, которая проявляется как в цветовом декоре, так и в конструкции изделия), выделять средства выразительности (элементы узора, колорит, композиция).Формировать умение узнавать Городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки. Закреплять технические приёмы рисования гуашью, смешивания красок на палитре. Самостоятельно придумывать узор и его расположение надоске; закрепить умение рисовать прямые и закругленные цветочные гирлянды из самостоятельно подобранных элементов с соблюдением характерных цветосочетаний Городецкой росписи. Усилить восприятие материала, звучанием и исполнением народной лирической музыки и песен, тематики современных композиторов, художественным словом.
«Социально-коммуникативное развитие»
Воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории.
Развивать речь как средство коммуникации, обогащать вербальный опыт.
«Речевое развитие»
Совершенствовать умение отвечать на вопросы сложным развернутым предложением; составлять небольшие рассказы по определенной тематике.
Предварительная работа:
Рассматривание альбома «Городецкая роспись» И.А. Лыковой, изделий, расписанных городцом, слушание рассказа педагога об истории происхождения промысла, рассматривание особенностей орнамента и цвета, просмотр учебного фильма «Этапы городецкой росписи» и слайдов «Посуда Городца», разучивание песен, стихов данной тематики.
Оборудование и материалы:
Изделия с городецкой росписью, картинки и фото с изображением городецких коней; техническая карта изображения Городецкого коня, таблица с элементами цветочных узоров; детские рисунки лошадей с прошлых занятий; гуашь, кисти, палитры, банки с водой, тряпочки, вырезанные из картона и тонированные жёлтой краской разделочные доски; записи с русской народной музыкой, инструменты для народного оркестра (ложки, трещотки, балалайки, синтезатор), кокошники и кепочки, короб с изделиями народных промыслов для хозяюшки.
Ход НОД:
В горнице сидит хозяйка и что-то мастерит. Входят дети в русских народных головных уборах (у мальчиков — кепочки, у девочек — кокошники).
Воспитатель: Здравствуй, хозяюшка, встречай гостей!
Хозяюшка: Здравствуйте, дорогие гости, прошу в мою избу. У меня изба просторная, светлая, всем места хватит. Сижу, работу делаю для продажи на ярмарке.
Воспитатель: А расскажи-ка нам, хозяюшка, откуда пошла Городецкая роспись?
Хозяюшка: (использование мультимедиа) Городец — город в нижегородском Заволжье, на левом берегу Волги. Он принадлежит к числу древнейших русских городов–крепостей. Городец — родина самых разнообразных промыслов. Он славился резьбой по дереву, украшением прялок городецкой росписью, резными пряничными досками. На ярко-желтом фоне синий, зеленый, розовый, голубой узор. Яркая, городецкая роспись изображает фигурки коней, петухов, цветочные узоры, украшает прялки, мебель, ставни, двери. Особенности городецкой росписи - чистые, яркие краски, белые штрихи, создающие живописность.
Скоро ярмарка, а изделий мало, коли в гости пришли, помогите мне. Как на Руси водится: «Вместе дело спорится, а врозь — хоть брось».
Воспитатель: Да, мы пришли специально помочь. Правда, ребята? Давайте тогда приниматься за работу. Делу — время, а потехе — час.
Звучит русская народная мелодия, дети проходят и садятся за стол.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие у нас на выставке изделия. Какая на них роспись? (Деревянные изделия с городецкой росписью.)
Воспитатель: Назовите элементы городецкой росписи, по которым вы её отличаете от других. (Бутон, ромашка, розан, купавка...)
Воспитатель: Очень красивые, яркие изделия с городецкой росписью, украсят любой дом! Даже стихи вы знаете про них.
Из липы доски сделаны, Там лихо скачут всадники,
И прялки, и лошадки... Жар-птицы ввысь летят
Цветами разрисованы, И точки черно-белые
Как будто полушалки. На солнышке блестят.
Воспитатель: А как называются эти «точки черно-белые»? (Оживка.)
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами будем учиться рисовать самый сложный элемент этой росписи - городецкого коня.
В этом году мы с вами уже рисовали лошадей, Конька-Горбунка... Поэтому вам будет несложно нарисовать декоративного коня. Он украсит наши разделочные досочки. Какого цвета городецкие кони? (Чёрного цвета, как и птицы.) Иногда их рисуют красной краской.
Начнём так же, как рисовали обычную лошадку. Рассмотреть с детьми сюжеты, в которых присутствует изображение коня. Величавость и грациозность коня выражаются в плавности и ритмичности формы, в которой органично уравновешены красота и сила. Дети рассматривают и запоминают последовательность выполнения росписи. Существует несколько способов рисования — здесь показан лишь один из них. Городецкого коня обычно рисуют черной краской. Вначале наносится изображение, похожее на большую каплю — это грудь и шея, затем наводят изображение перевернутой капли размером поменьше —это круп и задняя нога городецкого коня. После этого дописывают ноги, голову и, на заключительном этапе работы над контуром, прорисовывают гриву и хвост После этого приступают к оживке, которая заключается в прорисовке сбруи и седла. А сбрую на груди выполняют в форме цветка. Голова, плавная линия шеи переходит в линию спины. Второй линией дорисуем шею впереди, грудь и живот. Оживку можно выполнять только по высохшему слою краски. А чтобы не ждать, в это время украсьте уголки доски гирляндами из цветов и листьев. Приступайте к работе. Старайтесь делать её аккуратно. Каков мастер, такова и работа.
Хозяюшка: Вот мы сейчас посмотрим, как работают наши мастера. Повезём ли их товар на ярмарку Дети работают под негромкую русскую народную музыку. По окончании вешают свои досочки на приготовленный мольберт.
Воспитатель: Ребята, а какие доски вам понравились? Почему? В это время звучит народная мелодия "Коробейники" и заходит хозяюшка с коробом, на нём товары - различные изделия народного промысла
Хозяюшка:
Вдоль ярмарки во конец
Шел удалый молодец.
Не товар продавать—
Себя людям показать.
1-й Коробейник (ребенок):
Эй, честные господа!
К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли, тары-бары,
Всяки разные товары.
2-й Коробейник
Вот конь!
Он копытами бьет.
Удила грызет!
3-ё Коробейник
Голосисты эти птицы
И нарядны словно ситцы!
Фью-ти,фью-ти, фью-ти, фью!
Фью-ти,фью-ти, гнёзда вью!
Птицам просо не дают,
И они брусок клюют.
Кушать курочки хотят,
Громко клювами стучат!
Воспитатель: Ребята, вы же знаете стихи про все эти поделки! Давайте одни из вас будут их читать, а другие - находить описанные в стихах изделия и называть, откуда их привезли на нашу ярмарку.
Гжельская посуда
Сине-белая посуда,
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно, издали пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими —
Нежными, красивыми.
Матрёшки
Ростом разные подружки,
Все похожи друг на дружку.
Раз, два, три, четыре, пять...
Даже всех не сосчитать.
Жостовские подносы
Круглые, железные,
В хозяйстве полезные.
Чёрные, жёлтые и красные,
Удивительно прекрасные!
Дымковская игрушка
Дымковские барыни
В нарядах удивительных:
В клеточку, кружок, полоску
Тоненько расписанных.
Хохломская роспись
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой,
Красоту такую люди
Называют Хохломой!
Филимоновская игрушка
Нас слепили мастера,
Нас раскрашивать пора.
Кони, барышни, барашки –
Все высоки и стройны.
Сине-красные полоски
На боках у нас видны.
Хозяюшка: Ложки, ложки,
расписные ложки,
Кто хочет поиграть немножко?
Коробейник раздает детям ложки. Звучит оркестр ложкарей.
Воспитатель: Музыканты, выходите,
Инструменты вы берите!
Ну-ка, спойте для гостей,
Чтобы было веселей!
Дети берут трещотки, балалайки и выходят петь частушки.
Воспитатель: Солнце закатилось,
Наша ярмарка закрылась.
Дети прощаются с гостями и уходят под музыку в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия с детьми подготовительной к школе группе по аппликации с элементами декоративного рисования Тема: «Вы поедите на бал?» (моделирование одежды, дизайн машин)
Конспект комплексного занятия с детьми подготовительной к школе группе по аппликации с элементами декоративного рисования Тема: «Вы поедите на бал?» (моделирование одежды, дизайн машин)...

Конспект занятия по декоративному рисованию. Тема: "Сказочный теремок"
Конспект занятия по декоративному рисованию на тему: "Сказочный теремок"...

Декоративное рисование. Тема: «Городецкие доски»
Цель: Обогащать представления о Городецкой росписи, особенностях орнамента, цвета, формы.Задачи:«Познавательное развитие»...
ОО «Художественно-эстетическое развитие» Конспект занятия – декоративное рисование Тема: «Роспись дымковской барышни»(подготовительная группа)
Программное содержание:· закрепить знания детей о народных промыслах;· учить детей раскрашивать полностью фигуру дым...

Совместная деятельность воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста. Декоративное рисование. Тема: «Дымковская уточка».
Совместная деятельность воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста. Декоративное рисование. Тема: «Дымковская уточка»....

Художественное творчество. Декоративное рисование. Тема: «Роспись каргопольского петушка». Художественное творчество. Декоративное рисование. Тема: «Роспись каргопольского петушка». ________________ Пр
Художественное творчество. Декоративное рисование.Тема: «Роспись каргопольского петушка»....

Художественное творчество. Декоративное рисование. Тема: «Роспись каргопольской игрушки». Художественное творчество. Декоративное рисование. Тема: «Роспись каргопольской игрушки». ________________ Пр
Художественное творчество. Декоративное рисование.Тема: «Роспись каргопольской игрушки»....