Нетрадиционные техники рисования
методическая разработка по рисованию на тему

Якимова Галина Динисламовна

Нетрадиционным техникам рисования можно обучать детей как в детском саду, так и в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx65.32 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Значение нетрадиционной техники рисования

Задачи нетрадиционного рисования

Методы нетрадиционного рисования

Техники нетрадиционного рисования: описание

Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования

Список используемой литературы

Значение нетрадиционной техники рисования

Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", - утверждал В.А. Сухомлинский.

Девиз нетрадиционного рисования: «Чувствовать – Познавать – Творить»

Задачи:

  • Чувствовать: развивать у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках.
  • Познавать: способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.
  • Творить: побуждать творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.

Сущность художественного воспитания состоит в формировании у детей эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы. Художественный образ лежит в основе передаваемого детям опыта и является центральным, связующим понятием в системе знаний.

Общение с искусством дает ребенку положительно окрашенное эмоционально-ценностное содержание. К 2-3-летнему возрасту дошкольник при благоприятных условиях уже имеет элементарные представления об искусстве и его видах, может воспринимать и чувствовать прекрасное на оптимальном для его возраста уровне развития, способен к активному, самостоятельному творчеству на основе усвоенных средств художественного выражения развития продуктивного воображения.

В процессе изобразительной деятельности формируются:

- способность эмоционального переживания. Ребенок не только видит, но и ощущает, чувствует художественный образ, являясь соучастником событий и явлений, передаваемых художественным произведением.

- способность к активному усвоению художественного опыта, к самостоятельной творческой деятельности, к саморазвитию и экспериментированию (поисковым действиям).

Ребенок приобретает основы знаний и представлений о различных видах искусства, начинает осваивать их «язык» - изобразительно-выразительные средства. На этой основе у ребенка формируются практические художественные умения и в результате – складывается опыт художественно-творческой деятельности.

Ребенок осваивает художественные материалы и самостоятельно делает «открытия»: бумага легкая, плоская, она мнется, рвется, скручивается, ее можно смять в комок и бросить. Если же нарисовать на бумаге, остаются «следы», их не удается удалить. Таким образом, ребенок исследует на только свойства художественных материалов, но и сферу возможностей своего воздействия на материал (спектр пробующих действий расширяется). В экспериментировании ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их познания и освоения.

Проведение занятий по нетрадиционному рисованию имеет большое значение как для физического, так и для психического развития.

В процессе этих занятий ребенок овладевает согласованностью движений пальцев, тренирует кисть руки, все увереннее рисует штрихи и линии.

В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определенными умениями. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству — желание получить результат, создать определенное изображение. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Согласитесь, разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению знаний.

Рисование способствует развитию мышления и воображения ребенка; развитию речи. Во время этих занятий у детей является потребность общаться с другими детьми и со взрослыми. Случайно подмеченное сходство в штрихах с каким-нибудь предметом вызывает радость и желание поделиться с другими.

Эти занятия воспитывают у детей ряд положительных качеств характера: настойчивость, усидчивость и сообразительность. Ребенок настойчиво рисует, заранее ставя перед собой цель. Стремясь нарисовать какой-то предмет, он должен сообразить, как это сделать.

Дети приучаются к аккуратности, т.к. во время работы им не разрешается пачкать на столе, а после окончания работы они должны убирать краски, бумагу.

Использование методик нетрадиционного рисования имеет ряд преимуществ:

  • Способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия
  • Пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости
  • Уточняют свои представления о цвете, форме, и размере предметов и их частей
  • Развивается мышление, речь, воображение
  • Способствует обогащению знаний об окружающем и приобщению к фольклору и литературе, та как темы занятий предусматривают использование загадок, стихов
  • Волшебное возникновение изображения доставляет детям удовольствие. Вызывает положительные эмоции
  • Ребёнок видит результат своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.

Опыт работы показывает, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник

  • Способствует снятию детских страхов;
  • Развивает уверенность в своих силах;
  • Развивает пространственное мышление;
  • Учит детей свободно выражать свой замысел;
  • Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  • Учит детей работать с разнообразным материалом;
  • Развивает чувство композиции, ритма,  колорита,  цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
  • Развивает мелкую моторику рук;
  • Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии.
  • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счёт изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счёт работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребёнка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе – можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик берёзы). Происходит развитие наглядно-образного, и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной и речевой деятельности детей. (Чем я ещё могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать?) За счёт использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша), создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику «кляксография». Созданию сложного симметричного изображения способствует техника «монотипия».

В процессе такой работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи детей. Формированию психофизиологической основы речи способствует и совместная деятельность детей и педагога. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима. Создавая ситуацию успеха для каждого ребёнка, мы корректируем его эмоционально-волевую сферу, что также положительно сказывается на динамике речевого развития. Кроме того, совместная деятельность, увлечённость общим делом способствуют речевому развитию ребёнка и через межличностное взаимодействие. На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник мы решаем и частные задачи развития речи, такие как развитие артикуляционной моторики и правильного речевого дыхания. Так, в старшем дошкольном возрасте, создавая изображение с помощью выдувания красок («рисование мыльными пузырями», техника «кляксография»), дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ, а мы имеем возможность осуществлять своеобразную дыхательную гимнастику, необходимую при некоторых речевых нарушениях. Формирование активного и пассивного словаря происходит за счёт использования слов, обозначающих предметы, действия и признаки с учётом грамматически правильного согласования слов в роде, числе и падеже, что способствует коррекции грамматического строя речи.

     Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми

  • способствует преодолению моторной неловкости (а значит и слабых изобразительных умений, демонстрируемых детьми при проведении традиционных занятий по изобразительной деятельности);
  • по-новому открывает перед ребёнком мир, что помогает активизировать и расширить словарный запас;
  • даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также создаёт мощную психофизиологическую базу для развития речи.

Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы все условия, которые используются в полной мере. Такие условия, как:

  • широкий подход к решению проблемы;
  • проявление творчества в художественной деятельности;
  • атмосфера творчества;
  • единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребёнка в взаимодействия между ними;
  • комплексное и системное использование методов и приёмов;
  • бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;
  • овладение детьми способами изображения
  • обучение;
  • индивидуальный подход к каждому ребёнку;
  • использование нетрадиционных способов и приёмов изображения

Как известно, дети часто копируют предлагаемый им  образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.

Н.П. Сакулина говорила, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Т.е. надо использовать на занятии разные техники рисования: традиционную (карандаши, краски) и нетрадиционную (мыльной пеной, свечой и т.д, ).

Задачи нетрадиционного рисования

  • Организовать наблюдения в природе и уголке живой природы для уточнения представлений детей о внешнем виде растений, а также для обогащения и уточнения зрительных впечатлений.
  • Учить детей видеть цельный художественный образ в единстве изобразительно – выразительных средств колористической, композиционной и смысловой трактовки. Формирование умения воспринимать художественный объект нерасчленённо, в гармоничном единстве всех составляющих компонентов.
  • Учить ориентироваться в таких понятиях, как форма, цвет, величина, количество. Адекватно применять полученные представления в конкретных творческих ситуациях (например, «нарисуем такую картинку: на веточке висит один листочек, а в воздухе кружатся много листочков» и др.).
  • Развивать восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности, создавать условия для их активного познания.
  • Учить детей отображать  свои представления и впечатления об окружающем мире доступными живописными средствами, создавая оригинальные образы путём использования нетрадиционных методов рисования.
  • Учить детей переводить от рисования – подражания к самостоятельному творчеству.
  • Вызывать у детей интерес к сотрудничеству с воспитателем и  другими детьми при создании коллективной композиции.

Методы нетрадиционного рисования

Основной формой обучения детей рисованию являются занятия,  на         которых применяются различные методы работы:  

Методом наблюдения представляет собой « примеривание»  возможных действий,  осуществляемых в плане восприятия, к свойствам и отношениям объектов (форме, величине, цвете), позволяет выполнить реальное действие без  практического « нащупывания».  Обращая внимание на красоту природы, малыш выражает удивление и восхищение и проявляет больший интерес к изображаемым  предметам и явлениям.

Далее используется метод обследования предметов, который позволяет более тщательно изучить объекты природы и обратить внимание детей не только на общие формы, но и отдельные детали (например, форму и цвет каждой веточки дерева). Способность к анализу и умение видеть целое и части является своего рода толчком для перехода ребенка от ассоциаций и первых опытов на изобразительный этап. Благодаря этим нехитрым действиям формируется важнейшее интеллектуальное понятие о строении вещества, его одновременной цельности и дискретности. Путем проб и ошибок ребенок делает важнейшие открытия.

Последующий метод сравнения образов используется с целью установления идентичности или неидентичности каждого из предъявленных для выбора детям объектов. Начальные моменты процесса познания: «Сначала мелькают впечатления, затем выделяется нечто, - потом развиваются понятия качества и количества (определения предметов или явлений) » - способствуют развитию восприятия у ребёнка.

Выявить уровень знаний воспитанников поможет метод опроса. Это даёт возможность не спеша поговорить с детьми, выяснить, что привлекает их внимание, нравится.

Метод пояснения и вопросы воспитателя используются наряду с наглядными методами. Продумываются вопросы для беседы о предметах и явлениях природы во время их рассматривания, которые помогают выделить существенные особенности их в определённой последовательности. Вопросы направляют внимание детей не только на внешние признаки, но и на связи одних предметов с другими.  

Метод постановки задач проблемного характера требует нахождения самостоятельного решения. Необходимо создавать проблемные ситуации, чтобы активизировать поисковую деятельность ребенка. Например, можно показать пару различных по форме предметов. В самостоятельных занятиях у ребенка развиваются инициатива, умение преодолевать затруднения, настойчивость в достижении цели и другие ценные качества. Необходимо следить за тем, чтобы самостоятельная деятельность воспитанников была целенаправленной, чтобы они доводили начатую работу до конца.

Метод объяснения последовательности и способов выполнения работы. Показ и анализ образца, выполнение воспитателем всех действий получения композиции применяются, когда дети не имеют достаточного опыта рисования или впервые выполняют художественную композицию и способы действий им незнакомы.

Наглядность при объяснении задания расширяет кругозор ребенка, развивает его память, сосредоточенное внимание, умение рассматривать, подмечать детали, вызывает воспоминания (узнают в изображении то, что когда-то видели, повторяют, что им рассказывали).

При выполнении коллективной композиции метод сотворчества позволяет детям быстро « расти» и незаметно осваивать секреты художественного мастерства не по схеме « взрослый учит – ребёнка учится», а в интересной, увлекательной общей деятельности.

Метод анализа. При обсуждении детских работ используются стихи, игровые методы и приёмы. Рассматривая с детьми их рисунки, воспитатель использует метод поощрения – отмечает тех, у кого интересные темы, кто придумал что-то новое, свое. Доброжелательная оценка, поощрение творческих проявлений положительно влияют на развитие способностей детей.

В некоторых случаях используется  метод «пассивных движений»,    т. е. выполняет действия рукой ребёнка. При этом не следует торопиться, малыш должен усвоить отдельные движения, входящие в состав данных действий. Ведь ребёнку необходимо дать почувствовать радость достижения, которая возникает в результате удавшегося действия, правильно выполненного задания. Но они не всегда могут самостоятельно выполнить действие, показанное воспитателем.

Метод повторения - практическое овладение операцией. В процессе многократных упражнений ребёнок практически осваивает операцию (овладевает навыком). Происходит постепенная отработка моторной системы путём оттормаживания  лишних движений и фиксации правильных, адекватных.        

Чтобы детям было интересно выполнять задание, воспитатель использует игровые методы. Так, например, игрушечный котик в сапожках любит «грибной» дождик – нужно порадовать его и нарисовать дождик. Игровые моменты на занятиях (сюрпризные моменты, физ. минутки) имеют большое значение для физического и умственного развития ребенка. При этом он много двигается, разговаривает, действуя различными предметами, знакомится с их свойствами. В игре развиваются его память, внимание, воображение, сообразительность.

В играх-занятиях педагог целенаправленно воздействует на детей, придумывает содержание игр, методические приемы их проведения. Систематически усложняя материал и учитывая требования программы, воспитатель через игры-занятия сообщает доступные возрасту малышей знания, формирует необходимые умения, совершенствует психические процессы (восприятие, мышление, речь и т.д.) Особенность занятий в игровой форме заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей, в практической, интересной деятельности и не требует приложения больших усилий, т.к. задействованными оказываются непроизвольное внимание и запоминание.

Таким образом, используя эти методы на каждом занятии ,в различных сочетаниях, подбор их определяет форму организации изобразительной деятельности на занятии: рисование по образцу, по замыслу, по теме, условиям, использование того или иного метода рисования обуславливается, во- первых, задачами обучения, во-вторых, опытом детей, их умениями.  

Техники нетрадиционного рисования

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

  • рисование пальчиками;
  • рисование ватными палочками
  • тычок жесткой полусухой кистью
  • рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

  • печать поролоном;
  • печать пробками;
  • восковые мелки + акварель;
  • свеча + акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошки;
  • оттиск печатками из картофеля;
  • рисование мятой бумагой;
  • набрызг
  • волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

  • рисование песком;
  • рисование зубочисткой
  • рисование мыльными пузырями;
  • кляксография с трубочкой;
  • монотипия пейзажная;
  • печать по трафарету;
  • монотипия предметная;
  • кляксография обычная;
  • рисование нитками
  • пластилинография.

   Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Тычок жесткой полусухой кистью

Возраст: с 1 младшей группы

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, акварель или гуашь, бумага любого цвета и формата,  либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способы получения изображения:

ребенок опускает в краску кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками

Возраст: с 1 младшей группы

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: гуашь, плотная бумага любого цвета, салфетки

Способ получения изображения:

обучение пальчиковому рисованию идет в несколько этапов. Вначале дети рисуют одним пальчиком, затем несколькими. На этом этапе происходит знакомство с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве. Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.  После работы пальчики вытираются салфеткой, а затем гуашь смывается водой.

На втором этапе дети учатся смешивать краски. Каждый пальчик обмакивают в разные краски и накладывают цвета на цвет. В результате смешивания цветов дети добиваются нужного оттенка. Дети средней группы рисуют на заданную тему. К подготовительной группе дети уже свободно владеют «пальчиковой техникой» и сами придумывают темы для рисования, используя в сюжете, такие приемы как тычок, мазок, смешивание красок.

Рисование ладошками

Возраст: с 1 младшей группы

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, широкая кисть или кусочек поролона, бумага любого цвета, салфетки.

Способ получения изображения:

поролоном или широкой кистью окрашиваем ладошку ребенка выбранным цветом, или ребенок опускает в блюдечко с  гуашью ладошку, затем отпечатываем ладошку на бумаге, дорисовываем недостающие детали. Можно использовать одновременно несколько цветов. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы ладошку вытираем салфеткой и оставшуюся краску смываем водой.

Рисование нитками

Возраст: со средней группы

Средства выразительности: цвет, фактура, линия.

Материалы: нитки (лучше шерстяные) различной длины, гуашь, бумага

Способ получения изображения:

опускаем нитки в краску, что бы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Рисование на сырой мятой бумаге

Возраст: со старшей группы

Средства выразительности: цвет, пятно, фактура.

Материалы: бумага, краски, вода, кисти, салфетки.

Способ получения изображения:

 лист бумаги осторожно смять, чтобы нарушить структуру бумаги. Расправить бумагу и намочить ее водой. Рисуем способом по-сырому задуманный образ. Хорошо удаются в этой технике пейзажи.

Набрызг

Возраст: со средней группы

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, зубная щетка,  расческа с зубчиками в один ряд.

Способ получения изображения:

ребенок опускает зубную щетку в баночку с краской, затем проводит расческой по зубной щетке, держа её над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Кляксография с трубочкой

Возраст: со старшей группы

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: бумага, гуашь, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков)

Способ получения изображения:

 ребенок зачерпывает краску пластиковой ложкой, выливает ее на лист бумаги. Затем на это пятно дует так, чтобы конец трубочки не касался ни пятна,  ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются. Кляксография заключается в том, чтобы научить детей делать разноцветные кляксы. Затем уже ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуется перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

Можно получить фантастическое изображение, не выдувая воздуха, а встряхивая бумагу, и капельки - кляксы забегают по листу.

Свеча и акварель

Возраст: со средней группы

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения:

Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем закрашивают лист акварелью в один цвет дети младшего возраста  и в несколько цветов дети старшего возраста. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Рисунок свечой остается белым.

Другой вариант: нарисовать каракули свечой или просто хаотично расположить линии, а затем задуманным цветом нарисовать изображение животного, птицы; сначала контур, а потом его весь закрасить - получается «пушистость» (воск не закрашивать), или панцирь у черепахи, или полоски у тигра, клетки у жирафа.

Печать по трафарету

Возраст: со старшей группы

Средства выразительности: пятно, фактура.

Материалы: плотная бумага, трафареты из картона, гуашь или акварель, поролоновая губка.

Способ получения изображения:

ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролоновую губку в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.

Поролоновый тычок

Возраст: со средней группы

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: бумага, гуашь или акварель, кусочек поролона, закрученный на конце карандаша или длинной палочке, плотно привязанный нитками.

Способ получения изображения:

 ребенок обмакивает палочку с поролоном в краску и наносит изображение на бумагу, можно обмакнуть поролон сразу в две и более краски, получится более сложное цветовое сочетание.

Восковые мелки и акварель
  

Возраст: со средней группы

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: 

ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Точечный рисунок

Возраст: с 1 младшей группы

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материал: лист однотонной бумаги, ватные палочки, гуашь, картонка для использованных палочек.

Способ получения изображения: 

Ватная палочка окунается в густую краску. Далее палочку держим  вертикально к листу, и точечками рисуется контур изображения. Затем тем же способом заполняем пространство  рисунка. Каждая новая краска берется новой палочкой. Старшие дошкольники могут рисовать картины самостоятельно, а малышам дают листы бумаги с уже нарисованным контуром.
  

Отпечатки листьев

Возраст: с 1 младшей группы

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, мисочки с разведенной краской гуаши, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

Способ получения изображения: 

ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, либо окунает лист в мисочку с краской, держа его за черешок, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Метод  монотипии

Монотипия предметная

Возраст: со средней группы

Средства выразительности: пятно, симметрия, цвет.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения:

Ребенку средней группы предлагается свернуть альбомный лист пополам и на одной половине нарисовать акварельные или гуашевые пятна. Затем сложить листок по линии сгиба и прогладить рукой так, чтобы пятна отпечатались на другой половине листа. Полученные симметричные пятна ребенку предлагается рассмотреть и подумать, на что они похожи. Далее можно взять кисть, карандаш или фломастер и дорисовать кляксу, чтобы получился предметный рисунок: животное, человек, сюжетная сценка и пр.

Ребёнок старшей группы складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Монотипия пейзажная

Возраст: со старшей группы

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения:

ребёнок складывает лист бумаги вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Пейзаж получается размытым. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

Рисование на мокрой бумаге

Возраст: со средней группы

Средства выразительности: пятно, цвет.

Материалы: бумага, краска, вода, кисть, губка, салфетки.

Способ получения изображения:

Лист бумаги смачивается чистой водой ( тампоном, поролоном или флейцевой широкой кистью), а потом кисточкой нанести изображение. Чтобы бумага дольше не высыхала, ее кладут на влажную салфетку. Попадая на влажную поверхность бумаги, краска растекается по ней неповторимым образом, делая картину легкой, воздушной, прозрачной, дышащей. Иногда изображения получаются как в тумане, размытые дождем. Если нужно прорисовать детали, необходимо подождать, пока рисунок подсохнет или набрать на кисть очень густую краску.

Для детей подготовительной группы применяется другой способ размытого изображения. Взять тазик с водой, на лист бумаги наносят линии, например контуры осенних деревьев, в верхней части - синяя линия (небо). Затем этот лист положить изображением вниз на поверхность воды, немного подождать и резко поднять вверх. Вода растекается по бумаге, размывая краску, цвет попадает на цвет, в результате получается яркая и необычная картина. Когда она подсохнет, можно дополнительно дорисовать необходимые детали, например, ветки, ствол, т.е. любые необходимые детали. Также можно подчеркнуть контур тонкой кистью черной краской.
  

Оттиск смятой бумагой

Возраст: со средней группы

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка с разведенной краской гуаши, бумага любого цвета и размера, смятая бумага (бумажные салфетки).

Способ получения изображения: 

ребенок окунает смятую бумагу в краску и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага. Использовать эту технику лучше при создании образов природы «Зелень деревьев», «Тучки», «Лужицы кругом» и др.

Рисование по мятой (предварительно скомканной) бумаге

Возраст: со старшей группы

Средства выразительности: цвет, фактура, линия.

Материалы: мятая бумага, гуашь, кисть.

Способ получения изображения: 

ребенок предварительно сминает лист бумаги, затем слегка разглаживает ее и кистью наносит изображение прямо по изгибам. Рисунок получается несколько объемным, как бы выступает. Эта техника интересна тем, что в местах сгибов бумаги (там, где нарушается ее структура) краска, при закрашивании, делается более интенсивной, темной - это называется «эффектом мозаики».

Оттиск пробкой

 

Возраст: со средней группы

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: гуашь,  бумага любого цвета и размера, пробки.

Способ получения изображения: 

ребёнок опускает пробку в краску и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется пробка.

Рисование расческой

Возраст: со старшей группы

Средства выразительности: объемность, фактура, линия,  цвет.

Материалы: плотная бумага, акварель, расческа, вода в блюдечке.

Способ получения изображения:

Благодаря жестковатым, густым, ровно расположенным щетинкам расческа позволяет быстро и легко тонировать бумагу или наносить элементы рисунка с разной плотностью густоты краски. Расческу нельзя сильно мочить, то есть полусухую окунаем в гуашь, консистенции кашицы, и можно приступать к работе.

Рисование солью

Возраст: подготовительная группа

Средства выразительности: объемность, фактура, цвет.

Материалы: лист бумаги, клей пва, соль, краски, кисточки.

Способ получения изображения:

Рисунок наносим клеем, а затем посыпаем соль на клей. Через минуту лишнюю соль стряхнуть,  и начинаем раскрашивать кистью точечно, краска расплывается по рисунку.

Витраж

Возраст: подготовительная группа

Средства выразительности: объемность, фактура, линия , цвет.

Материалы: лист бумаги, клей пва, краска гуашь, кисточка.

Способ получения изображения:

Контур будущего рисунка  делается клеем  ПВА  из флакона с дозированным носиком. Предварительно рисунок можно нарисовать  карандашом. Затем границы контура обязательно должны высохнуть.  Этот этап можно сделать заранее. После этого пространство между контурами раскрашивается яркими красками. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться, и краска ложится как бы внутрь рисунка. Далее берется чёрная краска и прорисовывается рисунок по всему контуру.

Методические рекомендации по использованию

нетрадиционных техник рисования

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Способности к рисованию появляются у детей в раннем возрасте, когда они рисуют пальчиком на запотевшем стекле или маминой помадой на обоях. Как известно многим взрослым, что осознанные движения пальцами рук приводят к активации речевой деятельности. Чем больше мы будем уделять внимания этому, тем быстрее будет идти процесс постановки речи. В процессе рисования ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое сам создаёт, огорчается, если что-то не получается. Соединяя и комбинируя простые элементы, наши малыши развивают фантазию, пространственное и образное мышление. При пользовании нетрадиционными техниками рисования, работают обе руки, и это позволяет отлично развивать координацию.

Рисование ладошками, ватными палочками, пальчиками, печатание листиками всё это похоже на весёлую игру, деткам очень нравится, и в результате получаются самые настоящие шедевры. Отличительной особенностью детского восприятия, это стремление к самостоятельности. Будет лучше, если садиться рядом с ребёнком и рисовать, показывать, как выполнить тот или иной элемент на отдельном листе, ребёнок будет смотреть и повторять, рисуя свою картину. И никогда не нужно говорить, что получилось плохо, потому что нашим детям нужна уверенность в своих способностях. Для малыша творчество - это процесс, а не результат.

Творчество дошкольника неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию. Закрепление знаний, умений и навыков детей по изобразительной деятельности может проходить по желанию детей в свободное от занятий время. В основном это время отводится для игр. Но если кто-либо из детей захочет рисовать, лепить, не следует препятствовать этому. Такое желание иногда говорит о наличии способностей у ребенка, и надо содействовать их выявлению и развитию. В процессе самостоятельной деятельности закрепляются разнообразные умения детей. Изобразительная деятельность, возникающая в процессе игры, носит подчиненный характер. Ее цели и содержание определяются потребностями игры. Такая деятельность развивает инициативу, творческие способности и обогащает содержание игры.

Обязательными признаками творческой деятельности детей являются: новизна, преобразование явлений и предметов, оригинальность в процессе работы. Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования. В процессе работы по нетрадиционному рисованию возникла идея применения бросового материала как изобразительного средства. Нетрадиционные материалы и средства изображения: пробки от пластиковых бутылок, от тюбиков крема, зубной пасты; листья деревьев, цветов, травы; целлофан; овощные штампы и печати; соломка; пористые губки любопытны детям как игра с неизвестным. Это и занимает их, и вовлекает в творческий процесс. Во время рисования пальцами рук и ног ребенок получает необыкновенно чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.

Особое направление по использованию нетрадиционных техник - рисование шерстяной ниткой. В старшем дошкольном возрасте самостоятельно придумывают, как расположить изображение, а затем заполняют контур нитками. Хорошую эффективность показывает практика применения этих занятий для гиперактивных, закомплексованных, агрессивных детей. Например: агрессия снимается при рисовании петлеобразных узоров. Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Нетрадиционные способы рисования, соответствует методике «свободных ассоциаций», нестандартные подходы к организации занятия, вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, раскрепощёнными, уверенными, что их работа лучше всех. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, одарённость, продуктивность, потенциал и интуиция.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

внимания и усидчивости;

изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.

Во время работы можно столкнуться с проблемой: дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится.

Особенно это заметно в средней группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы не достаточно. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Стимулом побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

Дети с самого раннего возраста  пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Сколько ненужных интересных вещей: зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и др. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Английский педагог-исследователь Анна Роговин рекомендует все, что есть под рукой, использовать для упражнений в рисовании: рисовать тряпочкой, бумажной салфеткой (сложенной много раз); рисовать грязной водой, старой чайной заваркой, кофейной гущей, выжимкой из ягод. Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, катушки и коробки и т.д.

   Творческий процесс - это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"

Овладение техникой должно быть, с одной стороны, целенаправленным, т.е. дети должны иметь четкие представления о выразительных возможностях той или иной техники. С другой – обучение не следует превращать в систему инструкций и установок. Обучение художественным техникам предполагает наличие двух компонентов: целенаправленности и элемента спонтанности, творческой непредсказуемости.

Необходимо стимулировать интерес детей, предлагать технику сначала экспериментально. Только после этого при создании образа следует знакомить с вариантами конкретной техники. Важно научить ребенка творчески преобразовывать ее специфические особенности для получения оригинального рисунка. И чем раньше это сделать, тем эффективнее он сможет пользоваться приобретенным опытом в своей деятельности.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
  • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
  • музыкальное сопровождение. И т.д.

 Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.

Положительным моментом в этих занятиях является и то, что воспитатель может осуществить индивидуальный подход к ребенку: подсаживаясь то к одному, то к другому, она может поговорить с каждым, помочь ему быстрее овладеть необходимыми навыками, нарисовать что -нибудь ребенку, который сам не умеет, и таким образом заинтересовать его рисованием.

Ввиду того что дети в этом возрасте быстро переутомляются, длительность занятий зависит от поведения самих детей, их активности и заинтересованности.

Все вопросы и указания воспитатель должен делать очень умело, чтобы не подавлять, а наоборот, поощрять самостоятельность детей.

С первых занятий нужно вырабатывать у ребенка внимательное отношение к своему рисунку и к рисунку товарища. Также надо следить за тем, чтобы ребенок правильно использовал бумагу, иначе в дальнейшем его трудно будет этому обучить.

Воспитательным моментом является показ рисунков самими детьми взрослым, приходящим в группу, и родителям. При этом ребятишки проявляют много интереса, радости, возникает много разговоров и, конечно, возрастает желание рисовать.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Для того чтобы малыш своевременно и всесторонне развивался, надо:

  • Создать все необходимые условия для его активного поведения и бодрого, жизнерадостного настроения.
  • Расширять кругозор, развивать умственные способности и речь ребенка.
  • Удовлетворять его потребность в движениях и совершенствовать их.
  • Усложнять и разнообразить деятельность малыша.
  • Воспитывать положительные чувства, дружеские взаимоотношения со взрослыми и детьми, положительные черты характера, т.е. формировать нравственные качества.
  • Воспитывать любовь и интерес к художественному слову и изобразительной деятельности, т.е. способствовать эстетическому развитию ребенка.

Список используемой литературы

  1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду.– М., 2010
  2. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
  3. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11
  4. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.
  5. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.
  6. Рисование с детьми дошкольного возраста /под ред. Р. Г. Казаковой.-Москва,2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"

Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...

Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования.

В статье рассматривается роль нетрадиционного рисования как эффективное средство формирования личности, развитие и совершенствование психических процессов и творческих способностей детей...

Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Виды техники нетрадиционного рисования"

Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Виды техники нетрадиционного рисования"...

Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность. Нетрадиционные техники рисован

Цель: обучения рисованию. Познакомить детей с изобразительными материалами, инструментами Показать выразительные возможности цвета. Учить простым приёмам рисования (мазки: тычком, примакивание; заливк...

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования".

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования"....

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования» (Нетрадиционные техники рисования для детей 4– 6 )

Применение нетрадиционных техник рисования не только реализует образовательные задачи в работе с детьми 4 -6лет, но также позволяет с минимальными материальными затратами провести интересное занятие п...