НОД Рисование: Дымкавская роспись.
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа) на тему

Мамукова Алена Наримановна

ОО «Художественное творчество»

Обогащать представления детей о предметах  декоративно-прикладного  искусства на примере дымковской игрушки.

Учить замечать яркость, выразительность цветовых образов в изделиях дымковских мастеров, формировать умение создавать декоративную композицию на силуэтах игрушек по мотивам дымковских узоров.

Развивать умениевидеть красоту цвета в народных игрушках (дымковские); смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков. Развивать художественный вкус, эстетическое восприятие, мелкую моторику пальцев рук.

Упражнять в рисовании знакомых элементов дымковской росписи(прямая, волнистая линии, круги, кольца, точки – горошины), использовать нетрадиционные способы рисования.

Закреплять навыки промывания кисти перед использованием краски другого цвета, закрашивать кистью, проводя линии только в одном направлении.

Воспитывать у детей интерес к русскому декоративно  прикладному искусству, желание учиться рисовать дымковские узоры.

ОО «Коммуникация»

Развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми в ходе рассматривания дымковских изделий.

ОО «Чтение художественной литературы»

Приобщать детей к словесному искусству

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_risovanie_-_dymkovskaya_rospis.docx34.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное  образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 33№»Энгельсского муниципального района Саратовской области

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Путешествие в «Дымково»

образовательная область  «Художественно - эстетическое развитие»

 Воспитатель

Маукова А.Н.

г.Энгельс

2015 г

Путешествие в «Дымково»

Цель:развивать у детей интерес к изучению народной культуры.

Интеграция видов деятельности:игровая, музыкальная, продуктивная, познавательно-исследовательская.

Программное содержание:

ОО «Художественное творчество»

Обогащать представления детей о предметах  декоративно-прикладного  искусства на примере дымковской игрушки.

Учить замечать яркость, выразительность цветовых образов в изделиях дымковских мастеров, формировать умение создавать декоративную композицию на силуэтах игрушек по мотивам дымковских узоров.

Развивать умениевидеть красоту цвета в народных игрушках (дымковские); смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.              Развивать художественный вкус, эстетическое восприятие, мелкую моторику пальцев рук.

Упражнять в рисовании знакомых элементов дымковской росписи(прямая, волнистая линии, круги, кольца, точки – горошины), использовать нетрадиционные способы рисования.

Закреплять навыки промывания кисти перед использованием краски другого цвета, закрашивать кистью, проводя линии только в одном направлении.

Воспитывать у детей интерес к русскому декоративно  прикладному искусству, желание учиться рисовать дымковские узоры.

ОО «Коммуникация»

Развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми в ходе рассматривания дымковских изделий.

ОО «Чтение художественной литературы»

Приобщать детей к словесному искусству

Словарная работа:

Обогатить словарь: дымковская игрушка, народная игрушка, глиняная,дымковская роспись, узор;  водоноска, барышня, индюк;  мастер, мастерская, ярмарка Свистунья.

Активизировать словарь:  нарядный, сказочный, волшебный, красочный, яркий.

Предварительная работа:

Рассматривание изделий и игрушек декоративно-прикладного  искусства;

Рассматривание народных  иллюстраций в альбомах, книгах.
Беседы  по теме «Народные промыслы»

Рассказы о народных промыслах России: «Дымковская игрушка».

Заучивание и чтение  русских народных песен,потешек,стихотворений, хороводов.

Художественное творчество(лепка, аппликация) детей по теме декоративно прикладного искусства «Петушок-красный гребешок», «Дымковские игрушки»

Материалы и оборудование:

Русский народный костюм для воспитателя, дымковские игрушки, «дымковская лошадка» с лентами, мультимедийный проектр;по количеству детей: кисти беличьи, салфетки, подставки, емкость для воды, гуашь в комплекте (красная, желтая, белая, зеленая, синяя),палитра, вырезанные силуэты дымковских игрушек по 3 вида на ребенка, музыкальное сопровождение – русские народные мотивы.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Под звуки русской народной музыки к детям входит воспитатель врусском народном костюме

- Здравствуйте, дети!

Посмотрите, как я хороша

Я девица - краса,

Щечки алые горят,

Удивительный наряд.

-Я вас видеть очень рада. Зовут меня Алена Наримановна. Я рукодельница и мастерица. Живу в селе Дымково и приглашаю вас отправиться в путешествие к игрушкам, но не к обычным, а к народным. Издавна Русь славилась чудо-мастерами, которые умеют превращать природные материалы в удивительные творения.

-Вы,  готовы? (Ответы детей)

-Тогда садитесь скорей на лошадку, разбирайте ленточки и мы отправляемся в путь.

Дети берут в руки ленточки и имитируют движения лошадки, поднимая высоко ноги, идут вслед за воспитателем.

Лошадка.

Я лошадка серый бок

Я копытцем постучу,

Если хочешь, прокачу!

Посмотри, как я красива

Хороши и хвост, и грива

Громко цокают копытца

Цок, цок, цок, цок!

В гости к дымке

Лошадка  мчится

Цок, цок, цок, цок!

- Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

- Вот мы оказались в селе Дымково! Дети, садитесь на стульчики, а я вам расскажу о народной дымковской игрушке.

Дети присаживаются на стульчики перед экраном.

Показ презентации  «Дымковская игрушка»

Далеко-далеко, за темными лесами, за зелёными полями, на берегу голубой реки стояло большое село Дымково. Долгими зимними вечерами  мастера и мастерицы лепили глиняные игрушки  к весенней ярмарке Свистунье.Среди вылепленных игрушек можно увидеть коней, уточек, оленей, индюков, петушков, барынь. Украшали мастера эти забавные игрушки яркими, нарядными дымковскими узорами.

- Дети, поглядите,

Каковы: и нарядны и новы!

Кони расписные.

Уточки и козлики,

Петушки и барышни.

А какой узор!

Отвести не в силах взор!

 Вот посмотрите петушок (слайд с изображением игрушки  и одновременным чтением стихотворения) Разрисовывали игрушки  полосками,  кольцами, кружками.

Игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.

Рассматривание дымковских игрушек на слайдах  сопровождается чтением стихов о них. Детям воспитатель показывает козлика, барашка, лошадку, водоноску, индюка.

Много дымковских игрушек мы с вами посмотрели, но объединяют их цвета красок и узоры! И по сей день, дымковская игрушка продолжает удивлять нас своей яркостью, красочностью, праздничностью. Дружно работают мастера. Старые учат молодых, а вместе делают красивые игрушки. А игрушки дымковские выставляются в музее.

Петушок

Дымковский я петушок, пышный хвост и гребешок.

Точки, клеточки, кружки. Краски сочны и ярки.

Лошадка.

Я лошадка серый бок

Я копытцем постучу,

Если хочешь, прокачу!

Посмотри, как я красива

Хороши и хвост, и грива

Конь

Бьёт копытом у ворот.

На ветру играет гривой,

Пышной сказочно красивой.

Быстро на седло вскачу,

Не поеду – полечу.

Цок, цок.цок, цок.

Цок, цок.цок, цок

Барашек

Барашек-свисток 
Левый рог – завиток 
Правый рог – завиток, 
На груди – цветок. 
Бока крутые,
Рога золотые,
Копыта с оборкой
На спине Егорка.

Индюк

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост -
Точно солнечный цветок.

Водоноска

За студеною водицей

Водоноска - молодица,

Как лебедушка плывет,

Ведра красные несет

На коромысле не спеша.

Посмотри, как хороша

По окончании
Все игрушки не простые, 
А волшебно расписные, 
Белоснежны, как березки, 
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы узор, 
Но отвести не в силах взор.

По окончании презентации с детьми проводится гимнастика для глаз.

«Отдыхаем» - гимнастика для глаз

Мы смотрели, наблюдали

Наши глазки так устали

Мы дадим им отдохнуть,

Их закроем на чуть — чуть.

А теперь их открываем

И немного поморгаем.

 - Приглашаю  вас в мастерскую, где мастера  расписывают и украшают узорами дымковские игрушки.

Подходят к столу, на котором разложены вырезанные силуэты дымковских игрушек.

- Это силуэты, каких игрушек здесь лежат? Дымковских

-Какие они?

- А почему же они белые, ребята?

 Это характерная отличительная особенность у дымковской игрушки, на белую игрушку мастер наносит яркий узор.

- Что надо сделать, чтобы эти игрушки стали такими же нарядными?

Ответы детей

- Поможем  мастерам расписать их  дымковским узором?

- Дети, давайте  все вместе вспомним элементы дымковской росписи.

Ответы детей.

- Правильно,  колечки(воспитатель изображает на мольберте),  кружки разноцветные -  прорисовываем концом кисти, а затем закрашиваем в одном направлении. Встречается в  дымковском узоре полоски прямые и полоски волнистые.  Дети, мелкие точки-горошины  можно нарисовать ватной палочкой, приемом тычкаили концом кисти (показывает способ изображения).Прорисовывая мелкие узоры, будьте внимательны, их можно наносить только на высохшую краску. Чтобы игрушка получилась выразительной и сказочной вы используйте в росписи яркие  сочные краски.

-Ребята, выберите себе понравившейся силуэт игрушки и проходите расписывать за тот стол. Им предлагается на выбор силуэт лошадки, барышни, петушка.Дети рассаживаются за столы и приступают к росписи игрушек. Воспитатель побуждает детей к использованию ярких и сочных цветов и  оттенков (оранжевого, голубого), объясняет, что у каждого мастера получается свой неповторимый узор,  следит и напоминает детям о необходимости хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета.

Включается аудиозапись. Дети под спокойную музыку русских народных мотивов расписывают силуэты игрушек.

Физминутка

Наши алые цветочки, распускают лепесточки.

Пальцы собраны в вместе, разводим в стороны.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Поочередное вращение пальцами.

Наши алые листочки, закрывают лепесточки

Собирают пальцы вместе.

Головой качают, тихо засыпают.

Вращение кистями рук, легко опустить вниз.

Дети дорисовывают свои игрушки, украшая их точками –горошинами, используя ватные палочки.

Воспитатель спрашивает детей:

-Какие игрушки получились?

- Какое у них настроение? А у вас?

Все молодцы, старались создать красивые сказочные, волшебные  дымковские узоры.Дымковские мастера будут вам благодарны за оказанную помощь. А нам пора возращаться в детский сад. Было очень интересно в селе Дымково. Отправившись в путешествие мы узнали много нового и интересного. Дети, а вы бы еще раз хотели оказаться в Дымкове. Когда-нибудь мы еще сюда приедем.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рисование. Хохломская роспись.

Занятие для детей подготовительной группы из цикла " Приобщение детей к истокам русской народной культуры"...

Конспект открытого занятия по рисованию. Тема: "Роспись праздничного, пасхального яйца"

Знакомство детей с истоками современного декоративного искусства и бытового дизайна....

Конструкт по изобразительной деятельности Декоративное рисование «Городецкая роспись» по образцу в старшей группе «Разделочная доска».

Цель: Познакомить с типами цветочного орнамента. Научить писать элементы росписи: цветок (розан, купавка)  листок.Задачи:·        Развивать интерес и любовь к н...

Конспект занятия по декоративному рисованию «Городецкая роспись»

1.Учить детей самостоятельно придумывать узор по мотивам городецкой росписи, располагая его на листе бумаги. 2. Закрепить умение детей рисовать прямые и закруглённые растительные гирлянды с...

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Декоративное рисование. Городецкая роспись деревянной доски»

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Декоративное рисование. Городецкая роспись деревянной доски»...