Методические рекомендации по знакомству детей дошкольного возраста с народными промыслами
проект по рисованию (подготовительная группа) на тему
На занятиях детей знакомят сначала с одним видом ДПИ, а затем с 2-3 видами в сравнении. Важно показать общий образ народных игрушек и их характерное различие, учить детей по одному-двум признакам узнавать знакомые виды. Дети рассматривают предметы ДПИ и их изображения, репродукции, открытки. Педагог знакомит детей с народным промыслом, дает некоторые сведения о нем - название, его местонахождение, определяет вместе с детьми содержание и назначение предметов. В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов сопровождается художественным словом - потешками, прибаутками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, песен… Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь из сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту это значит - приносить людям радость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методы и приемы обучения декоративному рисованию | 54 КБ |
Творческий проект "Творим чудеса вместе" | 144 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
по знакомству детей с народными промыслами.
На занятиях детей знакомят сначала с одним видом ДПИ, а затем с 2-3 видами в сравнении. Важно показать общий образ народных игрушек и их характерное различие, учить детей по одному-двум признакам узнавать знакомые виды. Дети рассматривают предметы ДПИ и их изображения, репродукции, открытки. Педагог знакомит детей с народным промыслом, дает некоторые сведения о нем - название, его местонахождение, определяет вместе с детьми содержание и назначение предметов. В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов сопровождается художественным словом - потешками, прибаутками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, песен… Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь из сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту это значит - приносить людям радость.
Методические рекомендации. Включая в педагогический процесс занятия по декоративному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками в составлении узоров по мотивам определенной росписи необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста, их желания и интересы, Ознакомление с разными видами народного декоративно-прикладного искусства осуществляется в разных возрастных группах. С возрастом ребенка расширяется содержание, усложняются элементы, их украшения, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности, традиции.
В средней группе детского сада необходимо познакомить детей с народными игрушками: дымковскими, филимоновскими, богородскими.
В старшей и подготовительной группах необходимо возвращаться к уже знакомому виду декоративно - прикладного искусства, изучать новые, сравнивая их с уже изученным материалом.. В работе используются изделия декоративно-прикладного искусства с растительным узором (городец, хохлома, жостово, кружево и др.). Задача педагога - показать разнообразие и традиции видов: характерные особенности, своеобразие элементов узора, сочетания цветов, композиции.
Вся работа проводится в трех направлениях:
- Ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства. Эмоциональное воспитание детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества.
- Обучение декоративному рисованию на основе подлинных предметов народного искусства. Обучение некоторым приемам росписи по мотивам народных промыслов.
- Обучение умению выделять особенности каждого вида декоративно-прикладного искусства, находить сходства и различия в изделиях народных мастеров, формировать декоративное творчество, умение создавать узоры на любой форме, развитие творческих способностей ребенка.
Формы организации работы с детьми
1. Занятия по ознакомлению с определенными видами декоративно-прикладного искусства.
2. Занятия по декоративному рисованию.
3. Занятия по замыслу являются показателем развития детского декоративного творчества: яркость образов, сказочность цветов, необычность композиции.
4. Выставки. На них могут быть представлены:
- один подлинный предмет (например, дымковский конь);
- предметы одного вида (дымковские игрушки);
- предметы одного образа (животные в дымковской игрушке);
- сравнение двух-трех видов.
Итогом работы может быть проведение выставки в зале, изостудии, где дети вновь видят все предметы тех видов, с которыми они знакомились в течение года.
Методы и приемы обучения декоративному рисованию.
Создание игровой ситуации в начале занятия и во время анализа детских работ ("одевание" дымковских игрушек - использование трафаретов с изображением игрушек, "мастерские" народных мастеров, "художественные салоны", "выставки народного искусства" и пр.), что позволяет поддерживать интерес детей к занятиям; сравнение двух элементов узора, композиций для обучения пониманию закономерностей росписи, вариантов сочетания отдельных элементов узора при создании образа; использование движения руки - очерчивающего жеста для выделения элементов узора на предмете и определения расположения их на листе бумаги, последовательности заполнения формы бумаги или предмета;
упражнения в начале занятия с детьми 5-7 лет при изображении новых элементов или сложных после их рассматривания. Впоследствии листок для упражнений дети используют по желанию, если у них появляется в этом потребность; показ способов изображения новых элементов для детей 4-5 лет и наиболее сложных для детей 5-7 лет; использование фланелеграфа для обучения композиции, расположению узора, поискам вариантов построения; проговаривание последовательности работы, называние элементов узора, действия при его воспроизведении в рисовании ("завиток ведем вверх, потом вниз..."); Обучение технике рисования и приемам кистевого письма народных мастеров помогает выработке легких ритмичных движений, быстроте создания узора. Например, дети при составлении дымковских узоров сначала рисуют все одинаковые элементы одного цвета (кольца), затем другим цветом рисуют второй элемент (круг в каждом кольце), потом украшают все элементы (точки) и т.д. Организуя работу с детьми по ознакомлению с декоративным искусством, следует предусмотреть ее систематичность и последовательность.
Анализ произведений народных промыслов.
1.Выделение материала, из которого выполнено изделие (глина, дерево и т.д.) 2.Выяснение доминирующего фонового цвета. 3.Определение основных элементов. 4.Выяснение композиции узора. 5. Характер цветового исполнения. 6.Стиль, манера «письма».
Варианты анализа рисунков по декоративному рисованию.
1.Выбрать самый красивый узор и рассказать про него, определяя колорит а) выбрать узор, на котором бутоны крупные, красиво расположены б) еще раз уточнить, какие мастера составляют такие узоры 2.Рассказать про свой узор. Отметить красочность узора по мотивам росписи. 3.Найти узоры, одинаковые и разные по цвету и композиции а) выбрать самый красочный узор и рассказать про него б) отметить сказочность узоров по мотивам росписи. 4.Предложить рассказать про свой узор а) отметить красочность узора б) выбрать узор, который заполняет всю площадь. 5. Выбрать рисунки с самыми яркими сказочными фигурами, компонентами, отметить их композицию, цвет. Уточнить, в чем необычность сказочных фигур. 6.Выбрать самый красочный узор и предложить рассказать о нем.а) Предложить рассказать про свой узор б) Отметить красочность узоров по мотивам росписи.
Педагогическая диагностика Педагогическая диагностика проводится с детьми в начале и в конце года с целью сравнения результата познавательного и эстетического развития, а также с целью выявления уровня знаний, практических умений и навыков. Детям средней группы предлагается сравнить две игрушки разных промыслов. Они должны назвать вид росписи, выделить и назвать общее и различное в цвете, форме, композиции, элементах; выразить свое эмоциональное отношение к произведению, расписать одно изделие по мотивам понравившейся росписи. Детям старшего дошкольного возраста предлагается сравнить два изделия декоративно-прикладного искусства. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, используем его для развития у ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, то есть, воздействуя на чувственную сферу ребенка народное искусство, стимулирует развитие творческих способностей.
При знакомстве детей с декоративно-прикладным искусством используем в своей работе богатый зрительный ряд. Это в первую очередь подлинные предметы народного искусства. Организованные выставки интересны своим разнообразием. Это и выставка самоваров, хохломы, гжели, дымковской игрушки, матрешки, шкатулок. Эти выставки интересны и детям, и их родителям, и педагогам. В работе с детьми и взрослыми нужно добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активно включались в работу.
Работа начинается с создания условий для приобщения детей и родителей к народной культуре. Детей воспитывает все, и прежде всего, то, что их окружает. Начинать нужно постепенно. Подобрать познавательную литературу о народном промысле, об особенностях узоров, об истории промысла, уточнить методы и приемы, используемые при ознакомлении детей с этим промыслом и обучение их росписи. Использование средств декоративно-прикладного искусства в воспитательном процессе дает возможность познакомить дошкольников с народными традициями, вызвать у них чувство гордости за русский народ, воспитать у детей уважение к традициям своего народа, приобщить их к миру общечеловеческих ценностей. Обращение к данному виду искусства неслучайно, постоянный интерес к достояниям культурного наследия предков обнаруживается как в повседневной жизни, так и в организованном педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждений.
Знакомство с особенностями ДПИ в процессе д/и.
Д/и широко используются как на занятии (это зависит от поставленных задач на занятии) так и в режимных моментах, индивидуальной работе. Условно игры можно разделить на несколько групп – на те, которые
- помогают различать виды прикладного искусства по основным стилевым признакам – особенностям материала, из которых они изготовлены; подбору цветового колорита; выбору традиционных для промысла элементов росписи и др.;
- сосредотачивают внимание на стилевых особенностях элементов узора;
- знакомят с композиционным построением узоров, использованием ритма, симметрии.
В основе этих игр лежат традиционные принципы, но их содержание – освоение особенностей дпи.
Эффективность работы становится выше при участии и помощи родителей. Они заинтересованы в том, чтобы дети как можно больше узнавали про свою Родину, ее богатства, красоту изделий русских мастеров. Мы рекомендуем им вместе с детьми посещать выставки народных умельцев, приобретать народные игрушки, читать сказки, рассматривать книги и иллюстрации. Рассказывать об игрушках – кто их делал и как. Привлекаем к организации и участию в совместных мероприятиях: Народных праздниках, развлечениях, досугах. Все это вместе взятое позволяет расширять кругозор детей, воспитывать уважение и любовь к русской народной игрушке и родной культуре в целом. Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства (радости, восхищения, восторга).. Восприятие произведений декоративно-прикладного искусства побуждает стремление ребёнка передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы, которые ему понравились, способствует развитию созидательной активности, эстетических чувств и художественного вкуса, эстетической оценки результатов труда народных мастеров, становлению художественных и интеллектуальных способностей.
Народное искусство вносит в нашу жизнь праздничность и красоту. Предметы все больше входят в наш быт, как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняющие историческую связь времен. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 12
г. Киржач . Владимирской области.
« Добры молодцы да красны девицы ».
(Творческий проект для детей старшего дошкольного возраста).
Проблема.
Дети старших групп детского сада побывали на выставке ЦДТ , встретились с руководителем и ребятами.
Как нам организовать такую же ярмарку.
Мотивация:
«Научи меня трудиться, петь, играть и веселиться»
Цель:
овладение детьми различными видами художественной деятельности через внедрение регионального компонента.
Задачи:
- развивать творческое воображение и музыкальное мышление;
- способствовать становлению музыкально – двигательной импровизации в постановке танца;
- познакомить детей с календарно – обрядовыми праздниками;
- совершенствовать двигательные навыки в русских народных подвижных играх и тематических спортивных развлечениях;
- приобщать детей к основам рукоделий, используя их для украшения одежды и помещения;
- развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, сравнивать их;
- создать условия для ознакомления с Владимирской росписью.
Длительность проекта:
- 3 месяц.
Участники проекта:
- дети;
- воспитатели;
- педагоги дополнительного образования;
- музыкальные руководители;
- родители.
Подготовительный этап:
- посещение выставок декоративно – прикладного искусства, городских праздников;
- экскурсии на рынок, в магазины к прилавкам с сувенирами, подарками с народными игрушками;
- просмотр презентации музыкально – спортивной композиции .
Выполнение проекта.
I.Виды детской деятельности.
Игровая деятельность:
- народные подвижные и музыкальные игры Владимирской губернии ( «Кашник», «Бояре», «Коза», «Горелки», «Новгородский чижик»); - танцевально-игровое творчество ( «Во кузнице», «Где был Иванушка», Пошла млада за водой»; «Никонориха»); -сюжетно-ролевые игры «Семья», «Сапожная мастерская», «Кузнецы», «Пекарня тети Клавы».
Социальное развитие:
- тематическое занятия «Моя малая Родина»; - встречи с рукодельницей В.В. Балдиной « Бабушкин сундучок».
Речь и речевое развитие:
- чтение художественной литературы; - разучивание поговорок, считалок, потешек, сочинение частушек.
Здоровье и физическое развитие:
- комплекс утренней гимнастики в русском народном стиле; - тематические занятия по временам года; - праздник «Богатырская застава»; - игровое физкультурное занятие «Веселясь и играя, силу и здоровье прибавляем».
II. Познавательное развитие.
Ознакомление с окружающим:
- экскурсия с СОШ №2 в музей «Русская изба»; - рассматривание иллюстраций (предметы русского быта, инструменты русского народного оркестра); - сбор экспонатов для музея ДОУ №5 «Русская изба»; - цикл познавательных занятий «Как раньше жили люди на Руси».
Природа:
-музыкальное развлечение «Осенины»; - фольклорный праздник «Капустный хоровод»; - развлечение «Откуда хлеб пришел»; - наблюдение «Что изменилось в лесу?».
III. Эстетическое воспитание.
Музыка:
- музыкально-тематические занятия «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех госте позову»,
«Баю-баю-баю-бай, Поскорее засыпай»,
«Без частушек прожить можно Да чего-то не живут»,
«Песня – душа народа»,
- проведение посиделок в избе «О ремеслах мы узнали, Мастерами сами стали».
ИЗО:
- рисование элементов русского народного костюма; - разукрашивание платков.
Художественный труд:
- тематические занятия ( «Чтобы веселиться, нужно потрудиться», «Волшебный мир бересты», «Сошьем Мане сарафан»), - интегрированное занятие «Что за чудо наш платок».
Самостоятельная деятельность детей:
-игры; -поделки; - мастерилки.
Заключительный этап.
Фольклорный праздник «Ярмарка» (Презентация проекта).
Посиделки
«О ремеслах мы узнаем, мастерами сами станем»
Автор: ст. воспитатель,
педагог дополнительного образования
Канавина Марина Юрьевна
первой квалификационной
категории
2010г.
Проблема: как и где научиться мастерству.
Цель: научиться мастерству на посиделках.
Мотивация: мы хотим показать мастерство на ярмарке.
Задачи:
-- знакомство детей с ремеслами и женским рукоделием;
-- развивать чувства музыкального ритма;
-- развивать творческое воображение и музыкальное мышление
детей.
Дети с воспитателем приходят в избу. В избе Мастерица (руководитель изостудии расписывает ложки) и Рукодельница (руководитель ручного труда делает бахрому на маленьком платочке).
Встречает детей Хозяйка (музыкальный руководитель).
Хозяйка: Милости просим, гости дорогие! Проходите, пожалуйста, в избу русскую, светлую.
Россия, Россия, края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют просторы родные,
Раздольные песни поют.
(Мастерица, Рукодельница и Хозяйка запевают песню, дети подхватывают и поют все вместе).
«Песня о России» -- Г.Струве
Хозяйка: Какие замечательные слова у этой песни! Ребята, а как вы думаете, кто сочиняет песни?
Дети: Композиторы, поэты.
Хозяйка: А раньше песни сочинял сам народ и песни назывались народные. А когда поют песни?
Дети: На праздниках, когда радостно и когда грустно, во время работы…
Хозяйка: Да, песня – душа народа. В старые времена был такой обычай у русских людей: как заканчивали полевые работы, собирали урожай –
коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали что ребята?
Дети: посиделки.
Хозяйка: Как говорится в русской пословице «От скуки бери дело в руки». Вот и проводили время за любимым рукоделием и пели песни.
14 ноября -- в день Кузьминок вы познакомились с кем?
Дети: С ремесленниками Кузьмой и Демьяном.
Хозяйка: А сегодня у нас в гостях Мастерица и Рукодельница. А чем же они занимаются?
(Дети подходят к Мастерице и говорят, что она расписывает ложки)
Мастерица: Да ребята, правильно, я ложки к ярмарке расписываю. А знаком ли вам этот узор?
Дети: Хохломской.
Мастерица: Да он очень похож на хохломскую роспись, но это владимирская роспись. Я живу во владимирском крае и мне очень дороги и любимы владимирские узоры. А вам они нравятся? (ответы детей)
Хозяйка: Ребята, а вы где-нибудь видели такую роспись?
Дети: У нас в избе стульчики и столик так расписаны.
Хозяйка: Эх, нам бы такие ложки красивые, наши то совсем раскололись.
Мастерица: А для чего вам такие ложки?
Дети: Мы танец с ложками к ярмарке готовим, можем вас повеселить.
Хозяйка: Делу время – потехе час.
Мальчик: А сейчас мальчишки
В ряд встаем все поскорей,
Да попляшем веселей.
Танец с ложками («Полянка» р.н.м.)
Мастерица: Танец мне ваш очень понравился, приходите ко мне, я вас научу ложки расписывать. Сами себе распишите и станцуете с ними на празднике.
Дети: Спасибо, обязательно придем.
Хозяйка: А чем же занимается Рукодельница? (Ответы детей)
Рукодельница: А я платочек к ярмарке украшаю. Хочу чтобы краешки у него были красивые и ровные. Вытягиваю ниточку за ниточкой и получается бахрома. С таким платочком и танцевать можно и подарить его не стыдно.
Хозяйка: Как ловко у вас получается. «Дело мастера боится». А какой платок у Рукодельницы на плечах красивый. Платок – спутник крестьянской женщины на протяжении всей ее жизни. Он всегда считался лучшим подарком. На всю Россию славились павлово-посадские платки.
(Дети разглядывают платок, рассказывают, что на нем изображено.)
Мастерица: Главное достоинство этих платков в нарядности пышных и разнообразных узоров. Многоцветные узоры из букетов ярких роз завершаются бахромой.
Хозяйка: Но платок использовали не только как головной убор, его и на плечи можно накинуть и хоровод с ним поводить.
(Музыкальный руководитель и воспитатель заводят хоровод с платком и девочками).
Хоровод «Красный сарафан» А. Варламова
Хозяйка: Как жаль, что у нас только один платок, наверное, всем девочка хочется с таким платком поводить хоровод, вон как глазки загорелись. Девочки, как вы думаете, сможем мы сами сделать такие платки? (Ответы детей). Да с помощью таких мастериц и рукодельниц я думаю, что мы с этой проблемой справимся.
Мастерица и Рукодельница: Мы с удовольствием вам поможем.
Хозяйка: У меня тут в сундучке много разной ткани, может быть и выберем что-нибудь для платков.
(Дети с Хозяйкой находят в сундучке лоскуты ткани для платков.)
А когда платочки будут готовы, мы сочиним хоровод и поводим его на ярмарке. Покажем красоту платков, которые сделали.
Дети: А еще мы частушки к ярмарке выучили.
Частушки (исполняют дети)
Хозяйка: Дети, а в какую игру вы любите играть?
Дети: Горелки.
Игра «Горелки» (с.Бабаево Владимирского уезда)
Воспитатель: Засиделись мы, заигрались. Вечер поздний. Пора нам расходиться.
Хозяйка: Заходите на огонек в другой раз.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 12
г. Киржач . Владимирской области.
Тематическое занятие
по изобразительной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
«Владимирские расписные ложки».
Автор: Канавина Марина Юрьевна –
педагог дополнительного образования.
2010год
Проблема: Нам нужны красивые ложки для танца
Игровая мотивация: Как научиться расписывать деревянные ложки
Цель: Стимулировать творческую деятельность детей старшего дошкольного возраста в процессе придумывания нового узора для деревянной ложки на основе элементов владимирской росписи.
Программное содержание
Образовательные задачи: Закреплять представление детей о видах росписей и их особенностях. Упражнять детей в составлении и выполнении узора на ложках в стиле владимирской росписи.
Развивающие задачи: Развивать творческое воображение при придумывании мотива для росписи.
Воспитательные задачи: Прививать любовь к Родине на основе восхищения декоративно-прикладном искусством России в целом и Владимирской области в частности.
Материалы и оборудование: деревянные ложки, беличьи кисти, гуашь, стаканчики с водой, ватные палочки, салфетки.
Предварительная работа
- Знакомство детей с разными видами росписи.
- На поседелках детям ставятся проблемы. Детям нужны ложки для танца на ярмарку. А ложки все раскололись и сами расписать их ребята не могут.
Ход занятия
Татьяна Прекрасная: Здравствуйте, гости дорогие, добры молодцы! Зачем пожаловали?
Дети: Нам для танца красивые ложки нужны. А как их расписать, мы не знаем.
Т.П.: Что ж, помогу, чем смогу. Не зря же меня люди Татьяной Прекрасной величают – за любовь ко всему красивому и прекрасному. А вы, ребята, любите красоту?
Д.: Да.
Т.П.: Странствую я по городам, областям, собираю росписи мастеров, умельцев русских, и вы их знаете уже. Давайте поиграем. Принесла я чудесный мешочек. Сейчас из него я буду доставать игрушки и посуду, расписанные разными мастерами, а вы должны угадать, какой росписью расписана та или иная вещь.
(Проводится игра. Дети должны не только угадать роспись, но и назвать, где ее расписали, и почему ее так назвали, ведь в старину роспись называли по месту, где она была придумана: село Дымково, село Хохлома, город Гжель...)
Т.П.: Молодцы! Хорошо, что ничего не забыли. А вот эту вы знаете (показ владимирской росписи). Может быть, вы загадку отгадаете?
Город на Клязьме стоит,
Куполами горит…
Д.: Владимир!
Т.П.: Правильно. И роспись называется…
Д.: Владимирская!
Т.П.: Посмотрите, какая она красивая, яркая. Какие цвета преобладают в этой росписи?
Д.: Черный, красный, синий, зеленый.
Т.П.: А из каких элементов состоит эта роспись?
Д.: Цветы, ягоды, листья, травка
Т.П.: А на какую роспись похожа владимирская роспись?
Д.: Хохлома (может дети покажут ее)
Т.П.: Сейчас мы посмотрим, похожи ли эти росписи, или чем отличаются. (Рассматривают образцы. Акцент на то, что во владимирской росписи нет желтой краски, нет золота, а вместо этих цветов оставляют дерево.)
Т.П.: Смотрите, ребята, в хохломской росписи только растительный узор, а посмотрите на владимирскую роспись, что же вы там видите?
Д.: Растения, рыбок, матрешки
Т.П.: Верно. Кроме растительного узора во владимирской росписи присутствуют изделия. Живет, радует людей замечательное народное искусство – владимирская роспись. А вы, ребята, где живете?
Д.: Радужный
Т.П.: Правильно. А земля называется Владимирской. И мы мастера владимирские. Поэтому ложку мы распишем владимирскими узорами. Дорогие умельцы! Принимаемся за работу! В умелых руках любое дело горит!
Дети готовят свои места для работы и приступают к росписи ложек. По необходимости Т.П. помогает и объясняет на листе бумаги детям, у которых возникли затруднения в работе. По окончании своей работы, дети убирают свои места и подходят к Т.П.
Т.П.: Молодцы, вы – удальцы. Убедилась я, что расписывать ложки вы умеете, а играть ими умеете?
Д.: Да. Приходите к нам на ярмарку, тогда увидите.
Т.П.: Ну, тогда ждите меня на ярмарку, обязательно приду, да порадуюсь вашей игре.
Д. благодарят Т.П. за помощь и уходят.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 12
г. Киржач . Владимирской области.
Интегрированное занятие
для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
«Что за чудо наш платок».
Автор: Канавина Марина Юрьевна –
педагог дополнительного образования.
2010год.
Проблема:
- нет платков для хоровода.
Мотивация:
- хотим сделать платки для хоровода.
Цель:
- изготовление платков для хоровода.
Задачи:
- способствовать формированию умения выполнять бахрому по краю платка;
- развивать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии народной
музыки;
-поддерживать желание делать изделие своими руками;
- показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства;
- побуждать детей самостоятельно определять настроение, характер музыкального
произведения.
Предварительная работа:
-занятие: «О ремеслах мы узнаем, мастерами сами станем».
- знакомство с русским платком;
- выбор лоскута для ткани.
Материалы и оборудование:
- х/б ткань однотонная, светлых тонов, размер 60*60 см;
- игла и подушечка для нее;
- аудиокассета с записью русских мелодий;
- образец русского платка.
Ход занятия.
Дети приходят в студию ручного труда с музыкальным руководителем, где их встречает руководитель студии. В руках у детей лоскуты ткани и один платок – образец.
П: Здравствуйте, гости дорогие! Рада видеть вас в своей мастерской, проходите, присаживайтесь. Расскажите, что привело вас ко мне?
Д: Нам надо сделать платки для хоровода из лоскутов (показывают лоскуты ткани).
П: Я с удовольствием вам помогу, только расскажите какой платок вам нужен.
Д: Показывают образец платка и сообщают, что надо сделать по краям платка бахрому и украсить платочки.
П: Да, красивый у вас платок, настоящий русский, раньше такие по праздникам надевали, а мастерицы в них всю душу вкладывали. Но мне одной без вас тоже не справиться. В каждой мастерской были подмастерья, которые во всем помогали мастерам. Вот и нам с вами надо потрудиться, чтобы получился красивый и аккуратный платок. Что мы с вами будем делать?
Д: Бахрому на платочке.
П: А как мы ее будем делать? (педагог раскладывает перед детьми на столе лоскут ткани).
Д: Из ткани надо вытащить ниточки (дети пробуют вытаскивать ниточки из ткани, нитки путаются и не вытаскиваются).
П: А как узнать какие ниточки надо вытаскивать?
Д: …
П: Ребятки, посмотрите внимательно, как переплетены ниточки, на что это переплетение похоже, как идут ниточки по ткани?
Д: На клеточки, одни нитки идут так (показывают горизонтальные нити), другие так (показывают вертикальные).
П: Как сделать, чтобы из этих ниточек получилась бахрома?
Д: Одни оставить (показывают на вертикальные), а лишние убрать (показывают на горизонтальные), пробуют делать.
П: А удобно руками ниточки вытаскивать?
Д: Руками не очень удобно; трудно нитку подцепить; надо чем – то острым ножницами, иголкой.
П: Да, я тоже думаю, что иголкой будет удобнее всего. А чтобы работу начать, надо правила знать как правильно работать с иглой.
Д: Иголка должна быть в подушечке, если мы с ней не работаем. На стол ее класть нельзя, чтобы не потерять.
П: Ой, как все понятно объяснили мои подмастерья. Теперь я вижу, что вам можно доверить работу. Ну, а уж кому будет помощь нужна, вы всегда можете к мастеру обратиться!
Дети готовят свое рабочее место и приступают к работе. В процессе работы детям оказывается помощь, если в этом есть необходимость.
Муз.: А чтобы дело спорилось, ладилось мы послушаем красивую русскую народную музыку. Ведь в старину за всяким рукоделием песни пели, да хороводы водили.
(Звучит русская народная мелодия – плясовая «Полянка»).
Девочки, а как вы думаете, подошла бы эта мелодия для нашего хоровода?
Д: Определяют характер мелодии: радостная, задорная, плясовая, бойкая…
Муз: Предлагает детям определить вид оркестра, исполняющего эту мелодию.
Д: Народный.
Муз: Теперь послушаем другую мелодию («Красный сарафан» - хороводная). А подходит ли эта мелодия для хоровода?
Д: Ответы детей определяют характер мелодии: спокойная, певучая, протяжная, задушевная.
Муз: Предлагает определить вид оркестра.
Д: Симфонический.
Муз: Работа у нас медленная, аккуратная, похожа на хоровод.
По ходу работы педагоги используют пословицы и поговорки в общении с детьми:
- Поспешишь – людей насмешишь.
- Умелец и рукоделец и себе, и людям радость приносит.
- Не сиди сложа руки, так не будет скуки.
- Рукам работа – душе радость.
- Катюша маленькая, да в делах удаленькая.
- С молоду учиться на век пригодится.
По мере выполнения работы дети убирают рабочее место и подходят к педагогам со своими платочками.
П: Ох, и красиво – то как! Лоскуточки стали похожи на платочки! А бахрома – то у вас какая получилась! Так и хочется на себя платочек накинуть, да хоровод завести.
(Пританцовывает под музыку вместе с детьми). Порадовали меня сегодня, настоящие мастера да подмастерья, любая работа нам теперь под силу. А вас-то такое рукоделие порадовало, довольны ли своей работой?
Д: Дети в диалоге передают свои впечатления от выполненной работы.
П: Вся моя работа на этом заканчивается, рада была вам помочь!
В студии звучит спокойная русская мелодия, дети пританцовывая идут в группу.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 12
г. Киржач . Владимирской области.
Тематическое занятие
по изобразительной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
«Павло - посадские платки».
Автор: Канавина Марина Юрьевна –
педагог дополнительного образования.
2010год
Проблема: Нам нужны красивые платки для танца, так, чтобы они были похожи на настоящие из ткани, с яркими цветами.
Игровая мотивация: Как научиться изготавливать платки.
Цель: Стимулировать творческую деятельность детей старшего дошкольного возраста в процессе придумывания нового узора для платков на основе элементов владимирской росписи, а также перенесения и привлечения имеющегося опыта в использовании знакомых изобразительных материалов на их новые виды.
Программное содержание
Образовательные задачи: Учить детей переносить навыки использования элементов росписи Павлопосадских платков при украшении материала с основными свойствами ткани. Учить рисовать с помощью трафарета и губки павлопосадские платки, определять цветовой колорит, характерный для этой росписи, распределяя орнамент по ткани, основываясь на набросках.
Развивающие задачи: Развивать творческое воображение при придумывании и составлении узора.
Воспитательные задачи: Воспитывать в детях аккуратность и трудолюбие. Прививать любовь к Родине на основе восхищения декоративно-прикладном искусством России в целом и Владимирской области в частности.
Материалы и оборудование: каркасы, холсты, трафареты, губки, акриловая краска, беличьи кисти, клеенка, подставка для кистей.
Предварительная работа
- Посещение мини-музея, знакомство с орнаментом, росписи павлопосадских платков.
- На поседелках детям ставятся проблемы. Детям нужны платки для танца на ярмарку. А платков у них нет, и сами расписать их ребята не могут. Дети вместе с воспитателем придумывают схему большими кругами (цветы), маленькими кругами (бутоны).
Ход занятия
Татьяна Прекрасная сидит за столом, на котором лежит каркас с натянутым на него льняным холстом. На столе стоит палитра с разведенной акриловой краской, салфеткой. Татьяна Прекрасная напевает плавную песню и расписывает павлопосадским узором холст. Воспитатель заводит в гостиную девочек.
Татьяна Прекрасная: Здравствуйте, гости дорогие, красны девицы! Прошу в мою избу. У меня изба просторная, всем места хватит. Сижу, работу делаю для продажи на ярмарке. Скоро ярмарка, а на нее нужно идти красивой, набросить платок на плечи и всех радовать. Знаю, вам нужна помощь – платки красивы понадобились. А для чего они вам?
Дети: Мы на ярмарке танцевать будем с платками. А как их сделать, не знаем.
Т.П.: Что ж, помогу я вам. Как на Руси водится: вместе дело спорится, а врозь – хоть брось!
Звучит русская народная музыка. Дети рассаживаются за столы, и на подставки расставляют свои рисунки на бумаге, которые сами составили в группе с воспитателем (на столе уже лежат трафареты, губки, кисти, разведенная акриловая краска)
Т.П.: Молодцы! Вы не забыли свои наброски. Теперь вы знаете, как расположить свой рисунок по кругу, от углов или от сторон. Итак, сегодня вы познакомитесь с павло-посадской росписью платков. (Показывает иллюстрации, сами платки). Павлопосадская роспись – это манера росписи по ткани (платкам). Посмотрите, какие узоры и какие цвета преобладают на этих платках.
Д.: На платках в основном розы красного цвета, зеленые листья. Сами платки черного или белого цвета.
Т.П.: Давайте рассмотрим вот эти три платка. Как расположен узор на них?
Д.: На первом платке узор идет от углов, на втором платке – по кругу, а на третьем – со сторон.
Т.П.: Молодцы! А расписывать наши платки мы будем специальной краской по ткани. Называется акриловой. При высыхании она не смывается, хоть и разводится водой. Нам понадобятся также трафареты элементов узора, а составлять вы их будете сами.
Д. составляют свой рисунок на ткани.
Т.П.: Какие красивые узоры у вас получились! Вижу можно доверить вам и остальную часть работы. А кому помощь понадобится – помогу обязательно.
Дети приступают к работе. По мере необходимости Т.П. помогает детям, у которых возникли затруднения. В течение всей работы звучит русская народная музыка. По окончании своей деятельности, дети убирают свои места и подходят к Т.П.
Т.П.: Какие прекрасные платки у вас получились! На ярмарке вы, девицы, будете самые красивые. И танец ваш будет лучше всех. А как же роспись называется?
Д.: Павлопосадские платки. И в благодарность за вашу помощь мы приглашаем вас посетить ярмарку, и посмотреть на наш чудесный танец. До скорого свидания!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 12
г. Киржач . Владимирской области.
Тематическое занятие
по художественному труду
для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
«Чтобы веселиться, нужно потрудиться».
Автор: Канавина Марина Юрьевна –
педагог дополнительного образования.
2010год
Проблема:
-нет товара для ярмарки.
Мотивация:
-надо подготовиться к ярмарке.
Цель:
- изготовление баранок, кренделей и пряников для ярмарки.
Задачи:
-знакомство детей с русскими традициями;
- формирование умений лепить из теста баранки и крендели, применять в работе скалку и
формочки для выпечки;
- развивать умение видеть связь между реальной формой и воображаемой;
-воспитывать бережное отношение к хлебу;
- воспитывать детей на народных традициях, показывая неразделимость народного искусства от устного народного творчества.
Предварительная работа:
-тематические беседы;
- занятие на тему «Хлеб всему голова»;
- знакомство с пословицами, поговорками о хлебе, о труде.
Материалы и оборудование:
-соленое тесто;
- скалки для раскатывания теста на каждого ребенка;
-формочки для печенья;
-разделочные досочки на каждого ребенка;
- фартуки для работы;
-салфетки для вытирания рук.
Ход занятия.
Педагог встречает детей в студии:
«Много сказочных мест у России,
Городов у России не счесть,
Может где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь».
Наша Владимирская земля всегда славилась русскими традициями. До сих пор во Владимире на День города открывается ярмарка, где веселиться и ликует весь народ.
Солнце яркое встает, спешит на ярмарку народ!
Мастера-умельцы из разных мест привозят на ярмарку свой товар и занимают с утра места для выставки и продажи своего товара. Плетут мастера из бересты туесочки; привозят на ярмарку из города Гусь-Хрустальный разную стеклянную посуду, забавные стеклянные игрушки. Славится наш край и Владимирской выставкой, лепят мастера из глины Владимирских петушков.
Вот и я хотела пригласить вас на ярмарку. Да вот беда, не успеваю к ней подготовиться. С пустыми руками на ярмарку не пойдешь, надо свой товар представить.
Наш товар не простой,
Наш товар не дорогой,
Чтоб себе его купить,
Надо руку приложить.
Вот сижу, работу делаю, к ярмарке готовлюсь. Скоро ярмарка, а изделий мало, не знаю успею ли. Как быть, не подскажете?
Д: Мы поможем.
П: Вот и славно, ко мне гости пришли, помогут. Как на Руси водится – вместе дело спорится, а врозь хоть брось. Ну что, примемся за работу?
Д: Да, примемся!
П: Делу – время, потехе – час!
Педагог предлагает детям надеть фартуки и приглашает за стол. На столе тесто, разделенное на небольшие кусочки и несколько баранок, вылепленных педагогом.
Ребята, как вы думаете, что это я делаю?
Д: Баранки, бублики.
П: Да, баранок на ярмарку выпекали всегда очень много, продавали их целыми связками – нанизывали на нитку, как бусы. Так что нам с вами придется потрудиться. Попробуйте, как у вас получиться!
Дети мнут тесто, раскатывают колбаски, соединяют края – лепят баранки.
П: Ребята, смотрите, а у меня крендель получился, даже и не заметила как! Попробуйте и вы что-нибудь новенькое слепить на ярмарку.
Дети экспериментируют с тестом, лепят баранки, бублики, крендельки, колобки,…
П: А еще на ярмарку всегда пекли пряники – любимое лакомство малышей. Пряники были красивые, фигурные, похожи на зайчиков, уточек (показывает картинки из книги «Пряничный домик»). Вот бы и нам таких же фигурных пряников на ярмарку сделать.
Д: А мы их сейчас сами слепим.
П: А как мы их будем лепить?
Д: Надо взять тесто, расплющить его и сделать красивый пряник (показывают, пробуют, пальчиками придают форму, фигуры получаются плохо). Пробуют несколько раз, предлагают разные варианты и способы: слепить, как из пластилина, отдельно примазать хвостики и ушки. Принимаются все варианты, все пробуется на практике.
П: Ребята, а вы летом любите печь пирожки?
Д: Да.
П: А как вы их «печете»?
Д: Из песка, делаем горочку, формочкой закрываем, убираем лишний песок, снимаем формочку.
П: Формочкой? Ой, как хорошо вы придумали! А с тестом формочки можно использовать, как вы думаете?
Д: Да, можно; это как с песком. Пробуют использовать разные формочки, получается.
П: Ребята, смотрите у меня есть скалка. Как вы думаете, для чего она нужна? Дома у мамы есть скалка?
Д: Нет; да; у бабушки.
П: А кто-нибудь видел как ей пользуются?
Д:…
П: Скалкой раскатывают тесто, чтобы оно было ровное, а потом формочкой вырезают разные фигурки.
Дети пробуют раскатывать тесто, вырезают его формочками. Кто-то раскатывает очень тонко, кто-то чуть-чуть. Готовые пряники перекладывают на досочки для просушки.
У тех детей, у которых тесто раскатано слишком тонко, фигурки рвутся, не отлепляются, тянутся. Им предлагается еще раз попробовать сделать пряники, не торопиться, подумать, как лучше раскатать тесто.
Дети экспериментируют с тестом и, в процессе работы, у них формируется сила нажима на тесто, понимают, что тесто не должно быть тонким. Если взять кусочек теста побольше и раскатать его, то можно вырезать сразу несколько пряников, а не 1-2.
В процессе работы дети вспоминают знакомые пословицы и поговорки о труде, о хлебе:
- труд человека кормит, а лень портит;
- без труда не выловить и рыбку из пруда;
- хлеб всему голова;
- худ обед, когда хлеба нет.
Готовые изделия дети раскладывают на разделочные доски для просушки, убирают рабочее место, и подходят к педагогу со своими изделиями.
П: Эх, и хороши у нас калачи получились! Спасибо вам, ребятишки, за помощь! Одной бы мне не управиться! Не успела бы я к ярмарке товар подготовить, а вместе все мы справились!
Весь товар у нас на славу,
Потрудились мы не зря.
Вот баранки получите,
И спасибо вам друзья!
Педагог угощает детей баранками, прощаются и под музыку дети уходят в группу.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 12
г. Киржач . Владимирской области.
Тематическое занятие
по художественному труду
для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
«Волшебный мир бересты».
Автор: Канавина Марина Юрьевна –
педагог дополнительного образования
I квалификационной категории.
2010год.
Проблема:
- на ярмарке надо представить свой товар, а его нет.
Мотивация:
- дети собираются на ярмарку и должны представить свой товар. Сегодня они будут берестяных дел мастерами.
Цель:
- изготовление берестяных туесов для ярмарки.
Задачи:
- познакомить детей с народно-прикладным творчеством;
- формировать умение изготавливать туесочки из бересты на основе цилиндра;
- закреплять навык работы с шаблоном, ножницами;
- формировать эстетическое отношение к бытовым предметам;
- совершенствовать умение планировать свою деятельность;
- развивать у детей чувство композиции, глазомер, мелкую моторику рук;
- воспитывать интерес и уважение детей к народным традициям.
Предварительная работа:
- знакомство детей с бытом русского народа; рассматривание в группе репродукций, беседа о декоративной посуде;
- изготовление игрушек на основе цилиндра.
Материалы и оборудование.
- береста прямоугольной формы разных размеров, наклеенная на основу - тонкую бумагу;
- тонкий картон для донышка и крышки;
- шаблоны кругов разного диаметра для дна и крышек;
- кусочки бересты для оформления крышек;
- клей ПВА;
- ножницы;
- клеевая кисть;
- простой карандаш.
Ход занятия.
В студии ручного труда представлены образцы изделий декоративно – прикладного творчества из бересты: туесочки, чашки, вазы, лапти, куклы, цветы, картины из бересты.
На столе у педагога лежит береста разных размеров и весь необходимый для работы материал.
Педагог знакомит детей с новым для них материалом и спрашивает, знают ли они, что это за материал и почему именно он.
Д: это береза, кора березы.
П: да, это наружная часть березы, которая называется берестой. Издавна работа с берестой занимала одно из главных мест в народном творчестве на Руси. На бересте писали, из нее делали обувь, посуду, разные предметы быта. По ходу рассказа педагог демонстрирует образцы.
В фольклоре северных областей России сохранилось множество песен и поговорок, воспевающих красоту и полезность этого дерева – помощницы – березы.
В старинной русской поговорке-загадке говорится:
Стоит дерево цветом зелено;
В этом дереве четыре угодья:
Первое – больным на здоровье (банный веник),
Второе – от тьмы свет (лучина),
Третье – дряхлых пеленание (крепление битой посуды),
Четвертое – людям колодец (сок березы).
И все же в этой загадке перечислены не все дары березы. Бересту еще использовали в строительстве – изолировали строения от воды; охотники и рыбаки укрывали берестой шалаши, в домах стояли люльки – колыбельки. Многие народности использовали берестяные ведра, туеса для хранения воды и даже кастрюли для приготовления пищи! Ведь такая берестяная кастрюля, наполненная водой и поставленная на угли, – не горит! Из бересты делали украшения, ей оклеивали различные изделия из дерева, она прорезалась, на ней выжигали разные узоры и орнаменты, ее расписывали.
Выполненные из бересты изделия были нужны дома, их делали в подарок, а также делали, чтобы продавать на ярмарке.
П: А у нас с вами есть где взять бересту, чтобы мастерить из нее?
Д: У нас много растет берез в лесу.
П: Конечно, в наших лесах растет береза, но для того, чтобы из нее можно было что-либо мастерить, надо правильно заготовить бересту. Для этого ее аккуратно снимают с березы с помощью острого ножа, чтобы не повредить дерева. Лучше снимать бересту со спиленных деревьев, выбирать надо гладкие места, без сучков. Заготавливать бересту лучше всего весной. Бересту со всех сторон очищают от грязи и протирают влажной тряпочкой. Чтобы береста держала форму, ее надо приклеить к основе. У нас с вами береста приклеена к картону (педагог демонстрирует заготовки).
Вот и мы с вами из таких заготовок сделаем красивые туесочки, которые пригодятся нам на ярмарке и украсят группу.
П: Рассмотрите туесок и скажите из каких деталей он состоит.
Д: Крышечка, ведерко, дно.
П: А как из нашей заготовки сделать туесок?
Д: Свернуть ее в трубочку, склеить края, приклеить дно и сделать крышечку (дети объяснение сопровождают показом).
П: Да, края соединяем аккуратно, смазываем хорошо клеем и прижимаем пальчиками. Для чего надо хорошо прижать пальчиками?
Д: Чтобы береста хорошо склеилась.
П: А что будем делать дальше?
Д: Надо сделать дно. Вырезать круг и приклеить его (показывают, вырезают то маленький, то большой, кривой).
Д: Надо обвести шаблон.
П: Можно обвести, но у нас нет шаблона.
Д: …, обвести дно.
В: Конечно, а как?
Д: Вот так, поставим цилиндр на картон, прижмем рукой и обведем карандашом (показывают).
П: Что потом?
Д: Вырезать и приклеить.
П: Что еще осталось нам сделать?
Д: Крышку.
П: А как ее сделать?
Д: Вырезать круг и колечко сверху.
П: Для крышечки нам понадобится два круга. Один сделаем так, как для донышка, а второй круг большего размера есть готовый. Что будем делать дальше?
Д :Чтобы сделать крышечку, надо маленький круг наклеить на большой по середине.
П: А как сделать, чтобы крышечка держалась?
Д: Дети предлагают свои варианты, которые апробируем, но крышечка не получается.
П: Для того чтобы крышечка держалась, надо большой круг по всему краю надрезать на небольшие отрезки (показывает). А дальше что?
Д: Эти кусочки отогнем вниз, и на них приклеим полоску из бересты.
П: Чего еще не хватает на крышечке?
Д: Петельки, ручки.
П: Как ее сделать?
Д: Склеить колечко, смазать у полоски края и склеить их, и приклеить на крышку сверху.
П: Ну, теперь я вижу, что вам можно доверить эту сложную работу и лучше вас никто не справится.
Дети готовят рабочее место и приступают к работе.
Во время работы в студии звучит народная мелодия.
Педагог в процессе работы помогает детям, у которых возникают затруднения.
По мере выполнения работы дети убирают рабочее место и несут свои туесочки на выставку, которая оформлена в студии.
П: Эх, какая красота у вас получилась! Вы теперь стали настоящими берестяных дел мастерами! Туесочки у вас красивые, аккуратные, хоть сейчас можно нести на ярмарку:
«Ой, вы мастера почтенные!
На ярмарку собрались.
Наш товар и себя показать!»
Нам теперь есть с чем на ярмарку отправляться!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по самообразованию "Ознакомление детей дошкольного возраста с народными промыслами".
Работа с детьми дошкольного возраста по овладению декоративным рисованием....
Ознакомление детей дошкольного возраста с народным промыслом Гжель
Данная презентация предназначена для ознакомления детей дошкольнного возраста с народным промыслом "Гжель"....
Дидактические игры для ознакомления детей дошкольного возраста с народным промыслом Архангельской области – Мезенская роспись.
Кто такие поморы и как они жили? Как работали и как отдыхали? Какие у них были обычаи, обряды и традиции? Чем украшали свой дом и быт? Помочь детям найти ответы на эти вопросы - значит восстанов...
ПРОЕКТ "ЗНакомство детей дошкольного возраста с народными промыслами"
Проект реализован в средней группе. Представлен материал по знакомству детей с дымковской игрушкой, русской матрешкой, хохломой....
Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО
Данные методические рекомендации адресованы родителям детей дошкольного возраста и их целью является: – оказание практической помощи родителям по реализации в семье основной общеобразовательной ...
Методическая разработка Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством
Знакомство детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства помогает решать задачи эстетического и трудового воспитания дошкольников, их духовного развития....
«Сборник дидактических игр по приобщению детей дошкольного возраста к народным промыслам»
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление; она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средст...