Рекомендации по использованию интерактивного оборудования при реализации образовательной программы в ДОУ
методическая разработка по рисованию (старшая, подготовительная группа) на тему

Ткаченко Галина Васильевна

Методические рекомендации составлены для того, чтобы оказать методическую помощь начинающим педагогам в применении интерактивного оборудования при обучении рисованию детей старшего дошкольного возраста.

Использование данных рекомендаций позволит обновить содержание и повысить качество образования детей. Данный опыт может стать основой для использования интерактивного оборудования при обучении детей по другим направлениям деятельности. Также позволят педагогу осуществить поиск партнеров и включиться в разработку и реализацию сетевых проектов для расширения образовательной среды организации.

Рекомендации составлены для реализации примерной образовательной программы  «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_rekomendatsiya.docx46.55 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по использованию интерактивного оборудования

при реализации образовательной программы

Современный учебный процесс, протекающий в условиях информатизации и массовой коммуникации всех сфер общественной жизни, требует существенного расширения арсенала средств обучения, связанных, в частности, с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР), под которыми сегодня понимаются и элементарные информационные объекты (фотографии, видеофрагменты, звукозаписи, текстовые документы, анимации, интерактивные модели, задания и т.д.), и инновационные конструктивные среды, поддерживающие творческую индивидуальную и коллективную учебно-познавательную деятельность обучающихся, и  мультимедийные интерактивные электронные книги, соответствующие государственному стандарту, воспроизводимые на различных современных электронных устройствах. Широкое внедрение различного рода ЭОР в практику современного детского сада – это не просто стремление использовать все возможности быстро развивающейся техносферы, а способ широкомасштабной реализации прогрессивных педагогических технологий, реализация которых в массовых детских садах ранее была невозможна, но может быть осуществлена на основе имеющейся сегодня технической базы.

Цель рекомендаций: оказать методическую помощь начинающим педагогам в применении интерактивного оборудования при обучении рисованию детей старшего дошкольного возраста.

Использование данных рекомендаций позволит обновить содержание и повысить качество образования детей. Данный опыт может стать основой для использования интерактивного оборудования при обучении детей по другим направлениям деятельности. Также позволят педагогу осуществить поиск партнеров и включиться в разработку и реализацию сетевых проектов для расширения образовательной среды организации.

Рекомендации составлены для реализации примерной образовательной программы  «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Для подготовки и проведения непосредственно образовательной деятельности с использованием интерактивного оборудования, необходимо повышение компьютерной грамотности педагогов в освоении работы с интерактивным оборудованием и программным обеспечением, а также оснащение учреждения соответствующей материально-технической базой.

Отечественные педагоги (Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Е. Н. Игнатьев, И. Я. Лернер и другие) подчеркивают, что творчеству детей можно и нужно учить [2]. Из определяемого нами детского художественного творчества становится очевидно, что для развития творчества в любых видах художественной деятельности детям необходимо получить разнообразные впечатления об окружающей жизни, природе, познакомиться с произведениями искусства (изобразительного, музыкального, литературного, архитектуры, народного искусства), приобрести определенные знания о предметах и явлениях, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности; необходимо освоение детьми богатого художественного опыта, как на занятиях, так и в повседневной жизни (в разнообразных играх, при знакомстве с произведениями искусства).

Что касается впечатлений и освоения богатого художественного опыта, то по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников интерактивное оборудование обладает рядом преимуществ, так как компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни. Например, посетить один из крупнейших в мире и в России художественных и культурно-исторических музеев – Эрмитаж, живя в маленьком северном городке (виртуально) или показать, ребенку, некоторые явления в природе, которые вызывают восторг: процесс превращения бутона в цветок.

        Образовательный процесс по усвоению детьми дошкольного возраста 4-7 лет образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) в соответствии с программой, осуществляется по следующим разделам: предметное рисование, сюжетное рисование, декоративное рисование, ознакомление с искусством. Приведем примеры применения интерактивного оборудования по каждому разделу в подготовительной группе.

Примерный перечень электронных образовательных ресурсов в сочетании с традиционными методами в реализации программы по разделам

Раздел программы

Цель

Методы и приемы на занятиях

Интеграция с другими образовательными областями

Предметное рисование

«Мое любимое животное»

Закрепить умение детей изображать животных, соблюдая пропорции отдельных частей тела. Передавать отличительные особенности животных, цвет и их размер. Развивать воображение. Воспитывать любовь к животным.

  1. Вариант.

Презентация «Домашние животные» http://viki.rdf.ru/, интерактивная д/и «Подбери цвет», упражнение с применением программы Smart Notebook «Схема поэтапного изображения животных», физминутка «Кошка», музыкальное сопровождение (детские песни о кошках и собаках), анализ детских работ в виде беседы «Расскажи о своем любимом животном».

  1. Вариант

ЭОР Домашние животные. загадки. Часть 1 , рисование животного на интерактивной доске с помощью ребенка, физминутка для глаз, интерактивная д/и «Расположи животных в правильной последовательности»  «музыкальное сопровождение (детские песни о кошках и собаках), подведение итогов, анализ детских работ в виде выставки «Самые любимые животные»

-Проект «Наши любимые животные» с созданием интерактивного альбома из детских рисунков, фотографий и других работ о домашних любимцах.

-Рассматривание иллюстраций в книгах и на слайдах, просмотр видеофильмов, мультфильмов.

-Пение и слушание музыкальных произведений.

-Наблюдения за животными.

-Слушание стихов и рассказов.

-Дидактические, онлайн-игры, интерактивные игры и сюжетно-ролевые игры

Сюжетное рисование

«Весна. Цветут сады»

Сюжетное рисование комплексное занятие (рисование и ознакомле

ние с окру

жающим)

«Моя семья»

Закреплять умение детей изображать картины природы, передавая ее характерные особенности. Учить располагать изображения по всему листу (ближе-дальше). Развивать умение рисовать разными красками. Развивать эстетическое восприятие, образные представления

Клип «Весна. Цветут сады»,http://www.youtube.com/watch?v=jmI2dpcYyhY  интерактивная игра «Ближе-дальше», физминутка «Цветок»,художественное слово, напоминание о правилах пользования красками, музыкальное сопровождение Ф.Шопен «Весенний вальс», подведение итогов, анализ детских работ в виде выставки «Цветущая весна».

ЭОР Смена времен года

-Рассматривание иллюстраций в книгах и на слайдах, просмотр видеофильмов.

-Пение и слушание музыкальных произведений.

Слушание стихов и рассказов.

-Дидактические, онлайн-игры, интерактивные игры.

- рисование в свободное время.

Закрепление умения изображать группу людей – семью, передавая характерные особенности каждого члена семьи. Формирование представления детей о семье, как о людях, которые живут вместе, развитие чувства гордости за свою семью.

Игровой прием - цветик-семицветик,  рассматривание репродукции А.М. Герасимова «Семейный портрет» (на слайде); художественное слово; интерактивная д/и «Из какой сказки семья», интерактивная д/и «Кто старше?» (по аналогии игры «Ближе-дальше); музыкальное сопровождение: песни о семье; инструкция; образец – схема поэтапного изображения человека выполненного в программе Smart Notebook (по аналогии схемы рисования животных); пальчиковая игра «Семья»; физминутка «Семейная зарядка», подведение итогов, анализ детских работ в виде беседы «У кого какая семья» (самая веселая, самая большая, самая серьезная, самая яркая)

        

- Проект «Мы рисуем мир семьи»

Разучивание пословиц и поговорок о семье.

- Рассматривание иллюстраций в книгах и на слайдах, просмотр видеофильмов.

- Слушание стихотворений А.Костецкий «Самое дорогое», А. Барто «Его семья», О.Дриза «Мама», И.Мазнин «Простое слово», С.Капутикян «Папа», «Вот какая мама» Е. Благинина.

- Беседа о семье.

Дидактические, онлайн-игры, интерактивные игры.

Декоративное рисование

«Дымковская слобода»

Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской игрушки.

Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности.

Воспитывать любовь к народному искусству России.

  1. Вариант

Видео-урок «Дымковская игрушка» http://radostmoya.ru/project/shishkina_shkola_risovanie/video/?watch=dymkovskaya_igrushka 

презентация «Дымковские узоры», художественное слово, интерактивная д/и «Назови узор», гимнастика для глаз, музыкальное сопровождение (русские народные песни), подведение итогов, анализ детских работ в виде выставки «Дымковская слобода»

  1. Вариант

Игровая ситуация, интерактивная презентация «Дымковская слобода», настольная игра «Собери только дымковские узоры», гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика «Фигуры», напоминание о том, как пользоваться тычком, музыкальное сопровождение «Русская народная музыка», подведение итогов, анализ работ в виде игры «Найди игрушку, украшенную следующими элементами узора…»

Интерактивная презентация «Дымковская игрушка»

- Рассматривание игрушек, иллюстраций на слайдах, просмотр видеофильмов.

-Пение и слушание музыкальных произведений.

-Слушание стихов и рассказов, беседы.

-Дидактические, онлайн-игры, интерактивные игры.

Проект «Народная игрушка» с привлечением родителей к изготовлению из глины и росписи народных игрушек. Итогом может служить мини музей народной игрушки или театрализованное представление с использованием вылепленных игрушек.

Ознакомление с искусством «Зимнее настроение»

Закрепить знания детей о зиме и о пейзажной картине.  Вызвать у детей эмоциональный отклик на настроение картины. Продолжать развивать художественное восприятие. Воспитывать художественный вкус.

  1. Вариант

Интерактивная презентация «Зимнее настроение», д/игра «Найди лишнюю картину», гимнастика для глаз, художественное слово,  рассматривание и беседа по картине И.И.Шишкина «Зима», музыкальное сопровождение А.Вивальди «Зима», подведение итогов, анализ работ в виде выставки «Зимушка-зима»

  1. Вариант

ЭОР http://eor-np.ru «Зима глазами художников» интерактивная д/и  «Подберите краски художнику», физминутка «Ветер», музыкальное сопровождение песни о зиме, подведение итогов стихотворением П.Вяземского «Здравствуй в белом сарафане…», анализ работ в виде беседы «Какое настроение у твоей картины»

ЭОР http://eor-np.ru «Зима глазами художников»

Проект «Ребенок в мире искусства». Где итогом могут быть выставки совместных работ детей с родителями.

- Рассматривание репродукций картин на слайдах, просмотр видеофильмов.

-Пение и слушание музыкальных произведений.

-Наблюдения в природе.

-Слушание стихов и рассказов.

-Дидактические, онлайн-игры, интерактивные игры.

Среди всех программных средств подготовки электронных презентаций наиболее популярной оказалась программа Microsoft Power Point в силу ее широкого распространения, доступности интерфейса при достаточно больших возможностях анимации предоставляемого материала, импорта различных графических приложений, видео- и звуковых материалов. Информационное обеспечение презентации удобно организовать в виде гипертекстовой системы, при которой фрагменты текста с элементами графики соединяются между собой с помощью специальных гиперсвязей в сеть. С помощью гиперссылок можно получить на экране дополнительную или поясняющую информацию, организовать многократное обращение к одним и тем же информационным объектам из разных мест презентации. Достоинства мультимедийных презентаций: копируемость, транспортабельность и наличие мультимедийных эффектов.

Одна из самых лучших и «дружелюбных» программ на сегодня для работы с интерактивной доской, исходя из собственного опыта, это программа Smart Notebook с коллекцией интерактивных средств LAT 2.0, созданная с использованием Flash – технологий. Возможности ее огромные:

1.Создание всевозможных интерактивных игр с помощью коллекции интерактивных объектов.

2.Работа с цветом. Диапазон цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет использовать различные цвета, чтобы указать важные области объектов, выделить их, показать связи между объектами.

3. Использование видео. Интерактивная доска позволяет делать снимки с экрана при воспроизведении видео, чтобы потом работать с этими файлами изображений - сохранять их, распечатывать, делать аннотации и т.д.

4. Использование функции Drag and Drop (перетащи и отпусти) существенно расширяет возможности интерактивной доски, позволяя решать следующие задачи:

• устанавливать соответствие между объектами;

• маркировать какие-то объекты, выделять их;

• группировать объекты, сортировать их;

• а также просто перемещать объекты из одного положения на экране в другое положение. Эти задачи решаются в игровой форме, создавая с помощью данной функции дидактические интерактивные игры. В процессе работы с интерактивной доской воспитатель может попросить отвечающего комментировать свои действия у доски, что позволит повысить понимание его логики и действий детей, сидящими за столами.

5. Выделение объектов. Изображения могут появляться на доске последовательно, чтобы воспитатели и дети могли сосредоточиться на специфических аспектах определенного объекта. Это достигается скрытием части дисплея и его открытием только при необходимости. Эта технология позволяет сконцентрировать внимание детей на разных объектах в течение занятия.

6. Возможность вырезать и вставлять. Фрагменты текста, изображения и другие ресурсы могут перемещаться, копироваться в память компьютера, могут быть удалены и вновь восстановлены. Эта особенность интерактивной доски позволяет детям не бояться изменений, ведь в любой момент можно вернуться на шаг назад, восстановить все в прежнее состояние.

7. Флип-чарты (лекционные плакаты). Страницы флип-чартов могут перелистываться назад и вперед, позволяя педагогам быстро повторно воспроизвести все содержание занятия или возвратиться именно на страницы с теми материалами, рассмотрение которых вызвало затруднение у детей.

8. Разделение экрана. Экран интерактивной доски можно разделить на части, в каждой из которой можно использовать различные режимы работы.

9. Подключение документ-камеры, позволяющее как проводить опыты, так и рассмотреть что-то (маленькую картинку, способ рисования, листок, цветок и т.д) и видеть результат на доске.

Следующее приложение для поддержки обучения может использоваться только при наличии подключения к сети Интернет. Рекомендуется она при отсутствии предыдущей программы, содержащей интерактивные модули. Приложение Web 2.0 дает возможность педагогу создавать эти самые интерактивные модули. Эти модули можно изменять или создавать в оперативном он-лайн режиме. Данный интернет ресурс включен в картотеку сайтов. Созданную мной интерактивную игру на данном интернет ресурсе «Жанры живописи» http://LearningApps.org/watch?v=pxap2cfcc01, можно использовать как на интерактивной доске по изучению раздела «Ознакомление с искусством» программы, так и разместив на сайте педагога для закрепления изученного материала с родителями.

Кроме самостоятельной разработки презентаций и игр к каждому занятию, можно использовать авторские публикации из сети интернет, что дает возможность сократить время для подготовки к занятию и обогащает собственный опыт. Однако и для того, чтобы найти готовые презентации и другие методические разработки для интерактивной доски, также необходим определенный опыт и достаточно много времени работы в сети Интернет. В помощь начинающему педагогу составлена картотека сайтов, рекомендованных Министерством образования и науки РФ. 

Картотека сайтов на основе каталога Российского  общеобразовательного портала Министерства образования и науки РФ

№ п/п

Информация о сайте

Адрес сайта

Содержит коллекцию on-line и off-line игр, загадок, ребусов для творческого развития детей, материалов для обучения рисованию.

сайт «Теремок» http://www.teremoc.ru/

Содержит коллекцию on-line и off-line игр, загадок, ребусов для творческого развития детей, материалов для обучения рисованию.

детский портал «Солнышко» http://www.solnet.ee/games/g1.html

Содержит коллекцию электронных детских книг

сайт «Книжный шкаф» http://www.detisite.ru/gorodok/book/index.htm#,

Содержит коллекцию on-line и off-line игр, загадок, ребусов для творческого развития детей, материалов для обучения рисованию, видео материалов.

Сайт «Kinder1. Net» http://kinder1.net/index.html

Содержит большую коллекцию аудиосказок, материалов по обучению рисованию (уроки поэтапного рисования, раскраски), стихов, песен, загадок

Сайт «Дети Онлайн»

http://deti-online.com/

Содержит большое количество авторских публикаций презентаций, энциклопедий, детских электронных книг, интерактивных авторских игр, интерактивные викторины, кроссворды, тесты, видеоматериалы (все материалы с возможностью скачивания).

Сайт «Детские электронные презентации и клипы» http://viki.rdf.ru/

Содержит большое количество мультимедийных презентаций, разделенных на темы, материалы по обучению рисованию, аудиосказки, детские стихи, музыка (некоторые материалы можно скачивать только после регистрации)

Сайт «Читарики» http://chitariki.ru/

Содержит коллекцию презентаций по различным темам, конспекты занятий.

Сайт «Играй подрастай» http://www.igraypodrastay.ru/

Содержит раздел «Дошкольное образование», в котором размещены презентации, конспекты занятий, сценарии, разработки.

Сайт «Учительский портал» http://www.uchportal.ru/

Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Такие блоки (так называемые приложения или упражнения) не включены по этой причине ни в какие программы или конкретные сценарии. Они имеют свою ценность, а именно -  Интерактивность. 

LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей

.http://learningapps.org.

Содержит разработанные электронные образовательные ресурсы для дошкольного образования в соответствии с основными задачами новых федеральных государственных образовательных стандартов по разной тематике.

Сайт «Электронные образовательные ресурсы» http://eor-np.ru

Содержит образовательные программы в формате видеоматериалов по разным направлениям развития ребенка, мультфильмы, документальные фильмы и т. д.

Телеканал «Радость моя» http://radostmoya.ru/project/

Для достижения высокого качества обучения в результате применения оборудования, необходимо обеспечивать ее безопасное использование, учитывая санитарно-эпидемиологические требования к устройствам, требования к содержанию занятий и их организации, в соответствии с требованиями СанПина, проводя физические упражнения для снятия утомляемости после работы с компьютером (интерактивной доской, камерой, и др.).

Так как мультимедийные презентации остаются самыми простыми в плане создания и использования, то начинающему педагогу следует начинать именно с создания данных ЭОР.  Однако уже на этапе их создания, необходимо учитывать как общие требования к их оформлению, так и методические требования:

  1. На первом слайде презентации должны быть указаны ФИО, должность и место работы автора;
  2. На последнем слайде презентации должен располагаться список использованных источников: список использованных печатных источников; активные ссылки на страницы материалов в Интернете;
  3. Необходимо учитывать особенности воспитанников данного возраста.
  4. Необходимо учитывать цели и желаемые результаты занятия.
  5. Необходимо выбирать наиболее эффективные элементы компьютерных технологий для решения конкретных задач конкретного занятия.
  6. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания на слайде;
  7. Необходимо соблюдать единый стиль оформления слайдов для одной презентации, он не должен отвлекать от содержания самой презентации;
  8. Фон лучше выбирать в холодных тонах и неконтрастных текстурах;
  9. На одном слайде рекомендуется использовать не более 3-4 цветов;
  10. Необходимо использовать короткие слова и предложения; Не нужно помещать текст на слайде, которым вы сопровождаете показ слайдов, особенно если дети читать не умеют.
  11. Размер шрифта в презентации должен быть не менее 24 пт для заголовка и не менее 18 пт для текста;
  12. Если на слайде есть картинка, то текст должен располагаться под ней;
  13. Изображения, которые используются в презентации, должны быть хорошего качества;

Список использованных источников:

  1. Белая К. Ю. Использование современных информационных технологий в ДОУ // Современное дошкольное образование. Теория и практика. № 4/2011, с. 14.
  2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2–7 лет / Т.С.Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 320 с.
  3. Кашканов Д. Smart Notebook. Как работать с интерактивной доской. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://smart.schoolsite1.ru/component/content/article/2-info/73-interact-lesson.html 
  4. Российский общеобразовательный портал. [Электронный ресурс]. -  Режим доступа:  http://school.edu.ru/
  5. Ушинский К. Д. О наглядности обучения. Избр. пед. соч. Т. 2. – М.: Просвещение, 1954.  -  645 с.
  6. Электронные образовательные ресурсы. [Электронный ресурс]. -  Режим доступа:  http://eor-np.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для молодого педагога по использованию информационных технологий при реализации образовательной программы.

Рекомендации для молодого педагога по использованию информационных технологий при реализации образовательной программы....

Развлечение с использованием нестандартного оборудования по реализации образовательной области "физическое развитие". "Морское путешествие" (Подготовительная к школе группа)

Использование нестандартного оборудования для повышения двигательной активности детей и снятия эмоционального напряжения ...

Перспективный план использования интерактивного оборудования в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования на 2019-2020 учебный год подготовительной к школе группы №21 компенсирующей направленности для детей с тяжелыми н

Цель  ИКТ в дошкольном образовании:  повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий в соответствии с ФГОС ДО.Задачи...

Использование интерактивного оборудования в процессе образовательной деятельности (проведение вебинаров, создание заданий в программных модулях «Сова» и «Easy Enteractiv»

в данной презентации рассказано об использовании интерактивного оборудования в процессе образовательной деятельности....

Возможности оборудования «Интерактивная песочница» для реализации образовательных программ дошкольного образования

Интерактивная песочница представляет собой обучающейся комплект для современного развития детей.Система  состоит из деревянных конструкций , ноутбук с программным обеспечением, проектора и датчик...

"Использование интерактивного оборудования в воспитательно- образовательном процессе ДОУ"

Настоящий сборник содержит тезисы выступлений из опыта работы участников Педагогического Совета МАДОУ ДС №4 «Родничок» по использованию интерактивного оборудования в воспитательно-образова...