Концепция по теме: "Учим детей цвету"
статья по рисованию (младшая группа) на тему
Каждый ребёнок с двух-трёх лет с упоением рисует. Дети рисуют всё, что видят, знают, слышат и ощущают. Посредством рисунка они выражают своё понимание жизни, своё отношение к ней, свои переживания. И каждому маленькому “художнику” очень важно, чтобы его рисунки были поняты и доступны всем людям, даже, если это простые палочки, линии, кляксы, бесформенные изображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontseptsiya.docx | 24.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Каждый ребёнок с двух-трёх лет с упоением рисует. Дети рисуют всё, что видят, знают, слышат и ощущают. Посредством рисунка они выражают своё понимание жизни, своё отношение к ней, свои переживания. И каждому маленькому “художнику” очень важно, чтобы его рисунки были поняты и доступны всем людям, даже, если это простые палочки, линии, кляксы, бесформенные изображения. Постепенно, год от года, постигая технику самовыражения через цвет, линию, форму, ребёнок приобретает уверенность в себе, начинает понимать язык изобразительного искусства, гармонию жизни. Цвет – один из самых эмоционально насыщенных изобразительных знаков. Это особый мир со своими законами, часть которых вполне доступна для освоения их детьми дошкольного возраста.
Но всегда ли так происходит?
Исследуя работы своих выпускников, просмотрев рисунки детей старшего дошкольного возраста, я пришла к выводу: сюжеты рисунков старших дошкольников были разнообразны, но используемые краски скудны в выборе, ребята редко используют оттенки (если только они есть в наборе красок), редко применяют оттенки, которые можно получить через смешение красок. Отсюда можно сделать вывод, что мы воспитатели мало обращаем на это внимания.
Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги Ф. Фребель, М. Монтессори,
О. Декроли, Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др. считали,
что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного развития ребёнка, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. А обучение детей цвету, это одна из составляющих сенсорного развития.
Современные психологические исследования показывают, что ребёнку с самого раннего возраста доступно всё богатство разнообразных цветов и оттенков, только взрослые должны создать все условия для развития ребёнка.
Чем раньше ребёнок научается различать цвета, тем больше полезной информации сможет понять и усвоить малыш, тем лучше он будет развиваться в целом. Кроме того, умение различать цвета – прекрасная тренировка наблюдательности, внимания, художественного вкуса. По мнению психологов, возраст, наиболее «чувствительный» к усвоению цветов, – 3−4 года. Ребенок так восприимчив к обучению, особенно если оно выстроено грамотно и интересно, что может усвоить мельчайшие оттенки цвета. Известно, что обычный человек различает 5−10 оттенков красного цвета, в то время как ткачихи, например, − 20−30 тонов. Конечно, это связано с требованиями их профессиональной деятельности, однако такая цветовая зоркость может быть развита и у четырехлетки за счет повышенной возрастной чувствительности к освоению сенсорной культуры. Известный педагог Мария Монтессори, считала, что обучать малышей цветам необходимо поэтапно.
Отсюда и возник проект «Радуга», который я включила в работу с вновь пришедшими в мою группу детьми 3-4 лет, что бы не упустить этот переломный момент.
Прежде чем начать работу с детьми была проведена диагностика, по данной теме. Для большей убеждённости, такую же диагностику мы провели в параллельной группе
Результаты следующие:
-Знают и называют основные цвета – 53% детей (56%)
- Называют оттенки основных цветов - 21% (23%)
- Умеют находить предметы определённого цвета в окружающей обстановке – 43% (50%)
Умеют проводить ассоциации между цветом и предметом – 29% (33%)
Результаты в параллельной группе выше, чем в нашей. Причина в том, что подобный проект был реализован в параллельной группе уже в прошлом году, своих же детей я воспитываю только с июня 2014 года.
Цель проекта: Формирование цветовосприятия и цветоразличения у детей 3-4 лет
Проект формирует:
К- культуру речи, креативное мышление
О – общение в совместной деятельности
Ж – желание познавать новое в окружающем мире
З – заинтересованность
Г – гордость за свои успехи
С – стремление доводить начатое
Ф – фантазию
Проект предусматривает разнообразные формы работы по 5 областям развития.
«Познавательное развитие» - специально организованные занятия, наблюдения,
«Речевое развитие» - закрепление и правильное проговаривание названий цвета, речевые упражнения, чтение «цветных» сказок и стихотворений.
«Социально – коммуникативное развитие» - создание условий и среды для общения детей, организация совместных игр
«художественно – творческое развитие» игры с конструкторами, изобразительная деятельность, разучивание 2цветных» песенок
«Физическое развитие» - закрепление цвета при использовании разнообразных по цвету атрибутов, проведение тематических подвижных игр, при проведении спортивных досугов и развлечений.
Основные формы работы с детьми
НАБЛЮДЕНИЯ .Первым нашим помощником в развитии у детей цветового восприятия является природа. Её многоцветие по-своему радует нас во все времена года. Если научиться внимательно вглядываться, то мы увидим богатейшую игру оттенков цвета неба, земли, солнца, листвы.
Наблюдая, любуясь красотой природы, мы подведём детей к пониманию цветовой гармонии. Они уже не скажут: “Небо- синее, облака и снег – белые, ночь – чёрная” так как знают, что небо бывает и алое, и фиолетовое, и зеленоватое, и насквозь прозолоченное солнцем, и почти что белое, и многоцветное.
Цветные игры
Все малыши любят играть в ролевые игры. И эти игры тоже можно направить в нужное нам русло. Так, на этапе изучения цветов можно играть, например, в «почтальона» и «цветные остановки». Почтальоном будет малыш. В маленькой детской сумочке у него лежат разноцветные картонные прямо- угольники («письма»). Их нужно разнести игрушкам на улицу нужного цвета. Улицы можно обозначить листами цветного картона: на Фиолетовой улице живут кошка и собачка – им по письму фиолетового цвета. А в Оранжевом переулке оранжевые письма получают мишка и кукла Таня.
Краски-раскраски
При обучении детей различать цвета нам помогают краски и фломастеры. Рисуя вместе с крохой, все время называйте тот цвет, который набираете на кисточку: «Какую мы с тобой краску набрали? Желтую! Давай нарисуем желтой краской желтое солнышко! А цыпленочка мы каким цветом нарисуем? Тоже желтым! Солнышко желтое и цыпленок желтый!» Действия малыша тоже непременно комментируйте: «Ты набрал зеленую краску. Вот умница, ты нарисовал зеленую травку!» Дети с удовольствием рисуют и фломастерами: они яркие и не требуют больших усилий для получения штрихов. Подберите специально для крохи фломастеры с цветными колпачками. Когда малыш закончит рисовать, попросите помочь вам подобрать к каждому фломастеру его колпачок. Не забывайте при этом называть цвета. Иногда имеет смысл «случайно» ошибиться, надеть колпачок не на тот фломастер, чтобы доставить крохе радость исправить мамину ошибку. Благодаря этой простой забаве мои дети уже в полтора года безошибочно находили по моей просьбе не только «основные» цвета, но и оранжевый, фиолетовый, коричневый, розовый, голубой… Вообще, рисуя с малышом, мы имеем массу возможностей потренироваться в умении различать цвета. Например, нарисуем разноцветные воздушные шарики и попросим кроху пририсовать к ним ниточки таких же цветов. И, конечно, назовем эти цвета. Или нарисуем несколько разноцветных домиков. Посмотри, малыш, чего у наших домиков не хватает? Конечно, окошек! Ну-ка, нарисуй домикам окошки, чтобы они были того же цвета, что и домики. Точно так же можно рисовать лучики разноцветным солнышкам, лить дождик из разноцветных тучек, пририсовывать блюдца разноцветным чашкам. Нарисуйте на бумаге по три одинаковых цветочка разными карандашами (три красных, три синих, три розовых и т.п.) и попросите малыша собрать одинаковые букеты – соединить линией растения одинакового цвета. Одним словом, подобных заданий можно придумать очень много. Ну и, конечно, не забудьте познакомить кроху с цветами радуги. Ведь рисовать радугу – это так здорово!
Волшебные превращения (эксперементирование)
Для малыша смешивание красок – это не только возможность закрепить названия знакомых цветов, но и самое настоящее волшебство! Расскажите ему, почему красный, желтый и синий называют основными цветами. Все дело в том, что, имея всего три эти краски, мы можем получить любой другой необходимый цвет (кроме белого и черного). А вот сами эти цвета невозможно получить путем смешивания. В начале для пущей наглядности будем использовать не палитру, а стеклянные баночки (например, от детского питания) или стаканы. В пять из них нальем воды и растворим акриловые или гуашевые краски пяти цветов: красного, синего, желтого, черного и белого. Пусть малыш назовет их. Теперь возьмите пустую баночку и скажите ребенку таинственным голосом, что сейчас у вас получится настоящий фокус: в баночке появится оранжевая вода. Налейте в нее немного жидкости красного и желтого цветов, и у вас получится замечательный оранжевый раствор! Вот так фокус!
Игры с палитрой.
Но как перенести увиденное на лист, передать эту красоту в рисунке? Мы сможем помочь детям, используя игры с палитрой. Сначала познакомим их с “беляночкой” - белой гуашью, и научим смешивать белила со всеми другими красками. На наших глазах происходят чудеса - из ярких насыщенных краски превращаются в нежнейшие пастельные тона. Попросим детей нарисовать то, что они изобразили. Получаются интереснейшие истории и сказки - “Розовые”, “Голубые”, “Бирюзовые” и другие.
Следующий этап – смешивание между собой основных цветов – красного, жёлтого и синего для получения дополнительных. Смешаем красную с жёлтой и получим множество оттенков оранжевого цвета, красную с синей – оттенки фиолетового цвета, синюю с жёлтой – зелёные оттенки.
Игры с палитрой бесконечны. Число получаемых ребёнком оттенков разного цвета будет измеряться десятками. Ребёнок чувствует себя “своим” в удивительном мире цвета. Он научится предвидеть результат сложных смешений красок, получать нужный ему оттенок.
Закрепить устойчивые представления детей о цвете, развить зрительное восприятие нам помогут дидактические игры. Психолого-педагогические исследования показывают, что такие игры повышают эффективность обучения в 15-20 раз.
В нашей группе мы стали активно использовать блоки Дьенеша. Варианты этой игры могут быть самыми разными: предложить детям выложить дорожки из одного цвета фигурок, башенки, создать картинку по образцу, а затем дети могут уже сами фантазировать. Используя это пособие кроме цвета можно закреплять и форму и размер, т.е. все сенсорные эталоны.
Настольные игры с плоскостными формами, бросовым материалом (например с пробками от пластиковых бутылок) помогают детям закреплять и названия оттенков: «Поставь цветы в вазу», «Найди свой домик», «Мозаика» и т.д.
Если сравнить уровень развития детей с началом учебного года, то результат следующий:
ВЫВОД: Так, ненавязчиво, любуясь вместе с детьми естественными красками природы, смешивая различные цвета на палитре, играя в настольные игры, мы раскроем им мир во всей своей сложности, многозначности и многоцветности. И тогда мы увидим в детских рисунках не просто изображения, а выразительные художественные образы. А дети испытают радость от самовыражения в рисунке!
Литература:
*С. Могилевская. Семь разноцветных сказок.
*Н. Нищева. Разноцветные сказки. Учебно-методическое пособие-конспект. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 1999.
*К. Ю. Белая, В. М. Сотникова. Разноцветные игры. ЛИНКА – ПРЕСС Москва 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: «Учим ребенка различать цвета» Первые понятия
Для маленького человечка, который только-только делает свои первые открытия в большом и прекрасном мире, цвет не является чем-то отдельным, обособленным. Он прочно связывается с конкретными предметами...
Консультация на тему «Учить цвета просто и весело»
Консультация на тему «Учить цвета просто и весело»...
Консультация на тему «Учить цвета просто и весело»
Научить детей точно, полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства призвано сенсорное воспитание, направленное на развитие у ребёнка процессов восприятия и получения представлений о предметах...
Консультация на тему «Учим цвета"
Консультация на тему "Учим цвета" Наш мир полон ярких красок. Нас окружает огромное количество цветов, тонов и оттенков. Поэтому педагоги и родители обяза...
Консультация на тему «Учить цвета просто и весело»
Малыш рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы....
Презентация на тему "Учимся рисовать цветы"
Что может быть приятнее, чем рисовать цветы? Погружайтесь с мир красоты, романтики и самых естественных, природных форм. Тем более, что рисовать цветы совсем не сложно – главное, освоить те же п...
Консультация для родителей на тему: « Учить цвета легко и просто»
Это неудивительно, ведь знание цветов – это неотъемлемая часть сенсорного развития малыша. Знакомство с цветом значительно расширяет представления ребенка о мире, позволяет ему классифицировать ...