Кружок "Цветик-семицветик"
календарно-тематическое планирование по рисованию на тему

Гигина Екатерина Васильевна

Тематическое планирование кружка по изо деятельности в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo.doc168 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Кружок «Цветик семицветик» проводится на базе разновозрастной группы ДОУ.                                                                                                                                                                                                Каждый ребенок с двух - трех лет и до подросткового возраста рисует грандиозные, многофигурные со сложным переплетением сюжетов композиции, рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи. Зачем и почему рисуют дети? Это - один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребенок усваивает понятия "вертикаль" и "горизонталь", отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем он постигает формы, свойства материалов, постепенно осмысливает окружающее.  

 Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование дает возможность в образной форме выразить то, что уже узнал малыш и что он не всегда может выразить словесно. Рисование не просто способствует развитию зрения, координации движений, речи и мышления, но и помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, все более усложняющиеся представления о мире.  

Рисование - естественная потребность ребенка. У него нет "комплекса неумения".  Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним .Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. О том, что рисование важно для развития чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений. Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания.    

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдение и выделение свойств и  предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма — компонентов эстетического чувства.    

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдение и выделение свойств и  предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма — компонентов эстетического чувства.            

Актуальность: 

Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.

 Цель работы: развивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе комментированного рисования, формирование всех психических процессов, развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.

Настоящая программа способствует решению следующих задач:

Обучающая: учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.

Развивающая: развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.

Воспитательная: формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.

Организация занятий кружка.

Кружок посещают дети разновозрастной группы. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Материал:

-  акварельные краски, гуашь;

- восковые и масляные мелки, свеча;

- ватные палочки;

- поролоновые печатки;

- коктельные трубочки;

- палочки или старые стержни для процарапывания;

- матерчатые салфетки;

- стаканы для воды;

- подставки под кисти; кисти.

Приемы и методы используемые на занятиях изо кружка:

- Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений,

- Практические – упражнения, игр методы,

- Словесные  методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, пед оценка.

- Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

Все методы используются в комплексе.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

   Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы, дифференцированы по годам обучения и делятся на три группы:

  1. Теоретическая подготовка ребенка по основным разделам программы,
  2. Практические умения и навыки.
  3. Личностные качества, формирование и развитие которых осуществляет в процессе реализации программ.

                                                               

Учебно-тематический план.

                                                                       

Занятие  

Тема занятия

Программное содержание

ь

Методические приемы

Оборудование

1

Сказка про краску

Познакомить со свойствами различных худ материалов; вызвать у детей интерес к изобразит искусству; научить отдельным приемам работы кистью и карандашом.

и

  1. Рассказ педагога.
  2. Худ. Слово.
  3. Беседа.
  4. Практическая работа.
  5. Итог.

Различные виды бумаги, краски, цвет карандаши.

2

Осенние деревья

Рисунки из ладошек

Познакомить с техникой рисования с помощью руки. Развивать пространственное мышление.

  1. Беседа по картине И.Левитана «Золотая осень
  2. Показ рисования.
  3. Самостоятельное рисование детей.
  4. Итог.

бумага, краски, гуашь, кисти

3

Теплая картина

Учить смешивать основные цвета и получать новые. Изобразить по замыслу с учетом теплого цвета.

Различать холодные и теплые цвета.

  1. Игра «Хоровод красок».
  2. Худ. слово.
  3. Самостоятельная деятельность детей
  4. Итог.

бумага, краски, гуашь, кисти

4

Волшебные листья.

Печатание листьями

Учить создавать рисунки путем прикладывания листьев, формировать эстетическое отношение к действительности, развивать наблюдательность.

  1. Вступительная беседа.
  2. Худ. слово.
  3. Самостоятельная работа детей.
  4. Итог.

Рисунки – образцы, листья, гуашь, кисти, бумага.

5

Разноцветные зонты.

Печать по трафарету

Познакомить с новым методом – печатанью по трафарету. Развивать чувство ритма.

1. Загадывание загадок

2.Вступительная беседа.

3.Самостоятельная работа детей.

4. Игра «Дождик»

      5.Итог.

Силуэты зонтов, краски, трафареты узоров, поролон, гуашь.

6

Аленький цветочек

Печать по трафарету

Закрепить навыки рисования, используя трафареты цветов, развивать эстетические чувства.

  1. Вступительная беседа.
  2. Худ. слово.
  3. Самостоятельная работа детей.

4.Итог.

Трафареты, краски

7

Осенний лес

Монотопия

Учить детей рисовать на одной половине бумаги, сворачивать лист бумаги пополам и получать отпечаток на второй половине предварительно смоченной водой.

  1. Чтение стихотворения  
  2. Беседа.
  3. Подвижная игра
  4. Самостоятельная деятельность детей.

5.Итог.

Бумага, краски, простые карандаши, кисти, поролон.

8

Путешествие по радуге

Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами.

  1. Рассматривание картинки с эмоциями.
  2. Рассматривание ладони.
  3. Худ. слово.
  4. Самостоятельная деятельность детей.
  5. Итог.

Бумага, краски,

9

Ежик.

Тычок сухой кистью

Познакомить с новым методом – рисование тычком. Развивать внимание, воображение.

  1. Загадывание загадки.
  2. Чтение рассказа Е.Чарушина «Еж».
  3. СА деятельность детей.
  4. Физкультминутка «Еж с ежатами»

Краски, кисти, бумага, карандаши.

10

Дымковская игрушка.

Оттиск печатками

Закрепить умения рисовать с помощью силуэта, украшать печатками. Развивать умения передавать колорит.

  1. Чтение стихотворения
  2. Показ игрушки. рассматривание.
  3. Самостоятельная деятельность детей
  4. Игра
  5. Итог.

Силуэты, краски, кисти, печатки, образцы.

11

Первый снег.

Рисование пальчиками

Учить рисовать дерево без листьев, снег изображать пальчиками, развивать инициативу, учить составлять композицию.

  1. Вступительная беседа.
  2. Худ. слово.
  3. Самостоятельная работа детей.
  4. Итог.

Бумага, краски, карандаши, илюстрации

12

Снежинки.

Воздушные фломастеры

Учить детей с помощью трафарета снежинок делать набрызг из фломастеров развивать чувство композиции.

Развивать длительный плавный выдох.

  1. Беседа
  2. Чтение стихотворения «Снежинка»
  3. Рассматривание.
  4. Самостоятельная деятельность детей.
  5. Подвижная игра «Снежинки».
  6. Итог.

Бумага, трафарет, воздуш фломастеры.

13

Елочка – нарядная.

Оттиск поролоном, рисование пальчиками

 Учить  рисовать ель, закрепить умение изображать елочные игрушки с помощью печаток. Воспитывать эстетическое восприятие природы.

  1. Чтение стихотворения.
  2. Показ приемов рисования.
  3. Самостоятельная деятельность детей.
  4. Пальчиковая гимнастика «Елочка»
  5. Итог.

гуашь, печатки, кисти, бумага.

14

Узоры на окне.

Отрабатывать технику закрашивания. Продолжать закреплять правильно держать кисть и набирать краску, развивать творческие способности и воображение.

  1. Чтение стихотворения.
  2. Показ приемов рисования.
  3. Самостоятельная деятельность детей.
  4. Итог.

Ватман, краски, кисти.

15

Узоры на тарелочке

Оттиск печатками

Познакомить с колоритом городецкой росписи. Составлять узор в круге. Развивать чувство композиции.

  1. Показ изделий народного промысла.
  2. Чтение стихотворения.
  3. Объяснение.
  4. Самостоятельная деятельность детей.
  5. Игра «Карусель».
  6. Итог.

Трафареты, краски Изделия городецких мастеров, бумага, гуашь, кисти.

16

Сказочная  Жар – птица

Познакомить с народными традициями в изображении птиц, научить рисовать предметы сложной формы от общего к деталям.

  1. Чтение стихотворения.
  2. Показ игрушки павлина.
  3. Объяснение
  4. Самостоятельная деятельность детей.
  5. Итог.

Карандаши, гуашь, кисти, иллюстрации с птицами

17

Что за чудо эти сказки 

(пятно, штрих, линия)

Продолжать учить использовать выразительные средства графики (пятно, штрих, линия). Учить продумывать расположение рисунка на лице. Закреплять умение пользоваться такими материалами как гуашь.

  1. Чтение стихотворения
  2. Показ картинку. рассматривание.
  3. Самостоятельная деятельность детей
  4. Игра

Итог.

Бумага, краски, кисти, карандаши.

18

Открытка для мамы.

Печать по трафарету + воздушные фломастеры

Учить рисовать различные цветы, использовать различные техники.Учить украшать цветами открытку. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками.

  1. Чтение стихотворения Цветы для мамы.
  2. Беседа.
  3. Физкультминутка.
  4. Самостоятельная деятельность детей.
  5. Игра «Цветы»
  6. Итог.

Бумага, гуашь, трафареты, воздушные фломастеры.

19

Семеновские матрешки.

Оттиск печатками

Познакомить с семеновскими матрешками. Рассмотреть рисунок на фартуках. Развивать цветовосприятие.

  1. Загадывание загадок.
  2. Беседа.
  3. Самостоятельная деятельность детей.
  4. Игра «Заря»
  5. Итог.

Образцы, гуашь, печатки из картофеля.

20

Ранняя весна.

Учить рисовать состояние погоды, совершенствовать цветовосприятие отбором оттенков Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере.

  1. Загадывание загадок.
  2. Рассматривание картин.
  3. Беседа.
  4. Самостоятельная деятельность детей.
  5. Подвижная игра «Веснянка»
  6. Итог.

Бумага, краски, кисти.

21

Синие узоры на белоснежном поле.

Учить создавать декоративную роспись, составлять растительный узор с простым чередованием элементов в круге.

  1. Беседа.
  2. Рассматривание росписей.
  3. Самостоятельная деятельность детей.
  4. Итог.

Силуэты, краски, кисти

22

Песенка солнышка

Комментированное рисование

Развивать зрительно – двигательную координацию. Повторить гласные звуки и буквы. Формировать умение рисовать лицо ребенка.

  1. Чтение стих Песенка Солнышка»
  2. Экспериментирование.
  3.  Кодирование  гласных.
  4. Игра «Чудесный мешочек»
  5. Комментир рис
  6. Итог.

Свеча, бумага, краски

23

В гостях у народных мастеров.

Расширить эстетическое представление о мире природы на примере изделий народных мастеров. Дать графические умения и навыки о новой технике.

  1. Беседа – рассказ.
  2. Рассматривание росписей.
  3. Показ приемов рисования.
  4. Самостоятельная деятельность детей.
  5. Итог.

Народные изделия, бумага, карандаши, краски.

24

Звери

Тычок жесткой кистью

Учить создавать образ животного, используя технику тычка. Развивать умения пользоваться средствами графики

  1. Чтение стихотворения
  2. Показ картинку. рассматривание.
  3. Самостоятельная деятельность детей
  4. Игра
  5. Итог.

Игрушки зверей, бумага, краски, кисти

25

Мишка косолапый

Тычок жесткой кистью

Учить рисовать медведя по контуру тычками; прививать интерес.

  1. Показ картинку. рассматривание.
  2. Описание игрушки.
  3. Самостоятельная деятельность детей
  4. Игра
  5. Итог.

Игрушка медведя, рисунки-образцы, краски, кисти, карандаши.

26

Мой маленький друг 

(техника тычка)

Учить рисовать собак, расширять знания о домашних животных. Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги.

  1. Чтение стихотворения
  2. Показ картинку. рассматривание.
  3. Самостоятельная деятельность детей
  4. Игра
  5. Итог.

Краски, кисти, бумага

27

Цветы.

Техника тычка

Продолжать учить рисовать тычками, распределять по всему рисунку точки.

  1.  Чтение стихотворения
  2. Показ картинку. рассматривание.
  3. Самостоятельная деятельность детей
  4. Игра
  5. Итог.

Бумага, карандаши, краски, кисти.

28

Одуванчики

рисование веревочкой

Развивать зрительно – моторную координацию, совершенствовать эстетическое восприятие. Закрепить умения детей рисовать веревочкой.

  1. Загадывание загадок.
  2. Беседа.
  3. Самостоятельная деятельность детей.
  4. Подвижная игра
  5. Итог.

Бумага, клей, краски, веревочки

29

Бабочка

Предметная монотопия

Совершенствовать умение детей в технике предметной монотопией, учить детей соблюдать симметрию. Развивать пространственное мышление

  1. Загадывание загадок.
  2. Беседа.
  3. Самостоятельная деятельность детей.
  4. Подвижная игра «Мотылек»
  5. Итог.

Бумага, гуашь, кисти.

30

Подводный мир (кол работа)

Учить обводить растопыренные пальцы простым карандашом, дорисовывать детали.

  1. Загадывание загадок.
  2. Беседа.
  3. Самостоятельная деятельность детей.
  4. Подвижная игра
  5. Итог.

Рулон бумаги, картинки морского дна, краски, кисти, карандаши.

30

Русские матрешки

Познакомить с особенностями русской игрушки, расписывания их; развивать творчество, фантазию.

  1. Беседа.
  2. Рассматривание матрешек.
  3. Самостоятельная деятельность детей.
  4. Итог.

Силуэты, образцы, кисти, краски.

31

Как в тумане

Учить рисовать густой краской. Закрепить приемы рисования кистью

  1. Худ. слово.
  2. Беседа.
  3. Показ приемов рисования.
  4. Самостоятельная деятельность детей.
  5. Итог.

Бумага, краски, кисть

32

Маленькие камешки

Рисование на камешках

Познакомить детей с новой техникой рисования – роспись камней. Развивать изображение, фантазию

  1. Показ картинку. рассматривание.
  2. Описание игрушки.
  3. Самостоятельная деятельность детей
  4. Игра
  5. Итог.

Камни, гуашь, кисти.

33

Волшебные кляксы

кляксография

Развивать глазомер, путем покачивания листа с кляксой так, чтобы клякса развивалась в разные стороны

  1. Худ слово.
  2. Игровой момент.
  3. Показ приема рисовании.
  4. Самостоятельная деятельность детей.
  5. Итог.

Карандаши, тушь, кисти, иллюстрации

34

Невиданные звери

Комментированное рисование

Знакомить со способом мыслительных действий в ходе создания произведения, средствами выразительности, особенностями цветового решения.

  1. Беседа.
  2. Физкультминутка.
  3. Беседа.
  4. Рисование по заданной теме.
  5. Итог.

Краски, бумага, кисти

35-36

Итоговая выставка рисунков.

Рассмотреть с детьми рисунки. Рисование по замыслу.

  1. Беседа.
  2. Физкультминутка
  3. Итог

Рисунки детей за год

                                         

  Литература:

1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.

2. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.

3. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.– 256с.

4. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.

5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.

6. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.

7. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.

8. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.

9. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.

10. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.

11. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.

12. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.