Кружок "Цветик-семицветик"
календарно-тематическое планирование по рисованию на тему
Тематическое планирование кружка по изо деятельности в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo.doc | 168 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Кружок «Цветик семицветик» проводится на базе разновозрастной группы ДОУ. Каждый ребенок с двух - трех лет и до подросткового возраста рисует грандиозные, многофигурные со сложным переплетением сюжетов композиции, рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи. Зачем и почему рисуют дети? Это - один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребенок усваивает понятия "вертикаль" и "горизонталь", отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем он постигает формы, свойства материалов, постепенно осмысливает окружающее.
Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование дает возможность в образной форме выразить то, что уже узнал малыш и что он не всегда может выразить словесно. Рисование не просто способствует развитию зрения, координации движений, речи и мышления, но и помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, все более усложняющиеся представления о мире.
Рисование - естественная потребность ребенка. У него нет "комплекса неумения". Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним .Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. О том, что рисование важно для развития чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений. Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдение и выделение свойств и предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма — компонентов эстетического чувства.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдение и выделение свойств и предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма — компонентов эстетического чувства.
Актуальность:
Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.
Цель работы: развивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе комментированного рисования, формирование всех психических процессов, развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.
Настоящая программа способствует решению следующих задач:
Обучающая: учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.
Развивающая: развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательная: формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.
Организация занятий кружка.
Кружок посещают дети разновозрастной группы. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Материал:
- акварельные краски, гуашь;
- восковые и масляные мелки, свеча;
- ватные палочки;
- поролоновые печатки;
- коктельные трубочки;
- палочки или старые стержни для процарапывания;
- матерчатые салфетки;
- стаканы для воды;
- подставки под кисти; кисти.
Приемы и методы используемые на занятиях изо кружка:
- Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений,
- Практические – упражнения, игр методы,
- Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, пед оценка.
- Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.
Все методы используются в комплексе.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы, дифференцированы по годам обучения и делятся на три группы:
- Теоретическая подготовка ребенка по основным разделам программы,
- Практические умения и навыки.
- Личностные качества, формирование и развитие которых осуществляет в процессе реализации программ.
Учебно-тематический план.
Занятие | Тема занятия | Программное содержание | ь Методические приемы | Оборудование |
1 | Сказка про краску | Познакомить со свойствами различных худ материалов; вызвать у детей интерес к изобразит искусству; научить отдельным приемам работы кистью и карандашом. | и
| Различные виды бумаги, краски, цвет карандаши. |
2 | Осенние деревья Рисунки из ладошек | Познакомить с техникой рисования с помощью руки. Развивать пространственное мышление. |
| бумага, краски, гуашь, кисти |
3 | Теплая картина | Учить смешивать основные цвета и получать новые. Изобразить по замыслу с учетом теплого цвета. Различать холодные и теплые цвета. |
| бумага, краски, гуашь, кисти |
4 | Волшебные листья. Печатание листьями | Учить создавать рисунки путем прикладывания листьев, формировать эстетическое отношение к действительности, развивать наблюдательность. |
| Рисунки – образцы, листья, гуашь, кисти, бумага. |
5 | Разноцветные зонты. Печать по трафарету | Познакомить с новым методом – печатанью по трафарету. Развивать чувство ритма. | 1. Загадывание загадок 2.Вступительная беседа. 3.Самостоятельная работа детей. 4. Игра «Дождик» 5.Итог. | Силуэты зонтов, краски, трафареты узоров, поролон, гуашь. |
6 | Аленький цветочек Печать по трафарету | Закрепить навыки рисования, используя трафареты цветов, развивать эстетические чувства. |
4.Итог. | Трафареты, краски |
7 | Осенний лес Монотопия | Учить детей рисовать на одной половине бумаги, сворачивать лист бумаги пополам и получать отпечаток на второй половине предварительно смоченной водой. |
5.Итог. | Бумага, краски, простые карандаши, кисти, поролон. |
8 | Путешествие по радуге | Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами. |
| Бумага, краски, |
9 | Ежик. Тычок сухой кистью | Познакомить с новым методом – рисование тычком. Развивать внимание, воображение. |
| Краски, кисти, бумага, карандаши. |
10 | Дымковская игрушка. Оттиск печатками | Закрепить умения рисовать с помощью силуэта, украшать печатками. Развивать умения передавать колорит. |
| Силуэты, краски, кисти, печатки, образцы. |
11 | Первый снег. Рисование пальчиками | Учить рисовать дерево без листьев, снег изображать пальчиками, развивать инициативу, учить составлять композицию. |
| Бумага, краски, карандаши, илюстрации |
12 | Снежинки. Воздушные фломастеры | Учить детей с помощью трафарета снежинок делать набрызг из фломастеров развивать чувство композиции. Развивать длительный плавный выдох. |
| Бумага, трафарет, воздуш фломастеры. |
13 | Елочка – нарядная. Оттиск поролоном, рисование пальчиками | Учить рисовать ель, закрепить умение изображать елочные игрушки с помощью печаток. Воспитывать эстетическое восприятие природы. |
| гуашь, печатки, кисти, бумага. |
14 | Узоры на окне. | Отрабатывать технику закрашивания. Продолжать закреплять правильно держать кисть и набирать краску, развивать творческие способности и воображение. |
| Ватман, краски, кисти. |
15 | Узоры на тарелочке Оттиск печатками | Познакомить с колоритом городецкой росписи. Составлять узор в круге. Развивать чувство композиции. |
| Трафареты, краски Изделия городецких мастеров, бумага, гуашь, кисти. |
16 | Сказочная Жар – птица | Познакомить с народными традициями в изображении птиц, научить рисовать предметы сложной формы от общего к деталям. |
| Карандаши, гуашь, кисти, иллюстрации с птицами |
17 | Что за чудо эти сказки (пятно, штрих, линия) | Продолжать учить использовать выразительные средства графики (пятно, штрих, линия). Учить продумывать расположение рисунка на лице. Закреплять умение пользоваться такими материалами как гуашь. |
Итог. | Бумага, краски, кисти, карандаши. |
18 | Открытка для мамы. Печать по трафарету + воздушные фломастеры | Учить рисовать различные цветы, использовать различные техники.Учить украшать цветами открытку. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками. |
| Бумага, гуашь, трафареты, воздушные фломастеры. |
19 | Семеновские матрешки. Оттиск печатками | Познакомить с семеновскими матрешками. Рассмотреть рисунок на фартуках. Развивать цветовосприятие. |
| Образцы, гуашь, печатки из картофеля. |
20 | Ранняя весна. | Учить рисовать состояние погоды, совершенствовать цветовосприятие отбором оттенков Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. |
| Бумага, краски, кисти. |
21 | Синие узоры на белоснежном поле. | Учить создавать декоративную роспись, составлять растительный узор с простым чередованием элементов в круге. |
| Силуэты, краски, кисти |
22 | Песенка солнышка Комментированное рисование | Развивать зрительно – двигательную координацию. Повторить гласные звуки и буквы. Формировать умение рисовать лицо ребенка. |
| Свеча, бумага, краски |
23 | В гостях у народных мастеров. | Расширить эстетическое представление о мире природы на примере изделий народных мастеров. Дать графические умения и навыки о новой технике. |
| Народные изделия, бумага, карандаши, краски. |
24 | Звери Тычок жесткой кистью | Учить создавать образ животного, используя технику тычка. Развивать умения пользоваться средствами графики |
| Игрушки зверей, бумага, краски, кисти |
25 | Мишка косолапый Тычок жесткой кистью | Учить рисовать медведя по контуру тычками; прививать интерес. |
| Игрушка медведя, рисунки-образцы, краски, кисти, карандаши. |
26 | Мой маленький друг (техника тычка) | Учить рисовать собак, расширять знания о домашних животных. Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. |
| Краски, кисти, бумага |
27 | Цветы. Техника тычка | Продолжать учить рисовать тычками, распределять по всему рисунку точки. |
| Бумага, карандаши, краски, кисти. |
28 | Одуванчики рисование веревочкой | Развивать зрительно – моторную координацию, совершенствовать эстетическое восприятие. Закрепить умения детей рисовать веревочкой. |
| Бумага, клей, краски, веревочки |
29 | Бабочка Предметная монотопия | Совершенствовать умение детей в технике предметной монотопией, учить детей соблюдать симметрию. Развивать пространственное мышление |
| Бумага, гуашь, кисти. |
30 | Подводный мир (кол работа) | Учить обводить растопыренные пальцы простым карандашом, дорисовывать детали. |
| Рулон бумаги, картинки морского дна, краски, кисти, карандаши. |
30 | Русские матрешки | Познакомить с особенностями русской игрушки, расписывания их; развивать творчество, фантазию. |
| Силуэты, образцы, кисти, краски. |
31 | Как в тумане | Учить рисовать густой краской. Закрепить приемы рисования кистью |
| Бумага, краски, кисть |
32 | Маленькие камешки Рисование на камешках | Познакомить детей с новой техникой рисования – роспись камней. Развивать изображение, фантазию |
| Камни, гуашь, кисти. |
33 | Волшебные кляксы кляксография | Развивать глазомер, путем покачивания листа с кляксой так, чтобы клякса развивалась в разные стороны |
| Карандаши, тушь, кисти, иллюстрации |
34 | Невиданные звери Комментированное рисование | Знакомить со способом мыслительных действий в ходе создания произведения, средствами выразительности, особенностями цветового решения. |
| Краски, бумага, кисти |
35-36 | Итоговая выставка рисунков. | Рассмотреть с детьми рисунки. Рисование по замыслу. |
| Рисунки детей за год |
Литература:
1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
2. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
3. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.– 256с.
4. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
6. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
7. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.
8. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
9. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
10. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
11. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
12. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.