перспективное тематитческое планирование НОД по лепке и рисованию в подготовительной к школе группе
материал по рисованию (подготовительная группа) на тему
перспективный план подготовительной группы по лепке и рисованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_tematicheskoe_planirovanie_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx | 135.44 КБ |
Предварительный просмотр:
»
Перспективное тематическое планирование
непосредственно организованной образовательной деятельности
по лепке, рисованию
в подготовительной группе
Перспективное тематическое планирование непосредственно организованной образовательной деятельности
по лепке, рисованию в подготовительной группе
Примерное распределение непосредственно организованной образовательной деятельности по лепке, рисованию
Вид изобразительной деятельности | Количество в неделю | Количество в течение года |
Лепка | Через неделю | Предметная – 2 С натуры – 2 Сюжетная – 4 Декоративная - 4 По замыслу – 6 |
Рисование | 2 | Предметное – 9 С натуры – 9 Сюжетное – 18 Декоративное - 18 По замыслу – 18 |
Примерное распределение программного материала непосредственно организованной образовательной деятельности по лепке, рисованию
Задачи по лепке | Задачи по рисованию | |
I квартал | Совершенствовать у детей умения лепить фигуры человека и животных; передавать характерные особенности формы, пропорции и динамику. Закреплять умения обрабатывать поверхность влажной тряпочкой при изображении посуды, в процессе создания предметов по мотивам народного творчества. Лепка на темы: «Кукла» (с натуры), «Конь» (по народной игрушке), «Собаки разных пород», «Лиса крадется за добычей», «Чайник для сервиза с росписью». | Продолжать учить детей рисовать с натуры и по представлению овощи, фрукты, цветы, игрушки, выразительно передавая форму, пропорции, расположение частей, окраску; создавать композицию в сюжетном рисунке (праздник урожая; как звери и птицы готовятся к зиме и др.); располагать персонажей и предметы на всем листе, на широкой полосе, помещая их ближе, дальше. Учить отражать в рисунках общественные события и труд людей, явления природы, времена года (строительство дома, осень в лесу и др.). Продолжать учить детей рисовать узоры по мотивам дымковской, городецкой росписей на бумаге разной формы (полосе, круге, квадрате, прямоугольнике). |
II квартал | Учить детей лепить посуду способом кругового налепа; в сюжетной лепке воспитывать умение устанавливать фигурки на подставке. Продолжать обучение лепке декоративных пластин с изображением орнамента способами налепа и углубленного рельефа. Лепка на темы: «Кружка с украшением из налепа», «Медведь» (по сюжету русской народной сказки «Маша и медведь»), «Дымковская кукла», «Декоративная пластина с изображением петушка», «Пограничник с собакой». | Учить детей рисовать с натуры и по представлению человека и животных, растения, персонажей литературных и музыкальных произведений, комнатные растения, зверька, живущего в детском саду, эпизоды из сказок, стихотворений («Мороз Иванович» В. Одоевского, «Двенадцать месяцев» С. Маршака, «Белая береза» С. Есенина и др.); выделять в рисунке главное и существенное цветом, формой, расположением на листе. Продолжать учить передавать композицию в рисунке. Упражнять в составлении узоров по мотивам городецкой, хохломской росписей на бумаге разной формы. |
III квартал | Продолжать учить детей в сюжетной лепке передавать пропорции и динамику. Совершенствовать приемы лепки посуды различными способами. Лепка на темы: «Ваза для цветов» (с натуры), «Дети идут в школу», «Мужичок поит коня» (по каргопольской игрушке), «Баба Яга», «Буратино и Тортилла». | Продолжать учить детей рисовать с натуры и по представлению животных, растения, персонажей музыкальных и литературных произведений. Учить детей передавать в рисунке выразительность образа, используя форму, линию, композицию, колорит, сочетание различных изобразительных материалов. Закреплять умение составлять узоры на бумаге разной формы по мотивам хохломской, жостовской росписей и других видов народного декоративно-прикладного искусства, передавая их колорит. |
Перспективное тематическое планирование непосредственно организованной образовательной деятельности по лепке, рисованию
в подготовительной группе
Месяц | Тема недели | Вид, подвид деятельности | Тема, № источника, программное содержание | Материалы, оборудование | Виды помощи |
С е н т я б р ь | 1 неделя Диагностика | Лепка предметная | Тема: Дети играют Цель: Определить возможности создания в технике лепки различных предметов, передавая форму, пропорции, позу и движение фигур; создавать композиции. Ход: Предлагается вспомнить, как дети играют на прогулке. Затем по просьбе педагога ребенок лепит фигуру девочки или мальчика с котенком (или игрушками) | Пластилин, доска, стека, иллюстрации на тему: «Дети играют» | - показ картинок по теме задания; - уточнить способ лепки (пластический, комбинированный) |
Рисование предметное | Тема: Картинки на песке 28, 16 Цель: Выявить уровень развития художественных способностей к изобразительной деятельности; умение принять и реализовать творческую задачу, владение графическими навыками, наличие творческого воображения и опыта эстетической деятельности. Ход: Педагог предлагает нарисовать красивые картинки. Затем по контуру нанести клей на картинку и отпечатать на песке (изображением вниз). Дети самостоятельно выбирают художественные материалы, рисуют по замыслу. | А – 4 разного цвета, А – 5, цветные карандаши, фломастеры, песок, клей. | - показ способа выполнения | ||
Рисование сюжетное | Тема: Улетает наше лето. 28,20 Цель: Выявить уровень способностей к сюжетосложению и композиции. Ход: Педагог просит детей нарисовать свою картинку о себе и своей семье на летнем отдыхе. | А – 4, цветные карандаши, фломастеры, гелиевые ручки. | - совет детям обращаться к своим товарищам с просьбой показать задуманное движение, чтобы точнее передать позу и движение людей | ||
2 неделя Диагностика | Лепка декоративная | Тема: Бабочки - красавицы Цель: Выявить уровень владения пластическими умениями, способности к раскрютию одного образа разными средствами. Ход: Детям предлагают создать портрет красивой бабочки: слепить из пластилина на цветном картоне. | Пластилин разного цвета; картон для основы; стеки; колпачки; бусины; дощечки, салфетки | - показ соответствующих фотографий с изображением бабочек - обратить внимание на то, что бабочку можно украсить по своему желанию | |
Рисование декоративное | Тема: Узоры Цель: Выяснить возможности детей создавать узоры по мотивам народного декоративно – прикладного искусства (гжель, хохлома, городец); использовать разнообразные приемы и элементы для создания узора, подбирать цвета в соответствии с тем или иным видом деятельности Ход: Предлагается нарисовать узор на бочонке (гжель или городец), на силуэте подноса (жостово или хохлома) | Бумага белая или тонированная, акварель, кисти, вода, салфетки, палитра. | - обратить внимание на равномерное расположение элементов узора |
Перспективное тематическое планирование непосредственно организованной образовательной деятельности по лепке, рисованию
в подготовительной группе
Месяц | Тема недели | Вид, подвид деятельности | Тема, № источника, программное содержание | Материалы, оборудование | Связь с другими сторонами воспитательной работы |
С е н т я б р ь | 3 неделя Моя семья. Семейные традиции. | Лепка по замыслу | Тема: Грибное лукошко 28,40 Программное содержание: Учить детей создавать по замыслу композицию из грибов в лукошке. Совершенствовать технику лепки. Развивать чувство формы и композиции. Закрепить представление об особенностях внешнего вида грибов (боровик, подосиновик, подберезовик, лисички, опята, волнушки, мухомор). Воспитывать интерес к природе. Словарная работа: лукошко, грибы, сплести, лисички, подосиновик | Пластилин разного цвета; стеки; колпачки; дощечки, салфетки | Беседа о пластинчатых и трубчатых грибах (обсуждение различий по внешнему виду шляпки). |
Рисование с натуры | Тема: Маша в национальном костюме 7,42 Программное содержание: Упражнять детей в рисовании фигуры человека, в передаче ее строения, формы и пропорций частей. Учить детей изображать характерные особенности костюма куклы в национальной одежде. Закреплять умение легко рисовать контур простым карандашом и закрашивать рисунок карандашами. Словарная работа: кукла, костюм, сарафан, широкие рукава, кокошник, вышивка, пропорции | А - 4 белого цвета; цветные и простые карандаши; ластики; гуашь; кисточки; баночки с водой; салфетки. | Участие детей в танцах на музыкальных занятиях. Рассматривание национальных костюмов. | ||
Рисование беседа (познавательная) | Тема: Рассматривание и сравнение репродукций картин художников И. Левитана «Золотая осень» и И.Остроухова «Золотая осень» 17,112 Программное содержание: Формировать представления детей о пейзажной живописи. Учить их выделять средства выразительности, сравнивать и находить сходство и различие в манере исполнения, использования выразительных средств, в содержании. Упражнять детей в подборе эпитетов, сравнений, умении выделять цвет и его оттенки. Закреплять умение сопоставлять свои наблюдения и изображение на картине. Воспитывать любовь к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на пейзажную живопись. Словарная работа: художник - пейзажист, репродукция, живопись, прозрачный, золотая, ярко - желтый, пестрый, голубовато – серый | Репродукции картин художников И. Левитана «Золотая осень» и И. Остроухова «Золотая осень» | Беседа о семейных традициях, походах в музей и т. д. Дидактическая игра «Из чего состоит пейзаж?» - закрепить знания о жанре пейзажа, его отличительных и составных особенностях и частях. | ||
4 неделя Профессия моих родителей. | Рисование сюжетное | Тема: Золотая осень 7,43 Программное содержание: Учить детей отражать в рисунке впечатления от золотой осени, передавать её колорит. Закреплять умение рисовать разнообразные деревья, используя разные цвета красок для стволов (темно – коричневую, темно – серую, черную, зеленовато - серую) и различные приемы работы кистью (всем ворсом и концом). Учить располагать изображение по всему листу: выше, ниже, правее, левее. Словарная работа: лес расписной, пейзаж, фон, крона, золотая осень, темно – коричневая, темно – серая, черная, зеленовато – серая. | А - 3 белого цвета; пастель; гуашь; кисточки; баночки с водой; салфетки. | Дидактическая игра «Перспектива» - закрепить знания о перспективе, линии горизонта, удаленности и приближении предметов, переднем и дальнем плане картины. | |
Рисование декоративное | Тема: Роспись силуэта семеновской матрешки 14,92 Программное содержание: Продолжать знакомить детей с матрешкой. Показать характерные особенности семеновской матрешки. Формировать технические умения и навыки кистевой росписи. Словарная работа: семеновская матрешка, деревянная, стройная, тонкий верх, утолщенный низ | Силуэт матрешки; цветные карандаши; гуашь; кисточки разных размеров; баночки с водой; салфетки; палитры. | Дидактическая игра «Лото» - закрепить знание детей о ритме, чередовании элементов изображения как средстве художественной выразительности. |
Перспективное тематическое планирование непосредственно организованной образовательной деятельности по лепке, рисованию
в подготовительной группе
Месяц | Тема недели | Вид, подвид деятельности | Тема, № источника, программное содержание | Материалы, оборудование | Связь с другими сторонами воспитательной работы |
О к т я б р ь | 1 неделя Правила дорожного движения | Лепка предметная | Тема: Едем – гудим! 28,70 Программное содержание: Учить выделять и передавать в лепке особенности внешнего вида предметов, их положение в пространстве. Показать возможность создания образа машинки путем дополнения готовой формы (коробочки, баночки, трубочки) лепными деталями. Учить видеть общую форму и находить способы её воплощения доступными средствами. Развивать воображение, чувство формы. Поощрять инициативу, сообразительность. Словарная работа: машина, корпус, гоночная, длинная, узкая, жгутики, шины. | Готовые бытовые формы: коробочки, упаковки; пуговицы, пластилин разного цвета, доска, салфетка, стека | Рассматривание изображений машин в книжках, журналах. Конструирование разных видов транспорта из бумаги и строительного материала. |
Рисование по замыслу | Тема: Мы едем, едем, едем в далекие края 28,74 Программное содержание: Продолжать учить рисовать несложные сюжеты и пейзажи (по выбору) как вид за окном во время путешествия. Создать условия для отражения в рисунке впечатлений о поездках и путешествиях. Развивать творческое воображение, способности к композиции. Словарная работа: путешествие, дорога, мост, трамвай, поезд, горизонтально, сюжет, пейзаж | А - 4 белого цвета; цветные и простые карандаши; ластики; гуашь; кисточки; баночки с водой; салфетки | Беседа о поездках и путешествиях. Чтение стихотворения Г. Лагздынь «Мы едем в далекие края» | ||
Рисование по представлению | Тема: Город вечером 7,51 Программное содержание: Учить детей передавать картину вечернего города, его цветовой колорит: дома светлее ночного воздуха, в окнах горят разноцветные огни. Закреплять умение оформлять свой замысел, композиционно располагать изображение на листе бумаги. Развивать эстетические чувства (цвета, композиции). Учить детей оценивать выразительное решение темы. Словарная работа: город, вечер, освещен, темнее, яркие огни | А - 4 темного цвета; гуашь; кисточки разных размеров; баночки с водой; салфетки; палитры. | Подобрать и рассмотреть с детьми иллюстрации с изображением вечернего города. | ||
2 неделя Виды транспорта | Рисование предметное | Тема: Легковой автомобиль 47,98 Программное содержание: Учить передавать в рисунке форму и строение легкового автомобиля (удлиненный, низкий, с плавными переходами от части к части). Закреплять умение использовать простой карандаш для создания вспомогательного рисунка, равномерно раскрашивать рисунок цветными карандашами, обводить части автомобиля цветным карандашом такого же цвета, как его окраска, применяя сильный нажим для выделения контура и его частей. Словарная работа: легковой автомобиль, длинный, низкий, салон, багажник, колеса, мотор, шины
| А - 4 белого цвета; фломастеры; цветные карандаши; простые карандаши | Рассматривание игрушек, иллюстраций, фотографий с изображением легковых автомобилей, уточнение формы, салона назначение машины (спортивные) | |
Рисование сюжетное | Тема: На чем люди ездят 7,45 Программное содержание: Учить детей изображать различные виды транспорта, их форму, строение, пропорции (отношение частей по величине). Закреплять умение рисовать крупно, располагать изображение посередине листа, рисовать легко контур простым карандашом и закрашивать цветными. Развивать умение дополнять рисунок характерными деталями. Доводить свой замысел до конца. Развивать умение оценивать свою работу. Словарная работа: виды транспорта, профессии - шофёр, пилот, машинист, штурман | А - 4 белого цвета; фломастеры; простые и цветные карандаши | Чтение книг, рассказов, знакомство с транспортом, с трудом взрослых, рассматривание игрушек, иллюстраций. |
Перспективное тематическое планирование непосредственно организованной образовательной деятельности по лепке, рисованию
в подготовительной группе
Месяц | Тема недели | Вид, подвид деятельности | Тема, № источника, программное содержание | Материалы, оборудование | Связь с другими сторонами воспитательной работы |
О к т я б р ь | 3 неделя Осень. Изменения природе. Народные промыслы. | Лепка декоративная | Тема: Дымковский нарядный индюк 28,112 Программное содержание: Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой как видом народно декоративно - прикладного искусства. Учить лепить индюка из конуса и дисков. Создать условия для творчества по мотивам дымковской игрушки. Воспитывать интерес к народной культуре. Словарная работа: индюк, город Вятка, Свистунья, конус, диск, комбинированный способ | Глина; стеки; дощечки, салфетки | Беседа о народных промыслах. Дидактическая игра «Русские узоры» -подбирать к предмету подходящие элементы росписи. |
Рисование с натуры | Тема: Ветка рябины в вазе 7,47 Программное содержание: Учить детей передавать характерные особенности натуры: форму частей, строение ветки и листа, их цвет. Закреплять умение красиво располагать ветку на листе бумаги. Упражнять в рисовании акварелью, кистью (всем ворсом и концом его). Учить сопоставлять рисунок с натурой, добиваться большей точности изображения. Словарная работа: ветка рябины, с натуры, акварель, ярко - красные, желто - зеленые, бурые, гроздь ягод. | А - 4 белого цвета; акварель; кисточки разных размеров; баночки с водой; салфетки; палитры. | Наблюдения осенних явлений в природе, рассматривание дерева - рябина | ||
Рисование по представлению | Тема: Деревья смотрят в озеро 28,56 Программное содержание: Познакомить детей с новой техникой рисования двойных (зеркально симметричных) изображений (монотипии). Совершенствовать технику рисования акварельными красками. Расширить возможности способа рисования «по - мокрому» с получением отпечатков как выразительно - изобразительного средства в детской живописи. Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления об осени. Воспитывать интерес к познанию природы. Словарная работа: монотипия, отражение, ярко - желтый, пестрый, голубовато – серый | А - 4 белого цвета; фломастеры; цветные карандаши; акварель; губки; ватные тампоны; баночки с водой; салфетки; палитры; кисточки разных размеров. | Рассматривание иллюстраций, репродукций картин, художественных открыток, знакомящих с осенними пейзажами известных художников. | ||
4 неделя Осень. Игры детей. Труд людей. Народные промыслы. | Рисование сюжетное | Тема: Веселые качели 28,32 Программное содержание: Учить детей передавать в рисунке свои впечатления о любимых забавах и развлечениях. Инициировать поиск изобразительно -выразительных средств для передачи движения качелей, изображения позы и эмоционального состояния катающихся детей. Развивать чувство ритма и способности к композиции. Воспитывать самостоятельность, уверенность, активность. Словарная работа: качели, подвесные, веревочные, цирковые, карусели, ритмическое движение | А - 4 разного цвета; фломастеры; цветные и простые карандаши; ластики; акварель; гуашь; баночки с водой; салфетки; палитры; кисточки разных размеров. | Рассматривание конструкций разных качелей. Наблюдение за детьми, катающимися на качелях. | |
Рисование декоративное | Тема: Роспись дымковских индюков 28,122 Программное содержание: Инициировать декоративное оформление вылепленных фигурок - украшать элементами декоративной росписи (кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами). Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками - рисовать кончиком кисти на объемной форме, поворачивая и рассматривая её со всех сторон. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству. Словарная работа: Дымка, индюк, веер, полукруг, дуга, праздничные | Вылепленные индюки; гуашь; кисточки; баночки с водой; салфетки. | Декоративное рисование в раскрасках. |
Перспективное тематическое планирование непосредственно организованной образовательной деятельности по лепке, рисованию
в подготовительной группе
Месяц | Тема недели | Вид, подвид деятельности | Тема, № источника, программное содержание | Материалы, оборудование | Связь с другими сторонами воспитательной работы |
Н о я б р ь | 1 неделя Мой край родной. | Лепка сюжетная | Тема: Лебедушка 28,52 Программное содержание: Продолжать учить оттягивать от всего куска пластилина нужное количество материала для моделирования шеи и головы птицы; свободно применять знакомые приемы лепки (вытягивание, загибание, прищипывание, сглаживание пальцами) для создания выразительного образа. Совершенствовать технику скульптурной лепки. Развивать чувство формы и пропорций. Словарная работа: лебедушка, образ, лебежатушки, изогнутая шея, хвостик, скульптурный способ | Пластилин или соленое тесто; стеки; дощечки, салфетки. | Рассматривание изображений лебедя в энциклопедиях, книжных иллюстрациях, календарях. |
Рисование беседа | Тема: Рассматривание иллюстраций с изображением зданий разной архитектуры 47,89 Программное содержание: Познакомить детей с архитектурой зданий, имеющих художественное и историческое значение, в том числе и со зданиями своего города. Познакомить детей с архитектурными деталями (колонны, фронтоны, балконы, башни, шпили, арки). Воспитывать чувство любви к своему родному городу. Словарная работа: архитектура, центр, шпиль, колонны, шатровые крыши, арка, купол | Иллюстрации; открытки с изображением красивых зданий | Дидактическая игра «Дострой дом» - учить передавать симметричное строение дома, ориентируясь на его половину, замечать различия в деталях (форма и величина окон, дверей). | ||
Рисование сюжетное | Тема: Мой родной город 7,155 Программное содержание: Закреплять умение изображать город, в котором живут дети; дома разнообразных пропорций, Располагать изображения выше, и ниже по листу бумаги, чтобы передать дальше и ближе расположенные предметы. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, композиции. Закреплять умение рисовать красками. Словарная работа: город, улицы, проспекты, сюжет, контур, строение | А - 3; фломастеры; цветные и простые карандаши; ластики; акварель; гуашь; баночки с водой; салфетки; палитры; кисточки разных размеров. | Экскурсия по улицам Димитрова, Терешковой. | ||
2 неделя Россия – моя страна. Народные промыслы. | Рисование по замыслу | Тема: С чего начинается Родина? 28,38 Программное содержание: Создать условия для отражения в рисунке представления о месте своего жительства как одном из «уголков» своей Родины. Продолжать учить рисовать несложные сюжеты или пейзажи (по выбору). Развивать творческое воображение, способности к композиции. Воспитывать патриотические чувства, интерес к познанию своей Родины. Словарная работа: Родина, контурные линии, бежевый, светло -оранжевый, сюжет, пейзаж | А - 3 белого цвета; фломастеры; цветные и простые карандаши; ластики | Беседа о Родине на занятии по познанию окружающего мира. | |
Рисование декоративное | Тема: Роспись силуэтов филимоновских игрушек 14,44 Программное содержание: Продолжать расширять представления детей о многообразии филимоновской игрушки. Показать особенности выполнения росписи различных бумажных силуэтов. Развивать творчество и фантазию; учить подбирать для росписи нужные цвета. Формировать эстетический вкус. Словарная работа: филимоновские игрушки, силуэт, полоски, звездочки, малиновый, зеленый, желтый. | Силуэты игрушек; гуашь; кисточки; баночки с водой; салфетки | Дидактическая игра «Составь узор» -развивать чувство формы, цвета, ритма. Различать и называть филимоновские игрушки. |
Перспективное тематическое планирование непосредственно организованной образовательной деятельности по лепке, рисованию
в подготовительной группе
Месяц | Тема недели | Вид, подвид деятельности | Тема, № источника, программное содержание | Материалы, оборудование | Связь с другими сторонами воспитательной работы |
Н о я б р ь | 3 неделя Здоровый образ жизни. Здоровое питание. | Лепка предметная | Тема: Фрукты – овощи 28,46 Программное содержание: Совершенствовать технику рельефной лепки при создании композиции «Витрина магазина». Показать новые приемы лепки (получение двух- и трех- цветного образа); развивать композиционные умения – правильно передавать пропорциональные соотношения между предметами и показывать их расположение в пространстве. Словарная работа: витрина, фрукты, овощи, композиция, пространство, пропорции | Цветной пластилин или соленое тесто; стеки; дощечки, салфетки. | Рассматривание рекламных буклетов и страничек рекламы продовольственных товаров в журналах для взрослых. |
Рисование по представлению | Тема: Разговорчивый родник 28,86 Программное содержание: Познакомить детей с новым художественным материалом -пастелью. Показать приемы работы острым краем (штриховка) и плашмя (тушевка). Учить передавать движение воды: рисовать свободные динамичные линии - «струйки» разного цвета. Развивать чувство цвета. Воспитывать смелость, уверенность, инициативность в опытном освоении новых художественных материалов и способов работы с ними. Словарная работа: пастель, мелок, штриховка, тушевка, плашмя, шершавая, ворсистая, теплая, ласковая | А - 5 белого цвета; пастель; салфетки. | Чтение отрывка из рассказа К. Д. Ушинского «Горная страна». | ||
Рисование сюжетное | Тема: Детский праздник Всемирный день ребенка 7,54 Программное содержание: Учить передавать праздничный колорит. Учить рисовать фигуры детей в движении (ребенок идет, поднял руки, танцует). Закреплять умение передавать пропорции человеческой фигуры. Продолжать учить рисовать контур основных частей карандашом и закрашивать красиво цветными карандашами. Направлять внимание на поиски хорошего расположения фигур на листе бумаги. Развивать эстетические чувства (цвета, композиции). Словарная работа: Всемирный день ребенка, фигуры детей, контур, композиция | А - 4 белого цвета; простые и цветные карандаши; фломастеры | Участие в празднике. Рассматривание иллюстраций, с изображением детей в движении в красивых костюмах. | ||
4 неделя Физическая культура и спорт. | Рисование по представлению | Тема: Мы с мамой улыбаемся. День матери России 28,152 Программное содержание: Продолжать учить детей рисовать парный портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение конкретных людей (себя и мамы). Вызвать интерес к поиску изобразительно -выразительных средств, позволяющих раскрыть образ более полно, точно, индивидуально. Продолжать знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства (портрет). Словарная работа: парный портрет, овал лица, заостренное, очертания губ, аксессуары | А - 4 разного цвета; простые карандаши; фломастеры; палитры; гуашь; кисточки; баночки с водой; салфетки | Дидактическая игра «Семейный портрет» - закрепить знания детей о половых и возрастных особенностях людей. Назвать отличительные признаки мужского и женского лица, молодого и пожилого. Подобрать и составить разные портреты. | |
Рисование сюжетное | Тема: Как мы делаем зарядку 7,59 Программное содержание: Продолжать учить рисовать несложные сюжеты. Закреплять умение детей отражать в рисунке впечатления от окружающей жизни, передавать простые движения фигуры человека, правильно располагать фигуры на листе, рисовать крупно. Развивать творческое воображение. Словарная работа: фигура в движении, контурные линии, бежевый, сюжет, пропорции, сила нажима | А - 4 белого цвета; фломастеры; цветные и простые карандаши; ластики | Наблюдения за детьми старшей группы на прогулках, занятиях. Беседы о том, чем дети занимаются в детском саду. |
Перспективное тематическое планирование непосредственно организованной образовательной деятельности по лепке, рисованию
в подготовительной группе
Месяц | Тема недели | Вид, подвид деятельности | Тема, № источника, программное содержание | Материалы, оборудование | Связь с другими сторонами воспитательной работы |
Д е к а б р ь | 1 неделя Животный мир нашей планеты. Народные промыслы. Городец. | Лепка по замыслу | Тема: Кто в лесу живет? 28,58 Программное содержание: Вызвать интерес к составлению коллективной композиции из вылепленных лесных животных. Продолжать учить анализировать особенности строения разных животных, соотносить части по величине и пропорциям, замечать характерные позы и движения. Учить самостоятельно, определять способ лепки на основе обобщенной формы: из цилиндра, конуса или овоида, передавать несложное движение. Развивать глазомер, синхронизировать работу обеих рук. Словарная работа: лесные животные, цилиндр, конус, овоид, конструктивный способ | Пластилин разного цвета; стеки; дощечки, салфетки | Знакомство с внешним видом лесных животных (открытки, календари, иллюстрации). Подготовка основы для коллективной композиции. |
Рисование сюжетное | Тема: Белый медведь и северное сияние 28,140 Программное содержание: Побуждать к самостоятельному поиску способов изображения северных животных (белого медведя, моржа, тюленя) по представлению или с опорой на иллюстрацию. Формировать умение изображать животных в движении, точно передавая особенности внешнего вида и пропорции. Учить рисовать пастелью северное сияние. Развивать чувство формы и композиции. Словарная работа: белый медведь, моржи, сияние, переливы, айсберг, льдины, тушевка, пастель | А - 4 белого цвета; пастель; кисточки; баночки с водой; салфетки | Беседа о разных частях света и климатических зонах, о Севере как собирательном понятии, его характерных приметах, о белом море как части Северного Ледовитого океана. Рассматривание изображений белого медведя, моржа, тюленя. | ||
Рисование декоративное | Тема: Городецкие цветы на полосе 7,60 Программное содержание: Продолжать знакомить детей с декоративным народным творчеством, предлагать выделять характерные особенности городецкой росписи. Показать особенности рисования растительных элементов (купавки, розана, листочки). Закреплять навыки работы с палитрой и умение составлять оттенки цветов, смешивая гуашь с белилами. Словарная работа: Городец, деревянные изделия, утварь, купавки, оживка | А - 4 (полоса) бежевого цвета; палитры; гуашь; кисточки; баночки с водой; салфетки | Дидактическая игра «Русские узоры» - закреплять виды росписи, учить подирать к предмету подходящие элементы заданной росписи. | ||
2 неделя Домашние животные. | Рисование сюжетное | Тема: По горам, по долам... 28,80 Программное содержание: Учить передавать в рисунке свои представления о природных ландшафтах. Инициировать создание сюжета на фоне горного пейзажа. Развивать композиционные умения (рисовать по всему листу бумаги, проводя линию горизонта, передавать пропорциональные и пространственные отношения между объектами). Готовить руку к письму (освоение начертательного элемента - завиток, спираль). Словарная работа: линия горизонта, передний план, задний план, гряда гор, камышина | А - 4 белого цвета; фломастеры; цветные карандаши. | Беседа о том, как выглядят горы. Что на них растет, кто живет. Рассматривание иллюстраций, фотографий. Чтение отрывка из рассказа К. Д. Ушинского «Горная страна». | |
Рисование с натуры | Тема: Керамическая скульптура 7,74 Программное содержание: Учить детей рисовать керамическую фигуру, передавая плавность форм и линий. Учить слитному рисованию контура, аккуратному закрашиванию. Развивать плавность, легкость движений, зрительный контроль. Словарная работа: скульптура, с натуры, плавность линий, контур, блики | А - 4 белого цвета; цветные и простые карандаши; ластики | Рассматривание скульптур животных, птиц, обращая внимание на плавность, слитность линий. Обведение фигурок по контуру. |
Перспективное тематическое планирование непосредственно организованной образовательной деятельности по лепке, рисованию
в подготовительной группе
Месяц | Тема недели | Вид, подвид деятельности | Тема, № источника, программное содержание | Материалы, оборудование | Связь с другими сторонами воспитательной работы |
Д е к а б р ь | 3 неделя Зима. Изменения в природе. | Лепка предметная | Тема: Пугало огородное 28,94 Программное содержание: Показать детям возможность трансформации образа в соответствии с драматургией литературного сюжета. Познакомить детей с новым способом лепки - на каркасе из трубочек. Провести аналогию с другими видами творческой деятельности (конструирование). Продолжать учить лепить по мотивам литературного произведения. Развивать чувство формы, наблюдательность. Воспитывать интерес к отражению впечатлений об окружающей жизни. Словарная работа: пугало, каркас, туловище, руки, безрукавка | Пластилин; бусины; трубочки; стеки; дощечки, салфетки. | Конструирование человечков из полосок бумаги. Рассматривание изображений пугала огородного в детских книжках. |
Рисование по замыслу | Тема: Деревья в инее 7,76 Программное содержание: Учить детей изображать картину природы, передавать строение разнообразных деревьев. Совершенствовать технику рисования угольным карандашом. Развивать чувство композиции. Воспитывать интерес к природе. Словарная работа: пейзаж, иней, развесистое дерево, снежный покров, уголь | А - 4 серого цвета; уголь; гуашь; кисточки; баночки с водой; салфетки | Рассматривание иллюстраций с изображением зимнего пейзажа. | ||
Рисование декоративное | Тема: Украсим доску городецким узором 7,62 Программное содержание: Продолжить знакомство с городецкой росписью. Учить детей создавать более сложные узоры по мотивам городецкой росписи. Закреплять знания детей о характерных особенностях этой росписи: ее колорите, составных элементах, композиции. Закреплять технические приемы рисования гуашью, смешивания красок на палитре. Словарная работа: городецкие узоры, гирлянда, черные прожилки, растительный узор, колорит | Силуэты дощечек; гуашь; баночки с водой; салфетки; палитры; кисточки разных размеров. | Дидактическая игра «Цветные капельки» - учить детей выделять и называть цвета, входящие в цветовую гамму народной росписи. | ||
4 неделя Зимние праздники и забавы. | Рисование по представлению | Тема: Сказочный дворец 7,78 Программное содержание: Учить детей создавать сказочные образы, делать набросок простым карандашом, а затем оформлять изображение в цвете, доводить замысел до конца. Закреплять умение рисовать основу здания и придумывать украшающие детали. Совершенствовать приемы работы красками, способы получения новых цветов и оттенков. Развивать умение оценивать рисунки. Словарная работа: дворец, пристройка, башня, купол, удлиненный, низкий, арочный вход | А - 3 белого цвета; простые карандаши; ластики; гуашь; баночки с водой; салфетки; палитры; кисточки разных размеров. | Чтение сказок, рассматривание иллюстраций с изображением сказочных дворцов. Рисование домиков для сказочных героев. | |
Рисование сюжетное | Тема: Новогодний праздник 7,72 Программное содержание: Закреплять умение отражать в рисунке праздничные впечатления. Упражнять в рисовании фигур детей в движении. Продолжать учить хорошо располагать изображения на листе. Совершенствовать умение смешивать краски с белилами для получения оттенков цветов. Развивать способность анализировать рисунки, выбирать наиболее интересные и объяснять свой выбор. Словарная работа: нарядная елка, украшения в зале, герои сказок, передний план | А - 4 разного цвета; простые карандаши; ластики; гуашь; баночки с водой; салфетки; палитры; кисточки разных размеров. | Чтение книг, беседы с детьми о новогодних каникулах. |
Перспективное тематическое планирование непосредственно организованной образовательной деятельности по лепке, рисованию
в подготовительной группе
Месяц | Тема недели | Вид, подвид деятельности | Тема, № источника, программное содержание | Материалы, оборудование | Связь с другими сторонами воспитательной работы |
Я н в а р ь | 1 неделя Рукотворный мир, предметы быта. Народные промыслы. Жостово. | Лепка с натуры | Тема: Карандашница 28,142 Программное содержание: Учить детей лепить красивые и в то же время функциональные предметы в подарок близким людям. Познакомить с новым способом лепки - из пластин. Показать возможность моделирования формы изделия на основе готовой формы. Словарная работа: карандашница, раскатывание, создание пластин | Глина; бусины; стеки; дощечки, салфетки | Рассматривание разных бытовых предметов. |
Рисование беседа | Тема: Искусство Жостова 14,95 Программное содержание: Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере творчества мастеров Жостова. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров. Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народного декоративно-прикладного искусства. Учить видеть взаимосвязь окружающего мира и произведений народного искусства. Показать отличия жостовского промысла от других лаковых промыслов. Словарная работа: декоративная роспись по металлу, Жостово, поднос, расписные, фестончатые | Наглядный демонстрационный материал с изображением жостовских подносов. | Дидактическая игра «Русские узоры» - закреплять виды росписи, учить подирать к предмету подходящие элементы заданной росписи. | ||
Рисование декоративное | Тема: Жостовские цветы на подносе 14,97 Программное содержание: Продолжать знакомить детей с жостовской росписью. Учить составлять цветочную композицию на подносах разной формы. Формировать умение украшать борта жостовского подноса растительным орнаментом. Закреплять умение рисовать орнамент кистью, без прорисовки рисунка карандашом. Словарная работа: жостовские цветы, поднос, ромашка, мак, замалевка, тенежка, чертежка | Силуэты подносов черного цвета; гуашь; кисточки; баночки с водой; салфетки | Рисование в альбоме для раскрашивания «Жостовские цветы». | ||
2 неделя Рукотворный мир, что из чего сделано. | Рисование по представлению | Тема: Чудесная мозаика 28,26 Программное содержание: Познакомить детей с декоративными оформительскими техниками (мозаика) и вызвать интерес к рисованию в стилистике мозаики. Учить составлять гармоничную многоцветную композицию на основе контурного рисунка. Совершенствовать изобразительную технику. Воспитывать эстетический вкус, интерес к оформлению интерьеров. Словарная работа: мозаика, настенная картина, художник - декоратор, мелкие кусочки стекла, плитки, эскиз | А - 4 белого цвета; фломастеры; гуашь; кисточки разных размеров; баночки с водой; салфетки; палитры. | Рассматривание иллюстраций, репродукций картин, художественных открыток, знакомящих с техникой мозаики. Беседа о работе художников -декораторов. | |
Рисование декоративное | Тема: Вологодские кружева – морозные узоры 28,92 Программное содержание: Учить детей рисовать морозные узоры в стилистике кружевоплетения. Расширить и разнообразить образный ряд для творческого применения разных декоративных элементов. Совершенствовать технику рисования концом кисти. Развивать чувство формы и композиции. Словарная работа: Вологодские кружева, переплетение нитей, опорные линии, узелки, от центра по кругу, зигзаг | А - 4 темного цвета; гуашь; кисточки; баночки с водой; салфетки | Беседа о православном искусстве кружевоплетения на примере вологодских мастериц. Рассматривание кружевных изделий (салфеток, воротничков). |
Перспективное тематическое планирование непосредственно организованной образовательной деятельности по лепке, рисованию
в подготовительной группе
Месяц | Тема недели | Вид, подвид деятельности | Тема, № источника, программное содержание | Материалы, оборудование | Связь с другими сторонами воспитательной работы |
Я н в а р ь | 3 неделя Оседлые и домашние птицы. | Лепка сюжетная | Тема: Петушок с семьей 7,51 Программное содержание: Учить детей создавать коллективными усилиями несложную сценку из вылепленных фигур. Закреплять умение лепить петуха, кур, цыплят. Добиваться большей точности в передаче основной формы, характерных деталей. Формировать умение коллективно обдумывать расположение птиц на подставке. Словарная работа: домашняя птица, петушок, гордый, овоид, вытягивание | Пластилин; стеки; дощечки, салфетки | Чтение и пересказ рассказа К. Ушинского «Петушок с семьей». Беседы о летних впечатлениях, о домашних птицах. |
Рисование по замыслу | Тема: Золотой петушок 28,164 Программное содержание: Создать условия для изображения детьми сказочного петушка по мотивам литературного произведения. Развивать воображение, чувство цвета, формы и композиции. Поддерживать самостоятельность, уверенность, инициативность, в поиске средств художественно - образной выразительности. Воспитывать художественный вкус. Словарная работа: золотой петушок, гребешок, нарядный, гордый, шпоры, разноцветный хвост | А - 4 разного цвета; гуашь; кисточки; баночки с водой; салфетки | Чтение «Сказки о золотом петушке» А. Пушкина рассматривание иллюстраций к сказке разных художников. Беседа о сказочных птицах. | ||
Рисование предметное | Тема: Совушка – сова 47,138 Программное содержание: Учить детей изображать сову карандашными штрихами, передавая разные позы совы. Рисовать штрихи в разном направлении в соответствии с расположением перьев на голове, теле, крыльях, использовать в рисунке легкие, вспомогательные линии для передачи строения птицы. Придавать выразительность образу птицы через нанесение штрихов разным нажимом карандаша для получения различной интенсивности цвета и разного положения глаз. Словарная работа: сова, штриховка, отрывные, от центра по кругу, зигзаг | А - 4 разного цвета; цветные и простые карандаши; ластики | Рассматривание птиц в графическом изображении. Графическое упражнение «Закрась фигуру». | ||
4 неделя Декоративно – прикладное искусство. Гжель. | Рисование беседа | Тема: Голубая гжель 14,75 Программное содержание: Расширять знания детей об истории гжельского промысла. Учить выделять характерные особенности гжельского промысла. Формировать эстетический вкус. Словарная работа: Гжель, синяя, фарфор, небесно - голубые узоры, чайная роза, бутоны | Выставка изделий гжельских мастеров; иллюстрации | Рассматривание альбомов с народными росписями. Дидактическая игра «Цветные капельки» - учить детей выделять и называть цвета, входящие в цветовую гамму народной росписи. | |
Рисование декоративное | Тема: Букет в холодных тонах 7,75 Программное содержание: Учить создавать декоративную композицию, используя ограниченную гамму. Закреплять знание детьми холодной гаммы цветов. Совершенствовать плавные, слитные движения. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета. Словарная работа: Гжель, холодная гамма, завитки, капельки, сетка | А - 4 белого цвета; палитры; гуашь; кисточки; баночки с водой; салфетки | Дидактическая игра «Русские узоры» -закреплять виды росписи, учить подирать к предмету подходящие элементы заданной росписи. |
Перспективное тематическое планирование непосредственно организованной образовательной деятельности по лепке, рисованию
в подготовительной группе
Месяц | Тема недели | Вид, подвид деятельности | Тема, № источника, программное содержание | Материалы, оборудование | Связь с другими сторонами воспитательной работы |
Ф е в р а л ь | 1 неделя Мы – маленькие дети на одной планете. | Лепка сюжетная | Тема: Как мы играем зимой 7,76 Программное содержание: Закреплять умение детей лепить фигуру человека в движении. Добиваться с отчетливости в передаче формы, движения. Учить отбирать наиболее выразительные работы для общей композиции. Словарная работа: дети, малыши, фигура, снежки
| Пластилин разного цвета; стеки; дощечки, салфетки | Игры на прогулке, наблюдения за движениями детей. |
Рисование сюжетное | Тема: Дети танцуют на празднике 7,66 Программное содержание: Учить детей передавать в рисунке различия в одежде девочек и мальчиков, движения фигур. Продолжать формировать умение рисовать контуры фигур простым карандашом и красиво закрашивать изображения. Словарная работа: фигура в движении, контурные линии, бежевый, сюжет, пропорции, сила нажима | А - 4 разного цвета; цветные и простые карандаши; ластики | Танцы детей на музыкальных занятиях | ||
Рисование по замыслу | Тема: Нарисуй, что было самым интересным в этом месяце 7,53 Программное содержание: Учить детей отбирать из получаемых впечатлений наиболее интересные; развивать стремление отображать эти впечатления в рисунке. Закреплять умение рисовать карандашами, красками. Учить наиболее полно выражать свой замысел средствами рисунка, доводить начатое до конца. Развивать воображение. Словарная работа: фигура в движении, контурные линии, бежевый, сюжет, пропорции | А - 4; простые карандаши; ластики; акварель; баночки с водой; салфетки; палитры; кисточки разных размеров. | Организация подвижных игр на физкультуре. Схематическое изображение человека с передачей движения. | ||
2 неделя Страны и народы мира. Декоративно – прикладное искусство. | Рисование декоративное | Тема: Гжельская посуда 28,128 Программное содержание: Учить детей рисовать посуду по мотивам «гжели», дополнять изображениями сказочных яств и составлять из индивидуальных работ коллективную ленточную композицию (праздничный стол). Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать интерес к народному искусству. Словарная работа: Гжель, синяя, фарфор, небесно - голубые узоры, чайная роза, бутоны | А - 4 желтого цвета; палитры; гуашь; кисточки; баночки с водой; салфетки | Рассматривание иллюстраций к сказкам с изображением праздничных столов (скатерть, посуда, еда). | |
Рисование сюжетное | Тема: Мальчик с пальчик 7,89 Программное содержание: Учить передавать в рисунке эпизод знакомой сказки. Закреплять умение рисовать фигуры детей, передавать соотношение фигур по величине, продумывать композицию рисунка, определять место и величину изображений. Учить начинать рисунок с главного — фигур детей (намечать их простым карандашом). Закреплять умение оценивать рисунки в соответствии с требованиями задания (передать образы сказки). Словарная работа: мальчик с пальчик, композиция, контур, штриховка | А - 4 разного цвета; цветные и простые карандаши; ластики | Чтение сказки «Мальчик с пальчик», беседа по прочитанному с выделением эпизода, в котором братья идут по дремучему лесу, рассматривание иллюстраций. |
Перспективное тематическое планирование непосредственно организованной образовательной деятельности по лепке, рисованию
в подготовительной группе
Месяц | Тема недели | Вид, подвид деятельности | Тема, № источника, программное содержание | Материалы, оборудование | Связь с другими сторонами воспитательной работы |
Ф е в р а л ь | 3 неделя Папин праздник. Наша Армия. | Лепка предметная | Тема: Отважный парашютист 28,64 Программное содержание: Продолжать учить детей лепить фигурку человека из валика путем надрезания стекой и моделирования пропорциональных частей тела. Показать возможность передачи движения лепной фигурки путем небольшого изменения положения рук и ног (изменять положение фигуры в соответствии с характером движения: вертикально, горизонтально, немного наклонно). Развивать чувство формы и композиции. Словарная работа: парашютист, цилиндр, комбинезон, наклонно | Пластилин; стеки; дощечки; салфетки | Рассматривание изображений парашютистов (книги, открытки) |
Рисование по представлению | Тема: Я с папой 28,146 Программное содержание: Учить рисовать парный портрет в профиль, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение конкретных людей (себя и папы). Вызвать интерес к поиску изобразительно - выразительных средств, позволяющих раскрыть образ более полно, точно, индивидуально. Продолжать знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства. Словарная работа: портрет, профиль, телесный цвет, оттенок, разметка | А - 4 белого цвета; палитры; гуашь; кисточки; баночки с водой; салфетки | Дидактическая игра «Семейный портрет» - закрепить знания детей о половых и возрастных особенностях людей. Подобрать и составить разные портреты. | ||
Рисование сюжетное | Тема: Наша армия родная 7,83 Программное содержание: Закреплять умение создавать рисунки по мотивам литературных произведений, передавая образы солдат, летчиков, моряков; изображать их жизнь и службу. Упражнять в рисовании и закрашивании рисунков цветными карандашами. Развивать воображение, творчество. Словарная работа: Армия, военная техника, солдат, летчики, моряки | А - 4 белого цвета; цветные карандаши; палитры; гуашь; кисточки; баночки с водой; салфетки | Беседа о Российской армии, чтение стихотворений, рассказов, пение песен, рассматривание иллюстраций. | ||
4 неделя Мужские профессии. | Рисование по замыслу | Тема: Кем ты хочешь быть 7,90 Программное содержание: Учить детей передавать в рисунке представления о труде взрослых, изображая фигуры людей в характерной профессиональной одежде, в трудовой обстановке, с необходимыми атрибутами. Закреплять умение рисовать основные части простым карандашом, аккуратно закрашивать рисунки. Воспитывать уверенность, самостоятельность в художественном поиске и при воплощении замыслов. Словарная работа: профессии, педиатр, воспитатель, водитель, контур, передний план | А - 4 белого цвета; цветные и простые карандаши; ластики | Беседы о труде взрослых. Чтение книг В. Маяковского «Кем быть», С. Михалкова «А что у вас?», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», «Какого цвета ремесло?» и др.; рассматривание иллюстраций. Рассматривание иллюстраций в раскраске «Профессии». | |
Рисование беседа | Тема: Рассматривание репродукции картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» 17,114 Программное содержание: Продолжать знакомить детей с картинами художника И. Э. Грабаря, формировать представления о пейзажной живописи. Учить эмоционально, откликаться на нее, выделять средства выразительности: колорит, композицию, линию - и средства, с помощью которых художник передает настроение. Воспитывать интерес к пейзажной живописи. Словарная работа: пейзаж, живопись, лазурь, хрустальная, отблески, розовато - голубой | Репродукция картины Н.Э. Грабаря «Февральская лазурь» | Рассматривание деревьев на участке детского сада. Дидактическая игра «Времена года» - закрепить знания детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года. |
Перспективное тематическое планирование непосредственно организованной образовательной деятельности по лепке, рисованию
в подготовительной группе
Месяц | Тема недели | Вид, подвид деятельности | Тема, № источника, программное содержание | Материалы, оборудование | Связь с другими сторонами воспитательной работы |
М а р т | 1 неделя Мамин праздник. | Лепка декоративная | Тема: Конфетница 28,148 Программное содержание: Учить детей лепить красивые и в то же время полезные предметы в подарок близким людям. Познакомить с новым способом лепки - из колец. Показать возможность моделирования формы изделия (расширения или сужения в отдельных частях) за счет изменения длины исходных деталей - цилиндров. Воспитывать любовь и заботливое отношение к членам своей семьи. Словарная работа: конфетница, цилиндр, орнамент, растительный декор | Глина; бусины; стеки; тесьма; дощечки, салфетки | Беседа о мамах, и о том, как можно поздравить с праздником. Рассматривание разных бытовых предметов. |
Рисование с натуры | Тема: Нежный натюрморт 5,128 Программное содержание: Продолжать знакомить с натюрмортом, учить видеть выразительные средства живописного произведения, красоту, гармонию предметов, изображенные художником, вызвать эмоциональный отклик на произведения искусства; продолжать учить рисовать натюрморт, знакомить с правилами композиции, колоритом, развивать умения работать акварелью. Словарная работа: цветковые растения, чашечка, бутон, хризантемы, подснежники | А - 4 разного цвета; палитры; акварель; гуашь; кисточки; баночки с водой; салфетки | Беседа о цветах, их разнообразии и культурно - эстетической роли в жизни человека. Рассматривание репродукций П. Кончаловского «Сирень», И. Грабаря. «Хризантемы»; А. Шилова. «Фиалки». | ||
Рисование декоративное | Тема: Такие разные зонтики 28,68 Программное содержание: Учить детей рисовать узоры на полукруге. Показать связь между орнаментом и формой украшаемого изделия (узор на зонтике). Систематизировать представления о декоративных мотивах (геометрические, растительные, зооморфные, бытовые, абстрактные). Развивать чувство формы, ритма, композиции. Словарная работа: зонт, окружность, центр, петельки, спираль, парашют | А - 4 разного цвета; цветные карандаши; фломастеры. | Рассматривание ярких зонтиков с разных сторон (сверху, снизу, сбоку). Беседа о зонтах, их внешнем виде, строении и назначении. | ||
2 неделя Женские профессии. | Рисование по представлению | Тема: Женские профессии 7,96 Программное содержание: Учить детей отображать в рисунке труд людей: положение фигур, выполняющих ту или иную работу; разнообразные орудия труда. Закреплять умение передавать соотношение по величине при изображении взрослых и детей. Совершенствовать умение детей рисовать простым графитным карандашом, а затем аккуратно закрашивать рисунок красками, заполнять весь лист изображениями. Словарная работа: женские профессии, повар, учитель, пропорции | А - 4; цветные карандаши; палитры; гуашь; кисточки; баночки с водой; салфетки | Наблюдения за трудом взрослых – поваров, прачки, воспитателя. Чтение книг В. Маяковского «Кем быть», С. Михалкова «А что у вас?» | |
Рисование по замыслу | Тема: Сказочный дворец 7,78 Программное содержание: Учить детей создавать сказочные образы, делать набросок простым карандашом, а затем оформлять изображение в цвете, доводить замысел до конца. Закреплять умение рисовать основу здания и придумывать украшающие детали. Совершенствовать приемы работы красками, способы получения новых цветов и оттенков. Развивать умение оценивать рисунки. Словарная работа: дворец, пристройка, башня, купол, удлиненный, низкий, арочный вход | А - 3 белого цвета; простые карандаши; ластики; гуашь; баночки с водой; салфетки; палитры; кисточки разных размеров. | Чтение сказок, рассматривание иллюстраций с изображением сказочных дворцов. Рисование домиков для сказочных героев. |
Перспективное тематическое планирование непосредственно организованной образовательной деятельности по лепке, рисованию
в подготовительной группе
Месяц | Тема недели | Вид, подвид деятельности | Тема, № источника, программное содержание | Материалы, оборудование | Связь с другими сторонами воспитательной работы |
М а р т | 3 неделя Декоративно – прикладное искусство народов России. | Лепка декоративная | Тема: Чудо – цветок (изразцы) 28,154 Программное содержание: Учить детей создавать декоративные цветы пластическими средствами по мотивам народного искусства. Продолжать освоение техники рельефной лепки. Показать варианты изображения сложных венчиков и отдельных лепестков. Развивать чувство ритма и композиции. Воспитывать художественный вкус, вызвать интерес к оформлению интерьера. Словарная работа: чудо - цветок, изразцы, керамическая плитка, растительный декор | Картон 15x15; пластилин разного цвета; бусины; стеки; дощечки, салфетки | Беседа о цветах: особенностях внешнего вида, местах произрастания, разнообразии. Рассматривание произведений декоративно - прикладного искусства с цветочным декором (керамика, резьба по дереву). |
Рисование беседа | Тема: Чудо – писанки 28,166 Программное содержание: Познакомить детей с искусством миниатюры на яйце (славянскими писанками). Дать представление о истории возникновения этого вида искусства, специфике композиции и орнаментального строя. Воспитывать интерес к народному искусству. Словарная работа: славянские писанки, миниатюрная живопись, яйцо, символ,восковой способ | Альбом для детского художественного творчества «Писанки» (автор И. Лыкова) | Рассматривание писанок или их высокохудожественных изображений. Игра в мини - музей писанок. | ||
Рисование декоративное | Тема: Чудо – писанки (рисование на яйце) 28,168 Программное содержание: Продолжать знакомство детей с искусством миниатюры на яйце (славанскими писанками). Уточнить представление о композиции и элементах декора. Учить рисовать на объемной форме. Воспитывать интерес к народному искусству. Словарная работа: писанки, космические элементы, бесконечники, воздушные, растительные, зооморфные, орнаментальные сетки | Куриные яйца; гуашь; кисточки; баночки с водой; салфетки | Рассматривание писанок или их высокохудожественных изображений. Игра в мини -музей писанок. | ||
4 неделя Праздники и обычаи народов Поволжья. | Рисование беседа | Тема: Женские головные уборы Симбирских красавиц к Программное содержание. Продолжать знакомить детей с русской национальной культурой. Дать представления об истории и особенностях русского национального женского головного убора. Учить детей поддерживать беседу; задавать вопросы, активно и правильно на них отвечать. Воспитывать уважение к труду симбирских мастериц. Словарная работа: женские головные уборы, косынька, косичка, повязка | Иллюстрации с изображением женских головных уборов, кукла в русском костюме. | Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним, работа с раскрасками - раскрашивание кукол в русских костюмах. | |
Рисование декоративное | Тема: Украсим кокошник растительным орнаментом к Программное содержание: Знакомить с вышивкой, орудиями труда вышивальщиц. Продолжать прививать интерес, любовь и бережное отношение к предметам русского быта, традициям. Развивать умение видеть красоту растений, упражнять в назывании цветовых оттенков, умении составлять орнамент, подборе сочетаний цветов. Словарная работа: рукодельница, мастерица, вышивальщица | Бумажные силуэты головных уборов; гуашь; баночки с водой; салфетки; палитры; кисточки | Рассматривание открыток, фотографий, иллюстраций с изображением садовых и полевых цветов. Определение оттенков цвета у растений, эстетическая оценка растений (строения и формы листьев, цветов), цветочных композиций. Знакомство детей с элементами вышивки. Упражнения в составлении различных узоров. |
Перспективное тематическое планирование непосредственно организованной образовательной деятельности по лепке, рисованию
в подготовительной группе
Месяц | Тема недели | Вид, подвид деятельности | Тема, № источника, программное содержание | Материалы, оборудование | Связь с другими сторонами воспитательной работы |
А п р е л ь | 1 неделя Весна. Изменения в природе. Декоративно – прикладное искусство. Декоративно – прикладное искусство. Хохлома. | Лепка с натуры | Тема: Черепаха 7,101 Программное содержание. Учить детей лепить животное с натуры, передавая пропорции и характерные особенности формы, частей тела. Закреплять умение применять знакомые приемы лепки (лепка по частям, нанесение рельефа стекой, при лепке одинаковых частей (лапы и др.) сначала вылепить все части, установить их одинаковость, а затем закрепить на изделии). Словарная работа: черепаха, морская, сухопутная, рельеф, скульптура | Пластилин; доски; Черепаха (животное, игрушка или скульптура). | Рассматривание картинок в энциклопедиях с изображением черепах. Чтение рассказов о их жизни в природе или в домашних условиях. |
Рисование декоративное | Тема: Хохломская роспись 7,80 Программное содержание. Учить детей рисовать волнистые линии, короткие завитки и травинки слитным, плавным движением. Упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти. Закреплять умение равномерно чередовать ягоды и листья на полосе. Развивать чувство цвета, ритма; умение передавать колорит хохломы. Словарная работа: хохлома, изгибающаяся, завитки, травка, прожилки | А - 4 (полоска) черного цвета; гуашь; кисточки; баночки с водой; салфетки | Дидактическая игра «Цветные капельки» - учить детей выделять и называть цвета, входящие в цветовую гамму народной росписи. | ||
Рисование познание | Тема: Рассматривание репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели» 17,116 Программное содержание. Учить детей понимать основную мысль произведения, углубить впечатления, связанные с приходом весны. Учить видеть изобразительные средства, которыми пользуется художник для передачи своих впечатлений и чувств (композиция, перспектива, сочетание красок и их тонкие переходы, колорит). Продолжать развивать связную речь. Воспитывать эстетический вкус, любовь к природе. Словарная работа: грачовник, гнездование, пашня | Репродукция картины А. Саврасова «Грачи прилетели» | Наблюдение за птицами на улице. Рассматривание иллюстраций о весне. Чтение стихотворения о весне. Проведение словесных упражнений. Придумать предложения со словами: грачи, грачовник, гнездование, пашня. | ||
2 неделя Покорение космоса. | Рисование по представлению | Тема: Звездное небо 40,114 Программное содержание. Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба. Развивать чувство композиции и колорита. Словарная работа: звездное небо, набрызг, печать по трафарету, эскиз, звездолетчики | Бумага формата A3, кисти, гуашь, трафареты, поролоновый тампон, жесткая кисть и картонка для набрызга, эскизы | Схематическое изображение человека с передачей движения - «пляшущих человечков». Рассказ о животных, побывавших в космосе, - о собаках Белке и Стрелке, обезьянках Дрёме и Ерошке, мышках | |
Рисование с натуры | Тема: Ветка лиственницы 7,85 Программное содержание. Учить детей рисовать с натуры, передавая форму вазы, конструкцию веток; красиво располагать изображение на листе бумаги. Закреплять умение намечать форму вазы карандашом, затем рисовать красками остальные детали изображения. Учить рисовать угольным карандашом (если позволит характер ветки). Развивать эстетическое восприятие. Словарная работа: ветки лиственницы, натура, набросок, контур | А - 4 разного цвета; палитры; гуашь; кисточки; баночки с водой; салфетки | Рассматривание натюрмортов. Дидактическая игра «Составь натюрморт» - учить составлять композицию для натюрморта из реальных предметов (посуда, ткани, цветы, муляжи, декоративные предметы). |
Перспективное тематическое планирование непосредственно организованной образовательной деятельности по лепке, рисованию
в подготовительной группе
Месяц | Тема недели | Вид, подвид деятельности | Тема, № источника, программное содержание | Материалы, оборудование | Связь с другими сторонами воспитательной работы |
А п р е л ь | 3 неделя Мониторинг. Изменения в природе. | Лепка сюжетная | Тема: Бабушкины сказки 28,106 Цель: Выявить умение лепить по мотивам народных сказок: самостоятельно выбирать сюжет, определять способы и приемы лепки в зависимости от характера образа придавать персонажам сказочные черты. Ход: Дети рассматривают иллюстрации к народным сказкам. Затем предлагается детям слепить сказочного героя или скульптурную композицию любимых героев. | Пластилин, бросовый материал; доска, стека, иллюстрации на тему: «Сказки» | -предложить установить фигуру с третьей точкой опоры для её устойчивости; -дать советы относительно взаимосвязи и динамики фигур композиции, их соразмерности; |
Рисование предметное | Тема: Картинки на песке 28, 16 Цель: Выявить уровень развития художественных способностей к изобразительной деятельности; умение принять и реализовать творческую задачу, владение графическими навыками, наличие творческого воображения и опыта эстетической деятельности. Ход: Педагог предлагает нарисовать красивые картинки. Затем по контуру нанести клей на картинку и отпечатать на песке (изображением вниз). Дети самостоятельно выбирают художественные материалы, рисуют по замыслу. | А – 4 разного цвета, А – 5, цветные карандаши, фломастеры, песок, клей. | - показ способа выполнения | ||
Рисование коллективное | Тема: Мой город Цель: Исследовать возможности детей создания коллективных рисунков, сюжетных композиций на тему окружающей жизни. Ход: Детям предлагают нарисовать картину на тему «Мой город». Давайте вместе с вами нарисуем наш город | Лист ватмана, карандаши, краски, кисти, вода, салфетки. | - показ соответствующих фотографий с изображением города Димитровграда - разъяснение важности выполнения работы каждым ребенком для общего дела | ||
4 неделя Мониторинг. Игры детей. | Лепка предметная | Тема: Дети играют Цель: Определить возможности создания в технике лепки различных предметов, передавая форму, пропорции, позу и движение фигур; создавать композиции. Ход: Предлагается вспомнить, как дети играют на прогулке. Затем по просьбе педагога ребенок лепит фигуру девочки или мальчика с котенком (или игрушками) | Пластилин, доска, стека, иллюстрации на тему: «Дети играют» | - показ картинок по теме задания; - уточнить способ лепки (пластический, комбинированный) | |
Рисование декоративное | Тема: Узоры Цель: Выяснить возможности детей создавать узоры по мотивам народного декоративно – прикладного искусства (гжель, хохлома, городец); использовать разнообразные приемы и элементы для создания узора, подбирать цвета в соответствии с тем или иным видом деятельности Ход: Предлагается нарисовать узор на бочонке (гжель или городец), на силуэте подноса (жостово или хохлома) | Бумага белая или тонированная, акварель, кисти, вода, салфетки, палитра. | - обратить внимание на равномерное расположение элементов узора |
Перспективное тематическое планирование непосредственно организованной образовательной деятельности по лепке, рисованию
в подготовительной группе
Месяц | Тема недели | Вид, подвид деятельности | Тема, № источника, программное содержание | Материалы, оборудование | Виды помощи |
М а й | 1 неделя Защитники Родины. | Лепка сюжетная | Тема: Покорители космоса - наши космонавты 28,188 Программное содержание. Совершенствовать умение лепить фигуру человека; предложить варианты лепки конструктивным или комбинированным способами (по выбору детей); нацелить на изображение характерной экипировки (скафандр, комбинезон, баллоны с кислородом). Учить самостоятельно находить приёмы для передачи движения космонавта в разных космических ситуациях (парит в невесомости, ремонтирует корабль, идёт по Луне или приветствует инопланетян). Словарная работа: покорители космоса, космонавты, скафандр, комбинезон, баллоны с кислородом, конструктивный способ | Цветной пластилин, стеки; пуговицы; бусины, фольга, нитки, пружинки, пластиковые прозрачные футляры для скафандров. | Беседа о первооткрывателях космоса. Рассматривание портретов космонавтов, марок, иллюстраций. |
Рисование предметное | Тема: Открытка для ветеранов 7,183 Программное содержание. Учить детей передавать особенности построения рисунка или орнамента на открытке; красиво подбирать цвета красок к цвету бумаги, выбранной для открытки. Развивать воображение, творчество. Словарная работа: открытка, дизайн, орнамент, Георгиевская ленточка, орден, медаль, цветущая веточка | А - 4 разного цвета; простые карандаши; ластики; гуашь; кисточки; баночки с водой; салфетки | Беседы о ветеранах войны, о том, как их можно поздравить, что подарить. | ||
Рисование по замыслу | Тема: Круглый год 7,102 Программное содержание. Закреплять умение отражать в рисунках знания и впечатления о жизни природы, труде, отдыхе людей в каждый месяц года, определяя содержание рисунка по своему желанию. Добиваться передачи характерных особенностей того или иного месяца. Закреплять умение строить композицию рисунка. Развивать творческие способности, воображение, умение передавать в рисунке образы не только из личного опыта, но и ориентируясь на литературный образ, средства выразительности художественного словесного образа. Словарная работа: композиция, сюжет, перспектива, контур | А - 4; палитры; акварель; гуашь; кисточки; баночки с водой; салфетки | Чтение книг о природе, рассматривание пейзажей (репродукции, фотографии). Наблюдения природы в разные времена года, в разную погоду. Ведение с детьми календаря природы. Беседы о характерных особенностях каждого месяца (применительно к той местности, где находится дошкольное учреждение). Слушание музыкальных произведений о временах года. | ||
2 неделя День Победы. | Рисование сюжетное | Тема: Праздник День Победы 7,186 Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке впечатления от праздничного города: украшенные дома, салют. Закреплять умение составлять нужный цвет краски, оттенки цветов на палитре, умение работать всей кистью и её концом. Закреплять умение располагать изображения по всему листу. Словарная работа: Праздник День Победы, салют, цветущие сады, радостные люди | А - 4 разного цвета; простые карандаши; ластики; гуашь; кисточки; баночки с водой; салфетки | Подготовка к празднику 9 мая, заучивание стихов, песен. Рассматривание фотографий. | |
Рисование сюжетное | Тема: Наша любимая подвижная игра 7,62 Программное содержание. Формировать умение отбирать из личного опыта интересное содержание для рисунка, воплощать задуманное. Закреплять приемы создания изображения простым карандашом и оформления его в цвете. Упражнять детей в рисовании акварелью. Развивать чувство композиции. Учить выбирать при оценке работ наиболее интересные, выразительные рисунки. Развивать воображение, творчество. Словарная работа: кошки – мышки, гуси, персонаж игры, фигуры, сюжет | А - 4; простой карандаш; ластик; акварель; кисточки; баночки с водой; салфетки | Беседы с детьми о том, в какие интересные подвижные игры дети играли на физкультуре, прогулке. |
Перспективное тематическое планирование непосредственно организованной образовательной деятельности по лепке, рисованию
в подготовительной группе
Месяц | Тема недели | Вид, подвид деятельности | Тема, № источника, программное содержание | Материалы, оборудование | Виды помощи |
М а й | 3 неделя Безопасность на улице. | Лепка сюжетная | Тема: Дерево жизни 28,200 Программное содержание. Учить детей создавать сложную композицию из соленого теста по фольклорным мотивам («дерево жизни»). Продолжать знакомство с техникой рельефной лепки из соленого теста. Развивать способности к композиции. Формировать навыки сотрудничества и сотворчества. Воспитывать интерес к народной культуре, желание участвовать в оформлении интерьера. Словарная работа: дерево жизни, объемные скульптурки, крона, налепы, примазывание, сглаживание | Соленое тесто; стеки; печатки; чесночница; дощечки; салфетки | Рассматривание старого большого дуба (могучий ствол, корявые старые ветки, цвет коры, листьев). |
Рисование по замыслу | Тема: Весенняя гроза 28,194 Программное содержание. Продолжать учить детей отражать в рисунке свои представления о стихийных явлениях природы - таких, как буря, ураган, гроза. Инициировать поиск средств художественно - образной выразительности. Объяснить принцип ассиметрии, передающей движение (динамику картины). Развивать чувство цвета, формы, композиции. Воспитывать интерес к природе. Словарная работа: гроза, буря, ураган, наводнение, порыв ветра, передний план | А - 4 белого цвета; цветные карандаши; пастель; акварель; кисточки; баночки с водой; салфетки | Беседы о разных явлениях природы (буря, ураган, гроза, ливень). Знакомство с правилами безопасного поведения в такую погоду или при таких явлениях природы. Рассматривание репродукций известных художников. | ||
Рисование по замыслу | Тема: Весенние фантазии 7,164 Программное содержание. Учить детей выбирать содержание своего рисунка, продумывать композицию, цветовое решение. Закреплять технические навыки рисования красками. Развивать чувство формы и композиции. Словарная работа: сюжет, контур, композиция | А - 4 белого цвета; простой карандаш; акварель; кисточки; баночки с водой; салфетки | Рассматривание иллюстраций к сказкам, рассказам, беседы с детьми по их содержанию. | ||
4 неделя Безопасность | Рисование | Галерея детского творчества Цель: Вызвать у детей интерес и эмоциональный отклик на детские работы, желание всматриваться в них, умение рассказывать о понравившейся работе. | Детские работы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование кружковой работы по нетрадиционным техникам рисования в подготовительной к школе группы "Юный Пикассо"
Перспективное планирование кружковой работы по нетрадиционным техникам рисования в подготовительной к школе группе "Юный Пикассо"...
НОД. Художественное творчество. Рисование в подготовительной к школе группе. Тема: «Аленький цветочек ». Рисование ладошками.
Задачи: познакомить детей с новой техникой рисования ладошками. Закреплять строение цветка. Закреплять правила поведения в общественных местах. Развивать воображение, фантазию, художественно-эст...
Перспективное планирование по рисованию в подготовительной к школе группе
Перспективное планирование по рисованию в подготовительной к школе группе...
Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе «Отражение в воде». Нетрадиционная техника рисования
Цель и задачи занятия:1. Развивающее.Совершенствовать технику рисования акварельными красками. Расширить возможности способа рисования «по сырому» с получением отпечатков как выразительно-изобразитель...
Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной к школе группе «Знакомство с жостовской росписью. Рисование каймы»
(За основу взято Грибовская с.107) Программное содержание: Познакомить детей с жостовской росписью, ее основным мотивом — букет на черном фоне, композиционным решением, колоритом. Учить видеть мн...
Занятие по рисованию в подготовительной к школе группе в формате #сидим дома с пользой дела# Мастер – класс поэтапное рисование на тему : «Цветущая весна» ( 12.05 - 15.05)
Цель: создание творческой или учебной работы.Задачи: обучать детей приёмам работы акварелью без предварительного рисунка;совершенствовать у детей технику рисования всей кистью,закреплять приёмы рисова...
Конспект открытого занятия по рисованию в подготовительной к школе группе на тему: «Школа юных художников»
Цель: поддерживать интерес детей к изобразительной деятельности.Задачи:-продолжать учить детей выделять основные цвета и составные; смешивать краски для получения новых цветов и их оттенков;-закр...