рисование нетрадиционными техниками
проект по рисованию (средняя группа) на тему

Головко Виктория Александровна

Нетрадиционные способы рисования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ministerstvo_obrazovaniya_moskovskoy_oblasti.docx105.27 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение

Высшего образовательного образования

Московский Государственный Областной Университет (МГОУ)

Курсы повышения квалификации

ПРОЕКТ

По нетрадиционной технике рисования

 «В гроздьях красная рябина…»

Подготовил:

Воспитатель МДОУ № 44

г.Электросталь  Московской области

Головко Виктория Александровна

Проверил:

Руководитель группы 169

Серебрякова Л.Г.

2014г.

  1. Введение.

Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения.

Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира.

Дети воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и интересный опыт. Детский рисунок привлекает своей непосредственностью, своеобразной выразительностью, неожиданностью образов.

При умелой организации занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Рисование может стать одним из любимых занятий, может стать, а чаще всего и является устойчивым увлечением не только одарённых, но и почти всех детей.

Для успешного обучения детей рисованию, можно использовать нетрадиционные техники.

Тип проекта: информационный, познавательный, творческий.

Вид проекта: краткосрочный (сентябрь -  октябрь).

Участники проекта: дети средней группы в возрасте 4-5 лет.

Актуальность:

Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно! Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает  детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование  необычными  материалами  и  оригинальными  техниками  позволяет  детям ощутить  незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат  практической  деятельности -  художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют  осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности

Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей  это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь".

Проблема:

Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Цель: Развитие художественно-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.

Задачи:

Образовательные:

  •             Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов. 
  •             Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе с нетрадиционными техниками.
  •             Побуждать воспитанников  самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование и т.д.)
  •             Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.

Развивающие:

  •        Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
  •        Закрепить и уточнять знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
  •        Познакомить детей с нетрадиционным способом рисования «печатание листьями», рисование пальчиками. Закрепить умение пользоваться красками (гуашью).
  •        Создавать условия для развития творческой активности, фантазии, памяти, внимания, творческого воображения, мышления, речи, глазомера, познавательного интереса.
  •        Развивать у детей дошкольного возраста мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.
  •        Учить красиво, во весь лист располагать изображение. Развивать чувство ритма, эстетическое восприятие.

Воспитательные:

  •         Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально
  •         Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

Методы реализации проекта:

  • метод обследования, наглядности;
  • словесный (беседа, рассказ, наблюдение, использование художественного слова, указания, пояснения);
  • практический (самостоятельная деятельность при выполнении работы);
  • проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе занятия);
  • сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе);
  • мотивационный (убеждение, поощрение).

Планирование результатов проекта.

Дети:

  • познакомятся с нетрадиционными техниками рисования;
  • получат практические навыки и умения по использованию техники «печатанья листьями», рисования пальчиками;
  • появится устойчивый интерес к разнообразным видам и способам рисования;
  • обогатится словарь детей  словами «пейзаж», «изображение», «рамка», «фон», «мольберт»,  они выучат стихи об осени, о деревьях;

II Основное содержание.

Предварительный этап (организационный):

  • обследование темы, мотивация ее выбора;
  • определение цели и задач проекта;
  • подбор литературы, пособий, дидактического материала;
  • обсуждение с родителями, детьми вопросов связанных с проведением проекта;
  • составление тематического планирования работы с детьми, родителями;
  • разработка содержаний НОД.

Основной этап (практический):

Проведение:

  • НОД по рисованию в нетрадиционной технике, познанию.
  • Дидактических игр с детьми.
  • Родительского собрания по данной теме.
  • Итогового развлечения.

Организация выставки «Осенний листопад».

Заключительный этап (итоговый):

  • Самоанализ проделанной работы, оценка результатов, формирование выводов.
  • Беседы с родителями
  • Анкетирование
  • Внесение коррективов и дополнений в планирование дальнейшей работы по данному направлению.
  • Мониторинг.

Интеграция образовательных областей: коммуникативно-личностная,  познавательно-речевая, художественно-творческая, а также чтение художественной литературы, музыка.

Реализация проекта:

Деятельность педагога:

  1. Подбор соответствующего материала, литературных источников, иллюстраций  на осеннюю тематику и по техникам нетрадиционного рисования.
  2. Подготовить учебно-методические пособия, наглядность:
  • картотека по нетрадиционной технике рисования;
  • альбом  по многообразию способов нетрадиционного рисования;
  • разработка рекомендательных буклетов для родителей о развитии художественно-творческих способностей детей;
  • изготовить дидактические игры.
  1. Предложить родителям принять совместное участие в реализации проекта.

Работа с детьми:

  • Проведение непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству, познанию.
  • Беседы и рассказы об осени, ее характерных признаках.
  • Наблюдения в природе  за осенними явлениями.
  • Рассматривание репродукции картин И. Левитана «Золотая осень» и «Октябрь».
  • Знакомство с техникой рисования «печатание листьями».
  • Дидактические игры «Осенняя палитра»,  «Составь узор», «На что похоже?», «Волшебные картинки».
  • Прослушивание аудиозаписи  музыкальных пьес и театральных шумов.
  • Чтение и заучивание стихотворений , пословиц и поговорок об осени, рябине.
  • Организация выставки детских работ.
  • Подготовка и участие детей в итоговом развлечении.

Работа с родителями:

  • Родительское собрание  на тему: « Развитие творческих способностей детей старшего возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами».
  • Памятка для родителей «Нетрадиционные способы рисования»
  • Помощь родителей в организации выставки «Осенние листочки»
  • Участие родителей в подготовке и проведении развлечения.

Перспективное планирование:

Сентябрь

Непосредственно-образовательная деятельность

«Осенние листочки»

Задачи: Познакомить с приемами печати листьями. Развивать чувство композиции и ритма. Закреплять навыки рисования гуашью.

«Грибы в лукошке»

Задачи:  Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатании печатками. Закрепить умение украшать предметы простым узором (полоска из точек), используя рисование пальчиком. Развивать чувство композиции.

Совместная деятельность воспитателя с детьми        

Дидактическая игра « Что стало не так?»

Задачи:  Развивать наблюдательность детей, учить выделять цветовые свойства, сравнивая одно предметное изображение с другими по представлению.

Дидактическая игра «Составь узор»

Задачи:  Формировать умение понимать законы композиции, подбирать разнообразные сочетания цветов, используя их в декоративной аппликации. Подводить детей к пониманию того, что красота узора зависит от повторения одних и тех же элементов одного цвета.

Самостоятельная деятельность детей

Привлечь детей к оформлению спальни для куклы Маши (рисование ковров на стену; паласа на пол; красивых салфеток на стол). Развивать пространственное воображение. Предоставить разные варианты с правом выбора техники воплощений.

Работа с родителями

Провести анкетирование родителей на тему: «Что рисует ваш ребенок?»

Папка-передвижка « Роль рисования в жизни ребёнка»

Октябрь

Непосредственно-образовательная деятельность

«Осенние деревья. Рябина» (коллективная работа)

Задачи: Познакомить с картиной И. Левитана «Золотая осень», с тем, как художник передает красоту осенней природы; закрепить умение печатать листьями, передавать красоту гроздей рябины, используя технику рисования пальчиками; развивать умение рисовать на одном листе бумаги, создавая коллективную работу. Закреплять навыки рисования гуашью. Развивать чувство композиции.

Совместная деятельность воспитателя с детьми        

Дидактическая игра «Найди такой же»  

Задачи: Закреплять умение узнавать и правильно называть голубой цвет, различать четыре оттенка голубого цвета. Закреплять понятие «цвет», «оттенок». Формировать умение осуществлять последовательный выбор оттенков голубого цвета в порядке убывания светлоты.

Тематический досуг: «Сказочный лес»

Задачи: Вызвать у детей интерес к сказочному образу, развивать воображение. Доставить радость от встречи со знакомыми сказочными героями. Развивать умение использовать полученные навыки и умения.

Самостоятельная деятельность детей        

Побуждать детей к созданию декораций к спектаклю по мотивам сказки «Капризка» авт. Т.Н.Караманенко и Ю. Г.Караманенко.

Работа с родителями

Консультация на тему: «Приобщение к нетрадиционной технике рисования»

(фитодизайн)

«Обследование навыков рисования

с использованием нетрадиционных техник».

(средняя группа) «Непоседы»

Результат обследования

Уровни

Сентябрь

Октябрь  

Высокий

0

5/25%

Средний

13/55%

16/70%

Низкий

10/45%

2/5%

Опираясь на данные обследования детей 2 младшей группы, которые впервые познакомились с использованием в рисовании нетрадиционных техник, можно смело говорить о том, что работа по данному направлению заметно улучшает показатели, как по каждому ребёнку, так и по группе в целом.

У большинства детей наблюдается стойкий интерес к рисованию в нетрадиционных техниках, они правильно пользуются материалами и инструментами, проявляют интерес к освоению новых техник.

Низкий уровень в начале года, объясняется, чаще всего, недостаточным владением техническими навыками и умениями, восприятие особенностей использования нетрадиционных техник было слабо выражено и проявлялось только при активном побуждении взрослого.

Лишь у двоих детей  и в октябре наблюдается низкий уровень, что обуславливается длительным отсутствием в детском саду из-за болезни.

http://gigabaza.ru/images/36/71676/m5df81d6.png

http://gigabaza.ru/images/36/71676/2c531e6.png

Заключение.

Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.

Не так важно, кем станет ребенок, главное, что занятия различными видами деятельности помогают сформировать творческую личность, учат мыслить смело и свободно. Вводить ребенка в мир искусства следует как можно раньше. В этом поможет игра, как основной и любимый вид деятельности дошкольника. Любой материал, попадающий в руки ребёнка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Этими материалами могут быть краска, бумага, зубная щётка, поролон, парафин и многое другое.

Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с раннего дошкольного возраста, я использую нетрадиционные способы изображения. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Таким образом, разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. Умение создавать новое, необычное, нестандартное дано с рождения не каждому, но многие профессии, жизненные ситуации требуют наличия именно этих качеств. Поэтому необходимо достаточно много уделять внимания фантазированию, развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач.

Анализ результатов.

В ходе  реализации проекта достигнуты определенные результаты:

  • В группе организована выставка детских работ по нетрадиционным способам рисования;
  • У детей сформировались устойчивые знания и практические умения по данным видам нетрадиционного рисования;
  • Развит устойчивый познавательный интерес к изобразительному искусству в целом;
  • Установились партнерские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения проекта.

Выводы:

Данный проект помог развить в детях познавательный интерес к изобразительному искусству с применением нетрадиционных способов рисования.

Родители стали более компетентны в вопросах развития  художественно-творческих способностей у детей среднего возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.

Мне, как педагогу, проект помог систематизировать знания по нетрадиционным техникам рисования, узнать что-то новое, пополнить свою методическую копилку новыми материалами и пособиями.

Все вместе мы решили продолжить знакомство с нетрадиционными способами рисования через организацию новых проектов.

Информационные ресурсы:

http://www.4stupeni.ru/stady/konspekt_1_izo/5097-izo.html

http://prepodavanie.narod.ru/p11.htm

http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/seminar-praktikum-dlya-pedagogov-znakomstvo-s-netradicionnymi-tehnikami

http://iramaks.ucoz.ru/blog/vidy_i_tekhniki_netradicionnogo_risovanija_khudozhestvennymi_materialami/2010-03-17-2

Список литературы:

  1. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста» (нетрадиционные техники)
  2. Казакова Т. Г. «Изобразительная деятельность младших дошкольников»
  3. Казакова Т.Г. «Детское изобразительное творчество»
  4. Комарова Т.С. «Изобразительное творчество в детском саду»
  5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. – Цветной мир, 2012
  6. Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Средняя группа. Конспекты занятий. Методические рекомендации. - Цветной мир, 2012
  7. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий - СПб: КАРО, 2010
  8. Рузанова Ю. В. Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб: КАРО, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредствам нетрадиционных техник рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами

Имея за плечами большой педагогический опыт и сравнивая с тем временем, когда я поступила на работу – все равно остался открыт вопрос о развитии творческих способностей дошкольников. Дети, рисуя с удо...

«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами рисования. Нетрадиционные техники рисования»

Обобщённый педагогический опыт педагогамуниципального образовательного учреждениядетский сад № 93 г. КарталыМордвинцевой Анастасии Юрьевны   «Познавательное разв...

«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами рисования. Нетрадиционные техники рисования»

Обобщённый педагогический опыт педагогамуниципального образовательного учреждениядетский сад № 93 г. КарталыМордвинцевой Анастасии Юрьевны   «Познавательное разв...

Конспект ОД по рисованию (нетрадиционная техника рисования) «Волшебные снежинки»

Программное содержание:• научить рисовать снежинку нетрадиционным способом;• совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках;• способствовать формированию у...

Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность. Нетрадиционные техники рисован

Цель: обучения рисованию. Познакомить детей с изобразительными материалами, инструментами Показать выразительные возможности цвета. Учить простым приёмам рисования (мазки: тычком, примакивание; заливк...

Конспект НОД по рисованию нетрадиционная техника рисования для первой младшей группы. Рисование пальчиками.Тема: «Веточка рябины»

Польза для деток от такого творчества огромна: развивается мелкая моторика, которая в свою очередь влияет на речь и память малыша. При рисовании пальчиковыми также развивается нервная система ребенка,...

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования» (Нетрадиционные техники рисования для детей 4– 6 )

Применение нетрадиционных техник рисования не только реализует образовательные задачи в работе с детьми 4 -6лет, но также позволяет с минимальными материальными затратами провести интересное занятие п...