Родитель как арт-терапевт для своего ребенка
статья (подготовительная группа) по теме

Греченок Евгения Владимировна

Арт-терапия – это терапия искусством. Арт-терапия не учит, как правильно рисовать, лепить, танцевать и играть на музыкальном инструменте, она создает пространство для самовыражения, для раскрытия творческого потенциала, создания своего неповторимого мира, для развития познавательной активности, для самопознания.

Занятия арт-терапией следует начинать с  5-6 лет, верхний возрастной уровень не имеет ограничений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditel_kak_art-terapevt_dlya_svoego_rebenka.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог-психолог МКДОУ д/с № 303 г. Новосибирска

Колбина Евгения Владимировна

Родитель как арт-терапевт для своего ребенка

Арт-терапия – это терапия искусством. Арт-терапия не учит, как правильно рисовать, лепить, танцевать и играть на музыкальном инструменте, она создает пространство для самовыражения, для раскрытия творческого потенциала, создания своего неповторимого мира, для развития познавательной активности, для самопознания.

Занятия арт-терапией следует начинать с  5-6 лет, верхний возрастной уровень не имеет ограничений.

Что же может предложить мама своему ребенку в качестве терапии?

  1. Очень простое развлечение: рисование. В арт-терапии есть такое направление – интуитивное рисование. Оно отличается от обычного тем, что рисуя, не следует вообще задумываться, что вы рисуете, на что это похоже, что вы выходите за края бумаги, какой рукой вы рисуете. Одним словом, полная свобода и раскрепощенность, то есть мы рисуем то, что хочет рука. Это отличный способ снять усталость и напряжение. Делая это вместе, можно обсудить новости, узнать, как ваш ребенок относится к тому, что он делает в школе или детском саду, как переживает неприятности. И тогда становится понятным, почему ребенок проявил себя так или иначе в той или иной ситуации.
  2. В психотерапевтической работе есть различные приемы, способствующие гармонизации противоборствующих начал в человеке, это называется работа с полярностями. Ведь в каждом из нас есть сильные и слабые стороны, уверенность и неуверенность, зависимость и независимость. Следующее упражнение помогает ребенку объединить, интегрировать в себе различные проявления личности:

Например, при преодолении неуверенности можно сделать вместе две маски: одну раскрасить в «боевую» раскраску индейцев и в соответствии с образом вести себя воинственно; а другую – сделать в спокойных тонах, отражающих уверенность (например, это могут быть такие цвета, как голубой, салатовый, синий, зеленый). Применяя на себя различные маски-роли, можно найти «золотую середину», иными словами, адекватную форму поведения.

Игра в маски помогает ребенку самостоятельно найти здоровый баланс и включить переживания в свой жизненный опыт. В такой игровой форме ребенок может выразить намного больше, чем в словах. В игре у него и у родителей есть символы, которые заменяют слова.

  1. Можно создать свой семейный герб. Для любого ребенка очень важно чувствовать себя нужным и желанным членом семьи, пусть даже очень маленькой семьи, в которой только он и мама. Лист плотного картона разделите на две части: верхнюю и нижнюю. В свою очередь, верхнюю часть разделите на три вертикальные колонки. Каждая колонка будет символизировать:
  • наши достижения;
  • главное наше преимущество;
  • наши планы.

В низу «семейного герба» можно написать девиз семьи, например, «вместе мы – сила». Обсуждая с ребенком, как символически лучше изобразить общие достижения, планы, вы на самом деле придаете ему уверенность, столь необходимую ему. Позвольте ребенку самостоятельно раскрасить этот герб и найдите ему достойное место в квартире. Для ребенка такой герб может служить символической опорой и защитой.

  1. Занятие библиотерапией: чтение детям сказок и рассказов. Если в сказке или истории есть персонаж, похожий на ребенка, если в этой истории герой преодолевает трудности и ему удается реализовать свою мечту, то для ребенка в этой сказке заложен ресурс, приближающий его к мечте.

Например, сказка Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок» помогает в детстве переживать обиду и унижения, с которыми порой, увы, приходится сталкиваться ребенку. Сопереживая гадкому утенку, дети понимают, что они не одиноки, что главный герой справится со всеми испытаниями.

После прочтения и обсуждения сказки можно попросить ребенка нарисовать, какие чувства он испытывал, когда вы читали рассказ или сказку. Затем можно обсудить рисунок.

Когда мы общаемся с ребёнком, мы можем более внимательно прислушиваться к тому, что хочет ребенок. Как правило, дети, возможно, не прямо, а косвенно дают понять нам – взрослым, что для них важно, что они чувствуют, что их огорчает или радует.

После такой беседы родители тоже может нарисовать рисунок, где отобразит свои чувства.

Очень часто взрослые утверждают, что они не умеют рисовать, и это является барьером для начала арт-терапии. Дети дошкольного возраста рисуют легко, их пока не интересует оценка окружающих. Главный принцип арт-терапии – принятие и безоценочное отношение к тому, что рисует, лепит, сочиняет взрослый или ребенок. Когда нас переполняют чувства, мы стремимся их выразить, и не всегда достаточно слов, чтобы передать свое состояние. Рисунок – один из способов отразить свои чувства.

  1. Дети порой бывают изобретательней взрослых, их фантазия помогает решать различные житейские задачки. Этот способ в психотерапии называется техникой визуализации.

Например, представляя себе воображаемый пульт управления, похожий на пульт от телевизора – визуализируя его, - ребенок может сам снизить уровень эмоциональной реакции. Таким пультом мы можем легко убавлять или прибавлять звук телевизора, точно так же мы можем научиться регулировать свои эмоции. Предложив такую игру своему ребенку, вы дадите ему еще один прием, с помощью которого будет легче справляться с негативными переживаниями.

Вместо того, чтобы поучать, читать нотации, удивляться, почему ребенок ничего не понимает из того, что вы ему говорите, лучше самим взрослым сделать шаг навстречу и попытаться понять детей. Для того, чтобы ребенок рос и развивался нормально, его нельзя рассматривать как средство реализации своих планов, им нельзя манипулировать. Арт-терапия помогает взрослым посмотреть на детский мир глазами ребенка, проникнуться его переживаниями, фантазиями и мечтами. Для организации многих арт-терапевтических упражнений не требуется специальной подготовки, достаточно желания и искреннего интереса к своему ребенку. И тогда, как воздействовать на ребенка отпадает сам собой, и возникает новый вопрос – как лучше взаимодействовать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родителям о развитии связной речи своего ребенка

«Связная речь — это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях... Связная речь как бы вбирает в себя все достиже...

Семинар для родителей "Образовательная кинестетика или помоги своему ребенку"

Образовательная кинестетика – это метод, с помощью которого можно помочь ребенку обрести уверенность в своих силах, а взрослым – самостоятельно поддерживать свою эмоциональную стабильность и стрессоус...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей будущих первоклассников. "СОХРАНИТЕ ЗРЕНИЕ СВОЕГО РЕБЕНКА"

Родителям важно помнить о том. что детское зрение особенно важно беречь с самых ранних лет, ведь это важно для здоровья вашего ребенка. Представлен комплекс гимнастики для глаз "Веселая неделька"....

Анкета для родителей "Знаете ли вы права своего ребенка?"

Анкета предназначена для выявления уровня знаний родителями прав своих детей....

Тест для родителей " Правильно ли вы воспитываете своего ребенка? "

Тест для родителей на родительское собрание  "Правильно ли вы воспитываете своего ребенка? "...

Памятка для родителей: «Советы для родителей, не чувствующих любви к своему ребенку»

Памятка для родителей: «Советы для родителей, не чувствующих любви к своему ребенку»...