Нетрадиционные техники рисования
младшем и среднем дошкольном возрасте (слайд 1).
Добрый день уважаемые коллеги. И я бы хотела процитировать слова (слайд 2)Василия Александровича Сухомлинского: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. (Слайд 3) Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация).
Рисование является одним из самых любимых видов деятельности большинства дошкольников. В рисунке ребенок отражает свои впечатления об окружающем, выражает свое отношение к нему. Яркие краски дают детям приятные ощущения. Изобразительная деятельность необходима ребенку для физического, психического и умственного развития. К ней не надо принуждать, но нужно поддерживать и стимулировать детей. Важно создавать новую ситуацию, чтобы дети могли применять усвоенные знания, умения, навыки, но и искали новые решения, творческие подходы.
Ну и как вы уже догадались, речь пойдет о творческой деятельности детей дошкольного возраста, а если говорить конкретнее, тема моей презентации «Нетрадиционные техники рисования младшем и среднем дошкольном возрасте». (слайд 4)
Как вы думаете, что может обозначать слово «нетрадиционно»? (Ответы педагогов).
Нетрадиционно-
• Не основываясь на традиции.
• Происходя не в силу установившейся традиции, устраиваясь не по заведенному обычаю. Отличаясь оригинальностью.
• Не придерживаясь традиций.
(Толковый словарь Ефремовой.ТФ.Ефремова.2000.)
Синонимы: индивидуально, на новый лад, неординарно, неповторимо, нестандартно, нетривиально, оригинально, по-новому, по-своему, самобытно, самостоятельно, своеобразно, своеобычно.
(Словарь синонимов). (Слайд 5)
Что подразумевается под словосочетанием «нетрадиционное рисование»?
(Ответы)
Нетрадиционное рисование – искусство изображать не основываясь на традиции. (Слайд 6)
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве.
Особенно заинтересовалась нетрадиционными способами рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой "Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен".
Одним из основных видов деятельности детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение (детский сад), во всех возрастных группах является рисование. И для того, чтобы вызвать интерес к этому виду занятий и способствовать развитию творческого потенциала у ребенка, рекомендуется использовать нетрадиционные методы рисования.
Благодаря фантазии воспитателей появляется все больше новых видов нетрадиционных техник рисования, которые можно использовать для детей в ДОУ.
Существуют определенные рекомендации, в каких группах детского сада какие виды нетрадиционного рисования лучше начинать использовать. (Слайд 7)
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
• рисование пальчиками;
• оттиск печатками из картофеля;
• рисование ладошками. (Слайд 8)
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
• тычок жесткой полусухой кистью.
• печать поролоном;
• печать пробками;
• восковые мелки + акварель;
• свеча + акварель;
• отпечатки листьев;
• рисунки из ладошки;
• рисование ватными палочками;
• волшебные веревочки. (Слайд 9)
Нетрадиционное рисование в младшей группе
Так как дети младшего дошкольного возраста, только начинают знакомиться с нетрадиционным рисованием, то на занятиях их лучше начинать знакомить с самыми простыми методиками: рисованием руками и штампованием.
Рисование руками (Слайд 10)
Для таких занятий понадобятся: белая бумага, кисти, краски (гуашь или пальчиковые), тряпочка или салфетка для вытирания рук. Суть такого рисования заключается в том, что используя вместо кисточки руку и ее части оставляя ими отпечатки, получить интересные рисунки: заборчик, солнышко, ежика, а можно и просто печатать пальчиком. (Слайд 11)
Работа со штампом
Дети очень любят что-то штамповать, поэтому они с радостью печатают контур нужной фигурки. При желании потом этим фигуркам можно дорисовать внутри нужные детали.
Нетрадиционное рисование в средней группе
В этот период дети продолжают рисовать руками, знакомятся с рисованием и печатанием различными предметам (листьями, ватными палочками, нитками и др.), техникой тычка жесткой кистью.
Техника тычка жесткой кистью (Слайд 12)
Понадобится: жесткая кисть, краска гуашь, белый лист с нарисованным карандашом контуром.
Методика рисования: дети делают слева направо по линии контура рисунка тычки кисточкой с краской, не оставляя между ними белого места. Внутри полученного контура дети закрашивают такими же тычками, сделанными в произвольном порядке. При необходимости рисунок можно дорисовать тонкой кисточкой. (Слайд 13, 14)
Печатание
Можно использовать: поролон, смятую бумагу, пенопласт, листья, ватные палочки и многое другое.
Понадобится: предмет, оставляющий нужный отпечаток, мисочка, гуашь, штемпельная подушечка из тонкого поролона, белая бумага.
Методика рисования: рисунок у детей получается в результате того, что ребенок прижимает предмет к пропитанной краской подушечке и потом наносит оттиск на белую бумагу. Чтобы изменить цвет, следует вытереть штамп и поменять мисочку с краской. (Слайд 15)
Свеча +акварель (Слайд 16)
Восковые мелки + акварель (слайд 17)
Отпечатки листьев (Слайд 18)
Рисование ватными палочками (Слайд 19)
Волшебные веревочки (Слайд 20)
Ниткография
Понадобится: нитка, кисточка, мисочка, краски гуашь, белая бумага.
Методика рисования очень проста: ребенок складывает пополам лист бумаги, потом наносит выбранный цвет на нитку, выкладывает ее на одну сторону бумаги, а второй прикрывает сверху, потом хорошо проглаживает и быстро выдергивает нитку. Когда лист раскрывается, там получается какое-то изображение, которое можно дорисовать до задуманного образа.
Кляксография
Помните, как Буратино расстроил Мальвину тем, что поставил на лист бумаги огромную чернильную кляксу, за что и был отправлен в чулан? Просто Мальвина, наверное, не знала, что существует такой замечательный способ рисования, как кляксография. Мы с вами уже рассмотрели такие направления нетрадиционного рисования как — кляксография с трубочкой и кляксография с ниткой. Осталось рассмотреть кляксографию обычную.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. (Слайд 21)
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». (Слайд 22)